Дума при князьях состояла из. Что такое боярская дума? Определение, функции, права. Важный государственный орган


По мере того как происходило усиление царской власти, снижалось значение Боярской думы. В течение XVI в. между Боярской думой и ве­ликокняжеской властью шла острая борьба за приоритет, за право уча­ствовать в управлении, ограничивать самовластье единодержавного монарха. Править единовластно, без Думы, пытался Василий III. Осо­бенно сильные опалы и казни члены Боярской думы и вообще родови­тое боярство пережили при Иване Грозном. Не случайно потом, во вре­мя Смуты, набравшая силу Боярская дума брала с избираемых царей крестоцеловальные записи («письма»), «чтобы им быти не жестокими и не опальчивыми и мыслити о всяких делах с бояры и с думными людь­ми сообща, а без ведома их тайно и явно никаких дел неделати». Такую «крестоцеловальную грамоту» подписал, например, Василий Шуйский. В 1549 г. была учреждена «Избранная рада» («Ближняя Дума») из осо­бо приближенных лиц. Она представляла собой совещательный орган царя по всем вопросам управления государством, т.е. выполняла функ­ции Боярской Думы. Тем не менее опричнина не уничтожила Боярскую думу как высший орган государственной власти, не поколебала местни­чества, закреплявшего привилегии знати.

После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы временно воз­росла. В 1610 г. в результате борьбы между различными группировка­ми боярства последовало свержение с престола царя Василия Шуйс­кого. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе, госу­дарством фактически управляли семь влиятельных бояр («семибояр­щина»).

При первых Романовых правление царя без Думы и Думы без царя считалось явлением ненормальным. Решения правительства определялись формулой «царь указал, бояре приговорили». Боярская дума стала важной составной частью сословно-представительной монар­хии как постоянно действующий высший государственный орган и как верхняя палата Земского собора. Членство в ней давалось за особые заслуги перед государством и являлось пожизненным. Боярская дума включала введенных бояр, окольничих, думных дворян и думных дья­ков. Получение думного чина зависело от воли государя. Высокород­ные князья могли сразу получить высший чин - боярина, менее знат­ные начинали с окольничего, прочие, из «худородных» служилыхлю-дей, получали чин думного дворянина, введенный для них при Васи­лии III. Первоначально в XV в. численность думы была около 20 че­ловек, к концу XVII в. она разрослась, достигнув при Федоре Алексе­евиче 167 человек.

Права Боярской думы определялись обычным правом. В компе­тенцию Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутрен­ней и внешней политики, контроля административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монар­хом и всей системой административных учреждений - приказов и органов местного управления. Как орган верховной власти она обла­дала правом назначения центральных и местных начальников (вое­вод, судей, приказных чинов и др.). Боярская дума руководила прика­зами и другими органами управления, разрешала дела особой труд­ности, которые по тем или иным причинам не могли быть решены в приказах, активно участвовала в решении внешнеполитических воп­росов. Участие Думы в делах такого рода выразилось в учреждении постоянной «Ответной палаты» при Думе. Чины посольского прика­за не могли сами вести переговоры с иностранными послами, с по­слами «в ответех бывают бояре» - два, один или два окольничих и думный посольский дьяк. В Боярской думе сосредоточивались судеб­ные дела (по Докладу и по апелляции). Для ведения текущих судеб­ных дел при думе из ее членов была учреждена в XVII в. расправная палата. Дума иногда действовала в качестве суда первой инстанции в отношении своих членов, иногда ей поручались наиболее важные дела по политическим преступлениям. Она обладала законодательной ини­циативой, имела право принимать и утверждать законы. Статья 98 Судебника 1550 г. указывает: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати». Уложение 1649 г. своими законодательными источниками признало государевы указы и боярские приговоры.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1.3 Сущность Боярской Думы

ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

2.1 Компетенции Думы

2.2 Состав Боярской Думы

2.3 Порядок заседания и принятия решений

2.4 Документирование деятельности Думы

ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ

3.1 Роль Думы в системе государственных органов Московского государства

3.2 Прекращение деятельности Боярской Думы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной курсовой работы является изучение Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства. В рамках достижения поставленной цели были определены задачи: изучить теоретические аспекты и рассмотреть Боярскую Думу как первый прототип государственных дум; проанализировать Боярскую Думу как высшего органа власти централизованного русского государства, определить роль Боярской Думы в системе государственных органов Московского государства.

Объект исследования: особенности Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что произошедшее уже более десяти лет назад принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-политическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.

Теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту. Признается, что работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни.

Исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика). Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.


ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1.1 Боярская Дума в эпоху Киевской Руси

В эпоху Киевской Руси Боярская Дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и «старцами градскими» (местной родоплеменной знатью), в удельный период Боярские Думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской Думы входили так называемые «путные бояре» (ведавшие «путями», то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.
На протяжении второй половины XVI-XVII в. шел процесс формирования сословного строя, характерного для феодального общества. Процесс этот начался еще во времена Киевского государства и завершился во второй половине XVII в.

1.2 Боярская Дума как сословный орган

Первоначально Боярская Дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской Думы назначал царь, и собственно только члены Боярской Думы могли называться боярами. В титулованных бояр (т.е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранявшие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья). Сам факт наличия Боярской Думы позволяет некоторым исследователям говорит об ограниченности власти монарха в России в это время. В действительности бояре особо не мешали великокняжеской политике. Даже в начале каждого закона писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили.» Т.е. указывал все равно именно великий князь (царь), а бояре лишь соглашались 1 . Со временем, в Боярской Думе, кроме бояр, появился дополнительный думский чин - окольничий. В Боярской Думе также начали работать профессиональные чиновники и клерки - дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь-референт, являвшийся думским дьяком. Боярская Дума выступала апелляционной судебной инстанцией.

Русское государство середины XVI - середины XVII в.в. являлось сословно-представительной монархией. Сословно - представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. К середине XVI в. Россия была единым, централизованным государством. К рассматриваемому периоду она сделала значительный шаг в социальном развитии. Это характеризуется ростом ремесленного производства, развитием местных рынков и усилением между ними прочных связей. Развиваются товарно-денежные отношения. Большое значение имеет внешняя торговля. Наблюдается рост городского и сельского населения. В политическом развитии государства большое значение приобретает опричнина, которая была создана для расправы с изменниками и ослушниками. Опричнина подорвала экономическую мощь бывших удельных князей, увеличились земельные владения Царя, постепенно стало вырастать значение поместного землевладения. Объяснить политический смысл опричнины довольно трудно. Ведь она не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которыми была вызвана. Затруднения создавалось столкновениями, какие возникали между государством и боярством. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали что делать. Что такое было на самом деле Московское государство в XVI в.? Это была абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т.е. правительственным персоналом. Не было никакого политического законодательства, которое определяло бы границы верховной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно с другой политической силой, ее стеснявшей. Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то время, как государь пожаловал их как дворовых слуг своих в звании холопов государевых. Обе стороны очутились в неестественном положении. В государстве создалась ситуация, при которой бояре не были заинтересованы в дальнейшем укреплении власти монарха и стремились ограничить ее Боярской думой. Дворянство же было заинтересовано в усилении великокняжеской, а затем царской власти, в перестройке политического аппарата и в более решительной внешней политике. Средние и мелкие феодалы, объединившись с городским населением, решительно выступали против старой феодальной знати. Опорой великокняжеской власти было дворянство. От монарха оно ждало земель, крестьян, повышения своего политического веса. 2 Именно поэтому, из-за нестабильной обстановки в государстве Иван IV создал опричнину. В середине XVI в.в России была следующая классовая структура. Класс феодалов составили бояре, которые получили придворный чин «холопов государевых». Распределение привилегии происходило по принципу местничества (родовитость, знатность). Постепенно такое распределение чинов уступало место чину, жалуемому царем.

На первом месте были придворные чины, которые подразделялись на думных и недумных. К придворным чинам (думным) относились бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Все эти чины входили в Боярскую думу. Следующим по значению был чин окольничьего. К менее важным придворным чинам - недумным - относились спальники, стольники и др. С середины XVI в. усиливается значение дворян. Ими считались верхушка служилых людей, не получивших боярского чина. Верхушку дворянства составляли «думные дворяне». Делилось дворянство на несколько групп: дворян московских, выборных, городовых и дворовых. Полная отмена местничества в середине XVI в. ликвидировала различия внутри класса феодалов, усилила роль дворянства. Крупнейшим феодалом была церковь. В середине XVI в. наносится удар по церковно- монашескому землевладению. Класс феодально-зависимых крестьян делится на черносошных и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих). Основными формами эксплуатации были барщина и оброк. В данный период прослеживается постепенное и окончательное закрепощение крестьянства. Холопство в XVI в.делилось на старинное, полное, докладное и кабальное. Во второй половине XVI в. получили большое развитие города. Увеличивается численность посадских людей.

Таким образом, все выше указанные предпосылки ведут к созданию в середине XVI в. в России сословно- представительной монархии, где функции сословно - представительного органа выполняли Земские соборы.

Сословно - представительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Новой особенностью общественного строя стало появление на политической арене двух новых социальных сил - дворянства и горожан. В XVI - XVII вв. Боярская Дума в документах именовалась служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572 г. из них осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42 боярина. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне.

Боярская Дума –“собирательная, сословная, общеземская”, старинная привычная власть (В.О.Ключевский): бывшие удельные князья, бояре. В политической системе Московского государства именно Дума была главным учреждением, которая отражала динамику процесса централизации власти и управления.

Состав Боярской Думы.

Боярская дума развивалась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу входили потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре (20-30 человек). Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего. В XVI веке Боярская дума из феодальной курии при князе превратилась в государственный орган сословно-представительной монархии. Состав этого органа значительно расширился в XVII веке за счет возведения в боярское достоинство неродовитых царских фаворитов, родственников. Включаются в Думу и представители дворянства и служилой бюрократии (дьяки). Следовательно, состав Думы в первой половине XVII века был четырехстепенным : бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Неродовитые бояре, дворяне и дьяки, выражавшие интересы служилого дворянства, значительно потеснили старую феодальную аристократию. Значение этих дворянских элементов было велико, так как думные дворяне и дьяки в большинстве случаев попадали в Думу после 20-30 лет службы, обладали большим опытом и знаниями, формулировали решения Думы. Бояре до конца XVII века занимали одно из главенствующих положений в государстве. В XVII веке служилые люди по отечеству (бояре и дворяне) окончательно оформляются в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству служить по военному, гражданскому и придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами.

Функции Боярской Думы.

Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу. «Государь всея Руси» Иван III обсуждал все вопросы с боярами и не карал за «встречу», то есть за возражения и несогласия со своим мнением. А вот его сына Василия III упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой «запершись сам-третей у постели все дела делает». Князь Андрей Курский также обвинял Ивана Грозного в том, что тот пытается править без совета с «лучшими мужами». При несовершеннолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством.

Дума заседала ежедневно, собиралась на заседания в Кремле ранним утром, летом при восходе солнца, зимой еще до рассвета, заседания длились пять-шесть часов, и нередко возобновлялись вечером. Заседания происходили как в присутствии, так и в отсутствии царя. Текущие дела вносились на обсуждение начальниками приказов, чаще всего законодательный почин принадлежал царю, который, по выражению того времени, «сидел с бояры о делах». Иногда бояре решали дело самостоятельно, причем боярский приговор мог приобрести силу закона без последующего утверждения царем. Тем не менее Боярская дума не выходила за рамки законосовещательного органа. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Борьба боярских группировок иногда выливалась в «брань велию, и крик и шум велик, и слова многие бранные». Однако организованной оппозиции в Боярской думе не существовало. В особых случаях Боярская дума заседала совместно с Освященным собором - высшими церковными иерархами. Такие собрания носили название соборов, которые следует отличать от Земских соборов.

Роль Боярской Думы в политической жизни.

Дума играла роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы - это было основной обязанностью правительства. Существовало несколько общих правил в отношении определения решений Боярской Думы. Историография и история права выработали в этом отношении два общих правила, которые могут быть сформулированы следующим образом: форма: «и великий государь, слушав докладной выписки, указал и бояре приговорили ». Есть просто обозначение факта участия царя в заседании Боярской Думы. Но такой порядок законодательства не был формально обязательным для царя. Он мог сам решать дела и издавать распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично. Иногда царя решал вопросы с небольшим кругом советников, - так называемая комнатная дума государя.

Форма «по указу великого государя бояре, той докладной выписки слушав, приговорили » есть просто обозначение факта отсутствия царя на заседании Боярской Думы.

Дума издавала два общих вида актов: «закреп» и «помет». «Закреп» - решения Думы по общим вопросам управления, под ним стояла подпись всех думных дьяков. «Помет» – закрепление указа частного свойства - под актом стояла подпись одного думного дьяка.

В конце XVI - начале XVII в. роль Думы и близкой ко двору знати в управлении государством не только не падает, но и возрастает, что выразилось, прежде всего, в усилении участия бояр в непосредственном управлении приказами в качестве судей. Возрастание роли знати в руководстве приказами происходило на протяжении всего XVII в. Это имело важное политическое значение и способствовало постепенной бюрократизации боярства. Из органа первоначально родовой земельной аристократии Дума постепенно трансформируется в орган служилой аристократии, в своеобразный совет «из начальников приказов ».

БОЯ́РСКАЯ ДУ́МА , выс­ший со­вет при рус. князь­ях и ца­рях в 10 – нач. 18 вв. Тер­мин вве­дён в на­уч. обо­рот рос. ис­то­ри­ка­ми 18–19 вв. Сло­ва «ду­ма», «со­вет» (в ука­зан­ном зна­че­нии) и про­из­вод­ные от них «ду­мать», «со­ве­то­вать», «ду­мец», «со­вет­ник», а так­же «дум­ни­ца», «со­вет­ни­ца» (по­ме­ще­ние, где про­ис­хо­ди­ло за­се­да­ние Б. д.) и др. поя­ви­лись в ис­точ­ни­ках с 11 в. при опи­са­нии уч­ре­ж­де­ний или со­бы­тий, ко­то­рые бы­ли свя­за­ны с их дея­тель­но­стью, в т. ч. в бо­лее ран­ний пе­ри­од (на­чи­ная с 10 в.).

В Др.-рус. го­су­дар­ст­ве 10 – нач. 12 вв. на со­ве­ща­ни­ях ки­ев­ских кня­зей со стар­шей дру­жи­ной, а так­же с пред­ста­ви­те­ля­ми ро­до-п­ле­мен­ной зна­ти («стар­цы град­ские») об­су­ж­да­лись ме­ж­ду­кня­же­ские и ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ния, су­деб­но-адм. уст­рой­ст­во го­су­дар­ст­ва (в т. ч. при­ня­тие Рус­ской прав­ды ), во­про­сы о при­ня­тии хри­сти­ан­ст­ва и обес­пе­че­нии Церк­ви и т. п. На важ­ней­ших за­се­да­ни­ях при­сут­ст­во­ва­ли цер­ков­ные ие­рар­хи. Со­став, пре­ро­га­ти­вы и функ­ции, пе­рио­дич­ность и ме­сто со­зы­ва та­ких со­ве­тов оп­ре­де­ля­лись кня­зем-сю­зе­ре­ном, а так­же тра­ди­ци­ей в со­от­вет­ст­вии с об­стоя­тель­ст­ва­ми и кон­крет­ны­ми це­ля­ми. Чле­ны со­ве­тов уча­ст­во­ва­ли в кня­же­ских пи­рах, при­двор­ных це­ре­мо­ни­ях, при­сут­ст­во­ва­ли на кня­же­ском су­де, при пе­ре­го­во­рах кня­зей и за­клю­че­нии со­гла­ше­ний ме­ж­ду ни­ми. Раз­дроб­ле­ние Др.-рус. го­су­дар­ст­ва в 12 – нач. 13 вв. на са­мо­стоя­тель­ные кня­же­ст­ва (а по­след­них на удель­ные кня­же­ст­ва) во гла­ве с пред­ста­ви­те­ля­ми разл. вет­вей ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей , ста­нов­ле­ние в кня­же­ст­вах бо­яр в ка­че­ст­ве гос­под­ство­вав­ше­го со­сло­вия ук­ре­пи­ли зна­че­ние Б. д. Ду­мы по­пол­ня­лись ли­ца­ми из бо­яр­ской эли­ты (в т. ч. ты­сяц­ки­ми ), в свя­зи с чем дея­тель­ность Дум ста­ла бо­лее ре­гу­ляр­ной.

Ус­та­нов­ле­ние за­ви­си­мо­сти рус. кня­жеств и зе­мель от Зо­ло­той Ор­ды и их ос­лаб­ле­ние по­влия­ли на судь­бу Б. д. В Сев.-Вост. Ру­си сер. 13 – сер. 15 вв. рез­кое со­кра­ще­ние чис­лен­но­сти слу­жи­лых бо­яр, по­гиб­ших в пе­ри­од пан­де­мий и ор­дын­ских на­бе­гов 13–15 вв . (в осо­бен­но­сти до 1430-х гг.), а так­же ли­к­ви­да­ция к кон. 14 в. ин­сти­ту­та ты­сяц­ких в боль­шин­ст­ве кня­жеств при­ве­ли к уси­ле­нию ро­ли кня­зя-сю­зе­ре­на в оп­ре­де­ле­нии со­ста­ва, пред­ме­та и по­ряд­ка за­ня­тий Б. д. Раз­ви­тие кня­же­ско­го хо­зяй­ст­ва ук­ре­пи­ло в Б. д. по­зи­ции долж­но­ст­ных лиц, воз­глав­ляв­ших от­дель­ные его от­рас­ли, или пу­ти , – ко­ню­ше­го, столь­ни­ка, лов­че­го и др. По­сте­пен­ное оформ­ле­ние к кон. 14 в. ари­сто­кра­тич. вер­хуш­ки не­ти­ту­ло­ван­но­го бо­яр­ст­ва за­кре­п­ля­ло на­след­ст­вен­ный ха­рак­тер уча­стия её пред­ста­ви­те­лей в Б. д. и в гос. управ­ле­нии («ве­ли­кие», или «вве­дён­ные», боя­ре). На ан­нек­си­ро­ван­ных Ве­ли­ким кня­же­ст­вом Ли­тов­ским в кон. 13 – нач. 15 вв. рус. тер­ри­то­ри­ях (пре­им. за­пад­ных, юго-за­пад­ных, позд­нее – цен­траль­ных) Б. д. со­хра­ня­лись толь­ко в не­боль­ших удель­ных кня­же­ст­вах, при­над­ле­жав­ших князь­ям-Рю­ри­ко­ви­чам. В Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке и Псков­ской рес­пуб­ли­ке в от­сут­ст­вие на­след­ст­вен­ной кня­же­ской вла­сти не сфор­ми­ро­ва­лись и Б. д., из­вест­ной ана­ло­ги­ей им был Со­вет гос­под .

Клас­сич. об­лик Б. д. по­лу­чи­ла на за­вер­шаю­щем эта­пе об­ра­зо­ва­ния Рус. гос-ва в фор­ме мо­нар­хии с со­слов­ным пред­ста­ви­тель­ст­вом (сер. 15 – сер. 16 вв.). Транс­фор­ма­ция Б. д. ста­ла со­став­ной ча­стью кар­ди­наль­ных пе­ре­мен в об­ще­ст­вен­но-гос. уст­рой­ст­ве стра­ны и в то же вре­мя – след­ст­ви­ем та­ких пе­ре­мен. С кон. 15 в. Б. д. – по­сто­ян­но дей­ст­вую­щий выс­ший со­вет при го­су­да­ре. Её дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­лась в различ­ных фор­мах, функ­ции ка­са­лись всех сфер уп­рав­ле­ния, она име­ла об­шир­ные пре­ро­га­ти­вы. Сло­жи­лась ие­рар­хическая струк­ту­ра Б. д., по­сте­пен­но фор­ми­ро­ва­лись про­це­ду­ра её по­пол­не­ния и пра­ви­ла про­дви­же­ния по карь­ер­ной ле­ст­ни­це в Б. д., чле­ны Б. д. об­ла­да­ли фик­си­ро­ван­ным ста­ту­сом и ма­те­ри­аль­ным обес­пе­че­ни­ем.

Вплоть до нач. 18 в. Б. д. за­ни­ма­ла выс­шую по­зи­цию в струк­ту­рах Го­су­да­ре­ва дво­ра . В сер. 16 – по­след­ней четв. 17 вв. «дум­ные чи­ны» со­став­ля­ли осо­бую, наи­бо­лее пре­стиж­ную и ак­тив­ную ку­рию зем­ских со­бо­ров . Б. д. бы­ла яд­ром со­ве­ща­ний бо­лее уз­ко­го со­ста­ва во гла­ве с мо­нар­хом по ост­рым во­ен­но-по­ли­тич., эко­но­мич. и др. про­бле­мам («вой­ско­вых» со­бо­ров 1471, 1550–70-х гг. и др.; «цер­ков­но-зем­ских» со­бо­ров 1580, 1584 и др.; со­ве­ща­ний 1660, 1662, 1663 с пред­ста­ви­те­ля­ми при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го ку­пе­че­ст­ва и го­ро­жан, и т. п.).

На­зна­че­ние в Ду­му («ска­зы­ва­ние» дум­но­го чи­на) её чле­нов за­кре­пи­лось с ру­бе­жа 15–16 вв., са­ма про­це­ду­ра фик­си­ру­ет­ся в ис­точ­ни­ках с кон. 16 в. В Б. д. с по­след­ней четв. 15 в. по на­зна­че­нию вхо­ди­ли боя­ре (выс­ший дум­ный чин), околь­ни­чие (сле­дую­щий по зна­чи­мо­сти чин), а по долж­но­сти – дво­рец­кие (ру­ко­во­ди­те­ли центр. ве­домств – Боль­шо­го двор­ца, позд­нее Боль­шо­го двор­ца при­ка­за и т. н. об­ла­ст­ных двор­цов ), обыч­но имев­шие чин боя­ри­на или околь­ниче­го, ка­зна­чеи, по­стель­ни­чие, лов­чие и др., со 2-й тре­ти 16 в. – крав­чие. В 16 в. для по­пол­не­ния Б. д. близ­ки­ми со­вет­ни­ка­ми мо­нар­ха из не­знат­но­го дво­рян­ст­ва и из чис­ла при­каз­ных дея­те­лей бы­ли вве­де­ны чи­ны дум­ных дво­рян (с 1517 из­вест­ны «де­ти бо­яр­ские, ко­то­рые у го­су­да­ря в ду­ме жи­вут», с 1551 – «стряп­чий в ду­ме», с 1564 – «дво­ря­не, ко­то­рые в ду­ме жи­вут») и дум­ных дья­ков (с 1532 из­вест­ны «ве­ли­кие дья­ки», с 1562 – «дум­ные дья­ки»). Дум­ный чин со 2-й пол. 16 в. имел и го­су­да­рев пе­чат­ник (хра­ни­тель цар­ской пе­ча­ти). В 17 в. в Б. д. по долж­но­сти вхо­ди­ли так­же ясель­ни­чие, стряп­чие с клю­чом и др. Дум­ные чи­ны по­лу­ча­ли в пер­вую оче­редь важ­ней­шие на­зна­че­ния вое­вод. С 16 в. они име­ли наи­выс­шие нор­мы «по­ме­ст­ных дач» (в т. ч. под­мос­ков­ных по­мес­тий) и ре­гу­ляр­но­го де­неж­но­го жа­ло­ва­нья. Тра­ди­ци­он­ным бы­ло пра­во дум­цев на су­деб­ное со­бор­ное раз­би­ра­тель­ст­во при уго­лов­ных и по­ли­тич. об­ви­не­ни­ях, за­фик­си­ро­ван­ное ца­рём Ва­си­ли­ем Ива­но­ви­чем Шуй­ским в тек­сте кре­ст­ной гра­мо­ты 1606 и рас­ши­рен­ное им за счёт ря­да до­пол­ни­тель­ных га­ран­тий.

В кон. 15 в. чис­лен­ность Б. д. не пре­вы­ша­ла 15–18 чел. (с учё­том долж­но­ст­ных лиц), в прав­ле­ние вел. кн. мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча при не­зна­чит. рос­те чис­ла чле­нов Б. д. в ней сло­жи­лись про­пор­ции чи­нов (пре­об­ла­да­ли боя­ре, за ис­клю­че­ни­ем пе­рио­да 1509–1518) и ге­неа­ло­гич. со­ста­ва (от 60 до 90% бо­яр бы­ли из ти­ту­ло­ван­ной зна­ти; сре­ди околь­ни­чих гос­под­ство­ва­ла не­ти­ту­ло­ван­ная знать моск. и твер­ских ро­дов). В сер. 16 в. Б. д. рез­ко рас­ши­ри­лась, ге­неа­ло­гич. про­пор­ции со­хра­ни­лись (при не­ко­то­ром умень­ше­нии до­ли бо­яр): в 1560–62 в ней со­стоя­ло бо­лее 60 чел. Каз­ни и ре­прес­сии зна­ти в го­ды оп­рич­ни­ны и дея­тель­но­сти осо­бо­го дво­ра ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го поч­ти вдвое со­кра­ти­ли со­став Б. д. Вме­сте с тем в ней рез­ко уси­ли­лись по­зи­ции не­знат­ных дум­ных дво­рян: в мар­те 1584 их бы­ло око­ло тре­ти в объ­е­ди­нён­ной ду­ме (об­ра­зо­ва­на при слия­нии осо­бой дво­ро­вой Б. д. Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча и зем­ской Б. д., дей­ст­во­вав­шей в 1565–84 на тер­ри­то­ри­ях, не вклю­чён­ных ца­рём в со­став оп­рич­ни­ны), все они по­лу­чи­ли дум­ные чи­ны в осо­бом дво­ре или в оп­рич­ной ду­ме, ку­да вхо­ди­ли фа­во­ри­ты ца­ря в чи­не бо­яр или дум­ных дво­рян. В кон. 16 в. чис­лен­ность Б. д. поч­ти вос­ста­но­ви­лась (ок. 60 чел. в 1598), так же, как и её ге­неа­ло­гич. со­став (ти­ту­ло­ван­ных лиц бы­ло ок. 40%, воз­рос­ла до­ля ста­ро­мос­ков­ской не­ти­ту­ло­ван­ной зна­ти). Пред­ста­ви­те­ли бо­лее 110 фа­ми­лий по­лу­чи­ли в те­че­ние 16 в. на­зна­че­ния в Б. д., ок. 50% из них – ти­ту­ло­ван­ные ли­ца се­ми кня­же­ских до­мов Рю­ри­ко­ви­чей (кня­зья Обо­лен­ские и Чер­ни­гов­ские, Рос­тов­ские, Ря­зан­ские, Суз­даль­ские, Ста­ро­дуб­ские, Твер­ские, Яро­слав­ские), вы­ход­цы из не­ко­то­рых ли­ний смо­лен­ских Рю­ри­ко­ви­чей и че­ты­рёх вет­вей ли­тов. Ге­ди­ми­но­ви­чей . Пред­ста­ви­те­ли ок. 30 кня­же­ских фа­ми­лий по­лу­ча­ли толь­ко бо­яр­ский чин, ли­ца из не­ти­ту­ло­ван­ной зна­ти на­чи­на­ли карь­е­ру в Б. д. с чи­на околь­ни­че­го. К кон­цу Смут­но­го вре­ме­ни по­зи­ции и ав­то­ри­тет Б. д. рез­ко ос­лаб­ли и вос­ста­но­ви­лись лишь в 1620-е гг. Во 2-й пол. 17 в. чис­лен­ность Б. д., в си­лу раз­но­на­прав­лен­ных по­ли­тич. фак­то­ров, не­ук­лон­но рос­ла (59 чел. в 1648/49, 79 чел. в 1662/63, 108 чел. в 1675/76, 180 чел. в 1688/89) на фо­не опе­ре­жаю­ще­го рос­та чис­ла околь­ни­чих, дум­ных дво­рян и дья­ков (в це­лом в 1670–80-е гг. со­став­ля­ли бо­лее 60% Ду­мы), зна­чит. «ухуд­ше­ния» её ге­неа­ло­гич. со­ста­ва (св. 20 фа­ми­лий ти­ту­ло­ван­ной и не­ти­ту­ло­ван­ной зна­ти по­лу­ча­ли в 17 в. толь­ко бо­яр­ский чин, в Ду­му вхо­ди­ли ещё ок. 15 «дум­ских» по тра­ди­ции фа­ми­лий, при этом вы­дви­ну­лись де­сят­ки вто­ро- и третье­сте­пен­ных в 16 в. фа­ми­лий и ро­дов) и но­во­го по­сте­пен­но­го об­ще­го па­де­ния ро­ли Б. д. в жиз­ни го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва при од­но­вре­мен­ном воз­рас­та­нии ро­ли мо­нар­ха. Для лиц из но­вых фа­ми­лий (осо­бен­но фа­во­ри­тов) бы­ла ти­пич­ной по­сле­до­ва­тель­ная карь­е­ра от дум­но­го дво­ря­ни­на до боя­ри­на.

Б. д. за­се­да­ла ре­гу­ляр­но, обыч­но во гла­ве с го­су­да­рем (напр., от 3 до 5 дней в не­де­лю в сер. 17 в.). В пол­ном со­ста­ве за­се­да­ния Б. д. про­ис­хо­ди­ли за­мет­но ре­же, чем со­ве­ща­ния мо­нар­ха с бо­лее уз­ким кру­гом при­бли­жён­ных со­вет­ни­ков – Ближ­ней ду­мой . По­ве­ст­ка за­се­да­ний фор­ми­ро­ва­лась го­су­да­рем, а так­же за­про­са­ми из при­ка­зов . Б. д. не име­ла кан­це­ля­рии, отд. де­ло­про­из­вод­ст­ва, её ре­ше­ния (а по­рой и осн. точ­ки зре­ния при об­су­ж­де­нии) за­пи­сы­ва­лись дья­ка­ми при­ка­зов, по­дав­ших за­прос. На за­се­да­ни­ях Б. д. её чле­ны со­вме­ст­но с го­су­да­рем при­ни­ма­ли «при­го­во­ры». Дей­ст­во­ва­ли так­же «дум­ские» ко­мис­сии (со­стоя­ли це­ли­ком из чис­ла дум­цев или воз­глав­ля­лись чле­на­ми Б. д.), дум­цы воз­глав­ля­ли ряд при­ка­зов (к кон. 16 в. – ок. 15 при­ка­зов, с сер. 17 в. – бо­лее 25). «Дум­ские» ко­мис­сии ру­ко­во­ди­ли об­щи­ми и уезд­ны­ми во­ен. смот­ра­ми, где про­ис­хо­ди­ло «вер­ста­ние» зе­мель­ным ок­ла­дом и де­неж­ным ок­ла­дом слу­жи­лых дво­рян, ка­за­ков и др. (1552, 1555–56, 1598, 1605–06 и др.); под­го­тав­ли­ва­ли с пред­ва­рит. ут­вер­жде­ни­ем ус­тав сто­ро­же­вой служ­бы (1571 и др.), про­ек­ты со­ору­же­ния за­сеч­ных черт (со 2-й пол. 16 в.); фор­ми­ро­ва­ли пол­ки но­во­го строя (2-я треть 17 в.); при­ни­ма­ли ре­ше­ния по строи­тель­ст­ву кре­по­стей. «Дум­ской» ко­мис­си­ей яв­ля­лась и дей­ст­во­вав­шая в кон. 17 – нач. 18 вв. Рас­прав­ная па­ла­та.

Чле­ны Б. д. со 2-й пол. 15 в. при­сут­ст­во­ва­ли на су­де ве­ли­ко­го или удель­но­го кня­зя, со­став­ляя су­деб­ную ку­рию при нём. Но ча­ще (не позд­нее 2-й тре­ти 16 в.) в ка­че­ст­ве выс­шей су­деб­ной ин­стан­ции в Мо­ск­ве вы­сту­па­ли суд­ные «бо­яр­ские ко­мис­сии», раз­би­рав­шие де­ла в за­ви­си­мо­сти от адм.-терр. при­над­леж­но­сти «тя­жу­щих­ся» сто­рон («боя­ре, ко­то­рым ко­то­рые го­ро­ды при­ка­за­ны») или же от юри­дич. ква­ли­фи­ка­ции («боя­ре, ко­то­рым раз­бой­ные де­ла при­ка­за­ны»). Дум­цы уча­ст­во­ва­ли в Сто­гла­вом со­бо­ре 1551, на ко­то­ром, по­ми­мо соб­ст­вен­но тек­ста Сто­гла­ва, бы­ли ут­вер­жде­ны Су­деб­ник 1550 (см. в ст. Су­деб­ни­ки 15–16 вв .) и ус­тав­ная зем­ская гра­мо­та. Со­глас­но Су­деб­ни­ку 1550 (ст. 88), Б. д. в обя­за­тель­ном по­ряд­ке со­уча­ст­во­ва­ла в про­цес­сах за­ко­но­твор­че­ст­ва и ко­ди­фи­ка­ции пра­ва. Она вме­сте с цер­ков­ны­ми со­бо­ра­ми при­ня­ла уло­же­ния 1580, 1584 о судь­бах церк. зем­ле­вла­де­ния. Осо­бые ко­мис­сии во гла­ве с дум­ца­ми го­то­ви­ли текст Со­бор­но­го уло­же­ния 1649 , про­ек­ты ре­форм «го­су­да­ре­вых рат­ных и зем­ских дел» (1681–82) и т. п. Дум­цы ру­ко­во­ди­ли так­же ра­бо­та­ми по ко­ди­фи­ка­ции пра­ва в рам­ках ком­пе­тен­ции ру­ко­во­ди­мых ими центр. ве­домств, в ре­зуль­та­те со­став­ле­ны «су­деб­ные», «ус­тав­ные» и «указ­ные» кни­ги сер. 16 – сер. 17 вв. Чле­ны Б. д. по­сто­ян­но уча­ст­во­ва­ли во всех двор­цо­вых це­ре­мо­ни­ях и приё­мах. При дли­тель­ных по­езд­ках мо­нар­ха в 16–17 вв. (по мо­на­сты­рям, двор­цо­вым име­ни­ям, во вре­мя во­ен. по­хо­дов) часть Б. д. со­про­во­ж­да­ла его, а на­зна­чен­ная го­су­да­рем ко­мис­сия из чле­нов Б. д. (до 1569 не­ред­ко во гла­ве с удель­ным кня­зем из моск. вет­ви Рю­ри­ко­ви­чей) воз­глав­ля­ла те­ку­щее уп­рав­ле­ние и бы­ла выс­шей су­деб­ной ин­стан­ци­ей. На за­се­да­ни­ях Б. д. (по­рой пред­ше­ст­во­вав­ших зем­ским со­бо­рам, напр., в 1566, 1621, 1653) рас­смат­ри­ва­лись клю­че­вые во­про­сы вой­ны или ми­ра (пе­ре­ми­рия), круп­но­мас­штаб­ных во­ен. дей­ст­вий, го­су­да­ре­вых по­хо­дов и др. Ди­пло­ма­тич. пе­ре­го­во­ры с иностр. де­ле­га­ция­ми в Мо­ск­ве, на разл. по­соль­ских съез­дах ве­лись ко­мис­сия­ми (с пра­вом за­клю­че­ния пред­ва­рит. со­гла­ше­ний), со­сто­яв­ши­ми из чле­нов Б. д. Дум­цы раз­но­го ста­ту­са воз­глав­ля­ли обыч­но рус. по­соль­ст­ва в др. го­су­дар­ст­ва. Б. д. уча­ст­во­ва­ла так­же в цер­ков­ных пре­об­ра­зо­ва­ни­ях (ос­но­ва­ние Ка­зан­ской епар­хии в 1555, уч­ре­ж­де­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва и рас­ши­ре­ние чис­ла ка­федр в 1589, осу­ж­де­ние и ли­ше­ние са­на пат­ри­ар­ха Ни­ко­на , об­су­ж­де­ние во­про­сов внут­рен­не­го цер­ков­но­го уст­рой­ст­ва на цер­ков­ном со­бо­ре 1666–67 и др.). В Смут­ное вре­мя, по­сле свер­же­ния ца­ря Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го, «се­ми­бо­яр­щи­на» , со­сто­яв­шая из вид­ных пред­ста­ви­те­лей Б. д., на­хо­див­ших­ся то­гда в Мо­ск­ве, ре­аль­но (июль – окт. 1610), а за­тем и фор­маль­но (ко­нец окт. 1610 – окт./но­яб. 1612) яв­ля­лась выс­шим ин­сти­ту­том гос.-по­ли­тич. вла­сти в стра­не. «Се­ми­бо­яр­щи­на» 17(27).8.1610 за­клю­чи­ла до­го­вор о при­зна­нии рус. ца­рём польск. ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва (бу­ду­ще­го польск. ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва IV ).

В пе­ри­од ста­нов­ле­ния са­мо­дер­жа­вия зна­че­ние Б. д., ко­то­рая по спо­со­бу фор­ми­ро­ва­ния бы­ла ин­сти­ту­том пред­ста­ви­тель­ст­ва ти­ту­ло­ван­ной и не­ти­ту­ло­ван­ной ари­сто­кра­тии, па­да­ло, её за­се­да­ния про­ис­хо­ди­ли зна­чи­тель­но ре­же, умень­шил­ся чис­лен­ный со­став Б. д. (138 чел. в 1696/97, 48 чел. в 1713). В 1713 Б. д. пе­ре­ста­ла функ­цио­ни­ро­вать (ли­к­ви­да­ции Б. д. спо­соб­ст­во­ва­ло соз­да­ние в 1711 Се­на­та ). Впо­след­ст­вии со­ве­ща­тель­ные функ­ции при рос. мо­нар­хах ис­пол­ня­ли Вер­хов­ный тай­ный со­вет (1726–30), Ка­би­нет ми­ни­ст­ров 1731–41 , Кон­фе­рен­ция при Вы­со­чай­шем дво­ре (1756–1762),

1) в Киевском государстве совет при князе членов столбовой дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве конца XV - начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе); имел законосовещательный характер.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОЯРСКАЯ ДУМА

совет крупнейших феодалов при великом князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве. В период феодальной раздробленности этот совет не представлял собой постоянно действовавшего учреждения и не имел определенного состава и компетенции. В конце 15 в. совет при князе становится постоянным органом со строго определенными функциями и получает особое название «Боярская дума». Б. д. решала совместно с князем (позднее царем) все основные вопросы законодательства, управления, суда, внешней политики. Б. д. была высшей судебной инстанцией. Она рассматривала политические преступления, преступления по должности, местнические споры (см. Местничество) и являлась высшей апелляционной инстанцией в отношении решений приказов (см.). Законы издавались «с государева докладу и со всех бояр приговору». Руководил заседаниями Б. д. царь, а в его отсутствие – уполномоченный им боярин.

Обладая значительной властью, Б. д. не представляла учреждения с самостоятельной компетенцией. Обычно решения Б. д. обсуждались и выносились совместно с царем (ранее великим князем) или подготовлялись Думой и утверждались им. Царь же мог принять решение и без участия Б. д. Но в периоды междуцарствий Б. д. приобретала огромное значение – она становилась единственным постоянным органом власти.

Первоначально в Б. д. входили исключительно представители крупной землевладельческой знати – бояре и окольничьи. С начала 15 в. бояре вводились (назначались) в Б. д. великим князем и потому назывались «введенными». Великий князь фактически обязан был принимать советы Б. д., выражавшей мнение наиболее влиятельной группы его вассалов, обладавших огромными земельными владениями и значительными военными отрядами, имевших право отъезда (право отказа от службы своему сеньору – князю – и перехода на службу к другому князю).

По мере роста численности и расширения политических прав дворянства (см.) в Б. д. включаются и представители дворянских фамилий. При Иване Грозном устанавливается особый чин «думный дворянин», что являлось одним из ударов по старинному боярству. Тогда же вводится в Б. д. и бюрократический элемент – думные дьяки, что также ущемляло интересы аристократических фамилий, но отвечало стремлениям дворянства. С ростом политического влияния дворян московские великие князья, опираясь на них, постепенно ликвидировали право отъезда бояр, что ослабило значение Б. д. Сильно подорвала роль боярства, а следовательно, и Б. д. опричнина (см.). В 17 в. значение боярской аристократии в Б. д. падает. Ее решительно вытесняют люди неродовитые, выходцы из дворянства, стоящие за неограниченную царскую власть. Так, в конце. 17 в. менее половины членов Думы составляли представители старых боярских фамилий, бывших в Б. д. при прежней династии. Неуклонно увеличивался численный состав Б. д. Соответственно изменялась компетенция Б. д. и ее политическое значение.

В 17 в. установилась практика обсуждения важнейших вопросов в т. н. Ближней (или Тайной) думе, состоявшей из небольшой группы самых доверенных и близких к царю лиц. Во второй половине 17 в. цари все реже и реже созывают Б. д. Ее место уже при царе Алексее Михайловиче (1645–76 гг.) начинает занимать Ближняя дума («Комната»).

В конце 17 в. из состава Б. д. выделилось особое учреждение – Расправная палата, сначала решавшая гл. обр. судебные дела, а затем постепенно превратившаяся в орган, заменявший в ряде случаев Б. д. Так как состав Расправной палаты определялся исключительно усмотрением царя, то это еще более подрывало значение Б. д.

По мере развития абсолютизма (см.) власть Б. д. уменьшалась и ее политическое значение падало. В начале царствования Петра I важнейшие дела, находившиеся в ведении Б. д., были переданы новым учреждениям, а сама Б. д. превратилась в исполнительный орган при государе, т. н. Ближнюю канцелярию, или «консилию министров», – совещание лиц, заведовавших различными приказами. Окончательно Б. д. была ликвидирована в 1711 г. с созданием Петром I Сената (см.).

Отличное определение

Неполное определение ↓









2024 © sattarov.ru.