Финансовая самостоятельность. Цели нормативного подушевого финансирования. Директор вправе занимать иные должности и заниматься иной оплачиваемой деятельностью только в случаях и порядке, установленных законодательством


Ирина КУРБАТОВА, директор школы №13, Тамбов: Выходим в автономное плавание

Понятие «финансовая самостоятельность» подразумевает не только наличие собственной бухгалтерии, но и автономность образовательного учреждения. Для муниципальных школ все финансовые потоки, независимо от того, связаны они с субвенциями на заработную плату или с обязательствами учредителя по содержанию хозяйственной части и оплате коммунальных услуг, корректируются муниципальными органами управления образованием. Уменьшить зарплату в связи с нормативом они не могут, а вот сметы, связанные с финансированием расходов на содержание технических работников, капитальный и текущий ремонты, корректируются очень серьезно, и обычно в сторону уменьшения. Автономия подразумевает самостоятельную деятельность без корректировки муниципальными органами управления образованием. То есть сама школа напрямую работает с казначейством, создает свою смету, регулирует вопросы, связанные с приоритетными областями экономического развития на данный период, можно сказать, целиком и полностью ведет свою хозяйственную деятельность. Вплоть до того, что проводит даже аудиторский учет. Бухгалтерская независимость по сравнению с автономией - это капля в море.

Наша школа сейчас находится на стадии оформления документов для перехода в статус автономного учреждения. С этим связаны многие наши надежды. Во-первых, это гораздо более широкие полномочия, потому что школа становится самостоятельной и при составлении сметы расходов, и при определении своих болевых точек развития, что помогает четче расставить приоритеты. Кроме того, автономия даст возможность создавать при учреждении некоммерческие организации, то есть больше заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью и иметь от этого определенную прибыль, например, от той же сдачи помещений в аренду. У нас много молодых родителей, которые хотели бы заниматься в школьном спортивном зале - самостоятельно, вечером, никому не мешая. Но позволить занимать спортзал в учебные дни мы не можем, потому что плотность занятий в зале очень велика. Мы могли бы предоставить эту услугу в воскресенье, однако это предполагает дополнительный обслуживающий персонал.

Решить этот вопрос через договоры оплаты услуг техническому персоналу возможно, когда будут открыты некоммерческие организации на базе школы. Ведь создать сегодня в школе фонд, который бы работал параллельно с казначейством, очень трудно - мы муниципальное учреждение.

Есть у автономии и свои минусы. Первый и достаточно серьезный - это заказ учредителя. Он в обязательном порядке заключается с образовательным учреждением, и это естественно, потому что как бы мы ни хотели самостоятельности, мы все равно никогда не будем коммерческой организацией, да это и не нужно. Каким будет данный заказ, сказать очень сложно, так как здесь есть определенные нюансы, связанные с нормативной базой работы автономного учреждения.

Второй серьезный момент связан с тем, что до сих пор мы полностью самостоятельно хозяйственную деятельность не вели, и все, что связано с аудиторскими проверками, - это, безусловно, дополнительные деньги. Очень трудными окажутся задачи, которые школа ставит сегодня перед собой, например постройка еще одного бассейна или реставрация спортзала. На это при автономии денежные средства уже выделяться не будут. Надо быть к этому готовыми.

Галина СУЛЕЙМАНОВА, директор школы №115, Нижний Новгород: Теперь мы сами определяем приоритеты

Могу сказать с уверенностью: финансовая самостоятельность - благо для школ. Если раньше деньги из городского или областного бюджета спускались по районам, а уже из районов приходили в образовательные учреждения, причем часто не в том объеме, который был необходим или изначально запланирован, то теперь перевести деньги школы на какие-то другие цели без распоряжения директора невозможно. Поскольку финансирование осуществляется напрямую из областного бюджета строго исходя из числа учеников, приходится бороться за каждого ребенка. Мы стремимся к тому, чтобы от нас не только никто не переходил в другие учреждения, но и, напротив, к нам приходили из других школ. Развивается конкуренция. Родители хотят выбрать для своего ребенка наиболее подходящую школу, значит, мы должны предоставить качественные образовательные услуги, комфортные условия, ввести дополнительные занятия. На все это требуются средства. Сегодня мы получаем их наравне с любой другой школой. Это не значит, что у образовательных учреждений равные возможности: современные новые школы, как ни крути, находятся в более выигрышном положении. А что делать, если здание старое и рассчитано на небольшое число учеников? Остается делать упор на качество преподавания.

Сегодня мы можем сами планировать расходы и тратить отпущенные средства по своему усмотрению. Раньше невозможно было, допустим, своевременно сделать ремонт или закупить необходимое оборудование - нужно было ждать, когда сверху отпустят для этого деньги. Теперь мы сами определяем приоритеты: на что потратить в первую очередь, на что - во вторую, на чем разумнее сэкономить. Разумеется, бюджет не безграничен: нам спускают цифры из областного министерства, и мы в рамках этих показателей планируем расходы.

Комментарий

Нина ЛЕБЕДЕВА, главный экономист Управления образования администрации Брянского района Брянской области:

В условиях недостаточного финансирования образовательных учреждений содержание самостоятельной бухгалтерии - дорогое удовольствие: оплата труда нескольких бухгалтеров, финансовые расходы на приобретение техники, специального программного обеспечения, его обслуживание. Экономически обосновано введение самостоятельной бухгалтерии в крупных школах, интернатах, находящихся в городах, крупных населенных пунктах, где можно привлечь профессиональных, опытных работников и использовать дополнительные средства родителей и спонсоров. А как быть школам малокомплектным, где расходы на содержание школьника высоки и без бухгалтерии в штатном расписании? Где директор зачастую работает один, без заместителя, и на его плечах не только обучение, воспитание, но и все хозяйственные вопросы.

Централизованная бухгалтерия не мешает финансовой самостоятельности школ, привлечению дополнительных средств и их использованию. В то же время грамотная работа ЦБ позволяет директору школы уделять больше внимания главному, для чего школа существует, - образованию и воспитанию детей. А переход на самостоятельное бухгалтерское обслуживание - часто вынужденная мера, так как нагрузка на муниципальный бюджет снижается вместе с сокращением централизованной бухгалтерии, увеличивая расходы на образовательный процесс.

В любом случае руководителям образовательных учреждений надо дать возможность выбирать: пускаться ли в самостоятельное плавание или пользоваться услугами ЦБ.

Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской школы, Новгородский район, Новгородская область:

Восприняли неоднозначно...

Когда я начала работать в школе в 1982 году, в районе существовала централизованная бухгалтерия. Директора школ приезжали в бухгалтерию, получали заработную плату и эту зарплату сами выдавали своим работникам. Тогда были сельские советы, и средства, которые централизованная бухгалтерия направляла школам на ремонтные работы, приобретение наглядных пособий, приходили в администрации сельских советов. Бывало, что у школ оставались неиспользованные средства. Как помнят многие, это была эпоха дефицита и сложно было достать стройматериалы, краску, мебель, оборудование для школ. Таким образом, получалось, что выделенные согласно бюджету средства иногда оставались неизрасходованными. Но эти деньги, так же как и средства, сэкономленные школой на затратах по воде, свету или на проведении ремонта, оставались в сельсоветах и райфинотделах - школы их не получали.

Первый закон об образовании дал директорам право оставлять

сэкономленные средства внутри школы. Это стало первым шагом к финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Я помню, как радовались наши учителя, когда в 1991 году на сэкономленные средства мы выехали всем педагогическим коллективом в Санкт-Петербург, посетили Ботанический сад, сходили на шоу «Балет на льду». Я напоминаю о прежних временах, потому что сейчас, с постепенным переходом на автономию, директора школ это воспринимают неоднозначно. Но нужно осознать, что мы получили возможность тратить средства, которые сами зарабатываем, на нужды школы. Самостоятельность дает определенную свободу, а свободы без ответственности не бывает. Поэтому пришло время, когда каждый директор школы из простого руководителя должен превратиться в менеджера системы образования.

Финансовые отношения коммерческий организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Эти принципы находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

В современной учебной литературе пока не сформировалось четкое представление о современных принципах организации финансов предприятий. Так, Л.Н.Павлова к современным принципам финансов предприятий относит: плановость и системность, целевую направленность, диверсификацию, стратегическую ориентированность.. Но эти принципы распространяются на предпринимательскую деятельность вообще, их, естественно в определенном аспекте, следует учитывать и при разработке финансовой политики. Тем не менее, они вряд ли могут служить основой для выработки и практической реализации финансовой политики предприятия.

Принцип хозяйственной самостоятельности

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

Рынок стимулирует коммерческие организации к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.

Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимные отношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном прядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998 года, проходит по нормам, установленным законодательно. Законодательно определяется необходимость формирования и размер финансового резерва для акционерных обществ..

Принцип самофинансирования

Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе..

Таким образом, самофинансирование относится к методам рыночного ведения хозяйства, когда собственных финансовых источников достаточно для финансирования хозяйственной деятельности. Самофинансирование предполагает, что распределяемая прибыль предприятия после платежей в бюджет и во внебюджетные фонды освобождается от государственной регламентации. Прибыль коммерческой организации, амортизационный и иные фонды денежных средств становятся главными источниками финансирования его экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников. В условиях рыночной экономики обеспечение принципа самофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций..

Самофинансирование имеет целый ряд преимуществ:

· исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);

· предприятие становится более независимым от внешнего капитала;

· за счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;

· облегчается процесс принятия решения по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выполнела: Максакова Т.А. Педагог дисциплины: «Менеджмент» Формирование реальной экономической самостоятельности общеобразовательного учреждения

3 слайд

Описание слайда:

Планируемый результат обучения Квалифицированный менеджмент школ, способный работать в условиях экономической самостоятельности, отвечать за поставленные результаты и управлять переменами.

4 слайд

Описание слайда:

Основные направления развития системы общего образования в мире A) Новые модели финансирования образовательных учреждений и оплаты труда; B) Содержание образования и контроль за его качеством; C) Управление образовательным учреждением.

5 слайд

Описание слайда:

Понятие экономической самостоятельности Что понимается под данным термином? Свобода деятельности (самоуправление) или реализация законодательных прав (автономия, компетенций). В основе нового экономического механизма в образовании,утвержденного Постановлением Гособразования от 22.09.1989- главный ресурс образовательной реформы

6 слайд

Описание слайда:

Понятие экономической самостоятельности Наиболее полно данный ресурс отражен в в ФЗ «Об образовании» в редакции 1992 года: Самостоятельное распоряжение всеми бюджетными и внебюджетными средствами; Права по использованию имущества; Существенные налоговые льготы.

7 слайд

Описание слайда:

Основные принципы экономической самостоятельности, автономности образовательной организации Для образовательных организаций принцип автономии состоит в том, что образовательное учреждение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем: формирует внутреннюю структуру управления; самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской; распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности; арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем; привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники; оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы; самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств; самостоятельно определяет применяемую систему оплаты труда и материального поощрения работников. Самостоятельно формирует штатное расписание.

8 слайд

Описание слайда:

Основные принципы экономической самостоятельности, автономности образовательной организации Школа самостоятельно определяет: соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда; соотношение фонда оплаты труда педагогического, административно - управленческого и учебно-вспомогательного персонала; внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей; порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональным и муниципальными нормативными актами. Это позволяет школе сократить зоны неэффективной занятости и за счёт внутренних резервов обеспечить существенный рост зарпла­ты лучшим учителям. Однако для решения этих задач руководство школы вынуждено идти на оптимизацию численности персонала

9 слайд

Описание слайда:

Понятие экономической самостоятельности Реализация правового статуса образовательного учреждения- устранение противоречий между бюджетной и хозяйственной самостоятельностью: Контрактные отношения с государством и получателями образовательных услуг; Государственно-общественная система контроля качества (результата) образования; Бюджетное финансирование одним показателем (НПФ); Самостоятельность в утверждении,исполнении и корректировке сметы; Прозрачность и доступность отчетности о деятельности; Понятные процедуры расходования средств(конкурсный отбор); Эффективное использование переданной Учредителем собственности; Эффективны менеджмент(управленческие кадры).

10 слайд

Описание слайда:

Проблемы Ограниченность ресурсов; Существующая система образования неэффективно использует до 25% бюджетных средств и до 49% средств семей т.е отсутствуют стимулы к эффективному использованию бюджетных средств; Конкуренция со стороны других отраслей национальной экономики и систем образования других стран; Система адаптировалась вне фокуса национальных интересов, просто ради своего формального воспроизводства; Бюджетные учреждения нацелены на освоение бюджетных средств, а не на достижение конечных результатов.

11 слайд

Описание слайда:

Проблемы Школа не дает необходимых социальных навыков и навыков коммуникации; Постоянно растущий спрос на образование не обеспечен ресурсами, но тем не менее «удовлетворяется» образовательной системой; Удельное финансирование образовательных программ не обеспечивает даже воспроизводства, не говоря уже о развитии; Отсутствуют стимулы конкурентной среды и поиска организационной ниши образовательной организации.

12 слайд

Описание слайда:

Характеристика старой модели образования Человек должен соответствовать рынку труда «Обратная связь» нужна лишь для помощи и контроля над системой образования Базовые уровни образования должны быть сориентированы только на фундаментальные знания Дополнительное образование или как система досуга или как отраслевая повинность

13 слайд

Описание слайда:

Характеристика новой модели Человек сам выбирает свой образовательный и профессиональный путь и надо сделать так, чтобы этот выбор был всегда возможен (доступность) Необходима «система обратной связи» (качество) Базовые уровни образования должны быть сориентированы на тенденции построения инновационной экономики (соц.заказ) Непрерывное образование будет везде (соц.заказ)

14 слайд

Описание слайда:

Принципы современной модели образования В основу должны быть положены принципы проектной деятельности: открытость образования к внешним запросам; применение проектных методов; логики «деньги в обмен на обязательства»; конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике; адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

15 слайд

Описание слайда:

Новый организационно-финансовый механизм Овладение компетенциями финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения; Нормативное подушевое финансирование функций образовательных организаций; Оптимизации сети образовательных организаций; Новая система оплаты труда; Эффективный механизм деятельности приносящей доход; Новая организационно-правовая форма – автономное образовательное учреждение; Эффективный менеджмент(повышение квалификации руководителей образовательных учреждений);

16 слайд

Описание слайда:

Промежуточные выводы Два основных вывода по результатам ПНПРО состоят в следующем. Во-первых, наиболее получившие широкую поддержку стратегии реформ образования - например, предоставление школам большей автономии или сокращение числа учащихся в классе - не дали ожидаемых результатов; и во-вторых, «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» (особенно это касается начальной школы). Второй вывод выливается в три ключевые рекомендации: 1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди; 2) следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы; 3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование».

17 слайд

Описание слайда:

Зачем образовательному учреждению экономическая самостоятельность? Определение конкретного производителя образовательного продукта(ресурсы, технология, результат); Определение объема ресурсного обеспечения производства образовательного продукта в конкретной школе; Определение соотношения затрат и результата; Определение возможностей и ограничений для определенной организационной формы производителя образовательного продукта; Ответственность школы за конечный результат; Поиск организационной ниши.

18 слайд

Описание слайда:

Экономические отношения в сфере образования Экономические отношения в сфере образования - деятельность людей при предоставлении образовательных услуг в условиях использования ограниченных финансовых,материальных,трудовых и иных ресурсов и соизмерении производимых затрат с достигаемым результатом. Исходя из данного положения и выстраивается логика формирования экономического механизма образовательного учреждения – как в условиях ограниченных бюджетных средств, создать возможности эффективного функционирования. Педагогическая деятельность(отношения)- технология осуществления образовательного процесса

19 слайд

Описание слайда:

Собственность переданное в оперативное управление Государственное или муниципальное образовательное учреждение наделяется учредившим его собственником необходимым для осуществления уставной деятельности имуществом. Собственник передает учреждению имущественные права, которые состоят из права владения имуществом собственника и права пользования этим имуществом. Все имущество Учреждения находится в собственности Учредителя, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления по согласованию с учредителем на основании акта приема-передачи. Полномочия собственника имущества в соответствии с нормативными актами осуществляет государственный (муниципальный) орган управления имуществом. Учреждение вправе владеть и пользоваться закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления.

20 слайд

Описание слайда:

Модель экономического механизма образовательного учреждения Решает задачи: что делать? Как делать? Для кого? Потребители Образовательного продукта Производители Образовательного продукта Экономические ресурсы Образовательный продукт Гос. регулирование

21 слайд

Описание слайда:

Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Что производить? - более жесткая ограниченность ресурсов для образовательного учреждения; - выбор образовательной(педагогической) политики – приоритетная сфера деятельности менеджмента школы; - выбор конкретных продуктов (услуг, товара) определяет общую стратегию развития школы.

22 слайд

Описание слайда:

Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Как производить? - оптимальный подбор ресурсов и технологий в зависимости от их наличия, качества и цен; - однажды избранная технология во многом предопределяет выбор ресурсов; - процессный подход (система управления кадрами, контроля качества, технология сбыта, принципы планирования)

23 слайд

Описание слайда:

Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Для кого производить? - это проблема микро- и макроуровней; - отношения между потребителями (учредителем, родителями,организациями) и менеджментом ОУ; - динамика доходов российских потребителей определяет спрос на образовательные продукты;

24 слайд

Описание слайда:

Задание: Сформулируйте обоснование того, насколько созданная образовательная услуга в Вашем общеобразовательном учреждении является благом для потребителей? Для поиска ответа на данный вопрос попробуйте самостоятельно исследовать природу образовательной услуги как блага.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Основа самостоятельности – договор образовательного учреждения и учредителя в т.ч. Государственный(муниципальный) заказ и задание Автономия образовательного учреждения усилена тем, что законодательство обязывает учредителя строить свои взаимоотношения с образовательным учреждением на договорной, т.е. равноправной, основе. Фактически этим положением признается равноправие образовательного учреждения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как учреждение создано (учреждено).

28 слайд

Описание слайда:

Необходимые условия для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности Правовая база(муниципальные заказ и задание); Управленческие кадры; Информационные технологии:в управлении и бухучете; Создание условий на местном уровне(специалисты управления, ЦБ); Конкурсные условия ресурсного обеспечение; Стратегия развития образовательной организации; Управляющий совет.

29 слайд

Описание слайда:

Правовая база для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности Договор о взаимоотношениях с Учредителем; Устав образовательного учреждения; Договор об оперативном управлении и Регистрация прав собственности; Регистрация прав на землю; Лицевой счет и право финансовой подписи; Трудовой договор руководителя с Учредителем; Трудовые договора с работниками образовательного учреждения; Договора на поставку ресурсов и предоставление услуг образовательному учреждению на основе гражданско-правовых договоров, в частности: подряда, возмездного выполнения услуг, купли-продажи, аренды; Государственные(муниципальные) заказ и задание; Разрешение на деятельность приносящую доход; Локальные акты.

30 слайд

Описание слайда:

Муниципальный заказ. Предполагает выделение поставщику образовательных услуг бюджетных средств на предоставление определённого вида и объёма этих услуг. Принципиальное отличие муниципального заказа - размещение задания на поставку социальных услуг не на принудительной, а на договорной основе. При этом договор должен заключаться по результатам конкурса, т.е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе будет стимулировать рост качества предоставляемых услуг.

31 слайд

Описание слайда:

Муниципальное задание Это комплексный план, определяющий: обязательства муниципалитета по предоставлению населению образовательных услуг за счёт средств бюджета; объём финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий; условия и порядок оказания образовательных услуг, а также требования к эффективной деятельности образовательного учреждения. Внедрение технологии размещения муниципального задания будет ориентировать учреждения не на освоение средств, а на конечный результат - предоставление качественной услуги.

32 слайд

Описание слайда:

Рамочные цели Реализация компетенций бюджетного учреждения по управлению финансово-экономической деятельностью. Включение общественности в управление ОУ. Учет материалов самооценки ОУ, а также учет мнения потребителей услуг при оценке работы учреждения. Публичный отчет. Переход к оценке ОУ и учащихся по принципу шага развития («добавленная образовательная стоимость»), перенос центра тяжести в оценке - с контроля на развитие.

33 слайд

Описание слайда:

Риски и последствия развития финансово-экономической самостоятельности Отсутствие индикаторов эффективности расходования бюджетных средств; Недостаточный уровень квалификации управленцев по финансово-хозяйственным вопросам особенно опыта сметного планирования; Недоработанность технологий НПФ; Противоречивая позиция управленцев органов управления образования; Лишение части полномочий управленцев образования различного уровня, а следовательно, рычагов воздействия; потери монополии в решении вопросов образования; усмотрения определенной конкуренции.

34 слайд

Описание слайда:

ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОУ Рост доходов ОУ: … Расширение деятельности ОУ: … Сокращение издержек ОУ: … Повышение выпуска (производительности) ОУ: … Оптимизация активов ОУ: … Привлечение инвестиций:

35 слайд

Описание слайда:

АУ- в сравнении с БУ БУ (новая редакция) АОУ Право Распоряжения Закрепленным имуществом Не вправе распоряжаться (п.1 ст.298 ГК РФ) Вправе распоряжаться за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым АОУ может распоряжаться только с согласия собственника(п.2 ст.3 Закона) Права в отношении Полученных Доходов Эти доходы при составлении, утверждении и исполнении бюджета включаются в состав его доходов (п.5 ст.41 БК РФ, применяется со дня вступления в силу ФЗ об особенностях использования БУ …). Распоряжается самостоятельно (п.2 ст.3 Закона),в т.ч. средствами, полученными от целевого капитала Права по Привлечению заемных средств Не вправе получать кредиты (п.4 ст. 161 БК РФ) Вправе привлекать: на АОУ не распространяются ограничения БК РФ, установленные для БУ Права по Открытию банковских счетов БУ осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета (п.1 ст.161 БК РФ) Вправе открывать счета в кредитных Организациях(п.3 ст.2 Закона)

36 слайд

Описание слайда:

В каких ситуациях оправдано создание АОУ? АОУ Имеется или возможна конкуренция между поставщиками образовательных услуг (большинство вузов, ссузов, пту, отдельные школы) возрастает влияние потребителей на поставщиков услуг Учреждение занимает монопольное положение на рынке образовательных услуг (многие сельские учреждения) ключевая роль административных методов БУ

37 слайд

Описание слайда:

Самостоятельный баланс или смета? Из статьи 161 БК РФ. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Из статьи 162 БК РФ. ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

38 слайд

Описание слайда:

Государственный заказчик Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ст.4 Государственные заказчики Государственными заказчиками … могут выступать органы власти…, а также уполномоченные указанными органами… власти… на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

39 слайд

Описание слайда:

Устав бюджетного образовательного учреждения Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовых органах, а также иные счета в порядке, предусмотренном Учредителем, печать со своим наименованием, бланки, штампы. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Федерации, а также настоящим Уставом. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Учредителя и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством Российской Федерации и Учредителем. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации бюджетных расходов. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет главный распорядитель средств бюджета - учредитель, в ведении которого находится Учреждение.

40 слайд

Описание слайда:

Устав бюджетного образовательного учреждения Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Учреждение свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат законодательству Российской Федерации, Уставу. Учреждение несет ответственность за использование бюджетных средств по целевому назначению и принимает меры по возмещению или возврату средств нецелевого использования в бюджет Учредителя в полном объеме, в том числе за счет внебюджетных источников;

41 слайд

Описание слайда:

Компетенция директора образовательного учреждения Единоличным исполнительным органом Учреждения является его директор, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Директор Учреждения назначается на должность и освобождается приказом руководителя учредителя. Учредитель заключает (расторгает) с директором трудовой договор Директор действует на основании законов и иных нормативных актов Российской Федерации и города Москвы, Устава, Трудового договора. Он подотчетен в своей деятельности учредителю, заключившему с ним Трудовой договор, и Департаменту имущества города (района) по вопросам, входящим в его компетенцию. Директор действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в государственных(муниципальных) органах, предприятиях, организациях, учреждениях, пользуется имуществом Учреждения в пределах своей компетенции, установленной Трудовым договором, совершает в установленном порядке сделки от имени Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает лицевой счет. Директор в пределах норм по смете доходов и расходов самостоятельно определяет и утверждает структуру Учреждения, его штатный и квалификационный состав, принимает на работу и увольняет с работы работников Учреждения согласно законодательству. Директор в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения. Взаимоотношения работников и директора, возникающие на основе Трудового договора, регулируются законодательством о труде. Директор вправе занимать иные должности и заниматься иной оплачиваемой деятельностью только в случаях и порядке, установленных законодательством.

42 слайд

Описание слайда:

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА ИТ КАДРЫ СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ И ПРОЦЕССЫ Мониторинг Планирование Анализ Контроль Поиск организационной ниши Устав Маркетинг и PR Привлечение обучающихся Договор с Учредитем Аккредитация Взаимодействие с общественностью Оргструктура Корпоративное управление Рабочие процессы и регламенты Управление проектами Система качества Ресурсное обеспечение Финансовое планирование и бюджетирование Бухгалтерский и налоговый учет Управленческий учет Иная приносящая доход деятельность Управление ресурсами Экономический анализ Закупочная деятельность Образовательные уровни/ Программы Методическая деятельность и НИР Требования к выпускникам Интеллектуальная собственность Методики/технологии обучения Средства обучения и управления знаниями Информационные технологии Система поддержки образовательного процесса и методической деятельности Система управления вспомогательными процессами Инфраструктура Информационная безопасность Управление и эксплуатация Привлечение Развитие Мотивация ПП Аттестация Модель компетенций ПП

Экономическая самостоятельность образовательных учреждений

Практически все страны в разной мере осуществляют политику децентрализации, центральным элементом которой является передача полномочий по принятию решений учебным заведениям при усилении их подотчетности за целевое использование бюджетных средств. 2 Педагогическая самостоятельность проявляется в возможности разработки концепции развития учебного заведения, свободе преподавания, выборе вариативных программ и т.п. Экономическая самостоятельность образовательного учреждения предполагает его самостоятельность в различных областях функционирования, а именно: самостоятельное осуществление финансовой и хозяйственной деятельности; самостоятельное распоряжение единым фондом финансовых средств; формирование фондов в зависимости от экономической модели функционирования учебного заведения, владение и распоряжение имуществом; осуществление работ и выполнение услуг в порядке диверсификации. Автономия образовательного учреждения в полном объеме может быть реализована при придании образовательному учреждению статуса юридического лица. Этот процесс предусматривает:

    разработку устава образовательным учреждением и утверждение его учредителем; оформление в установленном порядке передачи имущества от учредителя (собственника) в оперативное управление образовательного учреждения; закрепление за образовательным учреждением выделенных ему земельных участков в бессрочное пользование; получение государственной регистрации в качестве некоммерческой организации в форме учреждения, а также регистрации в налоговом органе, в органе статистики, внебюджетных фондах; открытие счета в банковском или ином кредитном учреждении; при наличии казначейства – оформить лицевой счет получателя бюджетных средств.
После осуществления указанных процедур образовательное учреждение становится самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности, приобретает не только соответствующие права, но и обязанности:
    осуществлять бухгалтерский учет; представлять необходимую бухгалтерскую, налоговую, статистическую (в дальнейшем – и бюджетную) отчетность и нести ответственность за ее достоверность; осуществлять финансовое планирование своей деятельности; нести ответственность по принятым на себя обязательствам и заключенным договорам; уплачивать налоги, сборы и пошлины, установленные налоговым законодательством, представлять документы, необходимые для подтверждения налоговых льгот и вычетов; привлекать дополнительные источники финансирования образовательного процесса, содержания и развития материально-технической базы и т.д.
Принятию любого финансового, хозяйственного решения предшествует формирование системы экономической организации (экономического механизма) в образовательном учреждении, которая предполагает формирование экономических отношений по поводу создания и использования образовательных услуг, как результата производственной деятельности образовательного учреждения. Создание экономического механизма должно обеспечить решение трех основных задач функционирования школы: Что делать? Как делать? Для кого? По степени эффективности решения данных задач можно определить успешность функционирования каждого образовательного учреждения. Но главное - создание экономического механизма дает руководителю школы право принятия экономического (хозяйственного) решения, которое и предполагает финансовое управление. В новых условиях хозяйствования учебные заведения уже на стадии планирования получают большую самостоятельность в принятии решений. Они, например, имеют право разрабатывать и утверждать не только новые учебные планы, программы учебно-воспитательной деятельно-сти, но и планы социально-экономического развития. В качестве основы для составления этих планов вышестоящие органы доводят до учреждений только государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы. В настоящее время наиболее предпочтительным методом распределением ресурсов на образование является схема часто называемая «деньги следуют за учащимися», то есть финансирование на основе спроса по установленным нормативам.

Модель расчета норматива бюджетного финансирования

Для нормативного финансирования характерна значительно более высокая по сравнению с действующей системой степень зависимости от результатов деятельности организации. Если в действующей системе оплачивается само функционирование учреждения, то в случае нормативного финансирования – предоставляемые им услуги. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов в сфере образования. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств, учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся. Закон РФ “Об образовании” гарантирует гражданам общедоступное и бесплатное образование в пределах государственного образовательного стандарта, а также устанавливает принцип финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения (ст. 5 п. 3, ст. 41 п. 2). С принятием федеральных законов от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности субъектов Федерации за финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования путем предоставления субвенций местным бюджетам» были изменены межбюджетные отношения в сфере образования. Как установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации, субвенция - это одна из форм оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Федерации местному бюджету. Субвенция предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. В данном случае к этим расходам отнесены расходы на реализацию государственного образовательного стандарта. Конкретный порядок предоставления и расчет субвенций определяется законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Этим же законом утверждаются нормативы расходов на реализацию государственного стандарта общего образования и размер субвенции по каждому муниципальному образованию с учетом их особенностей и pecypcных возможностей. Размер субвенций муниципальным бюджетам определяется, исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов. Расчет осуществляется по следующей формуле: 3 3 3 Si = (R i o . H i o )n + (R i g . H i g )n + (R i k . H i k )n n=1 n=1 n=1 Где Si - объем субвенции i-того муниципального бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ; R i o , R i g , R i k - нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах; H i o H i g H i k - прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях на территории i-того муниципального образования; n - ступени общего образования. Органы местного самоуправления при формировании местных бюджетов распределяют средства, полученные в форме субвенций, по получателям бюджетных средств - общеобразовательным учреждениям. На основе методики расчета норматива, принятой на уровне субъекта федерации, муниципалитеты должны принять свое решение об утверждении Порядка распределения полученной из бюджета субъекта РФ субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ. Это позволит на базе единой для всех методики провести расчеты и довести норматив до каждого учреждения. Предоставление общего образования отнесено к полномочиям субъекта федерации, но эти полномочия исполняются на местном уровнем. Для реализации этого полномочия муниципальному уровню передаются финансовые средства в виде субвенций, достаточных для " реализации основных общеобразовательных программ»(в редакции закона № 95-ФЗ). Принципиально новым, является то, что закон требует, чтобы законодательство субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций, должно содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований. Так как субвенция должна обеспечить реализацию основных образовательных программ(образовательных стандартов), то ее расчет должен определяться потребностями в бюджетных средствах достаточных для этой реализации. То есть региональный закон о субвенциях должен не только содержать абсолютные значения тех сумм, которые будут перечислены муниципалитетам на выполнение этого полномочия субъекта, но и порядок расчета нормативов для осуществления этого расходного обязательства. В то же время, возрастает роль регионального уровня, так как именно на него законодателем возложена обязанность разработки нормативов бюджетного подушевого финансирования в образовании. Расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включают текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (кроме коммунальных расходов). Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:

    стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги; нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно- вспомогательного и обслуживающего персонала; нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат; расходов на обеспечение образовательного процесса; коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги; норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.
Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на одного обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей: - количество обучающихся в классе – 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях, и 14 в сельских общеобразовательных учреждениях; - количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе; - ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 30% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 50% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению. 6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося исчисляются по формуле: где: 3- расходы по заработной плате в i-том муниципальном образовании на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n). P
- расходы на обеспечение образовательного процесса в расчете на одного обучающегося. 3 определяется по формуле:

Где: а – количество часов по БУП; d – число часов на педагогическую ставку в неделю. Для первой ступени общего образования 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования 18 часов; b – ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС по i-тому муниципальному образованию; 1,262 – коэффициент отчислений по единому социальному налогу; 1,02 3 – коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (педагогического), квалификационной категории и т.п.; 2 – коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок; 12 – количество месяцев в году; m – нормативная наполняемость классов; 1,35 – коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал; w – коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов c – коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам программ, R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/ доплаты. 7. Расходы на обеспечение образовательного процесса Р учебн определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальные расходы, осуществляемых из местных бюджетов). В расходы на обеспечение образовательного процесса включаются: расходы на учебные пособия; приобретение технических средств обучения и оборудования (не являющихся основными фондами); расходные материалы и хозяйственные нужды; приобретение справочной, методической, учебной литературы для пополнения фондов школьных библиотек; стоимость услуг связи (Интернет); приобретение электронных учебников; приобретение классных журналов, классных досок. Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:

    разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации; повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся в специальных (коррекционных) классах, или по программам углубленного изучения (гимназии и лицеи).
Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги. В адаптационный период в течение 1-3 лет необходимо осуществлять выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года). Процесс «сглаживания» объема субвенций предполагает:
    Сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям. Выявление отклонений, анализ причин. Определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для «мягкого» перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.








2024 © sattarov.ru.