Является ли негосударственное образовательное учреждение коммерческой организацией. Негосударственное образовательное учреждение: участник правоотношений в сфере образования


Какая форма деятельности удобнее, — ЧОУ или АНО — такой вопрос задают предприниматели, решившие заняться оказанием услуг в сфере образования. Пытаясь ответить на данный вопрос, сначала следует определиться с понятиями. ЧОУ, или частное образовательное учреждение — это организация, оказывающая платные услуги в сфере образования для различных групп населения: обучение, переподготовку и т.д. Автономная некоммерческая организация (АНО) — это организация, учрежденная гражданами (юридическими лицами) для предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и других. Образовательное учреждение может создаваться в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации. Некоммерческая организация осуществляет свою деятельность на основе взносов.

Общие принципы

Под образовательной деятельностью понимается деятельность, направленная на передачу ученикам и слушателям определенных знаний, навыков, профессиональной подготовки, переподготовки, квалификации и т.п. Регистрация и деятельность обоих форм организаций регулируется Федеральными законами «Об образовании» и «О некоммерческих организациях». При этом образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными.

Какие законы регулируют деятельность образовательных организаций

Согласно Федеральному закону «Об образовании», образовательную деятельность могут осуществлять юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом государственные и частные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Это значит, что коммерческие организации не могут вести образовательную деятельность.

Перечень документов, необходимых для регистрации образовательного учреждения, практически идентичен перечню, необходимому для регистрации автономной некоммерческой организации.

Документы для регистрации частного образовательного учреждения

  • устав, соответствующий ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об образовании»;
  • заявление по форме РН0001;
  • протокол/решение о создании ЧОУ;

Документы для регистрации автономной некоммерческой организации

  • паспортные данные и ИНН учредителей — физических лиц, руководителя и членов коллегиального исполнительного органа;
  • сведения из госреестра об учредителях — юридических лицах и копии их учредительных документов, наименование создаваемой АНО;
  • полный перечень видов деятельности (коды ОКВЭД);
  • сведения об избранной системе налогообложения (общая, упрощенная);
  • сведения о юридическом и фактическом адресах организации.

Системе негосударственных учебных заведений в нашей стране уже 12 лет. Частные школы и гимназии, центры общественных и религиозных организаций — все они давно и прочно заняли свою нишу в сфере образования. Количество негосударственных школ составляет примерно 5—6% от числа всех общеобразовательных учреждений. В Москве сегодня 225 таких школ. Есть из чего выбрать. Только перед родителями большинства дошколят неминуемо встает вопрос: а ради чего? Ведь негосударственные учебные заведения осуществляют такой же образовательный процесс, как и государственные школы. Только их учредителем является не государство, а какое-либо предприятие или частные лица. В подавляющем большинстве случаев НОУ финансируются за счет средств родителей. Родители оплачивают прежде всего учебный процесс, а кроме того — питание, дополнительные образовательные услуги и материально-техническое обеспечение учреждения.
Так стоит ли ежемесячно выделять из семейного бюджета солидную сумму, чтобы ребенка научили всему тому, чему его и так бесплатно научат в государственной школе? Наш корреспондент делится своими впечатлениями.

Впечатление первое. Департамент образования г. Москвы.

В Департамент я пришла с четкой целью: выяснить, какая система образования лучше, какая хуже, и вообще, зависит ли качество образования от того, сколько денег вкладывают в него родители? Но начальник Управления дошкольного и общего среднего образования Ольга Николаевна Держицкая с такой постановкой вопроса была категорически не согласна.
—Качество образования зависит прежде всего от профессионального уровня учителя. А это зависит от возможности постоянно его повышать, а возможность совершенствовать свое образование, в свою очередь, зависит от финансового положения учителя и в том числе от его заработной платы. Учителя негосударственных школ имеют такой же профессиональный уровень, как и учителя государственных заведений. Все они получили примерно одинаковую подготовку.

— Почему же тогда в обществе сложилось устойчивое мнение, что в частной школе ребенок получит более качественное образование?
— В негосударственном учреждении есть возможность использовать индивидуальный подход, уделять внимание каждому ребенку. В классах таких школ сравнительно мало учеников, и наряду с учителями работает много разных специалистов — психологов, логопедов и так далее. Учителю частной школы легче изучить особенности ребенка, его возможности, наклонности и построить для него индивидуальный путь обучения. С другой стороны, профессионализм педагога, работающего с малым количеством учеников, должен быть гораздо выше, чем у учителя обычной школы. Если при работе с классом в 30 человек чаще всего используются «фронтальные» формы работы, которыми легко
оправдать любые огрехи малоквалифицированного учителя, то в классах, где всего 7—10 человек, этот номер не пройдет.
В НОУ чаще, чем в обычные школы приходят дети разного возраста: одни поступают в 1 класс, другие переводятся из любого другого класса обычной школы. Представьте себе: в классе сидит 5 человек, и у каждого — свой особый образовательный путь, разные навыки и разный уровень подготовки, непохожие образовательные программы. В государственной школе бывают разные классы: гуманитарный, математический, коррекционный, гимназический, и дети попадают туда в зависимости от своих способностей. В частной же школе все эти дети могут оказаться в одном классе! И учитель должен построить процесс обучения таким образом, чтобы каждый из этих детей получил достаточный уровень образования и интенсивно развивался. Это очень сложно. Более того, учитель частной школы должен учить ребенка так, чтобы тот при переходе в любую другую школу был бы столь же успешен в учебе.
«Миграция» детей из одного НОУ в другое, из частных школ — в государственные, и наоборот, к сожалению, достаточно частое явление. Экономическая ситуация как в стране, так и во многих семьях, нестабильна. Сегодня родители способны оплачивать обучение, завтра — нет. А ведь когда ребенок приходит из частной школы в государственную, его уровень подготовки очень внимательно проверяют. Не дай Бог, если у ребенка обнаружится какой-то пробел. Все «шишки», естественно, «валятся» на НОУ: «как же так, мы платили такие деньги, а его недоучили!» Родители даже в праве подать на НОУ в суд, потребовать вернуть часть затраченных средств, и закон на их стороне. В общем, НОУ очень серьезно подходят к этой проблеме: каждому ребенку выстраивают свою программу, постоянно проводят независимую экспертизу и диагностику уровня обучения. Юный ученик, в какую бы школу он затем ни попал, должен быть там успешен, должен подтвердить свой уровень и свои отметки. От его успешности зависит имидж и репутация негосударственного учреждения.

— Какие учителя работают в НОУ?
— Все учителя оканчивают одни и те же педагогические вузы. Почти все имеют опыт работы в государственной школе. Но НОУ вкладывают определенные средства в обучение своих педагогов, в повышение их квалификации. Многие педагоги не выдерживают большую нагрузку и возвращаются в обычные школы. Однако, в тех НОУ, которые существуют больше 5 лет, уже сформировались стабильные коллективы.

— Как складываются взаимоотношения учеников и учителей в частных школах? Достаточно ли уважительно дети богатых родителей относятся к педагогам?
— Странно вы рассуждаете — «богатые родители...» У большинства родителей учеников частных школ высокий уровень образования, они прекрасно владеют иностранными языками, но прежде всего, они — профессионалы в своей области. И потому они крайне внимательно относятся и к образованию своих детей. А те понимают, что высокий уровень образования необходим для того, чтобы чего-то добиться в жизни, чтобы стать достойными преемниками дела своих родителей. Учитель, который профессионально грамотен, вызывает у таких детей только уважение.

Впечатление второе: Негосударственная школа.

Расскажу вам об одной школе. Типичной ее назвать трудно. Не потому, что плата за обучение здесь невысока. А потому, что типичную частную школу найти нелегко: у каждой свои особенности. Учредитель этого НОУ — крупное авиационное предприятие, которое ежегодно финансирует учебу 25% школьников, остальные платят ежемесячно 7,5 тысяч рублей. В стоимость обучения входит трехразовое питание, продленный день и самые разные кружки, включая игру на фортепиано и авиамоделирование. Школа занимает небольшое двухэтажное здание, где прежде был детский сад . Места тут нет ни для бассейна, ни для спортзала, поэтому за ребятами регулярно приезжает автобус и увозит: кого — на теннисные корты, кого — в бассейн. Зато у каждого класса начальной школы есть своя игровая комната, в просторной библиотеке сразу два зала, а компьютерный класс оборудован новейшей техникой. Прекрасно обустроен школьный двор. Вообще, все довольно скромно, без излишней роскоши, но зато очень тихо и по-домашнему уютно. Детей, кажется, по пальцам можно перечесть: в одном классе семь человек, в другом — восемь, а ребята из 10 класса вообще появляются нечасто, потому что они на экстернате. Не слышно резких звонков и шумной беготни на переменах. Только у первоклашек в комнате звенит время от времени маленький переливчатый колокольчик — для того, чтоб дети чувствовали время и урок от переменки отличали.
Надо признаться, что все дети на уроке вовлечены в учебный процесс. Учитель от каждого требует активного участия, так что ленивому или отстающему не отсидеться молча в укромном уголке, рисуя чертиков на обложке тетради. Ну а если ребенок совсем «не тянет» — учитель после уроков будет с ним заниматься. Столько, сколько нужно, без всяких доплат. Между прочим, на 90 детей здесь приходится 45 сотрудников! Замечательно, ничего не скажешь. Но есть тут и свои сложности, о которых поведала директор и основатель школы Таисия Петровна Скобликова:

—Я до сих пор не уверена, что лучше для ребенка средней школы — негосударственная система образования или государственная? Да, начальная школа должна быть более комфортной для ребенка, это точно. В государственной школе малышу легко потеряться, разочароваться, сломаться, или наоборот, расслабиться. А частная школа не допустит этого и не навесит на ребенка штамп неудачника или отличника. Но что касается детей среднего и старшего возраста, то им комфортные условия уже противопоказаны! Они привыкают надеяться не на себя, а на педагога: он все объяснит, «разжует», поможет справиться с трудной задачей. Учитель частной школы никогда не поставит двойку, а всегда даст возможность пересдать предмет и исправить оценку. Это приводит к тому, что ребенок перестает работать самостоятельно и качественно. Что же он будет делать в институте, где никто его вытягивать не станет? Там очень много студентов, там каждый — сам за себя. И переход этот может оказаться для выпускника частной школы очень трудным. Другое дело — государственная школа, где учится не 100 человек, а 800—900. Там приходится бороться за свое выживание и за свою оценку. Там зачастую нет возможности исправить неверный ответ, там сразу поставят «два», и это, конечно, мобилизует ребенка. У меня самой трое детей, и я создавала эту школу для того, чтобы дать им хорошее образование. Но я до сих пор не могу окончательно решить, какая система
образования лучше.

— Родители, которые оплачивают учебу, выдвигают ли какие-то условия?
— Когда мы начинали работать, была такая тенденция — требовать хорошую оценку: «Я заплатил деньги, почему у моего ребенка «три»?» Приходилось объяснять, что родители платят не за отметки, а за знания. Если сегодня ребенок не тянет какой-то предмет, допускает много ошибок, он не получит хорошую оценку. При этом мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы ученик подтянулся и исправил отметку.
Я очень боялась вначале, что учителя будут как-то выделять тех, кто не платит за учебу, будут занижать им отметки, меньше заниматься с ними. К счастью, удалось избежать неравенства. Дети из очень богатых семей необыкновенно скромны, культурны, а главное — целеустремленны. Да, они понимают, что их родители действительно добились в жизни многого. Но чего добились они сами? Пока — ничего. У нас школа со строгими правилами, и любая попытка детей выяснить, чьи родители круче, пресекается на корню.

— Но разве это типичная ситуация для частных школ?
—Школы очень разные. Прежде чем открывать свою, я познакомилась с одним очень элитным загородным заведением. Я отдала туда своего ребенка, а потом поняла, что плачу эти огромные деньги, фактически, за воздух, а не за образование. Там ученик идет на урок — за ним два охранника несут вещи. Он сел за парту, немного поработал, потом ему надоело — он положил ноги на стол и отдыхает. И каким-то родителям это нравится! Я же считаю, что школа, в первую очередь, должна научить ребенка трудиться. Дать ему не только образование, но и воспитание. Как можно позволять ученику повышать голос на взрослого? Приходит в класс и говорит своей няне — «Выйди вон, жди меня там, за дверью!» В нашей школе такая ситуация просто недопустима!
— Тяжело будет ученику при переходе из частной школы в государственную?
— Что касается уровня знаний — зависит от школы. Если наш ребенок перейдет в физико-математическую школу, то ему будет очень тяжело, потому что мы делаем упор на гуманитарные предметы. Но перейти в любую языковую школу или лицейский класс гуманитарного профиля — никаких сложностей. Проблема в другом — в отношении учителей к новенькому. Нередко стараются показать, что он отстает, не дотягивает, что его ничему путному в частной школе не научили. Цель ясна — вынудить родителей на частные уроки. Это же огромная проблема! Учителя государственной школы используют любую возможность для того, чтобы заработать деньги! Вы знаете, что благодаря частным урокам, средняя зарплата хорошего учителя государственной школы — не меньше $350! Я уверяю вас, что все дети, которые имеют в государственной школе оценки 4—5, занимаются с репетитором! В начальной школе учителя берут, в среднем, по 100 рублей, в средней школе — примерно по 10$ за урок. У нас в государстве сегодня бесплатного образования нет! Тем более — в Москве.
Самые лучшие и заслуженные учителя сегодня работают или в государственной школе, или совмещают два места работы, но окончательно в негосударственную школу они не уходят: ответственность там очень большая, работа с утра до позднего вечера, а зарплата — $300, и все. Если ученик отстает — учитель обязан заниматься с ним все за ту же зарплату, потому что родители больше не доплатят ни копейки. Учитель государственной школы имеет льготный стаж, надбавки к зарплате, статус социально незащищенного человека — ничего этого в частных учреждениях нет.

Негосударственная школа

Достоинства:

    в классах мало детей, и каждому уделяется больше внимания

    комфортные условия для учебы, вежливое отношение к детям

    есть возможность доставки ребенка до учреждения и обратно на школьном автобусе

    есть учителя по всем предметам

    внимание уделяется не только отстающим, но и развитым, одаренным детям

    все дополнительные развивающие занятия на базе школы — спортивные секции, музыка, рисование проходят бесплатно

    хорошее техническое оснащение

    возможность исправить оценку и пересдать предмет

    дети нацелены на учебу

Недостатки:

    качество обучения и набор услуг не стоят запрашиваемых денег

    за деньги рисуют «пятерки», не давая реальных знаний

    домашняя атмосфера

    школы расслабляет учеников некультурное (а порой — и хамское)

    поведение отдельных «крутых» учеников по отношению к учителям и к детям менее обеспеченных родителей

    в школе царит атмосфера вседозволенности

    есть проблемы при переводе в государственную школу

Впечатление третье: мнения частных лиц
Эти впечатления настолько разнообразны, насколько различны вкусы и опыт двух пар родителей. Порой взгляды взрослых на одну и ту же школу расходятся с точностью до наоборот. Поэтому, выбирая школу, прислушайтесь, в первую очередь, к собственным ощущениям, лично познакомьтесь с учителем, директором, а потом уже — с учениками этой школы и их родителями. Подумайте, что вам важнее всего? Дисциплина и порядок в школе? Тогда стайка курящих старшеклассников перед входной дверью будет весомым доводом против. Спортивно—оздоровительная программа? Тогда познакомьтесь с врачом, учителем физкультуры, спортивным оснащением школы. Языковая подготовка? Преподаватель, являющийся носителем языка, контакты с языковым ВУЗом и большой процент детей, поступающих на бесплатное отделение этого ВУЗа, станут убедительным доводом «за». Не постесняйтесь расспросить учителя о методике его работы, об отношении к отстающим и к способным детям, а также об используемой им программе развивающего обучения.
Удачного вам выбора!

Суммируя отдельные высказывания в сводной таблице, мы ни в коем случае не составляем некий общий портрет негосударственной школы — такой портрет невозможен в принципе, слишком уж они непохожи друг на друга. Эти мнения родителей и учителей относятся к НОУ из самых разных районов г. Москвы.

Что обязаны знать родители?
Приказ от 5марта 2002г практически ничего не поменял в правилах приема малышей в 1-й класс: принимать в школы обязаны с 6,5лет, но учиться в начальной школе теперь будут 4 года, а не три. В приказе МКО от 5марта 2002г в пункте 1.5 написано, что «при приеме не допускать испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по учебным дисциплинам и предметам». Собеседовать могут лишь на отвлеченные темы. Незнание букв и цифр не может служить поводом для отказа в зачислении.

Оформляем документы. Как не попасть впросак с НОУ?
Для начала надо узнать имеет ли школа лицензию Комитета образования и государственную аккредитацию. Будьте бдительны! Лицензия может выдаваться учебному заведению либо на 1 год, либо на 5 лет, и в том, и в другом случае она не должна быть просрочена. С аккредитацией то же самое. Школа может быть аккредитирована на 1, 2, и 3 ступень образования (то есть начальная, средняя и старшая школа). Если аккредитации нет, а такое бывает довольно часто, то, скорее всего, неаккредитированная школа заключила договор с местной школой или школой - экстернатом. А это значит, что выпускной экзамен ваш ребенок будет сдавать не НОУ, а в общеобразавательной школе. В аттестате будет указано, что ученик закончил ту школу, где сдавал экзамены.
Маленький, но очень существенный нюанс: в аттестате фиксируются названия дисциплин, изученных школьником, и оценки. При отсутствии аккредитации запись о дополнительных предметах не появится.

Школьные причуды
Говорят, что оценки не будут ставить детям до 6-го класса. Некоторые школы в качестве эксперимента уже отказались от оценок во всей начальной школе. Были проведены психофизические обследования первоклассников, показавшие, что низкие отметки являются сильным психотравмирующим фактором и снижают работоспособность ребенка. Исследования, проведенные психологами, показывают, что только к 3-му классу дети начинают учиться ради получения положительных оценок.

Планы на будущее
Школьникам придется учиться двенадцать лет, но они смогут поступить в вуз без экзаменов. К 2005 году как минимум 60% школ предполагается оборудовать компьютерными классами, подключенными к Интернету. И если все пойдет по плану, то к 2010 году на четверых учащихся будет приходиться один компьютер. К этому времени на уроках информатики будут изучать не только банальный BASIC, но и специальные прикладные программы.

Маленькие хитрости учителей:
Несмотря на все «За» и «Против» отметки все - таки в школе ставят. Однако, отметки и оценки разная вещь. Во-первых, вместо оценки можно написать всем известные устные и письменные замечания: «молодец, хорошо, старайся быть внимательнее, см. (смотрела).» Во-вторых, за хорошо выполненные задания учителя раздают маленькие презентики. Например, наклейки, которые ученик может прикрепить к тетрадке. Чем их больше - тем успешнее ученик. В-третьих, в конце учебного дня дети закрашивают определенным цветом клеточки на листке («хорошо», «довлетворительно»). О значении цвета учитель и дети договариваются заранее.

В рамках эксперимента
С сентября 2004 года в России планируется начать эксперимент по введению в 9-х классах школ профильного обучения. Специалисты будут помогать девятиклассникам в выборе профессии, а само профильное обучение планируется начать на всей территории России с 10-го класса в 2005 году.
Переход на профильное обучение старшеклассников в России предусмотрен Концепцией профильного обучения, утвержденной министерством образования в 2002 году.
Основная цель профильного обучения - разгрузить школьные программы и предоставить школьнику старших классов возможность углубленного обучения тем предметам, которые его больше увлекают и будут необходимы для его дальнейших жизненных планов, в том числе для поступления в вуз. С этой целью в школах будут создаваться профильные классы, либо образовываться профильные школы.
Для тех учеников, которые к концу 9-го класса еще не определились со своими дальнейшими планами, останутся непрофильные общеобразовательные учебные заведения и классы, где с учениками будет вестись работа по профориентации.

Знаете ли вы, что...
В 13 государственных школах Москвы уже 4 года проходит эксперимент: для каждого учащегося 10—11 классов выстраивается индивидуальный путь обучения. Старшеклассник сам выбирает себе учебный план, определяя глубину изучения того или иного предмета. Этот эксперимент приближает государственные школы к возможностям индивидуализации обучения, которые есть у частных учебных заведений. Номера этих школ: 218, 429, 1131, 1277, 1290, 1504, 1508, 1515, 1517, 1530, 1552, 1557, 1580.

Образование без границ
Ребенок едет за границу. Один... В первый раз. Родители судорожно собирают чемоданы: «Шесть пар трусиков, 12 маечек, 10 пар штанов, пару свитеров, ботиночки легкие, ботиночки теплые, тапочки, шерстяные носки... Ах, да, забыли зонтик! Англия — страна, где часто идут дожди!.» Надо предугадать все до последней мелочи, что «там» может понадобиться. И вот уже аэропорт. Взрослые рассеивают последние детские страхи оптимистичными заявлениями: «Все будет хорошо». Сами в глубине души пытаются в это поверить...

Дети знаменитых

Родион Газманов:
Я учился два года в частной школе в Англии. Это был уровень 10 и 11 классов нашей общеобразовательной школы. Но программы очень разные. Во-первых, там делается упор на гуманитарные предметы, на спортивные занятия, искусство, музыку. Со своей «тройкой» по алгебре, я оказался там отличником по математике. Во-вторых, в нашей школе изучают более широкий спектр предметов и в большом объеме, который далеко не всегда и не всем нужен. В Англии объем информации меньше (особенно это относится к точным наукам), и к тому же, есть возможность выбирать те или иные предметы для более глубокого изучения.
У нас в стране появилось 2-3 частные школы подобного уровня, где примерно за те же деньги можно столь же хорошо овладеть английским языком, как и за границей. Но для меня несомненным плюсом было то, что я оказался вдали от папы и мамы. Это научило меня самостоятельно принимать решения. К тому же, уезжая за границу, ты оказываешься в иноязычной среде, и для того, чтобы быстрее освоить язык — это лучший способ. Я хорошо знал английский язык уже до поездки в Англию. Но даже если ты приезжаешь туда с «нулевым» знанием языка, уже через 3-4 недели можешь общаться и понимать других.
Недостаток учебы в Англии для меня был только один: полученных там знаний по математике оказалось недостаточно для поступления в Финансовую Академию. Мне пришлось очень серьезно заниматься с педагогами, чтобы хорошо сдать вступительный экзамен. Ничего страшного. Для меня гораздо важнее то, что в Англии я стал более самостоятельным человеком.

* В расчетах используются средние данные по России

Часть первая: юридические тонкости

В настоящее время психология как наука и как специализация получила невероятно широкое распространение. Количество практических психологов на сегодняшний день немногим уступает числу менеджеров, экономистов и юристов. При этом, к сожалению, качество современного специального образования постепенно снижается, как отмечают эксперты.

Устроиться на работу новоиспеченному психологу, который только окончил вуз, весьма непросто: в большинстве компаний таких вакансий нет, а на имеющиеся (и далеко не всегда профильные) вакансии, как правило, высокий конкурс. Поэтому большая часть выпускников, которые хотят работать по специальности, задумываются над ведением частной практики. Впрочем, даже их более опытные коллеги, проработавшие несколько лет на «психологическом поприще», рано или поздно приходят к мысли об открытии собственного частного кабинета. При наличии достаточных средств и уверенности в своих силах (а также, в идеале, надежных коллег, которые могут стать партнерами по бизнесу) специалист с психологическим образованием может попробовать открыть целый психологический центр, где будут проводиться индивидуальные консультации, групповые занятия, тренинги и семинары. Наконец, самый «высший пилотаж» в психологической практике – это центр дополнительного образования в области психологии. Чем же отличается центр дополнительного образования от других видов подобного бизнеса, и какие организационные вопросы придется решать его учредителям?

Вид будущего центра: дополнительное или дополнительное профессиональное образование?

Для начала попробуем разобраться в терминах и в специфике подобных заведений. Существует несколько подвидов дополнительного образования. В частности, сюда относится дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей и взрослых «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» (гл. Х, ст. 75, п. 1 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), и осуществляется в рамках дополнительных общеобразовательных программ, которые делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Проходить обучение по различным дополнительным общеобразовательным программам могут все желающие, но формально оно не сопровождается повышением уровня образования с выдачей соответствующего документа. Требования к уровню уже имеющегося у слушателей образования в этом случае не предъявляется (хотя в законе есть оговорка: «если только иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» - гл. Х, ст. 75, п. 3 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

А вот дополнительное профессиональное образование адресовано тем людям, у которых уже есть базовое среднее или высшее профессиональное образование и/или которые находятся в процессе получения такового, и «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» (гл. Х, ст. 76, п. 1-2 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Дополнительные профессиональные программы разрабатываются с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки базируются на установленных квалификационных требованиях, профессиональных стандартах и требованиях соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (гл. Х, ст. 76, п. 9-10 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Система дополнительного профессионального образования включает в себя следующие виды обучения: дополнительное к высшему образование с выдачей диплома «О дополнительном (к высшему) образовании», профессиональная переподготовка с выдачей государственного диплома «О профессиональной переподготовке», повышение квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации по программам от 72 до 100 академических часов и свидетельства о повышении квалификации по программам от 100 до 500 академических часов, стажировки с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, курсы, тренинги, семинары и мастер-классы с выдачей сертификата.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно было бы сделать вывод о том, что дополнительное образование в нашем случае относится к профессиональному. Однако если вы не собираетесь открывать «настоящее» учебное заведение, которое будет заниматься полноценной профессиональной переподготовкой и обучением специалистов (на это потребуются очень большие инвестиции, да и для реализации поставленных задач в такой форме нет никакой необходимости), то оптимальным вариантом окажется первый – центр дополнительного образования , имеющий свою специализацию . Подавляющее большинство подобных учебных центров в качестве предмета своей деятельности указывает «реализацию дополнительных образовательных программ (общеразвивающих)». Казалось бы, парадокс: ориентированы они на людей, имеющих специальное среднее или высшее образование, но при этом не имеют прописанной в названии «профессиональной направленности». Более того, так как такие учебные организации не имеют государственной аккредитации по преподаваемым у них направлениям, то они не вправе выдавать документы государственного образца – удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Аккредитация – это процесс, в результате которого официально подтверждается соответствие качества предоставляемых услуг особу установленному стандарту. Государственные стандарты в сфере образования устанавливает Министерство образования.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Впрочем, без «бумажки» слушатели центров дополнительного образования, конечно, тоже не останутся. По закону, если образовательное учреждение не имеет государственной аккредитации по реализуемым им образовательным программам, то в соответствии с лицензией оно выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации установленного образца. Форма таких документов определяется самим образовательным учреждением. Как правило, это удостоверения, свидетельства и сертификаты. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Регистрация образовательного учреждения

Какой бы вариант дополнительного образования вы ни выбрали, деятельность, которой вы собираетесь заниматься, все равно будет иметь отношение к обучению.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», образовательную деятельность вправе осуществлять:

    образовательные организации, к которым относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы;

  • юридические лица, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • индивидуальные предприниматели, причем как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Здесь нужно упомянуть, что ранний вариант закона, действовавший до 1 сентября 2013 года, исключал коммерческие организации из образовательного процесса, то есть ООО, ЗАО, ОАО и подобные им юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации», не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве ИП физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ, а именно:

    не имеющие образовательного ценза, который определяется в порядке, установленном Законом;

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Регистрация частного образовательного учреждения

Для небольшого центра оптимальной организационно-правовой формой осуществления своей деятельности может стать ИП. Центрам же, которые будут предлагать большое количество различных программ и привлекать дополнительных специалистов для работы, рекомендуется регистрировать в качестве частного образовательного учреждения (ЧОУ), которые ранее именовали негосударственными образовательными учреждениями (НОУ).

Заметим, что ЧОУ может создаваться только как некоммерческая организация, т. е. вся его деятельность служит для удовлетворения уставных целей, а не для извлечения прибыли, как, например, деятельность ООО или ОАО. Прибыль ЧОУ может быть направлена на текущую деятельность (например, выплата заработных плат и т. п.) и на цели, предусмотренные уставом ЧОУ. Частное учреждение создается собственником для осуществления образовательных (в нашем случае) целей. Собственником такого учреждения вправе выступать физическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация), Российская Федерация (государство), субъект Российской Федерации (область, край, республика), муниципальное образование (управа, префектура, администрация).

Готовые идеи для вашего бизнеса

Частное учреждение может быть учреждено частными лицами и организациями. Большинство образовательных организаций созданы в произвольно именуемых формах частного учреждения, а именно: негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, некоммерческое образовательное учреждение дополнительного образования (наиболее подходящий вариант для интересующей нас формы), частное образовательное учреждение среднего профессионального образования и прочие вариации наименований.

Регистрацией частных учреждений занимается Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная налоговая служба в пределах своей компетенции. Министерство юстиции осуществляет экспертизу учредительных документов частного учреждения, принимает решение об отказе в регистрации или решение о регистрации частного учреждения. Налоговый орган осуществляет внесение информации о создании частного учреждения в ЕГРЮЛ. Срочная регистрация частного учреждения может быть произведена в сокращенные сроки при наличии на это существенных обстоятельств. Предусмотренный законом срок для открытия и государственной регистрации частного учреждения составляет полтора месяца, если, конечно, все представленные документы в порядке.

Учредитель частного учреждения является собственником имущества этого учреждения. Впрочем, далеко не всегда собственник имущества частного учреждения является его учредителем. Место нахождения частного учреждения определяется его местом государственной регистрации. Юридический адрес для частного учреждения – это место нахождения исполнительного органа управления некоммерческой организацией. Фактический адрес частного учреждения не должен отличаться от юридического адреса. По адресу места нахождения частного учреждения должен находиться руководитель (директор) этого учреждения, а также по указанному адресу должны храниться все учредительные документы НКО. К счастью, при создании частного учреждения возможна регистрация на домашний адрес учредителя или руководителя НКО.

Повторим еще одну очень важную для предпринимателей особенность ЧОУ: такое учреждение не является коммерческим . Хотя частные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью (предпринимательской деятельностью), но только в случае если это предусмотрено учредительными документами частного учреждения, поэтому так важно грамотно составить устав вашей организации. Частное учреждение, согласно действующему законодательству, не может иметь уставный или паевой фонд, а также уставный или складочный капитал. Изменение состава учредителей в частном учреждении в настоящее время не регистрируется.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Срок регистрации ЧОУ составляет до одного месяца, а стоимость регистрации с помощью посреднической фирмы – от 12 тыс. рублей плюс 4 тыс. рублей пошлина. После первичной регистрации частного учреждения регистрирующий орган выдает свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о регистрации некоммерческой организации, содержащие сведения о присвоении ОГРН и учетного номера НКО. Постановка частного учреждения на налоговый учет с присвоением ИНН производится в режиме одного окна.

Для такой деятельности подходит код ОКВЭД 80.42 Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки. Эта группировка включает: образование для взрослых, которые не обучаются в системе регулярного общего образования или высшего профессионального образования. Обучение может проводиться на дневных или на вечерних занятиях в школах или в специальных заведениях для взрослых. В программы обучения могут включаться как общеобразовательные, так и специальные предметы, например компьютерное образование для взрослых; дополнительное образование в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, осуществляемое в образовательных учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности; все виды обучения по радио, телевидению, компьютерным сетям и т. п.

Частное учреждение также нужно поставить на учет в Пенсионном фонде России (ПФР), в Фонде социального страхования (ФСС), Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также органах статистики. У такого учреждения должна быть печать, соответствующая нормам российского законодательства с учетом требований к использованию наименования учреждения, его символики и других средств визуальной идентификации НКО (эмблема, герб, флаг, гимн и др.).

Устав образовательной организации

Основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ». К ним относится указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций, вовсе не ограничиваются. Существуют также дополнительные нормы, которые можно разделить на три группы:

  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
  • нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования: закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27); порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30); установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52); определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101); порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией.

Нюансов в вопросах учреждения частного образовательного учреждения и ведения его деятельности очень много, поэтому будьте готовы к дополнительным расходам на юриста и бухгалтера. Причем последнего придется брать в штат.

Лицензирование образовательной деятельности

И есть еще один важный нюанс, который нужно учитывать при регистрации учебного центра (вернее, одно из главных условий ведения такого бизнеса). Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию . Это условие означает, что если преподавать в своем центре вы собираетесь в качестве индивидуального предпринимателя и самостоятельно, не привлекая других педагогов, то можно обойтись без лицензии. Однако вряд ли такой вариант будет возможен для полноценного центра дополнительного образования в области психологии. Этот вариант больше подходит для репетиторов, гувернеров, педагогов, которые проводят занятия частным образом, и т. п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность самостоятельно без найма других педагогов), устанавливается соответствующими Постановлениями Правительства РФ. Согласно Постановлению от 28 октября 2013 г. N 966, обязательному лицензированию подлежат образовательные услуги по реализации следующих образовательных программ : дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы), дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные предпрофессиональные программы), дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (последние два вида программ актуальны для центров дополнительного профессионального образования).

Реализация дополнительных общеразвивающих программ весьма строго регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В вопросе лицензирования деятельности в сфере дополнительного образования возникают определенные нюансы трактовки закона. Дело в том, что согласно ранее действовавшим постановлениям Правительства РФ, к образовательной деятельности явно не причислялось проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т. д., если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдавались документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации. В новом законе это положение отсутствует. И вот здесь открывается свобода интерпретации отсутствия в законе прямо прописанных разрешений или запретов. С одной стороны, вывод о том, относится та или иная деятельность к образовательной, следует или нет для ее осуществления получать лицензию, необходимо делать на основании вышеприведенного списка, который достаточно широк (ст. 91, п. 1 Закона «Об образовании в Российской Федерации») и включает в себя основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации. Но, с другой стороны, к программам повышения квалификации не относятся услуги по проведению платных лекций, семинаров и тренингов в случае, если продолжительность проводимого мероприятия составляет менее 16 часов, условиями мероприятия не предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, а также выдача документа о квалификации (п. п. 12 и 19 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утв. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Таким образом, если вы проводите семинары, тренинги, лекции, консультации продолжительностью каждой «сессии» менее 16 часов, то теоретически вы можете не оформлять лицензию и при этом выдавать своим слушателям сертификаты. Но эти «документы» будут подтверждать лишь факт присутствия определенного человека на тренинге или лекции (то есть фактически это обычная справка о присутствии, а не о получении какого-либо дополнительного образования или повышении квалификации) и не будут иметь никакой юридической силы.

Если вы все же планируете получать лицензию на образовательную деятельность, то приготовьте следующий список документов:

    Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) – оригинал;

  • Копия устава – нотариально заверенная копия устава;
  • Копия свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копии сведений о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке Положения о филиале – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия утвержденного в установленном порядке Положения о структурном подразделении (для организаций, имеющих образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку) – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам – по форме, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 11 декабря 2012 г. №1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам»;
  • Копия заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии (несоответствии) санитарным правилам используемых образовательными учреждениями (организациями) зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия заключения Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии – платежное поручение с отметкой банка о его исполнении;
  • Опись документов, представленных для получения лицензии.

Уже становится понятно, что процесс получения образовательной лицензии длительный и трудоемкий. Причем сложности возникают еще на этапе подбора помещения и оснащения его необходимым оборудованием. При наличии у вас здания, строения или помещения, где вы собираетесь открывать свой центр, необходимо иметь все правоустанавливающие документы на эти объекты. Учтите, что получить лицензии на образовательную деятельность, располагая недостроенными и не отремонтированными объектами, нельзя, так как сначала нужно получить санитарно-эпидемиологическое и противопожарное заключения о безопасности при осуществлении образовательной деятельности. Кроме того, ваши помещения должны быть оснащены необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем в строгом соответствии с требованиями закона (возрастные нормативы в нашем случае не столь важны, ведь вы планируете обучать взрослых людей). Зато придется обеспечить специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями, иначе вам могут отказать в выдаче лицензии.

Еще одно обязательное условие – наличие образовательных программ, которые должны быть разработаны непосредственно в учреждении или специально для него, соответствовать действующим образовательным стандартам, быть утверждены руководителем учреждения. Если образовательные программы предполагают определенную, то это требует согласований. К примеру, программы с медицинским или психологическим уклоном нужно будет согласовать с профильным ведомством. Согласование оформляется в виде заключения и прикладывается к пакету документов для получения лицензии.

Также придется заранее озаботиться и поиском педагогов, которые будут у вас преподавать. Они должны иметь профильное образование, стаж, соответствующую квалификацию, и у них должны отсутствовать противопоказания для работы. Все это должно подтверждается документами (дипломы, сертификаты, трудовые книжки и пр.).

Все перечисленные документы вместе с заявлением и описью подаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования. Причем вместе с копиями нужно предоставить оригиналы документов для сличения или нотариально заверенные копии документов (последний вариант, если документы подаются, к примеру, по почте).

Госпошлина на получение лицензии, согласно п. 92 ст. 333.33 «Налогового кодекса Российской Федерации» составляет 7500 р. Стоимость же самой лицензии, выдаваемой Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования начинается от 20000 рублей. Комиссия принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии не позднее шестидесяти дней с момента регистрации поданного заявления. В лицензии, которую вы получите (если, конечно, получите), будет указан перечень программ, по которым вы имеете право вести образовательную деятельность. Лицензия действует бессрочно.

100 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 39719 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Данные учреждения предназначены для ведения образовательной деятельности, курсов повышения квалификации, различных курсов дополнительного образования и т.д.

Данные учреждения не должны открываться с целью получения прибыли. Они носят некоммерческий характер и должны финансироваться из бюджета собственника, создавшего учреждение. Исключение могут составлять частные учреждения не образовательной направленности. Таким обществам разрешено частично получать прибыль от коммерческой деятельности, которая необходима для жизнеобеспечения деятельности учреждения. В этом случае, такая возможность должна быть прописана в уставе (ФЗ №80 от 6 апреля 2015 года).

Особенности устава частного образовательного учреждения

У каждого ЧОУ в обязательном порядке должен быть устав, в котором указывается вид деятельности, условия работы и порядок распределения обязанностей между участниками общества. Кроме этого, если учреждение образовано юридическим лицом, то оно обязано . В том случае, когда ЧОУ создано частным предпринимателем лицензирование не требуется.

Так как частое образовательное учреждение не может быть коммерческим, то регистрировать его нужно в Министерстве юстиции РФ.

О том, какие положения содержит устав негосударственного частного образовательного учреждения с одним и более учредителями, читайте ниже.

О нулевой ставке налогообложения для частных образовательных учреждений дошкольного типа расскажет это видео:

Его положения

Устав частного образовательного учреждения не может быть написан в произвольной форме. Все требования к структуре устава описаны в законе РФ № 273 «Об образовании в РФ».

В уставе ЧОУ должны быть следующие разделы:

  • Общие положения . В этом разделе указывается наименование организации, вид деятельности, адрес частного учреждения, сведения об учредителе. Также здесь указываются сведения о наличии печатей, штампов, бланков, а также описываются обязанности и ;
  • Цели и задачи частной образовательной организации. Здесь описываются условия, на основании которых учреждения будут предоставлять свои услуги (лицензия);
  • Обязанности и полномочия, а также ответственность и права ЧОУ. В этой части устава предусмотрены подробные сведения о структуре работы, графиках, трудовых отношениях, правилах приема на работу и увольнениях, а также вступление учащихся в ЧОУ, учет успеваемости и выдача документов о полученных знаниях;
  • Источники финансирования и сведения об имуществе ЧОУ. Здесь должны быть указаны сведения о владельце частного образовательного учреждения, его имуществе, и об источниках финансовой поддержки организации. Ответственность лиц по финансовым вопросам и по распределению доходов;
  • Регулирование ЧОУ. В данном разделе стоит указать полномочия учредителя. Наличие прав у учредителя вносить изменения в устав, изменять направление обучения, утверждать финансовый план, бухгалтерский баланс и годовой отчет. Также сюда входит организация филиалов, вопросы реорганизации и закрытие учреждения;
  • Доступность и открытость информации о ЧОУ. Здесь должны быть сведения о том, что вся информация о создании учреждения и о его учредителях, их финансовых вложениях и имуществе, адрес, электронная почта, а также вся информация о предлагаемых программах обучения доступна и открыта каждому для просмотра и ознакомления;
  • Порядок закрытия или реорганизации ЧОУ. Закрытие ЧОУ может быть произведено только на основании Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях». Имущество должно быть возвращено учредителю (собственнику). Можно будет считать организацию ликвидированной только после того, как будет сделана запись об этом в .

Пример устава некоммерческого частного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых можно скачать .

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (образец)

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 1

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 2

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 3

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 4

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 5

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 6

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 7

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 8

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 9

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 10

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 11

Для того, чтобы деятельность ЧОУ осуществлялась в соответствии со всеми правилами и законами стоит обратится за помощью к профессионалам, чтобы не отвлекаться от учебного процесса.

Регистрация документа

Так как частное образовательное учреждение становится юридическим лицом, то оно должно быть поставлено на учет в налоговые органы по месту регистрации. После этого учреждению присваивается ИНН, оно должно быть зарегистрировано в Пенсионном фонде и других фондах, таких как фонд социального, медицинского страхования и в статистике.

Вам потребуются следующие документы:

  1. Устав, утвержденный учредителем;
  2. Квиток об уплате государственной пошлины на 4 тыс. рублей;
  3. Заявление в налоговую о регистрации ЧОУ. Если пакет документов будет предоставлен не учредителем лично, а его представителем, потребуется доверенность, заверенная нотариусом.

По закону регистрация должна быть пройдена за месяц, после подачи всех документов.

Внесение изменений

  • Собственник(учредитель) частного образовательного учреждения выносит решение об изменениях в уставе. После того как эти изменения будут внесены в устав, сам устав нужно будет зарегистрировать заново в налоговой инспекции.
  • В соответствии с законодательством проводится процедура регистрации изменений и дополнений в уставе.
  • После регистрации устава ЧОУ в государственных налоговых органах, он приобретает юридическую силу для третьих лиц.

О возможности получения лицензии на частное образовательное учреждение дошкольного типа расскажет видео ниже:









2024 © sattarov.ru.