Святитель Феофан Затворник: великий учитель христианской жизни. Жизнеописание и советы. Паломнические поездки. Успенский Вышенский монастырь


Беседа архиепископа Верейского Евгения с протоиереем Георгием Глазуновым, настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка Шацкого района Рязанской области.

Отец Георгий, житие святителя Феофана Затворника известно многим, почти все его труды переизданы за последние годы, но очень мало кто знает о том, как происходило обретение его мощей. Канонизация святителя Феофана была большим событием, поэтому очень хочется поподробнее узнать предысторию этого прославления именно от Вас - свидетеля и непосредственного участника обретения честных останков.

Сюда, на этот приход в честь преподобного Сергия Радонежского, я был назначен после обучения в Московской духовной академии, в 1972 году, уже в сане священника. Вышенский монастырь тогда был закрыт, а наш храм был ближайшим из действующих - в двух километрах. Летом 1973 года из Академии приехали игумен Марк (Лозинский) - наш преподаватель гомилетики, и иеромонахи Елевферий (Диденко) и Георгий (Тертышников), которые в тот год только закончили МДА. Мы посидели за столом, попили чайку, побеседовали и решили поехать послужить панихиду по владыке Феофану - он был захоронен в храме Казанской иконы Божией Матери в Вышенской обители. Тогда, в 1973 году, отношение к Церкви было довольно жесткое, поэтому никакой речи об официальном обретении мощей и быть не могло.

А какая организация занимала в то время монастырь?

Психбольница. В Казанском храме у них был склад. Когда мы приехали, я попросил кладовщицу открыть нам храм, и мы увидели грустную картину: выбиты окна, все загажено голубями, набросаны дрова, бочки, кровати - и среди этого хаоса погребен святитель Феофан.

Его надгробие сохранилось цельным - это мраморная плита в метр толщиной, она стояла прямо над склепом. А в самом склепе сбоку была пробита дыра, и туда было набросано много всякого мусора: какие-то трубы и железяки.

Знакомая картина. Так разоряли многие могилы православных архиереев и священников, всегда искали какие-нибудь драгоценности…

Да-да, говорят, там золото искали. Мы почистили и помыли надгробие, отслужили панихиду, скорбно на все это посмотрели и поехали домой, задавшись целью как-нибудь вывезти честные останки святителя Феофана, чтобы они не были в таком поругании.

Через какое-то время снова приезжает отец Елевферий, на этот раз один, поскольку его прислал отец Марк (Лозинский). И мы вдвоем начали разбирать внутри склепа в Казанском храме. Сначала отец Елевферий выгреб хлам - я помогал ему сверху, - а потом мы вдвоем вскоре обрели разломанный гробик. Первым делом увидели голову святителя Феофана, она была разбита на три части - наверное, ее чем-то тяжелым ударили. Вынув дощечки гроба, мы стали перебирать все пальчиками, буквально сантиметр за сантиметром. И на удивление собрали абсолютно всё: голени, ребрышки, позвоночник, я даже посчитал, сколько каких косточек должно быть. Там же в склепе мы обнаружили Евангелие святителя Феофана. Все это мы собрали и привезли ко мне домой. Какое-то время мощи находились у меня, а потом к нам прислали человека, который приехал с чемоданом, все это упаковал и отвез в Троице-Сергиеву лавру.


По сути дела - все было в строгом секрете?

Да, знали об этом только мы втроем, да еще отец Кирилл (Павлов). Мощи благословили поставить во Всесвятском храме - в подклете Успенского собора, и там они находились до 1988 года. Отец Георгий (Тертышников) готовил материал, который позже стал одним из оснований прославления. Мы с ним неоднократно встречались в Лавре, говорили на эту тему, и он был уверен: «Придет время, и канонизация состоится». Когда наступило «потепление» в отношении государства к Церкви, отец Георгий еще усерднее взялся за вопрос канонизации. Святитель Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Соборе 1988 года.

Как только состоялась канонизация, наш владыка, митрополит Рязанский Симон, благословил пристроить к нашему храму в Эммануиловке придел в честь святителя Феофана. Строительство прошло довольно быстро, и в том же 1988 году состоялось перенесение мощей святителя в наш храм. Служил владыка Симон, служба была торжественная, с крестным ходом с мощами вокруг храма, причащалось в тот день около двух тысяч человек. А многие мне потом рассказывали, как видели на ясном небе сверкающую молнию во время крестного хода.

А что стало с гробницей святителя Феофана, она так и оставалась в заброшенном Казанском храме?

Нет, я дружил с главврачом психбольницы, и он разрешил мне вывезти надгробие. Это мы сделали вскоре после того, как мощи были перенесены в Лавру. Целая глыба, весом в 6,5 тонн, на ней были высечены ноты и располагалась каменная митра - но в советское время митру сбили, даже осколков не сохранилось. Еле-еле, при помощи военной машины с лебедкой, вытащили надгробие и привезли сюда, в Эммануиловку. Здесь отмыли, поставили в церковную ограду, а когда сделали придел, то владыка Симон благословил поставить под алтарь. Так и сделали.

И долго ли находились мощи святителя у вас в храме?

14 лет, и за эти годы было много свидетельств о чудесах. Иногда я жалею, что не записывал их, и некоторые уже позабылись. Приведу некоторые из тех, которые были относительно недавно.

Одного мальчика, который от рождения не ходил, привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике святителя Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи. И вот, когда они в третий раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол, мама его опустила, и он побежал. Прихожане говорят: «Что ты не возьмешь ребенка, он у тебя бегает по храму, мешает молиться!» - а она стоит и всю службу плачет от радости, сказать ничего не может: мальчонка от роду не ходил, а здесь побежал!..

Или вот такой случай: военный летчик из Волгограда приехал сюда как паломник, у него болела поясница - хронический радикулит, он много уже потратил денег на лечение, но все без толку. А здесь он искупался, боль полностью прошла - и на следующий год он снова приехал, поблагодарить святителя Феофана.

Вместе с паломниками сюда как-то приехала одна женщина, у нее была межпозвоночная грыжа. После того, как она искупавшись в источнике, вдруг уже не стала ощущать боли в своей спине. А перед тем она прошла томографию, и врачи оформляли ее на вторую группу инвалидности. Возвращается из паломничества, идет снова на томографию - а врачи говорят: «Никакой грыжи нет». И таких случаев очень много, люди приезжают и рассказывают свои истории.

Четырнадцать лет - немалый срок. Что происходило в это время в Вышенской обители?

В 1990 году часть зданий передали Церкви, началось восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь - была открыта женская обитель. Богослужения совершались в Успенском храме, единственном отреставрированном, сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.

Но и эти сложные обстоятельства уже предоставляли возможность перенести мощи святителя в монастырь, который он называл «райским уголком». 29 июня 2002 года мощи крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Успенский храм Вышенского монастыря, где их встречал Святейший Патриарх Алексий II - именно по его благословению совершалось это дивное событие.

28 лет потребовалось на то, чтобы святитель смог снова с честью вернуться под своды любимой обители. И вслед за святителем туда смогли переселиться сестры возобновленного монастыря.

Игумен Марк (Лозинский) родился 4 июня 1939 года в Ивангороде Ленинградской области, в семье священника. Окончил Московскую духовную академию. Преподавал гомилетику, Священное Писание Ветхого Завета и пастырское богословие в МДА. В 1969 году защитил магистерскую диссертацию, в которой он собрал и систематизировал огромный материал из изданного и архивного наследия епископа Игнатия (Брянчанинова). С 1964 года и до конца земного поприща нес послушание помощника заведующего Церковно-археологическим кабинетом МДА. Скончался 29 января 1973 года.

Архимандрит Елевферий (Диденко) родился 4 января 1940 года в городе Батайске Ростовской области. В 1973 году окончил Московскую духовную академию. В 1974 году назначен помощником инспектора. Преподавал Священное Писание и гомилетику. С 1974 по 1983 год - старший помощник инспектора, а с 1983 по 1985 год - заведующий Церковно-археологическим кабинетом. К началу 90-х - наместник Киево-Печерской лавры. В 1992 году смещен с настоятельства за отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи в поддержку решения Собора Украинской Православной Церкви о даровании ей автокефалии. В настоящее время клирик храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Самаре, духовник Самарской семинарии.

Архимандрит Георгий (Тертышников) родился 22 июня 1941 года в селе Книгино Ипатовского района Ставропольского края. В 1973 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, тема диссертации: «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника». Изучение наследия святителя Феофана стало главным трудом жизни отца Георгия: им была составлена симфония по трудам святителя, к 1988 году он готовил материалы к канонизации святителя Феофана, в 1990 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». Архимандрит Георгий преподавал в МДА историю Русской Церкви, общую церковную историю, догматическое богословие, гомилетику. В 1989 году отец Георгий - старший помощник инспектора МДА. В 1990 году в течение нескольких месяцев был ректором Тобольской семинарии. Собрал материалы к канонизации радонежских святых: преподобных Кирилла и Марии, преподобного Варнавы Гефсиманского и архимандрита Антония (Медведева). Скончался 2 октября 1998 года.

Представляет избранные изречения и советы Вышенского святителя.

Духовная жизнь

  1. Не говорите: «Не могу». Это слово - не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе.
  2. Угрюмая, отталкивающая жизнь не есть Божия жизнь. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причёсывали, то разумел именно, чтобы не угрюмничали.
  3. Враг обычно подбегает и твердит: не спускай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охранение от заклевания - смиренная уступчивость.
  4. О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного. Но мера в месяц однажды или два раза - самая мерная.
  5. С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить - и все читать. Сто раз прочитай, а там всё равно всё будет недочитанное.
  6. Следует о житейских делах хлопотать, как о Господнем поручении и как пред Господом. Когда так настроитесь, то ни одно дело житейское не отдалит вашей мысли от Бога, а, напротив, приблизит к Нему.
  7. С весёлыми не знакомьтесь, а с богобоязненными.
  8. Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в неограничении своих желаний, но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети.
  9. Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы.

Молитва

  1. Коль скоро молитва исправна, всё исправно.
  2. Молясь Богу, лучше не воображать Его никак, а только веровать, что Он есть: есть близ и всё видит и слышит.
  3. Лекари говорят: «Натощак не выходи наружу». В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа - и уже не тощею выходит на дела дня.
  4. Главное расположение молитвы да будет покаянное, ибо мы много согрешаем все.
  5. Хозяйственные дела могут извинять только недолгое стояние на молитве, а оскудение внутренней молитвы извинять не могут.
  6. Бог не слышит? Бог всё слышит и видит. Только желание твое исполнить не находит полезным для тебя.

Борьба со страстями

  1. Как огня бойтесь действовать по страсти. Где хоть малая тень страсти, там не жди проку. Тут прячется враг и всё перепутает.
  2. Не думайте, что можно позволять вольность мыслям, чувствам, словам и движениям. Надо держать всё на привязи и управлять собою.
  3. Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго.
  4. Когда пьете воду, то вынимаете и малейшую попавшую туда мушку; когда занозите палец, то будь заноза едва видна по малости, вы спешите избавиться от беспокойства, ею причиняемого; когда попадет в глаз порошинка самомалейшая и мутит глаз, вы поднимаете большие хлопоты, чтобы поскорее очистить от нее глаз. Так положите себе законом действовать и по отношению к страстям: в каком бы маленьком виде они не проявлялись, спешите выгнать их, и так безжалостно, чтобы и следа их не осталось.
  5. Ока своего умного не сводите с сердца, и всё, исходящее оттуда, тотчас схватывайте и разбирайте: хорошо - пусть живёт, не хорошо - тотчас убить его надо.

Духовное руководство и послушание

  1. Бойся оставаться без всякого руководства; взыщи его как первого блага.
  2. То правда, что все реже и реже становятся лица, к которым можно было бы благонадежно обратиться за советами о духовной жизни. Но они всегда есть и будут. И желающий всегда находит их по милости Божией.
  3. Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом, и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику.
  4. Настоящее послушание слушается, не видя оснований и не смотря на своё нехотение.

Скорби

  1. Много на небе уготовано обителей; но все они - обители страдавших и скорбевших.
  2. Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает или даже более: берёт за руку и ведёт.
  3. Спасительная Божественная благодать для пробуждения грешника от усыпления, направляя свою силу на разорение той опоры, на которой кто утверждается и почивает своею самостию, вот что делает: Кто связан плотоугодием, того ввергает в болезни и, ослабляя плоть, дает духу свободу и силу прийти в себя и отрезвиться. Кто прельщен своею красотою и силою, того лишает красоты и держит в постоянном изнеможении. Кто упокоевается на своей власти и силе, того подвергает рабству и унижению. Кто много полагается на богатство, у того отнимается оно. Кто высокоумничает, тот посрамляется как малосведущий. Кто опирается на прочность связей, у того они разрываются. Кто положился на вечность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертию лиц или потерею вещей нужных.

Семейная жизнь и воспитание детей

  1. Кто в семье живёт, тому и спасение от семейных добродетелей.
  2. Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он, сам того не сознавая, даёт позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог.
  3. Имей жену подругою и сильной любовью заставляй её быть себе покорной.
  4. Жене надобно украшать себя преимущественно добродетелями, другие же украшения иметь как нечто стороннее, средственное.
  5. Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, в нем крайняя степень нечестия.
  6. Я всегда твержу матерям, заботливым о чадах: вы - причастницы мученического подвига, ждите и венца такого.
  7. Нет греха больше неуважения и оскорбления матери. Благо обещано чтущим родителей. А для не чтущих - лишение благ.
  8. Весьма благотворное влияние имеет на детей частое ношение их в храм, прикладывание ко святому кресту, Евангелию, также поднесение к иконам, осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника, и вообще всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил.

Телесное здоровье

  1. Здоровье - что лошадка: загонишь - ехать не на чем.
  2. Всё, что городят обыкновенно юноши неудержные, после будет отзываться в старости болезнями и немощами
  3. Воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно даёт долгоденствие.

Смерть и память смертная

  1. Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет пред тобою и будет за тебя или против тебя.
  2. Очень много зла от мысли, что смерть за горами. Извольте приблизить её и помните, что ей из-за гор ничего не стоит прискочить.
  3. Поселите поглубже в себе страх Божий - и он, взяв в руки бразды правления вашего внутреннего человека, устремит вас вслед Господа.

Спасение себя и исправление других

  1. Кто же это вам сказал, что трудно спастись? Стоит только захотеть и взяться за дело решительно - и спасение готово.
  2. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол между апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник - и на кресте спасся.
  3. Станьте исправными - тогда и священник тотчас переменится. Подумает: с этими нельзя кое-как исправлять дело священное, надо благоговейно служить и назидательные вести беседы. И исправится.
  4. Враг, губитель душ, чрез ревность о спасении всех оставляет в пагубе душу того, кому влагает такие мысли.

Православная Церковь и вера

  1. Веровать свойственно душе возвышенной и великой, а неверие служит признаком души неразумной и низкой.
  2. Надо тебе истину знать и веровать в нее: где ты ее возьмешь помимо Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15)? Надо тебе благодать приять: где ты обретешь ее, кроме Церкви, хранительницы Таинств, без которых не подается благодать? Надо тебе руководство верное иметь и в деле ведения и в деле жизни: где ты его встретишь помимо Церкви, в коей единой есть богоучрежденное и Богом поставляемое пастырство? Надо тебе с Господом Иисусом Христом сочетаться: где ты его сподобишься, если не в Церкви, коей Глава есть Христос Господь?
  3. Католики помутили апостольское Предание. Протестанты взялись поправить дело и ещё хуже сделали. У католиков Папа один, а у протестантов что ни протестант, то Папа.
  4. Кто говорит: «Я, и молясь дома, могу привлекать к себе Небесный Дух», тот походит на человека, который надеется утолить жажду одним воображением воды.
  5. Когда ослабеют или изменятся начала: Православие, Самодержавие и Народность, русский народ перестанет быть русским.

Свт. Феофан Затворник

Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас" - так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых - святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского.

В приведенном выше кондаке святителю обращается внимание на то, что его имя - Феофан - происходит от греческого слова "теофания", то есть "Богоявление" - "Богоявлению тезоименитый". Интересно, что храм в келье святого был устроен в честь Богоявления, скончался он в день праздника Богоявления, да и образ Богоявления писал чаще, чем остальные иконы.

Родился Феофан, в миру - Георгий Васильевич Говоров, 10/23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем - в Орловской семинарии, и, наконец, в Киевской духовной академии. В 1841 г. в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем были служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии, поездка в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в качестве настоятеля посольской церкви. Именно во время этих поездок по Востоку иеромонах Феофан основательно изучает аскетические творения Отцов Церкви, это очень пригодится ему впоследствии, как для собственного монашеского делания, так и для того, чтобы наставлять всех стремящихся к духовной жизни.

1-го июня 1859 г. состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовской епархии. Его служение на нашей земле продолжалось недолго, всего три года, но и за краткое это время святитель успел приобрести всеобщую глубокую любовь своей паствы. Кроме выдающихся человеческих качеств - таких, как необыкновенная кротость, редкая деликатность, заботливое внимание к нуждам и потребностям каждого человека, архипастыря отличал большой организаторский талант во всех сферах церковной жизни. Для повышения уровня духовного образования епископом было открыто множество церковно-приходских школ, святитель поощрял и священников, которые открывали школы при храмах, и мещан, которые жертвовали средства на строительство школ и церквей. При содействии Преосвященного Феофана в Тамбовской епархии начали открываться воскресные школы - как для детей, так и для взрослых. По его ходатайству с 1-го июля 1861 г. при Тамбовской духовной семинарии стали издаваться "Тамбовские епархиальные ведомости" с несколькими статьями самого епископа в каждом выпуске. Заботился святитель и о благоустройстве храмов - "древнейших и наилучших училищ духовного просвещения".

Почти каждое богослужение владыки сопровождалось проповедью, а проповедником он был изумительным. Современники вспоминали, что его слова всегда доходили до глубины сердца, вызывали всеобщие рыдания и стремление начать новую, лучшую жизнь. Архипастырь побуждал к проповеди и священников, ревностных поощряя, а нерадивых наказывая. Так, в "Тамбовских епархиальных ведомостях" за 1861 г. имеется следующее его распоряжение: "Священника Светлова, без уважительных причин не говорившего ни одного поучения в течении целого полугодия, оштрафовать на вдов и сирот духовного звания на 6 рублей серебром и пропечатать не говорившего поучения в Ведомостях ко сведению епархии".

По воспоминаниям очевидцев, святитель Феофан, служа в Тамбове, вел очень простой образ жизни. Носил он подрясник и рясу из недорогой черной материи, пища его была самой невзыскательной. Вкушал он очень немного, практически никогда не ужинал. Почти весь его день проходил в молитве.

Простота и приветливость привлекали к нему людей, и с каждым из них, невзирая на лица, владыка обращался с примерным терпением и благодушием. Когда в 1860 г. Тамбовскую губернию постигла страшная засуха, преосвященный Феофан поддерживал паству не только словом, но и делом. Из своих личных средств он оказывал значительную материальную помощь пострадавшим от пожаров, а свою квартиру и все свободные помещения архиерейского подворья он предоставил в полное распоряжение погорельцам.

13-го августа 1861 г., при непосредственном участии епископа Феофана, состоялось открытие мощей св. Тихона Задонского, которого владыка издавна очень почитал.

Однако, недолго довелось тамбовской земле находиться под духовным окормлением святителя. В 1863 г. епископ получил известие о перемещении на древнюю Владимирскую кафедру, а в 1866 г., находясь, казалось бы, на самом взлете практической деятельности, епископ Феофан подает прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Прошение удовлетворено, и святитель наконец-то получает то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание - полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое "внутреннее делание".

Уйдя в затвор, святитель Феофан ежедневно совершал Литургию в своей небольшой церковке, проводил время в духовных и телесных подвигах, непрестанной молитве, тщательном самонаблюдении, в напряженном чтении и богомыслии, и, наконец, в писательских трудах.

Весь свой величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был использован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьянина. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан отвечал на каждое, чутко угадывая духовное состояние и потребности писавших, находя для каждого необходимое слово, идущее прямо к сердцу. Он обладал редким даром просто и кратко говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.

Хотя эти письма были адресованы конкретному человеку, в них есть то, что замечательно подходит каждому христианину. Вот что, например, писал святитель "одной почтенной особе в Тамбове" по поводу кончины архиерея и об "экзамене", ожидающем после смерти каждого человека:

"Милость Божия буди с вами! Верно вы уж воротились. Наплакались, нагоревались... Теперь пора и утешиться. Владыка отошел не на худшее, а на лучшее. Следовательно его ради надо радоваться, что кончились труды и хлопоты и начинается покой. - И для нас это тоже лучше. Он будет молиться о нас, и тамошняя молитва прямее и сильнее. Ему яснее, что нам нужно, и он будет прямо говорить Господу: даруй им то и то... И поскольку будет говорить прямо пред Господом, слышнее будем молитва его. Следовательно, нам нечего горевать... а скорее радоваться и его ради и себя ради.
Станем и мы собираться... Будет экзамен. Просмотрим программу, и чего не учили, доучим, что позабыли, припомним, что не твердо знаем, протвердим. И поспешим это уладить... Ибо кто знает, может быть, вот-вот и кликнут: Феофан Вышенский... или N Тамбовская... или еще кто.., и выходи... Ни тетрадок, ни книжек нет... и подсказать некому. Всякий один... как перст... со своими только средствами... Так вон оно что?! Всяко с чувствами мудрено совладать... Господь да утешит нас всяким утешением.

Ваш богомолец епископ Феофан".

Особое внимание в своих письмах святитель Феофан уделял молитве, считая ее царицей духовной жизни, точка опоры которой - смирение.

"Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва - дыхание духа. Есть молитва - живет дух; нет молитвы - нет жизни в духе.

Стоять перед иконой и класть поклоны - не есть молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их - не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения или возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу - чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и прочее.

Вся наша забота здесь должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы эти и подобные чувства наполняли душу нашу, чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нем все эти чувства или какое-либо одно из них, устремленное к Богу, то молитвословие наше есть молитва, а когда нет, оно не есть еще молитва.

Молитву или устремление сердца к Богу нужно возбудить и возбужденную укрепить, или, что то же, нужно воспитать в себе молитвенный дух.

Первый способ к этому есть читательное или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай как следуй молитвословие и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, то есть войдешь в молитвенный дух. В молитвах святых отцов движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит молитвенной силы по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтобы наше молитвословие сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие.

Вот для этого три самых простых приема: не приступай к молитвословию без должного приготовления; не совершая его кое-как, а со вниманием и чувством; не тотчас по окончанию молитв переходи к обычным занятиям.

Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, Кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение, и возбудит в душе твоей соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом предстояния Богу в сердце. Здесь - начало молитвы, а доброе начало - половина дела.

Установившись так внутренне, стань перед иконами, перекрестись, поклонись и начинай обычное молитвословие. Читай неспешно, вникай в каждое слово; мысль каждого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами с крестом.

Когда закончишь свое молитвословие, не тотчас переходи к каким-либо занятиям, но также хоть немного постой и подумай, что это тобою сделано, и к чему это тебя обязывает, сохраняя после молитвы особенно то, что на тебя крепко подействовало. Само свойство молитвы таково, что, если хорошо помолишься, как следует, то не захочешь скоро озабочиваться делами: кто вкусит сладкого, не захочет горького; а вкушение этой сладости молитвы ест цель молитвословия, и чрез это вкушение сладости молитвенной в молитвословии воспитывается молитвенный дух".

О пребывании в монастыре святитель Феофан писал: "Вышу можно променять только на Царство Небесное". Эти слова сбылись, именно на Царство Божие он "променял" свою скромную монашескую келью. Когда 6-го января 1894 г., в праздник Крещения Господня, Преосвященный Феофан скончался и его стали облачать в святительские одежды, на его лице явственно для всех просияла улыбка. О последних днях земной жизни человека святитель писал: "В час смерти в сознании чередой проходят деяния жизни, отражая в лице и очах умирающего или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам". Очевидно, что святитель, вся жизнь которого была непрестанным хождением пред Богом, имел упование не расстаться с Господом и скончался в надежде наследия блаженной вечности.

Узнав о том, что скончался всеми почитаемый святитель, в Вышенскую обитель хлынули толпы людей разных сословий, общественного положения, всех возрастов и профессий. В день погребения их число достигло нескольких десятков тысяч.

Ныне мощи святителя Феофана находятся в храме св. Сергия Радонежского в селе Эмануиловка Шацкого района Рязанской области, в двух километрах от бывшей Вышенской пустыни.

29 июня Русская православная церковь вспоминает перенесение мощей святителя Феофана, затворника Вышенского, одного из великих учителей Православия в XIX веке.

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 г . в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году он окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1841 году и был удостоен степени магистра богословия. В том же году он принял монашество с именем Феофан.

Молодой магистр первоначально посвятил себя учебно-воспитательной деятельности, последовательно проходя должности ректора Киево-Софиевского духовного училища, затем инспектора Новгородской семинарии, а потом бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии (СПДА).

В 1847 г. будущий святитель в составе русской духовной миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены духовной миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. святитель Феофан в сане архимандрита стал преподавателем в СПДА, затем - ректором Олонецкой духовной семинарии.

С 1856 г. архимандрит Феофан был настоятелем посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. - ректором СПДА.

В 1859 г. архимандрит Феофан был хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 году он по прошению был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.

В 1872 г. святитель Феофан ушел в затвор, во время которого продолжал активную переписку со своими духовными учениками, занимался переводами с греческого и других языков, создал свои литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей. Наиболее значительные труды святителя Феофана ‑ "Письма о христианской жизни ", "Добротолюбие " (перевод), "Толкование апостольский посланий ", "Начертание христианского нравоучения ".

6 января 1894 г. святитель Феофан скончался и был погребен в храме Казанской иконы Божией Матери в Вышенской обители.

В 1920-х гг., во время атеистических гонений, Вышенский монастырь был закрыт , разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 г. - областная психиатрическая больница.

В 1990 году часть зданий передали Церкви, началось восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь ‑ была открыта женская обитель. Богослужения совершались в Успенском храме, единственном отреставрированном, сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.

Святитель Феофан Затворник был погребен в правом Владимирском приделе . Над его могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг святителя: "Добротолюбие", "Толкование Апостольских посланий" и "Начертание христианского нравоучения".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Многие знают, что епископ Феофан (Говоров) не принимал никого, когда был в затворе в Вышенском монастыре. Даже высоким и знатным гостям отказывал в приеме.

Рассказывают, что известный всей России пастырь Иоанн Кронштадтский просил о встрече Феофана Затворника. Но тот предупреждал, что никого не принимает.

Однажды протоиерей Иоанн Сергиев во время одной из пастырских поездок, привлекавших многих почитателей, побывал рядом с Вышей.

Неподалеку от монастыря ему пришлось переезжать речку.

Тут местные крестьяне пожаловались Иоанну Кронштадтскому, что множество раков, которые здесь водятся, хватают за пальцы девушек, переходящих речушку вброд.

Говорят, что великий чудотворец вздохнул и перекрестился.

С тех пор в речке перестали водиться раки, они ушли. А местные жители долго горевали, как по неразумной просьбе остались без вкусных раков.

Иоанну Кронштадтскому, приехавшему в монастырь, Феофан Затворник написал:

— Простите, досточтимый о. Иоанн. Никого не принимаю. На этом свете не увидимся, а на том, даст Бог, встретимся.

Отказал Святитель Феофан во встрече и Великой Княгине Елизавете Феодоровне с Великим Князем Сергеем Александровичем, которые приехали в монастырь.

Таким строгим был затвор преосвященного Феофана.

В 2015 году будет всенародно отмечаться 200-летие со дня рождения Феофана Затворника.

Телеканал «Культура» приступил к съемкам документального фильма в цикле «Острова» о великом русском святом.

По благословению настоятеля Богоявленского кафедрального Собора протоиерея Александра Агейкина идет работа над сценарием фильма.

Недавно прошли съемки в Свято-Успенском Вышенском женском монастыре. Конечно, волновало, как встретит Святитель Феофан участников съемочной группы.

Оказалось, что в обители рады всем тем, кто приезжает по благословению и кому дорога память о святом Затворнике. Настоятельница монастыря игумения Вера (Ровчан) гостеприимно встретила членов съемочной группы. Разместила на подворье монастыря.

В интервью съемочной группе игумения рассказала, какие трудности испытывают монахини в возрождении обители.

Съемки проходили и в монастыре и за его пределами. Через речку Вышу открывается удивительный вид на огромный монастырь.

В самом монастыре полным ходом идут реставрационные работы. Дел еще непочатый край, а юбилей совсем скоро.

В монастыре два огромных собора – Казанский восстановлен. В нем сейчас проходят монастырские службы. Здесь хранятся святыни Вышенской обители. Образ Казанской иконы Божией Матери и мощи Святителя Феофана Затворника, которым поклонились и помолились пред ними участники съемочной группы.

О том, как были обретены мощи, мы уже писали на сайте в статье о Феофане Затворнике.

Второй Христорождественский Собор еще больше. В нем сейчас полным ходом идут реставрационные работы. Настоятельница монастыря игумения Вера недавно пообещала сестрам монастыря, что праздничная служба в январе 2015 года пройдет в уже восстановленном Соборе.

Продолжаются росписи в трапезной монастыря. Чудесные изображения выполнены палехскими мастерами.

Конечно, главная достопримечательность Вышенской обители – восстановленные кельи Святителя Феофана, в которых он провел в полном затворе более 20 лет.

Здесь он жил и молился. Обстановка в них была самая скромная. Здесь были написаны его знаменитые книги о духовной жизни. За небольшим рабочим столом шла его работа над основными богословскими и пастырскими трудами.

«Путь ко спасению», Толкования на апостольские Послания, Толкования на псалмы, «Евангельская история», многотомное «Добротолюбие». Здесь были написаны и тысячи писем, которыми он вдохновлял, утешал, просвещал своих духовных чад по всей России.

По благословению игумении монастыря матушки Веры съемочной группе разрешили даже осмотреть и запечатлеть небольшой домовый храм Богоявления, в котором Святитель Затворник ежедневно в полном одиночестве совершал Божественную Литургию.

Само имя Феофан означает Богоявленный. И упокоился Святитель в праздник Богоявления Господня. Так неожиданно соединились в почитании Богоявления Феофаном Затворником — Богоявленский храм в кельях Святителя Феофана в Вышенском монастыре и Московский Богоявленский кафедральный Собор в Елохове.

Феофан Затворник действительно никогда не покидал своей обители. За одним единственным исключением. Об этом, мало кто знает. Но однажды при жизни в монастыре он тайно посетил Москву — для поклонения ее святыням.

Мощи Святителя Феофана уже побывали в разных городах России и Украины. Повсюду их встречали тысячи почитателей великого святого. По благословению настоятеля Богоявленского Собора протоиерея Александра Агейкина было передано желание прихожан и многих жителей Москвы о встрече с мощами нашего прославленного святого.

Игумения Вера (Ровчан) сказала, что это было и ее огромным желанием, чтобы жители и гости Москвы встретились с мощами Святителя Феофана Затворника в Кафедральном Богоявленском Соборе и Храме Христа Спасителя в ближайшем будущем.

Надеемся, что это наше общее благочестивое желание скоро осуществится в предверии юбилея Святителя Феофана Затворника.

Владимир Кремень









2024 © sattarov.ru.