Дума при князьях состояла из. Что такое боярская дума? Определение, функции, права. Важный государственный орган
По мере того как происходило усиление царской власти, снижалось значение Боярской думы. В течение XVI в. между Боярской думой и великокняжеской властью шла острая борьба за приоритет, за право участвовать в управлении, ограничивать самовластье единодержавного монарха. Править единовластно, без Думы, пытался Василий III. Особенно сильные опалы и казни члены Боярской думы и вообще родовитое боярство пережили при Иване Грозном. Не случайно потом, во время Смуты, набравшая силу Боярская дума брала с избираемых царей крестоцеловальные записи («письма»), «чтобы им быти не жестокими и не опальчивыми и мыслити о всяких делах с бояры и с думными людьми сообща, а без ведома их тайно и явно никаких дел неделати». Такую «крестоцеловальную грамоту» подписал, например, Василий Шуйский. В 1549 г. была учреждена «Избранная рада» («Ближняя Дума») из особо приближенных лиц. Она представляла собой совещательный орган царя по всем вопросам управления государством, т.е. выполняла функции Боярской Думы. Тем не менее опричнина не уничтожила Боярскую думу как высший орган государственной власти, не поколебала местничества, закреплявшего привилегии знати.
После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы временно возросла. В 1610 г. в результате борьбы между различными группировками боярства последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе, государством фактически управляли семь влиятельных бояр («семибоярщина»).
При первых Романовых правление царя без Думы и Думы без царя считалось явлением ненормальным. Решения правительства определялись формулой «царь указал, бояре приговорили». Боярская дума стала важной составной частью сословно-представительной монархии как постоянно действующий высший государственный орган и как верхняя палата Земского собора. Членство в ней давалось за особые заслуги перед государством и являлось пожизненным. Боярская дума включала введенных бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Получение думного чина зависело от воли государя. Высокородные князья могли сразу получить высший чин - боярина, менее знатные начинали с окольничего, прочие, из «худородных» служилыхлю-дей, получали чин думного дворянина, введенный для них при Василии III. Первоначально в XV в. численность думы была около 20 человек, к концу XVII в. она разрослась, достигнув при Федоре Алексеевиче 167 человек.
Права Боярской думы определялись обычным правом. В компетенцию Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроля административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений - приказов и органов местного управления. Как орган верховной власти она обладала правом назначения центральных и местных начальников (воевод, судей, приказных чинов и др.). Боярская дума руководила приказами и другими органами управления, разрешала дела особой трудности, которые по тем или иным причинам не могли быть решены в приказах, активно участвовала в решении внешнеполитических вопросов. Участие Думы в делах такого рода выразилось в учреждении постоянной «Ответной палаты» при Думе. Чины посольского приказа не могли сами вести переговоры с иностранными послами, с послами «в ответех бывают бояре» - два, один или два окольничих и думный посольский дьяк. В Боярской думе сосредоточивались судебные дела (по Докладу и по апелляции). Для ведения текущих судебных дел при думе из ее членов была учреждена в XVII в. расправная палата. Дума иногда действовала в качестве суда первой инстанции в отношении своих членов, иногда ей поручались наиболее важные дела по политическим преступлениям. Она обладала законодательной инициативой, имела право принимать и утверждать законы. Статья 98 Судебника 1550 г. указывает: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати». Уложение 1649 г. своими законодательными источниками признало государевы указы и боярские приговоры.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
1.3 Сущность Боярской Думы
ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Компетенции Думы
2.2 Состав Боярской Думы
2.3 Порядок заседания и принятия решений
2.4 Документирование деятельности Думы
ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ
3.1 Роль Думы в системе государственных органов Московского государства
3.2 Прекращение деятельности Боярской Думы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является изучение Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства. В рамках достижения поставленной цели были определены задачи: изучить теоретические аспекты и рассмотреть Боярскую Думу как первый прототип государственных дум; проанализировать Боярскую Думу как высшего органа власти централизованного русского государства, определить роль Боярской Думы в системе государственных органов Московского государства.
Объект исследования: особенности Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что произошедшее уже более десяти лет назад принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-политическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.
Теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту. Признается, что работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни.
Исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика). Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.
ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
1.1 Боярская Дума в эпоху Киевской Руси
В эпоху Киевской Руси Боярская Дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и «старцами градскими» (местной родоплеменной знатью), в удельный период Боярские Думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской Думы входили так называемые «путные бояре» (ведавшие «путями», то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.
На протяжении второй половины XVI-XVII в. шел процесс формирования сословного строя, характерного для феодального общества. Процесс этот начался еще во времена Киевского государства и завершился во второй половине XVII в.
1.2 Боярская Дума как сословный орган
Первоначально Боярская Дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской Думы назначал царь, и собственно только члены Боярской Думы могли называться боярами. В титулованных бояр (т.е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранявшие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья). Сам факт наличия Боярской Думы позволяет некоторым исследователям говорит об ограниченности власти монарха в России в это время. В действительности бояре особо не мешали великокняжеской политике. Даже в начале каждого закона писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили.» Т.е. указывал все равно именно великий князь (царь), а бояре лишь соглашались 1 . Со временем, в Боярской Думе, кроме бояр, появился дополнительный думский чин - окольничий. В Боярской Думе также начали работать профессиональные чиновники и клерки - дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь-референт, являвшийся думским дьяком. Боярская Дума выступала апелляционной судебной инстанцией.
Русское государство середины XVI - середины XVII в.в. являлось сословно-представительной монархией. Сословно - представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. К середине XVI в. Россия была единым, централизованным государством. К рассматриваемому периоду она сделала значительный шаг в социальном развитии. Это характеризуется ростом ремесленного производства, развитием местных рынков и усилением между ними прочных связей. Развиваются товарно-денежные отношения. Большое значение имеет внешняя торговля. Наблюдается рост городского и сельского населения. В политическом развитии государства большое значение приобретает опричнина, которая была создана для расправы с изменниками и ослушниками. Опричнина подорвала экономическую мощь бывших удельных князей, увеличились земельные владения Царя, постепенно стало вырастать значение поместного землевладения. Объяснить политический смысл опричнины довольно трудно. Ведь она не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которыми была вызвана. Затруднения создавалось столкновениями, какие возникали между государством и боярством. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали что делать. Что такое было на самом деле Московское государство в XVI в.? Это была абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т.е. правительственным персоналом. Не было никакого политического законодательства, которое определяло бы границы верховной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно с другой политической силой, ее стеснявшей. Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то время, как государь пожаловал их как дворовых слуг своих в звании холопов государевых. Обе стороны очутились в неестественном положении. В государстве создалась ситуация, при которой бояре не были заинтересованы в дальнейшем укреплении власти монарха и стремились ограничить ее Боярской думой. Дворянство же было заинтересовано в усилении великокняжеской, а затем царской власти, в перестройке политического аппарата и в более решительной внешней политике. Средние и мелкие феодалы, объединившись с городским населением, решительно выступали против старой феодальной знати. Опорой великокняжеской власти было дворянство. От монарха оно ждало земель, крестьян, повышения своего политического веса. 2 Именно поэтому, из-за нестабильной обстановки в государстве Иван IV создал опричнину. В середине XVI в.в России была следующая классовая структура. Класс феодалов составили бояре, которые получили придворный чин «холопов государевых». Распределение привилегии происходило по принципу местничества (родовитость, знатность). Постепенно такое распределение чинов уступало место чину, жалуемому царем.
На первом месте были придворные чины, которые подразделялись на думных и недумных. К придворным чинам (думным) относились бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Все эти чины входили в Боярскую думу. Следующим по значению был чин окольничьего. К менее важным придворным чинам - недумным - относились спальники, стольники и др. С середины XVI в. усиливается значение дворян. Ими считались верхушка служилых людей, не получивших боярского чина. Верхушку дворянства составляли «думные дворяне». Делилось дворянство на несколько групп: дворян московских, выборных, городовых и дворовых. Полная отмена местничества в середине XVI в. ликвидировала различия внутри класса феодалов, усилила роль дворянства. Крупнейшим феодалом была церковь. В середине XVI в. наносится удар по церковно- монашескому землевладению. Класс феодально-зависимых крестьян делится на черносошных и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих). Основными формами эксплуатации были барщина и оброк. В данный период прослеживается постепенное и окончательное закрепощение крестьянства. Холопство в XVI в.делилось на старинное, полное, докладное и кабальное. Во второй половине XVI в. получили большое развитие города. Увеличивается численность посадских людей.
Таким образом, все выше указанные предпосылки ведут к созданию в середине XVI в. в России сословно- представительной монархии, где функции сословно - представительного органа выполняли Земские соборы.
Сословно - представительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Новой особенностью общественного строя стало появление на политической арене двух новых социальных сил - дворянства и горожан. В XVI - XVII вв. Боярская Дума в документах именовалась служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572 г. из них осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42 боярина. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне.
Боярская Дума –“собирательная, сословная, общеземская”, старинная привычная власть (В.О.Ключевский): бывшие удельные князья, бояре. В политической системе Московского государства именно Дума была главным учреждением, которая отражала динамику процесса централизации власти и управления.
Состав Боярской Думы.
Боярская дума развивалась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу входили потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре (20-30 человек). Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего. В XVI веке Боярская дума из феодальной курии при князе превратилась в государственный орган сословно-представительной монархии. Состав этого органа значительно расширился в XVII веке за счет возведения в боярское достоинство неродовитых царских фаворитов, родственников. Включаются в Думу и представители дворянства и служилой бюрократии (дьяки). Следовательно, состав Думы в первой половине XVII века был четырехстепенным : бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Неродовитые бояре, дворяне и дьяки, выражавшие интересы служилого дворянства, значительно потеснили старую феодальную аристократию. Значение этих дворянских элементов было велико, так как думные дворяне и дьяки в большинстве случаев попадали в Думу после 20-30 лет службы, обладали большим опытом и знаниями, формулировали решения Думы. Бояре до конца XVII века занимали одно из главенствующих положений в государстве. В XVII веке служилые люди по отечеству (бояре и дворяне) окончательно оформляются в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству служить по военному, гражданскому и придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами.
Функции Боярской Думы.
Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу. «Государь всея Руси» Иван III обсуждал все вопросы с боярами и не карал за «встречу», то есть за возражения и несогласия со своим мнением. А вот его сына Василия III упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой «запершись сам-третей у постели все дела делает». Князь Андрей Курский также обвинял Ивана Грозного в том, что тот пытается править без совета с «лучшими мужами». При несовершеннолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством.
Дума заседала ежедневно, собиралась на заседания в Кремле ранним утром, летом при восходе солнца, зимой еще до рассвета, заседания длились пять-шесть часов, и нередко возобновлялись вечером. Заседания происходили как в присутствии, так и в отсутствии царя. Текущие дела вносились на обсуждение начальниками приказов, чаще всего законодательный почин принадлежал царю, который, по выражению того времени, «сидел с бояры о делах». Иногда бояре решали дело самостоятельно, причем боярский приговор мог приобрести силу закона без последующего утверждения царем. Тем не менее Боярская дума не выходила за рамки законосовещательного органа. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Борьба боярских группировок иногда выливалась в «брань велию, и крик и шум велик, и слова многие бранные». Однако организованной оппозиции в Боярской думе не существовало. В особых случаях Боярская дума заседала совместно с Освященным собором - высшими церковными иерархами. Такие собрания носили название соборов, которые следует отличать от Земских соборов.
Роль Боярской Думы в политической жизни.
Дума играла роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы - это было основной обязанностью правительства. Существовало несколько общих правил в отношении определения решений Боярской Думы. Историография и история права выработали в этом отношении два общих правила, которые могут быть сформулированы следующим образом: форма: «и великий государь, слушав докладной выписки, указал и бояре приговорили ». Есть просто обозначение факта участия царя в заседании Боярской Думы. Но такой порядок законодательства не был формально обязательным для царя. Он мог сам решать дела и издавать распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично. Иногда царя решал вопросы с небольшим кругом советников, - так называемая комнатная дума государя.
Форма «по указу великого государя бояре, той докладной выписки слушав, приговорили » есть просто обозначение факта отсутствия царя на заседании Боярской Думы.
Дума издавала два общих вида актов: «закреп» и «помет». «Закреп» - решения Думы по общим вопросам управления, под ним стояла подпись всех думных дьяков. «Помет» – закрепление указа частного свойства - под актом стояла подпись одного думного дьяка.
В конце XVI - начале XVII в. роль Думы и близкой ко двору знати в управлении государством не только не падает, но и возрастает, что выразилось, прежде всего, в усилении участия бояр в непосредственном управлении приказами в качестве судей. Возрастание роли знати в руководстве приказами происходило на протяжении всего XVII в. Это имело важное политическое значение и способствовало постепенной бюрократизации боярства. Из органа первоначально родовой земельной аристократии Дума постепенно трансформируется в орган служилой аристократии, в своеобразный совет «из начальников приказов ».
БОЯ́РСКАЯ ДУ́МА , высший совет при рус. князьях и царях в 10 – нач. 18 вв. Термин введён в науч. оборот рос. историками 18–19 вв. Слова «дума», «совет» (в указанном значении) и производные от них «думать», «советовать», «думец», «советник», а также «думница», «советница» (помещение, где происходило заседание Б. д.) и др. появились в источниках с 11 в. при описании учреждений или событий, которые были связаны с их деятельностью, в т. ч. в более ранний период (начиная с 10 в.).
В Др.-рус. государстве 10 – нач. 12 вв. на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родо-племенной знати («старцы градские») обсуждались междукняжеские и междунар. отношения, судебно-адм. устройство государства (в т. ч. принятие Русской правды ), вопросы о принятии христианства и обеспечении Церкви и т. п. На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Состав, прерогативы и функции, периодичность и место созыва таких советов определялись князем-сюзереном, а также традицией в соответствии с обстоятельствами и конкретными целями. Члены советов участвовали в княжеских пирах, придворных церемониях, присутствовали на княжеском суде, при переговорах князей и заключении соглашений между ними. Раздробление Др.-рус. государства в 12 – нач. 13 вв. на самостоятельные княжества (а последних на удельные княжества) во главе с представителями разл. ветвей династии Рюриковичей , становление в княжествах бояр в качестве господствовавшего сословия укрепили значение Б. д. Думы пополнялись лицами из боярской элиты (в т. ч. тысяцкими ), в связи с чем деятельность Дум стала более регулярной.
Установление зависимости рус. княжеств и земель от Золотой Орды и их ослабление повлияли на судьбу Б. д. В Сев.-Вост. Руси сер. 13 – сер. 15 вв. резкое сокращение численности служилых бояр, погибших в период пандемий и ордынских набегов 13–15 вв . (в особенности до 1430-х гг.), а также ликвидация к кон. 14 в. института тысяцких в большинстве княжеств привели к усилению роли князя-сюзерена в определении состава, предмета и порядка занятий Б. д. Развитие княжеского хозяйства укрепило в Б. д. позиции должностных лиц, возглавлявших отдельные его отрасли, или пути , – конюшего, стольника, ловчего и др. Постепенное оформление к кон. 14 в. аристократич. верхушки нетитулованного боярства закрепляло наследственный характер участия её представителей в Б. д. и в гос. управлении («великие», или «введённые», бояре). На аннексированных Великим княжеством Литовским в кон. 13 – нач. 15 вв. рус. территориях (преим. западных, юго-западных, позднее – центральных) Б. д. сохранялись только в небольших удельных княжествах, принадлежавших князьям-Рюриковичам. В Новгородской республике и Псковской республике в отсутствие наследственной княжеской власти не сформировались и Б. д., известной аналогией им был Совет господ .
Классич. облик Б. д. получила на завершающем этапе образования Рус. гос-ва в форме монархии с сословным представительством (сер. 15 – сер. 16 вв.). Трансформация Б. д. стала составной частью кардинальных перемен в общественно-гос. устройстве страны и в то же время – следствием таких перемен. С кон. 15 в. Б. д. – постоянно действующий высший совет при государе. Её деятельность осуществлялась в различных формах, функции касались всех сфер управления, она имела обширные прерогативы. Сложилась иерархическая структура Б. д., постепенно формировались процедура её пополнения и правила продвижения по карьерной лестнице в Б. д., члены Б. д. обладали фиксированным статусом и материальным обеспечением.
Вплоть до нач. 18 в. Б. д. занимала высшую позицию в структурах Государева двора . В сер. 16 – последней четв. 17 вв. «думные чины» составляли особую, наиболее престижную и активную курию земских соборов . Б. д. была ядром совещаний более узкого состава во главе с монархом по острым военно-политич., экономич. и др. проблемам («войсковых» соборов 1471, 1550–70-х гг. и др.; «церковно-земских» соборов 1580, 1584 и др.; совещаний 1660, 1662, 1663 с представителями привилегированного купечества и горожан, и т. п.).
Назначение в Думу («сказывание» думного чина) её членов закрепилось с рубежа 15–16 вв., сама процедура фиксируется в источниках с кон. 16 в. В Б. д. с последней четв. 15 в. по назначению входили бояре (высший думный чин), окольничие (следующий по значимости чин), а по должности – дворецкие (руководители центр. ведомств – Большого дворца, позднее Большого дворца приказа и т. н. областных дворцов ), обычно имевшие чин боярина или окольничего, казначеи, постельничие, ловчие и др., со 2-й трети 16 в. – кравчие. В 16 в. для пополнения Б. д. близкими советниками монарха из незнатного дворянства и из числа приказных деятелей были введены чины думных дворян (с 1517 известны «дети боярские, которые у государя в думе живут», с 1551 – «стряпчий в думе», с 1564 – «дворяне, которые в думе живут») и думных дьяков (с 1532 известны «великие дьяки», с 1562 – «думные дьяки»). Думный чин со 2-й пол. 16 в. имел и государев печатник (хранитель царской печати). В 17 в. в Б. д. по должности входили также ясельничие, стряпчие с ключом и др. Думные чины получали в первую очередь важнейшие назначения воевод. С 16 в. они имели наивысшие нормы «поместных дач» (в т. ч. подмосковных поместий) и регулярного денежного жалованья. Традиционным было право думцев на судебное соборное разбирательство при уголовных и политич. обвинениях, зафиксированное царём Василием Ивановичем Шуйским в тексте крестной грамоты 1606 и расширенное им за счёт ряда дополнительных гарантий.
В кон. 15 в. численность Б. д. не превышала 15–18 чел. (с учётом должностных лиц), в правление вел. кн. московского Василия III Ивановича при незначит. росте числа членов Б. д. в ней сложились пропорции чинов (преобладали бояре, за исключением периода 1509–1518) и генеалогич. состава (от 60 до 90% бояр были из титулованной знати; среди окольничих господствовала нетитулованная знать моск. и тверских родов). В сер. 16 в. Б. д. резко расширилась, генеалогич. пропорции сохранились (при некотором уменьшении доли бояр): в 1560–62 в ней состояло более 60 чел. Казни и репрессии знати в годы опричнины и деятельности особого двора царя Ивана IV Васильевича Грозного почти вдвое сократили состав Б. д. Вместе с тем в ней резко усилились позиции незнатных думных дворян: в марте 1584 их было около трети в объединённой думе (образована при слиянии особой дворовой Б. д. Ивана IV Васильевича и земской Б. д., действовавшей в 1565–84 на территориях, не включённых царём в состав опричнины), все они получили думные чины в особом дворе или в опричной думе, куда входили фавориты царя в чине бояр или думных дворян. В кон. 16 в. численность Б. д. почти восстановилась (ок. 60 чел. в 1598), так же, как и её генеалогич. состав (титулованных лиц было ок. 40%, возросла доля старомосковской нетитулованной знати). Представители более 110 фамилий получили в течение 16 в. назначения в Б. д., ок. 50% из них – титулованные лица семи княжеских домов Рюриковичей (князья Оболенские и Черниговские, Ростовские, Рязанские, Суздальские, Стародубские, Тверские, Ярославские), выходцы из некоторых линий смоленских Рюриковичей и четырёх ветвей литов. Гедиминовичей . Представители ок. 30 княжеских фамилий получали только боярский чин, лица из нетитулованной знати начинали карьеру в Б. д. с чина окольничего. К концу Смутного времени позиции и авторитет Б. д. резко ослабли и восстановились лишь в 1620-е гг. Во 2-й пол. 17 в. численность Б. д., в силу разнонаправленных политич. факторов, неуклонно росла (59 чел. в 1648/49, 79 чел. в 1662/63, 108 чел. в 1675/76, 180 чел. в 1688/89) на фоне опережающего роста числа окольничих, думных дворян и дьяков (в целом в 1670–80-е гг. составляли более 60% Думы), значит. «ухудшения» её генеалогич. состава (св. 20 фамилий титулованной и нетитулованной знати получали в 17 в. только боярский чин, в Думу входили ещё ок. 15 «думских» по традиции фамилий, при этом выдвинулись десятки второ- и третьестепенных в 16 в. фамилий и родов) и нового постепенного общего падения роли Б. д. в жизни государства и общества при одновременном возрастании роли монарха. Для лиц из новых фамилий (особенно фаворитов) была типичной последовательная карьера от думного дворянина до боярина.
Б. д. заседала регулярно, обычно во главе с государем (напр., от 3 до 5 дней в неделю в сер. 17 в.). В полном составе заседания Б. д. происходили заметно реже, чем совещания монарха с более узким кругом приближённых советников – Ближней думой . Повестка заседаний формировалась государем, а также запросами из приказов . Б. д. не имела канцелярии, отд. делопроизводства, её решения (а порой и осн. точки зрения при обсуждении) записывались дьяками приказов, подавших запрос. На заседаниях Б. д. её члены совместно с государем принимали «приговоры». Действовали также «думские» комиссии (состояли целиком из числа думцев или возглавлялись членами Б. д.), думцы возглавляли ряд приказов (к кон. 16 в. – ок. 15 приказов, с сер. 17 в. – более 25). «Думские» комиссии руководили общими и уездными воен. смотрами, где происходило «верстание» земельным окладом и денежным окладом служилых дворян, казаков и др. (1552, 1555–56, 1598, 1605–06 и др.); подготавливали с предварит. утверждением устав сторожевой службы (1571 и др.), проекты сооружения засечных черт (со 2-й пол. 16 в.); формировали полки нового строя (2-я треть 17 в.); принимали решения по строительству крепостей. «Думской» комиссией являлась и действовавшая в кон. 17 – нач. 18 вв. Расправная палата.
Члены Б. д. со 2-й пол. 15 в. присутствовали на суде великого или удельного князя, составляя судебную курию при нём. Но чаще (не позднее 2-й трети 16 в.) в качестве высшей судебной инстанции в Москве выступали судные «боярские комиссии», разбиравшие дела в зависимости от адм.-терр. принадлежности «тяжущихся» сторон («бояре, которым которые городы приказаны») или же от юридич. квалификации («бояре, которым разбойные дела приказаны»). Думцы участвовали в Стоглавом соборе 1551, на котором, помимо собственно текста Стоглава, были утверждены Судебник 1550 (см. в ст. Судебники 15–16 вв .) и уставная земская грамота. Согласно Судебнику 1550 (ст. 88), Б. д. в обязательном порядке соучаствовала в процессах законотворчества и кодификации права. Она вместе с церковными соборами приняла уложения 1580, 1584 о судьбах церк. землевладения. Особые комиссии во главе с думцами готовили текст Соборного уложения 1649 , проекты реформ «государевых ратных и земских дел» (1681–82) и т. п. Думцы руководили также работами по кодификации права в рамках компетенции руководимых ими центр. ведомств, в результате составлены «судебные», «уставные» и «указные» книги сер. 16 – сер. 17 вв. Члены Б. д. постоянно участвовали во всех дворцовых церемониях и приёмах. При длительных поездках монарха в 16–17 вв. (по монастырям, дворцовым имениям, во время воен. походов) часть Б. д. сопровождала его, а назначенная государем комиссия из членов Б. д. (до 1569 нередко во главе с удельным князем из моск. ветви Рюриковичей) возглавляла текущее управление и была высшей судебной инстанцией. На заседаниях Б. д. (порой предшествовавших земским соборам, напр., в 1566, 1621, 1653) рассматривались ключевые вопросы войны или мира (перемирия), крупномасштабных воен. действий, государевых походов и др. Дипломатич. переговоры с иностр. делегациями в Москве, на разл. посольских съездах велись комиссиями (с правом заключения предварит. соглашений), состоявшими из членов Б. д. Думцы разного статуса возглавляли обычно рус. посольства в др. государства. Б. д. участвовала также в церковных преобразованиях (основание Казанской епархии в 1555, учреждение патриаршества и расширение числа кафедр в 1589, осуждение и лишение сана патриарха Никона , обсуждение вопросов внутреннего церковного устройства на церковном соборе 1666–67 и др.). В Смутное время, после свержения царя Василия Ивановича Шуйского, «семибоярщина» , состоявшая из видных представителей Б. д., находившихся тогда в Москве, реально (июль – окт. 1610), а затем и формально (конец окт. 1610 – окт./нояб. 1612) являлась высшим институтом гос.-политич. власти в стране. «Семибоярщина» 17(27).8.1610 заключила договор о признании рус. царём польск. королевича Владислава (будущего польск. короля Владислава IV ).
В период становления самодержавия значение Б. д., которая по способу формирования была институтом представительства титулованной и нетитулованной аристократии, падало, её заседания происходили значительно реже, уменьшился численный состав Б. д. (138 чел. в 1696/97, 48 чел. в 1713). В 1713 Б. д. перестала функционировать (ликвидации Б. д. способствовало создание в 1711 Сената ). Впоследствии совещательные функции при рос. монархах исполняли Верховный тайный совет (1726–30), Кабинет министров 1731–41 , Конференция при Высочайшем дворе (1756–1762),
1) в Киевском государстве совет при князе членов столбовой дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве конца XV - начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе); имел законосовещательный характер.
Отличное определение
Неполное определение ↓
БОЯРСКАЯ ДУМА
совет крупнейших феодалов при великом князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве. В период феодальной раздробленности этот совет не представлял собой постоянно действовавшего учреждения и не имел определенного состава и компетенции. В конце 15 в. совет при князе становится постоянным органом со строго определенными функциями и получает особое название «Боярская дума». Б. д. решала совместно с князем (позднее царем) все основные вопросы законодательства, управления, суда, внешней политики. Б. д. была высшей судебной инстанцией. Она рассматривала политические преступления, преступления по должности, местнические споры (см. Местничество) и являлась высшей апелляционной инстанцией в отношении решений приказов (см.). Законы издавались «с государева докладу и со всех бояр приговору». Руководил заседаниями Б. д. царь, а в его отсутствие – уполномоченный им боярин.
Обладая значительной властью, Б. д. не представляла учреждения с самостоятельной компетенцией. Обычно решения Б. д. обсуждались и выносились совместно с царем (ранее великим князем) или подготовлялись Думой и утверждались им. Царь же мог принять решение и без участия Б. д. Но в периоды междуцарствий Б. д. приобретала огромное значение – она становилась единственным постоянным органом власти.
Первоначально в Б. д. входили исключительно представители крупной землевладельческой знати – бояре и окольничьи. С начала 15 в. бояре вводились (назначались) в Б. д. великим князем и потому назывались «введенными». Великий князь фактически обязан был принимать советы Б. д., выражавшей мнение наиболее влиятельной группы его вассалов, обладавших огромными земельными владениями и значительными военными отрядами, имевших право отъезда (право отказа от службы своему сеньору – князю – и перехода на службу к другому князю).
По мере роста численности и расширения политических прав дворянства (см.) в Б. д. включаются и представители дворянских фамилий. При Иване Грозном устанавливается особый чин «думный дворянин», что являлось одним из ударов по старинному боярству. Тогда же вводится в Б. д. и бюрократический элемент – думные дьяки, что также ущемляло интересы аристократических фамилий, но отвечало стремлениям дворянства. С ростом политического влияния дворян московские великие князья, опираясь на них, постепенно ликвидировали право отъезда бояр, что ослабило значение Б. д. Сильно подорвала роль боярства, а следовательно, и Б. д. опричнина (см.). В 17 в. значение боярской аристократии в Б. д. падает. Ее решительно вытесняют люди неродовитые, выходцы из дворянства, стоящие за неограниченную царскую власть. Так, в конце. 17 в. менее половины членов Думы составляли представители старых боярских фамилий, бывших в Б. д. при прежней династии. Неуклонно увеличивался численный состав Б. д. Соответственно изменялась компетенция Б. д. и ее политическое значение.
В 17 в. установилась практика обсуждения важнейших вопросов в т. н. Ближней (или Тайной) думе, состоявшей из небольшой группы самых доверенных и близких к царю лиц. Во второй половине 17 в. цари все реже и реже созывают Б. д. Ее место уже при царе Алексее Михайловиче (1645–76 гг.) начинает занимать Ближняя дума («Комната»).
В конце 17 в. из состава Б. д. выделилось особое учреждение – Расправная палата, сначала решавшая гл. обр. судебные дела, а затем постепенно превратившаяся в орган, заменявший в ряде случаев Б. д. Так как состав Расправной палаты определялся исключительно усмотрением царя, то это еще более подрывало значение Б. д.
По мере развития абсолютизма (см.) власть Б. д. уменьшалась и ее политическое значение падало. В начале царствования Петра I важнейшие дела, находившиеся в ведении Б. д., были переданы новым учреждениям, а сама Б. д. превратилась в исполнительный орган при государе, т. н. Ближнюю канцелярию, или «консилию министров», – совещание лиц, заведовавших различными приказами. Окончательно Б. д. была ликвидирована в 1711 г. с созданием Петром I Сената (см.).
Отличное определение
Неполное определение ↓