Критерии смп. Роль государства в решении проблем бизнеса. Налоговые каникулы для МСП


Который вступил в силу 30 июня, увеличена доля участия иностранных юридических лиц, а также предприятий, не являющихся малыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов. Этим же законом установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства (МСП) изменяется только в случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) календарных лет.

Напомним, что критерии субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Первое условие — средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать пределы численности для каждой категории субъекта МСП:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек).

Второе условие — выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 60 млн. руб. для микропредприятий, 400 млн. руб. для малых предприятий и 1 млрд. руб. для средних предприятий.

Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона № 209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Комментируемым законом требование к такой периодичности исключено.
Важный момент: раньше, для того, чтобы организация или ИП получили либо утратили статус субъекта МСП, оба условия (показатели средней численности и выручки) должны выполняться либо не выполняться в течение двух календарных лет подряд. А по новым правилам, действующим с 30 июня, категория субъекта МСП будет меняться, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Третье условие (только для организаций) — доля участия в уставном капитале

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов.
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

С 30 июня требования к размеру доли для некоторых организаций изменились. Теперь к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, что организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность (см. « »). Кроме этого, для них действует упрощенный порядок кассовой дисциплины (см. « »).

Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Налоги

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").

Закон

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Категории

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Документы

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Сроки

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

Участие

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.

Государство в целях увеличения занятости населения идёт навстречу малому бизнесу путём снижения налоговой и административной нагрузки.

Рассматривая вариант открытия собственного дела, возникает вопрос, кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Законодательные основы

Субъектом малого бизнеса может быть коммерческое предприятие или индивидуальный предприниматель с основной целью - получение прибыли.

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, разделяют на несколько категорий:

  • ведение крестьянского, фермерского хозяйства;
  • сельскохозяйственные кооперативы;
  • производственные кооперативы;
  • хозяйственное партнёрство.

Формирования, не подпадающие под понятие малый бизнес:

  • муниципальные и государственные общества;
  • некоммерческие общества.

Статистика

На сегодняшний день в Реестре МП зарегистрировано более 257 тысяч тех организаций, какие относятся к субъектам малого предпринимательства, из них индивидуальных предпринимателей больше 30 тысяч.

Критерии, позволяющие расценивать предприятие как малое

Основные требования при отнесении бизнеса к категории малого - численность наемных работников и размер дохода.

Для малых предприятий среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 100 человек. Если речь идёт о микробизнесе, то сотрудников должно быть не более 15.

Максимальная сумма выручки за 1 год, без учета НДС, не может превышать 800 млн рублей, нижняя планка - 400 млн рублей. Если речь идет о микробизнесе, то выручка должна быть от 60 до 120 млн рублей.

Доля в уставном капитале малого предприятии других организаций, не подпадающих под это определение, не должна превышать 49%.

Для индивидуальных предпринимателей такие же критерии определения категории бизнеса. Если у ИП нет в штате сотрудников, то категория МП определяется только по размеру выручки. Предприниматели, которые выбрали патентную систему налогообложения, однозначно относят к категории малого предприятия.

Возникает логический вопрос - относятся ли ООО к субъектам малого предпринимательства? Да, относятся, если соответствуют вышеописанным критериям.

Когда утрачивается статус МП?

Даже если предприятие превысило граничный лимит по выручке или по количеству сотрудников, то статус малого предприятия еще не будет утрачен на протяжении 3 лет. К примеру, если лимит по выручке был превышен в 2015 года, то перейти на общую систему придется только в 2018 году.

Реестр субъектов

К субъектам малого предпринимательства относятся лица, внесенные в Единый реестр. Ознакомиться с данными можно на сайте налоговой службы. Все сведения попадают туда автоматические при регистрации предприятия и подаче налоговой отчетности. После внесения в реестр малые предприятия больше не обязаны подтверждать свой статус, как ранее, когда приходилось подавать финансовую отчетность и отчет по среднесписочному составу.

В свободном доступе можно узнать следующие сведения:

  • наименование и организационно-правовую форму предприятия;
  • категорию, то есть предприятие является малым, средним или микро;
  • КВЭД;
  • наличие лицензий.

Если вдруг нет информации, относится ли организация к субъектам малого предпринимательства, либо она не соответствует действительности, то такое лицо должно подать заявку оператору Реестра, чтобы данные были проверены и внесены соответствующие изменения.

При желании самого субъекта малого бизнеса в реестр могут вноситься другие сведения, к примеру, о выпускаемой продукции, сотрудничает ли предприятие с государственными органами и свои контактные данные.

Преимущества статуса МП

Для тех, кто относится к субъектам малого предпринимательства, предусмотрены определенные льготы. Государство, таким образом, пытается вывести из тени бизнес, снизить расходы на пособия по безработице, создать новые рабочие места, улучшить климат для развития инноваций. Естественно, что самый простой путь к достижению этих целей - это упрощение процедуры регистрации, снижение административного давления со стороны государственных органов и уменьшение налоговой нагрузки.

Преференции для МП:

  1. Льготное налогообложение. Это специальные режимы, ЕНВД, ПСН, УСН или ЕХСН. Местные власти имеют право на установление минимальных ставок. К примеру, если УСН на уровне государства установлен в размере 6%, то местные власти вправе снизить налог до 1%. Если индивидуальный предприниматель регистрируется впервые, то региональные власти могут освободить такое лицо от уплаты налогов на срок до 2 лет.
  2. Финансовые льготы. На уровне государства предусмотрены гранты и безвозмездные субсидии. Денежные средства могут выдаваться под частичное погашение по лизинговым договорам или на участие в выставочных мероприятиях. Программы действуют до 2020 года.
  3. Административные послабления. Такие преимущества в виде упрощённой системы ведения бухгалтерского учета и кассовой дисциплины. Предусматриваются надзорные каникулы, то его ограничивается количество и периодичность проверок. Существует и государственная квота в размере 15% от всех заказов, то есть в эти проценты попадают МП.

Для микропредприятий в этом году предусмотрены дополнительные льготы, такие лица могут отказаться от практики принятия локальных документов, к примеру, не нужно создавать правила внутреннего трудового распорядка или составлять графики сменности. Однако такие условия придется внести в трудовой договор с каждым сотрудником. Если бизнес утрачивает статус микропредприятия, то создать все локальные документы оно должно за 4 месяца.

Проверки

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся предприятия, к которым применяются сокращенные сроки проведения проверок. Каждый контролирующий орган не вправе проверять субъект МП более чем 50 часов в 12 месяцев. Для микропредприятий вообще минимальный срок - не более 15 часов в год.

Предприятия, которые попадают в категорию МП, имеют право на налоговые каникулы, которые действуют до конца 2018 года. Однако такие послабления действуют только в отношении плановых проверок. Если на предпринимателя поступила жалоба с информацией о нарушении законодательства, то к такому лицу придут проверяющие органы для уточнения полученных данных.

Ответственность

Не стоит забывать, что даже те, кто относится к субъектам малого предпринимательства, несут ответственность за свои неправомерные деяния. Если предприниматель или другое малое предприятие нарушит требования и условия, предусмотренные лицензией или разрешением на осуществление определенного вида деятельности, то последует следующая ответственность:

  • Вынесение предупреждения и наложение административного штрафа до 2 тыс. рублей. Эта мера предусмотрена для граждан.
  • Штраф для должностных лиц предусмотрен выше - до 4 тыс. рублей.
  • Для юридических лиц - до 40 тыс. рублей.

Более высокие штрафные санкции предусмотрены для тех случаев, когда нарушение можно считать грубым. Хотя законодательством не предусматриваются критерии определения грубого проступка. По сути, такие нарушения должны предусматриваться лицензионными правилами.

Также предусматриваются административные штрафы и для тех лиц, кто относится к субъектам малого предпринимательства, но осуществляет определенную деятельность без разрешительных документов. Размер наказания в этом случае меньше, но если такие деяния продолжаются и могут квалифицироваться как грубые, то это уже другой порядок цифр. К примеру, за отсутствующее разрешение на тот вид деятельности, который обязательно подлежит получению такого документа для предпринимателей предусматривает штраф до 20 тыс. рублей с приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Потенциал

Экономический спад не лучшим образом отразился на субъектах малого бизнеса, поэтому без поддержки со стороны государства количество рабочих мест будет только сокращаться, опять предприниматели будут уходить в «тень». Поэтому очень важно, чтобы законодатель не только декларировал помощь, а действительно помогал, субсидировал уплату процентов по кредитным договорам и давал большие объемы для МП при государственных закупках.

В последнее время малому и среднему бизнесу у нас в стране уделяется довольно много внимания. и , относящиеся к данным бизнес-категориям, могут пользоваться некоторыми льготами, среди которых:

  • возможность использования налоговых спецрежимов, пониженных налоговых ставок и прочих льгот налогового характера;
  • право применять упрощенные процедуры и формы бухгалтерской и статической отчетности;
  • возможность участия в проектах господдержки малого бизнеса и получения субсидий из госбюджета.

В последнее время факт отнесения субъекта к малому бизнесу приобрел большое значение в сфере госзакупок: таким участникам объявленных запросов предложений при других равных условиях дают приоритет перед конкурентами. Некоторые конкурсы изначально проводятся с условием, что подать заявку на участие в них можно только субъектам малого / среднего бизнеса, при этом свой статус требуется подтвердить.

Как определить, к какой категории предпринимателей вы относитесь? Критерии, позволяющие отнести ИП или юрлицо, к какой-либо из категорий указаны в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г., направленном на развитие малых форм предпринимательства в стране.

В 2015 году критерий по размерам выручки увеличили в два раза, а в 2016 году в закон внесли еще одно изменение, которое начало действовать с августа. Теперь вместо выручки от реализации следует брать весь доход от предпринимательской деятельности.

Важно! Доход от предпринимательской деятельности рассчитывается по правилам НК РФ. То есть вы просто берете его значение из декларации по / ЕНВД / налогу на прибыль в зависимости от режима.

Объединим критерии в одну таблицу:

Критерии Содержание Значение критерия
Структура капитала (только для юрлиц) Суммарная доля участия в уставном капитале:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных организаций и фондов

Не более 25%
Доля участия в уставном капитале иностранных юрлиц, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким юрлицам, которые не являются субъектами малого / среднего бизнеса Не более 49%
Количество работников Средняя численность работников за предшествующий календарный год До 15 – микропредприятия;

От 16 до 100 – малый бизнес;

От 101 до 250 – средний бизнес

Доход от предпринимательской деятельности Доход от предпринимательской деятельности, рассчитанный в соответствии с НК РФ До 120 млн руб. – микропредприятия;

До 800 млн руб. – малый бизнес;

До 2 млрд руб. – средний бизнес

Юрлица используют все три критерия, ИП – только два: численность работников и размеры дохода.

В численности необходимо учесть всех работников, включая тех, кто работает по ГПД, на совмещении должностей. Работники филиалов / представительств / обособленных подразделений юрлиц также должны быть посчитаны.

Предельное значение доходов было изменено еще в июле 2015 года, прошлые лимиты Правительство РФ увеличило вдвое: ранее они составляли 60, 400 и 1 000 млн рублей соответственно.

Отдельно отметим, что для получения статуса малого бизнеса, ИП или юрлицо должны соответствовать указанным критериям на протяжении трех лет (этот срок также увеличен последним Постановлением Правительства РФ, ранее он составлял два года). Аналогичная ситуация складывается и при утрате статуса малого предприятия и переходе в разряд следующей бизнес-категории. То есть, если ли вы сейчас относитесь к малому бизнесу, то даже при превышении лимита по численности или выручке в следующем году, вы все равно будете являться малым предприятием. Для перехода в группу среднего бизнеса, лимиты должны нарушаться на протяжении трех лет.

В связи с последними изменениями, теперь статус малого предпринимательства подтверждать не нужно – он автоматически присваивается исходя из данных ваших налоговых деклараций. При этом для анализа берутся доходы из декларации за предшествующий год.

Из последних новостей стоить еще отметить, что с августа 2016 года ФНС формирует реестр малого бизнеса, куда заносит всех, кто к нему относится. Это опять же упростит работу для малых предприятий, так как для получения положенных им льгот не придется предоставлять дополнительные документы: наличие компании в реестре уже подтверждает его принадлежность к малому бизнесу.

Реестр доступен на сайте Налог.ру .

Здесь вы можете через сервис «Поиск по реестру» посмотреть данные по себе или своим контрагентам. Для этого в поле поиска нужно ввести ИНН или ОГРН или ОГРНИП или наименование юрлица или ФИО ИП.

" № 3/2016

Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 № 408-ФЗ.

Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в различных отраслях законодательства предусмотрено много льгот. Но хозяйствующим субъектам необходимо строго придерживаться критериев, по которым они могут получить статус малого предприятия.

Этот статус нужно определять в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И следует учитывать, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ в данную статью внесены заметные поправки. Они вступили в силу уже с 01.01.2016.

Хотя согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ до 01.08.2016 для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ в прежней редакции.

Уточнено, какие именно хозяйствующие субъекты могут считаться субъектами малого или среднего предпринимательства. Так, до 31.12.2015 ими могли быть:

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Важное замечание. Специально указывалось, что юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ, а предприниматели – в ЕГРИП. Теперь в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ не конкретизируется, что регистрация должна быть обязательно произведена в упомянутых реестрах, а говорится лишь, что она осуществляется в установленном законодательством порядке. Что, впрочем, практически и означает необходимость регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Отдельно были выделены потребительские кооперативы как единственный вид некоммерческих организаций, которые могли претендовать на статус малого или среднего предприятия. Отметим, что такие кооперативы могут быть разных типов:

Теперь из всего этого списка в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ упоминаются только сельскохозяйственные потребительские кооперативы, остальные не могут претендовать на статус субъекта малого или среднего предпринимательства, включая также и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, фонды проката, которые пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ также относились к потребительским кооперативам.

А вот вместо коммерческих организаций упоминаются отдельно хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Здесь, очевидно, учтено, что именно такие группировки юридических лиц введены в последнее время в ГК РФ.

Формы, в которых могут создаваться коммерческие организации, перечислены в п. 2 ст. 50 ГК РФ. Это хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Для ГУПов и МУПов ничего не изменилось, они теперь просто не упоминаются в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства (ранее они были единственным прямо упоминаемым исключением из числа коммерческих организаций, к которым данный статус не мог применяться).

Но добавились еще коммерческие организации, которые не могут теперь быть малыми или средними предприятиями. Дело в том, что хозяйственным обществом согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ могут быть только акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество или товарищество на вере () относятся к хозяйственным товариществам, это согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ отличает их от АО и ООО. А хозяйственные товарищества не упоминаются в новой редакции ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Что касается хозяйственного партнерства, то оно создается в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ.

Надо соблюсти долю в уставном капитале

Дополнительные критерии, которые позволяют предприятию или предпринимателю считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, ранее были изложены в той же ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Теперь для них отведена специальная часть – 1.1 этой статьи.

Важным критерием остается соблюдение доли участия определенных лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Но прежде это условие относилось ко всем юридическим лицам, а теперь только к хозяйственным обществам и партнерствам (за некоторыми исключениями, которые имелись и ранее, о них будет сказано далее). То есть производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства – юридические лица освобождены от соблюдения данного критерия.

Итак, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. Но это теперь касается только уставных капиталов ООО (ранее распространялось на всех юридических лиц).

Зато ограничение в виде того, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, относится ко всем хозяйственным обществам и партнерствам.

Исключения в соблюдении доли в уставном капитале

Как и раньше, некоторые предприятия могут не соблюдать условие о соблюдении доли участия определенных лиц в уставном капитале. Но должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

1. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156. Это новое условие.

2. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Причем учредителями этих хозяйственных обществ и партнерств являются либо бюджетные, автономные научные учреждения, либо бюджетные учреждения, автономные учреждения образовательных организаций высшего образования. Таким учредителям должны принадлежать исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности.

3. Хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Заметим, что этот перечень весьма ограничен (см. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р).

Численность работников и доход имеют значение

Следующие критерии, которые должны соблюдаться, относятся ко всем хозяйствующим субъектам, указанным в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, в том числе к индивидуальным предпринимателям.

Согласно п. 77 данного приказа средняя численность отличается от среднесписочной тем, что первая включает в себя численность внешних совместителей и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера. Правда, в прежней редакции таких работников тоже следовало учитывать при определении статуса хозяйствующего субъекта, это устанавливалось в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

А вот другой существенный и необходимый для исполнения критерий по-настоящему «потяжелел». Согласно прежней редакции надо было определять выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС или (вместо этого) балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Теперь не предоставляется выбор между выручкой и балансовой стоимостью активов, последнюю исключили из числа рассматриваемых критериев. Но вместо выручки, полученной от реализации, надо определять доход в порядке, установленном законодательством.

Определение дохода дается в п. 1 ст. 41 НК РФ. Под ним понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Эта оценка должна производиться по правилам, установленным в гл. 25 НК РФ (для организаций) или гл. 23 НК РФ (для индивидуальных предпринимателей).

Значит, и в целях определения статуса хозяйствующего субъекта как малого или среднего предприятия надо помимо доходов, полученных от реализации, учитывать также , но исключать доходы, которые не учитываются в целях обложения налогом на прибыль или НДФЛ.

В этом смысле некоторая сложность может возникнуть у тех организаций и предпринимателей, которые не являются плательщиками соответственно налога на прибыль или НДФЛ. При приближении к предельным значениям дохода им придется заняться расчетом данных налогов, хотя непосредственно для налогообложения они от такой необходимости освобождены.

При этом необходимо учесть доход по всем налоговым режимам, которые применял налогоплательщик в течение года, включая тот (по нашему мнению, фактический, а не вмененный), который получен от деятельности в рамках уплаты ЕНВД или нахождения на патенте.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 применяются следующие предельные значения выручки: для микропредприятий – 120 млн руб. в год, для малых предприятий – 800 млн руб., для средних – 2 млрд руб.

Правительство подготовило проект другого постановления, в котором значения предельных величин останутся те же, но они будут относиться именно к показателю дохода, как и предусмотрено новой редакцией ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Изменения коснулись и некоторых общих правил, приведенных в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. В частности, согласно ч. 3 данной статьи в прежней редакции категория субъекта малого или среднего предпринимательства определялась в соответствии с наибольшим по значению условием выручки и численности. Аналогичное правило сохранено и теперь.

Пример

Организация в предыдущем календарном году имела среднесписочную численность, равную 90 человек. Но доход ее в тот же период составил 1 млрд руб.

По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму – среднего. Следовательно, она должна быть признана именно средним предприятием.

Однако в ч. 3 теперь учтено несколько специфических ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Так, если предприниматель не привлекал наемных работников, то его категория, без вариантов, определяется только по величине дохода за прошлый год. Если же предприниматель находился на патенте, а видами деятельности, облагаемыми в соответствии с другими режимами налогообложения в истекший год не занимался, то он признается микропредприятием.

И это неудивительно, ведь он бы утратил право на применение патента, если бы превысил годовой уровень дохода в размере 60 млн руб., умноженный на коэффициент-дефлятор (см. пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ), а численность не должна превышать 15 человек, хотя и средняя (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Также микропредприятиями считаются хозяйственные общества, у которых соблюдается условие по ограничению участия российских и иностранных лиц в уставном капитале, все производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, созданные (зарегистрированные) в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом.

По истечении этого периода их статус будет определяться в общем порядке, что следует из новой части – 4.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. То есть категория такого субъекта малого или среднего предпринимательства изменится только в случае, если предельные значения окажутся выше или ниже предельных значений среднесписочной численности или дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Следите за тем, внесены ли вы в реестр

Вероятно, самой важной новинкой, вводимой Федеральным законом № 408-ФЗ, следует признать создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр). Он начнет применяться с 01.07.2016.

Этот реестр будет содержать сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вести его будет ФНС на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год , сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.

Получается, что реестр будет формироваться без практического участия самих хозяйствующих субъектов. Поэтому, если они заинтересованы в своем присутствии в реестре, им необходимо проверять, включены ли они в него в текущем периоде. И такая возможность им будет предоставляться благодаря тому, что сведения из реестра будут общедоступны в сети Интернет (видимо, на сайте www.nalog.ru), обновляться 10-го числа каждого месяца и сохраняться в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Из новой редакции ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ следует, что вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на формы поддержки, предусмотренной данным законом, только если они включены в реестр и заявили об этом по форме, которая будет утверждена Правительством РФ.

Обратите внимание

В 2016 году ООО вносятся в реестр независимо от выполнения условия об участии российских организаций в их уставном капитале (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ).

Напомним, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ и ранее федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, поручалось вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. Это требование сохранено.

Немного об ответственности за нарушения при ведении предпринимательской деятельности

Федеральный закон № 408-ФЗ также несколько ужесточил ответственность для хозяйствующих субъектов за нарушения при ведении предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о ст. 14.1 КоАП РФ.

В части 3 данной статьи установлено наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, определенных специальным разрешением (лицензией). Она предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Но в ч. 4 той же статьи мы находим более высокие ставки наказаний, если это же нарушение признано грубым. Правда, в КоАП РФ не поясняется, что понимается в данном случае под грубым нарушением, лишь указывается, что такое понятие устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Так вот, с 01.01.2016 эти более высокие, чем в обычном случае, ставки выросли еще. Так, на предпринимателей налагался штраф в пределах от 4 000 до 5 000 руб., теперь верхняя граница данного диапазона поднялась до 8 000 руб. (вместо этого по-прежнему возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для должностных лиц повышены и верхняя, и нижняя планки штрафов, первая с 4 000 до 5 000 руб., вторая – с 5 000 до 10 000 руб. Также и для юридических лиц нижняя граница повышена с 40 000 до 100 000 руб., верхняя – с 50 000 до 200 000 руб. (для них также вместо этого наказания в качестве альтернативного сохранено приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Кроме того, осуществление деятельности, на которую обязательно получение разрешения (лицензии), не всегда связано с извлечением прибыли. Но и в этом случае нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наказание, хотя и в меньших размерах:

  • на граждан – предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на предпринимателей – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб. (с 01.01.2016 – от 100 000 до 150 000 руб.).

Для такой деятельности также определены повышенные ставки наказаний в случае грубого нарушения упомянутых требований и условий:

  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для предпринимателей – от 10 000 до 20 000 руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб. (с 01.01.2016 – от 150 000 до 250 000 руб.) (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Статья 110 Жилищного кодекса относит к ним и жилищно-строительные кооперативы.

В № 1, 2016 в новостях мы сообщали о том, что этот приказ должен был утратить силу с 01.01.2016 в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Однако действие Приказа Росстата № 498, в свою очередь, неожиданно и оперативно было отменено этим ведомством (Приказ от 03.12.2015 № 613). То есть в 2016 году следует применять Приказ Росстата № 428.

Вероятно, будет использоваться форма, установленная Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, которую в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ следует подавать не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным периодом (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)).









2024 © sattarov.ru.