Христианские рассказы для детей. «Крестьянские дети» Н. Некрасов


Галина Гадюкина
Христианские ценности и дети

В нашей области прошли Первые Епархиальные Рождественские образовательные чтения "Преподобный Сергий. Русь : наследие, современность, будущее", посвящённые 700-летию Преподобного Сергия Радонежского. Предлагаю вашему вниманию мой небольшой доклад. Буду рада если он пригодится вам в просветительской работе с родителями и коллегами. Читая его, вы можете дополнить информацию показом слайдов из презентации подготовленной специально к тексту.

Христианские ценности в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Давайте, зададим себе вопрос -"А что такое Христианские ценности и как внедрять их в воспитательно образовательный процесс?". Патриарх Кирилл говорит : -"Следует отличать ценности , придуманные человеком, от ценностей , которые открыл Господь. Первые являются относительными, преходящими и зачастую меняются с ходом истории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог. Первые зачастую основаны на личных интересах человека и ставят целью достижение земного благополучия и получение сиюминутной выгоды. Вторые призывают презреть блага земной жизни ради высших целей и ценностей . Иными словами, евангельское учение заключает в себе такие ценности , усваивая которые, человек становится способным понять, почувствовать Божие присутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога. Церковь всегда свидетельствовала о важности следования традиционным, богозаповеданным нравственным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный иммунитет, стойкость и жизнеспособность".

В настоящее время, в мире компьютерных технологий и процветания теле развлечений. В мире, где всевозможные секты соседствуют с атеизмом и ересью. В связи с огромной нехваткой времени у взрослых (даже и у детей) . Среди обычных, простых людей, мало кто ответит на этот вопрос. Так как же сможем мы - взрослые, родители и педагоги, дать детям нашим то, о чём мы сами понятия не имеем. А если и имеем то очень поверхностно. Как говорится о слепом учителе : Не оба ли упадут в яму?

Поэтому хочется особо отметить, что прежде чем начать воспитывать и образовывать наших детей, прежде чем вкладывать в их сердца небольшие крохи самого важного, самого ценного из всего , что есть в жизни. Прежде чем целенаправленно развивать духовную сферу ребёнка, воздействовать на его нравственность, необходимо вплотную заняться подготовкой квалифицированных кадров по, духовно нравственному развитию дошкольников. Желательно чтобы были созданы специальные курсы для педагогов доп. образования, чтобы были организованы регулярные встречи со Священниками, как для педагогов, так и для детей и их родителей, для проведения бесед и дискуссий, для обсуждения различных ситуаций и получения помощи и доброго совета. Пусть всё выше сказанное останется в назидание, а мы с вами вернёмся к главному вопросу о христианских ценностях . Так что же такое ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ ?

Ответим вопросом на вопрос. Что дорого Христианину ? Что ценно сердцу его ? О чём он думает? Что бережёт и что лелеет? Задумайтесь…

ЛЮБОВЬ К БОГУ.

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ.

КРЕСТ ХРИСТОВ .

СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.

ЗАПОВЕДИ БОЖИИ.

ЖИТИЯ СВЯТЫХ.

ТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ.

ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫНЬ ХРИСТИАНСКИХ (Святые мощи; Святая вода; Святой огонь.)

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ.

ХРИСТИАНСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ .

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Вот лишь часть, но самая дорогая сердцу православного Христианина . Посевая и взращивая, в сердцах детей любовь к Богу и знакомя их с православной культурой, мы формируем, самые лучшие качества, как бы закладывая фундамент доброты, основанный на христианских ценностях в развитии личности человека в целом.

В настоящее время создан целый ряд замечательных программ по духовно-нравственному развитию для дошкольников. Это и программа «Мир - прекрасное творенье» Л. П. Гладких; и программа «Добрый мир» Л. Л. Шевченко.

Знакомя с христианскими ценностями детей дошкольного возраста, очень важно и необходимо использовать различные виды деятельности, а также интеграцию областей и обязательно использовать работу с родителями, так как родители и педагоги являются примером для подражания детьми дошкольного возраста. Всё это создаёт положительные условия для достижения развития интереса к христианству , желание подражать христианам и даже приобщатся ТАИНСТВ. Знакомя детей с житием святых, понимаешь, каким прекрасным примером для детей могут стать великие подвижники ХРИСТОВЫ !

Вот лишь несколько из них, которые объединяет величайшая любовь к Богу. Сергий Радонежский-почитание родителей, желание учится, патриотизм, любовь к Родине и к людям, смирение и простота. Разве эти подвиги не пример для подражания? А Серафим Саровский? Какая любовь к людям! Радость моя! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! - встречал он каждого человека. И согревал он всех этой любовью и вселял в сердца приходящих к нему Свет ХРИСТОВ . И тянулись к нему люди со всех краёв Руси матушки. И никто не уходил от него не просвещенными не согретым величайшей душою христианской . Вот истинный педагог своего дела! А какому огромнейшему терпению, безропотному перенесению трудностей научит наших детей пример Матроны Московской. Читая отрывки из жития святых детям, рассматривая иллюстрации, беседуя о прочитанном, необходимо проводить небольшие дискуссии о различных социальных ситуациях, происходящих в наше время. Считаю, что также полезно обыгрывать различные ситуации, используя как различные виды кукольных театров, так и вовлечения детей в игровые действия, развивая тем самым не только интерес к театрализованной игре, но и опыт поведения себя в различных жизненных ситуациях. Интересно и полезно будет проведение театрализованных праздников к Рождеству и Пасхе Христовой , с привлечением к участию не только детей, но и их родителей. Используя, эти и другие методические приёмы, способствуем созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социо культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. В интересах человека, семьи, общества и государства.

Взвесив всё выше сказанное, хотелось бы сказать тем, кто до сих пор боится открыто говорить о воспитании детей в духе православия следующее… - «Не бойтесь создавать условия направленные на развитие личности на основе духовно-нравственных ценностях ; не бойтесь удовлетворять образовательные потребности детей в духовно-нравственном совершенствовании; не бойтесь прививать детям христианские ценности и воспитывать их на основах православия, ибо оно является общественно значимым благом, осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства, а также способствует полноценному развитию личности

И напоследок давайте немного поразмышляем о некой возрастной планке для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Из опыта, приходилось встречать родителей, которые желая привести своих детей(8-12лет) впервые в храм, слышали решительный отказ. Вот что говорит об этом святитель Тихон Задонский. Образование и «наставление в благочестии и в страхе Господнем должно быть с самого младенчества, как только дети начинают хотя бы немного что-то понимать. Поскольку этот возраст, как незлобивый, удобен к восприятию добра или зла. Святитель Тихон Задонский, особо подчеркивал, что образованием и воспитанием детей, необходимо заниматься в самом раннем возрасте. - «Как маленькое деревце, к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти. Так и молодой отрок, к чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь. Научится ли добру в юности своей – добр и всю жизнь будет. Научится ли злу – и зол во всей жизни будет. И из малого отрока может быть и Ангел, может быть и дьявол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет».

Так будем и мы с вами стремиться быть добрыми наставниками и хорошими учителями, испросив Божьей помощи и Святого Благословения.

Использованная литература :

Журнал "Тамбовские епархиальные вести" №2. 2009.

http://mroc.otdelro.ru/content/618.html

Для подготовки презентации использовались картинки Яндекса.

Кеннет Боа

Христианский дом называют «лабораторией по применению библейских истин в условиях взаимоотношений». Это тренировочная площадка, на которой люди учатся жить в свете общих ценностей, давать и принимать любовь, и вырабатывать взаимоотношения.

Согласно Псалму 126:3-5, дети — дар от Господа. Они принадлежат Богу, а не нам. Он временно вверил их нашей заботе. На самом деле, Бог словно дал нам их на время, примерно до восемнадцати лет, чтобы они жили под нашей крышей. Нам было дано задание вырастить их от состояния полной зависимости до состояния полной самостоятельности и отдать их на заботу Божью, когда они достигнут зрелости.

Многие родители совершают ошибку, ориентируя свою жизнь и брак вокруг детей. Возможно, они хотят удовлетворить свои собственные амбиции и мечты, отождествляя себя со своими детьми и живя их жизнью.

Эта попытка самовыражения всегда ведет к разочарованию и отчаянию, потому что дети редко могут выполнить подобные требования и вскоре покидают родной дом. Кроме того, подобные требования ставят детей в невыносимые условия, заставляя их пытаться исполнять то, на что они не способны ни физически, ни эмоционально, ни интеллектуально.

Возможно, самое трудное библейское правило для родителей заключается в том, чтобы принять своих детей такими, как они есть. Ваша личность полностью раскрывается во Христе, а не в ваших детях. Возможно, ваши дети не обладают такими физическими или умственными способностями, какими вам бы хотелось, но если вы поймете, что они принадлежат Богу, а не вам, вы сможете принять их такими, какие они есть. Если эта истина воплотится на практике, ваши дети будут свободны как от страха потерпеть неудачу, так и от страха быть отверженными.

Родители должны обеспечивать детей материально, но кроме этого на них лежит ответственность формировать характер детей и помогать им расти духовно, психологически, интеллектуально, эмоционально и физически. Эта ответственность не может быть оставлена на различные учреждения. Основная нагрузка по воспитанию детей духовно и морально лежит на семье, а не на школе или церкви.

Если родители относятся к детям как Христос, каждый член семьи начинает чувствовать свою значимость. Муж и жена должны показывать детям взаимное уважение и заботу друг о друге в Господе. Когда это отношение распространится на детей, они будут искренне уважать и ценить уникальность каждого ребенка.

Поскольку для того, чтобы компенсировать одну негативную фразу требуется пять позитивных фраз, родители должны быть в одной команде с детьми, а не их оппонентами. Детей надо любить одинаково и не сравнивать их друг с другом. Особенно важно, чтобы родители признавали свои ошибки открыто и просили прощения у детей, когда они обижают или оскорбляют их, не держат слово или неправильно к ним относятся. В таком случае, честность и чувство собственного достоинства прочно утвердятся в сознании детей.

Как родители, мы не сможем дать детям того, чего сами не имеем. Если мы не возрастаем во Христе, мы не можем требовать этого от детей. Основное требование к благочестивым родителям — это возлюбить Господа всем сердцем своим, всею душой и всеми силами своими, а это возможно только на основе взаимоотношений доверия, зависимости и общения с Господом (Второзаконие 6:4-5). Только в ответ на Божью любовь, мы можем ходить в ней; духовная жизнь должна быть, прежде всего, в наших сердцах, а потом уже в наших домах.

Мы должны отвечать не только на любовь Бога, но и на Его Слово (Второзаконие 6:6). Писание говорит обо всех областях жизни, а наша эффективность в любой области зависит от той степени, в которой мы знаем и применяем библейские принципы. Если мы будем воспитывать детей в естественных началах, мы не сможем быть эффективными.

Для наших детей мы являемся образцом для подражания. То, кем мы являемся, говорит гораздо лучше слов — духовно дети больше учатся, наблюдая за нами, чем, слушая то, что мы говорим. Нельзя долго притворяться в домашней жизни, поэтому нет смысла учить детей делать то, чего сами мы не делаем. Мы должны своей жизнью показать веру. Чем больше соответствие между тем, что мы говорим, и тем, как мы живем, тем больше наши дети захотят соответствовать нашим стандартам.

Понятие маленьких детей о Боге больше всего обусловлено их понятием об отце. Если отец игнорирует ребенка, недобр к жене, несправедлив, у ребенка возникнет искаженный образ Бога. Самый эффективный способ обучения всегда был личный пример, будь то к добру или к злу. Здравое понятие о Боге лучше всего передается родителями, которые позволили Духу Святому сделать их открытыми, любящими, подобными Христу людьми. Это возможно при условии растущей зависимости от Господа.

Нам следует жить в соответствии с нашими убеждениями, но нам следует их объяснять (Бытие 18:19; Второзаконие 6:7; Исаия 38:19). В некоторых домах религиозная деятельность так направлена на церковь, что возникает опасность подменить ею христианское учение в доме. Писание, однако, велит родителям прививать христианское мировоззрение детям. Это родительская обязанность — учить сыновей и дочерей знать Бога и следовать Его путям.

«И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие 6:8-9). Духовная истина должна быть привязана к нашим действиям («рука») и отношениям («голова») и должна быть написана на внутреннем («косяки дверей») и на внешнем («ворота»). Если выразиться кратко, истина должна распространяться от нашего сердца в наши дома и в наши привычки.

Одна из родительских обязанностей, возложенных на нас Богом — это евангелизация и ученичество наших детей. Нам следует молиться за них и стараться понять особенности их характера, чтобы успешно направлять их в соответствии с их индивидуальностью. Каждый ребенок должен сам выработать свое хождение с Богом. Наша главной целью должно быть обучение их тому, что их отношение с Христом более важно, чем их отношения с нами.

Поскольку каждый ребенок отличается уникальностью личности, наиболее эффективное обучение ребенка всегда соответствует возрасту, способностям и темпераменту. К детям нужно относиться как к уникальным людям. Фактически, когда в Притче 22:6 говорится о наставлении юноши в начале пути, о посвящении его Господу, это совет создать для ребенка возможность вкусить и узнать те пути, которые подойдут для их личности. Когда они повзрослеют, их духовное наследие навсегда останется с ними

Кто-то сказал, что если детей попросить написать слово любовь, они напишут В-Р-Е-М-Я. Качество времени, которое мы проводим с ними, очень важно, но мы обманываем сами себя, когда считаем, что это может заменить количество. В нашем обществе существует опасная тенденция не строить отношения с детьми, а подменять их материальными вещами. Отношения нелегко купить. Изобилие подарков не сможет компенсировать недостаток выражения любви и времени, проведенного вместе.

Также как и взрослые, дети по-разному воспринимают и выражают любовь. В своей книге «Пять языков детей»,

Гари Чапмэн советует научиться понимать тот язык выражения любви, который наиболее понятен нашим детям, будь то время, проведенное вместе, слова ободрения, подарки, дела или физическое прикосновение.

Д-р Кеннет Боа, Преображенный в Его образ, Библейский и практический подход к духовному формированию

Если собрать воедино высказывания человеческой мудрости о детях, поражает их противоречивость. С одной стороны: «Дети — цветы жизни»; «У кого детей много; тот не забыт Богом»; «Много бывает, а лишних не бывает». С другой стороны: «Без детей горе, а с детьми вдвое»; «У кого детки, у того и бедки». Библия, исполненная величайшей божественной мудрости, не обходит стороной эту болезненную тему. Она заповедует рассматривать детей как Божий дар и обязывает родителей добросовестно воспитывать их по закону Господню. Иудеи любили говорить: «Скорее мой ребенок забудет свое имя, нежели Тору». Благодаря такому отношению мир получил таких прекрасных людей, как Моисей, Самуил, Давид, Соломон, Ездра, Исайя, Иеремия, Даниил, Иоанн Креститель. За плохое воспитание детей Бог осудил первосвященника Илию на смерть.

Также Библия говорит, что дети приносят родителям тяжелые моральные проблемы. Уже на первых страницах она сообщает о старшем сыне Адама Каине – убийце своего младшего брата Авеля, о старшем сыне Авраама Измаиле, который изводил насмешками младшего - Исаака.

Библия не скрывает, что у порядочных людей были непорядочные дети. В семье патриарха Иакова, имевшего глубокие отношения с Богом, десять детей восстали против одного, самого младшего. Дети пророка Самуила прослыли мздоимцами, у царя и пророка Давида красавец-сын Авессалом стал убийцей брата, а затем поднял руку и на отца.

Библия сообщает и о трагической стороне детских судеб: дети умирали от болезней и голода, иногда расплачивались за грехи родителей. Первенцы египтян были умерщвлены Ангелом-губителем за противостояние фараона Богу, дети Корея Дафана и Авирона, провалились под землю вместе с родителями-мятежниками, сыновья Рицпы и Мелхолы были повешены за грехи покойного Саула.

Во время воинских операций в древности захватчики не оставляли в живых беременных и младенцев из-за опасения кровной мести со стороны выживших. Царь Ирод повелел уничтожить младенцев в Вифлееме из-за страха, что среди них подрастает претендент на его престол. Но, пожалуй, самое ужасное, когда родители по собственной воле приносили своих детей в жертву богам Ваалу и Астарте.

Евангелисты Лука, Матфей и Марк описывают один и тот же случай, определивший раз и навсегда отношение Христа к детям. Лука с его неизменным вниманием к деталям, упоминает в этой истории не просто детей, а младенцев. И не напрасно! Если беспомощные младенцы нашли место в сердце Христа, то его найдут все остальные!

Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лук.18:15-17)

Проблема детей не возникла благодаря кабинетным исследованиям богословов. Ее преподнесла сама жизнь, а, вернее, ученики Христа. Три стиха высвечивают три проявления отношения к детям. Какое из них практикуем мы? И как правильно нужно относиться к детям?

I. Отношение озабоченности

Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним;

Это отношение проявляют родители. Многим из нас оно знакомо. Дети для нас — самые дорогие существа. Мы желаем для них всех благ и готовы ущемить себя, лишь бы им было лучше, чем нам. Нам не испортит аппетита новость по радио о пропаже чужого ребенка, но мы забудем про сон и еду, если пропадет наш. Нас не заденут неудачи в учебе соседских детей, но «двойка» в дневнике родного чада принесет нам горе. Мы только пожали плечами в ответ на новость о разводе президента, зато развод наших детей причиняет нам нестерпимую боль. Мы можем искренне посочувствовать другой семье, потерявшей ребенка, но смерть собственного ребенка придавит нас на долгие годы.

На нас лежит забота о пропитании детей, их воспитании, образовании, здоровье.

«Малые дети не дают спать, от больших сам не уснешь». Эти заботы будут сопровождать нас до конца жизни. Один проповедник рассказывал о своем семидесятилетнем отце, который пришел однажды навестить свою 90-летнюю маму. На прощанье она сунула старцу в руку припасенную конфетку: «Покушай, сынок». Для нее он так и остался маленьким.

Но самые лучшие родители понимают, что их детям требуется нечто большее, чем они им в состоянии дать. В мире столько опасностей и соблазнов, которые могут свести на нет их благородные усилия. Матери и отцы, о которых пишут евангелисты, по-настоящему заботились о будущем своих детей! Зная, что во Христе мощно проявляются чудодейственные благодать и сила, они желали, чтобы Он помолился об их детках и запечатлел на их сердцах Божье благословение. Их нельзя осудить за стремление получить помощь, хотя бы потому что Христос их не осудил за это! Не упрекнул в маловерии или поиске легких путей ко благу детей.

И ныне мы, родители, не чужды подобных желаний. Нам тоже нужна помощь со стороны. Нам нужна церковь, чтобы дети вместе с нами и себе подобными учились поклоняться Богу, заводили дружбу со сверстниками. Нам нужны «Детские Библии», христианские мультфильмы, воскресная школа, детские праздники, чтобы посредством их заронить в юные сердца как можно больше зерен истины, чтобы удержать их от путей мира, пока их сознание не окрепло. Нам нужны различные виды церковных служений, участие в которых поможет детям удержаться на церковной орбите во время бури подросткового возраста.

Во времена гонений, когда любые собрания детей Божьих пресекались и запрещались, было потеряно много детей. У них не развилось чувство необходимости в общении. И когда наступила свобода, они уже не могли понять, зачем нужна церковь.

Слово Божие призывает нас использовать всевозможные средства для внедрения в сердца детей Божьего слова: « и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор.6:5-9).

Кстати сказать, проблема безопасности наших детей встала сейчас настолько остро, что беспокойство родителей времен Христа кажется просто смешным. Они даже не могли предположить в те годы, что:

  • детей могут украсть, если они будут играть на улице без присмотра;
  • дети могут попасть под машину, подвергнуться удару электрическим током, стать жертвой теракта;
  • детей могут вовлечь в наркоманию, игроманию, заразить порнографией, обольстить искусством, модой, деньгам и пр;
  • в западных странах школа отторгает детей от христианских ценностей уроками толерантности или сексуального просвещения;
  • детям объясняют, что они могут пожаловаться на родителей, если они их наказывают, унижают, эксплуатируют, и плохо кормят. После таких жалоб детей забирают из семьи;
  • дети учатся вместе неверующими одноклассниками, которые «просвещают» их как интересен грех.

Один американец, живший в России и неплохо знавший русский язык, отдал своих детей в элитную школу. Но вскоре его сыновья начали «разнообразить» свою речь незнакомыми словами. Отец заглянул в специальный словарь, пришел в ужас и тут же забрал детей из школы.

У нас намного больше поводов для беспокойства о судьбе наших детей, чем у родителей времен Христа! В канун Дня защиты детей агентство Балтинфо сообщило, «что Институтом социологии РАН подготовлен доклад на тему об агрессивных и фанатичных подростках. Выводы не слишком-то радостные. За последние годы подростки стали чаще употреблять алкоголь и наркотики, в том числе «тяжелые», проявлять агрессивность, совершать преступления. Социологи на основании своих исследований заключили: в России так и не удалось создать эффективную систему борьбы с подростковой преступностью.

Доля «законопослушных» подростков с 2006 по 2010 г. снизилась почти вдвое: с 32 до 15% от общего числа опрошенных. И наоборот: несовершеннолетние, которые периодически нарушают «нормы общежития» — дерутся, пьют, курят, воруют, хулиганят — это уже не 58%, как раньше, а целых 69%. И если 8 лет назад к числу «трудных» можно было причислить лишь каждого десятого подростка в России, то сейчас это уже каждый шестой (16%).

В ходе исследований выяснилось, что среди школьников 10-11-х классов почти половина (48%) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21% 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток). Что такое вандализм, могут сказать с полным знанием дела и на личном опыте 43% старшеклассников и каждый десятый человек с «неоконченным средним». Каждый пятый старшеклассник (20%) и вдвое меньше их младших товарищей совершали мелкие кражи из магазинов. Очень тревожная цифра: 14% старших школьников и 2% 7-9-классников поставили галочку в строке «избиение с группой человека».

У большинства молодых людей все эстетические интересы — это просмотр остросюжетных и эротических кинофильмов и видео, компьютерные игры и блуждание по Интернету и, конечно, «ничегонеделание» как основной вид досуга.

Каждый пятый подросток входит в ту или иную неформальную группу. Судя по данным опросов, самые многочисленные — это спортивные (30%) и музыкальные (26) фанаты, а также любители японского аниме (24%).

Социологи проанализировали причины, по которым старшеклассники ввязываются в драки, совершают акты вандализма, издеваются над сверстниками. В основном это личные мотивы, защита собственного «Я» — ответил на оскорбление, вступился за друга, «наших били» и пр. Лишь у 39% есть близкий человек, с которым можно посоветоваться». В свете этих проблем становится понятной ирония Джона Уилмота: «До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории».

Жить под бременем этой озабоченности не просто. Оно может надломить и лишить оптимизма. Счастлив тот, кто это бремя несет не один, а с Господом Богом!

II. Отношение отвержения

ученики же, видя то, возбраняли им.

Как видно, ученики выстроили некое подобие заградительного отряда из числа добровольцев, чтобы обезопасить Иисуса Христа от напора толпы. Родители с детьми желали преодолеть это препятствие. В качестве ответной меры ученики возбраняли родителям это делать.

В переводе с греческого «возбраняли» – довольно сильное слово. Оно означает «порицать, упрекать, запрещать». Это достаточно агрессивная и некрасивая реакция. Если младенцы ничего не понимали, то дети постарше не могли не догадаться, что эти бородатые дяди настроены по отношению к ним отнюдь не приветливо. Понятно, что мамаши реагировали на запрет мольбами и слезами. Они доказывали, как им необходимо именно сейчас принести деток и Иисусу. Ведь Иисус не оставался на долго на одном месте! Но апостолы были непреклонными: «Раз вам сказано — нельзя, то значит, нельзя!»

Если бы мы обратились к ним за разъяснением, то услышали бы:

  • посмотрите, как ведут себя эти мамаши! У них же нет смирения, нет подчинения мужскому руководству! Сказали им, чтобы шли домой, а они не слушают!
  • мы царство Божие расширяем и ради этого отставили дома и невест, а эти только разведением детей занимаются. Как им не стыдно!
  • интересы детей не столь важны, как интересы взрослых. Смотрите, сколько больных и одержимых ожидают исцеления, а вы отнимаете драгоценное время Господа и продлеваете страдания несчастных!
  • приношение детей к Учителю - чистое излишество. Об этих детях молились в синагоге, сами родители должны о них молиться и не искать легких путей к их благу. Вы хотите, чтобы потом они гордились перед другими детьми: меня Иисус благословил, а тебя нет?!
  • Наконец, мы — апостолы, и находимся тут не для галочки. Мы имеем право быть посредниками между людьми и Христом, имеем право устанавливать порядок!

Конечно, против такой аргументации трудно что-либо возразить! Ученики букву Писания не нарушали. Однако был ли ими соблюден его дух? Отнюдь! Ведь суть закона выражена двуединой заповедью: люби Господа и ближнего твоего, как самого себя. А здесь любовью и не пахло — суровый тон, гневные взгляды, недовольные лица апостолов.

Несомненно, ученики нанесли рану родительским сердцам. Ведь отвергать их детей - значит отвергать их самих. Ученики словно забыли ранее слышанное предупреждение Христа: «Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук.17:1,2). Кроме того, ученики нанесли рану и детским сердцам. Дети - памятливые существа. Они ни за что не подойдут к человеку, который однажды их обругал. Вместо того чтобы приобретать детей для царства Божьего, ученики их теряли.

Если просвещенные апостолы допустили ошибку в отношении детей, что тогда говорить о нас и о мире, в котором мы живем?…

Миллионы людей с ужасным постоянством отвергают детей. Они не дают им родиться. Или отдают их в детские дома, откуда 40% обитателей отправляется затем в тюрьмы. Или в погоне за успехом лишают их необходимой порции любви и заботы.

Принимать ребенка на основе его достижений – значит, тоже отвергать его. Если он во всем преуспевает, мы его безудержно хвалим, если же он не соответствует нашим ожиданиям — обрушиваем на его бедную голову едкую критику. Неправильно будет и постоянно сравнивать его с другими, более талантливыми сверстниками.

Реакция отверженного - обида, злость, заискивание, отвержение себя, родителей, их ценностей, их веры. Валентина Леонтьева в советские годы вела передачу «Спокойной ночи малыши» и была звездой для миллионов людей, но не для своего сына Мити. Ей было некогда заниматься его воспитанием и в результате между матерью и сыном возникло отчуждение на всю жизнь. Он не навещал ее и не приехал даже на ее похороны. Что посеешь, то и пожнешь. Сеешь отвержение, отвержение и пожнешь!

К детям должно проявляться иное отношение, о котором пойдет речь далее.

III. Отношение принятия

Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

Отношение Христа к детям является для нас примером. Евангелист Марк сообщает, что Христос вознегодовал на апостолов. Эта довольно редкая эмоциональная реакция Господа. Он негодовал на фарисеев и книжников, не желавших исцеления сухорукого, негодовал на торговцев и менял в храме, превративших дом Божий в вертеп разбойников. И вот гнев на любимых апостолов. Как Он был недоволен их самоуправством! Почему они у Него не спросили, что делать с детьми и родителями?

Господь повелел поднять шлагбаум перед детьми. Он повелел принять наследников царства Божьего! Мы верим, что дети спасаются благодатью Христа, и только Он знает, когда наступает период их ответственности перед Божьим законом.

Это повеление принимать детей актуально и для нас. Оно складывается из нескольких практических элементов.

  1. Проложите детям дорожку ко ХРИСТУ!

Иисус сказал о несмышленых младенцах: «не препятствуйте детям приходить ко Мне». Дети могут прийти к Господу через родителей. Мой отец писал перед смертью матери: «Проложи детям тропинку к престолу благодати». Если мы этого не сделаем в детстве, то, повзрослев, они не нее никогда не встанут.

  • Молитесь о детях

Когда епископ Амвросий увидел плачущую мать Августина Монику, он сказал ей: «Дитя таких молитв погибнуть не сможет!» Его предсказание сбылось: Августин стал не только спасенным, но и самым крупным богословом Западной церкви.

  • Молитесь с детьми!

Молитесь просто и кратко, молитесь словами, которые поймет маленький ребенок. Дети должны научиться молитве от вас.

  • Рассказывайте детям библейские истории, делайте это по возможности интересно, меняя интонации.
  • Используйте христианские фильмы, книги, теле- и радиопередачи для наставления детей в вере
  • Читайте детям рассказы о жизни миссионеров, чтобы они обрели стремление к духовному подвигу
  • Приводите детей на занятия в воскресную школу, пусть они найдут здесь себе друзей. Это поможет им устоять в вере.
  • Приобщайте детей к какому-либо посильному труду в церкви.Некоторые родители дают детям мелкие монеты, чтобы они пожертвовали их на нужду церкви во время сбора добровольных пожертвований.
  • Развивайте у детей смирение. Не говорите: «спой песню, расскажи стихотворение и все тебя будут хвалить…»Объясняйте, что все нужно делать для Бога, а не для своего удовольствия.
  • Старайтесь приобщить детей к музыке.Слово Божие попадает в сердце и через песни. Музыка поможет вашим детям выражать свои переживания. Без музыки не обходился псалмопевец Давид. Елисея Дух Божий коснулся, когда позвали гуслиста. Католики говорили о Лютере, что он больше привлек людей песнями, чем проповедями.


1. Избегайте двойных стандартов!

Больше всего отвращает детей от Бога фальшь родителей. Христианский журнал «Спектрум» рассказывал о пути к вере американского летчика ЧазаЦельнера. Он с самого детства был пресыщен христианством. Родители постоянно водили его в католический храм в Бостоне, где его учили: «не кури, не пей алкоголь, избегай наркотиков». Однако дома он видел иное: отец не упускал случая выпить крепких напитков. В детском сознании уложилось, что религия накрепко связана с лицемерием. Покинув дом, Чаз покинул и церковь.

Когда он стал летчиком и женился, возникла необходимость вновь посетить забытую церковь ради крещения ребенка. Но священник, узнав, что жена нашего героя состоит во втором браке, отказался совершать церемонию. Однако после долгих переговоров стороны сошлись на том, что за пожертвованные на храм 2300 долларов священник аннулировал первый брак Сузанны и благословил второй. Эта сделка укрепила Чаза в убеждении о церковном лицемерии.

Если бы его жена не стала баптисткой, а он случайно не наткнулся в Ганноверской гостинице на «гедеоновский» Новый Завет, он бы так и был вдали от Христа и вечной жизни.

2. Любите детей безусловной любовью!

Финский евангелист Калеви Лехтинен долгое время не мог поладить с сыном-подростком, который начал употреблять наркотики. Дело доходило до крика и драк. Но потом он вместе с женой принял решение любить сына таким, каков он есть. Калеви возил его с вечеринок, говорил с ним по дороге о жизни и музыке… Когда сын покаялся, его спросили, что повлияло на его решение стать христианином? Ответ был: «Любовь моего отца!»

Церковь - тот колодец, из которого им придется пить. Не забрасывайте его грязью! Не говорите при детях плохо о других верующих и о пастырях. Ваши рассказы отвратят их от Бога. Лучше говорите о хорошем, ведь его немало в церкви!

4. Не навязывайте детям христианство с помощью угроз адскими муками.

Некоторые ретивые верующие злоупотребляют этим. Вера должна питаться не страхом, а любовью Христа. Сперджен верно писал: « Самая же великая истина заключается в проповеди о кресте. Это истина о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Мой брат, придерживайся этой истины. Это именно тот колокол, в который ты должен звонить. Так звони же в него, мой брат! Звони, говорю я тебе! Не переставай звонить! Издавай эту ноту из серебряной ли трубы, или из бараньего рога - труби ее, и стены Иерихона непременно падут».

5. Представляйте образ Бога в библейской перспективе!

У моей тети были серьезные проблемы с принятием Бога. В детстве она постоянно слышала от матери: «Бог тебя накажет!» Бога-тирана она никак не могла принять. Но библейский Бог не такой! Послушайте, как Он говорит о Себе Моисею:

«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу] и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим» (Исх.34:6-9).

Дети должны знать, что милость Бога всегда превозносится над справедливостью. Он любит прощать и суров только к отвергающим евангелие. Здесь абсолютно прав Ефрем Сирин: «Не называй Бога справедливым. Если бы Бог был справедлив, ты бы уже горел в аду».

6. Дисциплинируйте детей!

Отсутствие разумных требований дисциплины будет служить для детей серьезным препятствием для прихода к Христу. Они не смогут понять, что преступление неизбежно влечет наказание; что исповедание греха предшествует прощению и восстановлению отношений. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит.29:15).

Итак, мы рассмотрели три типа отношения к детям - озабоченность, отвержение, принятие. Какое практикуете вы? Принимаете ли вы детей так, как их принял Христос - с радостью, заключая в объятия, молясь и благословляя, или руководствуетесь мирскими стандартами? Помоги нам Бог подражать Христу!

Сегодня мы в Церкви прикладываем огромные усилия, чтобы удержать наших детей в православии. Во многих случаях они не проявляют к этому интереса. Можем ли мы как-то побудить своих детей с радостью исполнять заповеди и быть православными христианами? Я думаю, есть такой способ. Он требует целеустремленности и упорного труда.

Моя мама умерла, когда мне было восемь лет, а когда мне исполнилось десять, мой отец снова женился. Одним летним вечером, мне было около четырнадцати, я сидел на ступеньках у входа в наш дом и размышлял, как сильно мне не хватало мамы. Тем вечером я решил, что мое самое заветное желание иметь крепкий брак и семью. Я поставил это превыше образования, превыше успешной карьеры и превыше положения в обществе.

Мы с моей женой Мэрилин посвятили свои жизни Христу, когда учились в Университете Миннесоты. Однажды профессор колледжа Бетхель* в Сент-Поле, доктор Боб Смит читал лекцию на тему брака и семьи. Как-то в процессе выступления, он нарисовал такой образ, который неизгладимо отпечатался в моей памяти. Он сказал: «Однажды я буду стоять на судилище Христовом как отец и моя цель в том, чтобы рядом стояли моя жена и дети и говорили: «Господи, мы все здесь. Вот Мэри, вот Стив, вот Джонни, все на месте». В ту ночь я молился: «Господи, вот чего я хочу, когда я женюсь, и у меня будут дети, чтобы мы все вместе смогли войти в Твое Вечное Царствие»

За время обучения в колледже, в семинарии, и за сорок пять лет семейной жизни моя решимость иметь большую семью и привести ее с собой в Вечное Царствие ни разу не поколебалась. Мы с женой сохранили здоровый брак и всегда стремились быть благочестивыми родителями, а потом и дедушкой с бабушкой. Я хотел бы выделить пять вещей, которые мы с Мэрилин пытались исполнять и которые по Божией милости исполнялись нами успешнее всего на пути построения семьи во Христе и Его Церкви.

1. Отдавать приоритет своей семье.

Самое важное после Царствия Божия это наша семья. Мне кажется, если мы хотим взращивать Православные христианские семьи, наши супруги и дети должны стать для нас превыше всего после Христа и Его Церкви.

Для верующего человека наш путь во Христе и Его Церкви всегда на первом месте. В этом отношении Священное Писание, Святые Отцы, Литургия говорят однозначно. По крайней мере, четырежды за воскресной Литургией мы поминаем со всеми святыми, говоря: «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Наши взаимоотношения с Богом стоят на первом месте, наша преданность семье на втором, а увлеченность нашей работой на третьем.

Как родители мы должны принять на себя строжайшее обязательство, что прежде работы, прежде общественной жизни, прежде всех других дел, которые будут состязаться за пользование нашим временем, мы должны отдать приоритет семье.

В начале своей семейной жизни, я работал в «Campus Crusade for Christ»**. Потом я проработал три года в Университете Мемфиса, и затем одиннадцать лет в издательстве «Thomas Nelson Publishers» в Нэшвиле. И на каждом из этих этапов свирепствовала борьба за равновесие между работой и семьей. Мне бы хотелось свидетельствовать, что выиграть это борьбу легко, но это не так. Я не могу перечислить, сколько моих друзей и знакомых христиан остались без своих семей, потому что по их собственному признанию, карьера была у них на первом месте. Это были вечно отсутствующие дома мамы и папы, и их работа их поглотила.

На всех своих работах в течение долгих лет я ездил в поездки, когда я работал в Campus Crusade в 60х годах, в Thomas Nelson в 70х и 80х, и сегодня в Антиохийской Православной Митрополии. Почти половину своего времени я в разъездах. Когда авиалинии несколько лет назад стали предлагать бонусные перелеты для постоянных клиентов, я подумал: «Минуточку, это же выход. Я буду брать с собой детей».

Таким образом, за время работы в издательстве я стал иногда брать с собой в поездки кого-нибудь из детей. Во время поездки на восток США я взял с собой одну из дочерей, в Нью-Йорке мы взяли в аренду машину и поехали в сторону Хариссбурга в Пенсильванию. Мне кажется, мы никогда так не общались вдвоем, как во время этой поездки. В другой раз мне нужно было ехать всю ночь из Чикаго в Атланту, и я взял собой своего сына Грэга. Когда мы выехали за город, где не было городских огней, он заметил, что он никогда еще в своей жизни не видел звезды так ясно. В ту ночь мы с ним говорили о Божьем творении. Уже взрослыми, большинство их наших шестерых детей говорили: «Папа, одними из лучших мгновений нашей жизни были наши с тобой поездки».

Если вы очень заняты, найдите время это восполнить. Я назначал встречи со своими детьми. Если у вас нехватка времени, и при этом вы не выкраиваете время на детей, вы их потеряете. Если вам звонит кто-то, кому нужно с вами встретится, вы говорите: «Послушай, Джо, у меня встреча. Мы можем встретиться завтра». Вы решаете отдать предпочтение семье.

2. Расскажите детям о любви Божией

Во Второзаконии 4, Моисей говорит детям Израиля о важности исполнений Господних постановлений. А потом он обращается напрямую к родителям и прародителям. «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Второзаконие 4:9).

Возможно вы из тех родителей, которые пришли ко Христу в позднем возрасте и духовно не работали со своими детьми должным образом. Что ж, теперь у вас есть шанс попытаться с внуками. Эта возможность не означает, что вы станете родителем своим внукам. Но вы всегда можете рассказать внукам, что Господь сделал для вас, как сказал Моисей. Разговаривайте с ними. Если вы стали ближе ко Христу в более позднем возрасте, расскажите внукам об этом. Расскажите, какие вы вынесли уроки. Расскажите о реальных случаях, свидетельствующих о любви Бога и Его милости к вам.

Моисей продолжает пояснять важность таких разговоров, вспоминая, как Господь сказал ему: «Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дня жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Второзаконие 4:10). Дети, которым преподали Слово Господне правильно, научат и своих детей.

Как мы учили своих детей? Прежде чем ответить, я бы хотел сказать, что в этом деле можно переусердствовать. Вы не можете вдолбить христианство в головы своей семье. Если вы будете фанатичны, у вас может возникнуть искушение оказывать на них давление, пока они не взбунтуются. Я встречал в семинарии нескольких человек, которые там оказались не по собственной воле или по Божьему призванию, а скорее, чтобы угодить родителям. И это страшно.

Самое важное, что мы пытались исполнять всей семьей, – ходить на воскресное богослужение. Даже несмотря на трудности подросткового периода, никогда не возникало вопроса, что мы будем делать в воскресенье утром. Я еще не был священником, когда старшие дети были в подростковом возрасте, но, несмотря на это, мы всей семьей в воскресное утро были в церкви. А если мы путешествовали, мы шли в храм, там, где мы оказывались.

Я знал, что если я дам поблажку своим собственным детям, они буду давать поблажки своим. Если вы будете делать уступки, они будут делать еще большие уступки. Поэтому данный вопрос никогда не вызывал сомнений. Слава Богу, все наши шестеро детей православные, с православными супругами и все наши 17 внуков православные. И каждое воскресное утро они в храме.

Сейчас у православных больше богослужений, чем у . Что же мы делали? Мы всегда были в субботу на всенощной, на воскресной литургии, и на основных праздничных богослужениях. Было ли это милосердным? Безусловно. Неужели я не отпустил бы их на школьный вечер или большой футбольный матч в субботу вечером? Конечно, это не так. Просто мы не хотели, чтобы они гуляли допоздна, так, что это могло им помешать участвовать утром в воскресном богослужении. В праздники, если у них должна была быть контрольная на следующий день, разве я заставлял их идти в церковь? Конечно нет. Я старался придерживаться принципа, в котором Христос и Церковь должны были на первом месте, но не вбивать это насильно. Тут была дисциплина, но было и милосердие.

Тот же дух мы пытались сохранить на домашней молитве. Когда дети были маленькими, мы читали им каждый вечер истории из Библии. Мы молились все вместе. Мы делали так всегда, а когда они подросли, мы учили их по вечерам произносить свои собственные молитвы.

Становясь православными, мы изучали церковный календарь. Во времена Рождественского и постов в журнале «Лексикон» появлялись библейские отрывки из Старого и Нового Завета. На протяжении Рождественского и Великого Постов мы читали эти отрывки каждый вечер за общим столом. Если я был в дороге, я просил кого-нибудь почитать. Таким образом, наша семья соблюдала духовный пост, который предписывается Церковью в продолжение этих двух периодов. Если я был дома, я читал и комментировал отрывки. Мы обсуждали, как отрывок можно было применить к нашей жизни, и как он соотносился с Рождественским и Великим Постом.

В остальное время года, я обычно благословлял пищу и затем зачастую разговор за ужином шел о Христе. Если у детей возникали вопросы, я открывал Писание вместе с ними. Таким образом, мы обнаружили, что ритм церковного года привносил душевное равновесие.

3. Любите своих супругов.

В-третьих, я не могу не придать этому значения, мы очень поддерживаем своих детей, когда мы любим наших супругов. Психологи говорят, что для детей важнее не столько ощущать любовь родителей к себе, а знать, что папа и мама любят друг друга. Дети инстинктивно чувствуют, что если любви в браке больше нет, то немного ее остается и для них самих.

Красивый отрывок из Послания к Ефесянам описывает такую любовь. Это тот отрывок, который читается в качестве Апостольского послания на православном венчании. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (ст.25). Это означает, господа, что мы любим ее так, чтобы мы могли умереть за нее. Мы жертвуем собой друг ради друга. Это то, о чем свидетельствуют венцы на церемонии. Я люблю свою жену больше, чем я люблю свою жизнь. Венцы также свидетельствуют о царском достоинстве. В своем наставлении на венчании младшего сына я сказал: « Питер, обращайся с ней как с королевой! Кристина, относись к нему, как к королю». Такая расстановка прекрасно работает.

Еще мне кажется, мы никогда не перестаем ухаживать друг за другом. Мы с Мэрилин до сих пор ходим на свидания, а ведь мы уже женаты сорок пять лет! Иногда просто необходимо отдохнуть, сходить куда-то вместе, поговорить и выслушать друг друга и продолжать пребывать в любви. До , я спросил одного своего друга, у которого были прекрасные отношения с женой. Я спросил его, в чем секрет. Он ответил: «Постарайся узнать, что ей нравится, и делай это». Мэрилин любит ходить по магазинам. В начале нашей совместной жизни мы ничего не могли себе позволить, поэтому ходили и смотрели на витрины, после того как магазины уже закрывались.

Сейчас, когда выдается свободный день, я спрашиваю ее: «Что бы тебе хотелось поделать, дорогая?»

Она обычно отвечает: «Пошли по магазинам».

Я надеваю спортивную куртку, и мы едем в центр, я держу ее за руку, пока мы изучаем витрины, и я покупаю что-нибудь в подарок внукам. Возрастайте в своей любви, и не переставайте ухаживать друг за другом.

4. Никогда не наказывайте в гневе

Бывают времена, когда дела идут неважно, даже очень плохо. Мне очень хотелось бы вам сказать, будто никому из наших шестерых детей никогда не доставалось на орехи. Или, что мама или папа были абсолютно непогрешимы. Я не знаю такой семьи, где такое бывает. Я бы сказал, что в сравнительном отношении, троих из наших детей было относительно легко воспитывать, а трое были более трудными. Если кто-то из них начинал упрямствовать в подростковом возрасте, я говорил Мэрилин: «Помнишь, какими мы были в этом возрасте? Они ничем не отличаются от нас». Я был , и частично это проявилось в наших детях.

Св. Иоанн Богослов сказал: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин 4). И наоборот. Нет большей сердечной боли, чем когда дети твои не ходят в истине. У нас было несколько больших неприятностей в семье. Были ночи, когда я и моя жена рыдали в подушку, пытаясь уснуть. Мы говорили: «Господи, есть ли свет в конце этого тоннеля?»

Будучи еще молодым родителем, я запомнил одну из строк Ветхого Завета из Книги Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Уверяю вас, это обетование от Бога истинно. Бывали времена, когда я сомневался, что наша семья будет стоять перед Господом в полном составе. Я благодарю Бога за раскаяние и прощение, исправление и Его милость.

Сразу за наставлением Св.Апостола Павла в отношении брака в Послании к Эфесянам, он продолжает поучение на тему отношений родителей и детей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» – это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6 Еф 1-3). Это еще одно достоверное обетование. Если ребенок слушается родителей, он проживет долгую жизнь. Поэтому мы учим их послушанию.

Полезно время от времени садиться со своими детьми и напоминать им, почему так важно . Потому что, если дети не научаться подчиняться своим родителям, они не научатся подчиняться Господу. А последствия этому ужасны, и в этой, и в будущей жизни. Поэтому одна их причин, почему мы слушаемся своих пап и мам, это то, что таким образом мы исполняем Господни заповеди.

Следующая строка демонстрирует нам обратную сторону монеты: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, и воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6Эф4). Не помню, где я взял эту идею (а сам я редко их изобретаю), но когда мне приходилось делать замечания нашим дочерям, я брал их за руку. Когда я был еще молодым отцом, я обычно сажал их на стул, и сам садился напротив. Но однажды я сказал себе, что это не передает того, что мне хочется им сказать. Поэтому я стал садиться с ними на диван, брал за руку, и, глядя им в глаза, говорил, чего я от них хочу.

Когда мои дочери стали взрослыми, двое из них не сговариваясь, благодарили меня за то, что я держал их за руку, когда делал им замечания. У них обеих были друзья, чьи отцы приводили их в большое смущение своей возможно слишком строгой манерой наказания. Я призываю отцов остерегаться такого дисциплинарного воздействия на детей, которое может породить у тех гнев. После любого назидания, обнимите их и покажите им, что вы их любите.

Временами отцу необходимо воздержаться от наказания, потому что сам он находится в гневе. Помните строчку из Мультфильма «Невероятный Халк»? «Я могу вам не понравиться, когда я в гневе». Если это так для персонажа мультфильма, насколько это более актуально для реального отца?

5. Помогите вашим детям распознавать Божию волю.

Давайте еще раз заглянем в Книгу Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Фраза «он не уклонится от него, когда и состарится» не подразумевает того пути, который вы для него определили. Это тот путь, который определил для него Господь. Другими словами, принимая во внимание дарования ребенка, его эмоциональный склад, его личность, его интеллект, его призвание, вы должны помочь ему распознать тот путь, который Господь для него определил.

Я очень рад, что Питер Джон семинарист, а муж Вэнди православный дьякон. Но это не значит, что я рад за них больше чем за Грэга, который работает маркетологом, или за Терри, мать пятерых детей, или за Джинжер и Хайди, которые работают, чтобы помочь своим мужьям обеспечивать своих сыновей.

Я повторю, что наша родительская задача, помочь нашим детям определить, чего Господь ждет от них, и затем обучать их в этом направлении. Каким бы ни было их призвание, предпринимательство или юриспруденция, продажи или служение Церкви, я хочу, чтобы они прикладывали в своем деле все свои усилия, во Славу Божию. И между прочим, каждый из нас находится на служении Христу по завету нашего Святого Крещения. Миряне или клирики, мы все определены на служение Ему. Поэтому, что бы мы ни делали, мы стремимся делать это во Славу Божию.

Вот те шаги, которые мы старались предпринимать в отношении наших детей. Слава Богу, эти усилия принесли достойные плоды. На настоящем этапе жизни, когда нас осталось дома всего двое, приятно мысленно возвращаться в прошедшие годы и благодарить Господа за детей, супругов, и внуков, которые являются верными членами Церкви. Нет ничего лучше этого.

Это не значит, что больше никогда не будет никаких проблем. Я, конечно, наивный, но не настолько, чтобы в это поверить. В нашей жизни могут случиться неприятности. Но как мы говорим на свадьбах: « закладывают основания домов». Наши годы это не время почивать на лаврах, а время благодарственных молитв.

Да даст вам Господь радость воспитания вашей семьи во Христе, как испытали ее мы, воспитывая наших детей.

О.Питер Е.Гиллкист – директор Департамента Миссионерства и Евангелизма Антиохийской Православной Митрополии в Северной Америке, издатель Conciliar Press . Он и его жена Мэрилин живут в Санта-Барбаре, в Калифорнии.

*(Bethel College) Христианский колледж в штате Миннесота.

** Campus Crusade for Christ -Американская Христианская транснациональная миссия

Статья впервые напечатана в журнале AGAIN, номер 4, лето 2004 г. Перевод с английского Марины Леонтьевой, специально для “Православие и мир”









2024 © sattarov.ru.