Тестирование по обществознанию на тему "политическая сфера общества". При тоталитарном режиме в отличие от демократического Верны ли суждения о тоталитарном режиме


1) существует государственный суверенитет

2) источником власти является народ

3) осуществляется всесторонний контроль за жизнью общества

4) существует свободная пресса

3. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.

Б. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о демократическом режиме?

А. Для демократического режима свойственна развитая структура гражданского общества.

Б. Для демократического режима свойственна многопартийность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Установи соответствие между признаками политических режимов и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ

РЕЖИМОВ РЕЖИМОВ

1) массовый террор А) Демократический

2) наличие оппозиционных партий Б) Тоталитарный

3) бесконтрольность высшего руководства

4) признание народа в качестве источника власти

5) единая обязательная для всех идеология

7. Установи соответствие между формами демократии и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

Б) референдум 2) представительная

В) выборы депутатов парламента

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

А Б В

8. В приведенном списке указаны черты сходства демократического и тоталитарного политического режима и отличия демократического политического режима от тоталитарного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

Тесты по теме «Политическая сфера» для 9 класса

Часть А.

А1.Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется:

1) верховенство парламента

2) республиканская форма правления

3) унитарное государственное устройство

4) разделение властей

А2. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Любые властные отношения носят политический характер.

Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А3. Отличительным признаком федеративного государства является:

1) избрание высших органов государственной власти

2) верховенство исполнительной власти

3) наличие органов местного управления

4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

А4. В Италии президента страны избирает парламент. Ответственность за издаваемые им акты лежит на министрах, которые их предложили. Эти факты характеризуют политический строй Италии как республику

1) президентскую

2) федеративную

3) парламентскую

4) суверенную

А5.Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.

Б. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А6.Что является отличительным признаком правового государства?

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

3) функционирование правоохранительных органов

4) наличие суверенитета

А7.Верны ли следующие суждения о формах правления?

А.Все современные демократические государства являются республиками.

Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А8. Признаком любого государства является:

1) многопартийность

2) разделение властей

3) суверенитет

4) парламентаризм

А9. Что является отличительным признаком демократического режима?

1) федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан

4) наличие публичной власти

А10. Палатой Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности

2) Общественная палата

3) Совет Федерации

4) Верховный Суд

А11. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

1) Правительство

2) Совет безопасности

3) Федеральное Собрание

4) Общественная палата

А12. Что относится к полномочиям Правительства РФ?

1) разработка и принятие законов

2) управление федеральной собственностью

3) решение вопросов гражданства РФ

4) введение чрезвычайного положения

А13. Верны ли суждения о политических партиях?

А. В России сложилась двухпартийная система.

Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной кампании.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Что является формой непосредственного народовластия?

1) выборы

2) многопартийность

3) референдум

4) парламентаризм

А15. Отличительным признаком политической партии является

1) объединение людей с общими интересами

2) создание разветвленной организации

3) право законодательной инициативы

4) стремление участвовать в осуществлении политической власти.

Часть В.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

    Является (ются) выражением народовластия

    Проводится (ятся), как правило, регулярно

    Служит формой демократии

    Предполагает выдвижение кандидатов

В2. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ РЕЖИМОВ

А) гарантии прав и свобод личности 1) демократический

Б) власть единой массовой партии 2) тоталитарный

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ответ:

В3. Прочитай те приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Сложившаяся в стране М. правовая система не отражает стремление общества к правовому государству. (2) Вся политическая власть в стране сосредоточена в руках президента. (3) Ему подчиняются правительство и парламент.

Определите, какое (-ие) положение (-я) текста:

А) отражают факты

Б) выражают мнения

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Ответ:

Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.
Б. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

РЕШЕНИЕ:

Тоталитарный режим - это политический рг‑жим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны, государства. Выделяют следующие признаки тоталитарного режима:
1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером‑диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;
2) наличие официальной, господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национал‑социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как телеологический, т. е. направленный к определенной цели процесс. Идеология не подлежит критике, и отступление от нее строго карается государством;
3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;
4) монополия государства на средства вооруженной борьбы;
5) наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;
6) подчинение экономики государству, командно‑административная система управления.

Верны ли следующие суждения о политической власти?
А.Любая власть носит политический характер
Б. Политическая власть распространяется на все общество
4. Что понимается под формой правления государства?
1. Организация высших органов власти 2. Политический режим 3.распространение власти по территории страны 4.Политическая система
5. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что
1.Сложилась многопартийная система 2.Парламент формируется на основе всеобщих выборов
3.Отдельные регионы имеют свои законодательные органы 4.Народ является источником власти
6. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А.Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы
Б.Демократическому режиму присуща многопартийность
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
7. К политическим правам граждан относится
1. Право собственности 2. Право на личную неприкосновенность 3. Право избирать органы власти 4.Право свободно выбирать место жительства
8.Депутат Государственной Думы может в дополнение к своей основной деятельности
1. Возглавлять законодательное собрание региона 2.Работать в правительстве 3. Преподавать в ВУЗе
4.Быть главой администрации области
9. В Великобритании было отменено право владельцев недвижимости голосовать в нескольких местах нахождения их собственности. Это было движение в направлении избирательного права
1. Всеобщего 2.Равного 3.Прямого 4.Альтернативного
10. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А.В России сложилась многопартийная система
Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной кампании
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
11. Что является высшим правительственным органом государственной власти в России?
1. Правительство РФ 2.Совет Безопасности 3.Федеральное собрание 4.Общественная палата
12. Согласно французской Конституции 1791 года при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов
1.Альтернативных 2.Непрямых 3.Формальных 4. Неравных
13. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А.Многопартийная система ослабляет демократическое государство
Б.Двухпартийная система не исключает наличие других партий
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
14. Что является отличительным признаком правового государства?
1. разветвленная система законодательства 2. Реализация принципа разделения властей
3. Функционирование правоохранительных органов 4.Наличие суверенитета
15. В нашей стране подписывает и обнародует законы
1. Глава Правительства РФ 2. Президент РФ 3. Председатель Совета Федерации 4. Генеральный прокурор
16. Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется
1. Верховенство парламента 2. Республиканская форма правления 3. Унитарное государственное устройство 4.Разделение властей
17. Верны ли следующие суждения о политике?
А.Любые властные отношения носят политический характер
Б.Политическая власть распространяется на все общество
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
18. Отличительным признаком федеративного государства является
1. Избрание высших органов государственной власти 2.Верховенство исполнительной власти
3. Наличие органов местного самоуправления 4. Наличие в территориальных органах своих законов
19. В Италии право избирать депутатов в Палату представителей имеют все совершеннолетние граждане. Это пример избирательного права
1. Пассивного 2.Формального 3. Всеобщего 4.Равного
20. Верны ли следующие суждения о политической власти?
А.Одна из функций политической власти – управление общественными процессами
Б.Политическая власть является одним из видов властных отношений
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
21. Палатой Федерального Собрание в России является
1. Совет безопасности 2. Общественная палата 3. Совет Федерации 4.Верховный суд
22. В Италии президента страны избирает парламент. Ответственность за издаваемые им акты лежит на министрах, которые их подготовили. Эти факты характеризуют политический строй Италии как республику
1. Президентскую 2. Федеративную 3. Парламентскую 4. Суверенную
23. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?
А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики
Б.В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
24. Что является отличительным признаком демократического режима?
1. Федеративное устройство 2. Право на взимание налогов 3. Гарантии прав и свобод граждан 4. Наличие публичной власти

ВАРИАНТ 5

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1 . Что относится к экономической сфере жизни общества?

1) производство материальных благ

3) создание произведений искусства

2) организация государственной власти

4) разработка и принятие законов

А2 . Суждение: «Не спрашивай старого - спрашивай бывалого», - является результатом

1) научного познания

3) обыденного опыта

2) художественного творчества

4) религиозного откровения

А3 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Моральные нормы возникли с появлением государства.

Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А4 . Хранение документов, видео - и фотоматериалов, представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей

1) библиотеки

4) галереи

А5 . Принцип: «Спешите делать добро», - является

1) законом науки

3) предписанием морали

4) правилом этикета

А6 . Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

1) существует товарный дефицит

2) устанавливаются хозяйственные пропорции

4) труд является товаром

А9 . В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс

1) приватизации

3) монополизации

А10 . Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А11 . Отличительным признаком нации как этнической общности является

1) общность языка и духовной культуры

3) наличие публичной власти

2) суверенность во внешней политике

А12 . В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп

2) фермеры

4) служащие

А13 . Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Ссора между приятелями служит проявлением социального конфликта.

Б. Противоречия интересов рабочих и предпринимателей могут вызвать социальный конфликт.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А14 . Палатой. Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности

3) Совет Федерации

2) Общественная палата

4) Верховный Суд

А15 . В Италии президента страны избирает парламент. Ответственность за издаваемые им акты лежит на министрах, которые их предложили. Эти факты характеризуют политический строй Италии как республику

1) президентскую

2) федеративную

3) парламентскую

4) суверенную

А16 . Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

1) безбилетный проезд в метро

3) кража продуктов из магазина

2) порча чужого имущества

А18 . Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?

1) разработка и принятие законов

3) решение вопросов гражданства РФ

2) управление федеральной собственностью

4) введение чрезвычайного положения

А19 . Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину?

1) к нотариусу

3) в органы внутренних дел


2) к мировому судье

4) к адвокату

А20 . Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации ?

А. Все законы, принимаемые в государстве, не должны противоречить Конституции.

Б. Предложения о поправках в Конституции может вносить только Президент.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) является (ются) выражением народовластия

2) проводится (ятся), как правило, регулярно

3) служит формой демократии

4) предполагает выдвижение кандидатов

Черты сходства

Черты отличия

В2 . Найдите в приведенном ниже списке позиции, связанные с совершением преступления, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) нарушение норм права

3) лишение свободы

2) выговор

4) действие или бездействие

5) предупреждение

Ответ: ___________________

В3 . Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг

1) экономическая

Б) отношения «отцов» и «детей»

2) социальная

В) межнациональный конфликт

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В4 . Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «духовная культура».

1) ценности

2) творчество

3) искусство

5) фабрика

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ: _______________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица ».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии , возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158-159

С1

С2

С4

С5 . В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

С6

Ключи Вариант 5 .

№ задания

№ задания

№ задания

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) основные типы безработных;

2) естественный уровень безработицы;

3) оценка безработицы как экономического явления.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Максимальный балл

С2 . Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

Должны быть указаны следующие виды безработицы:

1) фрикционная;

2)структурная;

3) циклическая.

Указаны три вида безработицы

Указаны любые два вида безработицы

Указан любой один вид безработицы, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

В ответе указываются следующие категории людей:

1) те, кто сам оставляет работу;

2) те, кто был уволен администрацией;

3) те, кто впервые выходит на рынок труда.

Максимальный балл

С4 . Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

1) характеристика естественного уровня безработицы: количество ищущих работу равно числу свободных мест

2) два примера ситуаций, при которых уровень безработицы

выше естественного, допустим:

Экономический кризис в странах Запада в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века,

Радикальная перестройка в экономике восточноевропейских стран в 1990-е годы. Могут быть приведены другие примеры.

Дана характеристика, приведены два корректных примера

Дана характеристика, приведен один корректный пример, ИЛИ приведены два корректных примера без характеристики

Дана характеристика, ИЛИ приведен один корректный пример

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С5 . В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из при чин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста: «распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения»;

2) причина высокого уровня безработицы среди молодых, например:

Недостаток опыта;

Низкая квалификация;

Активные поиски лучшей работы;

Завышенные ожидания.

Могут быть указаны другие причины.

Приведено положение, указана причина

Приведено положение текста ИЛИ указана причина

Ответ неверный - или отсутствует

Максимальный балл

С6 . В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что

Конкуренция на рынке труда заставляет работников повышать свою квалификацию.

Утрачивая одну работу, человек может найти другую, более привлекательную для себя;

в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что

Наличие большого количества людей, незанятых в производстве, снижает темпы его роста, ведет к экономическим потерям;

Люди, которые долгое время не могут найти работу, теряют свою квалификацию;

Состояние безработного отрицательно влияет на настрой человека, отражается на отношениях с близкими.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл









2024 © sattarov.ru.