Как в Древнем Риме называли свободных граждан, которые не имели собственности? Политические учения в древнем риме


Патриции и плебеи

Самое широкое разделение было между патрициями , теми, кто мог проследить их родословную до первого Сената , установленного Ромулом , и плебеями , всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна , основанная в 494 до н.э, была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.

После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр , подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон , были известны как novus homo («новый человек»). Они и их потомки становились nobiles («благородными»), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

Классы согласно имущественному положению

В то же самое время, перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел по крайней мере 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. С несколькими исключениями все политические должности были заполнены мужчинами от сенаторского класса. Ниже них были эквиты («всадники» или «рыцари»), с 400 000 сестерциев, кто мог участвовать в торговле и сформировал влиятельный деловой класс. Ниже всадников были еще три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у кого не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить военную службу, затем ограниченную первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников- тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 до н. э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

Неграждане

Женщины

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобожденные женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Иностранцы

Латинское право , форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи. Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами. Свободнорождённые иностранцы были известны как перегрины , и существовали законы, регулирующие их поведение и споры. Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г н. э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.

Вольноотпущенники

Вольноотпущенники (liberti) были освобожденными рабами, у которых была форма Латинского права; их свободнорождённые дети были полными гражданами. Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики ; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи , когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одаренными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина. Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии.

Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых "с мелом рабского рынка еще на их пятке". Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путем).

Рабы

Рабы (servi, «сервы») по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене. Во времена Поздней Республики и Империи, большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии (известной как Франция сегодня), Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока и местности, являющейся ныне восточной Турцией.

Рабы первоначально не имели никаких прав. Однако, по прошествии времени, Сенат, и позже императоры, установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях. Гораций , например, пишет о любви к своей молодой, привлекательной рабыне. Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальные классы в Древнем Риме" в других словарях:

    Общественные, «...большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли… … Философская энциклопедия

    Рим и территории, находившиеся под его контролем … Википедия

    Римское гражданство высший социальный и юридический статус римской античности, означающий возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством. Содержание 1 Социальная стратификация римского… … Википедия

    Цивилизация - (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы … Энциклопедия инвестора

    Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Столкновение и противодействие интересов классов. О несовпадении интересов различных социальных групп друг с другом, об их конфликтах между собой издавна писали историки и философы. Аристотель, Т. Гоббс, Г.В.Ф. Гегель и др. рассматривали конфликт … Философская энциклопедия

    Государство - (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

    Эта статья содержит сведения об истории Древнего Рима начиная с 27 года до н. э. Основная статья обо всей древнеримской цивилизации Древний Рим Римская империя лат. Imperium Romanum др. греч. Βασιλεία Ῥωμαίων Древний Рим … Википедия

Упадок государственности Древней Греции

Со второй половины V - II ст. к н. е. - период эллинизма, начало упадка государственности Древней Греции. Интерес к политической проблематике ослабляется. Тогда государства-полисы Древней Греции попадают в зависимость от Македонии. В учениях Эпикура, эпикурейцев, стоиков и других философских школ чувствуется некоторая отчужденность, уход от политики, политических явлений, событий. Философ-материалист Эпикур (341-270рр. к н. э.) отрицал вмешательство богов в жизненные, мирские дела и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренними источниками движения. Для этики Эпикура характерна аполитичность, проповедь неучастия в общественной жизни. Цель познания - освобождение человека от невежества, необразованности и суеверия, страха перед богами и смертью. Эпикур обосновывает разумное наслаждение, в основе которой лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного, радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой - атараксія. Эпикур подчеркивает, что главная цель государственной власти и основа политических отношений - гарантировать людям безопасность, помочь им преодолеть страх, научить не причинять друг другу вреда. Отсюда следует, что государство и закон - это результат, следствие договора людей между собой с целью общей пользы и взаимной безопасности. Справедливость, вытекающая из природы, есть договор о пользе с целью не наносить вред друг другу и не терпеть вреда. Справедливость - явление общественно договорное. Деятельность и законы государства должны соответствовать представлениям о справедливости, содержание справедливости предусматривается договором между людьми о совместной пользу. По социально-политическим содержанием концепция Эпикура о договорном происхождении справедливости, государства и законов есть в" субъективной, демократической. Каждый из участников, осознавая договорное сожительство, не имел никаких привилегий перед другими. В "Этике" Эпикура форма умеренной демократии заключается в том, что верховенство закона сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.

Проблемы государственности в Древней Греции значительное место занимают в учении историка и политического деятеля эллинизма Полибия

(около 200-120 гг. к н. е.), который считал, что то или иное устройство государства играет определенную роль во всех отношениях, отношениях людей в обществе. С" выяснения исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о цикличности развития мира. Основатель школы стоиков Зенон Кітіонський (около 336-264 гг. к н. е.) считал, что вселенная управляется судьбой, высшим божественным Разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не остается ничего другого, как подчиняться неотвратимое судьбы. Естественное право - универсальный общемировой закон, государство - мировое содружество, общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой, Роком. В природе живой организм проходит рост, расцвет и в" увядание. Общество тоже проходит периоды роста, расцвета и упадка. Завершаясь, процессы повторяются. Развитие общества - бесконечное круговое движение, в ходе которого формы правления меняются, переходят одна в другую. С середины IV века. к н. е. государства-полисы Древней Греции попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной системы, сложившейся в классический период истории Древней Греции, оказались слишком тесными для рабовладельческого способа производства.

Политические учения в Древнем Риме

Политические учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями Древней Греции. Объясняется это тем, что здесь формировались государства на основе однотипных социально-экономических и сословных отношений, с глубокой преемственностью в развитии их культуры. Политические учения в Древнем Риме формировались на основе философских школ, перенесенных из Греции. И новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключалась в том, что ими выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества. Изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений частной собственности и рабства.

Один из идеологов римской аристократии, знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. к н. э.) в диалогах "О государстве" и "О законах", следуя Платона, изложил учение о государстве. В духе учения аристократии утверждает, что государство вырастает, естественно, с семь" й, что государственная власть вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного Разума. Если бы люди жили по заветам и обычаям отцов, то государство могло бы стать вечным. Цель государства - охрана имущественных интересов граждан. Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона. Марк Цицерон утверждает, что государство не только естественный организм, но и искусственное образование, "народное установки", признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми возникают не от рождения, а отношения частной собственности, которые устанавливаются в обществе. Частная собственность не бывает от природы, а возникает или же на базе древнего владения ею, или же владение по закону и согласию и др. Положительно оценивая значительные богатства и договоров в жизни общества, Цицерон приходит к выводу, что государство держится на кредите, народ вручает свои права монарху в кредит за справедливое управление обществом.

Важное место в истории социально-политической мысли в Древнем Риме занимает представитель римского стоицизма Луций Антей Сенека (4 г. к н. е. - 65р. н. э.). Многочисленные труды, и, в частности, крупнейшее произведение "Письма к Луцилию", дошли в оригинале до современности. Сохраняя пантеизм греческих стоиков, т. е. рассматривая мир как единое материальное и разумное целое, Луций Сенека разрабатывает преимущественно морально-этические проблемы, при правильном решении которых достигается спокойствие и нерушимость духа. Не отрицая рабства как социально-политического института, Сенека вместе с тем отстаивал человеческое достоинство рабов, призывал гуманно относиться к ним как к духовно равных. Неминуемый и божественный по своему характеру, закон судьбы приобретает значение ролевого права природы, которому подчинены все человеческие отношения, в том числе государство и закон. Вселенная - естественное государство со своим естественным правом. Люди и есть члены такого государства, по законам природы. Отдельные же государственные образования - случайные и значительные для всего человеческого рода. Понимание закона судьбы (естественного права, божественного духа собственно и заключается в том, чтобы противостоять случайности и в том числе принадлежности к той или иной малой государства, признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. И Сенека свою, в основном индивидуалистическую этику, пытается свя связать с задачами общества и государства. Этика Сенеки имела большое влияние на формирование христианской идеологии.

Нарастание кризиса рабовладельческого строя вело к резкому ухудшению положения трудящихся. Могучая государственная машина Римской империи жестоко подавляла восстания рабов и свободных бедняков. Бессилие народных масс вело к усилению религиозных настроений, надежд на помощь фантастических сил. В И ст. возникает христианство - движение угнетенных, которое выступало сначала как религия рабов, бедняков и бесправных, покорных или рассеянных Римом народов. Христиане ждали пришествия мессии, Христа - избавителя, божьего посланника, который сокрушит царство Зла, сбросит угнетателей "геенну огненную", установит обещанное пророками царство, где все люди будут равны и тому подобное. Христианство набирает широкий размах. Бурный расцвет политической мысли в Древнем Риме приходится на правление императора Юстиниана (527-568 гг.), который завершил кодификацию римского права. Дело в том, что на период правления Юстиниана нагромадилась огромное количество законов, вердиктов, конституций и трудов римских юристов вне всякой системы и др., что частично устарели. Некоторые законы, вердикты противоречили друг другу, нуждались в систематизации; модернизации требовало и гражданское, преторське императорское право. По инициативе Юстиниана осуществлена кодификация законов.

Разница в характере и особенностях путей общественного развития. Во времена, когда в Греции Фалес смотрел на звезды, в Риме к власти приходит Тарквиний Гордый. Римский полис еще только формируется, еще нет законов XII таблиц, а Папирий, с которого начинается история римского права, даже не собрал законы царей. По мере того, как Рим достигает поры расцвета, Греция, в свою очередь, переживает кризис. Походы Александра Македонского перевернули привычное мироустройство, после его смерти Восточное Средиземноморье и Ближний Восток становятся ареной для столкновений диадохов. Греция как бы на периферии этого нового мира, хотя и ее эти войны затронули. В этот же период, в начале III века до н.э. Академию возглавляет Аркесилай, который тяготеет к скептицизму и полагает невозможным истинное суждение, но только вероятное. Его преемники, как видно, незначительны, потому что от них ничего не сохранилось. Одновременно с этим начинает процветать тяга к роскоши, которая объясняется кризисом традиционной общественной структуры и хлынувших с востока богатств. Рим же в этот период еще достаточно консервативен, образцовым считается человек, соответствующий трем критериям: гражданин - земледелец - воин. Еще и ко временам покорения Карфагена и Коринфа (146 год до н.э.) нарочитая скромность будут в чести. Показательны примеры Эмилия Павла, который ничего не взял из добычи, полученной в войне против Персея Македонского, и Муммия Ахаика, который, покорив Коринф и привезя в Рим множество статуй, ничего не взял себе лично. Однако уже во II веке до н.э. появляются люди, интересующиеся греческой ученостью - это Сципион Старший и, в большей мере, Сципион Младший, собравший вокруг себя даже ученый кружок. В целом, общество мало одобряло этот интерес к умозрительным занятиям; ярким выразителем этого взгляда был Катон. Его главный трактат - Земледелие, а философия сводится к тому, что быть vir bonus в значении хорошего хозяина. Когда в I веке до н.э. римская интеллектуальная элита все же обратилась к философским занятиям, то возникла даже языковая проблема: не было абстрактных понятий, языкового аппарата. Это интересно характеризует римлян, как людей более практичных и конкретных. Философия всегда оставалась неким занятием, увлечением. Исключением является поздний, собственно римский стоицизм, однако это не строго разработанное философская система, а по большей части размышления по этическим вопросам. Яркие представители - Сенека, Музоний Руф (сохранились лишь фрагменты его работ), Эпиктет (грек и вольноотпущенник), Марк Аврелий (писал по-гречески). Мне кажется, что философом (опять же, скорее мыслителем этического характера) до некоторой степени можно назвать Тацита, который попытался проследить динамику развития и падения общественных нравов через историю (в принципе, традиция начатая еще Саллюстием). Наконец, стоит еще принимать во внимание кризис античной культуры: ко временам расцвета Римского государства (рубеж эр) было создано уже такое количество произведений, что создавать что-то новое было сложно по причине трудностей охвата имеющегося наследия. Потому начинаются появляться компиляции, эпитомы, сборники. Яркие примеры - Historia Naturalis Плиния Старшего (энциклопедия по естественным наукам) и Noctes Atticae Авла Геллия (по сути, записная книжка, куда автор выписывал все интересное, что попадалось ему во время чтения).

Обычно Древний Рим у обывателей ассоциируется с известными мифами и античной архитектурой. Героические мужчины в золотых доспехах и на колесницах, очаровательные дамы в туниках и императоры-демократы, вкушали виноград в креслах для отдыха. Но реальность в Древнем Риме, как свидетельствуют историки, была не такой радужной и гламурной. Санитария и медицина находились на зачаточном уровне, а это не могло не отражаться на быте римских граждан.

1. Полоскание рта

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы. В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

2. Общая губка

На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке, которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

3. Взрывы метана

Каждый раз, когда человек заходил в римский туалет, он рисковал умереть. Первая проблема заключалась в том, что существа, живущие в канализационной системе часто выползали наружу и кусали людей в то время, как те справляли свои потребности. Еще более худшая проблема заключалась в накоплении метана, который иногда скапливался в таких количествах, что воспламенялся и взрывался.

Туалеты были настолько опасными, что люди прибегали к магии, чтобы попытаться остаться в живых. Стены многих туалетов были испещрены магическими заклинаниями, предназначенными, чтобы отпугивать демонов. Также в в некоторых туалетах стояли статуи богини удачи Фортуны, которой при входе внутрь молились люди.

4.Кровь гладиаторов

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

5. Косметика из мертвой плоти

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились источником афродизиаков. В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.

Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

6. Эротическое искусство

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы. Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.

К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на... тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день - пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

7. Пенисы "на удачу"

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли "предотвратить вред", который могли нанести людям, которые носили их.

Также пенисы "на удачу" рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

8. Обнажение ягодиц

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц. Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.

Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, "повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук". Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

9. Искусственная рвота

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто "не лезло больше", а потом искусственно вызывали рвоту, чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не "заморачивались" и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

10. Напиток из козьего навоза

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот "продукт".

Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

Тема 1

1. Политическая мысль древнего мира Древний восток, древняя греция, Рим 2. Политическая мысль эпохи средневековья и эпохи Возрождения 3. Политическая мысль нового времени (Гобс, Гегель, Маркс, Фурье, Жан-Жак Руссо)

1. Политическая мысль древнего мира Древний восток, древняя греция, Рим

Политическая мысль Древнего Востока

На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светский характер, сугубо религиозна и мифологичная, а китайская мысль - рационалистична) обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны: верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян - общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое распространение получили патерналистические представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь- отец подданных, которые не вправе предъявить ему какие-либо требования. Правитель ответственен перед богами, а не перед людьми. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлений и традиций, в их совершенство.

Древняя Индия дала нам буддизм, самую древнюю мировую религию, проповедующую цикл перерождений души человека через страдания. Именно там возникла кастовая система деления общества (существовало 4 касты: брахманы – мудрецы и философы, кшатрии - воины, вайшьи – земледельцы и ремесленники, шудры – слуги).

В древней Индии страной правили при помощи «дхармы» и «данды». « Дхарма» – это праведное исполнение своих обязанностей (о природе и содержании «дхармы» писали дхармашастры), а «данда» – принуждение, наказание» (о ней писали артхашастры). Суть правления заключалась в том, чтобы при помощи «данды» поддерживать « дхарму». Древнеиндийский ученый Каутильи в 1У веке до нашей эры говорил, что деятельность мудрого государя заключается в умении править при помощи закона, войны и дипломатии.

1) Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием “Артхашастра “ (“Наставление о пользе”). Его автором считается брахман Каутилья.

“Артхашастра” - это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами, наставление по искусству правителя. Его рассуждения о искусстве управления свободны от теологии, рационалистичны и реальны.

Цель общества заключается в благе всех живых существ. Общее благо не рассматривалось сквозь призму интересов личности, прав человека. Оно понималось как сохранение созданного божественным провидением общественного порядка, который достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Однако дхарма не действует сама по себе без принуждения.

Царь, объявленный наместником богов, заставляет подданных подчиняться дхарме с помощью наказания- данды. Слабый царь стремится к миру, а сильный – к войне. И благо человека состоит в подчинении власти царя, это его священный долг.

2) Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

Против некоторых положений конфунцианства (предопределенности судьбы) выступили моисты (представитель Мо-цзы), призывавшие человека оказывать помощь другим, жить в соответствии с принципами всеобщей любви в мире без войн и насилия.

Другое направление политической мысли – легисты выступили за строгие регламенты, соблюдение законов, наказания. Их представитель Шан Ян (400 –338 годы до нашей эры) считал, что государство – это война между правителями и подданными, что людей нужно постоянно контролировать. Чиновники вынуждены были сдавать государственные экзамены, подтверждая свою компетентность. В области промышленности и торговли царила государственная монополия. Шан Ян считал, что народ – простой материал, из которого можно делать что угодно, ослабление народа ведет к усилению государства, главная его цель состояла в укреплении военной мощи государства. В конце концов, он пал жертвой собственных законов, так как хозяин постоялого двора отказал ему в ночлеге (закон запрещал ночевать на постоялом дворе незнакомым людям) и его убили разбойники.

Наконец, даосизм (представитель Лао-цзы – У1 –У века до нашей эры) говорил о том, что все подчиняется естественному закону самих вещей – дао. Человек не должен вмешиваться в этот закон и менять его, так как, в конечном счете, справедливость все равно восторжествует, и слабые со временем станут сильными. А кто попытается изменить ход событий, потерпит неудачу. Это вызвало к жизни парадоксальное утверждение – человек должен ничего не делать, ни во что не вмешиваться. Основной метод правления – недеяние, уход от политической жизни. Именно это приводит к стабильности, порядку и благополучию.

· Основой политико-правовой мысли выступало религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя. Религия отводилось ведущее место (Правили в основном жречество). Политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.

· На формирование политико-правовой мысли Древнего Востока большое влияние оказывала мораль, поэтому многие концепции представляют собой этико-политические доктрины, а не политико-правовые концепции. (Примером может служить Конфуцианство как более этическая чем политико-правовая доктрина).

Социально-политические теории Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоящими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве.

Политическая мысль Древней Греции

1 период – IХ – XI века до нашей эры. Это эпоха становления греческой государственности. Среди ученых той поры следует назвать Гесиода, Гераклита, Пифагора, среди государственных деятелей – архонта Солона, издавшего свод первых афинских законов.

Пифагору принадлежит приоритет в разработке понятия равенства, Гераклит первый сказал: « Все течет, все изменяется и в одну реку нельзя войти дважды».

II период - X – XI века до нашей эры – это расцвет политической мысли и демократии в Древней Греции. Это время дало миру славные имена - Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Перикл.

Демокрит (460 - начало IX века до нашей эры)- выходец из фракийского города-полиса Абдеры, из богатой семьи. Демокрит остался в веках как создатель атомистической теории. Политику он рассматривал, как важнейшее искусство, задача которого – обеспечить общие интересы свободных граждан при демократии. Он был активным сторонником демократии и писал: « Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства».

Сократ (469 –399 годы до нашей эры) жил между двумя войнами – Персидской и Пелопонесской. Его юность как раз совпала с поражением Афин в Пелопонесской войне против Спарты, кризисом, а затем восстановлением афинской демократии и ее расцветом. Сократу было 7 лет, когда восстановили демократию. Всю жизнь он боролся против нее и в 70 лет добровольно выпил яд по приговору афинского суда, обвинявшего его в выступлениях против демократии. Идеалом Сократа были аристократические Спарта и Крит, где соблюдались законы и правление осуществляли образованные люди. Произвол одного он называл тиранией, произвол богатых – плутократией. Недостаток демократии (власти всех) Сократ видел в некомпетентности. Он говорил, – мы же не выбираем с помощью бобов плотника или кормчего, почему же мы должны выбирать себе правителей при помощи бобов? (В Древней Греции голосовали при помощи бобов – « за» –белые бобы, «против» – черные). Свои высказывания философ не записывал, это сделали впоследствии его ученики.

Один из наиболее талантливых учеников Сократа – Платон (427 – 347 годы до нашей эры) родился в аристократической семье на острове Эгина. В области политики им было написано много исследований – «Государство», « Политик», «Законы». Несовершенными типами государств он считал тимократию (форма государственного устройства, в которой право на участие в правительственной власти распределяется сообразно с имуществом или доходом.) , олигархию, тиранию, демократию. А идеальным типом государства - компетентное правление мудрецов - философов, аристократов, в котором функции защиты выполняли бы воины, а крестьяне и ремесленники работали. Так как семья и собственность представлялись ему источником противоположных интересов, то он выступал против личной собственности, за общность жен и государственное воспитание детей.

Великий философ древности Аристотель (384 - 322 годы до нашей эры) был сыном придворного врача македонского царя Филиппа Никомаха, впоследствии стал учителем Александра Македонского. В своем труде « Политика» он первый выделил политическое знание, теоретический, эмпирический (опытный) и нормативный подходы к политике. Он сказал, что человек – животное политическое, рассмотрел развитие общества от семьи к общине, селению, а потом – к государству (городу – полису). Аристотель считал, что целое предшествует части, человек – лишь часть государства и подчинен ему. Граждане должны быть свободными, иметь частную собственность. Чем больше среднего класса, тем стабильнее общество. А причина всех переворотов – имущественное неравенство. Аристотель выделял три правильные формы правления, стремящиеся к общей пользе (монархия, аристократия и полития), и три неправильные, ориентированные на личное благо (тирания, олигархия, демократия).

III период – называется эллинский. Представители его Эпикур, Полибий и стоики проповедовали аполитичность, неучастие в общественных делах и главной целью государства ставили преодоление страха, обеспечение безопасности людей. Полибий писал о совершенстве Римского строя, сочетавшего преимущества царства (консул), аристократии (сенат) и демократии. Древняя Греция испытывает упадок и города-государства, полисы исчезают, уступив место Древнему Риму.

Политическая мысль Древнего Рима

Политико-правовая теория Древнего Рима развивалась под влиянием уже существующей теории Древней Греции (Платон, Аристотель,Сократ, эпикурейцы, стоики). Однако в данном случае нельзя говорить лишь о простом заимствовании положений своих предшественников,

так как римляне развивали свою теорию, взяв за основу все самое рациональное у древних греков.

Древний Рим в области политического оставил нам два больших достижения – это Цицерон и Римское право. Великий оратор, писатель и государственный деятель древности Марк Тулий Цицерон (106 – 43 годы до нашей эры) верил в справедливость закона, естественные права людей, свято соблюдал долг сам и призывал к этому других. Древние греки говорили о нем – он украл у нас последнее, чем могла гордиться Греция, - ораторское искусство. Лучшей формой правления Цицерон считал смешанную, которая и господствовала в Древнем Риме – власть царская, оптиматов и народная.

Выступая мыслителем-эклетиком, Цицерон попытался соединить в своей теории самые разнообразные взгляды мыслителей древности. Государство у Цицерона имеет естественное происхождение, вырастая из семьи в результате развития природных склонностей людей к

общению. Сущность такого государства сводится к охране имущественных интересов граждан. Его основополагающим принципом выступает право. Само право Цицерон выводит из непосредственного естественного закона, “ибо закон есть сила природы, он – ум и сознание умного человека, он – мерило права и бесправия”. Политический идеал Цицерон видит в смешанной форме правления: аристократической сенатской республике, соединяющей начало

монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Уделяя внимание рабству, Цицерон говорит о нем как о явлении,о бусловленном самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым и сведущим в учениях о государстве, владеть основами права. Правовой принцип Цицерона гласит: под действие закона должны попадать все.

Если правовым документом Греции была Драконта, то созданный Цицероном правовой документ для римлян назывался “римское право”.

В составе римского права различаются три части: естественное право – право народов на брак, семью, на воспитание детей, на ряд других естественных потребностей, данных человеку самой природой; право народов – это отношение римлян к другим народам и государствам, включая военные события, международную торговлю, вопросы основания государства; право граждан, или цивильное право, – это отношение между цивильными римлянами. Кроме того, право в Древнем Риме делилось на публичное, которое относится к положению государства, и частное, относящееся к пользе частных лиц.

Римское право – основное наследие, которое оставил Дренвий Рим Европе. Оно родилось в 1 –11 веках до нашей эры. Суть римского права состояла в том, что частная собственность была объявлена священной и неприкосновенной. Частное право стало цивильным правом всего римского народа В ранний период оформления римского права большая роль в этом деле принадлежала юристу древности Гаю, составившему свои “ Институции”. В данном труде он подразделял римское право на три части: 1. Право частных лиц с точки зрения свободы, гражданства и положения в обществе. 2.Право с точки зрения человека – собственника той или иной вещи. 3. Процедура, тип действий, который осуществляется по отношению к людям-собственникам и вещам. Значение систематики Гая для римского права было очень велико, она составила структуру всего частного права. Впоследствии теория римского права была развита и усовершенствована Павлом Ульпианом и императором Юстинианом. К концу истории Древнего Рима, она состояла из следующих частей: римское право для начального обучения; дигесты – 38 отрывков из римских юристов; собрание императорских конституций.









2024 © sattarov.ru.