Д э. н. Мусарский М. М. Формирование реальной экономической самостоятельности общеобразовательного учреждения. внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей. технологий в зависимости от их


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выполнела: Максакова Т.А. Педагог дисциплины: «Менеджмент» Формирование реальной экономической самостоятельности общеобразовательного учреждения

3 слайд

Описание слайда:

Планируемый результат обучения Квалифицированный менеджмент школ, способный работать в условиях экономической самостоятельности, отвечать за поставленные результаты и управлять переменами.

4 слайд

Описание слайда:

Основные направления развития системы общего образования в мире A) Новые модели финансирования образовательных учреждений и оплаты труда; B) Содержание образования и контроль за его качеством; C) Управление образовательным учреждением.

5 слайд

Описание слайда:

Понятие экономической самостоятельности Что понимается под данным термином? Свобода деятельности (самоуправление) или реализация законодательных прав (автономия, компетенций). В основе нового экономического механизма в образовании,утвержденного Постановлением Гособразования от 22.09.1989- главный ресурс образовательной реформы

6 слайд

Описание слайда:

Понятие экономической самостоятельности Наиболее полно данный ресурс отражен в в ФЗ «Об образовании» в редакции 1992 года: Самостоятельное распоряжение всеми бюджетными и внебюджетными средствами; Права по использованию имущества; Существенные налоговые льготы.

7 слайд

Описание слайда:

Основные принципы экономической самостоятельности, автономности образовательной организации Для образовательных организаций принцип автономии состоит в том, что образовательное учреждение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем: формирует внутреннюю структуру управления; самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской; распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности; арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем; привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники; оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы; самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств; самостоятельно определяет применяемую систему оплаты труда и материального поощрения работников. Самостоятельно формирует штатное расписание.

8 слайд

Описание слайда:

Основные принципы экономической самостоятельности, автономности образовательной организации Школа самостоятельно определяет: соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда; соотношение фонда оплаты труда педагогического, административно - управленческого и учебно-вспомогательного персонала; внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей; порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональным и муниципальными нормативными актами. Это позволяет школе сократить зоны неэффективной занятости и за счёт внутренних резервов обеспечить существенный рост зарпла­ты лучшим учителям. Однако для решения этих задач руководство школы вынуждено идти на оптимизацию численности персонала

9 слайд

Описание слайда:

Понятие экономической самостоятельности Реализация правового статуса образовательного учреждения- устранение противоречий между бюджетной и хозяйственной самостоятельностью: Контрактные отношения с государством и получателями образовательных услуг; Государственно-общественная система контроля качества (результата) образования; Бюджетное финансирование одним показателем (НПФ); Самостоятельность в утверждении,исполнении и корректировке сметы; Прозрачность и доступность отчетности о деятельности; Понятные процедуры расходования средств(конкурсный отбор); Эффективное использование переданной Учредителем собственности; Эффективны менеджмент(управленческие кадры).

10 слайд

Описание слайда:

Проблемы Ограниченность ресурсов; Существующая система образования неэффективно использует до 25% бюджетных средств и до 49% средств семей т.е отсутствуют стимулы к эффективному использованию бюджетных средств; Конкуренция со стороны других отраслей национальной экономики и систем образования других стран; Система адаптировалась вне фокуса национальных интересов, просто ради своего формального воспроизводства; Бюджетные учреждения нацелены на освоение бюджетных средств, а не на достижение конечных результатов.

11 слайд

Описание слайда:

Проблемы Школа не дает необходимых социальных навыков и навыков коммуникации; Постоянно растущий спрос на образование не обеспечен ресурсами, но тем не менее «удовлетворяется» образовательной системой; Удельное финансирование образовательных программ не обеспечивает даже воспроизводства, не говоря уже о развитии; Отсутствуют стимулы конкурентной среды и поиска организационной ниши образовательной организации.

12 слайд

Описание слайда:

Характеристика старой модели образования Человек должен соответствовать рынку труда «Обратная связь» нужна лишь для помощи и контроля над системой образования Базовые уровни образования должны быть сориентированы только на фундаментальные знания Дополнительное образование или как система досуга или как отраслевая повинность

13 слайд

Описание слайда:

Характеристика новой модели Человек сам выбирает свой образовательный и профессиональный путь и надо сделать так, чтобы этот выбор был всегда возможен (доступность) Необходима «система обратной связи» (качество) Базовые уровни образования должны быть сориентированы на тенденции построения инновационной экономики (соц.заказ) Непрерывное образование будет везде (соц.заказ)

14 слайд

Описание слайда:

Принципы современной модели образования В основу должны быть положены принципы проектной деятельности: открытость образования к внешним запросам; применение проектных методов; логики «деньги в обмен на обязательства»; конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике; адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

15 слайд

Описание слайда:

Новый организационно-финансовый механизм Овладение компетенциями финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения; Нормативное подушевое финансирование функций образовательных организаций; Оптимизации сети образовательных организаций; Новая система оплаты труда; Эффективный механизм деятельности приносящей доход; Новая организационно-правовая форма – автономное образовательное учреждение; Эффективный менеджмент(повышение квалификации руководителей образовательных учреждений);

16 слайд

Описание слайда:

Промежуточные выводы Два основных вывода по результатам ПНПРО состоят в следующем. Во-первых, наиболее получившие широкую поддержку стратегии реформ образования - например, предоставление школам большей автономии или сокращение числа учащихся в классе - не дали ожидаемых результатов; и во-вторых, «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» (особенно это касается начальной школы). Второй вывод выливается в три ключевые рекомендации: 1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди; 2) следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы; 3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование».

17 слайд

Описание слайда:

Зачем образовательному учреждению экономическая самостоятельность? Определение конкретного производителя образовательного продукта(ресурсы, технология, результат); Определение объема ресурсного обеспечения производства образовательного продукта в конкретной школе; Определение соотношения затрат и результата; Определение возможностей и ограничений для определенной организационной формы производителя образовательного продукта; Ответственность школы за конечный результат; Поиск организационной ниши.

18 слайд

Описание слайда:

Экономические отношения в сфере образования Экономические отношения в сфере образования - деятельность людей при предоставлении образовательных услуг в условиях использования ограниченных финансовых,материальных,трудовых и иных ресурсов и соизмерении производимых затрат с достигаемым результатом. Исходя из данного положения и выстраивается логика формирования экономического механизма образовательного учреждения – как в условиях ограниченных бюджетных средств, создать возможности эффективного функционирования. Педагогическая деятельность(отношения)- технология осуществления образовательного процесса

19 слайд

Описание слайда:

Собственность переданное в оперативное управление Государственное или муниципальное образовательное учреждение наделяется учредившим его собственником необходимым для осуществления уставной деятельности имуществом. Собственник передает учреждению имущественные права, которые состоят из права владения имуществом собственника и права пользования этим имуществом. Все имущество Учреждения находится в собственности Учредителя, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления по согласованию с учредителем на основании акта приема-передачи. Полномочия собственника имущества в соответствии с нормативными актами осуществляет государственный (муниципальный) орган управления имуществом. Учреждение вправе владеть и пользоваться закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления.

20 слайд

Описание слайда:

Модель экономического механизма образовательного учреждения Решает задачи: что делать? Как делать? Для кого? Потребители Образовательного продукта Производители Образовательного продукта Экономические ресурсы Образовательный продукт Гос. регулирование

21 слайд

Описание слайда:

Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Что производить? - более жесткая ограниченность ресурсов для образовательного учреждения; - выбор образовательной(педагогической) политики – приоритетная сфера деятельности менеджмента школы; - выбор конкретных продуктов (услуг, товара) определяет общую стратегию развития школы.

22 слайд

Описание слайда:

Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Как производить? - оптимальный подбор ресурсов и технологий в зависимости от их наличия, качества и цен; - однажды избранная технология во многом предопределяет выбор ресурсов; - процессный подход (система управления кадрами, контроля качества, технология сбыта, принципы планирования)

23 слайд

Описание слайда:

Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Для кого производить? - это проблема микро- и макроуровней; - отношения между потребителями (учредителем, родителями,организациями) и менеджментом ОУ; - динамика доходов российских потребителей определяет спрос на образовательные продукты;

24 слайд

Описание слайда:

Задание: Сформулируйте обоснование того, насколько созданная образовательная услуга в Вашем общеобразовательном учреждении является благом для потребителей? Для поиска ответа на данный вопрос попробуйте самостоятельно исследовать природу образовательной услуги как блага.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Основа самостоятельности – договор образовательного учреждения и учредителя в т.ч. Государственный(муниципальный) заказ и задание Автономия образовательного учреждения усилена тем, что законодательство обязывает учредителя строить свои взаимоотношения с образовательным учреждением на договорной, т.е. равноправной, основе. Фактически этим положением признается равноправие образовательного учреждения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как учреждение создано (учреждено).

28 слайд

Описание слайда:

Необходимые условия для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности Правовая база(муниципальные заказ и задание); Управленческие кадры; Информационные технологии:в управлении и бухучете; Создание условий на местном уровне(специалисты управления, ЦБ); Конкурсные условия ресурсного обеспечение; Стратегия развития образовательной организации; Управляющий совет.

29 слайд

Описание слайда:

Правовая база для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности Договор о взаимоотношениях с Учредителем; Устав образовательного учреждения; Договор об оперативном управлении и Регистрация прав собственности; Регистрация прав на землю; Лицевой счет и право финансовой подписи; Трудовой договор руководителя с Учредителем; Трудовые договора с работниками образовательного учреждения; Договора на поставку ресурсов и предоставление услуг образовательному учреждению на основе гражданско-правовых договоров, в частности: подряда, возмездного выполнения услуг, купли-продажи, аренды; Государственные(муниципальные) заказ и задание; Разрешение на деятельность приносящую доход; Локальные акты.

30 слайд

Описание слайда:

Муниципальный заказ. Предполагает выделение поставщику образовательных услуг бюджетных средств на предоставление определённого вида и объёма этих услуг. Принципиальное отличие муниципального заказа - размещение задания на поставку социальных услуг не на принудительной, а на договорной основе. При этом договор должен заключаться по результатам конкурса, т.е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе будет стимулировать рост качества предоставляемых услуг.

31 слайд

Описание слайда:

Муниципальное задание Это комплексный план, определяющий: обязательства муниципалитета по предоставлению населению образовательных услуг за счёт средств бюджета; объём финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий; условия и порядок оказания образовательных услуг, а также требования к эффективной деятельности образовательного учреждения. Внедрение технологии размещения муниципального задания будет ориентировать учреждения не на освоение средств, а на конечный результат - предоставление качественной услуги.

32 слайд

Описание слайда:

Рамочные цели Реализация компетенций бюджетного учреждения по управлению финансово-экономической деятельностью. Включение общественности в управление ОУ. Учет материалов самооценки ОУ, а также учет мнения потребителей услуг при оценке работы учреждения. Публичный отчет. Переход к оценке ОУ и учащихся по принципу шага развития («добавленная образовательная стоимость»), перенос центра тяжести в оценке - с контроля на развитие.

33 слайд

Описание слайда:

Риски и последствия развития финансово-экономической самостоятельности Отсутствие индикаторов эффективности расходования бюджетных средств; Недостаточный уровень квалификации управленцев по финансово-хозяйственным вопросам особенно опыта сметного планирования; Недоработанность технологий НПФ; Противоречивая позиция управленцев органов управления образования; Лишение части полномочий управленцев образования различного уровня, а следовательно, рычагов воздействия; потери монополии в решении вопросов образования; усмотрения определенной конкуренции.

34 слайд

Описание слайда:

ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОУ Рост доходов ОУ: … Расширение деятельности ОУ: … Сокращение издержек ОУ: … Повышение выпуска (производительности) ОУ: … Оптимизация активов ОУ: … Привлечение инвестиций:

35 слайд

Описание слайда:

АУ- в сравнении с БУ БУ (новая редакция) АОУ Право Распоряжения Закрепленным имуществом Не вправе распоряжаться (п.1 ст.298 ГК РФ) Вправе распоряжаться за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым АОУ может распоряжаться только с согласия собственника(п.2 ст.3 Закона) Права в отношении Полученных Доходов Эти доходы при составлении, утверждении и исполнении бюджета включаются в состав его доходов (п.5 ст.41 БК РФ, применяется со дня вступления в силу ФЗ об особенностях использования БУ …). Распоряжается самостоятельно (п.2 ст.3 Закона),в т.ч. средствами, полученными от целевого капитала Права по Привлечению заемных средств Не вправе получать кредиты (п.4 ст. 161 БК РФ) Вправе привлекать: на АОУ не распространяются ограничения БК РФ, установленные для БУ Права по Открытию банковских счетов БУ осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета (п.1 ст.161 БК РФ) Вправе открывать счета в кредитных Организациях(п.3 ст.2 Закона)

36 слайд

Описание слайда:

В каких ситуациях оправдано создание АОУ? АОУ Имеется или возможна конкуренция между поставщиками образовательных услуг (большинство вузов, ссузов, пту, отдельные школы) возрастает влияние потребителей на поставщиков услуг Учреждение занимает монопольное положение на рынке образовательных услуг (многие сельские учреждения) ключевая роль административных методов БУ

37 слайд

Описание слайда:

Самостоятельный баланс или смета? Из статьи 161 БК РФ. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Из статьи 162 БК РФ. ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

38 слайд

Описание слайда:

Государственный заказчик Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ст.4 Государственные заказчики Государственными заказчиками … могут выступать органы власти…, а также уполномоченные указанными органами… власти… на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

39 слайд

Описание слайда:

Устав бюджетного образовательного учреждения Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовых органах, а также иные счета в порядке, предусмотренном Учредителем, печать со своим наименованием, бланки, штампы. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Федерации, а также настоящим Уставом. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Учредителя и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством Российской Федерации и Учредителем. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации бюджетных расходов. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет главный распорядитель средств бюджета - учредитель, в ведении которого находится Учреждение.

40 слайд

Описание слайда:

Устав бюджетного образовательного учреждения Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Учреждение свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат законодательству Российской Федерации, Уставу. Учреждение несет ответственность за использование бюджетных средств по целевому назначению и принимает меры по возмещению или возврату средств нецелевого использования в бюджет Учредителя в полном объеме, в том числе за счет внебюджетных источников;

41 слайд

Описание слайда:

Компетенция директора образовательного учреждения Единоличным исполнительным органом Учреждения является его директор, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Директор Учреждения назначается на должность и освобождается приказом руководителя учредителя. Учредитель заключает (расторгает) с директором трудовой договор Директор действует на основании законов и иных нормативных актов Российской Федерации и города Москвы, Устава, Трудового договора. Он подотчетен в своей деятельности учредителю, заключившему с ним Трудовой договор, и Департаменту имущества города (района) по вопросам, входящим в его компетенцию. Директор действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в государственных(муниципальных) органах, предприятиях, организациях, учреждениях, пользуется имуществом Учреждения в пределах своей компетенции, установленной Трудовым договором, совершает в установленном порядке сделки от имени Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает лицевой счет. Директор в пределах норм по смете доходов и расходов самостоятельно определяет и утверждает структуру Учреждения, его штатный и квалификационный состав, принимает на работу и увольняет с работы работников Учреждения согласно законодательству. Директор в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения. Взаимоотношения работников и директора, возникающие на основе Трудового договора, регулируются законодательством о труде. Директор вправе занимать иные должности и заниматься иной оплачиваемой деятельностью только в случаях и порядке, установленных законодательством.

42 слайд

Описание слайда:

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА ИТ КАДРЫ СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ И ПРОЦЕССЫ Мониторинг Планирование Анализ Контроль Поиск организационной ниши Устав Маркетинг и PR Привлечение обучающихся Договор с Учредитем Аккредитация Взаимодействие с общественностью Оргструктура Корпоративное управление Рабочие процессы и регламенты Управление проектами Система качества Ресурсное обеспечение Финансовое планирование и бюджетирование Бухгалтерский и налоговый учет Управленческий учет Иная приносящая доход деятельность Управление ресурсами Экономический анализ Закупочная деятельность Образовательные уровни/ Программы Методическая деятельность и НИР Требования к выпускникам Интеллектуальная собственность Методики/технологии обучения Средства обучения и управления знаниями Информационные технологии Система поддержки образовательного процесса и методической деятельности Система управления вспомогательными процессами Инфраструктура Информационная безопасность Управление и эксплуатация Привлечение Развитие Мотивация ПП Аттестация Модель компетенций ПП

Под финансовым обеспечением предпринимательской деятельности понимается совокупность форм и методов, принципов и условий финансирования предприятий. Финансовое обеспечение предпринимательства - это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию. Поэтому финансовый менеджмент функционирует в тесной связи с рынком капиталов.

Рынок капиталов представляет собой механизм управления потоками денежных ресурсов, платежных средств, приносящих доход, который зависит от спроса и предложения капиталов, платежеспособности продавцов и покупателей.

Рынок капиталов состоит из нескольких частей - относительно самостоятельных рынков платежных средств. Пожалуй, наиболее значительными являются рынок государственных капиталов и рынок ссудных капиталов.

Всё более активизируется рынок ценных бумаг коммерческих организаций и институциональных инвесторов, а также рынок частного капитала. Рынок капиталов объединяет эмитентов и инвесторов, действуя в их интересах. При этом для финансового менеджера важны аспекты, как текущего финансового обеспечения предпринимательской деятельности, так и долговременного.

Финансовые отношения коммерческих организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Эти принципы находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

В современной учебной литературе пока не сформировалось четкое представление о современных принципах организации финансов предприятий. Так, Л.Н.Павлова к современным принципам финансов предприятий относит: плановость и системность, целевую направленность, диверсификацию, стратегическую ориентированность. Но эти принципы распространяются на предпринимательскую деятельность вообще, их, естественно в определенном аспекте, следует учитывать и при разработке финансовой политики. Тем не менее, они вряд ли могут служить основой для выработки и практической реализации финансовой политики предприятия.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

Рынок стимулирует коммерческие организации к поиску всё новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.

Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимные отношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном прядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998 года, проходит по нормам, установленным законодательно. Законодательно определяется необходимость формирования и размер финансового резерва для акционерных обществ.

        Принцип самофинансирования

Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Таким образом, самофинансирование относится к методам рыночного ведения хозяйства, когда собственных финансовых источников достаточно для финансирования хозяйственной деятельности. Самофинансирование предполагает, что распределяемая прибыль предприятия после платежей в бюджет и во внебюджетные фонды освобождается от государственной регламентации. Прибыль коммерческой организации, амортизационный и иные фонды денежных средств, становятся главными источниками финансирования его экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников. В условиях рыночной экономики обеспечение принципа самофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций.

Самофинансирование имеет целый ряд преимуществ:

Исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);

Предприятие становится менее зависимым от внешнего капитала;

За счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;

Облегчается процесс принятия решений по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.

  • Эффективно ли использовать экономические методы в управлении образовательным учреждением?


Планируемый результат обучения

  • Квалифицированный менеджмент школ, способный работать в условиях экономической самостоятельности, отвечать за поставленные результаты и управлять переменами.


Основные направления развития системы общего образования в мире

  • A) Новые модели финансирования

  • образовательных учреждений и оплаты труда;

  • B) Содержание образования и контроль за его качеством;

  • C) Управление образовательным учреждением.


  • Что понимается под данным термином?

  • Свобода деятельности (самоуправление) или реализация законодательных прав (автономия, компетенций).

  • В основе нового экономического механизма в образовании,утвержденного Постановлением Гособразования от 22.09.1989- главный ресурс образовательной реформы


Понятие экономической самостоятельности

  • Наиболее полно данный ресурс отражен в в ФЗ «Об образовании» в редакции 1992 года:

  • Самостоятельное распоряжение всеми бюджетными и внебюджетными средствами;

  • Права по использованию имущества;

  • Существенные налоговые льготы.


  • Для образовательных организаций принцип автономии состоит в том, что образовательное учреждение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем:

  • формирует внутреннюю структуру управления;

  • самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской;

  • распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;

  • арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем;

  • привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники;

  • оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы;

  • самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств;

  • самостоятельно определяет применяемую систему оплаты труда и материального поощрения работников.

  • Самостоятельно формирует штатное расписание.


Основные принципы экономической самостоятельности, автономности образовательной организации

  • Школа самостоятельно определяет:

  • соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

  • соотношение фонда оплаты труда педагогического, административно - управленческого и учебно-вспомогательного персонала;

  • внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;

  • порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональным и муниципальными нормативными актами.

  • Это позволяет школе сократить зоны неэффективной занятости и за счёт внутренних резервов обеспечить существенный рост зарпла­ты лучшим учителям. Однако для решения этих задач руководство школы вынуждено идти на оптимизацию численности персонала


Понятие экономической самостоятельности

  • Реализация правового статуса образовательного учреждения- устранение противоречий между бюджетной и хозяйственной самостоятельностью:

  • Контрактные отношения с государством и получателями образовательных услуг;

  • Государственно-общественная система контроля качества

  • (результата) образования;

  • Бюджетное финансирование одним показателем (НПФ);

  • Самостоятельность в утверждении,исполнении и корректировке сметы;

  • Прозрачность и доступность отчетности о деятельности;

  • Понятные процедуры расходования средств(конкурсный отбор);

  • Эффективное использование переданной Учредителем собственности;

  • Эффективны менеджмент(управленческие кадры).


Проблемы

  • Ограниченность ресурсов;

  • Существующая система образования неэффективно использует до 25% бюджетных средств и до 49% средств семей т.е отсутствуют стимулы к эффективному использованию бюджетных средств;

  • Конкуренция со стороны других отраслей национальной экономики и систем образования других стран;

  • Система адаптировалась вне фокуса национальных интересов, просто ради своего формального воспроизводства;

  • Бюджетные учреждения нацелены на освоение бюджетных средств, а не на достижение конечных результатов.


Проблемы

  • Школа не дает необходимых социальных навыков и навыков коммуникации;

  • Постоянно растущий спрос на образование не обеспечен ресурсами, но тем не менее «удовлетворяется» образовательной системой;

  • Удельное финансирование образовательных программ не обеспечивает даже воспроизводства, не говоря уже о развитии;

  • Отсутствуют стимулы конкурентной среды и поиска организационной ниши образовательной организации.


Характеристика старой модели образования

  • Человек должен соответствовать рынку труда

  • «Обратная связь» нужна лишь для помощи и контроля над системой образования

  • Базовые уровни образования должны быть сориентированы только на фундаментальные знания

  • Дополнительное образование или как система досуга или как отраслевая повинность


Характеристика новой модели

  • Человек сам выбирает свой образовательный и профессиональный путь и надо сделать так, чтобы этот выбор был всегда возможен

  • (доступность)

  • Необходима «система обратной связи»

  • (качество)

  • Базовые уровни образования должны быть сориентированы на тенденции построения инновационной экономики

  • (соц.заказ)

  • Непрерывное образование будет везде

  • (соц.заказ)


Принципы современной модели образования

  • В основу должны быть положены принципы проектной деятельности:

  • открытость образования к внешним запросам;

  • применение проектных методов;

  • логики «деньги в обмен на обязательства»;

  • конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;

  • адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.


Новый организационно-финансовый механизм

  • Овладение компетенциями финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;

  • Нормативное подушевое финансирование функций образовательных организаций;

  • Оптимизации сети образовательных организаций;

  • Новая система оплаты труда;

  • Эффективный механизм деятельности приносящей доход;

  • Новая организационно-правовая форма – автономное образовательное учреждение;

  • Эффективный менеджмент(повышение квалификации руководителей образовательных учреждений);


Промежуточные выводы

  • Два основных вывода по результатам ПНПРО состоят в следующем.

  • Во-первых, наиболее получившие широкую поддержку стратегии реформ образования - например, предоставление школам большей автономии или сокращение числа учащихся в классе - не дали ожидаемых результатов;

  • и во-вторых, «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» (особенно это касается начальной школы).

  • 1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди;

  • 2) следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы;

  • 3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование».


Зачем образовательному учреждению экономическая самостоятельность?

  • Определение конкретного производителя образовательного продукта(ресурсы, технология, результат);

  • Определение объема ресурсного обеспечения производства образовательного продукта в конкретной школе;

  • Определение соотношения затрат и результата;

  • Определение возможностей и ограничений для определенной организационной формы производителя образовательного продукта;

  • Ответственность школы за конечный результат;

  • Поиск организационной ниши.


Экономические отношения в сфере образования

  • Экономические отношения в сфере образования - деятельность людей при предоставлении образовательных услуг в условиях использования ограниченных финансовых,материальных,трудовых и иных ресурсов и соизмерении производимых затрат с достигаемым результатом.

  • Исходя из данного положения и выстраивается логика формирования экономического механизма образовательного учреждения – как в условиях ограниченных бюджетных средств , создать возможности эффективного функционирования.

  • Педагогическая деятельность(отношения)- технология осуществления образовательного процесса


Собственность переданное в оперативное управление

  • Государственное или муниципальное образовательное учреждение наделяется учредившим его собственником необходимым для осуществления уставной деятельности имуществом. Собственник передает учреждению имущественные права, которые состоят из права владения имуществом собственника и права пользования этим имуществом.

  • Все имущество Учреждения находится в собственности Учредителя, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления по согласованию с учредителем на основании акта приема-передачи.

  • Полномочия собственника имущества в соответствии с нормативными актами осуществляет государственный (муниципальный) орган управления имуществом.

  • Учреждение вправе владеть и пользоваться закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления.


Модель экономического механизма образовательного учреждения

  • Решает задачи: что делать? Как делать? Для кого?


  • Что производить?

  • - более жесткая ограниченность ресурсов для образовательного учреждения;

  • - выбор образовательной(педагогической) политики – приоритетная сфера деятельности менеджмента школы;

  • - выбор конкретных продуктов (услуг, товара) определяет общую стратегию развития школы.


Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики

  • Как производить?

  • - оптимальный подбор ресурсов и

  • технологий в зависимости от их

  • наличия, качества и цен;

  • - однажды избранная технология во

  • многом предопределяет выбор

  • ресурсов;

  • - процессный подход (система

  • управления кадрами, контроля качества, технология сбыта, принципы планирования)


Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики

  • Для кого производить?

  • - это проблема микро- и макроуровней;

  • - отношения между потребителями (учредителем, родителями,организациями) и менеджментом ОУ;

  • - динамика доходов российских

  • потребителей определяет спрос на

  • образовательные продукты;


Задание:

  • Сформулируйте обоснование того, насколько созданная образовательная услуга в Вашем общеобразовательном учреждении является благом для потребителей? Для поиска ответа на данный вопрос попробуйте самостоятельно исследовать природу образовательной услуги как блага.


Образовательный процесс


Критерии эффективности бюджетных расходов


Основа самостоятельности – договор образовательного учреждения и учредителя в т.ч. Государственный(муниципальный) заказ и задание

  • Автономия образовательного учреждения усилена тем, что законодательство обязывает учредителя строить свои взаимоотношения с образовательным учреждением на договорной, т.е. равноправной, основе.

  • Фактически этим положением признается равноправие образовательного учреждения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как учреждение создано (учреждено).


Необходимые условия для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности

  • Правовая база(муниципальные заказ и задание);

  • Управленческие кадры;

  • Информационные технологии:в управлении и бухучете;

  • Создание условий на местном уровне(специалисты управления, ЦБ);

  • Конкурсные условия ресурсного обеспечение;

  • Стратегия развития образовательной организации;


Правовая база для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности

  • Договор о взаимоотношениях с Учредителем;

  • Устав образовательного учреждения;

  • Договор об оперативном управлении и Регистрация прав собственности;

  • Регистрация прав на землю;

  • Лицевой счет и право финансовой подписи;

  • Трудовой договор руководителя с Учредителем;

  • Трудовые договора с работниками образовательного учреждения;

  • Договора на поставку ресурсов и предоставление услуг образовательному учреждению на основе гражданско-правовых договоров, в частности: подряда, возмездного выполнения услуг, купли-продажи, аренды;

  • Государственные(муниципальные) заказ и задание;

  • Разрешение на деятельность приносящую доход;

  • Локальные акты.


Муниципальный заказ.

    Предполагает выделение поставщику образовательных услуг бюджетных средств на предоставление определённого вида и объёма этих услуг. Принципиальное отличие муниципального заказа - размещение задания на поставку социальных услуг не на принудительной, а на договорной основе. При этом договор должен заключаться по результатам конкурса, т.е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе будет стимулировать рост качества предоставляемых услуг.


Муниципальное задание

  • Это комплексный план, определяющий: обязательства муниципалитета по предоставлению населению образовательных услуг за счёт средств бюджета;

  • объём финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий;

  • условия и порядок оказания образовательных услуг, а также требования к эффективной деятельности образовательного учреждения.

  • Внедрение технологии размещения муниципального задания будет ориентировать учреждения не на освоение средств, а на конечный результат - предоставление качественной услуги.


Рамочные цели

  • Реализация компетенций бюджетного учреждения по управлению финансово-экономической деятельностью.

  • Включение общественности в управление ОУ.

  • Учет материалов самооценки ОУ, а также учет мнения потребителей услуг при оценке работы учреждения. Публичный отчет.

  • Переход к оценке ОУ и учащихся по принципу шага развития («добавленная образовательная стоимость»), перенос центра тяжести в оценке - с контроля на развитие.


Риски и последствия развития финансово-экономической самостоятельности

  • Отсутствие индикаторов эффективности расходования бюджетных средств;

  • Недостаточный уровень квалификации управленцев по финансово-хозяйственным вопросам особенно опыта сметного планирования;

  • Недоработанность технологий НПФ;

  • Противоречивая позиция управленцев органов управления образования;

  • Лишение части полномочий управленцев образования различного уровня, а следовательно, рычагов воздействия;

  • потери монополии в решении вопросов образования;

  • усмотрения определенной конкуренции.


ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

  • Рост доходов ОУ:

  • Расширение деятельности ОУ:

  • Сокращение издержек ОУ:

  • Повышение выпуска (производительности) ОУ:

  • Оптимизация активов ОУ:

  • Привлечение инвестиций:


АУ- в сравнении с БУ


В каких ситуациях оправдано создание АОУ?


Самостоятельный баланс или смета?

  • Из статьи 161 БК РФ.

  • Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой .

  • Из статьи 162 БК РФ.

  • ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);


Государственный заказчик

  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

  • ст.4 Государственные заказчики

  • Государственными заказчиками … могут выступать органы власти…, а также уполномоченные указанными органами… власти… на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.


  • Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовых органах, а также иные счета в порядке, предусмотренном Учредителем, печать со своим наименованием, бланки, штампы.

  • Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Федерации, а также настоящим Уставом.

  • Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Учредителя и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством Российской Федерации и Учредителем.

  • Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации бюджетных расходов.

  • При недостаточности лимитов бюджетных обязательств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет главный распорядитель средств бюджета - учредитель, в ведении которого находится Учреждение.


Устав бюджетного образовательного учреждения

    Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Учреждение свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат законодательству Российской Федерации, Уставу.

  • Учреждение несет ответственность за использование бюджетных средств по целевому назначению и принимает меры по возмещению или возврату средств нецелевого использования в бюджет Учредителя в полном объеме, в том числе за счет внебюджетных источников;


Компетенция директора образовательного учреждения

  • Единоличным исполнительным органом Учреждения является его директор, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Директор Учреждения назначается на должность и освобождается приказом руководителя учредителя.

  • Учредитель заключает (расторгает) с директором трудовой договор

  • Директор действует на основании законов и иных нормативных актов Российской Федерации и города Москвы, Устава, Трудового договора. Он подотчетен в своей деятельности учредителю, заключившему с ним Трудовой договор, и Департаменту имущества города (района) по вопросам, входящим в его компетенцию.

  • Директор действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в государственных(муниципальных) органах, предприятиях, организациях, учреждениях, пользуется имуществом Учреждения в пределах своей компетенции, установленной Трудовым договором, совершает в установленном порядке сделки от имени Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает лицевой счет.

  • Директор в пределах норм по смете доходов и расходов самостоятельно определяет и утверждает структуру Учреждения, его штатный и квалификационный состав, принимает на работу и увольняет с работы работников Учреждения согласно законодательству.

  • Директор в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения.

  • Взаимоотношения работников и директора, возникающие на основе Трудового договора, регулируются законодательством о труде.

  • Директор вправе занимать иные должности и заниматься иной оплачиваемой деятельностью только в случаях и порядке, установленных законодательством.




Финансовый менеджмент

  • Финансовое управление анализирует имеющиеся ресурсы и определяет стратегию и тактику по их использованию, по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения выбранных направлений деятельности.

  • Управление финансами включает - финансовое планирование, с такими элементами как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционной программы (в образовательном учреждении, как составная часть программы развития),организации управленческого учета и контроля.

  • Финансовое управление – совокупность правил и методов выработки принятия финансовых и инвестиционных решений.

  • Финансовые решения возникают тогда,когда нужно найти финансовые ресурсы т.е. ответить на вопрос,где взять деньги? В данном случае мы говорим о финансовых активах образовательного учреждения – совокупности его обязательств (по оплате труда, по договорам на получение коммунальных услуг и т.п.)

  • Инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нужно вложить деньг. Принимая инвестиционные решения школа имеет дело с реальными активами – все то, что принадлежит данной организации и является обязательным условием ее деятельности(денежные средства,основные фонды, имущество и т.п.).


Эффективность финансового менеджмента в бюджетном учреждении

  • Показателем эффективного финансового управления является исполнение бюджета, для бюджетной организации – это смета доходов и расходов, формируемая как за счет бюджетных поступлений,так и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности



Финансирование по нормативу стоимости образовательной услуги

  • Цель внедрения данного принципа финансирования - «прозрачное» определение для учреждения объёма бюджетных средств в соответствии с муниципальным заданием путём умножения нормативной стоимости услуги на их количество.

  • Финансирование не учреждения, а услуги создаст стимулы к сокращению издержек и экономии бюджетных средств.


К проблеме оптимизации структуры нормативного бюджетного финансирования (зачем нужна методика расчета НФЗ)

  • Введение понятия малокомплектного образовательного учреждения;

  • Коэффициенты удорожания «стандартной» образовательной услуги

  • Соотношение ФОТ и учебных расходов


ЦЕЛИ НОРМАТИВНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

  • «деньги следуют за учащимися», объем финансирования, прежде всего, зависит от числа учащихся.

  • Финансируется не функционирование образовательного учреждения, а предоставленные им образовательные услуг (выполнение функций бюджетной организации).

  • Отделение функций финансирования от функции оперативного управления хозяйственной деятельности способствует воспроизведению конкурентных отношений среди образовательных учреждений, чтобы привлечь и сохранить численность обучающихся.


Бюджетное финансирование образовательного учреждения


Главная «макро-идея» - экономическое стимулирование изменений

  • Постоянно возникающее приращение бюджетных образовательных средств направлять не на механическое увеличение прежних расходных позиций (при фактические неизменных структурных схемах использования средств), но на использование возникающих «добавленных доходов» в различных стимулирующих формах.


Задание:

    Предположим, количество учащихся городской общеобразовательной школы сократилось в новом учебном году с 1000 до 950 (снижение на 5%). Расходы школы не изменятся, если прежним останется число классов, а следовательно, и количество оплачиваемых учебных часов. Не изменятся и используемые школой помещения, которые так же придётся отапливать, освещать, содержать в чистоте и ремонтировать. Не изменится и потребность школы в учебном оборудовании и т.д. А по предлагаемым нормативам плановые ассигнования этой школе следует сократить на 5%.

  • Предложите варианты позволяющие оптимизировать расходы школы в данных условиях.


Задание

  • Предложите варианты привлечения дополнительных финансовых средств за счет:

  • Изменение контингента учащихся.

  • Эффективное использование ресурсов.

  • Программы развития (инвестиции).

  • Резюме

    Границы самостоятельности образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения

    В новых условиях хозяйствования государственные и муниципальные образовательные учреждения получили права на самостоятельное осуществление финансово-хозяйственной деятельности по реализации уставных целей, а также передаче государственной собственности в оперативное управление.

    Являясь субъектом финансово-хозяйственной деятельности, образовательное учреждение имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом данного учреждения. Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

    Но использовать бюджетные средства по своему желанию государственные и муниципальные образовательные учреждения не вправе из-за целевого финансирования по предметным статьям сметы.

    Образовательное учреждение может осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

    Для осуществления деятельности, предусмотренной уставом, образовательное учреждение может привлекать дополнительные источники финансирования, формируя таким образом внебюджетные средства.

    В соответствии со своими уставными целями и задачами образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе.

    Образовательному учреждению предоставляется право решать широкий круг вопросов, в частности в области организации и оплаты труда:

    Ø утверждать структуру учреждения, штатное расписание и устанавливать должностные оклады и ставки в соответствии с действующими нормами;

    Ø устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда оплаты труда. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества выполняемых работ;

    Ø устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий;

    Ø определять порядок и размеры премирования работников, исходя из эффективности и качества их труда в пределах фонда оплаты труда.



    Границы самостоятельности образовательного учреждения определяются положениями его устава.

    Устав образовательного учреждения является основным документом, регламентирующим его деятельность, в котором в обязательном порядке указываются:

    1) наименование, место нахождения и статус образовательного учреждения;

    2) учредитель;

    3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

    4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

    5) основные характеристики организации образовательного процесса;

    6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

    а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

    б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

    г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

    д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

    е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

    ж) открытия счетов в органах казначейства;

    7) порядок управления образовательным учреждением;

    8) права и обязанности участников образовательного процесса;

    9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

    Кроме этого в качестве отдельных разделов могут быть представлены иные направления в виде предпринимательской, научно-консалтинговой, международной и внешнеэкономической деятельности, а также вопросы реорганизации и ликвидации образовательного учреждения. В качестве отдельного раздела должен быть определен порядок внесения изменений в устав образовательного учреждения.

    Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

    Устав образовательного учреждения, изменения и дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) трудового коллектива и представителей обучающихся и утверждаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится это учебное заведение.

    1. Хозяйственный механизм в системе образования представляет собой совокупность форм, методов и инструментов управления этой системой.

    2. Развитие образования в настоящее время происходит в соответствии с важнейшими направлениями хозяйственного механизма, охватывающими вопросы финансирования, управления, стимулирования трудовых коллективов и отдельных работников.

    3. Переход России на новые условия хозяйствования способствовал формированию рынка образовательных услуг как социально-ориентированного механизма обеспечения связи между производителями и потребителями благ в образовании.

    4. Развитие рыночных отношений в России привело к необходимости использования маркетинга как одного из инструментов повышения конкурентоспособности образовательного учреждения. Объектом маркетинга выступает образовательная услуга, имеющая ряд особых черт.

    5. Существующий хозяйственный механизм в образовании предполагает использование на уровне отдельного образовательного учреждения в качестве важнейшего инструмента управления планирование и прогнозирование развития этого учреждения.

    6. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» решение вопросов организации и управления образовательной деятельностью осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Первичным звеном в сфере образования являются образовательные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности.

    7. Образовательные учреждения вправе самостоятельно решать основные вопросы производственно-хозяйственной деятельности и социально-экономического развития.

    8. Границы самостоятельности образовательного учреждения определяются законодательными актами и положениями устава образовательного учреждения.

    9. Устав является основным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений.

    1. Что представляет собой хозяйственный механизм и какова его специфика в системе образования?

    2. Каковы основные цели перехода к новой системе хозяйствования в сфере образования?

    3. Перечислите главные направления хозяйственного механизма в рассматриваемой отрасли.

    4. В чем состоит механизм планирования хозяйственной деятельности образовательного учреждения?

    5. Какие требования предъявляются к целям, которые преследуют образовательные учреждения для достижения максимальной эффективности?

    6. Что представляет собой система управления образованием?

    7. Почему система органов управления образованием является неотъемлемой частью сферы образования?

    8. Какую роль играют общественные структуры управления образованием?

    9. В чем проявляется в настоящее время расширение самостоятельности образовательных учреждений?

    10. Какова сущность понятия образовательная услуга?

    11. Перечислите отличительные черты образовательной услуги.

    12. Дайте характеристику Устава вашего образовательного учреждения.


    Глава 3. Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений

    Основной проблемой данной главы является характеристика ресурсов образовательного учреждения, необходимых ему для эффективного осуществления уставной деятельности, учитывая при этом, что средства, находящиеся в распоряжении как отдельного хозяйствующего субъекта в виде образовательного учреждения, так и общества в целом, ограничены.

    3.1.Закон РФ «Об образовании» об основах финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения

    Образовательные учреждения непосредственно занятые оказанием образовательных услуг, выступают составной частью экономической системы России. Поэтому существенные изменения в экономике государства отражаются на деятельности всех учреждений системы образования.

    Трансформационные процессы в экономической системе оказали непосредственное влияние на все аспекты деятельности образовательных учреждений, в частности на законодательную базу, финансовую деятельность и организацию учебного процесса.

    Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений даются в главе IV Закона РФ «Об образовании», которая называется «Экономика системы образования». Следует подчеркнуть, что понятие «экономика» впервые применительно к образованию было закреплено в этом законе. В нем раскрываются наиболее важные элементы системы образования, так, в ст. 39 характеризуются отношения собственности в системе образования, которые определяют основы организации экономической деятельности образовательного учреждения. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности, которые находятся в оперативном управлении данного учреждения. Поэтому образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективность использования закрепленной за этим учреждением собственности. Образовательному учреждению дано право выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.

    В ст. 41 говорится о финансировании образовательных учреждений, которое осуществляется в соответствии с законодательством на основе договора о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем.

    Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений – на основе федеральных нормативов и нормативов субъектов Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

    Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном федеральным законодательством, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

    Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.

    Ст. 42 «Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования» определяет порядок финансирования и использования финансовых средств этих учреждений. Так, в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам. Государственные и муниципальные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств.

    В ст. 43 закреплены права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами, что позволяет ему самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат.

    В ст. 45 «Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений» отмечается, что эти учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями. Однако следует особо отметить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

    Образовательное учреждение в соответствии со ст. 47 вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

    Президентом Российской Федерации 8 мая 2010г. подписан Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», направленный на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.

    Данный закон направлен на развитие финансовой самостоятельности образовательных учреждений при сохранении высокой степени государственного и повышении общественного контроля за эффективностью расходования средств.

    Основными причинами проведения реформы государственных и муниципальных учреждений стали низкое качество значительной части их услуг, предоставляемых гражданам, а также неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых учреждениям для их оказания. Чтобы решить эти проблемы, потребовалось принятие ФЗ-83. Именно он заложил правовые основы для проведения реформы.

    Основные цели Законопроекта обусловлены необходимостью решения следующих задач:

    Создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг;

    Внедрение элементов рыночности в деятельность государственных (муниципальных) учреждений;



    Переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и затем их «освоения» на максимальный учет интересов потребителей услуг;

    Ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;

    Активизация развития материальной базы государственных (муниципальных) учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;

    Привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;

    Создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений;

    Обеспечение больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений.

    Основой нового закона является выделение трех типов учреждений. В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ типами государственных, муниципальных учреждений признаются: автономные, бюджетные, казенные (Статья 120 ГК РФ).

    Государственное или муниципальное учреждение может быть создано путем изменения типа соответственно государственного или муниципального учреждения в порядке, предусмотренном статьей 171 ФЗ «О некоммерческих организациях». Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.

    Основное: все три формы - это государственные учреждения и форма собственности - государственная (федеральная, региональная) или муниципальная.

    Формы различаются по степени независимости от государства и степени финансово-хозяйственной самостоятельности.

    Казенные учреждения - учреждения самые зависимые от учредителя.

    (Учредитель – это физическое или юридическое лицо, которое принимает участие в создании (учреждений) субъекта хозяйственной деятельности (предприятия) или единолично (100% доля владения). Имеет право участвовать в управлении делами учреждения, предприятия права принятия решений по распоряжению прибыли этого предприятия)

    Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки:

    – финансовое обеспечение – на основе бюджетной сметы;

    – действует от имени публично-правового образования;

    – право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет

    – лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);

    – закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (далее – Закон N 94-ФЗ);

    – бухгалтерский учет – по бюджетному плану счетов. Некоммерческие организации. Финансирование по смете, счета в казначействе. Внебюджетная деятельность – в доход бюджета, у учреждения самостоятельность практически нулевая. В тоже время сохраняется субсидиарная ответственность учредителя.

    (Субсидиарная ответственность – это вид дополнительной финансовой ответственности за все непогашенные долги организации перед кредиторами и уполномоченными органами.)

    Бюджетные учреждения (новые) – некоммерческие организации. Перерегистрация не требуется. Учреждения остаются в казначействе. Их бюджет формируется по смете. Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует. Бюджет формируется на основе госзаданий.

    (Госзадание – это документ устанавливающий требования к составу, качеству и объему (содержанию) деятельности учреждения)

    Для данного типа мало что изменяется по сравнению с существующим положением (за исключением исчезновения субсидиарной ответственности). На эту форму распространяется действие 94- ФЗ, то есть все закупки производятся по процедуре конкурсов. Банкротство невозможно. Следовательно, при неплатежеспособности бюджетных учреждений учредитель не отвечает по его долгам.

    В то же время, долги с таких учреждений взыскать можно. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений реализуется на лицевые счета учреждения (на какие, выбирается самим учреждением), а при отсутствии достаточных средств на лицевых счетах в течение трех месяцев, на имущество в соответствии с порядком обращения взыскания на средства бюджетных учреждений 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

    Таким образом, при отсутствии субсидиарной ответственности по долгам отвечать будет не учредитель, а само учреждение государственным (муниципальным) имуществом.

    Автономные учреждения . Наибольшая степень самостоятельности полномочий и ответственности. Расчетные счета можно открывать в коммерческих банках и тем самым выйти из-под казначейства. Но можно остаться и в казначействе.

    Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует также как и в бюджетных учреждениях. Отношения с бюджетом оформляются также через государственное (муниципальное) задание.

    Но у автономного учреждения существенно больше полномочий и прав. Оно самостоятельно в распоряжении внебюджетными поступлениями, которые поступают на его счета в банке. Оно самостоятельно при заключении договоров, на них не распространяется обязательство покупать товары и услуги по конкурсной процедуре в соответствии с 94-ФЗ.

    Тип «казенное учреждение» и «бюджетное учреждение» - выбирает учредитель. Для того чтобы стать автономным учреждением, необходимо обращение трудового коллектива учреждения к учредителю, который и принимает решение.

    Таким образом, разные типы учреждений имеют

    разную степень финансово-хозяйственной самостоятельности;

    разную степень ответственности руководителя учреждений;

    разную возможность использования заработанных учреждением денег.









2024 © sattarov.ru.