Последовательность нанесения разметочных линий. Конспект урока: «Разметка заготовок из древесины. III. Практическая работа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70

Конспект урока: « Разметка заготовок из древесины»

Составил: учитель технологии

Липецк 2014 г.

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева.

Оборудование: деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала .

1.Беседа по вопросам:

"Назовите назначение технологической карты.

"Что называется заготовкой?

"Что называется технологической операцией?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель . У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др.

"Можно ли приступать?

"Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

"Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.) Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.

Запишите, что означает термин "разметка".

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.

Учитель демонстрирует приемы прямоугольной разметки.

(См. Приложения, рис. 17.)

2. Последовательность действий разметки.

1 .Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии.

2 .Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса. (См. Приложения, рис. 18, 19.)

3. С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.

4. Радиус откладывается на линейке.

5 .По отложенному радиусу очерчивается окружность.

Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону .

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы.

Шаблоны для этих одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали.

Учитель показывает прием разметки по шаблону.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

1. Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам, предложенным учителем.

2. Выполните разметку заготовки по шаблону, предложенному учителем.

IV. Итог урока.

(последовательность и приемы)

Разметка бывает двух видов: а) черновая - для раскроя досок, брусьев на черновые (болваночные) заготовки, при которой разметка ведется с некоторым запасом по длине, ширине и толщине; б) чистовая - для обработки заготовок с целью получения деталей, размеры которых заданы чертежами.

Черновая разметка предназначена для того, чтобы увеличить полезный выход заготовок. К точности черновой разметки высоких требований не предъявляется, поэтому ее выполняют с помощью шаблонов или линейки мягким карандашом.

Чистовая разметка выполняется с требуемой точностью с помощью металлических масштабных линеек с ценой деления шкалы в 1 или 0,5 мм и остро заточенным карандашом 2Т-4Т или металлическим шилом (чертилкой). Чертилка особенно удобна при разметке поверхностей, покрытых лаком.

Прежде чем приступить к разметке, необходимо проверить качество отобранных нами на разметку заготовок, сверить размеры с указанными на чертеже. Отметить волнистой линией лицевые стороны, отсортировать заготовки по группам. В каждой группе должны находиться заготовки, размечаемые или совместно (групповая разметка, например, ножек стола), или по отдельности (индивидуальная разметка). Определить пооперационную последовательность нанесения разметок на заготовки. Затем заготовки, подлежащие разметке в первую очередь, укладывают на рабочую доску верстака. Лицевые стороны заготовок должны быть сориентированы в одну сторону, как правило - в сторону работающего.

Последовательность нанесения разметочных рисок: а) поперечные, б) долевые (продольные), в) наклонные (под углом), г) окружности и округления.

Перед нанесением разметочных рисок выполняют разбивку, т.е. наносят по масштабной линейке метки в виде точек или штрихов. Разбивку начинают всегда от измерительной базы, которой, как правило, служит кромка или пласть заготовки, или, наконец, специально для этого нанесенная риска. При разбивке следует максимально уменьшать количество промежуточных размеров и по возможности вести измерение от одной базы. Другими словами, разбивку следует вести не способом прибавления размера к размеру (встык), что ведет к накапливанию суммарной ошибки, а способом разбиения большого отрезка (неизменного в процессе разбивки) на меньшие, соответствующие чертежу.

Поперечные риски наносят карандашом по угольнику, для чего линейку угольника накладывают на лицевую сторону заготовки (обычно это бывает кромка), а колодку угольника прижимают к другой лицевой стороне заготовки и карандашом наносят риску. При нанесении рисок основание угольника должно прилегать к заготовке по всей его длине, а карандаш должен иметь двойной наклон - один в сторону от линейки и другой в сторону направления прочерчивания линии. Риска будет параллельна линейке и хорошо видна если: а) карандаш будет плотно прилегать к линейке, б) линейка будет плотно прилегать к заготовке, в) карандаш будет остро заточен, г) риска будет проведена уверенно, твердо, но только один раз.

Так же осуществляют нанесение долевых разметочных рисок с помощью рейсмуса и гребенки, причем гребенкой наносятся риски как в продольном, так и в поперечном направлениях, а также на торцевых плоскостях. Вести рейсмус и гребенку можно на себя и от себя, при этом глубина рисок должна быть в пределах 0,3 - 0,5 мм

Наклонные риски проводят по треугольникам, ерунку, малке масштабной линейке или шаблонам. Порядок работы тот же, что и при нанесении поперечных рисок.

Работа циркулем всем понятна. Скажем только, что центр окружностей намечают перпендикулярными рисками, выполненными от лицевых сторон с помощью масштабной линейки или рейсмуса.

Требования к разметке определяются ее точностью и соответствием чертежу. Точность разметки по масштабной линейке должна быть в пределах 0,25 - 0,5 мм. При групповой разметке заготовок производится сравнительный контроль, т.е. одну из размеченных заготовок тщательно сверяют с чертежом, помечают ее как образец. В дальнейшем ее используют при разметке и контроле.

\ Документы \ Для учителя технологии и трудового обучения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материалы прислал Глебов А.А. учитель технологии и трудового обучения МОУ "Веселолопанской средней обшеобразовательной школы"

Урок № 17-18.

Разметка заготовок из древесины.

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева.

Оборудование: деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала .

1.Беседа по вопросам:

"Назовите назначение технологической карты.

"Что называется заготовкой?

"Что называется технологической операцией?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель . У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др.

"Можно ли приступать?

"Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

"Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.) Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.

Запишите, что означает термин "разметка".

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.

Учитель демонстрирует приемы прямоугольной разметки.

(См. Приложения, рис. 17.)

2. Последовательность действий разметки.

1 .Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии.

2 .Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса. (См. Приложения, рис. 18, 19.)

3. С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.

4. Радиус откладывается на линейке.

5 .По отложенному радиусу очерчивается окружность.

Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону .

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы.

Шаблоны для этих одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали.

Учитель показывает прием разметки по шаблону.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий:

1. Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам, предложенным учителем.

2. Выполните разметку заготовки по шаблону, предложенному учителем.

IV.Итог урока.

Оценка практической работы учащихся. Учитель отмечает лучшие работы.

Урок № 17-18.

РАЗМЕТКА ЗАГОТОВОК ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70

Конспект урока: « Разметка заготовок из древесины»

Составил: учитель технологии Струков В.И.

Липецк 2014 г.

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева.

Оборудование: деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала .

1.Беседа по вопросам:

"Назовите назначение технологической карты.

"Что называется заготовкой?

"Что называется технологической операцией?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель . У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др.

"Можно ли приступать?

"Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

"Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.) Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.

Запишите, что означает термин "разметка".

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.

Учитель демонстрирует приемы прямоугольной разметки.

(См. Приложения, рис. 17.)

2. Последовательность действий разметки.

1 .Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии.

2 .Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса. (См. Приложения, рис. 18, 19.)

3. С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.

4. Радиус откладывается на линейке.

5 .По отложенному радиусу очерчивается окружность.

Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону .

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы.

Шаблоны для этих одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали.

Учитель показывает прием разметки по шаблону.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий:

1. Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам, предложенным учителем.

2. Выполните разметку заготовки по шаблону, предложенному учителем.

IV.Итог урока.

Урок № 17-18.

Разметка заготовок из древесины.

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева.

Оборудование: деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Назовите назначение технологической карты.

"Что называется заготовкой?

"Что называется технологической операцией?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель. У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др.

"Можно ли приступать?

"Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

"Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.) Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.

Запишите, что означает термин "разметка".

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.

Учитель демонстрирует приемы прямоугольной разметки.

(См. Приложения, рис. 17.)

2. Последовательность действий разметки.

1.Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии.

2.Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса. (См. Приложения, рис. 18, 19.)

3.С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.

4.Радиус откладывается на линейке.

5.По отложенному радиусу очерчивается окружность.

Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону.

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы.

Шаблоны для этих одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали.

Учитель показывает прием разметки по шаблону.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий:

1.Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам, предложенным учителем.

2.Выполните разметку заготовки по шаблону, предложенному учителем.

IV.Итог урока .

Оценка практической работы учащихся. Учитель отмечает лучшие работы









2024 © sattarov.ru.