Современные теории деятельности. Леонтьев А. Н., "Теория деятельности": кратко о главном


Теория деятельности

Создана в советской психологии. Значительный вклад в нее внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и многие другие. Основа ее - представления о строении деятельности (см. ), хотя они не исчерпывают теорию полностью.

Одно из существенных отличий теории деятельности от предшествующих концепций - признание неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.

Основные исходные положения, принципы теории деятельности таковы:

1 ) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания);

2 ) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания: при рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и доведения);

4 ) действия предметны, они реализуют социальные цели (принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности деятельности).

Разработка теории деятельности началась с анализа деятельности внешней, но затем обратилась к деятельности внутренней. В отношении этих очень важных форм активности выдвигаются два основных тезиса. ;

1. Деятельность внутренняя имеет принципиально то же строение, что и внешняя, и отличается лишь формой протекания. Это значит, что деятельность внутренняя тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет свой операциональный состав. Разница - лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат.

2. Деятельность внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Так что для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется; особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс проходит намного быстрее.

Через понятие деятельности внутренней теория деятельности в значительной мере приблизилась к описанию своими средствами потока сознания - правда, это понятие не охватывает всего содержания потока сознания. Для полного охвата нужно сделать вслед за теорией деятельности еще один шаг - в направлении таких традиционных объектов психологии, как отдельные процессы психические или функции - восприятие, внимание, память и пр. Развитие психологии в рамках подхода деятельностного позволило описать эти понятия в рамках теории деятельности и ее средствами.

Так, для описания восприятия необходимо ввести понятие действия перцептивного, а предварительно следует выяснить, существуют ли цели перцептивные. Они, бесспорно, существуют и появляются, например, в задаче различения двух сходных раздражителей - вкусов, запахов, звуковых тонов и пр. Для решения всех подобных задач и производятся действия перцептивные, кои могут характеризоваться как действия различения, обнаружения, измерения, опознания и пр. Представления о строении деятельности применимы и к анализу всех остальных процессов психических. Теория позволяет по-новому взглянуть на эти классические объекты психологии - они осмысляются как особые формы деятельности.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Теория деятельности Этимология.

Происходит от греч. theoria - исследование.

Авторы.

Kraiker, 1980; Herzog, 1984.

Категория.

Западногерманское психологическое направление

Специфика.

Опирается на критику бихевиоризма за отказ признавать за человеком ответственность за свое поведение и возможность выбирать между разными формами реагирования. В противоположность этому постулируется, что поведение человека произвольно, целеориентировано и сознательно. Считается, что человек есть активное существо, которое ведет себя целенаправленно и намеренно, которое выбирает из альтернатив, выбирает собственные цели и может на что-то решиться, происходящие на этой основе действия - основательны и рациональны. В силу того, что базой этого подхода выступает операционализм, то критика заключается в отказе в возможности операционально описать экзистенциальные и трансцендентальные компоненты человеческого поведения, а также составляющие бессознательного.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Теория деятельности

Другое название теории старения. Согласно этой теории, акивная деяеятельность и участие в делах общества приводят к большей удовлшлетворенности жизнью и психологическому здоровью в ожилом ы возрасте. В качестве желательной меры предполагается ереноситыть многие виды деятельности и интересы из зрелого возаста в болюлее поздние периоды жизни. Поскольку некоторые главые роли (и (например, родителей или служащих) в социуме утрачиваются по мере старения, предлагается заменять их новыми роляи. Теориюию часто критикуют за упрощенный подход, в том смыс:, что л продолжение активной деятельности и участие в эщественгенных делах само по себе не может обеспечить удовлетворённость жизнью и крепкое здоровье.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "теория деятельности" в других словарях:

    Теория деятельности - или деятельностный подход школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно историческом подходе Л. С. Выготского. История Время создания теории деятельности 1920 1930 гг. Рубинштейн и Леонтьев… … Википедия

    ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ведущее в российской науке направление психологических исследований, восходящее к трудам школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и изучающее характер и природу деятельности, ее структурную организацию, предметное …

    Теория Деятельности - (от греч. theoria исследование) западногерманское психологическое направление, авторы Kraiker, 1980; Herzog, 1984. Опирается на критику бихевиоризма за отказ признавать за человеком ответс … Психологический словарь

    Теория деятельности - система научного описания деятельности, созданная отечественными психологами и педагогами. В основе ее лежат представления о строении деятельности, признание ее неразрывного единства с сознанием. Исходными положениями и принципами отечественной… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    А.Н. Леонтьевым реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов… … Психологический словарь

    Этимология. Происходит от греч. theoria исследование. Автор. А.Н. Леонтьев. Категория. Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. Специфика. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку… …

    Теория Деятельности, Разработанная - С.Л. Рубинштейном реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через… … Психологический словарь

    Этимология. Происходит от греч. theoria исследование. Автор. С.Л. Рубинштейн. Категория. Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. Специфика. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие… … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - выдвинутая в отечественной психологии система представлений о происхождении и развитии психики, сущности психических процессов как особой формы деятельности продукта развития материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ - ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ. Теория обучения, разработанная А. А. Вербицким (1991, 1999) и предполагающая такую организацию учебного процесса в высшей школе, при которой в различных формах учебной деятельности студента проводится… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Уолтер Бакли и концепция морфогенеза

Генеалогию современной теории деятельности можно просле­дить вплоть до 1967 г. и работы Уолтера Бакли «Социология и теория современных систем». Исходя из традиций структурного функционализма и общей теории систем, Уолтер Бакли хотел пересмотреть их, использовав взгляды представителей других тео­ретических направлений: теории обмена, символического взаи­модействия, теории игр, моделей коллективного поведения. Ос­новой для такой интеграции служила все та же системная модель. По мнению Бакли, она пригодна «для синтеза моделей взаимо­действия в последовательную концептуальную схему - базовую теорию социокультурного процесса» (62; 81). Структурно-функ­циональную модель саморегулирующейся, гомеостатической (или, как он называет ее, «морфостатической») системы, пронизанной отрицательными, компенсаторными обратными связями, Бакли дополнил моделью «морфогенетической системы» с положитель­ными, усиливающими обратными связями, в которых структуры постоянно строятся и трансформируются. «Модель предполагает работающую систему взаимодействующих компонентов с внут­ренним источником напряжения, - систему, полностью вовле­ченную в непрестанную деятельность с различным внешним и внутренним окружением, так что последнее имеет тенденцию выборочно оказываться «нанесенным на карту» структуры» (62; 128). Бакли определил центральное, стратегическое понятие так: «Морфогенез относится к тем процессам, которые имеют склон­ность вырабатывать либо изменять данную форму, структуру или состояние системы» (62; 58). Акцент на активную, конструктив­ную сторону социального функционирования явился значитель­ным прорывом в теоретических взглядах, пусть даже Бакли все еще оставался в ловушке отдельных предпосылок той системы, которую он сам намеренно отрицал, а именно организмической

и механистической моделей. Его морфогенетическая система «воз­никает», «становится встроенной», «генерирует, вырабатывает и переструктурирует себя». Во всем этом просматривается некото­рый автоматизм, а также жесткое качество самой системы. Дея­тельность еще не полностью освобождена из системной клетки.

Амитай Этциони и активное общество

Спустя год, Амитай Этциони выдвинул оригинальную теорию «активного общества» (118), названную позднее «теорией само­направленности» (59). Ключевым здесь является понятие «моби­лизация», или «социальная активизация».

«Теория социальной направленности отличается от других теорий современ­ной социальной науки тем, что рассматривает мобилизационные силы коллек­тивов и обществ в качестве основного источника их собственных преобразова­ний и трансформаций их отношений с другими социальными единицами. Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тенденцию изменять свою соб­ственную структуру и границы, а также структуру той более высокой единицы, членом которой она является» (118; 393).

Человеческое общество - это «макроскопическое и непре­рывное социальное движение», включенное в «интенсивное и постоянное самопреобразование» (118; viii). Конечный двигатель обнаруживается в «самозапускаемой преобразовательности» (118; 121) и «творческой респонсивности», т. е. способности творчески отзываться на воздействия (118; 504); местом средоточия этой способности являются коллективы, группы и социальные орга­низации; механизм идентифицируется с коллективным действи­ем, причем в основном в рамках политического процесса.

Теория социальной направленности задается вопросом: как данный деятель направляет процесс и изменяет структуру или границы социального целого?.. Теория социальной направленности кроме того ставит вопрос о том, как моде­лировалась данная структура, как она поддерживалась, как она может быть изменена, где расположены источники движущих сил, кто концентрирует зна­ние и кто способен к исполнению (118; 78).

Хотя Этциони также выводил свои идеи из теории систем или кибернетики, ему удалось избежать автоматизма - он нашел ис­тинных субъектов действия социальной самотрансформации в различных типах коллективов. «Охота» за ускользающим дейст­вием стала гораздо более конкретной.

Алан Турен, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг: вклад французов

Во второй половине 70-х годов свой вклад в теорию действия внесли французы. «Начался быстрый разрыв с материалистичес­ким воззрением на общество, весьма типичным для французской версии структурализма» (75; 197). Наверное, самым видным пред­ставителем этого направления является Алан Турен. С того вре­мени, как он вывел образ «самопроизводящегося общества» (422; 1977), его основная работа приобрела ощутимый критический оттенок. Она была направлена и против теории развития, и про­тив структурализма, которые «подчиняют чувство коллективного действия неизбежным законам или требованиям исторической реальности» (425; 81). Следовательно, они выводят субъект из социологической перспективы, рассматривают его как простую эманацию системы.

«Эволюционистская, или историческая, концепция апеллирует к сравнитель­ной истории или даже к философии истории. Она стремится показать, что общества следуют друг за другом по пути прогресса, рациональности и укреп­ления национального государства. Она не относится к изучению самих соци­альных деятелей: достаточно анализировать их действия, являющиеся выраже­нием либо положительных тенденций, либо внутренних противоречий данной системы» (425; 91).

«Возвращение деятеля» необходимо (424); «мы должны вер­нуть идею о том, что люди сами делают свою историю» (425; 88). Это возможно лишь в том случае, если рассматривать общество в качестве непрерывного, находящегося в постоянном движении продукта человеческих усилий: «общество есть не что иное, как нестабильный и, вероятнее всего, несогласованный результат со­циальных отношений и социальных конфликтов» (425; 85).

Общество и история создаются благодаря коллективным дей­ствиям, главными носителями которых, по Турену, являются соци­альные движения (425). Они трактуются как формы коллективной мобилизации, непосредственно разрушающие культурные основа­ния общества. «Социальное движение - решающий агент исто­рии, поскольку историческая реальность формируется посредст­вом конфликтов, а также требований, выдвигаемых социальными Движениями и придающих специфическую социальную форму куль­турным ориентациям» (425; 87). Отрицание эволюционизма и при­писывание социальным движениям роли основных мобилиза­ционных сил Турен связывал с возникновением «постиндустриаль­ного общества», в котором существенно увеличились «способнос-

ти к самодеятельности» и расширился диапазон возможностей и вариантов выбора. Таким образом, «эти общества являются про­дуктом своих собственных действий, а не частью процесса истори­ческой эволюции» (425; 84). Способность общества мобилизовать, преобразовывать себя, создавать структуры - уже подмеченная предыдущими авторами - Турен выявил гораздо более конкретно и соотнес ее с определенными историческими фазами.

Два других французских социолога, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг, раскрыли взаимозависимость деятелей и систем (85). Подобно Турену, они начали с отрицания «законов истории». С их точки зрения, неправомерно рассматривать формы организа­ции людей как полностью обусловленные внешним контекстом - социальным окружением.

Социальные изменения, считают они, - это непрерывная структурализация и переструктурализация той арены, на которой люди выполняют те или иные действия, стремясь найти решения встающих перед ними проблем и задач.

Коллективная деятельность подобного рода характеризуется свойственным ей творчеством, поскольку существует механизм «коллективного обучения», благодаря которому индивидуальные открытия и новации внедряются в социальную практику и встра­иваются в систему. В результате не только меняются черты пос­ледней, но и трансформируется сам механизм преобразований. Не существует необходимых, неизбежных или «естественных» изменений, все они - продукт человеческой изобретательности, творчества и поиска. Осознание этого факта позволяет провоз­гласить «организационную свободу», т. е. реальную возможность противостоять структурным условиям. Авторы ввели понятие «обу­чающее общество», подразумевая под ним один из фундамен­тальных механизмов социальной самотрансформации - коллек­тивное обучение. В этом заключается их главный вклад в разви­тие теории деятельности.

Энтони Гиддвнс и идея структурации

Участие в дискуссии британцев выразилось прежде всего в разработанной Энтони Гидденсом «теории структурации»* (147; 148; 149). Он отмежевался от всех теорий, типичных для «орто-

* Э. Гидденс использует понятие «структурация» (structuration), которое, в отличие от известного термина «структурирование», означает «самоструктурирова­ние». (Ред.)

доксального консенсуса», предполагающего материализацию со­циальных целостностей и социальный детерминизм деятелей (рас­сматривая их как «структурных и культурных болванов»). Соче­тая подобную критику функционализма и структурализма с вдох­новением, почерпнутым из различных отраслей «понимающей, или интерпретативной, социологии», Гидденс дошел до отрица­ния понятия самой структуры. Делая ударение на постоянно ме­няющейся природе социальной реальности, чей истинный онто­логический субстрат лежит в действиях и взаимодействиях субъ­ектов - людей, он предложил преобразовать статическое поня­тие «структура» в динамическую категорию «структурация», оз­начающую описание коллективного поведения людей. «Наша жизнь проходит в трансформации» (147; 3), а ее основное содер­жание есть постоянное производство и воспроизводство общест­ва. Таким образом, «изучать структурирование социальной сис­темы означает изучать те пути, которыми эта система - в рамках применения общих правил и ресурсов и в контексте непреднаме­ренных результатов - производится и воспроизводится во взаи­модействии» (147; 6). «Структурные свойства систем являются одновременно и средством, и результатом практики, в процессе которой формируются данные системы» (147; 69). Это - теорема «двойственной, или дуальной, структуры».

Конечным двигателем «структурирования» являются люди - деятели (или «агенты»), множество индивидов в их повседневном поведении. При этом «все социальные деятели знают очень мно­го об условиях и последствиях того, что они делают в своей по­вседневной жизни» (149; 281). Скрупулезный анализ «практичес­кого» и «дискурсивного» сознания выходит далеко за пределы ранней «интерпретативной социологии», но не ведет к односто­ронней абсолютизации. Некоторые условия признаются непозна­ваемыми, а некоторые следствия - непреднамеренными. Отсю­да вытекает, что если даже рассматривать историю как непре­рывный продукт деятельности, как созданную из «событий, дви­гателем которых является индивид» (149; 9), то это вовсе не озна­чает, что продукт совпадает с намерениями: «Человеческая исто­рия создается целенаправленной деятельностью, но не является преднамеренным проектом, она постоянно срывает попытки со­знательно вести ее в определенном направлении» (149; 27).

Другой характерной чертой людей-агентов является их мате­риальная (телесная, биологическая) конституция и, следователь­но, неизбежная подчиненность времени и пространству. «Телес­ность человека накладывает строгие ограничения на его способ­ность к передвижению и восприятию» (149; 111). Эта весьма про-

стая констатация оказывается невероятно сложной, и социологи редко отваживаются принять ее.

Благодаря Гидденсу, деятельность окончательно признается как воплощение индивидуальных человеческих существ. Теперь никто уже не подвергает сомнению тот факт, что человеческое общество формирует не какая-то тенденция системы или ориентированные на изменения коллективы, классы, движения, а повседневное по­ведение обычных людей, часто далеких от каких-либо реформист­ских намерений. Несомненно, по богатству и глубине детального анализа индивидуальных деятелей Гидденс идет гораздо дальше любого другого автора в разгадке тайны деятельности.

Том Берне и группа из Уппсалы: теория систем правил *

Другая часть уравнения «деятельность - структура» выведена Томом Р. Бернсом и Еленой Флэм в «теории систем правил» (70). Хотя авторы и заявляют, что преследуют цель «навести мосты между уровнями структур и деятелей» (70; 9), тем не менее они сосредоточивают внимание не на деятелях, которые формируют, а на структурах, которые формируются. Последние они рассмат­ривают в нормативных терминах как комплексные сети правил. «Человеческая деятельность - при всем ее необычайном разно­образии и при всей оригинальности - организуется и управляет­ся в основном социально определенными правилами, а также системами правил» (70; viii). Поскольку авторы работают в Упп-сале (Швеция), невольно возникает вопрос: не есть ли это бессо­знательный отголосок или сознательное продолжение важного направления шведской социологии, известного под названием «школы Уппсалы», а именно нормативной онтологии социально­го мира, разработанной Торгни Сегерштедтом (352). «Каждый вид взаимодействия и кооперации должен предполагать некоторые общие нормы. Лишь имея общие нормы и общезначимые симво­лы, мы можем предсказывать» (352; 12).

Основным направлением упомянутой теории является слож­ный анализ социальных правил, которые составляют «глубинные

* Теорию Т. Бернса П. Штомпка называет «Rule-systems theory», т. е. букваль­но теорией систем-правил. Из дальнейшего изложения видно, что Берне различает систему правил и систему режимов применения этих правил как целостности. Со­ответственно смыслу в тексте настоящего перевода встречается и выражение «соци­альные правила систем». В любой данной системе есть множество систем правил, относящихся к разным сферам деятельности (экономике, управлению и т. д.). (Ред.)

структуры человеческой истории» (70; ix). Они делятся на три типа «модулей»: система правил, режим правил и грамматику. Системы правил включают в себя правила, «зависящие от кон­текста и обладающие временной спецификой, - правила, при­меняемые для структурирования и регулирования социальных вза­имодействий, выполнения определенной деятельности, специфи­ческих заданий или взаимодействия в социально обусловленных формах» (70; 13). Режимы правил поддерживаются социальными санкциями, сетями власти и контроля и, следовательно, приоб­ретают объективный, внешний характер в человеческом воспри­ятии. Они близки к тому, что обычно называется инструкциями (в нормативном смысле этой общей категории). На индивидуаль­ном уровне системы обращаются в «грамматику социальных дей­ствий», используемую для структурирования и регулирования вза­имодействий друг с другом в определенных ситуациях или сферах деятельности (70; 14).

Столь сложная и многомерная нормативная сеть рассматри­вается не как данность, в традиционном дюркгеймовском смыс­ле, а как продукт человеческой деятельности. «Социальные сис­темы правил являются человеческими конструкциями» (70; 30). «Люди постоянно формируют и изменяют социальные системы правил» (70; 206) тремя способами: создавая, интерпретируя и применяя их. Вся эта деятельность является областью социаль­ных конфликтов и борьбы, специфической «политикой» форми­рования правил. Возникая в человеческих действиях, правила систем, в свою очередь, влияют на них. В полном соответствии с Гидденсом, авторы говорят о «дуализме отношений». С одной стороны, социальные правила систем организуют и регулируют такие социальные взаимодействия, как обмен или политическое соревнование, определяют, кто допускается к участию, какие вза­имодействия считаются законными, где и как они могут выпол­няться, и т.д. С другой стороны, процессы взаимодействий слу­жат основой для формирования и изменения систем правил, рав­но как и для их интерпретации и применения (70; 10-11).

Так, «люди своими действиями преобразуют условия этих дей­ствий» (70; 3). Ключ к такому «дуализму» можно обнаружить в историческом измерении человеческой реальности: «Системы, которым следуют люди в наши дни, вырабатывались в течение Длительного времени. Благодаря взаимодействию социальные груп­пы и сообщества поддерживают и распространяют системы пра­вил на будущее» (70; 29). Берне и Флэм добавляют к теории дея­тельности богатый анализ нормативных структур, который под­крепляют детальным разбором эмпирических случаев, наиболее

характерных для современного общества. К ним относятся эко­номические рынки, бюрократия и технологические комплексы.

Маргарет Арчер и теория морфогенеза

Еще один британский участник дискуссии, Маргарет С. Ар­чер, включилась в споры о деятельности в 1982 г. несколько де­структивным образом, резко критикуя «теорию структурации» Гид-денса (19). Но вскоре она перешла к конструктивной стадии своей работы, предложив собственную версию - «теорию морфогене­за»; кульминацией этой стадии стала работа «.Культура и деятель­ ность» (1988). Основное достоинство морфогенетической перспек­тивы заключается в осознании того, что «уникальной чертой, от­личающей социальные системы от органических или механичес­ких систем, является их способность подвергаться радикальному переструктурированию» (21; xxii), чем они в конечном счете обя­заны человеку (19; 59).

Центральное понятие морфогенеза относится «к сложному взаимовлиянию структур и действий, которое происходит в дан­ной форме, структуре или при данном состоянии системы» (19; xxii). При изучении подобных взаимовлияний необходимо руко­водствоваться принципом «аналитической», а не «концептуаль­ной дуальности». Согласно первому, в ходе анализа действия и структуры разделяются, поскольку «эмерджентные* свойства со­циокультурных систем предполагают прерывность между началь­ным взаимодействием и их конечным продуктом» (19; 61). В про­тивоположность этому, принцип дуальности чреват потерей «цент­ральной конфляции» - элизии (соединения) двух элементов, ут­рачивающих автономию друг от друга или независимость от одного из них или обоих сразу»** (21; xxii).

* Эмерджентный - букв.", возникающий самопроизвольно. В социологичес­ком смысле «эмерджентный» означает «отвечающий на данную ситуацию, или ак­тивно реагирующий на воздействия (изнутри системы или извне) в каждый данный момент». Эмерджентные свойства - это способность социокультурных систем быть активными, реагирующими на события данного момента. (Ред.)

** Здесь М. Арчер использует термин «конфляция» (conflation), заимствован­ный из лингвистики и означающий образование нового слова из двух автономных корней (например, «взаимодействие» есть соединение «взаимный» и «действие». Соединение этих слов и обозначается лингвистическим термином (elision) «эли­зия»). В данном случае имеется в виду следующее. Принцип концептуальной ду­альности структуры агента, в отличие от принципа гносеологической дуальности, не позволяет, с точки зрения М. Арчер, рассматривать процесс совмещения струк­туры и агента в нечто целое при сохранении их автономности друг от друга и даже от этого новообразования. (Ред.)

В пользу аналитической дуальности можно выдвинуть два ар­гумента. Один - методологический. Представление о действии и структуре как о составляющих друг друга элементах препятствует «изучению их взаимной игры» и, следовательно, не позволяет обнаружить «их взаимовлияние» (21; 13-14). Другой, более яв­ный, аргумент имеет онтологический характер: в данном случае действие и структура в самом деле различны, поскольку «струк­турное обусловливание», «социальное взаимодействие» и после­дующая «разработка структуры» происходят в различные вре­менные моменты (19; 61). «Структура логически питается дейст­виями, которые ее трансформируют; и «разработка структуры» логически отстает по времени от этих действий» (19; 72). Что касается культуры, то ее будущее формируется в настоящем из наследия прошлого благодаря текущим инновациям» (21; xxiv). Так принцип дуальности подводит ко второму предположению, типичному для теории морфогенеза, а именно о циклической при­роде взаимоизменений действия-структуры.

В последней работе Арчер выдвигает еще один тезис: «Дея­тельность не только способствует структурным и культурным из­менениям, но и сама изменяется в ходе этого процесса» (22; 2). Данный тезис открывает новые возможности для исследования «морфогенеза деятельности». В таком контексте проявляются и важ­нейшие черты деятельности - способность к размышлению, целе­направленность, стремление к продвижению и новациям, сопря­женные с возможностью реализации человеческой «способности к познанию» или всезнанию (22; 5). Два типа субъектов - «корпора-тивые агенты» и «первичные агенты» - тоже обладают различны­ми характеристиками с точки зрения их морфогенеза. Таким обра­зом, к теории морфогенеза добавляется третий принцип. Арчер называет его «двойным морфогенезом» и описывает как процесс, «в котором формирование и структуры, и деятельности является результатом их взаимодействия. Структура есть совместно выра­батываемый результат взаимодействия: деятельность формирует­ся и изменяет структуру в процессе собственного изменения» (22; 33). Наверное, наиболее важным положением теории Арчер яв­ляется привязка диалектики к историческому времени.

ЧВУЗ: «Донецкий институт психологии и предпринимательства»

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:

по дисциплине: Методологические и теоретические проблемы психологии

Методологический анализ теория деятельности (А.Н.Леонтьев)

Выполнил: студентка группы ПЗ-2007А

Денисюк Оксана Юрьевна

Проверил: Яновская Л.В.

Оценка «_________»

Сдала работу

«_____»__________2010

Донецк-2010

План

    Основное понятие и определение

    Методологический анализ основных принципов

    Виды детерминизма

    Принципы системности

Литература

1. Основное понятие и определение

Эта теория, которая имела огромное значение для развития отечественной психологии. Она была создана в советский период, являлась центральной психологической теорией и развивалась на протяжении более 50 лет. Разработка и развитие данной теории связана с именами таких известных отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. Эта теория занимает значимое положение в отечественной психологии.

Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева. Леонтьев писал: «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности, мы будем называть в отличие от других процессов процессами деятельности». «Точка зрения психологии, - говорил А.Н. Леонтьев, - есть точка зрения жизни, и психология не смеет ее покидать». Но процессы жизни - это процессы деятельности. Значит в предмет психологии должна быть включена триада «субъект-деятельность-предмет», где субъект предстает как «единица» «действительного индивида», деятельность - как «единица» процесса жизни, а предмет - как «единица» мира. Таким образом деятельность - центральное звено этой триады - она входит в предмет психологии, но «не особой своей "частью" или "элементом", а своей особой функцией. Это функция полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности».

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень - это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним - уровень операций, и самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо сразу обратить внимание на то, что цель в данном случае - это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие - это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели.

Во-вторых, действие - это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие - это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул-реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Смысл является центром, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психологическая интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности.

Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность мотив цель условия и соотносимые с ними деятельность действия операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.

В Теории деятельности введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Личность в Теории деятельности – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека Обществ, отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность.

На основе Теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др.

2. Основные принципы психологической теории деятельности

В качестве основных принципов теории деятельности могут быть выделены принципы предметности, активности, неадаптивной природы человеческой деятельности, анализа деятельности «по единицам», интериоризации и экстериоризации, опосредования, а также принципы зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и историзма.

1. Принцип предметности как оппозиция принципу стимульности

Принцип предметности составляет, по выражению В.В. Давыдова, ядро теории деятельности. Именно этот принцип и тесно связанный с ним феномен предметности позволяет провести четкую разделяющую линию между деятельностным подходом и различными натуралистическими поведенческими концепциями, основывающимися на схемах «стимул - реакция», «организм - среда» и их многочисленных модификациях в необихевиоризме. В деятельностном подходе «предмет» рассматривается не как «вещь», независимая от деятельности субъекта, «… а как то, на что направлен акт, нечто, к чему относится живое существо, как предмет его деятельности, безразлично внешней или внутренней» (А. Н. Леонтьев). В более поздней работе он продолжает: «…предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может». Регулируемая образом деятельность субъекта опредмечивается в своем продукте. Т.о. она превращается в идеальную сверхчувственную сторону производимых ею вещей, и их особое системное качество. За данными теоретическими положениями стоят различные феномены предметности, которые проявляются в познавательной и мотивационно-потребностной сферах деятельности личности. Различные аспекты феномена предметности выступают в экспериментах Л.И. Божович, П. Я. Гальперина и А. В. Запорожца под руководством А.Н. Леонтьеве, в которых показано, что предмет выступает не как стимул, вызывающий реакции, а как носитель общественно-исторического опыта, определяющий специфику предметного действия.

2. Принцип активности как оппозиция принципу реактивности.

В настоящее время могут быть выделены 3 подхода, раскрывающие разные границы принципа активности, в противовес вульгаризованным представлениям бихивеористов о пассивной реактивной природе человека. В первом подходе исследуется зависимость познавательных процессов от ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. А.Н. Леонтьев отмечает, что понятие субъективности образа включает в себя понятие пристрастности субъекта. И такая пристрастность позволяет активно проникать в реальность. Второй подход, основанный на материале исследований Н.А. Бернштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина процессов восприятия и памяти, выражается во взгляде на психические процессы как на творческие, продуктивные, как на процессы порождения психического образа. Третий подход ставит во главу угла идею о самодвижении деятельности, об активности субъекта как необходимом внутреннем моменте его саморазвития.

3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности.

Традиционные биологические теории утверждали, что все реакции организма как системы, пассивно приспосабливающейся к воздействиям среды, призваны лишь выполнять сугубо, адаптивную функцию – вернуть организм в состояние равновесия. Все подобные концепции объединяет выделение стремления субъекта к конечной, заранее установленной цели и подчиненность активности этой цели и составляет ту существенную особенность, которая оценивается как адаптивное поведение. Неадаптивный характер предметной деятельности выступает при изучении активности человека, отвечающей формуле «внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет» (А. Н. Леонтьев). Леонтьев также подчеркивал, что источники саморазвития и сохранения деятельности должны быть найдены в ней самой. Была предпринята попытка экспериментально исследовать возникшую по ходу движения деятельности избыточную активность, своего рода «движитель» деятельности. На материале анализа феномена «бескорыстного риска», проявляющегося в ситуации опасности, было показано, что человеку присуща явно неадаптивная по своей природе тенденция действовать как бы вопреки адаптивным побуждениям над порогом внутренней и внешней ситуативной необходимости, В основе феномена «бескорыстного риска», в частности, и в основе зарождения любой новой деятельности лежит порождаемый развитием самой деятельности источник - «Надситуативная активность». Эти исследования резко выдвигают на передний план идею о неадаптивном, непрагматическом характере активности субъекта, его саморазвитии и тем самым закладывают основания для нового проблемного поля анализа деятельности.

4. Принцип опосредования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей.

Положение Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций, об использовании внешних и внутренних средств знаков как «орудий», при помощи которых человек овладевает своей деятельностью, переходит к преднамеренной произвольной регуляции поведения, вошло в арсенал основополагающих принципов советской психологической науки и широко освещено в отечественной литературе.

Прежде всего следует выделить те задачи, ради разрешения которых Л.С. Выготским был введен этот принцип. Такой задачей была, во-первых, задача преодоления постулата непосредственности в традиционной психологии и вытекающей из этого постулата натурализации, отождествления закономерностей приспособления к миру у животных и человека. Второй и главной задачей была задача изучения преобразования природных механизмов психических процессов в результате усвоения человеком в ходе общественно-исторического онтогенетического развития продуктов человеческой культуры в «высшие психические функции», присущие только человеку. При решении этой задачи Л.С. Выготским и были развиты взаимосвязанные положения об опосредствованном характере высших психических функций и об интериоризации.анализ актуального человеческого существования осуществляется...

  • Теория деятельности

    Реферат >> Психология

    Выступает теория деятельности . Теория деятельности - система методологических ... теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность ... психологии. М., 1973; 8. Леонтьев А.Н. Деятельность , сознание, личность. М.: ...

  • Теория принятия решения (1)

    Шпаргалка >> Психология

    ... анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «X» и теория ... 6) предметом псих-и является «целостная деятельность» (А. Н. Леонтьев и современная псих-я. - М., 1983 ... деятельность субъекта. Она стала методологической основой разработанной им теории ...

  • Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов

    Дипломная работа >> Психология

    ... методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов Введение Особую актуальность для теории ... Климов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев , В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, ... деятельности , например, учебной деятельности ...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    План

    1. Общие положения «теории деятельности» в отечественной психологии

    2. Определение деятельности и её основных характеристик

    3. Структура деятельности

    4. Умения и навыки как компоненты деятельности человека

    5. Классификация видов деятельности. Виды деятельности

    1. Общие положения «теории деятельности» в отечественной психологии

    Взгляды на деятельность и её составляющие в отечественной психологии рассматривались в теории деятельности, основные положения которой наиболее полно изложены в труде Алексея Николаевича Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

    Главное состояло в том, что авторы теории Деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма - теорию К. Маркса, тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание.

    Основные положения теории деятельности:

    1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе; оно находит свое выражение в деятельности субъекта;

    2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека;

    3. Деятельность - это активный, целенаправленный процесс;

    4. Действия человека предметны; они реализуют социально-производственные и культурные цели;

    5. Таким образом, деятельность - активность человека направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением потребностей и интересов человека, или же на выполнение требований к нему со стороны общества и государства

    2. Определение деятельности и её основных характеристик

    Деятельность - специфический вид активности человека , направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира и самого себя (Атлас по психологии М. В. Гамезо, И. А. Домашенко)

    Однако, деятельность и активность нетождественные понятия

    Активность - деятельное (динамичное) состояние живых организмов, как условие их существования в мире, например, инстинктивное поведение.

    Понятие деятельности следует также отличать и от понятия поведение

    психология экстериоризация индукция

    Таким образом, рассмотрение отличий деятельности от животной активности и поведения позволяет нам определить основные характеристики деятельности человека:

    1. Деятельность носит общественно-исторический характер;

    2. Сознательный характер;

    3. Продуктивный характер;

    4. Творческий характер

    3. Структура деятельности

    (Студентам раздаются схемы: Структура деятельности по А. Н. Леонтьеву, Компоненты действия и его основные функции)

    С точки зрения теории деятельности деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев или уровней:

    1) Макро уровень - уровень особенных деятельностей (особых видов деятельности: общение, игра, учение, труд)

    2) Уровень действий (предметные, поступки, физические, умственные)

    3) Уровень операций

    4) Уровень психофизиологических функций (сенсорная, мнемическая, моторная функция)

    Рассмотрим данные уровни начиная с уровня действий.

    Действие -- относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

    Характеристика действий:

    1) первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели

    2) вторая особенность действия -- это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием

    3) третья особенность -- через понятие «действие» утверждается принцип активности

    4) четвертая особенность -- действия могут быть внешние, привлеченные и внутренние умственные.

    При этом действие предметно, даже если это умственное действие, оно всё равно имеет свой представляемый результат.

    Виды действий :

    1. по основным функциям:

    а) моторные;

    б) центральные;

    в) сенсорные

    2. По направленности:

    А) п редметные действия -- это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира (например, человек молотком ударяет по гвоздю и изменяет его свойства). Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. Д.

    Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.

    Б) поступки - действия направленные на других людей;

    В) физические - действия направленные на внешние действия с предметами, например, манипуляция с шариком

    Г) у мственные действия -- разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.

    Умственная деятельность человека часто делится на:

    перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

    мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

    мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

    имажитивную (от image -- образ), т. Е. деятельность воображения в процессе творчества.

    Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты (см. схема структура деятельности)

    По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной).

    Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные, в конечном счете, вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

    Экстериоризация -- переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. Интериоризация -- процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

    Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

    Следующий уровень структуры деятельности -- операции.

    Операция - способ выполнения действия. Например, такое действие как вычитание может быть реализовано несколькими операциями, такими как, в уме или письменно. Действие вдевание нитки в иголку может быть реализована женским и мужским способами: женский - нитка продевается в ушко, мужской - ушко надвигается на нитку (пример из учебника Гиппенрейтер «Введение в психологию»)

    Каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

    На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.

    К ним относятся ряд способностей организм, таких как, способность к ощущению - сенсорная функция, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий - мнемическая функция, моторная или двигательная способность - моторная функции. Врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение 1-х месяцев жизни и составляю уровень психофизиологических функций.

    Отличие психофизиологических функций в том, что они достаются субъекту от природы, он ничего не должен «делать», чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию. Они образуют предпосылки и средства деятельности.

    Итак, с чего начинается наша деятельность? (см. схема структура деятельности)

    Зарождение деятельности происходит благодаря наличию потребностей и мотивов.

    Потребность - состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

    У человека помимо биологических потребностей (в еде, пище и т.д.) есть ещё специфически человеческие потребности:

    · Потребность в контактах с себе подобными (в общении);

    · Потребность во внешних впечатлениях, познавательная потребность

    Опредмечивание потребности приводит к рождению мотива. Побудителем к деятельности выступает мотив.

    Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. Однако, есть ведущий мотив, который определяет эту деятельность, которой занимается человек и мотивы -стимулы, которые являются дополнительными стимулами к действию. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. После того как у человека возникает мотив, у него появляется цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

    По мере развития деятельности образуются новые мотивы, и это способствует тому, что срабатывает механизм сдвига мотива на цель. Цель, ранее побуждаемая к её осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом.

    Например, ученик занимается предметом, т.к. любит общаться с учителем. Но со временем его интерес углубился и уже не ради учителя, а ради самого предмета, ученик занимается им и выбирает его в качестве будущей специальности. Превращение цели в мотив происходит только, если накоплены положительные эмоции.

    4. Умения и навыки как компоненты деятельности человека

    Механизм планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи -- ILK. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян, У. Эшби и др. В их исследованиях показано, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа -- своеобразной нейропсихологической модели. Обратная связь обеспечивает корректировку действий по ходу его выполнения. Этот механизм, как указывал П.К. Анохин, назван акцептором действия.

    П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с чем, данный автор выделяет различные структурные элементы деятельности -- умения, навыки, привычки.

    Умения -- это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

    Навык -- это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. С физиологической стороны навык означает образование в коре больных полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.

    Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

    Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:

    двигательные навыки складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;

    умственные навыки складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой и т. Д.

    Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

    В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации (см. схему условия и основные этапы формирования навыка).

    Навыки образуются в результате упражнений, т. Е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.

    Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

    Показатели сформированности навыка:

    1. Действие осуществляется как единый акт. Отсутствуют лишние действия, быстрый темп и высокое качество исполнения;

    2. Изменение сенсорного контроля. Если умение контролируется зрением, то навык - кинестетикой (движением) Предложить небольшой иллюстративный опыт: закрыть глаза и на следующей строчке в тетрад и написать своё имя и фамилию;

    3. Изменяются приёмы контроля. Если в начале овладения действием человек контролирует правильность выполнения действий, их последовательность, то при сформированности навыка контроль направлен на окружающую обстановку.

    Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным - индукция (перенос), так и отрицательным (интерференция) . Сущность индукции - переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка.

    Интерференция навыков -- ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

    Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать свое внимание на каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения.

    Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.

    Во всех случаях необходимо осознать схему действия и место в нем каждой операции.

    К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и распределение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.

    Привычки - третий компонент деятельности, непродуктивный. Привычки -- это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

    Пути формирования привычек: через подражание; в результате многократного повторения действия; через сознательные целенаправленные усилия, например путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

    В отличие от умений и навыков привычки негибкий элемент деятельности, часто неразумный, который выполняется человеком чисто механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

    5. Классификация видов деятельности. Основные виды деятельности

    В подходе к классификации видов деятельности Р. С. Немов видит 2 пути:

    1. Описание видов деятельности в соответствии с потребностями человека и основными параметрами (сила, количество, качество);

    2. Обобщение и выделение основных видов деятельности, свойственных всем людям, в которые неизбежно включен каждый человек в процессе своего индивидуального развития (конспект Немова Р. С. Кн 1 с. 129 - 133)

    Приложение

    Виды деятельности

    Структура деятельности

    Компоненты действия

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Идея построения новой психологии на принципах диалектического материализма по мнению отечественного психолога Л.С. Выготского. Естественность предмета психологии. Причины интереса Л.С. Выготского к философии Гегеля. Временные характеристики саморазвития.

      реферат , добавлен 08.03.2015

      История возникновения психологии мышления. Понятие мышления и его виды в современной психологии. Психологические теории мышления в западной и отечественной психологии. Природа человеческого мышления, его понимание и объяснение в различных теориях.

      курсовая работа , добавлен 28.07.2010

      Психология учебной деятельности как научное понятие. Ее общая структура: потребность - задача - мотивы - действия - операции. Основные положения теории учебной деятельности, разрабатываемые в отечественной психологии на базе культурно-исторической теории.

      реферат , добавлен 21.02.2011

      Взгляды на деятельность в школах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Принципы теории деятельности: предметность, активность, интериоризация, экстериоризация, опосредования. Субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).

      контрольная работа , добавлен 01.03.2010

      Обзор основных этапов формирования отечественной психологии в трудах Божовича Л.И., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и Узнадзе Д.Н. Рассмотрение теории личности с позиций категориального анализа психологии. Изучение онтологической модели личности.

      курсовая работа , добавлен 30.12.2011

      Уровни познания и категории психологии. Структура методологического знания. Положения принципа детерминизма. Определение и основные характеристики процесса развития в психологии. Какова роль проблемы соотношения целостного и частного в психологии.

      контрольная работа , добавлен 25.05.2015

      Применение физиологических методов в инженерной психологии. Характеристики физиологических процессов человека. Основные положения теории саморегуляции. Самоконтроль в деятельности оператора. Психофизиологические аспекты проблемы надежности оператора.

      контрольная работа , добавлен 26.05.2010

      Сравнительная характеристика современной психологии и "старой" философии. Анализ деятельности психологических школ на рубеже XIX-XX вв. Сущность и особенности теории бихевиористов. История возникновения, принципы и задачи гуманистической психологии.

      контрольная работа , добавлен 19.10.2010

      Проблема человека и личности в отечественной психологии. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности. Исследование учения австрийского врача-психиатра З. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К.Г. Юнга.

      реферат , добавлен 29.06.2010

      Понятие, строение, виды и функции человеческой деятельности, ее связь с психическими процессами. Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Операционно-технические аспекты деятельности.

    Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 80 лет. Она обязана работам отечественных психологов: Льва Семеновича Выготского (1896-1934), Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960), Алексея Николаевича Леонтьева (1903–1979), Александра Романовича Лурии (1902-1977), Александра Владимировича Запорожца (1905-1981), Петра Яковлевича Гальперина (1902-1988) и многих других.

    Главное отличие данной теории от других направлений психологии того времени состояло в том, что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию Карла Маркса , и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание . Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.

    Таким образом, теория деятельности система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 1920-е годы. В 1930-е годы было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии – С.Л. Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н.Леонтьева, который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы разработал проблему взаимосвязи внешней и внутренней деятельности.

    Для начала определим различия «внутренней» и «внешней» деятельности. Внутренняя деятельность отличается от внешней тем, что производится не с реальными предметами, а с их образами, и вместо реального продукта получается мысленный результат.

    В подходе Рубинштейна существенные объективные проявления психики рассматриваются через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания принимается положение, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания «внешней» практической. (Как это было сформулировано у Леонтьева.) В формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

    Рубинштейн выдвинул и убедительно обосновал свою принципиально новую идею о том, что вопреки широко распространенным теориям генетически исходной формой мышления у детей изначально является практическое действие , а не речь и не понятийное мышление. «Непосредственно реально соприкасаясь с объективной действительностью, проникая внутрь ее и ее преобразовывая, оно является исключительно мощным средством формирования мышления, отображающего объективную действительность. Действие поэтому как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем», – такой фундаментальный вывод о первичной форме мышления сделал в 1935 г. Рубинштейн, развивая и конкретизируя свой субъективно-деятельностный подход в психологии.



    В наше время для многих психологов стало общепризнанным, что мышление в онтогенезе проходит три основные стадии: наглядно-действенное (возникающее уже у младенцев), наглядно-образное и понятийное (теоретическое). Возникновение мышления в результате практических действий для Рубинштейна – лишь частный, хотя и существенный случай в общей проблеме саморегуляции, вообще детерминации субъекта и его активности (деятельности, поведения и т.д.; поведение здесь понимается не в бихевиористском, а в нравственном смысле). Эту принципиально важную проблему ученый начал систематически разрабатывать в 1948-1949 гг., когда выдвинул и экспериментально обосновал свой новаторский общенаучный принцип детерминации: внешнее через внутреннее, т.е. внешние причины, влияния и т.д. не прямо и не непосредственно определяют то, на что или на кого они воздействуют, а только через внутренние условия.

    В теории деятельности Леонтьева в качестве предмета анализа рассматривается деятельность как неотделимая составляющая психики. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями.

    В сравнении двух подходов обнаруживается принципиальная разница в объяснении психического через понятие деятельности. У Рубинштейна деятельность выступает первоосновой формирования мышления личности, в то время как у Леонтьева такой первоосновой выступает общение. В обоих подходах представлен разный взгляд на механизм формирования личности. По взглядам Рубинштейна, внешнепрактическая деятельность влияет на личность не непосредственно, а через «внутренние условия», в то время как по концепции Леонтьева внешнее «свертывается» в личности напрямую.

    В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским. Высшие психические функции – сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредованы и благодаря этому произвольны. К ним относятся логическая память, теоретическое мышление, восприятие, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. По представлениям Выготского, психические явления могут быть «натуральными», детерминированными преимущественно генетическим фактором, и «культурными», надстроенными над первыми, высшими психическими функциями, которые всецело формируются под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится прежде всею речь.

    Знаковое опосредствование – основной теоретический конструкт культурно-исторической теории Выготского, как способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В ней все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психическою процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредованные.

    Генезис высших психических функций осуществляется следующим образом. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихический процесс, и лишь затем – как внутренний, интрапсихический. При этом внешние средства (действия), опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т. е. происходит их интериоризация . Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

    Теория деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева послужили основой современных взглядов на деятельность, хотя большую популярность среди научных школ России получил подход А.Н.Леонтьева. В книге «Деятельность. Сознание. Личность» Алексей Николаевич наиболее полно изложил свою теорию.

    Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев», или уровней . Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз:

    1) уровень особенных деятельностей;

    2) уровень действий;

    3) уровень операций;

    4) уровень психофизиологических функций.

    Действие – это основная единица анализа деятельности. Это процесс, направленный на реализацию цели.

    Характеристики «действия»:

    Действие включает в себя акт сознания в виде постановки цели;

    Действие – это одновременно и акт поведения, т.е. существует единство сознания и поведения ;

    Действие предполагает активное начало в субъекте (в форме цели), т.е. психологическая теория деятельности утверждает принцип активности ;

    Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир.

    Понятие действия – одно из основных в теории деятельности. Поэтому его характеристики созвучны с основными положениями или принципами теории деятельности.

    Принципы теории деятельности:

    1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта.

    2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

    3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

    4. Действия человека предметны; они реализуют социальные (производственные и культурные) цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

    Операция – это способ выполнения действия. Характер операции зависит от условий, в которых совершается действие.

    Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей .

    Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относится ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни.

    Существует болезнь памяти, которая называется «корсаковский синдром» (по имени выдающегося русского психиатра С.С. Корсакова, впервые его описавшего). Она состоит в потере именно мнемической функции. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Такие больные могут, например, несколько раз в день поздороваться с врачом, не помнить, ели они сегодня или нет. Один больной непрерывно зачитывал матери понравившееся ему место в книге, тут же забывая, что только что прочел его, и так повторял десятки раз подряд.

    Рассмотрев уровни деятельности, обратимся к ее структуре : компонентами деятельности являются цель, мотив и действие .

    1) Цель деятельности связана с потребностями – органической нуждой в чем-либо. По мнению отечественных психологов, которые разрабатывали теорию деятельности, у человека следующие врожденные потребности:

    Биологические (потребность в еде, питье, сне и т.п.),

    В контактах с себе подобными и

    Познавательная.

    Впечатляющий опыт, который показывает существование познавательной потребности, был проведен на младенцах двух-трехмесячного возраста.

    Ребенку давали соску-пустышку и соединяли ее через резиновую трубку с телевизором. При этом соска служила в качестве пневматического датчика. Механизм действия установки был такой: если ребенок сосал соску, то экран телевизора начинал светиться и на нем появлялось изображение – либо неподвижная картинка, либо лицо говорящей женщины. Если ребенок переставал сосать, то экран постепенно гас.

    Ребенок был сыт (это обязательное условие опыта), но и в сытом состоянии он, как известно, изредка слегка посасывает соску. Так вот, в ходе опыта ребенок рано или поздно обнаруживал связь своих сосательных движений с изображением на экране, и тогда происходило следующее: он начинал интенсивно сосать соску, не прерывая движения ни на секунду!

    Этот результат убедительно показывает, что уже в двухмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает информацию из внешнего мира. Такая активность и есть проявление познавательной потребности.

    Познавательная потребность, конечно, тоже развивается вместе с ростом ребенка. Очень скоро в дополнение к перцептивным исследованиям и практическим манипуляциям (с помощью которых ребенок тоже познает свойства предметов) появляются интеллектуальные формы познания. Они выражаются в классических детских вопросах: «Это что?», «А почему?», «Зачем?», которыми дошкольник буквально засыпает взрослых. Затем появляется интерес к чтению, учебе, исследованию. По словам И.П. Павлова, наука есть не что иное, как неимоверно разросшийся и усложнившийся ориентировочный рефлекс.

    Иерархию потребностей, их виды, мы также рассматривали при изучении теории А. Маслоу (см. тему 5.4).

    2) Мотив – это опредмеченная потребность, то, что побуждает человека к деятельности.

    Например, дети, оставшись одни, играют в лото на деньги (рассказ А.П. Чехова «Детвора»). Все пятеро хотят играть (потребность), а мотивы разные: деньги, самолюбие, сам процесс игры, страсть к недоразумениям и арифметика игры.

    Мотивы порождают действия, т.е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить на два больших класса: к первому относятся осознаваемые мотивы, ко второму – неосознаваемые. В целом в психологии изучают различные виды мотивов: органические (связаны с ростом, развитием и самосохранением организма), материальные, духовные, социальные, функциональные (удовлетворяются с помощью культурных форм активности, например, занятие спортом).

    В теории деятельности обозначен один механизм образования мотивов , который получил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант его названия – механизм превращения цели в мотив).

    Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом.

    С этим механизмом в жизни встречался каждый человек. Знакомы по школьной жизни такие случаи, когда ученик начинает охотно заниматься каким-нибудь предметом (или видом спорта) потому, что ему доставляет удовольствие общение с любимым учителем (тренером). Но со временем оказывается, что интерес к данному предмету углубился и школьник продолжает заниматься этим предметом уже ради него самого и, может быть, даже выбирает его в качестве своей будущей специальности.

    3) И, наконец, действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу.

    Рассмотрим основные виды деятельности , характерные для человека.

    Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд . Все эти виды носят развивающий характер (в их процессе происходит интеллектуальное и личностное развитие).

    Общение – это вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Может быть эмоциональным, вербальным, невербальным. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и влияния друг на друга.

    Игра – вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых игр). Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

    Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков (ЗУН).

    Труд – вид деятельности, благодаря которому человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия жизни для дальнейшего развития.

    Контрольные вопросы

    1. Назовите имена ученых, основоположников теории деятельности.

    2. Какой тезис марксистской теории лег в основу деятельностного подхода?

    3. В чем состоит различие теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н.Леонтьева?

    4. Какой вклад в теорию деятельности внес Л.С. Выготский?

    5. Что такое интериоризация?

    6. Назовите высшие психические функции человека.

    7. Укажите основные принципы деятельностного подхода.

    8. Опишите уровни деятельности.

    9. Дайте характеристику трем компонентам деятельности.

    10. Назовите врожденные потребности человека.

    11. Какие виды мотивов вы знаете? Которые из них являются доминирующими в вашей жизни?

    12. В чем сущность механизма превращения цели в мотив?

    13. Назовите основные виды человеческой деятельности.

    Литература

    1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007, – 672 с.

    2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 320 с.

    3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.

    4. Немов Р.С.Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.

    5. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.

    6. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

    7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.







    

    2024 © sattarov.ru.