Трава у нашего дома презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему. Растения возле дома Травянистые растения у дома


МБОУ СОШ № 20 г. Рязань

Конспект урока по окружающему миру на тему:

«Трава у нашего дома»

Выполнила:

Учитель начальных классов

Митина Ирина Юрьевна

Тема урока: Трава у нашего дома. Предметные результаты:

Распознавать травянистые растения, пользуясь атласом-определителем «От земли до неба»;

Знать причины пожелтения травы осенью;

Узнавать изученные растения на рисунках и в природе.

Метапредметные результаты:

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью;

Описывать устно внешний вид наиболее распространенных травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам);

Отгадывать народные загадки о растениях;

Использовать сведения из книги «Зеленые страницы» и других источников для написания собственного рассказа о растении.

^ Личностные результаты:

Осознавать важность бережного отношения к природе.
Оборудование. У учителя – гербарий травянистых растений, компьютер, проектор, презентация, книга «Зеленые страницы», предметные картинки, карточки со словами.

У учащихся – клей, атлас-определитель «От земли до неба».
^ Ход урока. Актуализация знаний и умений.
- Посмотрите на доску. Что вы там видите? (растения)

Распределите эти рисунки на 3 группы. Как называется 1 группа? – деревья

2 группа – кустарники

3 группа – травы
Целеполагание.
- О какой из этих групп будем сегодня говорить, узнаете, отгадав загадку:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда. (трава)
- Сегодня мы отправимся в страну трав. Для этого не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Страна, которая нас ждёт в гости – необычная. Достаточно закрыть глаза и произнести: “Раз, два, три – страна трав, нас в гости жди…”.
Песня «Трава у дома»
- Какие травянистые растения вы знаете? Для чего нужна нам трава? (Травы, как и другие растения, обогащают воздух кислородом, делают его чище, помогают нам дышать. Многие виды трав обладают целебными свойствами, помогают излечивать болезни людей и животных.)

Где растет трава? (на лугу, в поле, в лесу, в огороде, на обочине…) Мы не отправимся далеко, а поговорим о травах, которые растут у нашего дома.

Сейчас трава уже не зеленая, как в песне. А какого цвета становится трава осенью?
Стих про осень (читает ученик)
- А как вы думаете, почему осенью трава желтеет?

Чему будем учиться на уроке? Сформулируйте тему урока.

Ученые долго искали ответ на этот вопрос. Наконец ответ дали ученые-химики.
(Просмотр обучающего м/ф «Почему желтеют и падают листья?»)
- А теперь, ребята, я покажу вам маленький фокус. (Показываю модель листа дерева)

Какого цвета этот лист? (Зеленого)

А теперь? (Желтого)

То же происходит с листьями деревьев и травой осенью: хлорофилл перестает образовываться, поэтому становятся видными цвета других красящих веществ в тканях растения.
А теперь давайте познакомимся с травами, которые вы часто видите во дворе или на улице, но не задумываетесь о том, чем они полезны для людей.
Прочитайте загадку и отгадайте название первой травы. (на слайде)
Горькая травка,

К животу поправка,

И сама душиста,

И метёт чисто. Полынь.
- Найдите полынь на партах. Понюхайте. Давайте прочитаем про полынь в учебнике

(чтение с.70 учебника)

Отдёрнешь ладонь:

Обжигает трава

Как огонь.

Что вы знаете о крапиве? (Прослушать материал по диску.)

Почему крапива жжется? (ответы детей)

Узнаем ответ на этот вопрос из текста учебника. (Самостоятельное чтение с.71)

А виной тому тонкие волоски с едким соком, которыми усажены листья крапивы. Волоски эти очень хрупкие. При малейшем соприкосновении головки волосков обламываются и протыкают кожу, а едкий сок обильно поливает крошечные ранки, поэтому образуются на нашей коже волдыри, как от ожога.

Чем полезна крапива?

У крапивы много полезных свойств. Ее листья богаты витаминами С и А, каротином, минеральными солями. Готовят из листьев крапивы зеленые щи, супы, салаты. Весной они помогают нам восполнить образовавшийся за зиму недостаток витаминов в организме. Отвар крапивы используют для укрепления волос.
^ Птичья гречишка

У этого вездесущего растения много имен: горец птичий, спорыш, птичья гречишка, гусятница, трава-мурава, топтун-трава. Горец птичий – научное название.

Спорыш - потому что растет споро, то есть быстро. В хороших условиях может вырасти до метровой длины. Но чаще ему приходится существовать в трудных условиях: по нему ходят люди и животные, ездят трактора и автомобили, им питается домашняя птица, его объедает скот. Но спорыш выживает и еще обильнее ветвится. Нет места в городе или в селе, где не поселилось бы это растение.

Название «птичья гречишка» вполне понятно. Птички лакомятся мелкими орешковидными плодами, трехгранными, как у гречихи.

Почему гусятница? Ее охотно едят гуси.

Откуда же название «трава-мурава»? В старину зеленый цвет на Руси называли муравым. Листья горца птичьего - насыщенного зеленого цвета. Растение зеленым ковром покрывает землю с июня до поздней осени, до самого снега.

Эту травку в народе еще называют топтун-трава. Она растет вдоль тропинок, у колодцев, по ней все ходят. А она не боится, стебелек свой прижмет к земле и вновь поднимется.
- Это ценное лекарственное растение. Молодая зелень вполне съедобна. Ее можно использовать в сыром виде (в салатах) и добавлять в зеленые щи.

Кашицу из свежей травы или компрессы, смоченные в ее настое, прикладывают к ушибам и долго незаживающим ранам.
Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - серёжки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. Подорожник.
А почему это растение назвали подорожником? (Оно растет по дорогам)

Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь? (У него листья на земле лежат. Почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему.)

Подорожник в народе называют по-разному: семижильник, порезник, попутчик, ранник, чирьевая трава, придорожник. Попробуйте поразмышлять о происхождении этих народных названий. (Ответы детей).

Русские названия «подорожник», «попутчик» связаны с местообитанием его у дорог. Другие названия - «порезник», «ранник», «чирьевая трава» - даны растению за способность заживлять раны.

Где применяют это растение? (Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала.)

Еще в стародавние времена подорожник называли «Матерью всех трав» за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти.

Всё целебно: лес, луга, поля.

Подорожник, заросли полыни,

Щедрая, прекрасная земля,

Словно лекарь нам врачует раны!
Физкультминутка

Ветер веет над полями, (обмахивают лицо руками)

И качается трава. (Плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами

Словно белая гора. (потягивания, руки вверх)

Ветер пыль над полем носит (машут руками)

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот. (наклоны вправо-влево, назад-вперед)

Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)

Там немного отдохнем. (дети садятся)
^ Первичное закрепление.


    РТ № 1 с. 44


- Приклеить рисунки трав в нужную рамочку. Поменяйтесь тетрадями, проверяем друг у друга.


    Парная работа.


- В атласе-определителе найти данные растения, узнать название и прочитать комментарии к ним. Рассказать, видели ли вы эти травы и где.

(пастушья сумка, конский щавель, репейник, лебеда, пижма, тысячелистник, чистотел, мятлик)

^ Беседа о защите природы.
Вопросы

Я иду по цветущему лугу,

Высыхает на листьях роса.

Ветер травы качает упруго

Они шепчут: «Не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни.

Мы для глаз и для сердца – отрада,

Украшенье родимой земли»

3) Кроссворд – групповая работа.

Выводы и обобщения:

Что узнали на уроке нового?

Как выглядят травянистые растения осенью?

Что происходит с травами поздней осенью?
Рефлексия и самооценка.

Кому было интересно на уроке, кто понял материал, выберите квадратик с зеленой травой. Кто не все запомнил – желтую траву. А кому было неинтересно, кто ничего не понял –выберите красную траву.
Домашнее задание.

Он был моим самым близким другом в детстве. Мы с ним проводили все дни напролет. С утра обегали наши владения: поляну с небольшим болотцем и пружинящим деревянным настилом через низину, березовый перелесок, овраг, в котором струился ручей, и, наконец, бугор. Мы влетали на бугор и останавливались передохнуть. С бугра открывался прекрасный вид на зеленый луг, по которому проходила железная дорога, и до самого горизонта поднимались и опускались телеграфные провода. Каждое утро по железной дороге проносился скорый; он никогда не останавливался на нашем полустанке, мы и пассажиров не успевали рассмотреть - так, два-три лица, прильнувшие к стеклу, - но все равно их провожали: я махал рукой, а Яшка кивал бородой. Я сильно завидовал тем, кто мчал в поезде, мне тоже хотелось попутешествовать, побывать в разных городах. А Яшка им совсем не завидовал: поезд скроется, и он спокойно пасется на бугре, щиплет сочную траву, время от времени наполняя утреннюю тишину громким блеяньем. Я ложился рядом с Яшкой, обнимал его за шею, делился с ним своими мечтами, и он всегда внимательно смотрел на меня зелеными глазами и слушал, правда, при этом не переставал жевать. Выслушает, качнет головой, как бы говорит: «И куда тебя тянет? Здесь отлично, всего полно. Смотри, сколько ромашек! И чего их не лопаешь?».

В то послевоенное время мы жили в Заволжье, в небольшом поселке, при эвакуированном из Москвы заводе, на котором работал отец. Семья у нас была большая и, сколько я помню, мы постоянно нуждались. Чтобы расплачиваться с долгами, отец с матерью каждую весну покупали месячного поросенка, полгода его откармливали, а к зиме продавали. Но однажды родители вернулись домой с пустыми руками - на поросят поднялись цены, - а через несколько дней отец принес домой белого козленка. «На худой конец и он сойдет», - сказал.

Козленку было три недели, его тонкие ножки еще разъезжались на полу, он жалобно блеял и мягкими губами теребил занавески - искал мать. Первое время козленок сосал молоко из бутылки с соской и спал с нами, детьми, под тулупом на полу. Бывало, утром вскочит, наступит на руку острыми копытцами и заблеет - просит молока. Потом козленок стал есть все подряд, все, что мы ели, а как только на пригорках зазеленела молодая трава, мне, как старшему, отец поручил выводить его на прогулки.

С этого все и началось. Мы с Яшкой (козленка назвали Яшкой) привязались друг к другу; он ходил за мной, как собачонка, а я доверял ему все свои тайны. Там, на бугре, мы устраивали игры, бегали наперегонки, перескакивали через лужи и коряги, причем вначале Яшка вырывался вперед, но скоро я настигал его, и некоторое время мы неслись рядом, а потом Яшка начинал сдавать. Тогда он резко останавливался и подпрыгивал на одном месте, как бы предлагая новый вариант игры. Здесь уж, естественно, первенство было за ним. Видя, как я неуклюже отрываюсь от земли, Яшка только ухмылялся и взлетал все выше, временами даже зависал в воздухе и искоса посматривал на себя, любуясь своей ловкостью. Под конец этот бахвалец на радостях брыкался задними ногами и трубил на всю окрестность о своей победе.

Ближе к лету Яшку переселили в пристройку, в которой обычно держали поросенка. К этому времени Яшкина пушистая шерстка превратилась в блестящие завитки, его взгляд стал более осмысленным, а на лбу появились бугорки. Пробивающиеся рожки чесались, и Яшка все время лез ко мне бодаться. Припадал на передние ноги, качал головой - явно вызывал помериться силами. Я становился перед ним на корточки, и мы упирались лбами друг в друга. Побеждали попеременно, и надо отдать Яшке должное: когда он наседал и я кубарем скатывался под уклон бугра, он никогда не подскакивал и не бил сбоку - ждал, пока я поднимусь и приму оборонительную позу. В нем было какое-то врожденное благородство.

Позднее, когда у Яшки появились рожки, случалось, он не рассчитывал свою силу, и тогда мы ссорились. Например, издаст предупредительный клич, разбежится, скакнет и летит на меня, наклонив башку. Я, конечно, отпрыгивал в сторону, и Яшка врезался в кусты, но, бывало, я не успевал увернуться, и Яшка больно бил меня в плечо. Тут уж я не выдерживал и тоже поддавал ему как следует.

Долго мы не дулись, Яшка первым подходил, клал голову на мои колени, виновато подергивал хвостом и теребил ботинок копытцем: брось, мол, стоит ли ссориться из-за мелочей, ведь мы друзья! Такой ласковый был козленок.

В полдень я ненадолго оставлял Яшку одного: привязывал его веревку к вбитому в землю колышку и шел домой обедать. С обеда притаскивал ломоть хлеба, картошку, морковь - Яшка все уминал, и мы спускались в поселок.

Прежде всего подходили к сапожнику дяде Коле; я наблюдал за его работой, а Яшка дожидался капустной кочерыжки, которую дядя Коля всегда припасал для козленка.

Что меня больше всего поражало, так это умение дяди Коли по обуви угадывать наклонности хозяина. Подаст ему какая-нибудь старушка сбитый ботинок, а он посмотрит и скажет:

Что внучок у вас - футболист?

И старушка сразу закивает:

Житья от него нету. Отец только на обувь и работает. Вторые за месяц сбил... Да еще штраф за разбитое окно заплатила...

Или принесет какая-нибудь девчонка сандалии, дядя Коля проведет пальцем по стертым носкам и улыбнется:

Танцовщицей, наверно, хочешь стать?

И девчонка кивнет, опустит глаза и покраснеет. Дядя Коля мог определить, кто ходит прихрамывая, кто косолапит, кто ходит красиво.

Дядя Коля был низкорослым, худощавым, носил очки и при ходьбе сутулился. Он жил в старом доме с обшарпанными стенами, зато его яблоневый сад считался лучшим в поселке. Сад огораживали высокие колья, похожие на гигантские карандаши. У широкой калитки, в которую свободно въезжал грузовик, спал огромный, как медведь, пес Артур. Такие внушительные бастионы и стражу дядя Коля завел вовсе не для охраны фруктов - просто, как многие люди маленького роста, любил все высокое. Под осень мы залезали в сад, трясли яблони, предварительно выманив Артура на улицу жмыхом - он ужасно его любил.

У Яшки с Артуром были вполне дружеские отношения: заметив козленка, пес вставал, потягивался, приветливо размахивал хвостом, подходил вразвалку и покровительственно лизал Яшку большим шер-шавым языком. А иногда, в знак высшего расположения, притаскивал козленку обмусоленную кость. Конечно, не обходилось без размолвок. Случалось, Яшка забывался и начинал объедать флоксы около дяди Колиного дома. Тогда Артур скалился и рыкал, а Яшка сразу вставал на дыбы.

Дядя Коля всегда мне что-нибудь рассказывал. Чаще всего о том, как он будет жить, когда станет лесником.

Вот выйду на пенсию, сад оставлю посельчанам, сам с Артуром переберусь на природу. У нас ведь здесь все ж заводской поселок, а я хочу жить поближе к земле, к зверью. Устроюсь куда-нибудь лесником на кордон, построю дом из ветвей и травы и крышу из хвои, буду приручать зверюшек...

Однажды мы с Яшкой подошли к дяде Коле, он кивнул мне, кинул Яшке кочерыжку и стал молча подшивать валенок: прокалывал шилом дырочки и протягивал просмоленную дратву. Подшив подошву, начал пробивать ее деревянными гвоздями, чтобы лучше держалась, когда гвозди разбухнут. С полчаса работал и все молчал. «Что ж такое случилось? - думаю. - Может, обиделся на нас с Яшкой за что?» А дядя Коля починил валенок и посмотрел на меня поверх очков:

Давай сними-ка ботинки.

Подбить надо. Того гляди, пальцы вылезут.

У меня денег нет, - пробурчал я.

Снимай, говорю! - нахмурился дядя Коля.

Я нагнулся, стал развязывать шнурки.

Починил дядя Коля мои ботинки, промазал краской, стали ботинки как новенькие. Надел их, а дядя Коля вздохнул:

Был у меня такой вот сынишка, как ты... Да в войну умер от простуды. Так-то... Да... Все мечтали мы с пацаном податься в лесничество, построить дом из ветвей и травы и крышу из хвои, приручать разных зверюшек...

От дядя Коли мы с Яшкой направлялись к Крокодилихе - так звали тетку Груню за то, что она свои владения от мальчишеских набегов огородила плотным забором и еще установила дополнительный барьер - насажала репейник. В ее палисаднике росло множество цветов: георгины, пионы, гвоздики, табак. Время от времени мы посылали в палисадник бумажных голубей с угрожающими записками, а по воскресеньям, когда тетка Груня уезжала в город, пролезали сквозь дыру в заборе, срывали головки цветов и, играя в войну, раздавали цветы как ордена. Георгин считался орденом Красной Звезды, пион - орденом Александра Невского, гвоздики и колокольчики - разными медалями. Отмечали друг друга щедро: в петлицах наших рубашек красовалось столько наград, что позавидовал бы любой фронтовик. После каждого воскресенья клумбы заметно редели. Обходя кусты, Крокодилиха только вздыхала и качала головой, а мы посмеивались и все больше смелели - забирались в цветник и в будни по вечерам...

Около палисадника мы с Яшкой останавливались, находили лазейку, я срывал несколько бутонов, а Яшка, как бы невзначай, объедал пару георгинов - ему очень нравились эти яркие цветы. Он вообще любил все яркое: изумрудную траву у болотца и ромашки на бугре, красную колонку посреди поселка, из которой всегда лилась струя, точно перекрученная стеклянная веревка. Он подходил к колонке, почесывал об нее бока, наклонялся к деревянному желобу и долго пил прохладную воду, бегущую среди гальки и тины. И красную тесьму Яшка предпочитал обычному холщовому поводку. А когда я раздобыл ему медный колокольчик он перед всеми задирал голову и хвастался ярко-желтым украшением.

Однажды в середине лета, когда Яшка уже сильно подрос, мы с ним пролезли в палисадник Кроходилихи; я стал тянуть какой-то венчик, а Яшка принялся за георгин. Внезапно перед нами возникла Крокодилиха. Яшка сразу сдрейфил и дал стрекача, рассыпая черные горошины, а я от страха онемел, даже не успел спрятать цветок за спину; нагнул голову и жду наказания. Но Крокодилиха неожиданно глубоко вздохнула:

Что же ты делаешь? Я ж букеты в детский дом отвожу. Детишкам, у которых родители погибли на фронте, - она махнула рукой, подошла к калитке, распахнула ее. - Зови своих дружков. Дорывайте!..

С того дня Крокодилиха снова стала теткой Груней, и хотя калитка в ее палисадник больше не запиралась, никто не сорвал ни одного цветка. Даже Яшка обходил палисадник стороной - такой сообразительный был козленок!

На окраине нашего поселка пролегало шоссе - наполовину асфальтированная, наполовину мощеная дамба. По ту сторону дамбы находилась керосиновая лавка, каморка утильщика и мастерская по ремонту замков, примусов, патефонов и прочего. За мастерской начиналась городская свалка. Ее называли городской, несмотря на то, что город находился в пяти километрах от нашего поселка. Видимо, городские власти рассматривали наш поселок как никчемное место, годное лишь для хлама.

Мы с Яшкой любили ходить по свалке; я собирал старые журналы, разные бракованные детали, Яшка искал в основном огрызки овощей, но если ему попадалось что-нибудь несъедобное, но яркое, сразу звал меня.

После свалки подходили к мастерской и через открытую дверь наблюдали за работой мастера, молодого, вечно небритого мужчины с сиплым голосом. Заметив нас, мастер обычно усмехался и отпускал какую-нибудь дурацкую шуточку, вроде такой:

Ну что, подковать своего козла привел? Все одно коня из него не сделаешь. Козел - он и есть козел. И толку от него никакого.

После таких слов мы с Яшкой, не сговариваясь, поворачивали и уходили. Не знаю, как Яшка, а я вообще не подходил бы к мастеру, но уж очень хорошая у него была мастерская: на верстаке стояли тиски, на полках лежал слесарный инструмент, в углу виднелся маленький горн с мехами. Я все мечтал, когда вырасту, тоже обзавестись подобной мастерской.

Как-то осенью у моего самодельного самоката треснула петля, а новых нигде не было. Пришлось выпрашивать у матери деньги на ремонт. Мать дала сорок копеек. Пришел я к мастеру, попросил починить петлю. Мастер мрачно посмотрел на меня - он сидел на лавке и паял чайник, - отложил работу и прохрипел:

Это что, твой второй козел? Ну, давай посмотрю... Э-э! Тут варить надо, стручок. Тащи на завод. А как ты думал? - он взглянул на меня. - Но можно и заклепать вообще-то. Заклепать, что ли?

Я кивнул.

Ладно, посиди на улице, здесь не мешайся.

Через полчаса мастер поставил железную заплатку на трещину и прикрепил ее заклепками.

Гони рубль, - сказал, толкнув самокат ко мне.

Я протянул монеты и покраснел:

У меня только сорок копеек.

Давай, завтра принесешь остальные.

Выкатив самокат, я пересек шоссе и пошел к дому. Помнится, день был пасмурный, с утра накрапывал мелкий нудный дождь. «Где же взять шестьдесят копеек? - соображал я. - Матери лучше не заикаться - не даст. Ждать до получки отца долго». И вдруг вспомнил, что в книжном магазине напротив школы букинист покупает книги у населения.

Моя библиотека состояла из трех книг, но у одной не хватало последней страницы, на другой виднелись чернильные пятна, третья - «Остров сокровищ», была в хорошем состоянии, но ее я считал лучшей на свете. Долго я колебался, сдавать ее или не сдавать, потом все же решился. «Накоплю денег, снова куплю», - подумал и отправился в магазин.

Весь тот день Яшка сочувственно посматривал на меня, а когда я ушел в магазин, то и дело выбегал на улицу, озирался и тревожно блеял - искал меня. Он любил меня по-настоящему и скучал, даже если я ненадолго оставлял его одного. К тому времени Яшка уже вымахал с дяди Колиного Артура, но его сердце не почерствело.

На следующее утро денек был отличный - вовсю сверкало солнце. Когда я бежал в мастерскую, в моем кармане гремело пятьдесят пять копеек.

Вот деньги! - влетев к мастеру, задыхаясь, проговорил я. - Здесь не хватает пятака. Я вам завтра принесу. Мне мать даст на завтрак.

Какие деньги? - просипел мастер.

Вы вчера... чинили мой самокат...

Ну и что?

Я шестьдесят копеек должен...

А-а! Это хорошо… Давай беги, купи папирос. И живо сюда!

Около нашего дома росла необыкновенная трава: высокая, упругая, ярко-зеленая, пахучая. Мы с Яшкой любили по вечерам полежать в траве, отдохнуть от дневных дел. Над нами трепетали бабочки, жужжали мухи, а перед глазами прыгали кузнечики, ползали изумрудные жуки... Я срывал травинки и жевал сочную горьковатую зелень. Яшка к траве только принюхивался, но никогда не щипал - сохранял для красоты. Такой умный был козленок!

На той траве у нашего дома я мечтал побыстрей вырасти, выучиться на инженера и поступить на отцовский завод. И мечтал развести сад, такой же, как у дядя Коли, и цветник, подобный палисаднику тетки Груни, и мастерскую - вроде хибары мастера. И опять я доверял свои мечты Яшке. Уставший за день Яшка слушал меня уже менее внимательно, а под конец вообще закрывал глаза.

К зиме Яшка превратился в могучего козла, с крепкими рогами и роскошной бородой. Характер у Яшки заметно испортился - он стал задиристый, лез ко всем животным в поселке, даже приставал к Артуру и только меня любил по-прежнему.

Бывало, какой-нибудь мальчишка показывал мне кулак. Яшка тут же забегал вперед, выставлял рога и бил копытом о землю - давал понять, что не даст меня в обиду.

Пока я был в школе, Яшка сидел в загоне около пристройки и вглядывался в дорогу - ждал меня, чтобы отправиться на бугор. Я тоже скучал по Яшке: болтаться с ним по окрестностям мне было интереснее, чем зубрить разные формулы и спрягать глаголы. Учителя не понимали причин моей рассеянности на занятиях и частенько в дневнике писали родителям, что я просто лентяй. Отец с матерью только вздыхали.

Долго они оттягивали разговор о продаже Яшки. Но однажды вечером сквозь сон я услышал, как мать говорила отцу, что продать Яшку вряд ли удастся - она уже предлагала кое-кому на рынке, - что Яшку придется забить и продавать мясо. Отец пыхтел папиросой и отмалчивался.

Надо сказать, отец был мягким, сентиментальным человеком, любил животных, цветы и грустную музыку. Жизнь крепко побила отца: он рано потерял родителей, с подросткового возраста работал на заводе, на фронте погибли все его друзья; он в одиночку тянул большую семью и жил в захолустье, далеко от родины. В те годы наиболее предприимчивые из эвакуированных уже перебрались в Москву, а отец никуда не ходил и ничего не делал для того, чтобы вернуться на прежнее местожительство. Он был скромным, даже застенчивым человеком. Мать была гораздо энергичнее. Она часто обвиняла отца в мягкотелости, сама ходила в дирекцию завода и в конце концов добилась своего - отца перевели на работу в Подмосковье. Но это произошло не скоро.

В тот поздний вечер, когда решалась судьба Яшки, отец сказал матери:

Давай не будем пока этого делать. Немного денег у нас есть, и я должен еще в одном месте подработать, а попозже, ближе к Новому году... Там видно будет...

Зимой мы с Яшкой по-прежнему обегали наши любимые места и, как и летом, провожали скорые поезда, а с бугра катались по накатанному склону: я на валенках, а Яшка на животе. Ему очень нравился снег. Бывало, даже купался в сугробах - перекатывался с боку на бок, задрав ноги. Как-то мастер увидел его за этим занятием и ухмыльнулся:

Твой козел совсем спятил. Забивать его пора, а вы с ним цацкаетесь.

После этих слов мы с Яшкой стали обходить мастерскую стороной.

Отец говорил, что, валяясь в снегу, Яшка чистит шерсть, но я-то знал - мой друг просто радовался зиме.

В морозные дни Яшку брали на ночь домой, и мы, как и раньше, спали с ним на полу, в обнимку. Причем, хитрец Яшка все норовил занять лучшее место, у печки, из-за этого мы всегда долго укладывались - то я теснил его, то он меня.

До Нового года мать больше не заговаривала о Яшке, но я не раз замечал, как отец украдкой сидел с моим другом у пристройки, курил папиросу и поглаживал козла.

В середине зимы родители увязли в долгах, а тут еще заболела моя сестра, нужно было хорошее питание, и мать твердо сказала отцу:

Будь мужчиной! Думаешь, мне Яшку не жалко? Но чем отдавать долги? И чем кормить детей? Их здоровье мне дороже Яшки!

Отец долго молча курил, шмыгал носом, потом глубоко вздохнул и пообещал матери забить Яшку в субботу. Этот разговор я опять услышал случайно и в ту ночь долго не мог уснуть. Жизнь Яшки была в опасности, и я решил убежать с ним из дома.

На следующий день была пятница. Сразу после школы я обвязал вокруг Яшкиной шеи веревку, и мы с ним направились на наш бугор. Ничего не подозревавший Яшка начал, как обычно, носиться, валяться в снегу, лез ко мне бодаться, но я быстро его пристегнул и потащил к железнодорожному полотну… Я задумал отсидеться с Яшкой на ближайшей станции, пока отец с матерью не найдут другой выход расплатиться с долгами.

Мы протопали километра два, как вдруг услышали сзади окрик отца, он бежал за нами, махал рукой. Подойдя, отец снял шапку, вытер ладонью взмокшее лицо, закурил, глубоко затянулся.

Понимаешь, - сказал, выпуская дым, - если бы мы с тобой жили вдвоем, мы как-нибудь перебились бы. Но ведь больна твоя сестра. Она не поправится без масла, молока... Да и долгов у нас полно... Яшку придется...

Отец хотел сказать «забить», но у него не повернулся язык.

Мы с тобой должны быть мужчинами, над нами уже все смеются, - то ли меня, то ли себя уговаривал отец. - Если хочешь, мы заведем собаку, - не очень уверенно добавил отец, прекрасно понимая, что никакая собака не заменит мне Яшки.

Назад мы плелись молча. Яшка все понял - топал упираясь, на-супившись. Я тоже еле ковылял и беззвучно ревел.

Утром отец куда-то ушел и вернулся с длинным ножом из напильника. Пока отец затачивал нож на бруске, я зашел в пристройку попрощаться с Яшкой. Он стоял, прижавшись к стене, подрагивал ногами, тревожно сопел и даже отказался от своего любимого лакомства - моркови. Он даже не посмотрел на меня, только покосился и отвернулся - как от предателя.

Когда отец вошел к нему с ножом, он забился в угол и отчаянно заблеял... И вдруг подбежал к отцу и стал лизать ему руки. Отец постоял в растерянности, потом бросил нож и, какой-то обмякший, побрел к дому.

Мать пошла по соседям и вскоре вернулась с мастером. Он согласился убить Яшку не потому, что недолюбливал его, а просто мать пообещала ему заплатить. К тому же, у мастера было охотничье ружье, и мать справедливо решила, что так все кончится быстрее, без всяких мучений для Яшки.

Когда мастер открыл дверь пристройки, Яшка ударил его рогами, вырвался во двор и стал метаться из стороны в сторону. Мастер поймал конец веревки и хотел привязать Яшку к забору, но с большим сильным козлом не так-то легко было справиться.

В конце концов мастер плюнул, бросил веревку, вскинул ружье и стал выжидать, когда Яшка на мгновение остановится. Я отвернулся, заткнул уши... Потом услышал одновременно и выстрел, и рев Яшки. Повернувшись, я увидел, что Яшка лежит на боку с открытыми глазами и неистово дергает копытами. Через секунду он вскочил и, припадая на передние ноги, пробежал несколько метров, разбрызгивая кровь по снегу, потом упал, и его забила дрожь… Эта дрожь становилась все мельче, пока в Яшкиных глазах окончательно не угасла жизнь.

Моего Яшку убили на месте, где летом мы любили полежать, отдохнуть от наших будничных дел; на месте, где всегда росла высокая ярко-зеленая трава…

Я забыл сказать еще об одном свойстве той травы: даже в самые жаркие дни она оставалась влажной, и какие бы мы с Яшкой ни были разгоряченные, какие бы обиды или радости не переполняли нас, когда мы ложились в траву, становилось прохладно и спокойно.

МОУ «Альшиховская средняя общеобразовательня школа Буинского района РТ»

Разработка интегрированного урока по чтению и окружающему миру

Трава у нашего дома

Выполнила: учительница начальных классов II квалификационной категории Емельянова Светлана Владимировна.

2009 год

: Этот урок проводится в 3-ем классе в разделе «Мир растений». Приступая к работе над темой, учитель заранее готовит репродукции пейзажей, фото и картинки растений, гербарий. Урок знакомит детей с новым произведением, опираясь на ранее полученные знания детей. Поэтому на уроке есть много обобщающих моментов. Рекомендуется комплексное применение знаний и умений учащихся, целью которого является развитие логического мышления учащихся, наблюдательности.

На уроке применяются различные формы работы с учащимися. Лучше проводить уроки чтения такого типа совместно с предметом «Окружающий мир».

Тема : А.А.Плешаков «Трава у нашего дома».

Цели : 1) помочь детям повторить и обобщить пройденный материал

2) познакомить учащихся с произведением А.А.Плешакова «Трава у нашего дома»

3) развивать навык осознанного правильного чтения, продолжать формировать умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы по содержанию, развивать умение находить нужную информацию в тексте, развивать логическое мышление, наблюдательность

4) закрепить знания детей о лекарственных растениях и о происхождении их названий

5) воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Тип урока : объяснение нового материала совместно с комплексным применением знаний учащихся

Вид урока : интегрированный

Методы и приёмы : сочетание беседы и рассказа, наглядных приёмов, наблюдение и анализ

Материал : учебник «Парус-3», журнал «Юный натуралист» №3 1998год, приложение к журналу «Начальная школа» 2003год.

Оборудование: слайды со сказочными героями, фото и слайды лекарственных растений, гербарий травянистых растений, наборное полотно с буквами

Ход урока:

    Организационный момент:

    Повторение и обобщение пройденного материала.

Учитель . Ребята, мы закончили с вами, наверное, самый интересный раздел, который назывется «Сказки». Сказки любят все. А вам понравились сказки, прочитанные в этом разделе?

Ученик . Очень понравились.

Учитель . Тогда проверим ваши знания. А вспоминать мы их будем при помощи слайдов, где будут изображены фрагменты из наших любимых сказок. Ребята, вы должны будете по слайдам узнать сказку, вспомнить его название и назвать автора этой сказки. (слайды с 1 по 9)

Ученик. – «Волк и семеро козлят» Братья Гримм

- «Дюймовочка» Ханс Кристиан Андерсен

- «Красная шапочка» Шарль Перро

- «Кот в сапогах» Шарль Перро

- «Братец Лис и Братец Кролик» Д. Харрис

- «Два козлика» К.Д. Ушинский

- «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин

- «Жар-птица» (рус. нар.)

III. Знакомство с новым материалом.

1) Учитель. Молодцы! Сказки вы знаете отлично. А теперь внимание, откроем наши книги на следующую страницу и прочитаем название следующего раздела. «Мир растений». Как вы думаете, какие произведения будут в этом разделе?

Ученик. В этом разделе мы будем читать про растения, потому что раздел называется «Мир растений».

Учитель. Да, произведения этого раздела будут не менее интересны, чем сказки. Здесь мы узнаем много нового о растениях. А написали эти рассказы и стихи детские писатели и поэты. И не только они. Вот автор следующего небольшого текста – это А. А. Плешаков. Он, ребята, составил наш учебник «Окружающий мир». Давайте сейчас прочитайте про себя его заметку.

Ученик. (самостоятельное чтение)

Учитель. О чём вы узнали, прочитав этот текст?

Ученик. Мы узнали, что природа – это как книга. В ней можно найти много интересного, просто их мы должны уметь увидеть.

Учитель. Действительно, как верно заметил автор, книгу природы нужно уметь читать. Вот, например, мы часто бываем на экскурсиях в наш лес. Часто и не замечаем, как красива наша природа в нашей местности. Вспомните нашу последнюю экскурсию в сосновый лес. Вот что удивительного, интересного вы можете рассказать об этой экскурсии?

Ученик. В лесу мы увидели места, где обедал дятел. Под одной сосной мы увидели очень много съеденных шишек, значит, тут угощался дятел. Ещё мы увидели пенёк и сосчитали, сколько лет росло это дерево прежде, чем его срубили. А ещё нашли много съедобных грибов и несъедобных мухоморов.

2) Учитель. Молодцы! Вот вы какие оказывается наблюдательные. А теперь, пожалуйста, все встаньте и представьте, что вы в лесу. Под стишок немного отдохнём, сделаем физкультминутку: (слайд 10)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим,

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём, и домой пешком пойдём.

3) Учитель. Ребята, отдохнули? А теперь давайте успокоимся и приготовтесь слушать очень интересный рассказ, который написал этот же автор А. А. Плешаков. Это очень наблюдательный человек. В этом вы сможете убедиться, прослушав текст «Трава у нашего дома» (чтение учителем рассказа).

Ребята, что же удивительного заметил автор и написал потом в этом рассказе?

Учитель. Правильно, он смог в простой обыкновенной травке заметить так много удивительного и даже найти столько названий для неё.

4) Словарная работа.

А встретились ли вам в тексте незнакомые слова?

Значения всех этих слов написаны в конце текста. Давайте найдём их и попробуем разобраться в их значениях.

Ученик.----------

5) Работа с текстом.

Учитель. Если вам теперь всё стало понятно, то я сейчас хочу проверить, как внимательно вы слушали текст. В этом нам помогут вопросы в конце текста. Давайте мы их найдём и попробуем на них ответить. (слайд 12)

Ученик. (дети читают вопросы и отвечают на них)

Где росла эта удивительная травка?

Откуда у травы название гусятник?

- Как объяснила бабушка название спорыш? Какое ещё название есть у спорыша?

Почему траву назвали и птичьей гречишкой?

- Какое из этих названий самое точное?

VI. Материал по «Окружающему миру».

Учитель. Вы, наверное, заметили, что названия некоторым растениям дали по их внешнему строению и виду, по их месту роста. Какие травы вы можете вспомнить и объяснить их названия?

Ученик. Колокольчик назвали так потому, что его цветки похожи на колокольчик. Медуницу назвали так потому, что в её цветках много нектара для пчёл, которые делают мёд.

Учитель. Молодцы! Вспомнили некоторые растения. А попробуйте ещё объяснить происхождение названий растений, которые будут показаны на слайдах (работа со слайдами, слайд 11)

Ученик. Ребята по слайдам объясняют названия растений:

Одуванчик

Пастушья сумка

Тысячелистник

Подорожник

Мать-и-мачеха

Подсолнечник

Учитель. Что вы ещё можете рассказать об этих растениях? Чем они полезны людям?

Ученик. Они все лекарственные и помогают людям при многих болезнях. А из подсолнуха люди получают подсолнечное масло, семечки, халву.

Учитель. Спасибо, ребята, что вы столько вспомнили об этих растениях. Мы уже знаем об их пользе, и знаем, что и мы должны их любить, охранять и беречь, чтобы они всегда радовали нас своей красотой.

V. Работа с дополнительным материалом.

Учитель. Ну и последнее на этом уроке задание. В учебнике есть загадки. Давайте попробуем их разгадать. А подсказки перед вами, просто правильно расположите буквы на наборном полотне и получите правильный ответ (на доске на наборном полотне слова: МОРАШКА-РОМАШКА, ГУЛ-ЛУГ, СИВАЛЁК-ВАСИЛЁК).

VI. Обобщение урока.

Учитель. Вот и подходит к концу этот урок. Понравился он вам? Что нового вы узнали на этом уроке?

Ученик.----------

VII. Оценивание ответов учащихся.

VIII. Домашнее задание.


8

Вокруг наших домов, на дачах, в лесах растет много травы. Порой мы проходим мимо и не знаем, что под нашими ногами кладезь полезного. Многие самые обычные травы могут пригодиться при лечении ран, кожных заболеваний, общеукрепяющих растительных чаев. Для отдыха, расслабления полезно просто вдыхать запах трав и чувствовать свежий воздух . По последним данным ароматерапия как средство от фобий может войти в арсенал врачей.

Мы не призываем заниматься самолечением и пить травы при всех болезнях. Лечить может только врач, поэтому мы лишь опишем способы ее наружного использования, лишь иногда, когда траву можно применять внутрь не для лечения, а просто как растительный чай, мы укажем это.

Ни в коем случае не используйте траву, сорванную вдоль дорог и около промышленных предприятий, а вот на даче, на приусадебном участке, в лесах, на лугах вполне можно набрать травы для наружного применения.

Зверобой

Зверобой наделяли волшебными свойствами греки и римляне, его в пучке помещали в домах под иконами для оберега от злых духов, снятия порчи. Цветет накануне дня Иоанна Крестителя (у католиков 24 июня), красный цвет сока считают пролитой кровью святого.

Русское название получил из-за того, что при попадании сока на тело под действием солнечных лучей кожа получает сильные ожоги, что нередко происходит с животными, которые пасутся на лугах с большим количеством этой травы.

Лечебные свойства:

  • Противомикробное - настойка;
  • Антидепрессант;
  • Противовирусное действие;
  • Ранозаживляющее действие – масло;
  • Ожоги – масло;
  • Стоматит;
  • Насморк – настойка;
  • Лишаи;
  • Широкий спектр применения в фармакологии.

Во всех случаях используют отвары, настои, настойки. Входит в состав большинства бальзамов и некоторых вин.

Способы изготовления:

  • Настойка – 1:5 на водке или 40% спирте.
  • Отвары – 1ст. л на 200 мл кипятка, варить 15 минут на медленном огне.
  • Настой – 1ст.л. на 200мл кипятка. Настаивать 2 часа.
  • Масло – плотно уложить цветы в банку, залить растительным маслом, настаивать месяц при солнечном свете, ежедневно помешивая. Готовность определяют по цвету. Готовая смесь цвета спелой вишни. Все отжать через марлю, оставить на сутки. Готовое масло – это верхний слой (всего три слоя).

При применении внутрь посоветуйтесь с врачом!

Клевер

Клевер распространен широко. Это достаточно красивый полевой цветок, имеющий много лечебных свойств.

Лечебные свойства:

  • Лечит при ожогах и нарывах – примочки;
  • Тонизирует;
  • Помогает при простуде.

Способы приготовления:

  • Настой - несколько столовых ложек цветов заварить кипятком, едва их прикрыв, настоять 10 минут, завернуть в марлю, приложить к больному месту, укрыть пленкой на 15-20 минут. Можно повторить. Предупреждение: не занимайтесь подобным лечением при большой площади ожога, обратитесь к врачу. Вполне подходит как успокаивающее для кожи после длительного пребывания на солнце, при небольших ожогах при приготовлении пищи.
  • Ароматические ванны : 300г клевера залить 1 литром кипятка, укутать на 3 часа. Вылить в ванну. Поможет как успокаивающее и при простудных заболеваниях.

Крапива

Это жгучее растение очень полезно.

Лечебные свойства:

  • Примочки для заживления ран;
  • Лечит заболевания кожи;
  • Средство для укрепления волос;
  • Общеукрепляющее действие.

Способ приготовления:

  • Примочки: 1\2ст крапивы залить 1 стаканом кипятка, настоять час под теплым покрывалом.
  • Ванна: 1стакан крапивы залить 1 литром кипятка. Настоять 1 час. Вылить в ванну. Таким же раствором можно полоскать волосы, только настой разбавить 5 литрами воды.
  • Блюда из крапивы:
  • Биточки – 100г молодой крапивы отварить 2-3 минуты, смешать с пшенной кашей – 200г, сформировать биточки, поджарить.
  • Щи из крапивы - куриное мясо 200г отварить. Добавить 2-3 картофелины, пассерованный репчатый лук – 1 головка и морковь – 1 штука, крапиву -150г. В конце добавить щавель, зеленый лук, петрушку, укроп по 100г. Варить 20 минут. Подавать с вареным яйцом и 1ч.л. сметаны. В можно есть холодным.
  • Пельмени, манты – крапиву используют как добавку к фаршу или как самостоятельную начинку. Крапиву отварить 3 минуты, измельчить в блендере или мелко порезать.
  • Плов с крапивой – крапиву пассеровать с луком, добавить рис, залить горячей водой, варить 30 минут до готовности.

Молодую крапиву можно использовать в качестве добавки в любое весеннее блюдо (суп или второе).

Лопух

Лопух растет в огородах, около жилья, вдоль дорог. Конечно, он мешает растениям в огороде, но люди почему-то никогда не стремились его истребить. В деревнях очень часто растет у крыльца как декоративное растение.

В медицине в основном используют корень, а вот в народе используют все. Корни заготавливают либо весной до появления листьев, либо глубокой осенью. Лучше всего использовать растения второго года жизни.

Лечебные свойства:

  • При ревматизме как согревающее средство;
  • Лечит кожные заболевания;
  • Облегчает боль при геморрое;
  • Способствует росту волос;
  • Успокаивает зуд при крапивнице (аллергия);
  • Помогает после укусов пчел, ос и даже змей;
  • Помогает при головной боли.

Способ приготовления:

  • Лист лопуха приложить к проблемному месту (при головной боли и боли в суставах).
  • Отвар для кожных заболеваний: 4 части лопуха на 10 частей воды, кипятить 5 минут, процедить, к больному месту прикладывать марлю или мягкую тряпку, смоченную в отваре. Такой же отвар применяют для ванночек рук, ног, полоскания волос. Отвар разбавить 5 литрами теплой воды. Ванну на 20 минут.
  • На раны: 50 г корня лопуха измельчить, залить 1 стаканом растительного масла, настоять сутки, прокипятить 15 минут. Нанести на марлю, марлю приложить к ране.
  • Блюда из корня лопуха первого года жизни: можно добавлять в супы как картофель; добавлять в котлеты и жарить как самостоятельное блюдо; можно есть сырым, вареным, печеным.

Мелисса

Мелисса имеет много названий: лимонник, лимонная мята и другие. Мелиссу выращивают как культурное растение из-за ее полезных свойств, но и одичавшая, которая встречается в природе, имеет достаточно много полезных качеств.

Трава имеет приятный лимонный запах, правда, после цветения он портится. Поэтому собирать траву надо до цветения и сушить. Противопоказаний не имеет, можно листья добавлять в чай и пить как самостоятельный напиток.

Лечебные свойства:

  • Тонизирующее средство, если напиток заварить покрепче, бодрит;
  • Чай слабой концентрации успокаивает, рекомендуется при бессоннице и излишней половой возбудимости;
  • Уменьшает головную боль;
  • Успокаивает зуд при кожных заболеваниях;
  • Помогает при воспалениях кожи с нарывами;
  • Уменьшает зубную боль;
  • Улучшает обмен веществ.

Способы приготовления:

  • Тонизирующий чай: 1ст.л. измельченной мелиссы залить кипятком (1 ст), настаивать 15 минут.
  • Успокоительный чай: 1ч.л. мелиссы на стакан кипятка. Пить перед сном.
  • Для полоскания рта : 2ст.л. мелиссы на 1сакан кипятка, настаивать 20 минут.
  • Для ванны: 1стакан травы залить 1 литром кипятка, кипятить на паровой бане 20 минут, вылить в ванну. Такой же раствор использовать для примочек.

Мята

Эфирные масла мяты содержат ментол, поэтому очень часто мяту добавляют в лекарства как отдушку, используют в парфюмерной и косметической промышленности. Именно этим свойством обусловлено добавление мяты в чаи.

Лечебные свойства:

  • Успокоительное средство – чай;
  • При мигрени – чай;
  • Заболевания в полости рта и зубная боль – настой;
  • Радикулит, боли в суставах – припарки;
  • Как успокоительное – ароматерапия;
  • При тошноте – ароматерапия или чай;
  • Насморк – капли.

Способы приготовления:

  • Мятное масло – листья и наземные части растения измельчить, залить теплым растительным маслом из расчета 1:4. Выдержать 8 часов. Процедить.
  • Настойка – листья и наземные части травы залить 0.5 литрами водки, настаивать в темном месте 10 дней. Процедить.
  • Капли – изготавливаются из мятного масла и настойки в соотношении 2:1.
  • Настой - мяту (10г) залить кипятком (0.5 литра), настаивать 15 минут в термосе. Можно пить как чай разбавляя водой по вкусу.
  • Отвар: мяту (50г) кипятить в воде (8 литров) 10 минут, настоять 15 минут. Можно применять для ванн, освежать воздух в комнате, готовить ледяные кубики для протирания лица, прикладывать к вискам при головной боли.
  • Мята как добавка к блюду:
  • Чай: сбор – мята, душица, смородиновые листья в равных количествах. Использовать по 1ч.л. на стакан воды. Залить кипятком. Настояться.
  • Сок капустный – отжать сок из капусты. Добавить капли мяты.
  • Коктейль ягодный: любые ягоды залить небольшим количеством кипяченой воды, взбить с мороженым в соотношении 2:1, в напиток опустить веточку мяты. Необыкновенно вкусно!
  • Напиток фруктовый или ягодный с мятой – мяту заварить кипятком (200мл), охладить, соединить с с соком на 1 часть воды 2 части сока.

Одуванчик

Одуванчик лекарственный встречается повсюду, цветет он целтыми яркими цветами, и не заметить его просто невозможно. Одуванчик, словно солнышко, радует детей своими цветами, из них получаются красивые венки, которые так любят девочки.

Одуванчик широко применяется как лекарственное средство, а весной его можно использовать для приготовления салатов. Он прекрасно пополнит организм витаминами.

Используют цветы, листья, корни растения. Отвары пить можно без боязни, применяя их не как лечебное, а как общеукрепляющее средство.

Лечебные свойства:

  • Общеукрепляющее действие - сок;
  • Авитаминоз, в одуванчике целый комплекс витаминов – сок;
  • Успокоительное и слабое снотворное средство – отвар;
  • Улучшает обменные процессы;
  • Очистительное средство.
  • Можно использовать как жаропонижающее средство;
  • Лечит мозоли, бородавки – примочки;
  • Боли в суставах – компрессы;
  • Ожоги – масляная вытяжка.

Способы приготовления:

  • Сок – корни и стебли измельчить, сок отжать.
  • Отвар – корни (5г) залить кипятком, кипятить 1минуту на слабом огне, настоять 1 час, пить по 100мл один раз в день.
  • Примочки – любые части растения заварить кипятком. Настоять.
  • Масло – корни измельчить, залить подсолнечным маслом (1:4), настаивать в теплом месте 15 дней. Мазать пораженные места.
  • Блюда из одуванчиков:
  • Салат из одуванчиков 1: листья – 100г, зеленый лук – 50г, петрушка – 25г, растительное масло, специи по вкусу, яйцо -1шт. Листья одуванчика выдержать в чуть подсоленной воде полчаса. Все порезать, добавить специи и растительное масло.
  • Салат 2: 80г листьев, 20г щавеля, 120г шпината, 40г зеленого лука. Все измельчить, добавить растительное масло, соль по вкусу.

Пастушья сумка (обыкновенная)

Однолетнее часто встречающееся растение с белыми цветочками и необычными верхними листочками в виде сердечек – это плоды цветка. Заготавливают траву во время цветения, используют все части растения.

Лечебные свойства:

  • Противовоспалительное – настой;
  • Ранозаживляющее – настой;
  • Кровеостанавливающее – отвар, настой;
  • Ушибы, синяки – отвар;
  • Регулирует давление – чай.

Способы приготовления:

  • Чай – измельченную траву – 2ч.л. залить кипятком – 200мл. Настоять 10 минут. Пить в теплом виде.
  • Настой – трава -1ст.л., кипяток – 1стакан. Настаивать 1 час.
  • Отвар – трава – 2ст. л. на стакан кипятка, кипятить 1-2 минуты. Настаивать 1 час.
  • Блюда из пастушьей сумки:
  • Салаты – молодые листья растения, помидоры, огурцы, лук, заправить маслом.
  • Витаминный суп – сварить легкий куриный бульон, добавить картофель, морковь, лук. В конце добавить зелень пастушьей сумки (мелко порезать), варить 5 минут. Перед употреблением добавить яйцо.
  • Гарнир к птице или рыбе – зелень петрушки пассировать, отдельно пассировать лук, морковь, все смешать и взбить в блендере, потушить 20 минут.

Полынь

Растение, способное вырастать до 1.5 метров. Встречается повсеместно. Имеет необычный оттенок зеленого цвета, с беловатым опушением, обладает резким, но приятным запахом. На вкус очень горькое.

Используют листья и верхушки с цветами. В древности полынь наделяли магическими свойствами. Например, считалось, что она дает силы и позволяет не уставать. В день Ивана Купалы на огонь смотрели сквозь полынный венок (увидеть суженного). В некоторых странах использовали как оберег от нечистых сил. Считалось, что если сжечь полынь на месте преступления. То преступнику не поздоровится.

Лечебные свойства:

  • Противовоспалительное действие – примочки, мазь;
  • Противоязвенное и заживляющее раны – настой;
  • Улучшают пищеварение – отвар;
  • Средство от бессонницы – отвар;
  • Укусы насекомых – избавляет от зуда, просто потереть укушенное место травой.
  • Ароматерапия;
  • Успокаивающее действие – ванна;
  • Жаропонижающее – ванна.

Способы приготовления:

  • Мазь – экстракт полыни смешать с детским кремом.
  • Масло из семян – сырье измельчают - 5г, заливают растительным маслом – 20г, настаивают 8 часов.
  • Сок – отжать из растения перед цветением;
  • Настой для ванны – полынь заварить крутым кипятком, настаивать 1 час под шубой. Вылить в ванну. Или применять в качестве примочек.
  • Отвар – полынь залить кипятком, варить на медленном огне 15 минут .
  • Подорожник

Подорожник растет практически везде. Листья подорожника собирают в июне – июле.

Лечебные свойства:

  • Ранозаживляющее – сок из свежих листьев приложить к ране, а при порезе достаточно просто приложить лист;
  • Противовоспалительное – очистит поверхность раны, к ране приложить кашицу из листьев;
  • Очищение и заживление жирной кожи с угревой сыпью – листья подорожника протереть в массу и наложить на лицо на 20 минут. Затем лицо ополоснуть прохладной водой. Можно делать 2 – 3 раза в неделю до заживления.
  • Конъюнктивит – промыть глаза отваром подорожника;
  • Стоматит, пародонтоз – полоскать рот отваром подорожника;
  • Можно промывать пролежни.

Способ приготовления: измельченные листья подорожника (2 ст.л.) залить горячей водой (200мл), настоять на паровой бане 15 минут.

Расторопша

Расторопша – чертополох, растет на пустырях, часто вырастает у заброшенных домов, но встречается и в огородах. Колючие края листьев и цветки, плоды черные, блестящие.

Лечебными свойствами обладают все части растения. Очень сильное лекарственное растение. И хотя токсическое действие расторопши на организм не выявлено, самолечением заниматься не стоит. В основном растение предназначено для внутреннего применения, в статье приводится как пример необыкновенного лекарственного растения.

Лечебные свойства:

  • Ранозаживляющее для регенерации тканей – масло.
  • Ослабляет действие токсических веществ при отравлениях и заболеваниях печени;
  • Цирроз печени;
  • Нарушения пищеварения.

Способ приготовления:

Масло - растение измельчить, залить растительном маслом полностью, настаивать две недели в темном прохладном месте. Процедить. Перед применением взбалтывать.

Ромашка

Существует множество видов ромашек, но наибольшую ценность представляет ромашка аптечная, однолетник высотой до 40см с небольшими цветами, растущее вдоль дорог, на лугах и полях, вырастает на огородах. Ее легко отличить по листочкам, похожим на укроп. Собирают цветы во время цветения.

Лечебные свойства:

  • Противовоспалительное – кожные высыпания;
  • Настой или отвар как успокаивающее средство;
  • Зубная боль – полоскание;
  • Стоматит – полоскание;
  • Помогает при заторах;
  • Используется для укрепления волос;
  • Лед из настоя прекрасно очищает и тонизирует кожу лица, отбеливает кожу;
  • Слегка осветляет волосы.

Способ приготовления:

  • Настой – цветы (2ч.л.) заварить кипятком (200мл), настаивать в термосе или под шубой три часа. Пить по 1\4 стакана как чай 3 раза в день.
  • Ванны, полоскания – 2-3 ст.л. цветов заварить 1ст кипятка, настоять три часа под шубой. Таким раствором полоскать рот, прикладывать в виде компрессов к больным местам. Для ванн настой вылить в воду. Рекомендуется детям с младенческого возраста для заживления опрелостей, кожных высыпаний. Ванну готовить через день.
  • Отвар для волос – цветы 4 ст.л. залить 1.5 стаканами кипятка, кипятить 5 минут на медленном огне. Процедить.

Часто ромашку применяют в сборах с хвощом, ноготками, облепихой и другими травами .

Тысячелистник

Тысячелистник растет на лугах, полях, вдоль дорог. Это сильно пахнущее растение с множеством листочков, за что и получило название, и мелкими белыми цветами. Используют верхнюю часть растения (15см)

Лечебные свойства:

  • Применяется при молочнице – отвар;
  • Кровеостанавливающее и заживляющее действие – сок;
  • Стоматит – отвар или настой;
  • Угревая сыпь – примочки;
  • Экзема и кожные заболевания – настой;
  • Вяжущее действие используется при расстройстве стула – настой;
  • Входит в состав «аппетитного чая».

Способ приготовления:

  • Отвар – 1ч.л. травы залить стаканом кипятка, кипятить 7 минут на медленном огне, процедить
  • Настой – 2ч.л. травы залить стаканом кипятка, дать настояться 2 часа по теплым укрытием.
  • Сок – обдать растение кипятком, измельчить в блендере, отжать.
  • Примочки – подготовить настой, прикладывать к больному месту марлю, смоченную в настое, на 20 минут.
  • Состав аппетитного чая 1 : 8 частей полыни, 2 части тысячелистника, заваривать 1ст.л. на стакан воды, пьют для усиления аппетита, заболеваниях желудка, облегчения течения климактерического периода. Пить по 1ст.л. перед едой до 4 раз в день.
  • Состав аппетитного чая 2 : 6 частей полыни, 1 часть корня одуванчика, 2 части тысячелистника.1ст.л. залить 250мл кипятка. Настоять 20 минут.

Цикорий

Цикорий обыкновенный можно встретить везде. В советские времена его использовали как заменитель кофе, но цикорий вполне хорош как самостоятельный напиток (используется корень).

Отвар цикория можно пить без боязни навредить здоровью и без рекомендации врача.

Лечебные свойства:

  • Содержит инулин (природный заменитель сахара), улучшает работу пищеварительной системы и повышает иммунитет;
  • Полезен для кожи;
  • Улучшает подвижность при заболеваниях суставов;
  • При кожных заболеваниях как противовоспалительное и ранозаживляющее

Способ приготовления: корень цикория высушить, измельчить в кофемолке, заваривать как кофе, дозировка по вкусу.

Слитым цикорием протирать кожу. Можно прикладывать кашицу к ранам (на 20 минут) воспаленным суставам (приложить на ночь, зафиксировать бинтом).

Чабрец

Чабрец – медонос, возможно, за это так любим человеком. В христианстве в Троицу чабрецом устилают полы храмов, растение ароматно. Собирают в июне, сушат в домах или в тени. Полезны цветы и листья.

Лечебные свойства:

  • Успокаивающее – можно пить как чай неограниченное время;
  • Заболевания горла – ангины, тонзиллиты, для полоскания;
  • Кожные заболевания – противовоспалительное действие, применять компрессы;
  • Болезни суставов – успокаивающее действие, использовать ванны и компрессы;
  • Рекомендуем для избавления от глистов.

Способ приготовления:

  • Для чая – 1ч.л на стакан кипятка, заваривать как чай.
  • Для настоя – 1ст.л. на 200мл кипятка, настаивать 30 минут.
  • Примочки, компрессы – 2ст.л на стакан кипятка, паровая баня на 15 минут.
  • В засушенном виде можно набить подушку и использовать для засыпания в качестве успокаивающего средства.
  • Ванны – чабрец (1ст) залить водой (1л), кипятить на медленном огне 30 минут.

Чистотел

Трава не зря имеет подобное название, она лечит практически любые кожные заболевания. В ранозаживляющем действии чистотел трудно сравнить с какой-нибудь другой травой. Интересно латинское название чистотела – дар небес.

Лечебные свойства:

  • Лечит раздражения кожи у детей – купать через день:
  • Смягчение кожи – прием ванны;
  • Угревая сыпь – отваром протирать воспаленные места;
  • Укрепление волос – споласкивание после мытья головы.

Способ приготовления:

  • Ванны – заварить чистотел в горячей воде, настаивать час, количество не важно. Вылить в ванну.
  • Отвар – чистотел (4ст. л.) заварить водой (6ст). Кипятить на медленном огне 10 минут.
  • Вода для споласкивания волос – чистотел (1ст) залить кипятком (6л), настоять 1 час.

Многие врачи и фармацевты считают, что в природе есть все, что необходимо для излечения организма. Появление новых болезней – это следствие ухода от природы и изобретения все новых лекарств. Сейчас люди вспоминают давно забытое и изучают свойства растений уже на новом уровне. Конечно, никто не призывает отказываться от применения тех лекарств, которые химики синтезировали и которые производят несомненный эффект. Но повернуться лицом к природе никогда не поздно.

Когда-то в дикой природе часто встречалась конопля, которая имеет множество полезных качеств. К сожалению, в России не занимаются изучением свойств медицинской конопли, ее выращивание для любых целей было запрещено. Лишь недавно Роспотребнадзор дал разрешение на выращивание конопли в лечебных и научных целях. Диетологи советуют обратить внимание на сорго, которое в России выращивают лишь для изготовления веников.

Для здорового образа жизни важно общение с природой. Многие травы, встречающиеся на полях и лугах, обладают целебными свойствами. Как приятно зимой выпить чай из душистых трав!









2024 © sattarov.ru.