Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных. Имена существительные среднего рода". План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: "Род имён существительных"


Тема: Род имён существительных.

Определение рода имён существительных. (3 кл)

Цели: - познакомить учащихся с темой «Род имён существительных», с приёмами

Распознавания имён существительных;

Развивать умение работать с учебником, доской, готовить ответы на вопросы;

Учиться оценивать себя и других;

Побуждать детей к совместной деятельности, вырабатывать умение работать друг

С другом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание

Сегодня нам предстоит большая, сложная работа. Как вы думаете с чего мы начнём?

(с чистописания)

А почему именно с него? Для чего нужно чисто, красиво писать?

(ответы детей)

Правильно! А какие правила мы должны соблюдать при письме? (ответы детей)

Откроем тетради и запишем число.

На полях поставьте оценку, которую вы хотели бы сегодня заработать на уроке.

Во время чистописания два ученика работают у доски по карточкам по пройденному

Материалу.

(На доске : оро, оло . Прописывем данные словосочетания .)

Вспомним словарные слова в которых встречается данное сочетание букв и запишем

Их. (один ученик у доски)

(В оро на, с оро ка, в оро бей, к оро ва, с оло вей, м оло ко, оло во и др.)

Проверяем тех, кто работал у доски .

Орфографическая минутка.

На доске предложение:

По овражкам бегут весёлые ручьи.

Расставляем ударения в словах, отмечаем снизу красными кружками «опасные»

Места (орфограммы).

Словарная работа.

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (огурцы)

Правильно! Определите число. (множественное)

А теперь поставьте в единственное. (картинку огурца- на доску)

О гурец (слово на магнитную доску)

Запишем слово в словарик.

Рассказ учителя об огурцах.

Нам сейчас кажется, что это овощ всегда рос на наших огородах и носил это

название – огурец. На самом деле это не так. Это слово было заимствовано у греков. И звучало оно так : агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, незрелый). Ведь в отличии от сородичей арбузов и дынь огурцы едят незрелыми, так вкуснее. Вот почему они и названы огурцами.

А следующее слово вы узнаете если назовёте одним словом несколько предметов: платье, юбка, кофта, рубашка.

О дежда (слово на магнитную доску)

V. Работа по теме урока.

1. - Как изменяются имена существительные? (по числам)

А чем ещё отличаются имена существительные? Например, кошка, кот, солнце?

(разного рода)

2. - Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Род имён существительных».

- Как вы думаете, чему мы должны научиться к концу урока?

На доске:

Знать Уметь

Что такое существительное. 1. Отличать существительные от других

Слов.

Какого рода бывают 2. Определять род имён существительных.

Существительные.

3. - А как вы думаете, как можно определить род имён существительных? (высказывания детей)

Для определения рода существуют слова – помощники (прикрепляю и на доску)

М.р ж.р. ср.р.

он мой она моя оно моё

(показываю предметы ручка, карандаш, яблоко; подставляем устно слова – помощники и слова – карточки прикрепляем в соответствующие колонки)

Карандаш ручка яблоко

Физкультминутка

– Читаем правило на с. 152 учебника.

Игра «Собери портфель»

1-й ряд – сущ. ж.р

2-й ряд – сущ м.р.

3-й ряд – сущ. ср.р

(Слова разного рода прикреплены на магнитной доске. Каждому ряду по

Количеству учеников.)

Проверяем. (Слова теперь обратно прикрепляем на магнитную доску, но уже

Соответственно в колонку по родам. Ребята с каждого ряда по очереди выходят к

Доске. Одновременно идет запись слов в тетрадях.)

Подберите и запишите самостоятельно по 2 существительных каждого рода.

А теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте у соседа.

– Продолжим дополнять столбики из упр. 404 (комментируем по цепочке)

Что вам помогло в распознавании род имен существительных? Какая часть речи? (местоимение)

Правильно, местоимения:он, она.оно.

VI. Закрепление.

Упражнение в распознавании рода (устно)

Игра «Молчанка» (показываю разные предметы, ребята самостоятельно определяют род и показывают соответствующую карточку с буквами ж или м или с . Если затрудняются, то слова – помощники произносим вслух.)

Подбор синонимов.

Подберите к существительным илевого столбика близкие по значению слова из правого столбика. Укажите род. (слова заранее написаны на обратной стороне доски)

Вьюга боязнь

Страх зной

Жара метель

Запишем синонимы парами, отметим орфограммы.

Составим устно 2 предложения со словами из столбиков.

Контрольные вопросы.

Какого рода бывают имена существительные?

Как узнать род имени существительного?

Итог урока

Молодцы! Вы хорошо поработали, справились со всеми заданиями. А теперь

На уроке.

У кого совпали оценки?

Кто хотел получить выше, но не смог её заработать?

А кто не думал, что может так хорошо работать?

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

Оценки за активную работу на уроке получают ….

Спасибо за работу!

Домашнее задание

Упражнения по выбору 405 или 407. Правило на с. 152

Урок закончен.


Грамматическая тема: Род имен существительных.

Лексическая тема: Есть правила, которые надо усвоить.

Цель урока: Научить учащихся определять род имен существительных.

Задачи:

Расширить знания учащихся о существительных; познакомить с алгоритмом определения рода в русском языке;

Способствовать развитию навыков письменной и устной связной речи, формированию функциональной грамотности на уроке;

Воспитывать быть добродушным, вежливым и пользоваться «волшебными» словами.

Тип урока : нетрадиционный.

Вид урока: объяснение новой темы

Методы и приемы: слово учителя, элементы беседы, объяснительно-иллюстративный метод, метод сопоставления, метод интерактивной технологии; творческая деятельность учащихся, работа со словарем русского языка

Оборудование : показ презентации (проектор, экран, ученическая доска)

Технологическая часть: Слайдовые материалы, электронный учебник.

Девиз урока:

Чтобы радость друг другу дарить,

Надо добрым и вежливым быть.

(Слайд №1)

Ход урока

Приветствие учителя.

Слово учителя: Сегодня наш урок мы начнем с рефлексии.

Текст рефлексии (идет симфоническая музыка «Времена года» Шопена):

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь

И друг другу улыбнитесь! (Слайд №2)

Слово учителя: Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается. От улыбки жизнь становится чуточку радостнее и добрее. Думаю, что и наш урок пройдёт в доброжелательной обстановке и с пользой для всех.

Работа на доске.

Девятнадцатое января.

Классная работа.

2.Опрос домашнего задания.

Лексическая тема:

«Как бы, друг, ты жить хотел?»

Грамматическая тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

3.1. Актуализация знаний.

1) Орфографическая минутка

Упр.216, стр.94. Проверка домашнего задания с помощью наборов магнитных букв алфавита.

Земля, часть света, Европа, Азия, юг, океан, море, река, степь.

4. Подводящий диалог к формулированию новой темы.

Слово учителя: Вы знакомы с именем существительным?

Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме "Имя существительное"

4.1. Игра "Да - нет"

    Имя существительное - это часть речи? (Да!)

    Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)

    Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

    Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

    Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

    Мальчик, девочка- одушевленные существительные?(Да!)

    Книга, портфель – неодушевленные существительные? (Да!)

    Актобе, Памир – нарицательные существительные? (Нет!)

    Газета, море – собственные существительные? (Нет!) (Слайд №3)

Слово учителя. В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.

Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.

4.2.Прочитайте слова, напечатанные на разрезных карточках. Что это за слова?

Проблема : Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в парах. Учащиеся записывают эти слова в тетради, распределив по родам.

Гвоздика, незабудка, роза, ромашка, яблоня; поле, дерево, солнце, сено, лето, утро; автобус, трамвай, троллейбус, поезд, трактор (имена существительные).

Слово учителя. Объясните свой выбор.

5. Совместное "открытие" нового знания.

    По какому признаку определили существительные (Можно про них сказать - она, моя. он, мой. Остальные - в третью группу.)

    Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?

Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 - М.р., в 3 - Ср.р.

Слово учителя. Оказывается, у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.

Тема нашего урока: "Род имён существительных" (Слайд № 4 по щелчку)

    Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

    Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)

5.1. Работа по электронному учебнику.

3 класс. Моя семья и я. Грамматика. 1- задание.

Мягкий знак (ь) после шипящих

пишется не пишется

На конце существительных На конце существительных

женского рода в ед. числе мужского рода в ед. числе

Речь, помощь, рожь, молодежь, мышь.Грач, шалаш, плащ, врач, гараж.

Слово учителя: Ребята, у существительных множественного числа род не определяется. Брюки, ножницы,очки, сани, коньки. (Слайд № 5)

6.Закрепление урока.

Лексическая тема нашего урока «Есть правила, которые надо усвоить»

6.1.Упр.217, стр. 94. Рассказ «Задача» Валентины Осеевой.

Из теории литературы: Что такое тема? Что такое основная мысль текста?

Как определить главную тему текста?

Тема- это предмет, основное содержание.

Что такое основная мысль текста?

Основная (главная) мысль текста - это основной анализирующий признак.

Главная мысль текста заключена внутри его формы и раскрывается в основных тезисах, аргументах и заключении автора, касательно основной темы текста.

А) Чтение рассказа.

Б) В каком предложении раскрывается основная мысль рассказа? (-Однако есть правила, которые ты еще не усвоил.)

В) Что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль?

6.2.Составьте действие героев рассказа в хронологическом порядке.

Старый человек Восьмилетний мальчик

Было пять предметов Догнал старика и закричал: «У вас упала

С трудом поднял книгу. Не помог поднять книгу.

«Однако есть правила, Какие правила не усвоил мальчик?

которые ты еще не усвоил» Уважение к старшим. Мальчик должен был

вежливо обратиться к прохожему,

так как он пожилого возраста,

и помочь поднять книгу.

6.3.Творческая работа. ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ.
- Сейчас ребята под музыку, вы должны чуть-чуть помечтать о том, каким должен быть воспитанный человек и написать об этом 2-3 предложения (мини - сочинение)
(Друг должен быть добрым, воспитанным, не обижать, здороваться и т.д.)

Ребята, какие волшебные слова вы знаете?

Слово учителя. Уместно вспомнить девиз нашего урока:

Чтобы радость друг другу дарить,

Надо добрым и вежливым быть.

На слайде №6. Этикет – это правила поведения человека среди других людей.

Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом.

А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?

(Его называют культурным, воспитанным человеком.)

6.4.Работа по учебнику. Упр. 223, стр. 96.

Работа на доске.

6.5.Работа со слабоуспевающими.

Раздаточный материал.

1)Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие ошибки он сделал?

2) «Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа! Зовет меня Галька»
- А ты как его зовешь? - спросила мама
- Я его вообще, никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: «Эй, ты!» Скажите права ли Галя?

3). «Приходит Коля в класс, в школу. У двери его класса стоит учительница. Коля, увидев ее, обрадовался и побежал к ней, начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел. Какие ошибки допустил Коля?

6.5.Занимательная страничка “Знаете ли вы, что…”. (Слайд №7)

-Во многих языках мира (например, английском, турецком, китайском, армянском и др.) существительные не имеют рода.

-В древнерусском языке , кроме форм единственного и множественного числа, было ещё двойственное число (два стола, два гриба и т.д.).

7.Обобщение.

Сегодня мы расширили знания о существительном: изменение по родам. Читая текст «Задача» В.Осеевой мы увидели поступок мальчика, который не помог пожилому человеку.Для того, чтобы стать вежливым, вы ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становиться теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может поднять настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людьми.

Резервный материал.

Ребята, чтобы удостовериться, как вы усвоили грамматическую тему, предлагаю вам следующее задание .

Работа по электронному учебнику.

3 класс. Моя семья и я. Проверка достижений.(Слайд № 8)

Слово учителя.- Молодцы! Справились с заданием.

8.Домашнее задание.(Слайд № 9) Упражнение 225, стр.97. Задание по выбору. Текст «Не стоит благодарности».

9.Рефлексия. (Слайд № 10)

Я хочу сказать, что...

Мне было интересно...

10. Итог урока. Самооценка.

Разработка урока по теме « Род имён существительных»

5 класс (по учебнику М.М. Разумовской)

Карбаинова Ирина Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Любинская СОШ №1»

Тема « Род имён существительных»

Цели урока:

По достижению предметных результатов: углубить и расширить знания учащихся по данной теме (род несклоняемых имен существительных); учить правильно определять род имён существительных и согласовывать их с другими частями речи;

По достижению метапредметных результатов: развивать умение постановки познавательной цели, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

По достижению личностных результатов: формирование ценностного отношения к языку, овладение нормами литературного произношения для формирования культуры речи.

Тип урока: комбинированный на основе принципа повторяемости и принципа новизны.

Этапы урока

Задачи этапов

Результаты

Взаимодействие в образовательном процессе

Контрольно-оценочная деятельность

метапредметные

предметные

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Организационный момент

организация внимания и внутренней готовности, создание атмосферы доброжелательности и творческой активности

Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё в порядке?

Учебник Разумовской, ручка, тетрадка?

Каждый хочет отвечать и отметки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, я рада видеть вас на уроке. Вы здесь, чтобы научиться писать и говорить правильно и красиво.

Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

Оценивают свою готовность к уроку, садятся за парты.

Ребята, сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы, целеполагание.

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Развивать умение делать выводы;

Развитие умения постановки познавательной цели.

Объяснить изученную орфограмму

Развивать умение определять части речи

Знать алгоритм определения рода имён существительных

    Запишите словарный диктант, объясните изученные орфограммы в словах.

Словарный диктант.

Шью, вьюга, клянчить, муравьед, здание, съёмка, брошюра, бесхитростный, сгубить, море, солнце, песок, ветерок, жюри, гигантский.

    Назовите из диктанта имена существительные.

    Проверьте свою запись с записью на слайде.

    Давайте повторим:

    Что такое имя существительное?

    Как изменяется имя существительное?

    Назовите его постоянные признаки.

    Как определяется род имен существительных?

    Обозначьте окончания имён существительных, определите их род в словарном диктанте.

– Послушав «Весёлые рифмы», сформулируйте тему урока:

Род мужской, конечно, мой:

мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я;

То, про что скажу, – моя:

моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Моё окно, село моё.

Какова тема нашего урока?

Записать тему урока в тетрадь.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Что нам нужно знать, чтобы определить род, например, у слова ЖЮРИ?

Какой вывод можно сделать о наших знаниях по поводу рода имён существительных?

Цели зафиксировать на доске:

Повторить

Дополнить алгоритм

Запомнить род некоторых слов

Создаёт проблемную ситуацию на уроке.

Проблемный вопрос:

– А зачем нам нужно уметь определять род имён существительных?

Почему мы говорим, что имя существительное имеет род, а имя прилагательное изменяется по родам?

Записывают слова под диктовку учителя.

Вспоминают материал по темам, объясняют написание слов. Фиксируют затруднения.

Самооценка.

Выполняют задание индивидуально в тетрадях.

Соотносят выполненное задание со слайдом.

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы.

Самооценка.

Делают вывод, что затрудняются определить род у слова ЖЮРИ.

Формулируют тему урока. (Род имён существительных)

Целеполагание.

Определять род имен существительных.

Слово не соответствует алгоритму определения рода

Делают вывод, что этих знаний недостаточно, чтобы определить род у всех слов русского языка.

Выдвигают и обсуждают гипотезы:

Правильно и грамотно говорить

Критерии:

1 верно написанное слово -1 балл, неправильно – 0 баллов

1 верное определение – 1 балл, неправильно – 0 баллов.

3. Открытие новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися определения рода имен существительных и их употребление в речи.

Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Анализировать, строить логические рассуждения, систематизировать.

Грамотное построение устного высказывания.

    Работа с учебником. Работаем в парах по заданиям к упражнению. Упражнение 724.

    Наблюдение над употреблением имён существительных разного рода в тексте.

Упражнение 725.

Какой вывод можно сделать из вашего наблюдения?

– Выделите новую для себя

информацию.

Физкультминутка. 1. Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю послушать стихотворение и выполнить несколько упражнений физкультминутки.

Женский род запомню я

И скажу: она моя.

И запомню род мужской

И опять скажу: он мой

Средний род: оно моё

Это правило твоё.

2 Я вам буду называть существительные, если они относятся к женскому роду, то вы хлопаете в ладоши; если к мужскому –топаете, а если к среднему-разводите руки в стороны. Итак, начинаем:

Пенал, солнце, пол, ночь, стол, земля, сердце, папа, груша, яблоко, апельсин, небо, роза, пингвин.

    Запомни!

Запись в тетради:

Шампунь- м.р., мозоль –ж.р, туфля-ж.р, фамилия- ж.р, тюль-м.р, фасоль-ж.р, георгин-м.р, вуаль –ж.р., рояль-м.р.,кофе-м.р.

Составьте с данными существительными словосочетание по схеме: прилагательное + существительное.

больная мозоль чёрный рояль стручковая фасоль красивый тюль тёмная вуаль ароматный шампунь

моя фамилия необычный георгин

женская туфля вкусный кофе

Как вы ответите на проблемный вопрос после выполнения этого задания?

Работают над упражнением из рубрики «Учимся говорить на лингвистическую тему».

Работают в парах, дают ответы на поставленные вопросы в упражнении.

Делают вывод, как определить род имен существительных с помощью имен прилагательных, к которым они относятся.

Род несклоняемых слов надо запомнить.

Самооценка.

1 верно написанное словосочетание -1 балл, неправильно – 0 баллов

4. Закрепление новых знаний

Создать у детей представление о том, как используется данное правило и закрепить его на практике.

Развивать умение делать выводы;

Соотносить информацию по теме урока с практическим выполнением упражнений,

На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Определите род глаголов в прошедшем времени.

1.Небо голубело – ср.р.
Молодежь пела – ж.р.
Картофель зазеленел_ – м.р.
Солнце село – ср.р.
Яблоко зрело – ср.р.
Полотенце висело –с.р..

2. Выборочно-распределительный диктант. 1 ряд выписывают слова женского рода,

2 ряд- мужского,

3 ряд –среднего рода

Флаг, шторм, французы, Москва, море, небо, суша, рожь, столицы, поле, шахта, лес, грузовик, время.

Как вы определили род существительных во множественном числе?

Возможно ли определить род прилагательных во множественном числе?

3– Ответьте на главный вопрос урока: «Зачем нужно уметь определять род имён существительных?»

Ученикам следует сказать, что сомнения в определении рода возникают, если слово оканчивается на ь и имеет нулевое окончание. В этом случае нужно обратиться к словарю и заучить род существительных. В зависимости от этого и сочетать с именем прилагательным: больная (моя) мозоль (ж.р.), красивый (мой) тюль (м.р.).

    Проверочный тест.

/В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам…/

Мужской род

Женский род

Средний род

1.Рояль
2.Полотенце
3.Простыня
4.Конфета
5.Солнце
6.Корабль
7.Фамилия
8.Село
9.Впечатление
10.Путь
11.Тюль
12.Радость

Один ученик у доски определяет род глаголов.

Выполняют задание на закрепление материала, проверяют 1 человек от ряда называет выписанные слова, аргументируя выбор.

Делают вывод:

Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.

Выполняют тест, применяя знания и алгоритм рассуждения.

Взаимопроверка (ключи на слайде)

Самооценка.

5. Рефлексия деятельности. Подготовка итогов урока.

Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.

Удалось решить поставленную задачу?

Чему научились на уроке?

Дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Заполняют лист самооценки.

6. Обсуждение домашнего задания.

Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. (Обратиться к словарю для выполнения задания, повторить ЗСП 13-15)

Записывают домашнее задание: упр. 726, ЗСП 13-15.

Лист самооценки

Лист самооценки ____________________________________________________ (ФИ обучающегося)5 класса

Этапы работы

Повторение

(словарный диктант)

Определение рода имен существительных

Составление словосочетаний

Проверочный тест

Итоговая отметка

за урок

Правила выставления баллов

1 верно написанное слово -1 балл, неправильно – 0 баллов.

Максимум 15 баллов.

1 верно определение – 1 балл, неправильно – 0 баллов.

Максимум 10 баллов.

1 верно написанное словосочетание -1 балл, неправильно – 0 баллов.

Максимум 10 баллов.

1 верно определение – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимум 12 баллов.

Суммируются баллы:

«3» - 13- 19 б.,

«4» - 20-31 б.,

«5» -32 -37 б.

Менее 13 баллов – «2»

Баллы за работу

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

Тема: "Род имен существительных" (3 КЛАСС)
Тип урока. Урок сообщения новых знаний (комбинированный).
Цель урока.
- Учить определять род имен существительных.
- Создание условий для усвоения способа определения рода имен
существительных через алгоритмизацию деятельности
учащихся.
Задачи урока.
1. Ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – родом.
2. Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений и логических игр.
3. Развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа.
4. Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
5. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
6. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Прозвенел звонок веселый,
Вы пришли сегодня в школу,
Чтобы знания добыть,
Грамотными в жизни слыть.

II . Чистописание.

(1 слайд)

- Давайте определим, какую букву нам принёс Буратино сегодня . (Г)

Приг_родный

Прочитайте слова.
Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (пригородный– имя прилагательное, остальные слова – имена существительные)

Запишите букву Г в соединении.

На следующей строчке запишите 3 слова, начинающихся с буквы Г.

III . Словарная работа.

Продолжаем работать со словами, только теперь со словарными. Я показываю слово, вы- букву, которую надо вставить. Записываем слово, ставим ударение.

МЕСЯЦ, ЯБЛОКО, ГЕРОЙ, ОТЕЦ, ЖЁЛТЫЙ, УЛИЦА.

Найдите лишнее слово. (ЖЁЛТЫЙ) Почему? (Прилагательное, все остальные – существительные).

IV . Актуализация знаний.

Вы знакомы с именем существительным?
Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»

Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)

V. Подводящий диалог к формулированию новой темы

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка карандаш, папа, книга, яблоко, поле (имена существительные)
На какие две группы их можно разделить?

Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают: в первую колонку – мама, девочка, папа, в другую – карандаш, книга, яблоко, поле.
Объясните свой выбор.
В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик – неодушевленные имена существительные. Другие варианты (количество слогов)

V I . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VI I . Совместное «открытие» нового знания

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в группах

1 столбик 2 столбик 3 столбик

Мама папа яблоко

Девочка карандаш поле

Учащиеся высказывают своё мнение.

Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. Может кто-то знает, как определить род существительных?
Послушайте грамматическую сказку:

Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева мать их путала. И однажды она издала указ: Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён.

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж (папа) набрал себе много слов и сказал: пусть они буду мои, мужского рода. А жена(мама) схватила много слов себе и сказала: а это будут слова женского рода. А все остальные слова остались посередине под солнышком лишние –среднего рода. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

(2 слайд )

Тема: Род имени существительного.

Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

Какова наша учебная задача на этом уроке? (Познакомиться с понятием род имени существительного. Научиться определять род существительного.)

- А как поймете, что достигли цели? (Сможем определять род.)

А для чего нам это нужно? (Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.)

Как называется род имён существительных?

Определите род слов в столбиках.

Какие слова нам помогут?

А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

А вот и секрет (каждому ребёнку карточка):

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!

Какие слова- помощники используем?

Объясните ещё раз, как определим род И. С.

Давайте составим АЛГОРИТМ определения рода имён существительных.

РАБОТА В ГРУППАХ

(3 Слайд)

1. Произнесу слово.

2. Подставлю к нему слова – помощники

3. Если подходит Он мой – это слово М. р.

Если подходит Она моя – это слово Ж.р.

Если подходит Оно моё – это слово С. р.

V III . Оздоровительная минутка .

(4 слайд) Зрительная гимнастика.

IX . Первичное закрепление

Сформулируйте правило определения рода.

Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предположений.
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)

Мотивация:

Сейчас попробуем полученные знания применить на практике.

(5- 12 слайд)

1.Картинный диктант.
- К какому роду относятся?
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква.
Слова гриб, хоккеист, море – всем классом, остальные – самостоятельно.

Проверка самостоятельной работы.(м.р.- гриб, хоккеист, самолёт; ж.р. – бабочка, свеча, тыква; ср.р. – море, кресло)

За верно выполненное задание – дарю вам подарок (13 слайд).

2.Игра «Найди своё место»

3 ученика получают таблички с названием рода существительного. Остальные – таблички со словами. Задача: найти свой род.

X . Итог урока. Рефлексия

Вам понравился урок?

Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Как работалось в команде?

Какую цель мы ставили перед собой? (Познакомиться с понятием род имени существительного. Научиться определять род существительного.)

Удалось достичь поставленной цели? А почему вы так думаете? (Смогли определять род.)

Какие задания вы выполняли с удовольствием?

А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Как работалось в команде?

Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? А как вы работали?

(14 слайд)

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтый цвет

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

На следующем уроке мы продолжим работать над этой темой.

XI . Домашнее задание

(15 слайд)

Правило стр. 19, упр. 404. по желанию: добавить в каждый столбик по 3 слова.

(16 слайд)

Спасибо за урок!

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 3 «А» КЛАССЕ

«Род имён существительных»

Подготовила

учитель начальных классов

Предмет: русский урок. УМК «Школа России»

Тема: «Род имён существительных».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Задачи урока:

1.Познакомиться с грамматическим признакам имён существительных – родом.

Учить определять род имён существительных.

2.Развивать монологическую речь учащихся через исследования алгоритма ответа;

Умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку

зрения. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и

самооценку деятельности.

3.Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые выращивают

Оборудование: таблицы, карточки, картинки.

Ход урока.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

1.Организационный момент (психологический настрой на урок).

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом.

2.Сообщение целей урока.

Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким

ещё постоянным признаком они обладают.

II. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Какая буква спряталась, подсказка в загадке.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я,

Ты да я», а между тем

Получилась буква … М

Прописать М мм М мм

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

    Замени одним словом.

Плод яблони. яблоко

Мебель для сна. кровать

Помещение, в котором ведут торговлю. магазин

Железнодорожный подземный транспорт. метро

Седьмой день недели. воскресенье

Командная игра на льду. хоккей

Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном. тарелка

    Предложение. Найти ошибки, списать правильно.

Дул халодный ветир. Дул холодный ветер. 4

IV. ПОВТОРЕНИЕ. Блиц – опрос. Продолжить предложение.

    Имя существительное – это… часть речи

    Имя существительное обозначает… предмет

3. Имя существительное отвечает на вопросы… кто? что?

4. Имя существительное в предложении может быть… подл., второст. член

5. Постоянный признак имени существительного… одушев - неодушев

6. Непостоянный признак имени существительного… число

V. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

    «Мозговой штурм». Картинки.

А теперь приготовились делать открытие!

Что это? – ПЕНАЛ (чей?) – он мой. Пенал Он мой – м. р.

Кто это? – ЛИСА (чья?) – она моя Лиса Она моя – ж. р.

Что это? – МОЛОКО (чьё?) – оно моё Молоко Оно моё – ср. р.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Род имён существительных».

    Работа с правилом. Учебник, с. 19.

Прочитайте правило самостоятельно.

Какого рода бывают имена существительные?

Какие слова можно подставить к словам мужского рода?

Какие слова можно подставить к словам женского рода?

Какие слова можно подставить к словам среднего рода?

Прочитайте правило ещё раз. Работа в парах – рассказать правило соседу.

Это же правило поэт заключил в стихотворении. Прочитаем его.

Женский род запомню я и скажу «она моя». Определить род словарных слов.

И запомню род мужской, и опять скажу «он мой». – Как определить род имён

Средний род – «оно моё» - это правило моё. существительных?

3. Работа по учебнику. Работа по рядам. Упр. 404.

1 ряд – М. р.: ..., …, …,

2 ряд – Ж. р.: …, …, …,

3 ряд – Ср. р.: .., …, …,

Проверка. – Как определить род имён существительных?

VI. ФИЗМИНУТКА.

Учитель называет имена существительные, если оно

М. р. – дети поднимают руки вверх.

Ж. р. – хлопают,

Ср. р. – приседают.

слова6 берег, беседа, озеро, костёр, свобода, аллея, яблоко, радио, товарищ, земляника.

VII. УСВОЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

О чём говорится в тексте?

Определить главную мысль текста. (Бережное отношение к хлебу и уважение к людям,

которые выращивают хлеб).

2. Выборочное списывание.

Задание: Выписать имена сущ-ные, определить род.

Проблема: на столе – как определить род?

3. Составление алгоритма.

1.Начальная форма.

2.Он, она, оно.

3.Вывод: м. р., ж. р., ср. р.

4. Выполнение задания: на столе (стол) – м. р.

VII. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

1. Работа по группам.

1 группа: надписать род имён сущ.

Без терпенья – нет уменья. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хозяина дом – сирота. Ученье – лучшее богатство.

2 группа: выписать из словаря по 3 слова мужского, женского и среднего рода.

3 группа: определить род имён существительных.

Пример: овёс – м. р.

понедельник

2. Проверка.

IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте. Определить род слов – отгадок.

Михаил играл в футбол

И забил в ворота… гол

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла… зима

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый… василёк

Над котом кружилась муха,

Навострил Василий… ухо

С пальмы вниз, на пальму снова,

Ловко прыгает….. обезьяна

Зиму спит в берлоге он

Косолапый, бурый…. медведь

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно рыжая… белка

X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Рефлексия.

научился

задумался

удивился

Что для вас было самым интересным на уроке?

Что было сложным?

Справились ли мы с задачей урока – научиться определять род имён сущ.?

Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить правило, с 19.

Упр.405 или 406 – на выбор, по желанию – можно оба.









2024 © sattarov.ru.