На какой высоте летает МКС? Орбита и скорость МКС. Как увидеть мкс невооруженным глазом


Ольга Петрова
Доклад для детей подготовительной группы «МКС»

Международная космическая станция, сокр. МКС (англ. International Space Station, сокр. ISS) -это огромный исследовательский комплекс, который вращается вокруг Земли на высоте около 400 км. В его создании принимали участие 16 стран мира, и прежде всего Россия, США, Канада и Япония.

Размеры МКС можно смело сравнить с футбольным полем. Управляют полетом МКС специалисты из ЦУП-М (Королев, Россия) и ЦУП-Х (Хьюстон, США) . Между Центрами идёт ежедневный обмен информацией.

Размеры станции достаточны для её наблюдения невооружённым глазом с поверхности Земли. МКС наблюдается как достаточно яркая звезда, довольно быстро идущая по небу приближенно с запада на восток. Европейское космическое агентство, совместно с сайтом «www.heavens-above.com », предоставляет возможность всем желающим узнать расписание пролётов МКС над определённым населённым пунктом планеты. Зайдя на страницу сайта, посвящённую МКС, и введя латиницей название интересующего города, можно получить точное время и графическое изображение траектории полёта станции над ним, на ближайшие дни.

МКС состоит из модулей, или блоков : первый из них-российский функционально-грузовой блок «Заря» (показывает на макете) -был выведен на околоземную орбиту 17 лет назад. С тех пор к станции периодически доставляются и пристыковываются все новые и новые части.

Одной из основных целей при создании МКС являлась возможность проведения на станции экспериментов, требующих наличия уникальных условий космического полёта : микрогравитации, вакуума, космических излучений не ослабленных земной атмосферой.

На станции поддерживается атмосфера, близкая к земной.

Единственным источником электрической энергии для МКС является Солнце, свет которого солнечные батареи станции преобразуют в электроэнергию.

Станция совершает один оборот вокруг Земли за 90 минут и примерно половину этого времени она проводит в тени Земли, где солнечные батареи не работают. Тогда её электроснабжение происходит от буферных никель-водородных аккумуляторных батарей, которые подзаряжаются, когда МКС снова выходит на солнечный свет.

15 лет назад на борту МКС стали постоянно жить космонавты. Как правило, одновременно на станции находится от 3 до 6 человек. На прошлой неделе на орбиту отправились космонавты Роскосмоса Геннадий Падалка и Михаил Корниенко, а также астронавт НАСА Скотт Келли". Корниенко и Келли на борту МКС предстоит работать в течение года, их возвращение на Землю планируется 3 марта 2016 года.

Внутри МКС космонавты находятся в состоянии невесомости. Каждое движение поэтому требует от них особой ловкости. Дело в том, что чтобы вымыться, жители станции используют только влажную губку, а не целый набор, который можно встретить на Земле. Голову космонавты моют шампунем, излишки которого легко удаляются при помощи влажной салфетки. Бритвы снабжены небольшими пылесосами, чтобы волоски не разлетались по всему кораблю. Еду для космонавтов готовят на Земле и упаковывают в специальные пластиковые пакеты, контейнеры. Кроватей на МКС нет, их роль выполняют спальные мешки, прикрепленные к стенам станции и снабженные фиксированными ремнями на липучках.

В невесомости мышцы слабеют, так как испытывают гораздо меньшую нагрузку, чем на Земле. Для того чтобы оставаться в хорошей физической форме, космонавты ежедневно по нескольку часов занимаются на тренажерах.

Рабочие будни на МКС проходят в многочисленных опытах и исследованиях. Главная их цель-понять, как отсутствие силы тяжести влияет на людей, животных, растения.


Интересный к недавнему посту:

когда за затмением наблюдал, тоже видел яркий объект, пролетевший высоко с запада на восток, сравнительно звезд довольно яркий. пересмотрел примерное время, звездную величину и направление по программе Stellarium. вышло, что это был МКС)

Меня всегда удивляли заявления о том, что МКС и прочие заявленные официалами спутники видно с Земли невооруженным глазом. Давайте попробуем разобраться.

Орбита МКС заявлена на высоте 408 км.
Макс. размеры станции заявлены 109 метров (вместе с развернутыми батареями). Это примерно 4 вагона пассажирского поезда или 7 грузовиков (20-тонников, еврофур).
И насколько мне известно, МКС - самый крупный орбитальный объект (нашей цивилизации).

А теперь вспомните вид из иллюминатора самолета во время полета.
Вспомнили? Хорошо там были видны фуры или поезда внизу?
И это только 10 км высоты...

Для проверки рассмотрим такую штуку:

Вот вам 2 острова на озере Чапала в Мексике.

Я их выбрал по двум причинам:

1. На глади воды остров лучше видно, чем любой другой артефакт на земле, которая вся застроена и объекты при отдалении смешиваются в кашу (можно конечно поискать фермы солнечных батарей в пустыне для максимальной наглядности, но лень. если найдете, просьба сообщить)

2. Один из островов хорошо видно с высоты, его можно использовать для ориентира

Обращаем внимание на маленький остров. Его размеры в 2.5 раза больше МКС (~260 на 100 м) и он отлично виден с высоты 5.44 км, как и большой рядом:

А теперь поднимаемся на высоту 400 км:

Видите там такая точка маленькая прямо между острием стрелки и буквой П?

Это большой остров и он еле виден. Маленький и вовсе исчез.

Смотрел на обычном Google Earth при разрешении экрана 1920х1080. Можете попробовать сами.

Понятно, что МКС и её зеркальные батареи могут отсвечивать, но достаточно ли этого света, чтобы быть видным с Земли?

Другие спутники, насколько мне известно, и вовсе не превышают размеры машин при орбитах не менее 200 км и это для шпионских аппаратов, которые явно в гражданские базы данных не занесут.

Если такие доводы кажутся вам недостаточными, вспомните, что 400 км - это дистанция от Москвы до Нижнего Новгорода.

И попробуйте рассмотреть даже не отдельное здание, а весь город с такого расстояния)

Или просто взгляните на Землю в обратном порядке, лучше в полный экран:

Земля из космоса в 4к. Пролёты МКС над континентами Земли, новейшие снимки. VITA mission. ESA 2018

На отметке 1:45 видно Женевское озеро Leman.

Стрелкой отмечен женевский аэропорт Cointrin, на общем фоне города его тоже можно использовать как ориентир:

Вот так это выглядит при полном экране с качеством видео 4К:

Длина взлетно-посадочной полосы ~ 4 км, ширина вместе с газонами ~400 м, но даже она почти не видна с высоты 400 км!

Так можно ли увидеть МКС с этого расстояния, как думаете?

И бонусные вопросы нашей викторины:

Кто или что снимает все эти шедевральные снимки МКС с пары сотен метров, квадрокоптер, спутник, папарацци-камикадзе?

Почему на них никогда не видно звезд, кроме случаев явного CGI с фотошопом?

ВСЕ видео ролики выхода космонавтов в космос сняты с борта, НЕТ НИ ОДНОГО ВИДЕО, снятого со стороны, только графика! Можете это объяснить?

И почему бы не записать столь интересующие всех затмения на камеры МКС, ведь НАСА и другие анентства постоянно транслируют их с Земли? ;)

УПД из комментариев:

Вот так выглядит высота МКС 400 км в сравнении с планетой.

Что подсвечивает её снизу, фонари городов? ведь солнце это может делать только на ОЧЕНЬ короткий период


Возможно ли с этой высоты увидеть вот такое преломление поверхности, как нам показывют, т.е. практически четверть планеты, а иногда и более?

Одним из величайших достояний человечества является международная космическая станция, или МКС. Для ее создания и работы на орбите объединилось несколько государств: Россия, некоторые страны Европы, Канада, Япония и США. Этот аппарат свидетельствует о том, что можно добиться многого, если постоянно сотрудничать странам. Об этой станции знают все люди планеты и многие задаются вопросами о том, на какой высоте летает МКС и по какой орбите. Сколько космонавтов там побывало? А правда ли, что туда пускают туристов? И это далеко не все, что интересно человечеству.

Строение станции

МКС состоит из четырнадцати модулей, в которых располагаются лаборатории, склады, комнаты отдыха, спальни, хозпомещения. На станции даже имеется спортзал с тренажерами. Весь этот комплекс работает на солнечных батареях. Они огромны, величиной со стадион.

Факты об МКС

За время своей работы станция вызывала немало восхищений. Этот аппарат является величайшим достижением человеческих умов. По своей конструкции, назначению и особенностям его можно назвать совершенством. Конечно, может быть, лет через 100 на Земле начнут строить космические корабли другого плана, но пока что, на сегодняшний день, этот аппарат - достояние человечества. Об этом свидетельствуют следующие факты об МКС:

  1. За время своего ее существования на МКС космонавтов побывало около двухсот. Также здесь были туристы, которые просто прилетели посмотреть на Вселенную с орбитальной высоты.
  2. Станцию видно с Земли невооруженным глазом. Эта конструкция является самой большой среди искусственных спутников, и ее легко можно увидеть с поверхности планеты без какого-то увеличивающего устройства. Есть карты, на которых можно посмотреть, в какое время и когда аппарат пролетает над городами. По ним легко отыскать сведения о своем населенном пункте: увидеть расписание полета над регионом.
  3. Для сборки станции и поддержания ее в рабочем состоянии космонавты вышли более 150 раз в открытый космос, проведя там около тысячи часов.
  4. Управляется аппарат шестью астронавтами. Система жизнеобеспечения обеспечивает непрерывное присутствие на станции людей с момента ее первого запуска.
  5. Международная космическая станция - это уникальное место, где проводятся самые разные лабораторные эксперименты. Ученые делают уникальные открытия в области медицины, биологии, химии и физики, физиологии и метеонаблюдений, а также в других областях науки.
  6. На аппарате используются гигантские солнечные батареи, размер которых достигает площади территории футбольного поля с его конечными зонами. Их вес - почти триста тысяч килограмм.
  7. Батареи способны полностью обеспечивать работу станции. За их работой тщательно следят.
  8. На станции есть мини-дом, оснащенный двумя ванными и спортзалом.
  9. За полетом следят с Земли. Для контроля разработаны программы, состоящие из миллионов строк кода.

Космонавты

С декабря 2017 года экипаж МКС состоит из следующих астрономов и космонавтов:

  • Антон Шкаплеров - командир МКС-55. Он дважды был на станции - в 2011-2012 и в 2014-2015 гг. За 2 полета он прожил на станции 364 дня.
  • Скит Тингл - бортинженер, астронавт НАСА. Этот космонавт не имеет опыта космических полетов.
  • Норишиге Канаи - бортинженер, астронавт Японии.
  • Александр Мисуркин. Первый его полет был совершен в 2013 году длительностью 166 суток.
  • Макр Ванде Хай не имеет опыта полетов.
  • Джозеф Акаба. Первый полет совершил в 2009 году в составе «Дискавери», а второй полет был осуществлен в 2012 году.

Земля из космоса

Из космоса на Землю открываются уникальные виды. Об этом свидетельствуют фотографии, видеосъемки астронавтов и космонавтов. Увидеть работу станции, космические пейзажи можно, если посмотреть онлайн-трансляции со станции МКС. Однако некоторые камеры бывают выключенными, что связано с техработами.

Текст

Артём Лучко

Когда разговоры заходят об МКС, мало кто задумывается, что она ближе, чем кажется. Благодаря её размерам и постоянной орбите большинство людей на нашей планете могут увидеть международную станцию невооружённым глазом. Вполне возможно, что вы уже видели её и раньше, но не знали об этом.

МКС пролетает мимо нас несколько раз в день, но видимой она становится при совпадении нескольких факторов. МКС освещается солнцем, а во время пролёта на определённом отрезке она отражает солнечный свет точно так же, как, например, Луна. Чтобы с Земли увидеть МКС, необходимо оказаться в правильном положении относительно Солнца и наблюдаемого объекта. Мы собрали несколько рекомендаций, которые помогут вам отследить станцию на небе самостоятельно.

Spot The Station


Один из самых простых способов проследить за МКС - это подписаться на рассылку сайта NASA Spot The Station , созданного специально для энтузиастов вроде нас с вами. В разделе Sign Up for Alerts выберите страну, город и введите свой e-mail. Отметьте, какие пролёты вы будете отслеживать - утренние, вечерние или все. После подтверждения регистрации каждый раз за 12 часов перед предстоящим пролётом станции NASA будет оповещать вас по e-mail.

МКС всегда пролетает с запада на восток. Конечно, станция не такая зрелищная, как Звезда Смерти из Star Wars, - она, скорее, похожа на очень яркую и невероятно быстро движущуюся звезду. Белый объект по мере движения становится оранжевым, заходя в тень Земли, пока совсем не исчезает из поля зрения. Чтобы увидеть станцию, поставьте себе оповещение на телефон, выйдите в нужный момент на улицу и внимательно вглядитесь в небо над горизонтом на западе.


Международная космическая станция, первый модуль которой был запущен в 1998 году, в настоящий момент является самым большим сооружением в космосе. Вместе с фермами солнечных батарей МКС имеет длину 72 м, ширину 108 м и высоту 20 м, а по площади она сравнима с футбольным полем.

Такая громадина, являющаяся лабораторией, фабрикой, полигоном и домом для членов экипажа, движется по орбите Земли между 330 и 410 км со средней скоростью 27 724 км/ч и делает 15,7 оборота вокруг планеты в день. Отражая солнечный свет, станция весьма заметна даже с расстояния во многие сотни километров и порой, пересекая небосклон, она «вспыхивает» ярче любой звезды. Поэтому зачастую наблюдатели не раз принимали МКС за НЛО.

Онлайн-инструменты

В Сети есть множество ресурсов об МКС, а также твиттер-аккаунты, например, @twisst и @virtualastro , которые помогают определить время пролёта станции. Но наиболее удобный и популярный сайт, на котором можно найти информацию о точном времени, конкретном участке неба, яркости объекта, - это Heavens-above.com

На его главной странице можно увидеть схему с изображением Земли и пролетающей вокруг неё космической станции, которая в режиме реального времени отображает местоположение МКС.

В верхнем правом углу вы можете выбрать язык, а также координаты, откуда будете вести наблюдение. Для этого вам нужно кликнуть на ссылку Unspecified , вбить в строке поиска свой населённый пункт и подвинуть красный значок максимально близко к конкретному месту, где вы находитесь. После этого нажмите кнопку «Применить» и выберите в разделе «Спутники» МКС. Вы увидите таблицу с данными о пролётах станции в последующие 10 дней.

Вся информация в таблице может показаться сложнее, чем есть на самом деле. Первый пункт - это максимальная яркость станции в звёздных величинах. Следом указаны время, когда МКС появится в поле зрения (с точностью до секунды), её высота над горизонтом (в градусах) и азимут, где З означает запад, а ЮЗ - юго-запад и так далее. Далее идут три столбца с данными о моменте, когда станция выше всего поднимается над горизонтом (время, когда это произойдёт, высота и часть горизонта). В следующих трёх столбцах указаны аналогичные данные для конца видимости.

Кликнув на каждую из дат в таблице, вы сможете посмотреть траекторию полёта МКС на звёздном небе. Если вы хорошо ориентируетесь в звёздах, вы сможете точно настроить на этом участке неба фотоаппарат, чтобы запечатлеть пролёт.

Если у кого-нибудь из россиян и возникает вопрос, сколько еще будет летать МКС, то как правило в связи с очередным «космическим» заявлением вице-премьера Дмитрия Рогозина. Напомню: в мае этого года он сказал, что Россия не станет продлевать эксплуатацию Международной космической станции после 2020 года, поскольку планирует направить ресурсы на другие перспективные космические проекты.

Естественно возникает вопрос: а куда будут летать российские космонавты после 2020 года? Ведь пилотируемые полеты на орбиту - это основа основ российской космонавтики, без которых она в качественном измерении займет место где-то между Китаем и Индией. Ничего «пилотируемого» после 2020-го года в российских космических планах реально не просматривается, а значит, видимо, все вернется к орбитальным «подскокам» престарелых «Союзов» продолжительностью не более недели, как это было в 1960-е годы.

Что же касается перспективных космических проектов, то они пока сводятся к тому, чтобы облагодетельствовать за счет России все человечество, построив российскими силами две системы: защиты Земли от астероидов и очистки околоземного пространства от рукотворного мусора. Правда, есть еще какое-то невнятное бормотание насчет базы на Луне, но это уже после 2030-го года.

Отсюда напрашивается вывод, что в основе инициативы Рогозина лежало не столько желание двинуть вперед российскую космонавтику, сколько намерение дать «пощечину» Америке, которая и выдвинула идею продлить полет международного комплекса до 2024-го года, против чего Россия изначально не возражала.

Сделав это, Рогозин напомнил Соединенным Штатам, а заодно и всему миру, об «эксклюзивности» космических возможностей России. Не зря же он к слову упомянул в том же выступлении, что «российский сегмент может существовать самостоятельно от американского, американский сегмент самостоятельно от российского существовать не может».

И это не говоря уж о том, что без «Союзов» ни один человек пока до станции не доберется. Но вице-премьер благоразумно предпочел не касаться этого вопроса, ибо к 2020-му году у США практически со 100-процентной гарантией будут, как минимум три новых типа космического корабля, включая два «частных» (CST-100 фирмы Boeing, «Дракон» фирмы Space X) и один «государственный» («Орион», разрабатываемый фирмой Lockheed Martin совместно с европейским концерном Airbus).

Немного истории

Изначально МКС была рассчитана на 15-летний срок службы, то есть на столько же, сколько пролетал «Мир». Свое пятнадцатилетие международный комплекс отметил в ноябре 2013 года, ибо его первый элемент был выведен на орбиту в ноябре 1998-го.

Однако, в 2010 году НАСА, по согласованию с другим партнерами по станции, приняло решение продлить полет МКС до 2020 года. А в январе 2014-го президент США Барак Обама поддержал идею использовать станцию по орбите до 2024 года. Впрочем, были у НАСА намерения продолжать эксплуатировать МКС и до 2028-го года.

А в каком положении НАСА?

Не стоит представлять ситуацию таким образом, будто у Соединенных Штатов в начале следующего десятилетия появятся межпланетные пилотируемые комплексы, к которым и полетят астронавты на новых кораблях НАСА. Работа над такими комплексами ведется, но реально вряд ли они отправятся в дальний космос (за пределы лунной орбиты) раньше 2025 года.

Собственно, поэтому США и рассматривали вариант использования МКС до 2024-го года. Станция - великолепный тренажер для гигантского сектора космической индустрии (включая подготовку людей к полетам), который обеспечивает пилотируемую космическую деятельность. Без этого «тренажера» данный сектор довольно быстро утратит свою форму.

Впрочем, в отличие от России, у США будет инновационное занятие во внеземном пространстве в промежуток времени между окончанием работы МКС и началом полетов межпланетных комплексов. Нужно будет доводить до ума в ходе летной эксплуатации уже упомянутые три новых типа космического корабля. Лучше это было бы сделать при полетах на станцию, но и режим свободных полетов также подходит для испытаний.

Деньги счет любят

Эта известная мудрость применима и к НАСА. В конце прошлой недели «Управление генерального инспектора» (контролирующий орган агентства) опубликовало доклад под названием «Продление эксплуатации Международной космической станции до 2024 года». Как оказалось, данное продление отнюдь не дешевая штука.

С начала работ по станции в 1994 году и до конца 2013-го года НАСА потратило около 75 млрд долларов на разработку, строительство и эксплуатацию МКС (для дотошных: 43,7 млрд было потрачено непосредственно на комплекс, а 30,7 миллиарда - а 37 полетов шаттлов к станции). Это не считая тех 11,2 млрд долларов, которые ушли с 1984 по 1993 годы на проектирование станции «Фридом» - предтечи МКС.

В настоящее время агентство ежегодно расходует 3 миллиарда долларов на МКС, но к 2020-му году эта цифра вырастет до четырех миллиардов. Ничего не поделаешь: с одной стороны, инфляция, а с другой - чем старше будет становиться станция, тем больше придется тратить средств на ее содержание.

Ожидается, что в 2014-2019 годы НАСА выделит на МКС еще 20,6 млрд долларов.
Кроме того, введение в строй новых кораблей, построенных на коммерческой основе компаниями «Боинг» и SpaceX, отнюдь не поможет агентству доставлять астронавтов на МКС дешевле, чем оно делает сейчас, используя «Союзы». Напомню, что в настоящее НАСА платит 70,3 миллиона долларов за место в российском корабле.

Более того, агентству придется платить больше за полеты CST-100 и «Дракона», что также вполне объяснимо - и тот и другой заметно крупнее, дороже и технологически совершеннее «Союза», и может вывести на орбиту до семи человек. Но тут есть один важный момент. НАСА будет тратить бюджетные деньги на поддержку своей, а не «чужой» космической отрасли. На своих, как известно, деньги тратить легче.

И, наконец, что касается финансовой стороны полета станции после 2020-го года, то в докладе подчеркнуто: «Решение одного или более партнеров выйти из [программы МКС] увеличит стоимость эксплуатации комплекса, как для НАСА, так и для остальных партнеров». Так что решение России покинуть данную программу после 2020 года не увеличивает желание США, Европы, Японии и Канады остаться в ней.

По мнению авторов доклада, «нет никаких существенных препятствий, которые помешали бы продолжить эксплуатацию МКС до 2024 года». Но ключевое слово здесь «существенных». Имеются несущественные препятствия и при том весьма заметные.

Первое, это продолжающееся снижение эффективности солнечных батарей из-за их непрерывного повреждения микрометеоритами и космическим мусором, что приводит к уменьшению электропитания станции.

Второе препятствие состоит в непредвиденном отказе ключевых элементов систем и оборудования, требующем либо незапланированных выходов в открытый космос, либо доставки запчастей с Земли. Таких отказов с января 2004-го года по апрель 2014-го «Управление генерального инспектора» насчитало 12.

Здесь и выход из строя бортового компьютера, и повреждение солнечных батарей, сбои в работе системы охлаждения, снизившие ее эффективность на 50%, а также течь аммиака, гидроксида калия и незначительная утечка воздуха из комплекса (чуть больше двух килограммов в сутки). Включены в список проблем также были неполадки в скафандре для работы в открытом космосе и едва не случившееся в июне 2011 года столкновение МКС с космическим мусором.

И, наконец, третье препятствие - ограниченные возможности НАСА после списания шаттлов по доставке крупногабаритных элементов станции, таких, как например солнечные батареи или радиаторы, на орбиту.

Опять Россия

НАСА продолжает возлагать большие надежды на российского партнера по части решения проблемы энергопитания станции. Дело в том, что Россия планирует пристыковать к станции два научно-энергетических модуля (НЭМ), мощностью по 18 квт каждый, что обеспечит минимальную 30-киловаттную потребность МКС в электричестве.

Правда, надежды эти в свете заявления Рогозина представляются несколько наивными. Дело в том, что запуск НЭМов планируется на 2018-2019 годы. Зачем России тратить деньги на постройку и запуск модулей к международному комплексу, если она планирует закончить работу на нем через год-два после их пристыковки?

В качестве альтернативы НАСА предлагает просто более точно ориентировать солнечные батареи по Солнцу, чтобы обеспечить их максимальное освещение.

МКС - это хорошо, но не совсем то, что хотелось

Оглядываясь назад, НАСА понимает, что надежды, связанные с МКС, не вполне оправдались: станция оказалась дороже, ее строительство потребовало больше времени, а сама она оказалась не такой уж универсальной и «наукопроизводительной», как ожидалось. Агентство планировало завершить ее сооружение к 2002 году, уложившись при этом в 17,4 млрд долларов. В действительности сборка МКС была закончена лишь в 2011-м за, как уже упоминалось, 75 миллиардов.

Первоначально считалось, что МКС будет не просто исследовательской лабораторией, но также орбитальным «заводом» и «стартовой площадкой» для других исследовательских миссий. Не вышло, отчасти из-за того, что комплекс не дотянул до задуманных размеров. Вместо 150-ти метров он «дорос» только до 109-ти, что привело к сокращению его возможностей на 27,6%.

Экипаж тоже сократился: вместо восьми станция может принять только семь человек на постоянной основе. Не удивляйтесь тому, что на станции постоянно находятся только 6 космонавтов/астронавтов. Это число лимитировано суммарным количеством мест в двух спасательных «шлюпках» - «Союзах», пристыкованных к МКС. Если CST-100, или «Дракон» успеют войти в эксплуатацию до 2020-го года, то возможно на комплексе еще и поработает основной экипаж из семи человек.

Да и рискованное это дело - полеты по орбите

Несмотря на то, что МКС пролетала на орбите более 15-ти лет без каких-либо серьезных проблем, это не значит, что риск околоземных полетов стал меньше. Представители НАСА оценивают риск столкновения станции с космическим мусором в течение любого 6-месячного периода времени, как 1:42 (вспомним кинофильм «Гравитация»).

Причем, речь идет об инциденте, который приведет к потере герметичности комплекса. Если равномерно распределить степень вероятности этого события на весь срок службы МКС до 2020-го года, то получится 1:4. Для сравнения: шансы в современной гражданской авиации на инцидент с гибелью пассажира оцениваются, как 1 на 3,5-5 миллионов полетов.

Но не это главное

Дороговизна, риск, отказы техники… Со всем этим можно было бы смириться, если б МКС выполняла на полную мощность свою главную роль исследовательской лаборатории. Но вот с этим-то и возникают главные проблемы.

Как отмечено в докладе, «будущий успех станции, как исследовательской площадки, в значительной степени зависит от способности “Центра продвижения космических исследований” (CASIS) - структуры, которая организует не связанные с НАСА научные исследования на американском сегменте МКС, именуемым “Национальная лаборатория США” - вызвать достаточный интерес у частных пользователей и инвесторов и привлечь необходимое финансирование с их стороны».

А вот с этим-то и возникают проблемы, ибо к настоящему времени CASIS реально смог собрать лишь 14 550 долларов. При этом ему было обещано инвестиций из различных источников на сумму 8,2 млн, что пока обещаниями и остаются. Поэтому основным источником финансирования CASIS по-прежнему остается НАСА, отчисляющая данной организации 15 млн долларов ежегодно.

Одна из причин, по которым частные инвесторы не спешат вкладывать средства в CASIS, состоит в том, что неясен вопрос с правами на интеллектуальную и технологическую собственность, созданную на борту МКС с помощью частных инвестиций. Стремясь исправить положение НАСА, в 2013-м году внесло в Конгресс законопроект, предусматривающий сохранение за частными исследователями «всех прав на изобретения… сделанные в ходе эксплуатации МКС». Однако, пока законопроект так и не был поставлен ни на одно голосование на Капитолийском холме.

Вот, что получается

Итак, «гонять» МКС по орбите дорого, а с каждым годом будет становиться еще дороже. Только в 2013 году НАСА потратило на станцию 2,9 млрд долларов, или приблизительно 17,2% от своего годового бюджета объемом в 16,9 миллиардов. При этом на продолжение разработки новой ракеты-носителя SLS ушло 1,4 млрд, а нового корабля «Орион» - 1,1 миллиарда долларов.

Таким образом, МКС в значительной степени финансово обескровливает работы по созданию перспективной техники для исследования и освоения дальнего космоса.

Но и это еще не все. По подсчетам «Управления генерального инспектора», бюджетный запрос президента на 2015 год, в котором содержится пятилетний прогноз расходов на эксплуатацию комплекса, на 614 млн долларов меньше, чем потребуется на самом деле. Произошло это из-за недооценки стоимости грузовых и пилотируемых полетов «частных» космических кораблей.

Что же касается науки, то из общей суммы, которая ежегодно тратится на МКС, лишь 10% уходит на исследовательские работы. 77% съедают поддержание комплекса в работоспособном состоянии, а также доставка грузов и экипажей на его борт.

Кроме того, как подчеркнули авторы доклада, «значительное количество исследований на борту МКС связано с поиском способов уменьшения риска для экипажей в ходе длительных космических полетов. Однако, агентство не сможет найти все необходимые способы даже если станция будет летать до 2024 года».

Отсюда следует общий вывод, что главная функция МКС - это все-таки быть космическим «тренажером». Но этот тренажер весьма дорогой и, к тому же небезопасный для тех, кто непосредственно на нем работает.

Этот вывод может подвести НАСА к другому заключению: может стоить прекратить тратить деньги на МКС после 2020-го года, перенаправив их на скорейшее создание техники для пилотируемых полетов в дальний космос - тем более, что астронавтам за пределами околоземного пространства, по крайней мере, не будет грозить космический мусор, представляющий главную опасность для обитателей МКС.









2024 © sattarov.ru.