Ушинский константин дмитриевич краткая биография для детей. Последние годы жизни


Ушинский Константин Дмитриевич

У шинский (Константин Дмитриевич, 1824 - 1870) - знаменитый русский педагог; родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юридический факультет университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий, под начальство графа , и стал помещать статьи критического и географического содержания в "Современнике" и "Библиотеке для Чтения". В 1855 г. Ушинский поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогической литературой и уже в 1857 г., в "Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими статьями. В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять Ушинского в неблагонадежности. Не смотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностью в институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности. Вместе с он должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая струя, проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для освобожденного народа нужны были школы, для школ - учителя и книги. Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский Мир" и "Родное Слово". Отводя в этих книгах видное место естественно научному материалу, он остается верен заветам реалистической педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному Слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени. Большое значение следует признать и за трудом Ушинского: "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., Санкт-Петербург, 1868 - 1869). Сочинение это выходит уже 11 изданием и пользуется вполне заслуженной известностью. Не примыкая к последователям какой-либо определенной философской системы, Ушинский рассматривает психические явления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный анализ чувствований. Труд этот остался неоконченным; Ушинский предполагал издать еще 3 том, в котором хотел дать руководство по педагогике. Что касается общепедагогических взглядов Ушинского, то он успел высказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики ("Собрание педагогических статей", Санкт-Петербург, 1875). См. "Вестник Европы" (1872, 2); П. Чалый "Воспоминания об Ушинском" ("Народная Школа", 1872); А. Фролков "К. Д. У., его жизнь и педагогическая деятельность" (Санкт-Петербург, 1893, серия ); "Где искать оснований здравой педагогики?" ("Современное Обозрение", 1868, 2); "Опыт разрешения некоторых педагогических вопросов" ("Семья и Школа", 1874, 11 и 1875, 2 и 3). В 1895 и 1896 гг., по случаю двадцатипятилетия со дня смерти Ушинского, появилось в журналах много статей о нем. Я. К.

Другие интересные биографии:

Биография

Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года , мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии , вся семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны . Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Памятный знак Константину Дмитриевичу, который учился в Московском Университете

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета , где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин , который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского занятия педагогикой.

После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

Дом, в котором Ушинский жил в Ярославле

Константин Ушинский в 1840-е годы

В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее . С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости ». Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург , где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий - достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в , который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Так, за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание - за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854-1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и обычаи в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Так, ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

Ушинский в 1859 году

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов , где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения », который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Однако у Ушинского произошёл конфликт с начальницей института М. П. Леонтьевой , которая обвинила его в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института - он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» - «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного - чувствование прекрасного - осознание. Так же в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь , Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал:

Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица.

При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая . Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии ), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать . В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев , для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым . По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе , где и скончался 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года).

Похоронили Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря .

Семья

Жена Константина Дмитриевича Ушинского - Надежда Семёновна Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости в Новгород-Северском, происходила из древнего казацкого рода . Летом 1851 года, когда Ушинский находился в служебной командировке в Черниговской губернии, он женился на ней.

Дочь Вера (в замужестве Пото) на свои средства открыла в Киеве мужское Городское Училище им. К. Д. Ушинского. Дочь Надежда в селе Богданка, где одно время находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинения своего отца, открыла начальную школу.

Основные педагогические идеи Ушинского

Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868-1869) и других педагогических работах.

Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили » («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова , предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов

Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее» .

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока»

Память

Именем К. Д. Ушинского названы:

  • Научная педагогическая библиотека Российской академии образования в Москве

Учебные заведения:

  • Южноукраинский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе
  • Ярославский государственный педагогический университет
  • Гимназия № 1 в Симферополе
  • Педагогический колледж в Гатчине
  • Педагогический колледж № 1 в Москве
  • Педагогический колледж в Нижнем Новгороде
  • Гимназия в Гатчине
  • До перестройки школа № 47 в Ленинграде (теперь - им. Лихачёва)
  • Школа № 6 в городе Тула
  • Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск

Улицы:

  • Улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая) в Ярославле
  • Улица в Санкт-Петербурге , название утверждено в 1970 году
  • Улица в Киеве

Улица в г. Миллерово.

  • Улица и переулок в Харькове .
  • Улица в Симферополе
  • Улица в Перми
  • Улица в Воронеже

Награды:

  • Премия К. Д. Ушинского (существовала в СССР)
  • Медаль К. Д. Ушинского (утверждена приказом Министерства образования и науки РФ «О знаках отличия в сфере образования и науки» (№ 84 от 6 октября 2004 г.)

Памятники Ушинскому:

  • Санкт-Петербург , Набережная Мойки , 48 - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена . Памятник работы скульптора В. В. Лишева был открыт во дворе института 30 июня 1961 года .

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1854-1859 - - Гатчина, проспект 25-го Октября, 2;
  • 1859-1862 - Тульский переулок, 3;
  • 1864 год - квартира Л. Н. Модзалевского в доходном доме Кононова - Фурштатская улица, 33;
  • 1867-1870 - доходный дом Ожеровского - Большая Московская улица, 8.

Примечания и ссылки

Библиография

  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том I (1867) ; в формате PDF
  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том II (1869)
  • Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии" (1870)
  • Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее (1847)
  • Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании (1856)
  • Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола (1859)
  • Ушинский К. Д. Три элемента школы (1857)
  • Ушинский К. Д. О средствах распространения образования посредством грамотности (1858)
  • Ушинский К. Д. Школьные реформы в Северной Америке (1858)
  • Ушинский К. Д. Внутреннее устройство североамериканских школ (1858)
  • Ушинский К. Д. на сайте НПБ им. К. Д. Ушинского РАО .
  • Ушинский К. Д. «Опыт педагогической антропологии» в педагогической библиотеке Бориса Бим-Бада

Литература

  • Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М .: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 232 с. - 1 000 экз. - ISBN 978-5-7598-0548-9
  • Серова А. А.

Ушинский Константин Дмитриевич прославился в первую очередь как российский основоположник педагогики, а потом и как писатель. Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году (по новому стилю), умер, ему было всего 47 лет.

Константин Ушинский действительно сделал для России очень много. Его страстною мечтою, записанной в личном дневнике еще с юношества, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения и посвятил свою жизнь этот человек.

Константин Ушинский: краткая биография

Костя появился на свет в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина - отставного офицера, ветерана войны 1812 года. Биография Ушинского Константина Дмитриевича указывает на то, что свое детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей. Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет.

После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием. Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля.

Однако его блестящая карьера очень быстро прервалась - в 1849 году. Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи, этому поспособствовали его прогрессивные взгляды.

Начало педагогической деятельности

Константин Ушинский вынужден был работать на мелкой чиновнической должности в Министерстве внутренних дел. Такая деятельность его не удовлетворяла и даже вызывала отвращение (об этом он сам писал в своих дневниках).

Самое большое удовольствие писатель получал от литературной работы в журналах «Библиотека для чтения» и «Современник», куда помещал свои статьи, переводы с английского и обозрения материалов, изданных в иностранных печатных СМИ.

В 1854 году Константин Ушинский начинает работать учителем, потом инспектором Гатчинского сиротского института, где он проявляет себя как прекрасный педагог, знаток основ воспитания и образования.

Труды

Под влиянием развития общественно-педагогического движения в 1857-1858 гг. Ушинский пишет в «Журнале для воспитания» несколько своих статей, которые стали поворотными в его судьбе, к нему сразу пришли авторитет и слава.

В 1859 году он получает должность инспектора Смольного В этом известном заведении, тесно связанном с царской семьей, в то время процветала атмосфера заискивания и угодничества. Все обучение проводилось в духе христианкой морали, что в итоге сводилось к привитию светских манер, преклонению перед царизмом и минимуму реальных знаний.

Реформы

Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги - методисты по литературе, географии, истории и т. д., а это Водовозов В. И., Семенов Д. Д., Семевский М. И.

Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получают право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей.

Всем этим событиям был очень рад Константин Ушинский. Биография для детей будет интересна еще и тем, что именно для них он написал очень много удивительных сказок и рассказов.

Детская хрестоматия

В это же время, в 1861 году, Ушинским была создана хрестоматия «Детский мир» по русскому языку для младших классов в двух частях, куда вместился и материал по естествознанию.

В 1860-1861 гг. он занимается редактированием «Журнала министерства народного просвещения», полностью меняет там малоинтересную и сухую программу и превращает его в научно-педагогический журнал.

Все свое время посвящает этому делу господин Ушинский Константин Дмитриевич. Краткая биография указывает на то, что его труды принесли много пользы обществу. Он пишет и помещает в журналы достаточно реакционные статьи. За такое своеволие автор не мог не поплатиться. На него началась травля, коллеги обвинили его в политической неблагонадежности и свободомыслии.

Опыт в Европе

В 1862 году его увольняют из Смольного института. А потом Царское правительство отправляет его за границу в длительную командировку для изучения европейского женского образования. Ушинский воспринимает эту поездку как ссылку.

Однако он принимается за дело, изучает все с большим интересом и посещает ряд европейских стран. В Швейцарии он особенно скрупулезно изучает постановку начального образования. Свои выводы и обобщения Константин Ушинский представляет в учебнике для классного чтения «Родное слово» и методичке к нему. Потом он готовит два тома «Человек как предмет воспитания» и собирает все материалы к третьему.

Болезнь и несчастье

В последние свои годы он выступал как У него вышло много статей о воскресных школах и о школах детей ремесленников, он также был участником педагогического съезда в Крыму. В 1870 году в Симферополе он побывал в нескольких учебных заведениях и с охотой встречался с учителями и их воспитанниками.

Один из учителей И. П. Деркачев вспоминал, что летом 1870 года Ушинский по возвращению домой из Крыма в хутор Богданка Глуховского уезда (Черниговская область) хотел было заехать к своему другу Н. А. Корфу на Екатеринославщину, но не смог этого сделать. Одной из причин стала его простуда, а потом и трагическая гибель его старшего сына Павла. После этого Ушинский вместе с семьей переехал жить в Киев и купил дом на Тарасовской. И сразу же с сыновьями он отправляется лечиться в Крым. По дороге Ушинский Константин Дмитриевич сильно простывает и останавливается в Одессе для лечения, но скоро умирает, это было в январе 1871 года (по новому стилю). Его похоронили в Киеве в

Любимые женщины Ушинского

Женой К. Д. Ушинского стала Надежда Семеновна Дорошенко. Он познакомился с ней еще в Новгороде-Северском. Она была из древнего казачьего рода. Ушинский женился на ней летом 1851 года во время служебной командировки в этом городе. У них родилось пятеро детей.

Дочь Вера (по мужу Пото) в Киеве на свои средства открыла мужское Городское училище, названное в честь отца. Вторая дочь Надежда на вырученные деньги от трудов отца создала начальную школу в селе Богданка, где жил в свое время Ушинский.

Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (3 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Родился 19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.

Детским чувством, точно так же как и детской мыслью, должно руководить не насилуя его.

Ушинский Константин Дмитриевич

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского занятия педагогикой.

После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее. С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». Поселился Ушинский на бульваре, в одном из флигелей усадьбы Вахромеева. Либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий — достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Так, за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854—1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и обычаи в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Так, ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).

Творческая жизнь Ушинского.
Ушинский родился в городе Тула в феврале 1823 года. Его мама умерла рано, когда маленькому Косте было всего 12 лет. Папа участвовал в войне с французами 1812 года, и дослужился до офицера. Семья была дворянская, хоть и мелкопоместная.

Семья Ушинских переселяется в Новгород-Северск, где папа получает должность судьи. Вблизи города они покупают небольшое имение. Обучение Константина изначально проходило на дому. В возрасте 11 лет он начинает обучение в гимназии и поступает в 3 класс. Ее он оканчивает в 17 лет.
Далее поступает на юридический факультет в Москве. Там на него произвели большое впечатление Грановский и Редкин, читавшие ему лекции по истории и философии. Благодаря им, Константин Дмитриевич начал задумываться о том, чтобы продолжить развивать знания в педагогике. После того, как Ушинский оканчивает обучение, он остается для получения звания профессора.

Он был любознательным и увлекался не только юриспруденцией и педагогикой, но и театром. Его также волновал вопрос о доступности образования для простого народа. Он даже работал исполняющим обязанности профессора на кафедре государственного права.

Ушинский имел опыт и в редакторской работе, когда работал в «Ярославских губернских ведомостях». Константин имел либеральные взгляды, его эрудиции можно позавидовать, а то, как он легко общался с учениками, насторожили руководство лицея.

В итоге Ушинскому пришлось оставить преподавательскую деятельность. Вскоре он переезжает в Санкт-Петербург, где ему помогают устроиться в Гатчинский Сиротский институт. Он быстро продвигается по службе и за год достигает должности инспектора классов. В институте он находит работы Гугеля по педагогики. Они оказывают на него большое влияние в будущем.

Пишет статьи для таких журналов, как «Журнал для воспитания», «Современник», «Библиотека для чтения». В 1859 году переходит работать в Смольный институт Благородных девиц. Там он достигает определенных успехов, добивается объединения «благородных» и «неблагородных» девиц, открывает класс для подготовки воспитательниц, у детей появились каникулы и праздники, а для педагогов он организовал совещания и конференции. В 1862 году его увольняют, и он уезжает за границу. Там он получает хороший опыт в работе с детьми, преподавая как в школах, так и в детских садах.

Первые книги «Детский мир» и «Родное слово» он пишет, пребывая за границей. 1868 году, когда он уже 8 лет проживает в России, в печати появляется начало его главной работы «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

В зрелости активно занимался общественной деятельностью. У него была жена - Надежда Семеновна. Она подарила ему трех сыновей и двух дочерей.
Умер Константин от болезни в декабре 1870 году.









2024 © sattarov.ru.