ООД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Многозначность слова ключ». Цель проекта формирование представлений о многозначности слов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 154 "Почемучка"
с приоритетным осуществлением физического направления воспитанников" города Невинномысска
Дата проведения: 03.10. 2016 г.
Место проведения: МБДОУ № 154, группа № 6
Воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ № 154 г. Невинномысска
Дмитренко Светлана Николаевна
2016 год
План - конспект организованной образовательной деятельности по грамматическому строю речи
(в рамках реализации проекта "Многозначные слова" для детей старшего дошкольного возраста)
Игра - викторина «Волшебный мир слов»
Цель: обогащение и активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, используя игровую деятельность в изучении многозначных слов.
Коммуникация - закрепить знания детей о многозначности слов, крылатых выражениях; синонимических и антонимических отношениях между словами. Ф ормировать грамматический строй речи детей в процессе работы с многозначными словами. Воспитывать интерес к родному языку.
Социализация - воспитывать коммуникабельность, использовать приобретённые навыки в повседневной жизни при общении друг с другом .
Познание - развивать внимание. мышление. Расширение словаря детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Материал: эмблемы; картинки-символы к многозначным словам (золотой, идёт); предметы, обозначающие разное значение многозначных слов (ёжик, ёлка, швейная иголка, шприц; гриб, кукла, стол, лампа); предметы, не относящиеся к данным многозначным словам; ворота; иллюстрации фразеологизмов; чудесный мешочек, шариковые ручки (для призов), фишки.
Ход викторины:
Ведущий: Внимание! Сегодня в нашем детском саду проводится игра-викторина "В мире слов". На нашей викторине присутствуют гости, наши родители. В ней принимает участие две команды. Предложить вступительную речь родителям.
Первая команда называется "Витаем в облаках".
Девиз:
Мы витаем в облаках,
Посмотрите вы на нас.
Очень любим помечтать,
И, конечно, побеждать!
Вторая команда называется "Не разлей вода"
Девиз:
Про нас говорят:
"Не разлей вода!",
Мы - друзья,
побеждаем всегда!
Ведущий: Оценивать выступление команд будет жюри - это ваши родители. За каждый конкурс команда может получить очки, если задание будет выполнено без ошибок. Итак, начинаем!
1. Конкурс "Разминка"
командам по очереди задаются вопросы:
1. Объясните название своей команды: "Витаем в облаках" и "Не разлей вода!".
2. Объясните, что обозначают выражения:
Зелёный лук, меткий лук;
Длинная коса, острая коса.
3. - Кто или что может плыть? (рыба, человек, облако...)
Кто или что может расти? (цветок, ребёнок, дом...)
4. Скажите иначе:
Свежая рубашка (чистая), свежий ветер (прохладный)
Свежий хлеб (мягкий), свежая газета (новая).
2. Конкурс "Ярмарка слов"
1. Командам по очереди выставляются картинки-символы к многозначным словам (одной команде - золотой, второй - идёт).
Вопросы: Какое слово спрятано? Почему так решили?
золотой - (золотая осень, кольцо из золота, у мастера золотые руки, золотой человек)
идет - (дождь идёт, часы идут, мальчик идёт, снег идет, время идет).
2. Игра - эстафета : на столе разложены картинки (предметы), обозначающие разное значение многозначных слов (иголка, ножка). Одна команда "отбирает - иголки", другая - "ножки" (затем объясняют свой выбор).
3. Конкурс "Королевство кривых зеркал"
1. Каждая команда проходит через волшебные ворота, при этом каждому участнику называется слово, а он должен назвать слово - неприятель
(антоним): добро - зло, трудно - легко, толстый - тонкий, мир - война, ругать - хвалить...
Физминутка "Кривое зеркало" - ведущий показывает движение, дети выполняют движение наоборот (например, ведущий наклоняется вправо, а дети - влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т.д.)
4. Конкурс "Крылатые фразы"
1. "Отгадайте загадку, о какой части лица идёт речь"
Не цветы, а вянут.
Не ладоши, а ими хлопают.
Не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.
А ещё на них можно вешать лапшу. (уши)
Иногда в них пускают пыль,
Их можно сделать большими.
А ещё они могут разбегаться в разные стороны. (глаза)
2. Упражнение "Доскажи словечко"
Дедушка косил траву, у него острая … коса.
У девочки заплетена длинная … коса.
У меня в ушах золотые … сережки.
На ветке березы висят зеленые … сережки.
Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
5. Конкурс "Стихотворение"
"Шуточные стихи"
Странные вещи в природе бывают
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют.
Но мы не слыхали,
Чтобы кого - то они обижали.
"".Слон затрубил", - говорят
Интересно,
Что - то слона я не вижу в оркестре? (А. Кушнер)
Членам команды предлагается объяснить слова из стихотворения: ножки у стула не шагают, часы бьют, слон затрубил.
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
Членам команды предлагается объяснить слова из стихотворения: ботинок черным язычком, глазком глядит картошка, а стул на гнутых ножках.
6. Игра «Подбери слово»
Дети образуют круг, в центре круга водящий (воспитатель). Водящий предлагает детям повернуться к ней спиной и тот, кто из детей догадается, поворачивается в круг, с помощью наводящих вопросов дети отгадывают задуманное многозначное слово.
Нос: орган на лице у человека, морде животного; передняя часть лодки, корабля, самолёта; клюв птицы.
Язык: орган в полости рта человека, животного; стержень из металла, ударяющий о стенки колокола; есть у костра).
Острый: отточенный, хорошо режущий, колющий; нос у Буратино; нож которым можно порезаться.
Золотой: цвет блестяще - желтый (кудри, осень); человек который может выполнить любое дело хорошо, из него делают украшения для мамы.
7. Конкурс "Отгадай загадку" - члены каждой команды загадывают друг другу загадки со словами имеющими многозначное значение.
Отгадай, что за вещица -
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки (шариковая ручка)
Я в дом любой тебя впущу:
стучишь, я рада стуку,
Но одного лишь не прощу -
Коль не подашь мне руку (дверная ручка)
Если звездочка устала,
Нет в ней света,
нет в ней жара,
то она живет на дне
В океанской глубине (морская звезда)
Я плыву по небосводу,
Я конечно не одна,
Хоть и ярко я сияю,
Только ночью я видна (небесная звезда)
Жюри подводит итоги игры, объявляет победителей .
Ведущий: Сегодня все участники команд старались, поэтому я всем хочу вручить призы. Они находятся в чудесном мешочке. Я хочу подарить вам ручки. Отгадайте, что у меня в чудесном мешочке.
(Дети высказывают свои предположения: шариковая ручка, ручка у чашки, чайника, куклы).
А что вы хотите получить в подарок? Какую ручку? (шариковую)
Вручение призов, награждение победителей.
На занятиях дети узнают, что большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений, упражняются в определении прямого и переносного значения многозначных слов. Умение применять слово в соответствии с его значением поможет правильно выстраивать высказывание. Будут преодолены ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением.
Совершенно новый пласт лексики, не используемый до сих пор детьми, представлен в виде фразеологических оборотов. Речь детей только выиграет, если они усвоят и включат в свой активный словарь хотя бы часть тех фразеологизмов, с которыми дети встречаются во время выполнения заданий.
П Е Р В О Е З А Н Я Т И Е
Тема: «Многозначные слова»
Расширение и обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, памяти, связной речи.
Дать общее представление о многозначности слов, показать некоторые наиболее распространённые случаи переноса значений; учить детей практически различать прямое и переносное значение.
Сформировать у детей представление о том, что многозначными могут быть различные части речи.
Показать ученикам на примерах, что новое значение у слова образуется при условии, если предметы чем-то похожи друг на друга.
I. М н о г о з н а ч н ы е с у щ е с т в и т е л ь н ы е. Логопед начинает занятие с напоминания о том, что слово имеет значение, и предлагает детям объяснить смысл некоторых однозначных слов (карандаш, огурец, диван и т.п.) или определить слово по значению (девятый месяц года; шестой день недели; мебель для лежания и т.д.). Затем читает стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране» (Приложение 2)
Послушайте стихотворение стихи А. Шибаева «Баранка». (Прилож.3).Прозвучало ли в нём многозначное слово? (Да, слово «баранка»)
Почему шофёр не мог съесть баранку? Какие значения есть у слова баранка ?
Чем похожи съедобная баранка и баранка - руль ? Посмотрите на картину. (Они схожи внешне ).
М н о г о з н а ч н ы е п р и л а г а т е л ь н ы е. Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета.
Какие по-вашему вещи бывают острыми? Проверьте себя, верно ли вы объяснили. Логопед вслух читает рассказ Б. Рябинина «Острые вещи». (Приложение4)
Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?
Что из этих предметов можно назвать острым : сабля, перец, ножницы, лампа ?
Запишите полученные словосочетания в тетрадях.(Острая сабля, острый перец, острые ножницы )
В каких случаях слово острый можно заменить словом горький ? (Когда имеется в виду «Острый на вкус». Например: перец, соус )
Сколько значений у прилагательного «острый»? (Несколько )
Как называется такое слово? (Многозначным)
М н о г о з н а ч н ы е г л а г о л ы. А теперь разгадайте загадку С.Я.Маршака.
Но в дом не попадёт.
Но никуда я не иду,
Покуда он идёт . (Д о ж д ь)
На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт ?
На доске записаны столбиком: Мальчик идёт. Дождь идёт. Машина идёт . Прочитайте и подумайте в каких значениях используется слово «идёт » в данных предложениях.
Спишите, заменив слово «идёт» словом, подходящим по смыслу: Мальчик шагает. Дождь льёт. Машина едет.
Сколько значений глагола «идёт» мы выделили? (Несколько, а именно – три )
Как называется такое слово? (Многозначным словом)
Напишите рядом со словом идёт слова, подходящие по смыслу – едёт, шагает, льёт .
Что общего в значениях глагола «идёт»? (обозначают движение )
С х о ж е с т ь з н а ч е н и й м н о г о з н а ч н о г о с л о в а.
Я б не поверил,
Когда бы не видал,
Как с курами вместе
Будильник гулял.
Что общего между будильником и петушком? (Будят по утрам – выполняют одно и тоже действие).
В чём-то могут быть схожи значения многозначного слова? (Во внешнем виде, признаке, действии).
Выводы
У слова может быть не одно, а несколько значений: баранка съедобная и баранка – руль, ножка ребёнка – ножка стола – ножка гриба.
Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии.
Приложение к уроку «Многозначные слова »
Приложение 1.
Приложение 2.
«В чудной стране».
В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молоко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
И. Токмакова
Приложение 3.
Баранка
Вот шофёр какой чудак:Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил- вертел баранку.
А зачем крутил-вертел? –
Лучше взял бы да и съел!Приложение 4.
«Острые вещи»
Гриша, не бери нож. Обрежешься!
Гриша, не бери вилку. Уколешься!
Зачем ты взял стекляшку? Видишь,
Когда сели обедать, мама налила супу
сыну, положила котлету.
Я горчицу хочу, - сказал Гриша.
Нельзя тебе горчицы, она острая, -
сказала мама.
Эх, ты! Разве горчица – острая?
Она – горькая! Я ещё вчера лизал.
Б. Рябинин
Приложение 5.
Я знаком с одним моржом,
Ест он кашу, пьёт боржом,
Очень любит эскимо.
Вместе ходим мы в кино.
Я к моржу домой хожу,
С ним за партою сижу.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковкин Боря.
Он – спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
А. Стройло
В Т О Р О Е З А Н Я Т И Е
Тема: « Переносные значения слов, словосочетаний, предложений»
Коррекционно-развивающие задачи:
Расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь слов, словосочетаний, предложений с переносным значением.
Дать учащимся представление о том, что многозначными могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и предложения.
Ознакомить учащихся с прямым и переносным значением некоторых слов, словосочетаний, предложений; формировать умение находить в тексте слова с переносным значением; определять переносное лексическое значение слова, словосочетания, предложения; употреблять их в своей речи.
Развитие языкового чутья, памяти, связной речи.
Воспитание любви к русской речи.
Оснащение: картинки с изображением многозначных слов (баранка, колокольчик, золотая рожь, золотое кольцо , морж , петух и будильник , молоко и часы бегут ); На доске записаны слова: . Таблица:
«Многозначные слова – это слова, которые имеют не одно, а несколько значений», раздаточный материал.
* * *
Игра «Найди общее».
На столе лежат картинки: баранка(руль и колечко из теста), колокольчик (цветок и звонок), золотая рожь и золотое кольцо, морж (северное животное и человек, купающийся зимой), петух и будильник, бежит молоко и бегут часы .
Инструкция: «Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые схожи по внешнему виду и называются одним словом ( баранка, колокольчик) ;
Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые имеют общий признак и называются одним словом (золотая рожь и золотое кольцо – «жёлтые» , морж (северное животное и человек, купающийся зимой, - закалённые, выносливые), ;
Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые называются одним словом по сходству выполняемых действий (петух и будильник – будят по утрам, бежит молоко и бегут часы – быстро движутся».
На доске записаны слова: хвост, баранка, скальпель, указка, экран, вулкан, канал, трамвай, язык, школа, колокольчик, игла, сосна, суффикс, магнитофон, цемент . Логопед просит детей по цепочке прочитать вслух слова и объяснить значение каждого слова.
Выпишите в тетрадь только многозначные слова.(хвост, баранка, вулкан, канал, язык, колокольчик, игла).
Посмотрите на картинку – составьте словосочетания со словом «золотой» : кольцо, рожь, голова, руки, волосы, осень: золотое кольцо, золотая рожь, золотая голова, золотые волосы, золотая осень.
Что в прямом смысле сделано из золота? (Золотое кольцо ). В этом словосочетании значение слова «золотой» – прямое.
Послушайте стихотворение Е. Серовой «Отчего ты рожь золотая?» Подумайте и скажите – что здесь значит слово «золотой» (Приложение 1)
Сделана ли рожь (руки) из металла – золота? (Нет )
Почему рожь назвали «золотой»? (потому что её растят «золотые» руки).
Золотые руки – трудолюбивые, умелые. Вот как о них говорит поэт (Приложение 2)
Словом «золотой» мы называем самое дорогое, ценное, хорошее: золотые руки (умелые, ценные), золотой работник (умелый, ценный), золотая голова (умная), золотое сердце (доброе, отзывчивое) . Вот как много значений у этого слова, как - будто раскололи кусочек золота, чтоб на всё хватило.
Значение «ценный, как золото» мы назовём переносным. Придумайте и запишите два словосочетания со словом «золотой » в прямом и переносном значении (Например: Золотая брошь. Золотая голова ).
Послушайте рассказ «Молоко убежало» Э.Киселёвой (Приложение 3). Чего не знала Нина?
Чего не знала Нина? Что означает выражение « молоко убежало» ?
Посмотрите на картину: какими словами можно заменить слово бежит в предложениях. Логопед записывает на доске: Бежит девочка. Бежит река. Бежит облако.
Где слово «бежит» использовано в переносном смысле? (Бежит река. Бежит облако.)
Замените слово «бежит» в двух последних предложениях словом, подходящим по смыслу.(Течёт река. Плывёт облако.)
Запишите полученные предложения в тетрадь.
Прочитайте предложения (каждый ребёнок получает карточку – Приложение 4). Объясните значения выделенных слов. Дети по цепочке читают пары предложений, объясняют вслух значения выделенных слов.
Выпишите те предложения, в которых выделенные прилагательные употреблены в переносном значении. Что лежит в основе переноса?
Игра «Раскрой значения слова».
Выводы
У многозначного слова бывает прямое и переносное значение.
Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.
Приложение к уроку «.Переносные значения слов, словосочетаний, предложений »
Приложение 1
Отчего ты рожь золотая?
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят.
Е. Серова
Приложение 2
Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти.
Самые нужные
Руки на свете.
Приложение 3
Молоко убежало
Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало», - и стала думать, как молоко убежать может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и молоко не может убежать», – решила она.И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюля с горячим молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь. (Такие вещи ей строго было запрещено делать, да Нина непослушной была).
Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.
А молоко тем временем начало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… побежало, полилось через край.
Бежит, шипит на горячей плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная.
Вот как оно убегает, без всяких ног. Пришлось из-за Нины всем кашу есть без молока.
(Э.Киселёва)
Приложение 4
Около родника зеленела короткая бархатная травка. Бабушка надела старинное бархатное платье.
Объяснения Сергея были очень туманными . В туманной дали мелькнут корабли.
Около одиноко стоящего дома выросло каменное здание. Выражение лица Павла осталось каменным.
В окна первого этажа были вставлены железные решётки. В отряде была железная дисциплина.
На Земле космонавтов ждала тёплая встреча. Осень была необыкновенно тёплая .
В дом можно войти только через чёрный ход. На отце был чёрный костюм.
Приложение 5
зрелый
хребет
шляпка
строить
Литература
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.:Пр.,1988.
Будагов Р.А.. Слово и его значение. Изд-во МГУ, 1947.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоцетин С.С.,2006.
Козырева Л.М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий/ - Ярославль: Академия развития, 2006
Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий/ - Ярославль: Академия развития, 2006
Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебное пособие для IV класса, под ред. Н.М. Шанского. М.,»Просвещение», 1970, стр. 109.
Ожегов С.И. Словарь русского языка, изд. 8.М.»Советская энциклопедия», 1970.,стр.273.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос,1995.
Ушаков Н.П. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей.М., «Просвещение»,1971.
Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., «Просвещение», 1964.
(подготовительная к школе группа)
Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)
Цели:
— уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения многозначных слов со значением предметности.
— повторить слова, обозначающие «живые» и «неживые» предметы.
Оборудование: предметы (картошка, ботинок, бутылка, стул); картинки, обозначающие многозначные слова со значением предметности (шляпка, ножка, колокольчик, пятачок).
Ход занятия
Организационный момент
Логопед. Дети, назовите слова, которые обозначают предметы.
Дети называют слова по цепочке и садятся на свои места.
Придумайте слова, которые отвечают на вопрос «кто это?». Вспомните слова, которые обозначают «неживые» предметы.
Постановка цели
Логопед. Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим».
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едет.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим,
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, как это слово «плим». А теперь объясните смысл однозначных слов.
Диван – это мебель, на нем сидят, спят.
Огурец – овощ, огородное растение.
Автобус – транспорт, который перевозит пассажиров.
Карандаш – письменная принадлежность, им рисуют.
Знакомство с многозначными словами
Логопед. Сегодня вы познакомитесь со словами, которые имеют не одно, а несколько значений.
Дети слушают стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране». Повторное чтение стихотворения и объяснение значения слов «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка». Логопед показывает детям предметы: язычок ботинка, глазок картошки, горлышко бутылки, ножка стула.
Что еще могут обозначать слова «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка»?
Дети самостоятельно подбирает другие значения этих слов.
Язычок – у ребенка, пирожное.
Глазок – дверной, на крыле у бабочки.
Ножка – у гриба, куклы, мебели.
Самостоятельное определение детьми многозначных слов в тексте
Логопед. Послушайте стихотворение и найдите в нем многозначные слова.
– Не жалейте пятачка , –
Говорит корова. –
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
– Нам по целой кружке!
Пяточки свои суют
Маленькие хрюшечки…
А. Шибаев
Бросил палку кверху Мишка:
– Падай в шапку с ели, шишка !
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две.
Е. Петрищева
Дети находят многозначные слова.
Динамическая пауза
Дети выполняют движения под текст стихотворения И. Токмаковой «Плим».
Упражнение детей в использовании многозначных слов в собственной речи
Логопед. Составьте предложения с разными значениями слов «пятачок», «шишка».
Высока на ели висела шишка.
Вова сделал поделку из шишки.
У Пети на лбу шишка.
Мама приложила к шишке холодный компресс.
Свинья пятачком рыла землю.
У мамы в кошельке лежал пятачок.
Задание «Угадай многозначное слово»
С помощью нескольких предметных картинок на одной карточке дети определяют многозначное слово.
Шляпка (головной убор, у гриба, у гвоздя).
Ножка (у ребенка, у стола, у гриба).
Колокольчик (цветок, звонок).
Крыло (у птицы, у самолета, у бабочки).
Иголки (у ежа, у ели, швейные).
При выполнении задания дети с помощью логопеда объясняют, почему эти предметы называются одинаково.
Итог занятия
Логопед. Мы познакомились со словами, имеющими не одно, а несколько значений. Назовите многозначные слова, которые вы запомнили.
Ольга Скобелева
Конспект занятия по развитию речи. «Многозначное слово - ключ»
Конспект занятия по развитию речи "многозначные слова " в средней группе.
Цель :
Познакомить детей с многозначными словами ;
Учить выделять предметы, которые обозначают многозначные слова ;
Упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении .
Развивающие :
Развивать мышление , способность к умозаключению , речь.
Активизировать словарь детей многозначными словами .
Оборудование : панно, магниты, сказочный герой – Буратино.
Демонстрационный материал :
Картинки с изображением «ключей » (Ключ - музыкальный знак ; ключ - от двери ; ключ - природный источник воды; ключ - гаечный ключ )
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказки. Мы попадем в один из волшебных городов этой страны – город Загадок, погуляем по загадочным улицам, познакомимся с жителями этого города. Путешествовать мы будем на ковре-самолете. Итак, мы летим на большом ковре; закрываем глаза, расправляем руки - словно крылья и отправляемся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы открываем глаза. И тогда мы окажемся в волшебной стране (дети встают на коврик) . Звучит музыка из сказки «Буратино» (минусовка)
Дети открывают глаза. Появляется Буратино (держит руки за спиной) .
Воспитатель : Это что за очень странный - Человечек деревянный?
Мальчик с Азбукой под мышкой - деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу. Кто не слушался Мальвину?
глупый, добрый….?
Ответ детей : Буратино
В : правильно ребята - Буратино.
Буратино : Здравствуйте ребята, а что вы здесь делаете?
А вы случайно не находили здесь мой ключ ?
Дети : отвечают, что прилетели на ковре-самолете в путешествие.
В : Буратино, а какой ключ ты потерял ?
Б : Далёко, далёко за морем. Стоит золотая стена. В стене той заветная дверца, за дверцей большая страна Ключом золотым открывают заветную дверцу в стене, но где этот ключик - не знаю ? Никто не рассказывал мне.
В : Ребятишки, а вы не встречали «золотой ключик » , про который говорит Буратино.
Дети : (ответ детей «нет не встречали).
В : Ребята и ты Буратино, а вы знаете, какие еще бывают «ключи » ?
Дети : (отвечают) : гаечный ключ… .
Б : А что, разве бывают другие ключи ? Я таких и не знаю, но очень хочу узнать….
В : Да бывают. Это называется «многозначное слово » . Слово одно , а значений много .
Д и Б : расскажите, какие бывают еще ключи , нам очень интересно.
Педагог задаёт детям загадки, а отгадки выставляет на панно.
В : Он в дверях, он в замке,
Он и в нотной строке,
Он и гайку отверну,
Он и может, если захочет,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
В : О каких ключах говорится в этом стихотворении?
Д : отвечают.
В : Правильно (вешает картинки на магниты) : дверной ключ , нотный (а по другому он называется скрипичный, гаечный ключ . Но мы еще не все ключи рассмотрели . Сейчас сделаем физкультминутку и продолжим.
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел ,
(руки развести в стороны )
Ключик , видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать ,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
В : Отдохнули, а теперь продолжим. Послушайте стихотворение и отгадайте : «О каком ключе в нем говориться » ?
Скажи "Родник" -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий .
Мы и родник зовем ключом .
(Ключ от дверей тут ни причем.)
Дети : ключ – это родник .
В : Какие вы молодцы. Конечно это родник. Вешает картинку.
В : Вот сколько много значений у слова «ключ » . Так какое это слово ?
Д : «Многозначное » , потому что слово одно , а значений много… .
Б : Сколько много нового я узнал от вас. Спасибо большое вам и вам ребята. Пойду я сейчас искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам еще раз, я хочу узнать еще и другие многозначные слова . Машет рукой и уходит.
В : Ребята, еще есть одно значение, которое мы не можем посмотреть на картинке. Это «ключ » - информация, позволяющая расшифровать кроссворд или ответ на задание. А теперь прошу пройти на наш ковер-самолет и отправляемся обратно в группу. Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка.
На дальнейших занятиях полученная информация повторяется и закрепляется.
Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Цель: Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Развивать внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, мальчик без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш); щетка-ершик, колокольчик, разрезные картинки (чайник, чемодан, зонт, девочка, кувшин, чашка).
Ход занятия
I. Орг. момент
– Сядет тот, кто отгадает, что я скажу: слог или слово (са, сад, самолет, па, пар, папа).
II. Чем отличается слог и слово?
Дети: – Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.
Логопед: – Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год.
Ползун ползет,
Иголки везет.
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
Выставляются картинки: елка, еж, иголка.
– Что общего у этих предметов? (иголки)
– Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
– Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок.
– А сейчас послушайте еще загадку и отгадайте, про какой колокольчик идет речь?
Эх, звоночек, синий цвет,
С языком, а звону нет.
(колокольчик-цветок)
3. Есть и другие слова-братья.
ключ.
Много разных есть ключей.
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
– О чем говорится в этом стихотворении?
– Что нарисовано на этих картинках?
4. – Что это? (ручка)
Что делают этой ручкой? (пишут)
– Подумайте и назовите предметы, у которых тоже есть ручка. (ответы детей)
– А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка.
5. Физкультминутка.
6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, мальчик без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).
– Чем похожи все эти ножки?
Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.
7. Чтение стихотворения:
Вот шофер какой чудак,
Он поесть не мог никак,
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел?
Лучше взял бы да и съел.
– Почему шофер не мог съесть баранку?
– Что общего между баранкой автомобиля и баранкой, испеченной из теста?
8. Упражнение «Закончи предложение».
– Крестьянин косил траву, у него острая … коса.
– У девочки заплетена длинная … коса.
– У меня в ушах золотые … сережки.
– На ветке березы висят зеленые … сережки.
– Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
– Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
– О какие словах – братьях вы еще узнали?
9. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).
– Я купила ершик – сказала мама.
– Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.
Мама достала из сумки ершик.
– Это не ершик, а какая-то щетка, – огорченно сказал Егорка.
– Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.
– Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик – щетка для мытья бутылок, – объяснила мама Егорке.
– Что купила мама в магазине?
– Что сказал Егорка, когда увидел покупку?
– Что объяснила мама Егорке?
III. Итог занятия.
– С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)
– Какие слова-братья вы запомнили?
– Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.
прислала
учитель-логопед Кузнецова Н.В.
г. Астрахань, МБДОУ №85
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"