Картотека психологических игр и релаксационных упражнений. Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 122»
ИГРЫ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
РАЗГРУЗКИ ПЕДАГОГОВ
ПОДГОТОВИЛА:
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ
МБДОУ № 122,
ПИСАРЕВА Е.А.

ОРЕНБУРГ, 2018 г.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЕЖПОЛУШАРНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

упражнения.
Кинезиология - наука о развитии
умственных способностей и физического
здоровья через определенные двига­
тельные
Истоки
кинезиологии как науки следует искать в
известных философских
системах
древности. Секрет красоты и молодости
Клеопатры заключался в том, что она на
протяжении всей жизни использовала
кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в
активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со
старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не
позволяем стариться всему телу.
Современные кинезиологические
методики направлены на активизацию
различных отделов коры больших
полушарий, что позволяет развивать
способности
или
корректировать проблемы в различных
областях психики.
человека

При несформированности межполушарного взаимодействия не
происходит полноценного обмена информацией между правым и левым
полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по – своему.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят
положительные структурные изменения. Развитие межполушарного
взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.
1. «Рисование глазами».
Попробуйте одновременно обеими руками нарисовать в воздухе
зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры.

2. «Колечки».
Поднимаем вверх ладони обеих рук и начинаем по очереди соединять
в кольцо большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем.
Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими.
Рекомендуется менять темп выполнения упражнения, то убыстряя, то
замедляя его.
Можно использовать при этом текст стихотворения.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик­малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –
Друг без друга им нельзя.
3. «Перекрестные движения».
Положите руки на колени крест – накрест, по команде надо хлопнуть в
ладоши и поменять руки.
4. «Ухо – нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а
правой рукой - за противоположное ухо.
Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши,
поменяйте положение рук «с
точностью до наоборот».
Все эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, развивают
самоконтроль и произвольность деятельности.
Игры и упражнения, направленные на снятие мышечного
и эмоционального
напряжения
5. «Ласковый мелок»
Существует
хорошее
развлечение - рисовать или

писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем
отгадывать, что было изображено.
Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень
подходит тревожным мальчикам и девочкам, так как они, пытаясь разгадать
задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего
напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию
данной игры.
Мы с вами не будем отгадывать, что нарисовали на наших спинах, мы
представим себя художниками и нарисуем друг у друга на спине красивые
пейзажи. Каждый выбирает себе «холст» для рисования – спину соседа и
приступаем к созданию пейзажа. Сначала напишем «Морской пейзаж». Затем
поменяем «холсты» и напишем «Горный пейзаж». После окончания игры
необходимо легкими движениями руки «стереть» все, что «нарисовали».
Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных
ощущений.
Игры и упражнения с элементами телесно – ориентированных
практик.
Механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное
поведение, которым мы компенсируем свое напряжение, страх, боль,
неуверенность и многое другое, приводят к формированию «мышечного
панциря» или «зажима». То есть вытесненная, непризнанная или
непроработанная эмоция выражается в противоестественном напряжении
различных групп мышц, что делает походку угловатой, нарушает осанку
(сгорбленность или, наоборот, прямая спина и походка как у робота),
стесненяет дыхание.

Для того, чтобы уменьшить хроническое напряжение каждой группы
мышц были разработаны специальные техники и методы. Вашему вниманию
буду представлены некоторые из них.
6. Упражнение «Любопытная Варвара».
Повернуть голову влево, постараться это сделать так, чтобы увидеть как
можно дальше /вдох/. Мышцы шеи напряжены. Вернуться в исходное
положение /выдох/. Аналогично в другую сторону. Движения повторяются по
2 раза в каждую сторону.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд –
Тут немного отдохнёт.
7. «Солнышко и тучка».
Солнце зашло за тучку, стало свежо, прохладно – сжаться в комок,
чтобы согреться /задержка дыхания/. Солнце
вышло из – за тучки, стало жарко, разморило на
солнце – расслабиться, /на выдохе/.
8. «Снеговик».
Ведущий предлагает играющим превратиться
в снеговика. Для этого надо напрячь, как можно
сильнее каждую, часть тела и стоять неподвижно
несколько секунд.
­ Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот
пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять /участники игры
постепенно расслабляются, опускают
руки, "обмякают", подставляют лицо
солнцу и приседают на корточки/.
9. «Огонь и лед».
По команде «Огонь!» ­ начинают
выполнять интенсивные движения
всем телом. Плавность и степень
интенсивности движений каждый выбирает произвольно.

По команде «Лед!» ­ нужно застыть в позе, в которой настигла команда,
напрягая до предела все тело.
После напряжения наступает фаза естественного расслабления.
Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время
выполнения той и другой.

Эти игры способствуют
развитию самоорганизации,
самоконтроля, снимают мышечные зажимы, развивают чувство собственного
тела, воображение, снижают напряжение, тревожность, повышают
стрессоустойчивость.
Чтобы зарядить вас позитивной энергией и снять вашу усталость,
предлагаю Вам прогуляться под австралийским дождем.
10. Игра «Австралийский дождь».
Цель: снижение уровня физического и эмоционального напряжения.
Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе
послушаем, какой он. Сейчас я буду показывать движения, а вы будете их
повторять.
 В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
 Начинает капать дождь. (Щелчки пальцами).
 Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями).

 Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
 А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
 Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
 Дождь утихает. (Хлопки ладонями).
 Редкие капли падают на землю. (Щелчки пальцами).
 Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
 Солнце! (Руки вверх).
Спасибо Вам за сотрудничество!
Желаю творческих успехов!

Релаксационные игры позволяют ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым”.

Пояснительная записка

Основная цель комплекса

Игра лечит от агрессивности.

- о казание помощи детям дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) в развитии и в адаптационных возможностях.

Задачи:

Снижение эмоционально-психического напряжения, тревожности;

Осознание своих телесных ощущений и переживаемых чувств;

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Оптимизация мышечного тонуса

Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля;

Формирование у детей способности к психической самозащите в экстремальных ситуациях, в период перенапряжения и перегрузки;

Повышение функционального уровня систем организма (упражнения для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов);

Изменение агрессивных стереотипов поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов;

Формирование позитивных установок.

Ожидаемые результаты

При регулярном выполнении упражнений у детей должно сложиться ощущение цельности, ясности и надежности собственного тела, как необходимых контактов физического и эмоционального благополучия.

Благодаря освоению навыков прсихосаморегуляции снизится двигательная активность у гиперактивных и тревожных детей во время учебного процесса.

Благодаря работе мышц, прослушиванию музыки, овладению дыхательными упражнениями обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих “психологических заноз”.

У детей при прослушивании музыки происходит оживление соответствующих эмоций, и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.

Занятия по программе помогут формированию более адаптивных поведенческих паттернов у детей и формированию позитивных установок.

С помощью упражнений произойдет специальная (реабилитационная) психологическая адаптация к социальной напряженности, стрессовым ситуациям.

Обучение конструктивным формам снятия стресса и расслабления, снятие психоэмоционального напряжения, телесных зажимов. На этом этапе детей обучают навыкам последовательного расслабления мышц тела, кратковременным способам расслабления (как всего тела, так и отдельных мышечных групп). Для этой цели используются методы направленного фантазирования, музыкальная релаксационная терапия, рассказывание сказок. Расслабляющие упражнения и игры (релаксация) для детей.

Ребенок ведет себя агрессивно. Наша реакция? Чаще всего взрослые осуждают такое поведение, наказывают малыша, отчитывают, теряют контроль над собой, сами становятся агрессивными, усугубляя таким образом ситуацию.

Агрессия – это воинственная враждебность по отношению к окружающим. Но надо помнить, что агрессия ребенка - это зачастую не только нападение, но и отстаивание.

Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

хлопки (ладонями, кулаками);

самомассаж головы;

самомассаж ушных раковин;

самомассаж стоп;

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).

Данные упражнения не только направлены на повышение функционального уровня систем организма и потенциального энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Очень эффективно использование в программе музыкальной релаксационной терапии.

Содержание:


Пояснительная записка ……………………………………………..……2-4

I младшая группа


«Муха» игры с руками………………………………………….…….….…..9

«Кулачек» игры с руками…………………………………………………..10

«Лебедь белая» игры с руками…………………………………….….…...11

«Указочка» игры с руками………………………………………………….12

«Веселый котенок» стимулирующее упражнение………………………..13

«Ветерок» дыхательная гимнастика………………………………….…...13

«Повтори ка!» упражнение драматизация ……………………….…… ….…..13

«Шишки» гимнастика для рук……………………………………..………13

«Чижик - пыжик» игры с руками……………………………………….....14

«Мальчик с пальчик» игры с руками……………………………………..15

«Грека и рак» игры с руками………………………………………………16

«Про бабку» игры с руками…………………………………………..........17

«Совушка сова» игры с руками………………………………………….....18

«Колпак» игры с руками…………………………………..……………….19

«Одуванчик» дыхательная гимнастика………………..………….….......19

II младшая группа


«Лентяи» стимулирующее упражнение………………………………..…21

«Спящий котёнок» стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики………………………………………………………………..….21

«Холодно – жарко» ирга инсценирование……………………………...…21

«Солнышко и тучка» стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики…………………………………...……………….22

«Веселые животные» игра драматизация…………...……………………...22

«Бабочка» дыхательная гимнастика……...……………………………….22

«Догони овощи» с тимулирующее упражнение…………………………..22

«Прикрой глазки» инсценирование……………………………………….22

Средняя группа


"Прикосновение» игра на тактильное восприятие …………...…………...24
«Повтори кА!» и гра–пантомима ………………………………...…….……24

«Драгоценность» игры для рук…………………………...………………...24

«Игра с песком» упражнение на тактильное восприятие………………...24

«Муравей» гимнастика с элементами дыхательных упражнений……….25

«Полные паруса» дыхательная гимнастика …………………....………….25

«Летит пчела» игра драматизация…………………………...……………..25

«Падают листочки» и гра драматизация с элементами дыхательной гимнастики……………………………………………………………………25

Старшая группа


«Молчу - шепчу – кричу» упражнение на внимание ……………………27
«Облака» упражнение релакс……………………………………………...27

«Водопад» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног…………………………………………………………..28

«Улыбка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с

мышц лица…………………………………………………………………...28

«Солнечный зайчик» релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица…………………………………………………...28

«Пчелка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………………..............29

«Бабочка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с

мышц лица с элементами дыхательной гимнастики…………………..…29

«Качели» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………………………..29

Подготовительная

группа


«Скульптура» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………….……..31

«Шар» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног…………………………………………………….……..31

«Тише» игра –драматизация………………………………………………32

«Пальчик - мальчик» игры с руками…………………………………...…32

«Белка» игры с руками…………………………………………………….32

«Орешек» и гры с руками…………………………………………………..33

«Мыльные пузыри» дыхательная гимнастика………………………...…33

Стимулирующее упражнение………………………………………………33

(1-3 лет)

«Муха»

(игры с руками)

Вот летела муха, (пальцами правой руки

машем в разные стороны)

На варенье села, (Левой рукой хлопнуть по

правой)

Вымазала брюхо- (Ладони трут друг о друга,

направляя в разные стороны)

изображая полет )

«Кулачок»

(игры с руками)

Как сожму я кулачок (сжимаем руки в кулаки)

Да поставлю на бочок (ставим кулачки боком на

коленках)

Разожму ладошку (разжимаем кулаки)

Положу на ножку (руки кладем на колени)

«Лебедь белая»

(игры с руками)

Лебедь белая плывет (рука изображает лебедь)

шею изгибает. (руки соединены между

А захочется в полет

Крылья расправляет (пальцы расправлены

в разные стороны,

изображая

изображая крылья)

«Указочка»

(игры с пальцами)

Ротик мой умеет кушать (указательным пальцем

показать на губы)

нос- дышать, а уши- слушать. (показываем на нос, уши…)

могут глазками –моргать (поморгать)

руки – все хватать, хватать (показываем руками

захватывающие

движения)

Игра «Веселый котенок»

(стимулирующее упражнение)

(Игра проводится под веселую, подвижную музыку).

На одного из детей надевается маска котенка. Остальные встают в цепочку, держась друг за друга. «Котенок», поворачиваясь то влево, то вправо, пытается поймать свой «хвост», т.е. крайнего ребенка в цепочке.

После того, как это ему удается, «котенок» становится в конце цепочки. Игра повторяется несколько раз.

«Ветерок»

(дыхательная гимнастика)

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

«Повтори ка!»

(Упражнение драматизация)

Брови вверх-вниз.

«Муха на носу» – муха села на нос.

«Заяц» – как заяц кушает морковку.

«Шишки»

(Гимнастика для рук)

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

«Чижик -пыжик»

(игры с руками)

-Чижик – пыжик где ты был? (грозим пальцем)

-Я на речке руки мыл (моим руки)

Ветер дунул, я упал расставляем пальцы и

обдуваем себя ветром

В луже руки замарал отряхиваем руки

друг о друга

«Мальчик с пальчик»

(игры с руками)

-мальчик с пальчик, где ты был? (перебираем

пальцы

-с этим братом в лес ходил… ребенка по

одному

-с этим братом щи варил… на каждую сторону

-с этим кашу ел слегка потирая

-с этим братцем песни пел… каждую фалангу)

«Грека и рак»

(игры с руками)

Ехал Грека через реку. (кисти сжаты в кулаки

обе руки рисуют в воздухе круги

Видит Грека: в реке – рак. руки вытянуты вперед

большой палец направляем вниз

Сунул Грука в реку руку. одну руку напрвляем вниз

Рак за руку Греку цап другой рукой –схватить

опущенную руку

«Про бабку»

(игры с руками)

Да жила у речки (разводим руками, как бы

поглаживая водную гладь)

Захотелось бабке (опять руки в боки)

Искупаться в речке (изображаем плавание)

И купила бабка (руки в боки)

Мыло и мочало (руки вперед – обтираем руки)

Эта сказка хороша, (правая рука вперед

Я начну сначала большой палец вверх)

«Жила – была бабка» (руки в боки)

«Совушка - сова»

(игры с руками)

Совушка – сова, большая голова (ребенок берется

за голову руками)

На суку сидит (присаживается на

корточки)

Во все стороны глядит (поворачивает голову)

(руками вправо и влево)

Да вдруг как полетит (взмахивает руками)

«Колпак»

(игры с руками)

Колпак под колпаком (ребенок вытягивает ладонь)

Под колпаком колпак (накрывая ее другой ладонью)

«ОДУВАНЧИК»

(дыхательное упражнение)

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха)

(3-4 года)

Лентяи”

(стимулирующее упражнение)

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Холодно – жарко”

(ирга инсценирование)

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

Солнышко и тучка”

(стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

«Веселые животные»

(игра драмматизация)

Дети представляют возле себя названное педагогомживотное и эмоционально реагируют на него.

Упражнение «БАБОЧКА»

(дыхательная гимнастика)

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). Выполнение упражнения: воздух набирать через носплечи не подниматьвыдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению

«Догони овощи»

(стимулирующее упражнение)

Как-то вечером на грядке(Дети идут по кругу, взявшись за руки в центре круга – водящий с завязанными глазами.)Репа, свекла, редька, лук.

Поиграть решили в прятки,Но сначала встали в круг.Рассчитались чётко тут же:(Останавливаются, крутят водящего.)Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,(Разбегаются, приседают,водящий ищет.)Ну а ты иди искать.

Упражнение «Прикрой глазки»

(инсценирование)

Спросите ребенка: а ты пробовал щурить глаза перед сном? Что ты видел? Нарисуй. Попросите детей повторить данное упражнение.

(4-5 лет)

"Прикосновение"

(Игра на тактильное восприятие)
Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

«Повтори кА!»

Игра–пантомима

Звучит музыка из серии «Звуки природы».– Предлагаю вам жестами показать то, о чем я буду говорить:– распустились цветы

пчелы полетели собирать мед– подул ветерок – закачались деревья

солнышко улыбнулось из-за тучи– в траве прыгают кузнечики

паучок плетет паутинку– птицы перелетают с ветки на ветку

и поют песни

Драгоценность”

(Игры для рук)

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

Игра с песком”

(упражнение на тактильное восприятие)

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

Муравей”

(гимнастика с элементами дыхательных упражнений)

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Упражнение «Полные паруса»

(дыхательная гимнастика)

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

Выполнение упражнения: воздух набирать через носплечи не поднимать

выдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению

«Летит пчела»

(игра драматизация)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Села пчелка на цветок, Опустила хоботок.Подлетает к ней комар – Что ты ищешь там?– Нектар. – А тебе не надоело, не наскучило искать?

Нет, тому, кто занят делом, Просто некогда скучать.

«Падают листочки»

( игра драматизация с элементами дыхательной гимнастики )

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. Техника выполнения упражнения: воздух набирать через нос, плечи не подниматьвыдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению.

(5-6 лет)

"Молчу - шепчу - кричу"
(упражнение на внимание)
Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь - они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Облака”

(упражнение релакс)

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие.все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Водопад”

с мышц туловища, рук, ног)

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове

. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Солнечный зайчик”

(релаксационные упражнения для снятиянапряжения с мышц лица)

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Пчелка”

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

Бабочка”

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Качели”

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

(6-7 лет)

Игра «Скульптура»

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

- ребенка, который ничего не боится;

- ребенка, который всем доволен;

- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.

Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

"Шар"

(релаксационные упражнения для снятия напряжения

с мышц туловища, рук, ног)

Слова этой игры заранее разучиваются с детьми. Во время проведения игры слова одно за другим заменяются на движения, о которых ведущий заранее договаривается с детьми.

Летит, летит по небу шар

По небу шар летит,

Но знаем мы, до неба шар,

Никак не долетит

Летит - показываются взмахи руками, изображается полет;

По небу - указательный палец правой руки поднимают вверх;

Шар - руками обводится круг перед собой;

Но знаем - руки прислоняются к груди;

Мы - руки разводятся перед собой;

Никак не - руки перекрещиваются;

«Тише»

(игра -драматизация)

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой

спит котенок, они то идут на носочках, тоостанавливаются и знаком показывают друг другу:«Тише». Этюд сопровождается музыкой «Спящий

котенок» Верлина – выразительные движения,выпячивание, указательный палец к губам.

«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

(игры с руками)

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать

большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

«Белка»

(игры с руками)

(В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать

все пальчики,

начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Орешек”.

(игры с руками)

Инструкция: “А теперь представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Ведущий показывает, как надо сжать зубы). Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти - легко стало, рот приоткрылся, все расслабленно. Слушайте и делайте, как я.

Мыльные пузыри”

(дыхательная гимнастика)

научить правильно, дышать, используя жизненный или игровой опыт ребенка.
Инструкция: Все вы не раз надували мыльные пузыри. Сделаем круг из пальчиков. Вдохнем воздух и медленно, в круг из пальцев, выдохнем воздух, имеющийся в легких. Замрем и понаблюдаем за парящими мыльными пузырями. Можно их сосчитать. (Это упражнение можно сделать с настоящим приспособлением для мыльных пузырей).

Стимулирующее упражнение

Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, как будто они замерзли от мороза, разминаем уши три раза сверху вниз

Балалардың психологиялық

жеңілденуіне арналған ойындар

Игры для психологической разгрузки


.

Рассмотри предмет

Описание

Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план...

Чем вас заинтересовал этот предмет?.. Разглядите, каковы его цвет, форма?. . Каков он на ощупь?.. Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд...»

Смысл упражнения

«Вот видите, как много интересного можно обнаружить даже в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно - остановите на минуту свою суету, откройте пошире глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверняка увидите много интересного и необычного...»

Обсуждение

Каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает, что интересного ему удалось заметить при его детальном рассмотрении.

Воздушный шарик

Описание

Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша со­считайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом-«адувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

Смысл упражнения

Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

Обсуждение

Семь свечей

Описание

«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Смысл упражнения "

Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

Обсуждение

Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Абажур

Описание

Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно.

Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»

Смысл упражнения

Такую технику можно использовать для экспресс-регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стрессов.

Обсуждение

Насколько детально удалось представить себе описываемую ситуацию? Как менялось состояние участников по мере того, как они мысленно поворачивали абажур? Где и как в реальной жизни можно использовать такой прием саморегуляции?

Грецов А., Бедарева Т.

Психологические игры для старшеклассников и студентов

Игры для профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детского сада № 35, города Коврова.
Описание: предлагаю Вашему вниманию комплекс игр для профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников. Игры рассчитаны на детей 4 - 7 лет. Данный материал будет полезен для педагогов-психологов и воспитателей дошкольных учреждений.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей

Гармоничное развитие детей дошкольного возраста, предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.
Под эмоциями понимается переживание собственного состояния. Все эмоции можно распределить на две большие группы, т.е. положительные и отрицательные. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Отрицательные эмоции выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях, поступках. Эмоции ребенка - это “послание” окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т.е. ребенок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Эмоциональное неблагополучие может привести к психоэмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения. Можно выделить несколько типов нарушений поведения:
Первый - это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными.
Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа.
Основной чертой поведения детей третьего типа является наличием у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как свидетельства эмоционального напряжения.
Дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения , поскольку они еще не умеют расслабляться, предвидеть и контролировать ситуацию, и поэтому во многом зависимы от окружающей их среды и взрослых. Взрослым необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации.
Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных. Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Вся жизнь детей насыщена игрой. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Игра – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенность, развитие творческой активности. Неизменной любовью пользуются у детей театрализованные игры. Они создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей.

10 игр для профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников

Цель игр: – профилактика психоэмоционального напряжения у дошкольников.
Задачи:
1. Расслабление, снижение мышечного напряжения и переутомления.
2. Развитие у детей умения осознавать свои эмоции и распознавать настроение сверстников.
3. Воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе.
4. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.
5. Развитие положительных эмоций.

1. "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем"
Правила игры : Из числа детей выбирается водящий. Он выходит за дверь, а воспитатель с детьми придумывают инсценировку какого-либо действия (умывание в ванной, рисование, собирание ягод в лесу, звонок по телефону, мытье полов, красим губы, играем в мяч, одеваемся, расчесываемся, едим). Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Когда водящий возвращается в группу, воспитатель с детьми, молча показывают задуманное действие. Ему нужно отгадать, что делают товарищи. Затем выбирается новый водящий и игра продолжается.

2. "Узнай, кто позвал?"
Правила игры: Выбирается водящий. Он становятся в конец комнаты и закрывает глаза. Один из участников называет его имя. Водящему необходимо отгадать, кто его позвал. Если он отгадывает, то позвавший его товарищ, сам становится водящим. Если нет, то он водит еще раз.

3. "Море волнуется"
Правила игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в морские волны. Детям нужно, по команде воспитателя застыть на месте, показывая какую-нибудь фигуру (животного) или предмет. Воспитатель командует: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, изображая обитате¬лей моря. Водящий должен отгадать, что было загадано.

4. "Дотронься до…"
Правила игры: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

5. "Липучки"
Правила игры: Из числа детей выбираются 2 водящих. Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Водящие, держась за руки, пытаются поймать сверстников, при этом они приговаривают: «Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они все вместе ловят других детей.

6. "Веселое приветствие"
Правила игры: Дети встают в круг. Воспитатель рассказывает, что когда люди здороваются, то пожимают друг другу руки. А затем предлагает им поздороваться по кругу различными частями тела (кулачками, спинками, коленками, животиками, лбами).

7. "Лиса и куры"
Правила игры: воспитатель становится лисой, а дети - курами. Пока «лиса» спит, «куры» клюют зерна, бегают, машут крыльями - руками. Проснувшаяся лиса пытается поймать кур, а те убегают в домик. Курица, которую поймали, становится лисой и игра продолжается.
Примечание: можно использовать музыку. Пока звучит музыка, дети могут бегать, а лиса спать в норе. Как только музыка останавливается, водящий выбегает и пытается поймать или осалить любого игрока.

8. "Золотые ворота"
Правила игры: двое детей встают рядом, взявшись за руки, и поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети парами встают друг за другом и берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка пробегающих уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

9. "Дядюшка Трифон"
Правила игры: дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель становится водящим и встает в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и говорят нараспев слова:
«Как у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили и не ели,
Друг на друга всё смотрели.
Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять движения водящего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым водящим, а старый водящий превращается в обычного игрока.

10. "Сороконожка"
Правила игры: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у неё целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом и положите руки на плечи соседа. Начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть быстрее. Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости. Давайте немного отдохнем».

Страничка психолога

Вы любите жизнь? Вы хотите быть здоровым? Здоровым физически и психологически? Уделяйте себе несколько минут в день на психологическую разгрузку и Вы по-новому ощутите вкус к жизни…

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Мы будем играть сейчас, чтобы потом побеждать в жизни! Психические перегрузки, которые испытывает педагог ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. Переутомленный педагог утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности.

В литературе и по телевидению много пишут и говорят о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к работе и т.д. Физиологические признаки стресса: бессоница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Все это приводит к потере уверенности в себе, возникновению различных психосоматических расстройств и даже заболеваний и к лекарственной зависимости.

Многие начинают ненавидеть работу, дом и все, что их окружает. Что делать? Выход следующий – меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления и заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит восточная древняя мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к самому себе, своим близким, к дому и работе, которую вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил и спасет от утомления».

При напряжении быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру. Очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. Необходимо заниматься психической и физической релаксацией. Попробуйте следующие простые способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, на облака. Для гармоничной жизни человеку необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, знакомьтесь с новыми интересными людьми, уделяйте внимание своим родным и близким. Все это поможет вам нейтрализовать стрессовые ситуации.

    Мини-лекция «Если не противостоять стрессу, к чему это ведет?»

Подвести педагогов к той мысли, что многие болезни начинаются из-за неумения снятия нервно-психического напряжения и неумения разрядить негативные эмоции. Познакомить педагогов с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения:

    релаксация – напряжение –релаксация – напряжение и т.д.

    спортивные занятия

    контрастный душ

    стирка белья

    мытье посуды

    пальчиковое рисование

    скомкать газету и выбросить ее

    Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

    Газету порвать на мелкие кусочки, еще мельче и выкинуть.

    Закрасить газетный разворот

    Громко спеть любимую песню

    Покричать то громко, то тихо

    Потанцевать под музыку, как спокойную, так и «буйную»

    Смотреть на горящую свечу

    Вдохнуть глубоко до 10 раз

А как разрядить негативные эмоции?

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.

Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже сухое. Ведь большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и пальцах.

Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.

Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

Благотворно действует на человека природа. Прогулки по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

Дыхательная гимнастика: три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Смех и плач – отличное средство защиты от психических перегрузок, которое нашему мозгу дала природа. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

    Упражнение «Пустой или полный»

Сейчас я покажу вам стакан, наполненный водой до середины. Одни люди скажут, что он наполовину пустой, а другие – что наполовину полный. Как бы вы ответили? И то, и другое – правда, однако эти высказывания выражают разное отношение к происходящему. За 5 секунд можно выяснить оптимист человек или пессимист. Позитивное отношение к фактам и людям лучше, чем критическое. Каждому из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в наших ошибках) люди видят хоть что-то положительное. Учитесь и делайте выводы.

    Упражнение «Стаканчик»

Ставлю на ладонь мягкий пластиковый стаканчик и говорю участникам группы следующее: «Представьте себе, что этот стаканчик – сосуд для ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза). Это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите». На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание. В неожиданный момент я сминаю этот стаканчик. Далее ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники и что им хотелось сделать и т.д.. Возможно проведение параллели переживания "здесь и сейчас" на ситуации общения: Когда возникают такие же чувства? Кто ими управляет? Куда они деваются потом?

В заключение мне бы хотелось вам сказать: «То, что вы пережили сейчас, - это реальный стресс, это реальное напряжение. И то, как вы это пережили, это и есть ваша настоящая реакция на стресс, ваша реакция на проблемы, которые у вас возникают, в том числе и в общении с другими людьми».

4. Упражнения на снятие эмоционального напряжения:

      Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите пять раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

      Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.

      Слегка массируйте кончик мизинца.

      Поместите грецкий орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.

5. Мини-лекция.

Психические перегрузки, которые испытывает педагог ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. Переутомленный педагог утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности.

Одной из форм эффективной помощи педагогу выступают психокоррекционные методы, способствующие развитию у него внутренних средств автокоррекции, саморазвития и самовосстановления.

Вашему вниманию предлагаются разработки психологических игр, игровых эпизодов и упражнений, которые можно выполнять самостоятельно. Главное, что потребуется, - это иметь желание укрепить свою психику и развить собственную личность.

Цели психологических игр - сугубо психотерапевтические:

Игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность, развивают внутренние психические силы, расширяют профессиональное самосознание. Игровые упражнения помогают педагогу ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно- психической энергии.

Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками, по дороге на работу или домой. Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня принимает душ, так и педагог, выполняя специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику.

6. Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально, помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность. Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя, в зависимости от того, где оно будет выполняться.

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо,шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере продвижения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью.

Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.

Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все делаю хорошо!».

7. УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕСС»

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в трудном «классе», разговором с «трудным» учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнять сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент упущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что мы видим так часто: «сбрасывается» отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. А наиболее часто «заземление» отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Суть упражнения состоит в следующем. Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное сними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую они с собой несут.

8. УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО».

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и перенес его на какой-нибудь предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Упражнение выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравится, с каким легче всего себя отождествляете).

Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя; циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля - это символ жизни, корни - это символ стабильности, связи человека с реальностью.

9. УПРАЖНЕНИЕ «МАРИЯ ИВАНОВНА».

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально, в течение 10-15 мин.

Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день, и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много того, чего не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

10. УПРАЖНЕНИЕ «ГОЛОВА».

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Педагог вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на детей: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает «стресс руководства» и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб педагогов - на головные боли, тяжесть в затылочной части головы.

Предлагаю вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

11. УПРАЖНЕНИЕ «НАСТРОЕНИЕ».

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ребенка, постоянно нарушающего дисциплину, агрессивного. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля, о том, что вседозволенность, которая культивируется, на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет. После всех этих разговоров мать ребенка вдруг заявила, что воспитывать должны педагоги, что у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, ЛЕВОЙ рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте: необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

12. УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛОВИЦЫ».

Предлагаем упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: «Пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы» и т.п. Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 20-25 минут, пока не почувствуете внутренне облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

13. УПРАЖНЕНИЕ «Я -- РЕБЕНОК».

Вспомните, в какую игру в детстве вы больше всего любили играть? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться «на равных» с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.

14. УПРАЖНЕНИЕ «ОТКРЫТОСТЬ».

Одно из условий успеха в педагогической деятельности - умение педагога правильно общаться, вступать во взаимодействие в ходе диалога, общения с детьми. Известно, что даже самые правильные положения не будут восприняты или вызовут отрицательные эмоции, если дети почувствуют ваши высокомерие, холодность, пренебрежение, отчуждение. Ребята могут даже протестовать против ваших требований, демонстративно пренебрегать ими. Не удивляйтесь – вы не были открыты к диалогу.

Попробуйте следующее упражнение. Перед вами собеседник (ребенок, коллега по работе, член семьи). Сделайте свое лицо доброжелательным, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым вы общаетесь, старайтесь психологически близко подойти к нему.

15. УПРАЖНЕНИЕ «РЕЗЕРВУАР».

В беседе с ребенком, коллегой, родителем или дома в разговоре со своими домашними почувствуйте себя «пустой формой», резервуаром, в который ваш собеседник «вливает», « закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: вы - форма, вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете их в свое внутренне пространство. Отбросьте все свои личные оценки, - как бы нет реальности, есть только пустая форма.

Трудно? Потренируйтесь перед началом беседы 2-3 раза и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.

16. УПРАЖНЕНИЕ 11. «ФАМИЛИЯ - ИМЯ».

Хочется открыть вам маленький психологический «секрет».

Педагог, использующий средства педагогического манипулирования, обычно называет своих учеников по фамилии. Такое формальное обращение «сверху-вниз» подчеркивает деловой, административный стиль взаимодействия.

И, напротив, педагог, стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Причем, чем чаще он произносит имя своего ученика в беседе с ним, тем прочнее психологический контакт между ними.

И последнее. Манипулирующий учитель часто называет своего ученика в третьем лице в его присутствии. Например: «Вы только послушайте, что он говорит!?». Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят, как об отсутствующем человеке. Можете себе представить, какое человеческое унижение он при этом испытывает?! Прогрессивный педагог никогда не позволит себе такого обращения с ребенком. Он скажет: «Валера, ну что же ты говоришь!?».

Вы поняли разницу в этих двух фразах? Выводы делайте сами!

17. УПРАЖНЕНИЕ «МЫШЕЧНАЯ БРОНЯ».

Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. При доминирующей позиции у человека «над» энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза («пристальный взгляд»), сжимается рот («твердые губы»), одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением. Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение глаз, рта, шеи и груди. Предлагаем для этого несколько простых упражнений.

ДЫХАНИЕ. Перед беседой глубоко вздохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие ваше тело мышечные «кольца», и отбрасываете их - с глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь начинайте беседу.

МАССИРОВАНИЕ. Возможно, вам подойдет другой способ снятия напряжения и перехода в позицию «наравне». Перед началом беседы дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у вас уйдет 1-2 секунды, станет для вас границей, до которой вы находились в позиции «над». Перейдя «границу», вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на занятиях вы были учителем, а сейчас, перед началом разговора вы становитесь собеседником.

18. Упражнение «Сбрось стресс, наполни жизнь счастьем!»

Кто правша, у тех негатив и все, связано с прошлым, находится с левой стороны тела, для левшей все наоборот. Для выполнения упражнения встаем, правши начинают энергично махать левой рукой, левши – правой. Движения руки, как будто отмахиваемся, и приговариваем: «Прочь неприятности, плохое настроение, болезни, напряжение и т.п.». Затем другой рукой машем, движение руки к себе и говорим: « Ко мне здоровье, радость, везение, удача, счастье, любовь и т.п.» И затем двумя руками энергично машем к себе, чтобы закрепить состояние «альфа». Ощущения обычно после этого упражнения – супер!

Подготовила

Психолог КГКП«Аксуский колледж чёрной металлургии» Гусева Ангелина Александровна









2024 © sattarov.ru.