Тема: «Звук З» Организованная образовательная деятельность образовательная область «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи. План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Звуковая культура речи


Светлана Малуева
Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]»

Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]».

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш, развивать фонематический слух, упражнять в различение звуков на слух.

Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и зеленые; два домика на доске; ворота.

Ход занятия :

Влево, вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь!

Давайте вспомним наши правила поведения на занятии:

«Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим!»

О чем это стихотворение?

О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:

«Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея)» (достаёт из коробки змею)

А какая песенка у змеи?

Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Эта песенка звучит глухо- Да?

Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

А теперь отгадайте другую загадку:

«В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук)» (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко!

Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

Чем отличаются эти звуки? Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки. Давайте попробуем-Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.

Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)

Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

Сегодня на занятие я подобрала веселые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их.

Вспоминаем, что чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. – быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

Физкультминутка

Молодцы! Давайте немного разомнёмся!

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше

Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш., поднимите зеленый кружок. И так:

Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.

А теперь новая игра. Она называется «Засели домик». У нас на доске два домика и ворота с замком, который нужно открыть и освободить наши звуки.

Здесь картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, покажет картинку всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

Рефлексия .

Ребята, давайте вспомним:

какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?

Вам понравилось занятие? (что было интересным, а что вам показалось трудным).

Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.

Все старались быть внимательными, правильно поднимали кружочки, старались запомнить стихи.

Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями.

МАОУ «Пянтежская ООШ»

структурное подразделение «Пянтежский детский сад».

Конспект урока на тему «Звуковая культура речи. Отработка произношения звука «Р»

Воспитатель ДОУ

Черепанова Татьяна Владимировна.

2014- 2015 учебный год.

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе (4-7 лет). «Привет из Простоквашино»

Тема: Звуковая культура речи. Отработка произношения звука «Р»

Цель: Упражнять детей 6-7 лет в отчетливом произношении звука «р»; изолированного и в словах; упражнять детей 4-5 лет в различении звука «р» в отдельных словах и фразовой речи. Закрепить понимание обобщенных понятий «посуда»; умение образовывать глаголы от звукоподражательных слов «кря-кря - крякает» и т.п. Активизировать речь детей.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать ответы сверстника.

Демонстрационный материал: посылка, картинки с изображением посуды, животных, игрушка пирамидка, книги Э.Н. Успенского «Зима в Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор идет в школу». Презентация «Привет из Простоквашино».

Приемы: словесные, наглядные.

Ход занятия:

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

Здравствуйте, ребята! Это Пянтежский детский сад? Значит, я не опоздал. Это я, почтальон Печкин принес вам посылку и телеграмму из деревни Простоквашино. Как вы думаете от кого? (ответы детей).

Воспитатель: Вот спасибо, Печкин, интересно, что они нам послали.

Почтальон Печкин: Вот здесь распишитесь и посылка ваша, а мне пора идти.

Воспитатель и дети: Спасибо, Печкин, заходи в гости, мы тебя чаем угостим.

Воспитатель читает телеграмму. «Посылку вскрыть можно только, когда отгадаете загадку про время года. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? » (Дети отвечают весна). Открываем посылку и читаем письмо.

    Здравствуйте, ребята!

Пишут вам дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин и галчонок.

Слайды № 2- № 9.

1.Задание дяди Федора для самых маленьких. «Кто как поет?»

Как рычит собака? Р-р-р.

А ворона может рычать? А как кричит ворона? Кар-кар. Что она делает? (Каркает)

Ворона каркает, а воробей? (чирикает). Как чирикает воробей? (чик-чирик) Показывает картинку.

Индивидуальная работа. Назови кто это? Как он кричит? (поросенок, петушок, утка, собака, ежик, лошадь, тигр).

Слайды № 10- 12

2.3адание Галчонка «Доскажи словечко»

В реке большая драка,

Поссорились два.. (рака )

Где обедал воробей,

В зоопарке у.. (зверей).

Ра-ра-ра - начинается игра

ры-ры-ры - у мальчиков шары

Ро-ро-ро- у нас новое ведро

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру

Ре-ре-ре- стоит домик на горе

Ри-ри-ри - на ветках снегири

Ор-ор-ор- созрел красный помидор

С галчонком поиграли, а сейчас давайте отдохнем.

Физминутка

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны кар-кар-кар

Целый день они скакали,

Спать ребятам не давали кар-кар-кар.

Только к ночи умолкали

И тихонько засыпали.

Воспитатель: Воронята средней группы тихонько улетают играть.

Слайды № 13-14

3 Задание Шарика.

Рассматриваем картинки. Назовите, одним словом. Что это? (посуда)

Выберите посуду, в названии которой, есть звук «Р». (сковородка, кастрюля, кружка, поварешка, сахарница, сухарница).

Слайды № 15-18

4.3адание Матроскина.

    Назовите слова со звуком «р» в моем стихотворении, а за правильный ответ получите фишку.

У Егора огород,

Там есть редька и горох,

Рядом огород Федоры –

Там на грядке помидоры.

Ну, теперь проверим, как вы научились, произносит звук «р»

    Кто быстро без ошибок повторит скороговорку.

«Роет землю старый крот , разоряет огород ».

    Если вы все задания выполнили, то поздравляем, молодцы.

    Воспитатель вместе с детьми открывает посылку и читает записку.

    Слайд № 19

«Молодцы, все задания выполнили, надеемся, теперь вы быстро научитесь правильно произносить звук «р». В подарок высылаем книги Э.Н. Успенского, чтоб вы нас не забывали, а для самых маленьких игрушки (пирамидка, ракета, конструктор). До скорой встречи на страницах книг и мультфильмов».

Воспитатель: Ну вот, ребята, какая интересная посылка пришла нам из Простоквашино. Трудные были задания? Какие задания вам понравились? Вызвали затруднения?

Давайте рассмотрим книги о наших героях из Простоквашино.

Источники.

1 .В.В.Волина Занимательное Азбуковедение.

2. В.В.Гербова Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя».

4 Журнал Дошкольное воспитание, 1990, №1.

5. ://900 igr. net/ kartinki/ geometrija/ Nagljadnaja- geometrija/ Nagljadnaja- geometrija. html - 19 слайд.

6. :// m. babyblog. ru/ user/ lenta/ ellada16/28 – галчонок.

7. :// ememdem. net/ tag/% D0% BF% D1%80% D0% BE% D1%81% D1%82% D0% BE% D0% BA% D0% B2% D0% B0% D1%88% D0% B8% D0% BD% D0% BE/ - 3 слайд

8. http :// sportsklad . ru . com / prostokvashino . html - 2 слайд.

Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ц»

Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)

Совершенствовать интонационную выразительность речи

Учить различать слова со звуком «ц».

Развитие фонематического слуха, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук

Ход занятия.

К нам в гости пришёл наш друг Гном и просит его научить правильно произносить звук «ц». Поможем?

Воспитатель предлагает обратиться к волшебным зеркалам и сделать артикуляционную гимнастику.

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Улыбка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке Зубы сомкнуты и не видны.

«Птенчик»

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

«Заборчик»

Улыбнуться (зубы сомкнуты и не видны).Удерживать губы в таком положении.

«Наказать непослушный язычок»

Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя –пя -пя…».

«Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать «трубочку» из языка губами.

«Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

А сейчас послушайте загадку:

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.

Воспитатель хвалит детей и, слегка интонируя слова, произносит: солнце, ножницы, цапля, кольца.

Какой звук я выделила? Звук «ц» правильно. Его тоже надо научиться правильно и чётко произносить. Наш Гномик уже просится с ним поиграть. Присоединяйтесь.

Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук «ц» (ц-ц-ц-ц-ц) – губы в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубы.

Вспомните, какая птичка поёт эту песенку. Конечно, синичка. Сделайте из пальчиков клювики и пусть ваши синички поговорят друг с другом. (Дети выполняют упражнение).

Гимнастика для глаз.

Наша волшебная синичка «полетает», а мы последим за ней глазками. Покажите Гномику, как мы тренируем глазки

Полетела вверх синичка, покружилась, покружилась и на землю опустилась.

Походила вправо, влево, на окошко полетела.

Далеко улетела (всматриваются вдаль) вновь на форточку присела.

Ей ресничками маши и в дорогу проводи.

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки животных и разучить звукоподражания.

Белочка - цик- цик

Лошадка – цок-цок

Бабушка цыплят созывает – цып-цып

Кошка мышку ловит – цап-цап.

Воспитатель предлагает детям объединиться в круг. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

С одновременным проговариванием слогов ца, цо, цу, цы. Сначала правой рукой, затем левой затем одновременно двумя руками.

Игра «Разговорчивые человечки»

Стоя в круге парами (обращаясь, друг к другу) проговорить за воспитателем комбинации слогов в различных интонациях, сопровождая произвольными движениями:

Са-ца; сы-цы; со - цо; сэ – цэ; су-цу

Воспитатель предлагает так же проговорить чистоговорку, сопровождая танцевальными движениями :

ЦА –ЦА-ЦА – вот идёт овца.

ЦУ –ЦУ –ЦУ –накормлю овцу.

ЦЫ –ЦЫ –ЦЫ – несу сено для овцы.

ЦЕ –ЦЕ –ЦЕ –сена дам овце.

Дети садятся за столы. Предлагается игра «Лабиринт»

(на картинках дети видят изображения предметов со звуком «ц» ,им предлагается подобрать как можно больше слов к первой картинке, например:»Птица какая - птица красивая, птица маленькая …

К следующей картинке двигаться по направлению стрелки.

Таблица (птица – солнце –яйцо-цыплёнок и т. д.)

А сейчас посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание:

«Назовите предметы, нарисованные на картинке и обведите те из них, в которых слышится звук «ц»

Один ребёнок проговаривает ход выполнения у доски-остальные дети выполняют задание на своих местах.

Все славно поработали и заслуживают весёлого отдыха.

Дети поют и танцуют с Гномом «Танец червяков» (диск -Е. Железнова)

В вечернее время детям предлагаются раскраски с изображением зайца и цапли.

Родители получают домашнее задание: разучить с детьми загадку:

«На шесте - дворец, во дворе – певец. Кто это» - скворец

Литература и, использованная для составления конспекта:

О. Новиковская – «100 упражнений для развития речи

В. Гербова – «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»

Рабочая тетрадь «Уроки грамоты для малышей» (Школа семи Гномов)

Л. Комарова «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях.

Е. Железнова - «Логоритмика»

Департамент среднего профессионального и начального профессионального

образования Томской области

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

Формирование звуковой культуры речи у детей средней группы

Шарик Шурик

Выполнила: студентка 543 группы

3 курс заочного отделения

Солоницина Ксения Леонидовна

Проверила: воспитатель

средней группы

Емельянова Светлана Анатольевна

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи в старшей группе: Сказочный лес

Цели:
- Уточнить и расширить представление о живой и не живой природе;
- учить сочинять сказки, развивать воображение;
- формирование правильного словопроизношения, литературного произношения, темпа речи и качества голоса;
- воспитание выразительности речи, развитие речевого слуха, речевого дыхания, общей и мелкой моторики;
- закрепить умение определять эмоциональное состояние человека и передавать их в мимике, речи и движении;
- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. Предметные картинки (животные, растения). Изображение планеты, цветка, трубочки, бумага, гуашь коричневая, аудиозапись «Звуки леса». Медали «Самый любознательный. Объемные предметы (дерево), картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками).
Предварительная работа. Беседа «Охрана природы», д/и «Что хорошо, что плохо» (правила поведения в природе), заучивания загадок, пальчиковых игр «Солнышко», «Птички», физминутка «Здравствуй солнце», развитие навыков кляксографии (занятие «Лес»).

Ход занятия.

1. Психогимнастика.
-Ребята у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.
-Давайте и мы выразим мимикой, жестами и словами наше гостеприимство (дети выражают свое гостеприимство).
- Молодцы! По выражению вашего лица, жестикуляции и даже движению тела гости легко догадались, что очень рады их видеть. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
2. Игра-массаж «Наши помощники»
-Ребята как вы думаете, какие помощники нам сегодня понадобятся?
-Давайте вспомним.
Будет сложная игра,
Думай, думай голова! (гладят по голове рукой)
Разминка для глаз,
Поиграем мы сейчас! (моргают глазами)
Надо руки вам размять
Будут пальчики играть. (сжимание и разжимание пальцев)
Каждый день, всегда везде
На занятиях, в игре,
Смело четко говори
И тихонечко сиди.
-Вот какие помощники нам сегодня нужны.
3. Сочиняем сказку «Когда исчезли деревья»
-Послушайте дети!
Вы видели когда нибудь лес?
Вы видели солнце на теплых полянах?
Деревья могучие полные тайн?
Росу на веселых зеленых кустах?
Ведь все это можно видеть.
Только в волшебном лесу.
-Я вам предлагаю сочинить сказку, под названием «Когда исчезли деревья»
-На одной большой планете, которая была очень похожа на нашу планету, жили-были люди, давайте придумаем название этой планете. (ответы детей – «Лесная», «Зеленая»).
-Там была так же природ, как и на нашей планете Шумели леса в которых жили разные животные, давайте их назовем. (дети называют животных).
Лес дарил людям ягоды, какие? (ответы детей), грибы, какие? (ответы детей)
-И был на этой планете много озер и рек, в которых жили разные рыбы, назовите их (ответы детей).
-Но люди этой планеты совсем не берегли природу. Они рубили деревья. Для чего они это делали? (ответы детей).
-В конце концов не осталось ни одного дерева, Жители этой планеты поныли, что натворили и обратились за помощью к маленькой колдуньи. Она согласилась им помочь.
-Я вам предлагаю отправиться в путешествие в эту сказку на «Лесную» планету и помочь маленькой волшебнице.
-Встаньте поудобнее, закройте глаза.
-И произнесите волшебные слова.

Мы отправляемся в путешествие,
Где ждут нас чудесные происшествия.
Раз, два, три все закружились, на лесной планете очутились.
4. Двигательное упражнение «По дорожке»
-Вот мы и попали в сказочную планету.
-Пора отправляться в дорогу и найти маленькую волшебницу.
-Вы готовы?
(дети идут по кругу под музыку, затем останавливаются и проговаривают слова)
Мы на миг закроем глазки,
Открываем вот мы и в сказке.
5. Формирование направленного длительного выдоха
-Мы с вами пришли на волшебную полянку. Посмотрите здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок.
(Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками).
-Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнею губу и подуйте так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки, затем предлагаю детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте).
-Молодцы, ребята! Все картинки узнали.
-Отправляемся дальше.
(дети идут по «дорожке»)
-Дорога нас привела в густой лес.
-Ну, где же лес, неужели жители этой планеты погубили все деревья? И маленькой волшебницы нигде не видно, надо ее позвать
6. Упражнение «Повтори правильно»
-Мы похлопаем и она нас услышит, я буду стучать (хлопать), а вы будите за мной по очереди повторять.
-А вот и маленькая волшебница.
Маленькая волшебница- Здравствуйте ребята, я рада, что решили помочь мне.
-Сначала надо произнести «заклинание».
Логопед-Давайте ребята поможем маленькой волшебнице.
7. Кляксография «Лес»
Маленькая волшебница -Теперь вырастим из маленького семечка высокие развесистые деревья. (включается аудиозапись «Звуки природы», дети приступают к работе. Каждый ребенок путем выдувания из кляксы – семечка «выращивает» свое дерево)
-Молодцы!
8. Потешка «Дроздок»
-Посмотрите, какой стал огромный лес.
Деревья прямо до небес.
Птицы разные поют,
Постоим немножко тут,
И споем потешку.
Скок, скок – поскок
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька.
Сама свершок.
Голова с горшок
Чики-чики чички летели две птички
Перышки упали, здравствуйте сказали.
9. Пальчиковая игра «Солнышко»
-Теперь и солнышко ярко засветило.
Солнышко, солнышко погуляй у речки,
Солнышко, солнышко разбросай колечки
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем,
Поваляем, покатаем,
И опять тебе вернем
10. Упражнение «Ветер»
- Лес ожил и зашумел (дети делают короткий вдох носом и длительный выдох ртом со звуков ш-ш-ш-ш, тихо- громко).
-Ручеек снова зажурчал (дети делают короткий вдох носом и длительный выдох ртом со звуков тихо-громко с-с-с-с-с-).
-Звери и насекомые вернулись в лес.
Маленькая волшебница-Спасибо вам за помощь ребята мне так не хочется с вами расставаться, мне будет грустно без вас.
-А что тебя развеселить мы с тобой поиграем на прощание.
11. Подвижная игра «Ну-ка все встаньте в круг».
(Дети берутся за руки образуя круг, по-очереди выходят и показывают движения, все остальные повторяют за ним, слова дети поют)
Ну-ка все встали в круг, дети идут по кругу
За руки все взяли вдруг.
Будем рядом стоять, останавливаются
Ручками махать. производят махи руками
Начинаем заниматься, хлопки по коленям
Будем весь урок стараться, по плечам
Не зевать повторять. повторяют движение
Все запоминать. за водящим.
-Развеселили мы маленькую волшебницу, наверно все устали, давайте отдохнем, понежимся на солнышке.
12. Упражнение на релаксацию.
(Дети ложатся на ковер в свободных позах, звучит спокойная музыка)
Мы лежим на травке,
На зеленой, на муравке.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
-Отдохнули теперь нам пора, давайте ребята попрощаемся с маленькой волшебницей. (дети прощаются с маленькой волшебницей)
13. Итог занятия
-Закрываем глаза, раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать.
-Вот мы и вернулись в детский сад.
-Посмотрите. Что, это? (ответы детей)
(На ковре лежит круг, дети разворачивают ленты - лепестки, отвечают на вопросы и получают подарки, получается цветок)
-Что понравилось больше всего на занятии?
-Что интересного было на занятии?
-Какое задание было самым трудным?
-Как ты считаешь, ты хорошо поработал на занятии?
- За что бы ты себя похвалил?
-Посмотрите, что у вас получилось? (ответы детей - цветок) А вы его лепестки, от которых всем тепло и радостно. Давайте своим теплом и радостью поделимся с гостями (дети дарят гостям цветы).

Ткачёва Евдокия Ахметовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Алексеевка»

Конспект занятия по речевому развитию

Звуковая культура речи.

Программное содержание: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей; развивать фонематический слух детей; Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Материалы: Карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия

1.Оганизационный момент

Предлагаю детям рассмотреть предметы, которые лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи.

Слежу за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

2. Основная часть.

Игра для развития фонематического слуха.

Предлагаю детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц : цапля, журавль, оцарапал, и т.д.

Прошу детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Напоминаю детям о том, что работать нужно самостоятельно.

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий

Покажи!

Загадывает детям загадку:

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбки - лучи

Очень горячи.

(Солнышко)

Предлагаю детям определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком ч .

Прошу детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч . Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

«Слово чашка начинается на ча- , - продолжаю занятие.

Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука - это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча- . (Чай, чайник, часы, чашки .) Таких слов довольно много».

Открываю словарь и читаю слова, начинающиеся на слог ча- , например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол . Интересуюсь, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол .

Затем спрашиваю у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка - раз, ты - два…

А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

Указываю на ребенка. Он произносит слово, а все дети - его номер.

Ребенок. Бабушка.

Дети. Раз. (Один.)

Ребенок. Ты.

Дети. Два.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

Говорю детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

3. Заключительная часть.

Спрашиваю у детей, чему они сегодня учились?

Понравилось ли им наше сегодняшнее занятие?

Список использованных источников:

1.О.С.Ушакова «Придумай слово»

2. Под редакцией О.С.Ушакова « Развитие речи и творчества дошкольников»

3. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»










2024 © sattarov.ru.