Интересные факты о Средневековье: замки, рыцари, церковь, эпидемии. То, чего вы не знали о средневековье Интересное о средневековье



Согласно церковному указу жена во время полового акта должна была вести себя скромно и тихо, то есть лежать спокойно, как можно меньше шевелиться, не издавать звуков и прочее, ночные рубашки при этом, конечно, не снимались. И вот однажды муж, воротясь домой с охоты поздно ночью, отправился к жене в спальню, исполнил свой супружеский долг.
Надо сказать, что жена вела себя, как обычно, то есть была холодна и безмолвна, а на утро выяснилось, что она ещё вечером, пока муж был на охоте, умерла. Эта история дошла до самого папы, так как несчастный не удовлетворился обычной исповедью и отправился замаливать свой грех в Святой город. После чего был издан указ, в котором женщинам, во время исполнения супружеских обязанностей, полагалось время от времени подавать признаки жизни. Короче, церковь сняла запрет на абсолютную женскую пассивность, не отрицая при этом большой сдержанности.

Вообще-то, сексуальные запреты и предписания пронизывают не только Средние века, а всю историю человечества. Священнослужители и законодатели, мыслители и революционные деятели извели многие тонны глины, папируса, пергамента и бумаги, пытаясь объяснить людям, как, с кем, когда, для чего и в каких условиях можно или нельзя заниматься сексом.

А в средние века такая тенденция была просто глобальной.
Это время, которое мы называем «темным», и многие основные представления о сексе и морали мы почерпнули из них, мракобесных и страшных, пронеся эти представления как знамя торжества морали.

В те времена сексуальная жизнь человека находилась под неусыпным контролем священников. Подавляющее большинство видов секса называлось емким словом «блуд». Прелюбодеяние и блуд порой карались смертной казнью, отлучением от церкви.

Но, в то же время, эти самые контролеры – священники были весьма любопытны к интимной жизни человека, уж очень им хотелось знать, что происходит в постелях мирян. Подзуживаемые любопытством, богословы оставили массу описаний и свидетельств, благодаря которым мы имеем хоть какое-то представление о том, каким секс был в средневековье.

Привожу 10 фактов о сексе в Средние века.

1. Куртуазная любовь: Можешь посмотреть, но не смей трогать

Церковь запрещала открыто демонстрировать сексуальную заинтересованность, но допускала, что любовь может иметь с сексом что-то общее.

Куртуазную любовь принято понимать как взаимоотношения между рыцарем и прекрасной дамой, причём рыцарю очень желательно быть отважным, а объекту его поклонения - недоступным.

Допускалось быть замужем за кем-то другим и блюсти верность, главное - ни в коем случае не показывать ответных чувств к своему рыцарю. Можно было быть бледной и немощной, грустно склонять головку и вздыхать, только намекая рыцарю на взаимность.

2. Супружеская измена: держите свои штаны застёгнутыми на все пуговицы, сэр

Для тех, кто серьёзно относился к велениям христианской морали, секса вообще не существовало. Половые контакты были допустимы исключительно в браке. Добрачные же или внебрачные связи карались очень жестоко, вплоть до смертной казни, причём в качестве суда и палача также часто выступала Церковь.

Но дело было не только в христианских законах. Супружеская верность являлась единственным надёжным способом для мужчин дворянского происхождения быть уверенными в том, что их дети - действительно их. Известен случай, когда французский король Филипп, уличив собственных дочерей в связях с некоторыми из его вассалов, отправил двоих из них в монастырь, а третью убил. Что же касается провинившихся придворных, они были казнены жестокой публичной казнью.

Церковь диктовала так же как именно люди должны заниматься сексом. Все позы кроме «миссионерской» считались грехом и были запрещены. Под строжайший запрет попадали также оральный и анальный секс и мастурбация - эти виды контактов не приводили к рождению детей, что было, по убеждению пуристов, единственным поводом для занятий любовью.

Нарушители карались сурово: три года покаяния и служения церкви за секс в любой из «девиантных» позиций. Только, скажите, как они узнавали? Им на исповеди добровольно рассказывали? Вроде того: Поделись со мной, сын мой, как ты ночью жену имел?

Однако некоторые теологи того времени предлагали оценивать половые контакты более мягко, например, расположить допустимые позы в таком порядке (по мере возрастания греховности): 1) миссионерская, 2) на боку, 3) сидя, 4) стоя, 5) сзади. Богоугодной признавалась только первая позиция, остальные предлагалось считать «морально сомнительными», но не грешными. По всей видимости, причина такой мягкости заключалась в том, что представители знати, нередко страдающие ожирением, были не в состоянии заниматься сексом в самой безгрешной позиции, и Церковь не могла не пойти страдальцам навстречу.

Позиция Церкви в отношении гомосексуализма была твёрдой: ни под каким предлогом! Содомия характеризовалась как «противоестественное» и «богопротивное» занятие и каралась только одним способом: смертной казнью. Господи, а чем же занимались монахи в своих монастырях?

В 12-13-м веках содомитов было принято жечь на кострах, вешать, морить голодом до смерти и пытать, разумеется, чтобы «изгнать демона» и «искупить грех». Однако существуют свидетельства того, что некоторые представители высшего общества всё же практиковали гомосексуализм. Например, об английском короле Ричарде I, прозванном «Львиное сердце» за исключительную храбрость и воинское мастерство, поговаривали, что на момент встречи со своей будущей женой он состоял в сексуальной связи со своим братом. Также король был уличён в том, что во время визитов во Францию «ел с одной тарелки» с французским королём Филиппом II, а ночью «спал в одной постели и имел с ним страстную любовь».

5. Мода: Это гульфик или ты просто очень рад меня видеть?

Одним из самых популярных мужских модных аксессуаров в Средние века был гульфик - лоскут или мешочек, который крепился к передней части брюк, чтобы подчеркнуть мужественность, сделав акцент на половые органы. Гульфик обычно был набит опилками или тканью и застёгивался на пуговицы или завязывался тесьмой. В результате область промежности мужчины выглядела весьма внушительно.

Разумеется, Церковь не признавала эту «дьявольскую моду» и всячески пыталась препятствовать её распространению. Однако на короля страны и его ближайших придворных её власть не распространялась.

6. Фаллоимитаторы: Размер, соответствующий греховности желания

Есть некоторые свидетельства, что искусственные пенисы активно использовались в Средние века. В частности, записи в «покаянных книгах» - сводах наказаний за разнообразные грехи. Эти записи были примерно такими:

«Вы сделали что то, что некоторые женщины делают с предметами, имеющими форму фаллоса, размер которых соответствует греховности их желаний? Если да, вы должны каяться на все святые праздники в течение пяти лет!»

Фаллоимитаторы не имели никакого официального названия до эпохи Возрождения, поэтому их обозначали названиями предметов, имеющих удлинённую форму. В частности, слово «дилдо» происходит из названия продолговатой буханки хлеба с укропом: «dilldough».

7. Девственность и целомудрие: Просто покайтесь

Средневековье высоко ценило девственность, проводя параллель между целомудрием простой женщины и Девы Марии. В идеале девушке следовало беречь свою невинность как главное богатство, но на практике это редко кому удавалось: мораль была невысока, а мужчины - грубы и настойчивы (особенно, в низшем сословии). Понимая, как трудно женщине оставаться целомудренной в таком обществе, Церковь сделала возможным покаяние и отпуск грехов не только для недевственных девушек, но даже и для родивших детей.

Женщинам, выбравшим такой путь «очищения» следовало раскаяться в грехах, а затем искупить их, примкнув в культу Богородицы-то есть, посвятив остаток своих дней жизни и служению монастырю.

8. Проституция: Процветание

Проституция процветала в Средневековье. В крупных городах проститутки предлагали свои услуги анонимно, не раскрывая настоящих имён, и это считалось честной и вполне приемлемой профессией. Можно сказать, что в то время Церковь молчаливо одобряла проституцию, по крайней мере, ничем не пыталась ей препятствовать.

Как ни странно, товарно-денежные отношения в сексуальных связях расценивались как способ предотвращения супружеской измены (!) и гомосексуализма, то есть как то, без чего невозможно обойтись. Святой Фома Аквинский писал: «Если мы запретим женщинам торговать своим телом, похоть выплеснется в наши города и разрушит общество».

Наиболее привилегированные проститутки работали в публичных домах, менее - предлагали свои услуги на городских улицах, а в деревнях нередко было по одной проститутке на всё селение, и её имя было хорошо известно жителям. Однако там к проституткам относились с презрением, их можно было избить, изуродовать или вовсе бросить в тюрьму, обвинив в бродяжничестве и разврате.

9. Контрацепция: Делайте, что хотите

Церковь никогда не одобряла контрацепцию, так как она препятствует рождению детей, но большая часть усилий церковников была направлена на борьбу с «неестественным» сексом и гомосексуализмом, поэтому в вопросе предохранения люди были предоставлены сами себе. Контрацепция рассматривалась скорее как незначительный моральный проступок, чем серьёзное прегрешение

10. Сексуальные дисфункции: Больной, снимите трусы

Если мужчина по неизвестной причине не мог заниматься сексом, Церковь отправляла к нему «частных детективов» - умудрённых опытом деревенских женщин, которые осматривали его «хозяйство» и оценивали общее состояние здоровья, пытаясь выявить причину полового бессилия. Если пенис был деформирован или имелись другие заметные невооружённым глазом патологии, Церковь давала разрешение на развод в силу неспособности мужа к продолжению рода.

Пояса верности.

Это весьма спорный момент. В одном журнале я прочитала, что придуманы они были позже и существовали для для вполне определенной цели: ими пользовались во время длительных пктешествий, чтобы бандиты не смогли инасиловать женщину.

Но не стоит думать, что изобретение пояса было продиктовано только правилами безопасти. Вот что говорят об этом судебные архивы прошлых столетий.

В 1860-х московский купец, «дабы сохранить от соблазна» молодую жену, заказал приспособление опытному слесарю. От пояса, хоть и «сделанного старательно», молодая женщина сильно страдала. По возвращении из поездок купец устраивал дикие сцены ревности и «учил жену смертным боем». Не выдержав жестокостей, супруга сбежала в ближайший монастырь, где рассказала все настоятельнице. Та пригласила помощника полицмейстера, который был до крайности возмущен. Вызвали следователя, врача и слесаря. Несчастную освободили от ужасного устройства и поместили в монастырский лазарет для лечения.

Другой случай, произошедший примерно в то же время, закончился трагически. Слесарь-умелец одел подобный пояс на жену, отправляясь в южные губернии на заработки. Ни он, ни жена не подозревали о наступившей беременности. Через определенное время родственники, обеспокоенные состоянием молодой женщины, вынуждены были пригласить акушерку. Беременная уже была без сознания. Обнаружив пояс, акушерка сразу же вызвала полицию. Несколько часов потребовалось, чтобы избавить женщину от ужасного устройства. Ее удалось спасти, а ребенок погиб. Вернувшийся муж оказался за решеткой и вернулся домой только через пару лет... Полный раскаяния, он отправился замаливать грех по монастырям и вскоре замерз где-то по дороге.


Современные книги и фильмы о Средневековье не всегда правдиво рассказывают о повседневной жизни обычных людей в тот период. На самом деле многие аспекты быта того времени не совсем приглядны, да и подход к жизни средневековых граждан чужд людям XXI века.

1. Осквернение могил


В средневековой Европе было осквернено 40 процентов захоронений. Раньше в этом обвиняли только кладбищенских грабителей и расхитителей могил. Однако, обнаруженные недавно два кладбища показали, что, возможно, подобное делали обычные жители поселений. Австрийское кладбище Брунн-ам-Гебирге содержало 42 могилы времен Лангобардов, германского племени VI века.

Все они, кроме одной, были перекопаны, причем черепа из могил удаляли, или напротив - добавляли «лишние». Большинство костей были изъяты из могил с помощью какого-то инструмента. Мотив подобного неясен, но племя, возможно, пыталось воспрепятствовать появлению нежити. Также возможно, что Лангобарды хотели «обзавестись» памятью о своих потерянных близких. Это может быть причиной того, что более трети черепов пропали без вести.

На английском кладбище «Винналл II» (VII – VIII века) скелеты были связаны, обезглавлены, или у них были скручены суставы. Первоначально считалось, что это был какой-то странный похоронный обряд. Однако появляется все больше доказательств того, что подобные манипуляции происходили гораздо позже похорон, возможно, потому, что местные жители считали, что может появиться нежить.

2. Доказательства брака


Выйти замуж в средневековой Англии было легче, чем сварить суп. Все, что было нужно, это мужчина, женщина, и их устное согласие на брак. Если девочке было менее 12 лет, а мальчику менее 14 лет, то их семьи не давали согласия. Но при этом для бракосочетания не требовались ни церковь, ни священник.

Люди часто заключали браки прямо там, где достигли соглашения, будь то местный паб или постель (половые отношения автоматически приводили к браку). Но с этим была связана одна сложность. Если что-то пошло не так, а брак заключался тет-а-тет, но фактически было невозможно его доказать.

По этой причине супружеские клятвы постепенно начали приносить в присутствии священника. Развод мог произойти только в том случае, если союз не был законным. К основным причинам относились наличие брака с предыдущим партнером, родственные связи (учитывались даже далекие предки) или брак с нехристианином.

3. Мужчин лечили от бесплодия


В древнем мире обычным при бездетном браке обычно в этом винили жену. Предполагалось, что подобное имело место и в средневековой Англии. Но исследователи нашли факты, доказывающие противоположное. С XIII века мужчин также начали считать виновными в отсутствии детей, а медицинские книги того времени обсуждали мужские репродуктивные проблемы и бесплодие.

В книгах также содержится несколько странных советов для определения того, какой партнер бесплоден, и того, какое лечение следует использовать: обоим нужно было помочиться в отдельные кастрюли, полные отрубей, запечатать их на девять дней, а затем проверять наличие в них червей. Если в лечении нуждался муж, то ему рекомендовали принимать в течение трех дней высушенные яички свиней с вином. При этом всем жена могла развестись с мужем, если он был импотентом.

4. Проблемные ученики


В Северной Европе у родителей была привычка отправлять подростков из дома, отдавая их в ученичество, которое длилось десять лет. Так семья избавлялась от «рта, который нужно было кормить», а хозяин получал дешевую рабочую силу. Сохранившиеся письма, написанные подростками, показывают, что подобный опыт зачастую был травматичным для них.

Некоторые историки считают, что молодых людей отсылали из дома, потому что они были непослушными, а их родители полагали, что обучение окажет положительный эффект. Возможно, мастера знали о подобных трудностях, поскольку многие из них подписывали контракт, согласно которого подростки, взятые на обучение, должны были себя вести «подобающим образом».


Тем не менее, ученики получили плохую славу. Находясь вдали от своих семей, они возмущались своей жизнью, а связь с другими проблемными подростками вскоре привела к появлению банд. Подростки часто играли в азартные игры и посещали бордели. В Германии, Франции и Швейцарии они разгоняли карнавалы, вызывали массовые беспорядки и однажды даже заставили город платить выкуп.

На улицах Лондона постоянно происходили бурные битвы между различными гильдиями, а в 1517 году банды учеников разграбили город. Вполне вероятно, что к хулиганству приводило разочарования. Несмотря на все годы тяжкого обучения, многие понимали, что это не гарантия будущей работы.

5. Старики времён Средневековья


В ранней средневековой Англии человек считался пожилым в возрасте 50 лет. Британские ученые считали эту эпоху «золотым веком» для людей преклонного возраста. Считалось, что общество почитает их за мудрость и опыт. Это было не совсем так. По-видимому, не было даже такого понятия: позволить кому-то наслаждаться выходом на пенсию.

Пожилые люди должны были доказать свою ценность. В обмен на уважение общество ожидало, что пожилые члены будут продолжать вносить свой вклад в жизнь, особенно воины, священники и лидеры. Солдаты все еще сражались, а рабочие все еще работали. Средневековые авторы неоднозначно писали о старении.

Некоторые соглашались с тем, что пожилые люди духовно выше их, а другие унижали их, называя «столетними детьми». Сама старость же называлась «предвкушением ада». Другое заблуждение состоит в том, что в старости все были немощными и умирали, не достигая преклонного возраста. Некоторые люди все еще жили хорошо и в 80-90 лет.

6. Смерть каждый день


В средние века не все погибали от повсеместного насилия и войн. Люди также гибли от насилия в семьях, несчастных случаев и слишком обильных утех. В 2015 году исследователи просмотрели записи средневековых коронеров Уорикшира, Лондона и Бедфордшира. Результаты предоставили уникальный взгляд на повседневную жизнь и опасности в этих графствах.

К примеру, реальной была смерть от... свиньи. В 1322 году двухмесячная Йоханна де Ирланде умерла в своей кроватке после того, как свиноматка укусила ее за голову. Другая свинья убила человека в 1394 году. Коровы также были ответственны за гибель нескольких людей. По словам коронеров, наибольшее количество случайных смертей происходило из-за утопления. Люди тонули в канавах, колодцах и реках. Нередкими были убийства на бытовой почве.

7. Этот жестокий Лондон


Что касается кровопролития, никто не хотел перевозить семью в Лондон. Это было самое жестокое место в Англии. Археологи проверили 399 черепов, датируемых 1050 - 1550 годами, из шести лондонских кладбищ для людей всех классов. Почти семь процентов из них показали признаки подозрительных физических травм. Среди них большинство были людьми в возрасте от 26 до 35 лет.

Уровень насилия в Лондоне был вдвое больше, чем в любой другой стране, а кладбища показали, что мужчины рабочего класса постоянно сталкивались с агрессией. Записи коронеров показали, что неестественно большое количество убийств происходило в воскресенье вечером, когда большинство людей низшего класса проводили свое время в тавернах. Вполне вероятно, что часто случались пьяные споры с фатальными результатами.

8. Предпочтения в чтении


В XV-XVI веках религия проникла во все сферы жизни людей. Особенно популярными были молитвенные книги. Используя технику, которая определяет оттенки на поверхности бумаги, искусствоведы поняли, что чем грязнее была страница, тем больше читателей привлекало ее содержание. Понять, какими были предпочтения в чтении помогли молитвенные книги.

В одной рукописи была указана молитва, посвященная святому Себастьяну, которая, как говорят, была способна победить чуму. Другие молитвы о личном спасении также получили больше внимания, чем те, которые предназначались для спасения другого человека. Эти молитвенные книги читались ежедневно.

9. Свежевание кошек


В 2017 году исследование показало, что промышленность кошачьего меха также распространилась на Испанию. Эта средневековая практика была широко распространена и для нее использовали как домашних, так и диких кошек. Эль Борделлье был фермерским сообществом 1000 лет назад.

В этом месте сделали множество средневековых находок, среди которых были ямы для хранения урожая. Но в некоторых из этих ям нашли кости животных, причем около 900 их них принадлежали кошкам. Все кошачьи кости были свалены в одну яму. Всем животным было от девяти до двадцати месяцев, что является лучшим возрастом для того, чтобы получить большую, безупречную шкуру.

10. Смертельная полосатая одежда


Одежда в полоску становится модной каждые несколько лет, но в те дни нарядный костюм мог привести к смерти человека. В 1310 году французский сапожник решил носить полосатую одежду в течение дня. Он был приговорен к смертной казни за свое решение. Этот человек был частью духовенства города, которая сочла, что полосы принадлежат дьяволу. Благочестивым горожанам тоже пришлось избегать ношения полосатой одежды любой ценой.

Документация XII и XIII веков показывает, что власти строго придерживались этой позиции. Это считалось одеянием изгоев общества, проституток, палачей, прокаженных, еретиков и, по некоторым причинам, клоунов. Это необъяснимая ненависть к полоскам до сих пор остается загадкой, и нет даже ни одной теории, которая могла бы адекватно объяснить это. Какова бы ни была причина, к XVIII веку странное отвращение кануло в лету.

БОНУС


Это время великого переселения народов, крестовых походов, монгольского нашествия, открытия Великого шелкового пути и период эпохи Возрождения. Представляем интересные факты о средних веках, которые даже впечатляют.

Пуговицы в средние века впервые стали использовались не только как элемент декора одежды, а и как практическую деталь, с помощью которой эта одежда застегивались. Это символизировало богатство и роскошь. Чем больше пуговиц на наряде, тем выше статус его владельца. Король Франции Франциск I щеголял в костюме, на котором было нашито 13600 пуговиц.

Очки были придуманы в средние века. Причем сначала появились «прародители» солнцезащитных очков. В 12 веке в Китае судьи надевали темные пластины из дымчатого кварца. Это делалось для того, чтобы скрывать выражение глаз судьи от присутствующих. А в 13-м веке в Италии уже появились очки, которые улучшали зрение.

Традиция чокаться бокалами появилась в средние века. На пиршествах в бокалы с вином могли подсыпать яд, чтобы избавиться от врага. При ударе кружками друг о друга, жидкость из одной кружки переливалась в другую.

Таким образом, яд отравителя мог попасть к нему в посуду. Чокаясь, присутствующие на пиру, подтверждали, что отравы в жидкости нет. Большой обидой и началом вражды считался отказ чокаться бокалами.

1493 г – это год рождения Снеговика, забавного спутника снежной и морозной зимы. Впервые слепил такую фигуру из снега в 1493г знаменитый итальянский скульптор Микеланджело Буонарроти. В средние века Снеговик был злым и устрашающим спутником зимы. Им пугали непослушных детей. И только к 19 веку Снеговик стал добрым и веселым.

Пряности в средние века в Европе были очень дорогими. Например, 450г мускатного ореха можно было приобрести за одну корову или четыре овцы. Пряности служили валютой и средством накопления капитала, ими можно было рассчитываться за покупки, оплачивать штрафы. 2 года находились они в пути, чтобы попасть в Европу. Пряности были причиной новых крестовых походов, новых мореплаваний и значимых географических открытий.

Мона Лиза, или Джоконда, на загадочной картине Леонардо да Винчи является идеалом женщины Средневековья. В 15 веке в моде был высокий лоб, отсутствие бровей, бледность, круглые формы лица и фигуры. Многие модницы того времени специально полностью выщипывали брови и выбривали лоб.

Другие интересные факты о средних веках можно найти в фильме .

Популярные картины Средневековья редко глубоко вникают в подробности жизни обычных людей. Однако именно эти часто игнорируемые моменты могут быть экстраординарными. Кажется, современные учёные начинают понимать: когда речь заходит о жителях городов Средневековья, ничто не может считаться само собой разумеющимся.


Давно покончившие с примитивной сельской жизнью, люди во времена Средневековья имели свои обряды и обычаи и отличались довольно сложными взаимоотношениями. Возможно, что как раз мелкие бытовые детали и способны больше всего поразить воображение современного человека. Простые вещи могли довести общество до смертельного бешенства, а подход к браку и воспитанию детей имел мало общего с тем, что есть у нас сейчас.

10. Потревоженные могилы


Около 40 процентов захоронений средневековой Европы имеют следы значительных повреждений. Раньше в этом обвиняли бессовестных грабителей, однако недавние раскопки на двух кладбищах показали, что это могло быть и делом рук почтенных жителей. Австрийское кладбище Брунн-ам-Гебирге содержало 42 могилы лангобардов, германского племени шестого века. Все могилы, кроме одной, были повреждены, и характер повреждений везде был одним и тем же.

В большинстве могил отсутствовали черепа. В то же время в двух могилах было отмечено наличие у покойника двух черепов. Многие кости были перемешаны с помощью какого-то инструмента. Мотив этих действий не ясен, но возможно, что жители пытались таким образом воспрепятствовать возрождению нежити. Кроме того, есть версия, что черепа оставляли себе лангобарды, родственники покойных, в качестве напоминания о близких.

На английском кладбище Винналл II (седьмой и восьмой века) скелеты были связаны и обезглавлены, их ноги были согнуты или скрючены; кроме того, могилы содержали «лишние» человеческие кости. Первоначально считалось, что это было частью какого-то необычного похоронного обряда, однако выявлено много доказательств того, что все манипуляции производились значительно позднее похорон. Вероятно, что совершались они всё с той же целью - угомонить беспокойных покойников.

9. Брак было трудно доказать


Выйти замуж в средневековой Англии было легче, чем споткнуться о бревно. Всё, что требовалось для заключения брака - это наличие мужчины, женщины и их устное согласие на заключение союза. Если девушке уже исполнилось 12 лет, а юноше - 14, то не требовалось никакого согласия со стороны семьи. И ни одна церковь и ни один священник не участвовали в этом процессе.

Люди часто заключали брачный союз в любом месте, будь то в местном пабе или постели. (Вступление в сексуальные отношения автоматически считалось заключением брака.) Церковь предостерегала от опасностей такого поспешного супружества. Она предупреждала молодых людей о том, что им не следует злоупотреблять доверием девушек ради занятия с ними сексом. Как правило, если дело доходило до судебного разбирательства, связанного с супружескими отношениями, следовало доказать, что свадьба действительно была.

Если у пары не было свидетелей, то было трудно доказать добровольное заключение союза, именно по этой причине поощрялось присутствие священника. Развод мог состояться, в первую очередь, по той причине, что союз никогда и не был законным. Кроме того, причиной развода могло быть выяснение того обстоятельства, что один из супругов уже состоял в браке, что супруги оказались родственниками (отдалённые родственные связи часто просто придумывались) или что кто-то из супругов не был христианином.

8. Мужчин лечили от бесплодия


В древнем мире в случае отсутствия в семье детей обычно винили жену. Предполагалось, что так же было и в средневековой Англии, но исследователи обнаружили доказательства противоположного. Начиная с XIII века стали считать, что виновниками бесплодия могут быть и мужчины, в медицинских книгах того времени обсуждаются проблемы мужской репродуктивности.

На страницах книг излагаются весьма своеобразные рекомендации по определению бесплодного партнёра и способов его лечения. В частности, оба супруга должны были помочиться в отдельные ёмкости с отрубями, запечатать их на девять дней, а затем проверить их на наличие червей. Если оказывалось, что в лечении нуждается муж, то предполагалось несколько вариантов его излечения от «неподобающего семени». Например, один из рецептов предлагал высушить в земле свиные яички, после чего в течение трёх дней употреблять их вместе с вином.

Хотя врачи и относились с пониманием к бесплодию мужчин, средневековые суды были менее снисходительны. Жена могла развестись с мужем, если он был импотентом.

7. Отданные в ученики подростки доставляли много хлопот


В Северной Европе у родителей был обычай отдавать подросших детей в подмастерья, обычно обучение длилось в течение десяти лет. Таким образом семья избавлялась от лишнего рта, а мастер получал дешёвую рабочую силу.

Дошедшие до наших дней письма учеников тех времён показывают, что их жизнь была довольно суровой. Некоторые историки считают, что в ученики отдавали наиболее непослушных, так как родители надеялись, что обучение даст свой положительный эффект. Возможно, что мастера знали об этом, поэтому многие из них подписывали контракт, как ученик должен себя вести. Тем не менее, подмастерья приобрели дурную славу. Будучи вдали от семей, они возмущались своей трудовой жизнью и, связавшись с такими же недовольными, сбивались в молодёжные банды.

Чаще всего они играли в азартные игры и посещали бордели. В Германии, Франции и Швейцарии они бузили на праздниках, нарушали порядок и однажды даже устроили общегородской погром. На улицах Лондона происходили целые битвы между различными гильдиями, а в 1517 году они разграбили город. Вполне вероятно, что всё это происходило от разочарования. Многие понимали, что, несмотря на долгие годы обучения, у них нет никаких гарантий будущей работы.

6. Реальная жизнь стариков в Средневековье


В Англии начала Средневековья человек в возрасте 50 лет уже считался старым. Британские учёные описывали эту эпоху как «золотой век» людей преклонного возраста. Считалось, что общество почитало их за мудрость и опыт. В реальности это было не совсем так. Очевидно, что не было никакого понятия о том, чтобы позволить кому-то спокойно выйти на пенсию, пожилым людям приходилось доказывать свою ценность. Общество ожидало от них, что в обмен на уважение пожилые члены будут продолжать вносить свой вклад, особенно воины, благочестивые люди и признанные авторитеты. Солдаты продолжали сражаться, а рабочие - работать.

Средневековые авторы высказывают противоречивые мнения по поводу старости. Некоторые соглашаются с тем, что пожилые люди были духовными лидерами, в то время как другие называют их «столетними детьми». Собственно старость не заслужила хороших стихов. Тексты характеризуют её как «предвкушение ада». Ещё одно заблуждение состоит в том, что все умирали, не доживая до старости. Отдельные люди продолжали нормально жить даже в свои восемьдесят или девяносто лет.

5. Повседневная смертность


В Средние века не все погибали от насилия в обществе и постоянных войн. Люди гибли также от насилия в семье, несчастных случаев и слишком «активного отдыха». В 2015 году были исследованы записи средневековых коронеров Уорикшира, Лондона и Бедфордшира. Результаты позволили совершенно по-новому взглянуть на повседневную жизнь в этих районах.

Были реальные смерти от зубов свиней. В 1322 году двухмесячная Йоханна де Ирланде умерла в своей кроватке от того, что свинья укусила её за голову. Другая свинья убила мужчину в 1394 году. Несколько человек погибли по вине коров. Но, по записям коронеров, преобладали среди случайных смертей утопленники. Люди тонули во рвах, колодцах и реках.

Случались и убийства. Одна из историй подробно описывает, как в 1276 году Джоана Клариче перерезала горло своему мужу и буквально выпотрошила его мозг. Несколько человек погибли во время драк, но не меньше людей погибло и в результате падений. Люди падали с деревьев, крыш зданий и просто с ног, когда слишком сильно напивались. Одна женщина упала с кресла, на которое встала, пытаясь дотянуться до свечи. В 1366 году Джон Кук решил в шутку побороться со своим другом, но на следующий день умер от полученных травм.

4. Лондон считался одним из худших мест


Говоря о насилии, достаточно сказать, что никто не хотел перевозить в Лондон свои семьи. Это был самый жестокий город в Англии. Археологи долго размышляли над 399 черепами, датируемыми с 1050 по 1550 годы. Они принадлежали представителям разных социальных классов и были собраны с шести разных лондонских кладбищ. Почти семь процентов из них были с подозрительными физическими травмами. Большинство из них принадлежало людям в возрасте от 26 до 35 лет из беднейших слоёв общества. Кладбища показали, что насилия было вдвое больше, чем в любом другом регионе, при этом мужчины из рабочего класса часто становились жертвами самой крайней формы агрессии.

Записки коронеров дали некоторые представления и о быте того времени. Нереально большое количество убийств приходилось на воскресные вечера, когда большинство людей из беднейших классов находились в тавернах. Вполне вероятно, что пьяные споры часто приводили к фатальным результатам. Кроме того, только высшие классы могли себе позволить адвокатов или участие в поединках, где обе стороны имели возможность защищаться. Остальным приходилось улаживать разногласия или мстить с помощью неформальных методов.

3. Пристрастия читателей Средневековья


В XV-XVI веках все сферы жизни людей пронизывала религия. Особенно были популярны молитвенные книги. Используя технику, которая вычисляет количество отпечатков на поверхности страниц, искусствоведы поняли, что чем грязнее страница, тем большее количество читателей привлекло её содержание.

Чтобы понять, каковы были предпочтения того времени, а также возможные причины этого, было просмотрено несколько молитвенных книг. Наиболее загрязнённые страницы показали, что средневековые европейцы не так уж сильно отличались друг от друга. В одной рукописи была приведена молитва, посвящённая святому Себастьяну, которая, как говорили, спасала от чумы. Эта молитва перечитывалась много раз - очевидно, теми, кто опасался болезни. Много внимания также уделялось разным молитвам о личном спасении - намного больше, чем молитвам о спасении других.

Эти молитвенные книги хранились во многих домах и читались ежедневно. Однако есть и одна забавная подробность. Наиболее истрёпанными у всех книг оказались только первые страницы. Очевидно, чтения их оказывалось достаточным для того, чтобы людей начинало клонить в сон.

2. В Средневековье с кошек сдирали шкуры


Проведённое в 2017 году исследование показало, что в Испании была довольно распространена выделка кошачьих шкур. Это касалось как диких, так и домашних кошек.

1000 лет назад Эль Борделле был крестьянским посёлком. Среди его многочисленных средневековых находок есть ямы, которые, как полагают, использовались для хранения урожая. Но в некоторые из них были найдены кости животных, и неожиданно большое количество их, около 900 скелетов, принадлежало кошкам. Все они находились в одной и той же яме. Анализ костей показал, что они принадлежали особям в возрасте от девяти до двадцати месяцев - это лучший возраст для получения большой и неповреждённой шкуры. Ещё одним доказательством обдирания кошек были следы на костях. Они характерны для инструментов, с помощью которых обычно сдирали шкуры.

Это может заставить поёжиться любителей домашних животных, но в Северной Европе тоже убивали кошек ради изготовления одежды из их шкур. Тем не менее, исследователи полагают, что в Эль Борделле кошек могли убивать и в рамках религиозного ритуала. В яме с кошачьими скелетами были найдены также череп лошади, куриное яйцо и рог козла. Все эти предметы часто использовались в магических средневековых обрядах.

1. За полосатую одежду могли и убить


Полосы снова и снова входят в моду каждые несколько лет, но в то время подобный нарядный костюм мог привести к смерти. В 1310 году французский сапожник решил походить днём в полосатой одежде и был приговорён к смертной казни за это решение. Этот мужчина не совсем понимал, что полосы означают принадлежность к дьяволу, и он стал жертвой городского духовенства.

Добропорядочным гражданам надлежало любой ценой избегать полос. Доказательная база в документах XII и XIII веков показывает, что власти строго придерживались этой позиции. Полосатую одежду надлежало носить наиболее опустившимся проституткам, палачам, прокажённым, еретикам и, по определённым причинам, шутам. Даже инвалиды, внебрачные дети, евреи и африканцы освобождались от ношения полос.

Откуда взялась эта ненависть к полоскам, остаётся загадкой. Почему не пятна или клетка? Ни одна теория не может адекватно объяснить связь между сатаной и полосками. Одно из довольно натянутых объяснений ссылается на строчку из Библии: «Вы не будете носить на себе предмет одежды, который состоит из двух». Возможно, что чей-то средневековый мозг счёл этот отрывок как ссылку на полосы. Но какова бы ни была причина, к XVIII веку эта нетерпимость прошла.









2024 © sattarov.ru.