Пиндосы и русские солдаты качество сила духа. Русские солдаты самые выносливые…. Слишком хорошо экипированные террористы


Древняя Таврида столь прекрасна и многолика, что, приезжая сюда погостить в очередной раз, непременно делаешь для себя новое открытие. Прошедшим летом мы замечательно отдыхали в Алупке в пансионате им. святителя Луки Крымского, в нашу путевку входили запланированные поездки по священным местам чудного полуострова. Многие из них мы уже прекрасно знали и не раз там бывали. Однако порог алуштинского, единственного в мире, музея писателя Ивана Сергеевича Шмелева никогда не переступали. Поэтому ожидали экскурсию с особенным чувством.

Искренний интерес к этому знаковому для меня месту вызывали почтительная любовь к самому «распрерусскому» художнику слова и его трепетным творениям и даже тот факт, что появился музей в 1991 году, накануне развала СССР, не в Москве, на родине писателя, а в Крыму. В конце экскурсии мы зашли в небольшое помещение, где на полках стояли произведения Ивана Сергеевича, изданные в разное время и на различных языках.

Тут я услышала удивительные слова экскурсовода о том, что фильм «Баллада о солдате» Григория Чухрая был поставлен по мотивам рассказа Ивана Шмелева, и его главный герой, новобранец Степан Жданов, - прототип Алеши Скворцова. Признаться, неожиданное переплетение судеб солдат Первой мировой и Великой Отечественной меня удивило и заинтересовало. Но я не расслышала названия рассказа, а переспросить не удалось, так как после экскурсии Нину Николаевну срочно вызвали на совещание.

Вернувшись в Москву, захотела написать о музее И.С. Шмелева и прочитать рассказ, ставший прообразом любимого в нашем народе фильма о простом русском солдате.

Так как в Москве среди моих знакомых, связанных с литературой, никто не слышал о связи рассказа Шмелева с фильмом Чухрая, стала искать сведения об этом в биографии режиссера. Оказалось, что Григорий Чухрай родился в 1921 году и вряд ли был знаком с дореволюционным творчеством Ивана Шмелева, к тому же запрещенного в СССР. Тогда я подумала, что, возможно, сценарист Валентин Ежов был старше его и мог знать о военном рассказе Шмелева. Однако Валентин Ежов тоже был 1921 года рождения. Так и не узнав название рассказа, решила, что за разъяснениями нужно обратиться в музей Шмелева.

Позвонила в Алушту. Трубку сняла, как показалось по голосу, девушка. На мою просьбу позвать экскурсовода Нину Николаевну молодая особа ответила, что у нее сегодня выходной, и она будет в музее завтра. Тогда я решила спросить у нее, какой рассказ Ивана Шмелева послужил прообразом фильма Чухрая «Баллада о солдате». Она сказала: “Три часа”. - “А как это выявилось? Есть какие-то подтверждения режиссера в его дневниках или изустно?” - “Прочтите рассказ, и вы сами все поймете”, - ответила девушка.

Рассказ «Три часа» был опубликован в восьмом томе дореволюционного издания собрания сочинений Ивана Шмелева. В нем говорится о Степане Жданове - рядовом солдате императорской армии, ехавшем на фронт Первой мировой войны. В рассказе портрет его описан очень кратко. У Жданова светлые глаза, нежное розовое лицо, как у девушки. Он наивен, ласков, исполнителен и очень смирен. Старый запасной унтер-офицер называет его «сынок».

Эшелон, в котором находится призывник Жданов, должен проезжать мимо его родной деревни, а на узловой станции будет долгая остановка. Под честное слово Жданова прапорщик отпускает его домой и дает сроку три часа. И солдатик четыре версты бежит в свою деревню. Вместе с ним проделывает путь и читатель. Короткими, емкими, отрывистыми фразами автор передает реальное ощущение бега, непрерывно происходящего движения: «Жданов бежит по рельсам… Перемахивает канаву, скатывается с откоса, к тропке… Вот и мостик через Черпейку… А вот и дорога, в кустах… Тут сейчас верстовой столбик и дорога на графский сад... а вон и поля Настасьина, а вон и само Настасьино, с синей церковью. Жданов бежит наперекоски… А вот и лавочка против церкви, у лавочки взъерошенная лошаденка…»

Сцена в доме Жданова, где его встречает только мать (отец невовремя уехал за дровами), действительно напоминает кадры из фильма «Баллада о солдате»: «Уже и соседи сбираются, уже и полно. Теперь не дадут посидеть с глазу на глаз, в тишине, - поглядеть. Они спрашивают про своих. Но он мало знает. Двоих ставили в последний набор - малолюдна Скворча. Замков? Замков в другом эшелоне пойдет, попозже. А ходики идут да идут. Сидят рядом Жданов и мать, скинувшая платок и будто помолодевшая […].

И никто не догадается уйти, оставить одних. А ходики уже подошли к двум.

– Пора, мамаша… - с подбирающейся оторопью говорит Жданов. - Погоню на почтовых, ждут меня все…

И все целуются, все. Тянутся целоваться девчонки».

Мать, желая побыть с сыном наедине, проводить его, бежит за ним следом, пока позволяют силы. Степан возвращается в свой эшелон. Дальнейшая его судьба нам неизвестна.

В фильме «Баллада о солдате» главный герой Алеша Скворцов, замечательно сыгранный Владимиром Ивашовым, - вчерашний школьник, рядовой солдат Красной Армии, с мальчишеской непосредственностью и светлым открытым взглядом. Он, отказываясь от ордена, к которому представлен за совершенный подвиг, просит отпустить его в отпуск повидаться с мамой. Алеша Скворцов в фильме успевает проявить себя больше, чем солдат Степан Жданов, так как на побывку ему дается целая неделя. Во время своего отпуска, за несколько дней без войны, он успевает прожить целую жизнь и даже встретить свою первую и единственную любовь. Лишь на несколько минут успевает Алеша увидеть мать, коротко обнять ее и со словами: “Я вернусь, мама!” - уйти навсегда. «Он мог бы стать замечательным гражданином. Он мог бы строить или украшать землю садами. Но он был и навечно останется в памяти нашей солдатом. Русским солдатом», - звучат с экрана завершающие «балладу» авторские слова.

Чиновники от искусства посчитали фильм «провальным», пришли к выводу, что он «порочит честь Советской Армии и напрасно печалит зрителей». Но уже после того, как он завоевал десятки международных призов, стал всемирно известным и к тому же самым титулованным фильмом за всю историю советского кинематографа (101 премия!), критика писала: «В этой короткой и простой истории авторы фильма увидели большой и современный смысл. [...] Простой солдат, всё движимое и недвижимое имущество которого - вещевой мешок и скатка, он оказывается вдруг сказочно, баснословно богат. В нём нуждаются все: и девушка-сирота, едущая невесть куда к тётке, и безногий инвалид, и бабы в родном селе, засыпавшие его вопросами - как там, на фронте. И этот девятнадцатилетний паренёк с великолепной щедростью оделяет всех своим временем, своей жизнью. Он раздаёт себя людям. Это нравственный подвиг. Подвиг в том обычном человеческом, житейском смысле, что порой считается не стоящим внимания. Правы ли были Валентин Ежов и Григорий Чухрай, поднимая эти поступки Алёши на такую высоту? Безусловно. Авторы фильма понимали всё значение нравственных истин, которые хотел растоптать фашизм и которые наш народ отстаивал в войне, как и самые высокие идейные ценности. Потому что без этих простых человеческих установлений тоже нельзя жить».

Кинокритик Н. М. Зоркая сделала интересное наблюдение. «Баллада о солдате» появилась на Каннском фестивале в 1960 году, когда Федерико Феллини показал «Сладкую жизнь», Антониони - «Приключение», Ингмар Бергман - «Источник». Некоммуникабельности, отчуждению - этим главным мотивам западного искусства - «Баллада о солдате» противопоставила свою веру; сложности - простые истины, оплаченные жизнью; всеобщей относительности - верное знание того, что хорошо, а что плохо; изображению трагического одиночества человека - добро, любовь и людские связи, возникающие даже в аду войны, ибо они есть естественная потребность человека». В этом суть «нашей русской» и «их западной» жизни вплоть и до сего дня.

Отметим еще одну общую художественную деталь в рассказе Шмелева и кинофильме Чухрая: главным героем этих творений, кроме солдат Степана и Алеши, стала бесконечная русская дорога.

Едет на запад эшелон, в нем сидят солдатики-призывники императорской армии, разговаривают, шутят, пекут картошку в печке. «Густо от махорки и новых сапог, парит. Топят жарко. Трое сидят перед печкой на карточках, будто у костерка, и глядят в огонь. Усиков еще нет, глаза детские, словно порядились солдатами и балуются у огонька. Пекут картошку. Насовал кой-кому в карманы старичок-лавочник, у вокзала, когда закупали ситного и махорки. Стали было на штыке печь, но Курочкин не дозволил.

Штык на неприятеля береги, пуще глазу! Ну-ка, как у вас спеклось, дай-ка…»

Морозное утро. Смотрит в окно Жданов: «Багровое солнце глядит в окно. Много морозного грохота. Леса, леса… А какие яркие снега! Едет кто-то полем, по вешкам. Куда едет? На базар, домой… а то за дровами… Приглядывается Жданов к придорожным деревушкам - бегут, бегут. Они закутаны в соломенные шубы, дымят розовыми дымками – дышат. В инее ветлы, рыхлые, нежные, розовые против солнца. Да как красиво! А лед на речке зеленый, как на Чолкне. Бабы болтают у проруби. Мимо, все мимо. Остались висеть на прясле мерзлые рубахи. Прощай, дед! Куда-то идет с салазками…»

Большая часть действия фильма «Баллада о солдате» тоже происходит в эшелоне, на железнодорожных путях. Одинаково смонтированы куском - тот же паровоз, те же колеса, вагоны, те же березовые рощицы, проносящиеся мимо. Алешина дорога входит в сердце иным - не только монтажом, ритмом, не движением на экране. «Поэзия самых простых вещей берет над нами власть. Атмосфера «Баллады» в своем роде единственна. На экране, высветленный памятью, предстает солдатский военный мир: серый, махорочный, полный каких-то передвижений и трудной работы, из пропотевших гимнастерок и тяжелых скаток».

Григорий Чухрай с Валентином Ежовым - бывшие фронтовики. Поэтому им доподлинно было известно, что на войне дорога - это одно из главных действующих лиц. И спасительница, и мучительница: ведь оно как - в распутицу артиллеристам с пушками, да по грязи? Но для меня осталось тайной, откуда об этом узнал Иван Шмелев, никогда на войне не бывавший. Да так живо описал, будто мы сами вместе с ним в этом эшелоне побывали.

Одним словом, признаков сходства между рассказом и фильмом нашлось очень много. Но мне хотелось знать, кто первый это заметил и рассказал любознательным? И я продолжила поиски истоков. В биографиях режиссера Григория Чухрая и сценариста Валентина Ежова ничего не нашла о писателе-эмигранте Шмелеве. Только у вдовы Валентина Ежова Натальи Готовцевой в интервью вдруг прочла, что больше всего муж любил фильм «Баллада о солдате»: «Им с Чухраем хотелось сделать фильм о сокровенном. Тогда солдатских картин не было, только генеральские. […] Решили, что он поедет в отпуск к маме - отличится в бою, и его поощрят. У него трое суток. Но он добрый парень и не может отказать людям. На встречу с матерью остается всего минута».

У меня возникли вопросы: «Почему Наталья Готовцева сказала «трое суток», когда в кинофильме на отпуск дали неделю? Что вдруг всплыло в ее памяти? В конце концов, в театральной библиотеке, или вгиковской, или у кого-то из знакомых вполне могло оказаться дореволюционное собрание сочинений Ивана Шмелева, и сценарист прочел том и о Первой мировой войне...»

И вдруг в книге «Московиана» Ольги Сорокиной, американской исследовательницы, прочла: «Многие любители кино помнят фильм 1959 года, получивший приз на фестивале в Каннах, - «Баллада о солдате», темой которого тоже была история молодого солдата, спешившего во время Второй мировой войны в деревню на свидание к матери. Вполне вероятно, что сценарист «Баллады о солдате» во многом оттолкнулся от рассказа Шмелева «Три часа», в котором уже изначально заложены возможности для создания фильма: здесь и элементы живого диалога, и мелькающие картины природы, и прощание матери с сыном среди полей, и мотив драгоценного времени, раздробленного различными преградами-вмешательствами, и сжатость, многозначность стиля изложения - все это приметы кинематографического языка». Думаю, что именно отсюда берет начало «шмелевская» версия, возможно, Ольга Сорокина что-то об этом знала? Хотя можно допустить, что и не читали Ежов и Чухрай писателя Шмелева, но творческая интуиция, основанная на едином душевном устроении этих авторов, подсказала родственные сюжеты. Самое главное то, что эти творческие люди были единомышленниками: «из одного колодца воду пили».

Творческая интуиция, основанная на едином душевном устроении авторов, подсказала родственные сюжеты

Лишь под конец своих поисков я вдруг уразумела, что ведь эти два явления русского искусства - рассказ и кинофильм - принадлежат абсолютно противоположным эпохам, где одна пыталась разрушить другую, описывают две разные войны... Правда, враг был тот же, да и герои в них остались единородными... Рядовой Красной Армии Алеша Скворцов со своей юношеской искренностью, любовью к маме, готовностью идти на страшную войну, чтобы родную землю защищать, ничем не отличался от призывника императорской армии Степана Жданова...

Самым поразительным для меня в этой небольшой истории оказалось свидетельство о несокрушимости благородного и жертвенного духа русского солдата.

Ведь между Первой мировой и Великой Отечественной войнами произошли две революции, пагубная гражданская война, красный террор, невиданное доселе гонение на христианство, слом вековых устоев, коллективизация... Русский народ прошел через такую мясорубку, которой не вынесла бы ни одна нация. Но заступничеством Богородицы и кровью новомучеников он не только все выдержал, но, пройдя тягчайшие испытания, стал рассудительнее, опытнее, не предал забвению память о высшем смысле своего бытия. Одним словом, химера мировой интернациональной революции изгибла в бескрайних русских землях, так же как все предшествующие ей поработители Руси. Мало того, наш народ, пропустив через себя чуждые его миросозерцанию идеи и переосмыслив их по-своему, создал новую сверхдержаву с огромным политическим, экономическим, военным и культурным потенциалом, одержал победу в тяжелейшей войне ХХ века, запустил первую ракету в космос - и при этом остался самим собой, сохранив свой русский характер. О чем живым свидетельством для меня стало проведенное сравнение рассказа писателя-эмигранта Ивана Шмелева, открывшего западному миру русского Христа и свет православной веры, и фильма советского режиссера Григория Чухрая, заставившего этот же мир плакать о судьбе русского солдата, не вернувшегося с Великой войны.

Русский солдат остался таким же, как и во все времена, скромным и жертвенным

Параллели можно, не кривя душой, проводить и дальше. В конце ХХ века, несмотря на убийственную для нашего Отечества «перестройку», лихие 1990-е годы, развращавшие народ идеологией «купи-продай», русский солдат остался таким же, как и во все времена, скромным и жертвенным. О чем могу свидетельствовать, так как во время второй Чеченской войны мы с подругой навещали наших молодых бойцов-защитников в военном госпитале Бурденко. В то время народ жил невозможно плохо, и не всякая мать могла приехать из провинции в Москву и ухаживать за раненым сыном. К чести москвичей надо сказать, что сердобольных помощников у наших солдат оказалось не мало. А нам, приходившим в госпиталь, было чему поучиться у этих мальчиков, увидевших войну глаза в глаза.

Мужественный дух ушедших отцов и дедов, отдавших единственное, что у них было - собственную жизнь - за други своя, в русском человеке неистребим. На том стояла и будет стоять земля наша.

В памяти моего сердца хранится немало тому героических примеров.

Подполковник Константин Иванович Васильев. Вечером 23 октября 2002 года, услышав о захвате чеченскими террористами зрителей «Норд Оста» в качестве заложников, он в военной форме, со служебным удостоверением прошел через оцепление и, войдя в здание, вступил в переговоры с террористами. Константин Иванович надеялся, что террористы захотят иметь в заложниках чиновника юстиции, и, видимо, хотел ценой своей жизни спасти других. Боевики не поверили, что он пришел сам, чтобы предложить себя в качестве заложника за других, и расстреляли его. 26 октября 2002 года, после штурма театрального центра, тело Васильева с шестью пулевыми ранениями нашли в подвальном помещении. Про Константина Васильева снят фильм «Русский офицер», рассказывающий о его подвиге.

Командир батальона майор Сергей Александрович Солнечников в марте 2012 года ценой собственной жизни спас солдат своего батальона. Во время учений на полигоне боевая граната без чеки попала в окоп. Сергей Солнечников закрыл ее своим телом. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью. В памяти друзей, сослуживцев и подчиненных он навсегда остался Солнцем. Его так называли друзья за глаза. 3 апреля 2012 года Указом Президента Российской Федерации майору Солнечникову С.А. за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

На Дальнем Востоке в 2013 году во время наводнения люди собою закрывали город Комсомольск-на-Амуре. Чтобы сдержать напор воды, приходилось днем и ночью стоять по пояс, а то и по грудь в ледяной воде. Те, кто на передовой, буквально своими телами держали дамбу, практически все были молодыми людьми, не старше 20-22 лет. Это курсанты Ивановского института МЧС РФ, Санкт-Петербургского института ГПС МСЧ РФ, солдаты Восточного военного округа. Город удалось спасти.

Последние события в Сирии показали, что герои живут рядом с нами, только мы об этом узнаем из сводок военных новостей, рассказывающих об этой стране, истерзанной общенародной распрей.

Александр Александрович Прохоренко - военнослужащий Сил специальных операций Вооруженных Сил Российской Федерации, старший лейтенант. Российский офицер в Сирии 17 марта 2016 года повторил подвиг героев Великой Отечественной войны. Окруженный врагами, он вызвал огонь на себя и геройски погиб, но вместе с ним были уничтожены боевики Исламского государства. Город Пальмиру освободили, что вселило в сирийский народ надежду на победу. Александру было только 25 лет! 11 апреля 2016 года также Указом Президента Российской Федерации ему посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации и медаль «Золотая Звезда».

Мы можем вспомнить еще очень многих наших героев-современников… Остается только сказать: жива Россия, а наш народ непобедим, во что всегда верил и этой верой жил русский писатель Иван Сергеевич Шмелев. Он говорил о душе своей Родины: «Народ не знает, что такое его Россия, какие пути ее. Чувство Родины узко, мелко, свое у каждого. Но из этих мельчайших нитей скручена великая пуповина: она вяжет народ в одно. Придет время, и народ свое скажет».

Непостижимая и невероятная Россия. Такою наша Родина предстает перед глазами противников и врагов. Даже те из них, кто изначально недооценивал народ, населяющий нашу страну, ценой огромных потерь признавали непреложную истину: Россия - непобедима. Наша история насчитывает множество таких примеров.

"Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью", - еще в XIX веке предупреждал немецкий канцлер Ото фон Бисмарк.

Только вот глупостью он назвал то, что не под силу понять тем, кто нападал на нашу землю. Это и отвага, и героизм, и невероятное самопожертвование, и сила духа людей, населяющих нашу страну.

Так что же говорят о нас проигравшие? Те, которые вознамерились покорить самый вольный народ.

"Боже мой, что же эти русские задумали сделать с нами? Мы все тут сдохнем!"

Величайший подвиг совершил СССР в годы Великой Отечественной войны. Ценой миллионов жизней страна одержала победу в самой кровавой в мировой истории войне. Отчаянное сопротивление и героизм советских солдат поражали даже немцев, которые изначально считали славян «недочеловеками».

Когда фашисты ступили на русскую землю, они сразу столкнулись с ожесточенным сопротивлением. Нацистская армия, которая легко покорила всю Европу, совершенно не ожидала такого отпора.

Немецкий офицер Эрих Менде вспоминал слова своего начальника, который сражался с русскими еще во время Первой мировой: «Здесь, на этих бескрайних просторах, мы найдем свою смерть, как Наполеон. Менде, запомните этот час, он знаменует конец прежней Германии».

С первых дней войны немецкие солдаты и командиры подразделений отмечали, что война с русскими кардинально отличается от того, что было в Европе. Немцев поражало упорство и настойчивость русского солдата в обороне - никогда не сдаваться и всегда выходить победителем.

Вот как 22 июня 1941 года, когда вражеские силы застали врасплох защитников Брестской крепости, описывал в своем дневнике начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта Франц Гальдер:

"Там, где русских удалось выбить или выкурить, вскоре появлялись новые силы. Они вылезали из подвалов, домов, из канализационных труб и других временных укрытий, вели прицельный огонь, и наши потери непрерывно росли".

Один из немецких солдат, воевавший под Сталинградом, удивительно точно отразил в своем дневнике невероятные качества советских солдат.

"1 октября. Наш штурмовой батальон вышел к Волге. Точнее, до Волги еще метров 500. Завтра мы будем на том берегу и война закончена".

"3 октября. Очень сильное огневое сопротивление, не можем преодолеть эти 500 метров. Стоим на границе какого-то хлебного элеватора".

"10 октября. Откуда берутся эти русские? Элеватора уже нет, но каждый раз, когда мы к нему приближаемся, оттуда раздается огонь из-под земли".

"Оказалось, что элеватор обороняли 18 русских, мы нашли 18 трупов".

Батальон из 350-700 человек две недели не мог сломить сопротивление восемнадцати солдат.

"Никого еще не видел злее этих русских. Настоящие цепные псы! Никогда не знаешь, что от них ожидать. И откуда у них только берутся танки и все остальное?!", - вспоминал еще один немецкий военный.

Что русскому хорошо, то немцу - смерть.

Многие также отмечали близкое общение с природой русского человека и его непритязательность в еде и комфорте.

Начальник штаба 4-ой армии вермахта генерал Гюнтер Блюментрит писал: «Близкое общение с природой позволяет русским свободно передвигаться ночью в тумане, через леса и болота. Они не боятся темноты, бесконечных лесов и холода. Им не в диковинку зимы, когда температура падает до минус 45».

Холода и бесконечные просторы нашей Родины не очень то приглянулись немецким захватчикам. Тот же Блюментрит утверждал, что на привыкших к небольшим территориям немцев бесконечные и меланхоличные просторы России действовали угнетающе. Особенно это влияние усиливалось осенью или зимой, когда ландшафт преображался. В это время немецкий солдат чувствовал себя ничтожным и потерянным.

Еще один генерал вермахта Фридрих Вильгельм фон Меллентин отмечал, что сила русского солдата заключается в его особенной близости с природой. Он писал, что для русского человека вовсе не существует таких естественных препятствий, как болота, топи, непроходимый лес. В этих условиях русские чувствовали себя как дома, удивлялся Меллентин. Они легко переправлялись через широкие реки на самых элементарных подручных средствах и могли повсюду проложить дороги.

"В несколько дней русские строят многокилометровые гати через непроходимые болота", - писал Меллентин.

Немцы также с недоумением отмечали, что русские практически не сдаются в плен и сражаются до последнего солдата. Это их очень волновало, ведь человек, для которого долг и Родина дороже жизни, непобедим.

На защиту нашей Родины в тылу врага встали и тысячи партизан. Для немцев, по их собственному признанию, борьба с партизанским движением обернулась настоящим кошмаром.

Никогда мир не знал столь массового героизма, как во время Великой Отечественной войны. Такое самопожертвование не имеет аналогов за всю историю человечества. Подобные героические поступки, когда солдаты грудью закрывали амбразуры дотов, совершили сотни советских воинов. Ничего подобного не делали ни немцы, ни представители союзных войск.

Русские не сдаются или «атака мертвецов».

Героизм русского народа проявлялся не только во время ВОВ. Его признавали наши враги и во время Первой мировой воны. Тогда Германия с легкостью разгромила считавшиеся сильнейшими в Европе армии Франции и Англии. При этом она так же, как и во время Второй мировой, столкнулась с «непреодолимым препятствием» - Россией. Немцы не могли не отметить яростное сопротивление русских солдат до последнего вздоха, даже когда смерть была неизбежной, отчего они сражались еще отважнее.

По воспоминаниям многих наших противников, как в Первой, так и во Второй мировой войне, русские шли в атаку, даже зная, что силы противника значительно превышают их собственные. Однако, несмотря на то, что наша армия во многих войнах значительно уступала и в технической составляющей, и в количестве солдат, ей удавалось одерживать невероятные победы. История пестрит такими примерами. Немцы и в Первой, и во Второй мировой войне недоумевали: как русские могут одерживать победы, когда технически немецкая армия была оснащена значительно лучше, когда их силы по количеству превосходили наши?

Майор Курт Гессе писал: «Тот, кто в Великую войну сражался против русских, сохранит навсегда в своей душе глубокое уважение к этому противнику. Без тех крупных технических средств, какие мы имели в своем распоряжении, лишь слабо поддерживаемые своей артиллерией, должны были сыны сибирских степей неделями и месяцами выдерживать с нами борьбу. Истекая кровью, они мужественно выполняли свой долг».

Рождение легендарной фразы «Русские не сдаются!» обычно связывают с событием, которое произошло на полях сражений Первой мировой войны.

В 1915 году российские войска держали оборону крепости Осовец, которая располагалась на территории современной Белоруссии. Командование отдало приказ - продержаться 48 часов, однако один маленький русский гарнизон оборонялся 190 дней.

Несколько месяцев подряд немцы бомбили крепость день и ночь. Тысячи снарядов и бомб были сброшены на защитников крепости. Их было очень мало, но на предложение сдаться ответ всегда был один.

Тогда утром 6 августа 1915 года немцы применили против обороняющихся отравляющие газы. Они развернули напротив крепости 30 газовых батарей. В распоряжении наших солдат почти не было противогазов и каких-либо средств защиты от химического оружия.

Все живое на территории крепости было отравлено. Трава почернела, а на поверхности орудий лежал ядовитый слой окиси хлора. Сразу после газовой атаки противник применил артиллерию и 7000 солдат двинулись на штурм русских позиций.

Немцы полагали, что крепость уже была взята, они не рассчитывали встретить живых на ее территории…

И в этот момент из ядовито-зеленого тумана на них обрушилась российская контратака. Солдаты, которых было немногим больше шестидесяти, шли в полный рост. На каждого русского воина приходилось больше ста противников. Но они шли в штыковую, сотрясаясь от кашля и выплевывая куски легких на кровавые гимнастерки. Все шли вперед, как один, с единственной целью - раздавить немцев.

Русские солдаты, которые, казалось бы, уже должны были быть мертвы, повергли немцев в такой неподдельный ужас, что те бросились назад. Они бежали в панике, топча друг друга, повисая на заграждениях из колючей проволоки. В это время по ним ударила ожившая русская артиллерия.

Несколько десятков полуживых русских солдат обратили в бегство несколько хорошо экипированных батальонов противника.

Очередной пример, когда невероятная сила духа и отвага сотворили, казалось бы, невозможное. «Атака мертвецов» стала бессмертным подвигом российского народа.

Мы говорим русские, а подразумеваем множество национальностей, ведь наша страна - многонациональное и многоконфессиональное государство, объединенное под знаменем Великой России. На полях сражений, как Первой, так и Второй мировой войны погибали и совершали подвиги представители различных национальностей. Все они творили историю российской воинской славы.

Американский опытный солдат во время банкета откровенно рассказал автору о русских и почему их так боятся в США.
Так получилось, что мне довелось участвовать в одном проекте с настоящими пиндосами. Хорошие ребята, профи. За полгода, пока шел проект, мы успели подружиться. Как положено успешное завершение проекта заканчивается пьянкой. И вот наш банкет в самом разгаре, я зацепился языком с пареньком, с которым вместе вели одну тему. Конечно, мы делили, кто круче, первый спутник, лунная программа, самолеты, оружие и т.п.

И задал я свой ожидаемый вопрос:
- Вот скажи, американец, почему вы нас так боитесь, ты же шесть месяцев живешь в России, все видел сам, нет тут медведей на улице и на танках никто не ездит?
- О! Это я объясню! Нам это объяснял сержант инструктор, когда я служил в Национальной гвардии США, этот инструктор прошел много горячих точек, он два раза попадал в госпиталь и два раза из-за русских. Он все время нам говорил, что Россия – это единственный и самый страшный враг.
Первый раз это было в 1991 году, в Афганистане это была первая командировка, молодой, еще не обстрелянный он помогал мирным жителям, когда русские решили уничтожить горное селение.
- Подожди! Перебил я. Нас УЖЕ не было в 87-ом в Афгане.
- Нас тоже ЕЩЕ не было в 91-ом в Афгане, но не верить ему не вижу смысла. Слушай!

И я слушал, передо мной уже сидел не мирный молодой инженер, а американский ветеран.

« Я обеспечивал охрану, русских уже не было в Афгане, местные начали воевать друг с другом, наша задача была организовать передислокацию в контролируемый нами район дружественного партизанского отряда, все шло по плану, но в небе появилось два русских вертолета, зачем и почему я не знаю. Совершив разворот, они перестроились и начали заходить на наши позиции. Залп стингеров, русские ушли за хребет. Я успел занять позицию за крупнокалиберным пулеметом, ждал, из-за хребта должны были появиться русские машины, хорошая очередь в борт пойдет им на пользу. И русский вертолет не заставил себя ждать, он появился, но не из-за хребта, а снизу из ущелья и завис в 30 метрах от меня. Я отчаянно жал гашетку и видел, как высекая искорки, отскакивали пули от стекла.

Я видел, как улыбался русский летчик.

Очнулся я уже на базе. Легкая контузия. Мне потом рассказывали, что летчик меня пожалел, у русских считалось признаком мастерства, разделаться с местными и оставить в живых европейца, зачем не знаю, да и не верю. Оставлять в тылу врага, способного на сюрприз глупо, а русские не глупые.
Потом было много разных командировок, следующий раз я столкнулся с русскими в Косово,

Это была толпа необученных недоносков, с автоматами времен вьетнамской войны, броники, наверное, еще со второй мировой остались, тяжелые, неудобные, никаких навигаторов, ПНВ, ничего больше, только автомат, каска и броник. Они ездили на своих БТР-ах, где хотели и куда хотели, целовались в засос с мирным населением, пекли им хлеб (они привезли с собой пекарню и пекли хлеб!). Кормили всех своей кашей с консервированным мясом, которую сами и варили в специальном котле. К нам относились с пренебрежением, постоянно оскорбляли. Это была не армия, а хер знает что. Как можно с ними взаимодействовать? Все наши рапорты руководству русских игнорировались. Как-то мы сцепились серьезно, не поделили маршрут, если бы не русский офицер, который успокоил этих обезьян, могло дойти и до стволов. Этих недоносков надо было наказать.

Дать пизды и поставить на место! Без оружия, нам только русских трупов не хватало, но что бы поняли. Написали записку, по-русски, но с ошибками, вроде серб писал, что собираются ночью славные парни, дать пизды обнаглевшим русским недоноскам. Подготовились мы тщательно, легкие бронежилеты, полицейские дубинки, ПНВ, шокеры, никаких ножей и огнестрела. Подошли к ним, соблюдая все правила маскировки и диверсионного искусства. Эти придурки, даже посты не выставили, ну значит, будем пиздить спящих, заслужили! Когда мы почти подошли к палаткам, раздалось сраное, РЯ-ЯЯЯ-ААА! И из всех щелей полезли эти недоноски, почему-то одетые только в полосатые рубашки. Я принял первого.

Очнулся я уже на базе. Легкая контузия. Мне потом рассказывали, что парень меня пожалел, ударил плашмя, если бы бил по настоящему, снес бы голову. Меня, блять! Опытного бойца элитного подразделения морской пехоты США, вырубает за 10 секунд русский, тощий недоносок и чем??? И знаешь чем? Садово-шанцевым инструментом! Лопатой! Да мне в голову бы не пришло драться саперной лопатой, а их этому учат, но неофициально, у русских считалось признаком мастерства знать приемы боя саперной лопатой. Я потом понял, что они нас ждали, но почему они вышли в рубашках, только в одних рубашках, ведь для человека естественно защитить себя, одеть броник, каску. Почему только в рубашках? И их это сраное РЯ-ЯЯЯ-ААА!

Я как-то ждал рейс в аэропорту Детройта, там была русская семья, мама, папа, дочка, тоже ждали свой самолет. Отец где-то купил и принес девочке, лет трех отроду, здоровенное мороженое. Она запрыгала от восторга, захлопала в ладоши и знаешь, что она закричала? Их сраное РЯ-ЯЯЯ-ААА! Три года, говорит плохо, а уже кричит РЯ-ЯЯЯ-ААА!

А ведь те парни, с этим криком шли умирать за свою страну. Они знали, что будет просто рукопашная драка, без оружия, но они шли умирать. Но они не шли убивать!
Легко убить сидя в бронированном вертолете или держа в руках отточенную, как бритва лопатку. Они меня не жалели. Убить ради убийства это не для них. Но они готовы умереть, если надо.

И тогда я понял, Россия – это единственный и самый страшный враг.»

Вот так нам, про вас рассказывал солдат элитного подразделения США. Пошли еще по стакану? Русский! А я вас не боюсь!

ДУХ РУССКИХ СОЛДАТ. Непридуманная история

Волею судеб Вася попал служить в войска МВД и после непродолжительного пребывания в учебке оказался в Чечне. Он был маловоцерковленным человеком и нечасто ходил в храм, несмотря на то, что дед и бабушка с самого детства привили ему уважение к вере и научили самым необходимым молитвам. Зато Василий всегда носил в нагрудном кармане маленькую икону благоверного князя Александра Невского, подаренную ему дедом накануне ухода в армию.

Жизнь – курьезная штука, и при первой же зачистке чеченского села их подразделение попало в засаду. Свист пуль, взрывы, кровь и пронзительные крики раненых вперемежку с гортанным криком «аллах акбар!» на протяжении нескольких часов перевернули все стереотипы о романтичности войны, о которой Вася знал лишь по фильмам. По остальным ребятам также было видно, что и они ошеломлены, сломлены таким резким поворотом событий, в одночасье оказавшись в совершенно неведомом доселе суровом мире войны.

– Занять круговую оборону! – надрывно закричал их командир, капитан, прошедший горнило первой чеченской кампании. – Нас окружают!

Прячась за подбитые, дымящиеся БТРы оставшиеся в живых солдаты расположились кольцом. В это же время показались и организаторы засады.

– Аллах акбар! – истошно кричали они, стреляя, короткими перебежками все туже и туже затягивая кольцо окружения. Между тем помощь, которую периодически вызывал по рации капитан, почему-то медлила.

– Русские свиньи, сдавайтесь. Резать будем! – неслось со всех сторон.

– Ну, что, славяне? – обратился к солдатам капитан и неожиданно улыбнулся. – Будем ждать, покуда они нас перережут, как баранов, или идем на прорыв?

– Убьют ведь, товарищ капитан! – невпопад ляпнул чудаковатый и вечно думающий о чем-то своем рядовой Митрошкин.
Это заявление вызвало такой взрыв смеха, что даже чеченцы растерялись и прекратили стрельбу. Первым пришел в себя капитан. Все еще всхлипывая от смеха, вытирая слезы на закопченном, потном лице, он скомандовал:

– Уходите в лесной массив. И помните: если кто повернет назад или заляжет – пристрелю. Старшим в группе назначаю, – он окинул взглядом бойцов и, остановившись на Василии, приказал, – тебя.

– А вы, товарищ капитан!? – недоуменно вскинул брови Вася.

– Мы остаемся здесь и будем прикрывать ваш отход, – сказал, как отрезал, командир, давая понять, что разговор окончен и вопросительно посмотрел на раненых бойцов.

Ребята, которые не могли двигаться, согласно кивнули, морщась от боли.

– Там, за перевалом, – наши. Если дойдете, – он опять обратился к Василию, – поставь свечку за раба Божьего Александра. И берегите себя, мальчишки, – добавил он. – Вам еще жить и жить.

– Возьмите себе, – Вася вытащил из кармана подарок деда – иконку благоверного князя Александра Невского.

– О, да ты, оказывается, свой! – улыбнулся капитан и, расстегнув карман, вытащил оттуда точно такую же. – Вторую кампанию ношу на груди. Святый княже Александре, моли Бога о нас! – перекрестился он.

Глядя на него, перекрестился и Василий, а за ним и остальные солдаты.

– Аллах акбар! – раздалось совсем рядом.

– Христос Воскресе! – во всю мощь легких закричал капитан. – Русские не сдаются! – и, выпустив по нападавшим длинную очередь из пулемета, заставил тех залечь. – С Богом, сынки, – перекрестил он бойцов. – Пошли!

– Христос Воскресе! – закричал Василий, поднимаясь с земли. – За мной!

– Христос Воскресе! – подхватили бойцы и пошли в прорыв. – Христос Воскресе! – неслось над полем боя, перекрывая свист пуль и стоны раненых.

Слова молитвы словно окрылили ребят. Как рукой сняло всю усталость и страх, и – удивительно – дух российских солдат взял верх над такими недавно страшными чеченцами. Боевики побежали, открывая место для прорыва.

До леса дошла примерно половина личного состава. Переведя дух, Василий собрал около себя солдат.

– Убьют ведь! – снова некстати вставил Митрошин.

Но на этот раз никто не засмеялся. Оставшиеся в живых ребята по очереди простились с Василием и цепочкой двинулись по направлению к перевалу.

Боевики не рискнули идти в лес, так как подход к нему отлично простреливался. Они сосредоточили все усилия на уничтожении группы, прикрывавшей отход. Видимо, потери у них тоже были ощутимые, и поэтому чеченцы не спешили замыкать кольцо, боясь оказаться оторванными друг от друга. Это обстоятельство помогло Василию без особых проблем добраться до своих.

– Спасибо, что не подстрелил! – хлопнул он по плечу сослуживца-калмыка, у которого были прострелены ноги.

– Я видел тебя, – вымученно улыбнулся тот, и они пожали друг другу руки.

Прикрывавших отход оставалось всего трое. Василий подполз к капитану и тронул его за плечо. Не отрываясь от прицельного ведения огня, тот кивнул Василию и прокричал.

– Я знал, что ты вернешься, брат! Я вызвал вертушку, они услышали нас!

Но помощь не приходила. Более того, у них заканчивались боеприпасы. Калмык и еще один паренек из Самары погибли. Василий и капитан остались вдвоем. Начинало смеркаться. Поняв, что ночью солдатам будет легче уйти, чеченцы пошли на штурм.

– Аллах акбар! – опять поднялись они в атаку, но капитан с Василием вновь положили их на землю.

– Аллах акбар! – взметнулась вторая волна атаки и тут неожиданно у капитана заглох пулемет.

Василий автоматной очередью подавил прорыв и, заметив, что их начинают обходить слева, снова нажал на курок. Автомат молчал. Навечно замолчал и капитан, приткнувшись к стволу пулемета. По виску его стекала алая струйка крови.

– Аллах акбар! Бараны, сдавайтесь!

Видимо, чеченцы поняли, что у оборонявшихся кончились патроны, и они уже не таясь, открыто приближались к Василию.

– Святый княже Александре, моли Бога о нас! – прошептал Василий, поднимаясь с колен, но удар приклада, пришедшийся в лицо, положил его на землю.

– Сейчас ты умрешь, собака!

Василий открыл глаза и увидел, что над ним стоит араб с длинным кинжалом в руке.

– Погоди, Махмуд! – остановил араба чей-то голос. – Я не вижу в глазах этого барана страха, так убивать неинтересно.

– Ты прав, Али, – ответил араб, и приказал Василию. - Поднимайся!

Василий медленно встал и огляделся. Он находился в узком кольце озлобленных, черных, бородатых людей, с ненавистью смотревших на него. Его обыскали и найдя икону отдали Али. Тот, плюнув на нее, бросил под ноги Василию.

– Как звать тебя, откуда родом? – спросил Али.

– Александр, – сам не зная отчего, сказал Василий. – С Волгограда.

– Вах, знаю! – пригладил бороду Али. – Хороший город. Слушай, неужели ты не хочешь жить? Ведь ты еще совсем молод. Прими ислам, стань нашим братом, и я дарую тебе жизнь!

– Нет, – еле ворочая языком, отозвался Василий.

– Тогда сними с себя крест, растопчи икону, и ты будешь жить!

– Нет, – еле слышно прошептал Василий.

– Не трать напрасно время, Али, – вмешался араб. – Это ортодокс, фанатик, я встречал таких в Сербии. Дай я перережу ему глотку.

– Святый княже Александре, моли Бога о нас! – перекрестился Василий и подняв с земли иконку приложил ее к губам.

– Собака! – взбешенный тем, что Василий осенил себя крестным знамением в его присутствии, араб выпустил автоматную очередь прямо в грудь Василию.

Однако пули срикошетили от иконы, которая в этот момент воссияла ослепительно ярким светом, и угодили в группу чеченцев. Те, не поняв в чем дело, открыли ответный огонь по арабам.
Боевики передвигались двумя группами. В одну входили чеченцы, а вторую составляли арабы, которые не всегда ладили между собой. И теперь две группы в кромешной тьме открыли шквальный огонь друг по другу. Разгоревшийся бой прекратили долгожданные «вертушки», массированным ударом с воздуха разметавшие боевиков.

– Вставай, Александр, – разбудил Василия чей-то тихий и ласковый голос.

Василий с трудом открыл глаза и наткнулся взглядом на старика в длинном белом одеянии, склонившегося над ним. Медленно поднялся и увидел, что за стариком, в такой же белой одежде, стоит капитан.

– Товарищ капитан! – кинулся было к нему Василий, но старик одним движением руки остановил его.

– Не прикасайся к нему, тебе еще рано. Ты не закончил свой земной путь, отмеренный тебе Творцом.

– Но меня же убили! – запротестовал Василий и хотел было сделать еще один шаг навстречу капитану, как внезапно почувствовал, что земля уходит у него из-под ног, и потерял сознание.

Очнувшись, он ощутил сильную боль в груди и услышал грохот вертушки, уносившей его от страшного места. Уже в госпитале Василию рассказали, что к вертолету его принес на руках какой – то странный старик в необычной одежде. Он утверждал, что Василий жив, но врач не потвердил это. Когда же старик трижды перекрестил Василия и положил на грудь маленькую иконку - тот ожил. Пока врач и все присутствовавшие пребывали в состоянии шока, старичок непостижимым образом исчез - как в воду канул. Захваченные в плен боевики, на следствии, также, рассказывали эту невыдуманную историю с рикошетом, но им тогда никто не поверил. Когда же один из чеченцев попросил себе в камеру православного священника и принял от него святое крещение, следователь задумался. Он навестил Василия и попросил показать иконку. Василий выполнил его просьбу. Говорят, что когда следак увидел на иконе выбоины от пуль, у него дыбом поднялись волосы на голове..

Время все расставляет по своим местам. Через год следователь стал примерным прихожанином одного из православных храмов. Чеченца, принявшего Православие, задушили в камере его соплеменники. Ну, а Василий принял монашеский постриг с новообретенным именем – Александр...

Сергей Пахалянц, г. Волжский

Сразу же после президентских выборов 25 мая сего года Петр Порошенко заявил, что Донецкое движение сопротивления будет подавлено в считанные часы. Однако этого не случилось. Эксперты и журналисты, побывавшие в зоне столкновений, сходятся в одном: украинская армия имеет крайне низкий боевой дух.

Что же это такое — боевой дух? Некая литературная абстракция или устоявший психологический термин, с набором критериев? На этот вопрос мы и попробовали ответить.

Боевой дух, как феномен

В городском округе Арлингтон (США) находится Пентагон, а чуть поодаль — знаменитое Арлингтонское национальное кладбище, на котором похоронены солдаты, погибшие в 1-й и 2-й мировых войнах. Там же — памятник «Могила неизвестного солдата». Каждый американский военнослужащий, побывавший в этих местах, чувствует прилив патриотических чувств и гордость за свою страну.

Наверное, неслучайно, что именно здесь, в Арлингтоне, расположен специальный армейский институт поведенческих и социальных наук, который занимается изучением военной психологии. «Эта тема находится в центре внимания наших исследований, — заявляют ведущие ученые института Такер, Синклер и Томас. — Успешность любой армии проявляется через индивидуальные качества каждого бойца в отдельности и организационную сплоченность всех солдат».

В то же время, они отмечают, что боевой дух — переменная величина, которая может меняться в зависимости от обстоятельств.

Немцы против американцев

Вторая Мировая война оказалась полна алогизмов, опровергающих строгость военной науки. Так, историки и эксперты Франции и Англии были вынуждены констатировать, что войны не выигрываются одним военным потенциалом.

В частности, изучая свое поражение в 1939—1940 годах, они признали, что войска Гитлера имели более высокий боевой дух, который вкупе с организационным немецким гением, был способен решать самые непростые боевые задачи. И даже после открытия Второго фронта, союзники, имея многократное превосходство, вели тяжелые бои с переменным успехом. Например, 6 июня 1944 года, в день высадки десанта союзников в Нормандии, по словам немецкого адмирала Вильгельма Маршалля, против 319 немецких самолетов действовали 6700 истребителей и бомбардировщиков экспедиционных сил. Всего до 24 июля 1944 года на побережье Франции высадились 2 876 439 солдат США, Англии и Канады, им противостояли чуть больше миллиона немцев.

Об этих днях американский генерал Омар Брэдли в своих воспоминаниях написал: «наш рывок к Рейну оказался неудачным, и вместе с ним развеялась наша заветная мечта на скорую капитуляцию Германию». Причины он видел в «низкой психологической подготовке к боевым действиям американских солдат» и в «боевом духе» германцев.

Русский боевой дух

Те же самые немцы, о боевом духе которых с нескрываемым уважением отзывался Омар Брэдли, считали, что именно это качество русского солдата переломило ход восточной компании 1941−1945 годов. В частности, генерал Гюнтер Блюментритт, начальник штаба 4-й армии, описывая начало войны с СССР, признал факт высокого боевого духа советских войск: «Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись». Таких высказываний в мемуарной литературе немецких участников восточной компании 1941−1945 годов — масса.

Однако вопреки сложившимся стереотипам о русском боевом духе, он не всегда был на высоте. Россия имеет свою историю проигранных баталий по этой причине, например, крымскую войну 1853—1856 гг. Анализируя её итоги, военный министр Д.А. Милютин писал: «В деле военном, которым Николай I занимался с таким страстным увлечением, занимались не существенным благоустройством войска, не приспособлением его к боевому назначению, а гонялись за внешней только стороною, за блестящим видом на парадах, педантизмом, соблюдением бесчисленных мелочных формальностей, притупляющих человеческий рассудок и убивающих истинно воинский дух».

В то же время Милютин уточнял, что устранение этих недостатков, сразу же сказывается на боевом духе российской армии. В этой связи военный министр приводил пример французского вторжения в Россию в 1812 году.

Наследники Наполеона

Уже в первой половине 20 века французы считали себя абсолютными рационалистами и большими поклонниками комфорта. Именно поэтому им, по мнению самих же французских экспертов, для мобилизации боевого духа нужны яркие примеры, такие, как Жанна Д’Арк, Наполеон и Шарь де Голь. Но в начале Второй мировой войны такого лидера у французов не было.

Даже легендарный Шарь де Голь, которого 14 мая 1940 года из полковника произвели в бригадного генерала, действовал крайне осторожно. Например, 19 мая его многочисленные танки не смогли захватить в лесу Олно штаб 19-го моторизованного корпуса немцев, охраняемого только несколькими 20-мм зенитками. В целом же, при виде первых убитых среди своих, французы отступали. Спустя всего три дня после того, как немцы вступили в Париж, маршал Петен обратился к немцам о перемирии, и это окончательно сломило боевой дух французов.

Верность императору

В отличие от многих европейцев, японцы воевали иначе. Так, в сражении за атолл Кваджалейн пять японских офицеров, после того, как у них кончились боеприпасы, атаковали американский танк мечами. Американец С. Э. Мирисон, участник тех событий, вспоминал: «когда экипаж оправился от изумления, самураи были преданы почетной смерти, которой они, по своей видимости, искали».

Дело в том, что на японскую воинственность и боевой дух в значительной мере влияет кодекс Бусидо («путь воина»). В этом учении, весьма почитаемом в Японии, в одно целое объедены основные положения буддизма, синтоизма, Конфуция и Мэн-цзы. Именно поэтому большинство постулатов Бусидо заключаются в самопожертвовании в бою. Например, одно из них гласит: «На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг».

Одним из первых русских журналистов, кто в «Иллюстрированной летописи русско-японской войны», издаваемой в 1904—1905 году, написал об этом качестве японцев, был Федор Ильич Булгаков. «Уже в первые месяцы войны стали появляться указания, что, помимо общих свойств народного характера, японская армия проникнута еще началами неписанного кодекса воинской чести, выработанной бывшей военной кастой самураев, — констатировал Булгаков. — Моральному элементу принадлежит первое место в ряду прочих причин, породивших выдающуюся дееспособность японских войск на театре войны».

Война до первой крови

Изучая опыт Второй мировой войны, многие военные психологи призывают несколько иначе смотреть на современный боевой дух, прежде всего с учетом возросшей ценности жизни солдата. В частности, следует учитывать психологический предел, после которого резко падает способность к подвигу и к сопротивлению. Речь идет о потерях. Оказывается, если они превышают некий условный процент от развернутых сил, то ухудшается психологическое состояние солдат.

Причем такие уровни имеют ментальные особенности разных национальных армий.

Так, в компании «Шок и трепет», в которой потери не превышали одно сотой процента, военнослужащие США чувствовали себя психологически комфортно. А в Афганистане, напротив, резко возросло число случаев депрессии и посттравматического стресса. И это притом, что, согласно статистике, из 90 тысячного американского контингента число погибших солдат составило на текущий момент 2 320 человек, то есть 2,5% за весь срок операции, начиная с 2001 года, или усреднено 0,2% за год.

Особо остро эта проблема проявилась во вьетнамской войне. Например, в 1968-м году, когда американцы потеряли погибшими 16 тысяч человек, резко увеличилась статистика не исполнения приказов и уклонения подразделений от боевых столкновений. Между тем, речь шла о 3% потерь за год от численности американских войск.

Именно поэтому на первый план вышла концепция «бесконтактной» войны, когда сухопутные войска вступают в боестолкновение с противником после того, как он был деморализован авиацией.

Признак упадка духа

Первым показателям упадка боевого духа является спонтанное дезертирство. Эти проблемы по-прежнему волнуют всех военных экспертов, в том числе и американских. В частности, военный психолог Келли С. Эрвин, который изучал острейшую проблему армии США — аффективное дезертирство, опросил по специальному тесту 649 офицеров. В результате анализа этих сведений было установлено влияние тех или иных событий или качеств военнослужащих на спонтанное желание солдата уйти из армии. В итоге Келли С. Эрвин пришел к выводу, что главным фактором, сдерживающим дезертирство, является авторитет командира.

«Все наши военные организации заинтересованы в сохранении качества персонала, — считает Келли С. Эрвин, — ни в какой другой армии мира нехватка качественных кадров, возникшая в кризисную ситуацию, так остро не влияет на боеспособность, как в США».

В этой связи вспоминают проблему дезертирства во время войны во Вьетнаме. Так, до сих пор считают, что президент Джеральд Форд поступил неправильно, когда в 1974 году помиловал всех дезертиров и тех, кто уклонился от призыва. Речь идет о 27 тысячах военнослужащих, которые в связи с этим законом явились с повинной и были освобождены от ответственности. Военные психологи убежденны, что в будущем это может сослужить плохую службу американскому обществу.

Китайский дракон и другие

До недавнего времени американские ответственные эксперты не видели реального противника в неядерной войне. Однако в последние годы все чаще говорят о том, что армия Китая по своей структуре и, главное, патриотическому воспитанию не уступает вооруженным силам бывшего Советского Союза. Считается, что китайские солдаты имеют достойный боевой дух и способны к массовому самопожертвованию.

По мнению экспертов Арлингтонского института, среди солдат других стран высокими индивидуальными качествами обладают израильтяне, северные корейцы, индусы, кубинцы.

С другой стороны, огромное значение имеет характер войны. Так, специалисты в области военной психологии индийские ученые Свати Мукерджи и Манас Мандал утверждают, что войска, защищающие рубежи своих стран, движения национального сопротивления, созданные на справедливых принципах, психологически сильнее солдат, выполняющих карательные приказы.

Снимок на открытии: два немецких солдата устроили соревнования, сидя на коровах.









2024 © sattarov.ru.