НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы» в средней группе. Конспект НОД в средней группе на тему "Перелётные птицы"



Конспект НОД образовательной области «Социальный мир»

по теме «Перелётные птицы» для детей средней группы.

Цели:
познакомить воспитанников с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком), объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие "перелетные птицы". Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
Материалы

оборудование:
фонограмма с шумом леса и пением птиц, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч, снежинка, веточка.
Интеграция образовательных областей:
познание, художественное творчество, социализация, краеведение.
Ход занятия.
1
. Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись.
- Дети, что вы слышите? (Лес, шум леса) - А как вы догадались, что это лес? - Каких птиц вы знаете? - Почему некоторых птиц зовут зимующими, а некоторых перелетными? Мы с вами познакомимся сегодня с перелетными птицами. Посмотрите внимательно на доску, каких птиц вы здесь узнали? Давайте я вам буду подсказывать с помощью загадок.
Загадки о перелётных птицах:
 На шесте - дворец, Во дворце – певец, А зовут его…(скворец) Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (жаворонок)  Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. (грач)
 Так важно она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет. (цапля)  Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет.(соловей)  Шипит, гогочет, Ущипнуть меня хочет, Я иду, боюсь, Кто это…(гусь)  Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (ласточка)  Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку? »(кукушка)  Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. (журавль) Молодцы ребята, всех птичек мы с вами отгадали. Посмотрите внимательно на птиц, из каких частей тела они состоят? (голова, туловище, ноги, крылья, клюв) А теперь давайте попробуем описать всех наших птичек. Кто хочет описать журавля? Какой он?
Игра «Опиши птицу». (дети по желанию выходят и описывают птиц).
Ребята, а ведь у всех этих птиц есть птенцы, они появляются весной. А кто у них птенцы, знаете? Давайте поиграем в игру «Чей детёныш?
Упражнение "Чей детёныш" (с мячом)
на образование супплетивных форм существительных. У грача - грачонок и грачата.
У скворца - скворчонок и скворчата. И так далее. Хорошо запомнили зимующих птиц? Сейчас мы это проверим. Выходите все ко мне и мы поиграем в игру «Зимующие птицы»
Физминутка:
подвижная игра “Зимующие и перелетные” проводится под фонограмму веселой музыки. - Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши. Дети идут под музыку и поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей). Присаживайтесь на свои места. Сейчас давайте с вами вспомним, где мы с вами живем? (На севере). А как называется наш город? (Салехард) А наш край? (ЯНАО). Правильно ребята. А кто знает, какие птицы живут в нашем округе? (куропатки, утки, рябчики, белая сова, гуси, лебеди). Большинство птиц ЯНАО – перелётные. А самая редкая и ценная птица округа – белый журавль (стерх). Эта птица занесена в Красную книгу Ямала. (показ книги). Ребята, что это за книга такая? (Это книга со списком редких и находящихся под угрозой исчезновения птиц, животных, растений). Ребята, давайте мы с вами сейчас изготовим лебедя, своими руками, и это будет символом нашего города. Но сначала, чтобы наши пальчики хорошо работали, мы с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Эта птичка соловей»
Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши) Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца) Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца) Серенькое перышко. Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развеселый чиж. Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки) Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками). Коллективная аппликация «Лебедь»
Итог занятия:

Ребята, а как вы думаете, зачем вообще нужны птицы? Почему птиц называют пернатыми друзьями? - Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением) - Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений.). - Что случится, если птицы исчезнут? - За что вы любите птиц?

Конспект прогулки

в средней группе

по теме:

«Перелетные и зимующие птицы»

Подготовил: воспитатель первой категории Кинжалова И. В.

Цель: развивать двигательную активность детей; продолжать знакомить с многообразием птиц.

Задачи:

- расширять представления о зимующих и перелетных птицах;

Уточнить представления об изменениях образа жизни птиц осенью;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;

Разучить новую подвижную игру «Голуби»

Выходя из д\с дети строятся парами. Назначаются ответственные за спортивный выносной инвентарь (обручи, скакалки, мячи, мешочки для метания)

Парами дети приходят на свой участок, аккуратно ставят инвентарь, чтобы он не мешал.

Наблюдение

Дети вместе с педагогом наблюдают за тем, как птицы собираются в стаи, стремительно носятся в воздухе, упражняются в дальнем полете.

В: Ребята, какие изменения в природе происходят осенью? (солнце светит не так ярко, как летом; часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг)

В: Как вы думаете, почему птицы улетают на юг? (осенью становится меньше корма - ведь насекомых уже нет, земля и водоемы замерзают, а растения засыхают. Теперь птицам нечем питаться и они вынуждениы покинуть нас до весны)

В: Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?

В: Почему не все птицы улетают на юг? (не вс е птицы едят насекомых, есть птицы, которые питаются семенами растений. Но они вынуждены прилетать поближе к людям, надеясь, что они их покормят)

В: Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Художественное слово

В: В народе есть много примет и поговорок, а так же пословиц о птицах. Давайте их вспомним.

Приметы:

Осенью птицы летят низко - к холодной зиме;

Птицы поздно улетают - к теплой зиме;

Вороны летают стаями и много каркают - к дождю;

Птицы запели в дождь - к ясной погоде

Пословицы и поговорки:

И птица чует, что холодно будет;

Гуси летят - зимушку на хвосте тащат;

Осенняя пора - птицы со двора;

Покорми птиц зимой - послужат тебе весной;

Всякая птица своим пером гордится

Загадки

В: Предлагаю проверить - знаете ли вы птиц?

(Детям, отгадавших загадку, надевается шапочка с изображение отгаданной птицы)

На шесте - дворец,

Во дворце - пивец,

А зовут его - …(скворец)

Черный, проворный,

Кричит «Крак!», червякам - враг (грач)

Кто на елке, на суку

Счет ведет «ку-ку, ку-ку» (кукушка)

Как лиса среди зверей - эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона)

В серой шубке перьевой и в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится. Не орел, но все же птица. (воробей)

Никак ей не сидится - все хвастает

Своим синим сюртуком

И шапочкой синей гордится. Кто же это? (синица)

В: Посмотрите, сколько птичек прилетело к нам в гости!

В: Птички, вы останетесь сегодня с нами? А чем бы вы хотели с ребятами заняться? (подвести детей к тому, то они хотят поиграть)

Подвижные игры

«Птички, в гнездышки»

По команде «Птички летают» - все дети изображают птиц. По команде «Птички, в гнездышки!» - дети разлетаются по своим гнездам - забегают в обручи.

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят!

«Совушка»

Совушка-сова, большая голова

На суку сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

«Голуби»

Выбирается ястреб и хозяйка. Остальные дети - голуби. Ястреб становится в стороне, хозяйка гонит голубей «Кыш-кыш». Голуби разлетаются, а ястеб их догоняет. Затем хозяйка зовет голубей «Гули-гули». Голуби слетаются к хозяйке. Тот, кого поймал ястреб - становится ястребом, а прежний ястреб - хозяйкой.

Индивидуальная работа

Совершенствовать прыжки с продвижением вперед

Метание мешочков с песком вдаль

Упражняться в лазании по шведской стенке

Совершенствовать умение подбрасывать и ловить мяч двумя руками

Самостоятельная деятельность детей

Игры с выносным материалом. С\р и гра «Магазин»

Трудовая деятельность

Вспомнить о том, что не все птицы улетают на юг. А с наступлением холодов, зимующим птицам все труднее добывать себе пищу. Как мы можем им помочь? (повесить на участке кормушки).

Дети развешивают кормушки, сделанные вместе с родителями.

Скоро снегом покроются лес и поля,

Будет спать под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На долгую зиму в нашем саду

Мы приготовим для птичек еду.

Уборка инвентаря, складывание выносного материала. Построение.

Опытно-эксперементальная деятельность

В: Ребята, посмотрите, какая боьшая лужа у нас на участке. Расскажите, какая она? Как вы думаете, а она всегда останется такой? Может мы это проверим? Предлагаю положить на нее обруч - помещается она в него? Давайте проверим, будет ли она меняться изо дня в день… (Результаты наблюдений заносятся в дневник наблюдений. В итоге детям предлагается сделать вывод - почему лужа пропала?)

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

«Перелетные и зимующие птицы»

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 20 минут.

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8 мин)

А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

- (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.

Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

Молодцы, правильно догадались.

Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков.

Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

У меня есть магнит. (Показываю детям).

Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц.

А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

Поиграем?

Дидактическая игра «Назови ласково».

Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

Воробей. Дети: - Воробышек.

Синица. Дети: - Синичка.

Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

Молодцы!

А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Включаю аудиозапись «Голоса птиц».

Какие звуки вы услышали?

Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

Воробей?

Дети: - чирикает.

Ворона – каркает.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Сорока – стрекочет.

Соловей – поет.

Голубь – воркует.

Ласточка – щебечет.

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка: Летели птички, птички невелички.

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

Молодцы!

Работа в командах. (2 мин)

Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. Я знала, что вы справитесь

Рефлексия. (3 мин)

Еще у меня для вас есть раскраски, которые я хочу вам подарить.

Как называется твоя птица? Она перелетная или зимующая?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали?

Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением)

Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений.).

- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественное - эстетическое развитие» .

Цель: Создавать благоприятные условия для обогащения представлений детей о зимующих птицах.

Программные задачи:

  • Образовательные: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; учить подбирать глаголы, характеризующие пение птиц (чирикает, каркает, воркует, трещит) .
  • Развивающие: совершенствовать диалогическую речь; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, развивать умение рассуждать, видеть объект с разных точек зрения.
  • Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь и помогать зимующим птицам; воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы; уметь договариваться. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Планируемые результаты:

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; иметь представления о птицах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование:

Картинки зимующих птиц, птиц: карточки с изображением корма птиц: ягоды рябины, кусочек сало, семечки, хлебные крошки, остатки пищи… Видео проектор, слайд-шоу, аудиозапись произведений: Вивальди «Времена года» , голоса птиц; панно с изображением кормушки; салфетки, клеенки, клей-карандаш цветные карандаши; карточки с эмблемами по теме «Зима» .

Предварительная работа:

Беседы о зимующих птицах; заучивание и отгадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме «Интересное о зимующих птицах» ; наблюдение за птицами, кормление птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)
Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

2. Основная часть.

Звучит музыкальное произведение Вивальди «Времена года» , «Зима» .

Воспитатель: - Слышите, звучит музыка. Давайте закроем глаза, что вы сейчас представили, слушая это произведение? Расскажите, пожалуйста. (Ответы детей) .

Воспитатель:

Какое время года вы представили? (ответы детей: зима)

Как вы поняли, что это зима?

Как вы думаете, зима это хорошо или плохо? (ответы детей)

(Дети сами выбирают способ деления на две команды) . либо 1-2. Либо по картинкам.

Схематичное изображение «Хорошо - плохо» .

Воспитатель:

Кому очень трудно приходиться в зимнюю пору? (предположения детей, птицы)

Почему? (голодно, морозы) . - Давайте отправимся в парк к птицам в гости.

А на чем мы туда доберемся? (предложения детей) .

Мы надели лыжи, встали на лыжню,
Не догнать нас даже быстрому коню.

А вот и парк!

(Дети имитируют движения птиц) .

Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,
Клювик почистим
Птички пожалуйте к нам!

Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь на пенечки, послушаем загадки.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый.

Как зовут нашего первого гостя?

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель: - Как поет воробей? Что делает? (Чирикает) .

А что вы знаете про воробья? (ответы детей)

Воспитатель: - Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель: - Голуби – доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей.

Воспитатель: - Послушайте, как голубь воркует? (Гру-гру) . Чем питается голубь?

Воспитатель:

Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…

(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель: - Как разговаривает сорока, кто знает?

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Ест все, что может найти на мусорке, очистки и т. д.

Воспитатель: - Послушайте загадку о следующей птице.

Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель:

Ворона - важная, горластая. Как она подает голос? Что вы знаете о вороне?

Воспитатель: - О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!

(Дятел)

Воспитатель: - Послушайте, как стучит дятел. Что вы можете рассказать о дятле?

Воспитатель: - Встречайте следующего гостя.

Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Снегири клюют семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель: - Как синичка поет? (Зинь –зинь) (ци-ци-ци) .

Предлагаю детям рассказать о синичке.

Воспитатель: - Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель: - Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти - …

(Свиристели)

Воспитатель: Ребята а теперь пусть каждый разукрасит свою птичку и посадит ее в нашу общую кормушку

Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть кормушка: предлагаю взять по птичке и её любимое лакомство и наклеить на кормушку.

(Дети берут карточку с изображением птицы и корма и располагают рядом с птицей на панно) .

(Примерные ответы детей: Я дам синичкам сало. Я накормлю снегиря ягодами рябины. Я накормлю голубя зёрнышками и т. д.)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, всех птичек накормили. Пора возвращаться в детский сад. Надевайте лыжи и покатили.

3. Рефлексия:

Воспитатель:

Ребята, где мы сегодня побывали?

Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) .

Что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей) .

Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей) .

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Перелетные птицы»

Образовательная – уточнить и закрепить представления детей о весне, её признаках. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, расширять и активизировать словарь по теме.

Развивающая – развивать речевую активность, внимание, мышление, методику. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с суффиксами – ат; - ят)

Воспитательная – воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к птицам.

Ход занятия

Звучит музыка (звуки природы, пение птиц)

Рыхлый снег,

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла (весна)

Ушла зима холодная, неласковая. На смену ей торопится красавица весна.

А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим? Есть у меня особый сундучок, там загадки о весне, а отгадки не простые, отгадаете, увидите сами:

Голубая простыня,

Весь свет одевает,

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он – ярко голубой (небо)

Воспитатель достает из сундучка голубой лоскуток.

Солнце пригревает,

Лед на речке треснул

Речка зашумела

Льдины подгоняет,

Как это явление

Весною называют?

Воспитатель достает склянку с водой

Снежок растаял и с полей

Бежит проворный … (ручей)

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба,

Самый первый самый нежный

Чистый маленький … (подснежник)

Висит за окошком

Кулек ледяной

Он полон капели

И пахнет весной (сосулька)

Без крыльев летят,

Без ног спешат

Без паруса плывут (облака)

Воспитатель достает кусочек ваты.

Одеяло белое не руками сделано

Не ткалось и не кроилось

С неба на землю свалилась (снег)

Воспитатель показывает снежинку

Красная девица по небу ходит (солнце)

Воспитатель показывает картинку

Молодцы, все загадки отгадали, пуст мой сундучок.

Физкультминутка

Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)

Все люди глядели.

Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились

Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)

Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)

Песенки запели

Воспитатель: - Пришла весна – красна, солнышко пригревает, начинает расти молодая травка, на деревьях набухают почки. Давайте представим, что мы в весеннем лесу.

Прослушивание записи «звуки леса»

Расскажите, о чем услышали.

Дети называют (грач, скворец, жаворонок, ласточка)

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Дети: - Осенью

Воспитатель: - Как их называют?

Дети: - Перелетные птицы.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему они улетают?

Дети: - становится холодно; нет корма; насекомые прячутся или погибают.

Воспитатель: - Значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего.

Д/п «Собери картинку»

Детям раздаются картинки, на которых изображены перелетные птицы.

Воспитатель: - Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте их собрать. Ребенок собравший картинку, называет птицу.

В группу входят дети (заранее подготовленные) в шапочках птиц (грач, скворец, соловей, ласточка)

Вот – я – грач

Проворный, черный,

Кричу: «Крак! Крак! »

Всем червякам – враг!

Я самый первый прилетаю

Зиму ломаю

Воспитатель: - Как только начинают пахать землю, грач тут как тут. Он ловко выхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи большими семьями и свои гнезда строят высоко на деревьях.

На магнитную доску помещается картинка грача.

В народе говорят «Если грач на горе, то весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай»

Ребенок 2

А у нас в саду жилец –

Бойкий маленький скворец –

Тихий сад повеселел

Оттого что он запел.

С солнцем скворушка встает,

Ест жуков, росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распивает целый день.

Воспитатель: - (помещает картинку на доску). Селится скворушка в старых дуплах деревьев или в скворечниках, развешанных для него людьми. Поет, подражая различным звукам и голосам других птиц.

Ребенок 3

Кто без нот и без свирели

Кто же это?

Дети: - Соловей.

Помещается картинка на доску

Воспитатель: - Это небольшая птичка. Совсем с виду невзрачная. Серенькая, грудка беленькая, хвостик рыжеватый, большие темные глазки. А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются листьями, вернувшись, отыскивают старые жилища (гнезда в кустарниках) и поют.

Ребенок 4

Прилетаю к вам с теплом,

Путь проделав длинный,

Леплю домик под окном

Из травы и глины.

Дети: - Это ласточка.

Помещается картинка

Воспитатель: - К нам ласточки прилетают только на лето, чтобы свить гнезда и вывести птенцов. А осенью ласточки снова собираются в стаи и улетают в жаркие страны.

Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелетные. А зачем птицы прилетают на родину? Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и выседеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в теплые края. Для того чтобы весной вернуться на родину

Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской. Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнезда, собирать яйца; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.

Ребенок: - Вы должны помнить:

Что птиц не надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять

Зимою птицам помогать,

Их жалеть, оберегать

Давайте повторим названия птиц. (повторяют хором и по одному)

Как всех этих птиц называю?

Перелетные

А почему?

Осенью они улетают в теплые края

Игра с мячом «У кого кто? »

Я буду бросать «звучащий» мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

Грач (грачата)

Скворец (скворчата)

Ласточка (ласточата)

Дрозд (дроздята)

Стриж (стрижата)

Журавль (журавлята)

Кукушка (кукушата)

Итог занятия

О ком мы сегодня говорили?

Как одним словом назвать этих птиц?









2024 © sattarov.ru.