Философская лирика Тютчева кратко. Философская тема в лирике Тютчева: анализ. Ф. И. Тютчев: философская лирика


Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л. Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы - это не описательные подробности пейзажа, а философские символы единства и одушевленности природы"

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет называть пейзажно-философской. Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела более "честную" жизнь до человека и без него, чем после того, как человек появится в ней.

Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена, олицетворяет ту самую "живую жизнь, по которой тоскует человек": "Не то, что мните вы, природа, // Не слепок, не бездушный лик, // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык… " Природа в лирике Тютчева имеет два лика - хаотический и гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь к гармонии, душа человеческая обращается как к спасению, к природе как к божьему творению, ибо она вечна, естественна, полна одухотворенности.

Мир природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Ночной ветер "понятным сердцу языком" твердит поэту о "непонятной муке"; поэту доступны "певучесть морских волн" и гармония "стихийных споров". Но где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею хаосе? Тютчев ответа не нашел. "Вещая душа" его вечно билась "на пороге как бы двойного бытия".

Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим "Я". "Все во мне, - и я во всем" - восклицает поэт. Тютчев, как и Гете, одним из первых поднял знамя борьбы за целостное ощущение мира. Рационализм свел природу к мертвому началу. Из природы ушла тайна, из мира ушло ощущение родства между человеком и стихийными силами. Тютчев страстно желал слиться с природой.

И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром: "Все во мне, - и я во всем".

Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и "грустные места" средней России. Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями, обуреваемой высокими помыслами:

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

("Как хорошо ты, о море ночное… ")

Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души человеческой. Сравнение "как во сне" передает преклонение человека перед величием природы, жизни, вечности.

Природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. В стихотворении "Осенний вечер" изображается не только "вечер года", но и "кроткое", а потому "светлое" увядание человеческой жизни:

…и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен I в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Тютчев «последовательно противоречив» в своей философской позиции относительно сущности природной) бытия - прежде всего и вопросе о том, обращен ли природный мир к человеку.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят», море «ходит» и «дышит», поле «отдыхает». С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям.

Сравним стихотворение Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь...» с философской элегией Пушкина «Вновь я посетил...». Как и Тютчев, Пушкин пишет о неумолимом беге отведенного человеку времени («… много переменилось в жизни для меня», «… сам… переменился я»), о величественной неспешности природы («… кажется, вечор еще бродил я в ЭТИХ рощах»). Но у Пушкина с образами деревьев связывается идея преемственности поколений и связанная с ней идея бессмертия всякой) бытия - и природного, и человеческого: как дерево продолжает себя в других деревьях («младая роща»» «зеленая семья» теснится близ «устарелых» корней старых сосен), так и человек не умирает в своих потомках. Отсюда философский оптимизм заключительной части стихотворения:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий, поздний возраст…

Тютчевские деревья олицетворяют бесстрастность, самодостаточность природы, се равнодушие к духовной жизни людей: «Красуются, шумят, - и нет им дела, / Чей прах, чью память роют корни их». Природа не просто лишена души, памяти, любви - она, по Тютчеву, превыше и души, и любви, и памяти, и человека, как творец превыше своего творения:

… перед ней мы смутно сознаем

Себя самих - лишь грезою природы.

Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) - один из ключевых мотивов тютчевской лирики. В стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...» бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира:

Природа знать не знает о былом…

Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепомогающей и миротворной бездной, - с жутковатой иронией («приветствует») пишет поэт.

В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира («Весна», «Летний вечер», «Утро в горах», «Нет, моего к тебе пристрастья...», «Зима недаром злится...»). Такова знаменитая «Весенняя гроза», наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе. Отсюда трагизм звучания таких стихотворений поэта, как «Видение» (1829), «Бессонница» (1829), «Как океан объемлет шар земной» (1830), «Сои па море» (1833). В «Бессоннице» Тютчев рисует образ времени. В начале стихотворения «часов однообразный бой» осмыслен как «глухие стенания» времени, как его язык, «равно чужой и внятный каждому»; в конце - как «металла голос погребальный». Напоминание о неумолимом движении времени заставляет человека увидеть себя (и человечество в целом) стоящим «на краю земли», ощущать свое бытийное одиночество в мире («… мы… покинуты на нас самих»).

«… Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены», - говорит Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной». Путь жизни есть путь в никуда; небытие - последнее пристанище и человека, и мира природы. Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре «Последний катаклизм»: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

Все творчество поэта пронизано философскими мелодиями и размышлениями о смысле человеческого бытия, о месте и назначении человека в мире.

Можно выделить несколько философских тем, волновавших поэта и нашедших отражение в его лирической поэзии: космическое пространство и связанный с ним мотив хаоса, проблема вечности существования мира и недолговечности человеческой жизни, чувство любви как отражение природного начала.

Поэт рассуждает о тесной неразрывности поэтического и человеческого мира, требующей напряженной борьбы противоположностей. Для иллюстрации этих мыслей автор использует сравнение дня и ночи, хаоса и света («О чем ты воешь, ветр ночной?»). Бездна хаоса, его способность к разрушению и созиданию, по мнению поэта, вечна, а присутствие человека в земной жизни временно.

Художник рассматривает созвучность и установленный порядок существования природных явлений, определенную смену дня и ночи, непонятное стремление человека к свету и разрушительную силу обязательного хаоса («Наш век»), поскольку познание человеком тайн бытия всегда небезгранично и нереально.

Мысли людей подобны морской волне и подчиняются природной стихии, но заключенное в человеческом организме сердце не может иметь морского простора и свободы.

Мотивы космоса характеризуются автором признаками общности, вечности и раскрываются в изображении поэтом природных пейзажей («Смотри, как на речном просторе…»). Поэт использует в стихотворениях описание радуги, журавлиной стаи, золотисто0алой реки, полураздетого осеннего леса. Передавая природные картины автор стремиться понять человеческую сущность и назначение («В деревне»).

Любовная лирика поэта отличается оттенками любви и космических нот, которые находятся то в состоянии покоя, то в вечной борьбе «О. как убийственно мы любим…»). Понятие любви изображается автором в различных видоизменениях: то в виде солнечного луча в сочетании с чувством блаженного счастья, то в виде взрыва страстей и страданий, легко разрушающих человеческую душу («Я встретил вас, и все былое…»).

Мысли поэта сосредоточены над единственным выходом из неравного поединка хаоса и законов природы как борьбы двух начал, который по его мнению заключается в обращении к христианству, символизирующего светлые начала человеческой жизни и дающего возможность разорвать мглу в жизни людей и получить долгожданное внутреннее обновление.

Стихотворения величайшего лирика несут не только философскую направленность, но и пленяют глубоким психологизмом, разноплановостью.

Вариант 2

На протяжении жизненного и творческого пути у Ф. И. Тютчева сформировалось собственное отношение к различным категориям: любви, счастью, жизни и природе. В стихотворениях поэт выступает с позиции философа, который беспрестанно размышляет над волнующими вопросами.

Предметами для размышления являются загадочная Вселенная, разные времена суток, связь человека с космосом. Его интересовал внутренний мир человека, изменения в природе, смысл существования всего живого на земле.

Любовь для поэта всегда оставалась загадкой. Этот высший дар не покидает его никогда, зачастую приводит к трагической развязке. Каждое романтическое знакомство открывает в нем чувство, вспыхнувшее с новой силой. Многие его произведения пропитаны изобилием любви к женщинам. Это чувство сопровождает и страсть, и равнодушие. «О, как убийственно мы любим!» - крик души поэта, который осознает свою неверность, но не может поступить иначе. Этим думам он посвятил немало времени.

Ф. И. Тютчев размышляет о смене дня и ночи, об их значении и своем месте во вселенной. Ночная мгла – есть хаос («И нет преград меж ей и нами»), перед которым бессилен день со своим многообразием. Но все подчиняется законам природы, находящейся на своих местах.

Еще одна мысль, которая не дает автору покоя, касается того, что рано или поздно человек остается наедине со своими мыслями. Это позволяет сделать ему вывод о том, что в подобные мгновения приходят истинные заключения, что время беспощадно. А человек – это лишь частичка Вселенной, не способная его остановить. Проходя через череду разных событий в жизни, в конце пути каждого идет одинаковый финал. Однако, пока люди в состоянии, они подчиняются судьбе, которая «как вихрь, людей метет» и следуют призыву «Вперед, вперед!».

Отсюда вытекает мотив одиночества, возникающий из-за непонимания его окружающими. «Металла голос погребальный» в «Бессонице» наводит поэта на думы о трагическом конце.

Благодаря образам природных явлений Тютчев выражает свои переживания, чувства, эмоции. Любое состояние человека сопоставимо с окружающим миром. На фоне пейзажей поэт глубоко размышляет о месте в этом мире, который дает ему умиротворение: «А там, в торжественном покое…». Созерцая картины природы, он ставит ее на один уровень с человеком, воспринимая как живое существо.

Философские рассуждения тонкого наблюдателя говорят о неравнодушном отношении талантливого поэта к природе, всему живому, женщинам. Благодаря этому, его стихи понятны каждому и всеми узнаваемы.

Сочинение Философская лирика Тютчева

Творения поэта Тютчева – постоянное присутствие идеи глубокой философии. При помощи философии своих строк он передает читателю скрытый от его глаз, но лежащий на поверхности смысл бытия, который он улавливал в самых повседневных ситуациях. Русский поэт Ф.И. Тютчев - первый в русской литературе поэт, в его основной теме творчества звучат «предельные основания бытия», главные принципы мироустройства. Героя его стихотворений волнует вопрос "что есть сам человек?", " что этот есть мир?", "для чего создана природа?", " в чем загадка бытия?". Философия в строках стихотворениях Тютчева, творения величайшего поэта: в них глубина, метафоричность и разно плановость.

Разберем, какие филосовские мотивы звучат в его лирике, но как бы они ни звучали всегда цепляют читателей заставляя проникаться, а в дальнейшем обдумывать.

Можно сказать, что в каждом стихотворении Тютчева можно найти нотки любовной лирики: он рождает в нас мощный циклон страстных чувств. Филосовские мысли постоянно присутствуют во всем, о чем он не говорил. В каждой строчке прослеживается мотив восприятия рамок любви человеческой. О ее пределах поэт говорит в любовной лирике, освещая все грани любви к жизни, женщине, родине. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восторжествует Тютчев в стихотворении. «О, как убийственно мы любим..». Тютчев в человеческой любви видит противоборство и обьединение, однообразность и многогранность, которая характерна космосу, пишет поэт это в строках «Предопределении».

Разносторонность любви прослеживается во всем творчестве поэта с первыхс строк. Денисьевском цикле стихов изобилие счастья, возвышенное чувство, взрыв страстей которые могут порушить и жизнь и покоробить душу - «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и множество дригих.

Лирике Тютчева специфичен филосовский характер и подтекст, он непосредственно воздействует на мысль читателя, и сумел повлиять на творческий путь многих творческих людей разных годов. Проследить нотки его творчества можно в произведениях Л. Толстого и Ф. Достоевского, в творениях А.Ахматовой, И. Бунина, И. Бродского, Е. Исаева.

Подытожим, характерные, освещенные черты творчества поэта, характеризующие его как творческую личность и величайшего автора. Его самое главная отличительная черта особый процесс создания поэтических шедевров, они выходили из под пера еще имея привкус души и чувств поэта. От этого стороки на сквозь пропитаны привлекательной грацией, красотой мысли и чувством искренности. Его внутренний мир ограничен кругой самых близких его души и интресующих, дорогих сердцу вопросов, впечатлений, образов, интересов и поэт почти не владеет своим вдохновением, поэтому не тратить свое искуство на темы чуждые ему. Поэтому, к сожалению или счастью из под пера Тютчева не вышли ни поэмы, ни повести, ни романы, а только потрясающие, вдохновенные стихотворения.

Существует мнение, что если мечта не может осуществиться, то и не стоит в дальнейшем тратить пустое время и силы, для того чтобы её выполнить, конечного результата не будет. Ошибочно так думать.

  • Сочинение Одиночество Евгения Онегина

    Евгений Онегин очень неординарный и совсем непростой человек, является классическим образом в мировой литературе. Евгений Онегин вырос в обеспеченной и уважаемой семье, детство свое провел на домашнем обучении

  • Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка 7 класс

    В отечественной литературе очень много добрых, но грустных рассказов, которые учат нас добру и светлым чувствам. Одним из таких чувств является сострадание. Без него невозможна человеческая жизнь.

  • (1 вариант)

    Центральной темой творчества Федора Ивановича Тютчева, впервые в истории русской литературы, являются "предельные основания бытия", общественные вопросы мироустройства. Лирический герой его поэзии не считается выразителем какой-то обусловленной философской теории, он всего-навсего задается "проклятыми", не располагающими ответами вопросами: что есть человек? Для чего он заброшен в мир? Для чего сотворена сама природа? В чем загадка природного бытия? Трагическое чувство бесперспективности мировоззренческого поиска сыскало отражение в известном тютчевском четверостишии:

    Природа - сфинкс. И тем она верней

    Своим искусом губит человека,

    Что, может статься, никакой от века

    Загадки нет и не было у ней.

    Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но, прежде всего, философская система автора-мыслителя. Поэт "нуждается в извлечении из мира всего соответствующего своей натуре". В философских поэтических произведениях Федора Тютчева, в отличие от философских трактатов, присутствует не развитие мысли, не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее обозначение, декларирование идеи, которая выражается словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в переживании, в эмоциональных, художественных, "ощутительных" образах. Содержание бытия открывается непосредственно через образы.

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык…

    В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи "гласят" и "предвещают", родник "шепчет", вершины берез "бредят", море "ходит" и "дышит", поле "отдыхает". С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям.

    Сравним стихотворение Тютчева "От жизни той, что бушевала здесь…" с философской элегией Пушкина "Вновь я посетил…". Как и Тютчев, Пушкин пишет о неумолимом беге отведенного человеку времени ("…много переменилось в жизни для меня", "…сам… переменился я"), о величественной неспешности природы ("…кажется, вечор еще бродил я в этих рощах"). Но у Пушкина с образами деревьев связывается идея преемственности поколений и, связанная с ней, идея бессмертия всякого бытия - и природного, и человеческого: как дерево продолжает себя в других деревьях ("младая роща", "зеленая семья" теснится близ "устарелых" корней сосен), так и человек не умирает в своих потомках. Отсюда философский оптимизм заключительной части стихотворения:

    Здравствуй, племя

    Младое, незнакомое! не я

    Увижу твой могучий, поздний возраст…

    Тютчевские деревья олицетворяют бесстрастность, самодостаточность природы, ее равнодушие к духовной жизни людей:

    Красуются, шумят, - и нет им дела,

    Чей прах, чью память роют корни их.

    Природа не просто лишена души, памяти, любви - она, по Тютчеву, превыше и души, и любви, и памяти, и человека, как творец превыше своего творения:

    …перед ней мы смутно сознаем

    Себя самих - лишь грезою природы.

    Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) - один из ключевых мотивов тютчевской лирики. В стихотворении "От жизни той, что бушевала здесь…" бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира. С жутковатой иронией пишет поэт:

    Природа знать не знает о былом…

    Поочередно всех своих детей,

    Свершающих свой подвиг бесполезный,

    Она равно приветствует своей

    Всепомогающей и миротворной бездной.

    В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира ("Весна", "Летний вечер", "Утро в горах", "Нет, моего к тебе пристрастья…", "Зима недаром злится…"). Такова знаменитая "Весенняя гроза", наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни:

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит.

    Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе. Отсюда трагизм звучания таких стихотворений поэта, как "Видение", "Бессонница", "Как океан объемлет шар земной". В "Бессоннице" Тютчев рисует образ времени. В начале стихотворения "часов однообразный бой" осмыслен как "глухие стенания" времени, как его язык, "равно чужой и внятный каждому"; в конце - как "металла голос погребальный". Напоминание о неумолимом движении времени заставляет человека увидеть себя (и человечество в целом) стоящим "на краю земли", ощущать свое бытийное одиночество в мире ("…мы… покинуты на нас самих").

    Настоящее значение хаоса в лирике Ф. И. Тютчева - это опасность уничтожения, пропасть, через которую нужно пройти для достижения абсолютного слияния с мирозданием. Хандра, овладевающая при встрече с неясными проявлениями хаоса - уныние и страх смерти, ужас перед уничтожением, но и в преодолении их достигается блаженство. В лирике Ф. И. Тютчева образно сформулировано размышление о том, что стихия беспорядка дозволяет нам, соприкасаясь с нею, постигнуть всю глубину бездны, отгораживающей нас от поистине вселенского бытия, мысль, что зло и грех не считаются антитезами добра и святости - это всего-навсего этапы к постижению истины. Противопоставление хаоса и совершенного начала мироздания поэт находит не в образах "дня и ночи", а в образах безмолвия, успокоения. Зной, мятежность и столкновение их с тишиной, умиротворенностью - это столкновение влекущей и буйной красоты жизни со спокойной и ясной красотой бессилия и умирания. Следовательно, хаос - воплощение преодоления всего земного и тленного. Значит, в лирике Ф. И. Тютчева, "самой ночной души русской поэзии", раскрывается нам девственная красота божественного мира, объемлющего собой все сущее - живое и мертвое, беспорядок и гармонию, в битве между которыми и течет "злая жизнь с ее мятежным жаром":

    Ущерб, изнеможенье, и на всем

    Та кроткая улыбка увядания,

    Что в существе разумном мы зовем

    Возвышенной стыдливостью страдания.

    (2 вариант)

    Тютчев, как и большая часть русского общества 20-х гг. XIX в., проявлял интерес к классической немецкой философии, в частности – к философии Шеллинга. От этого увлечения появились в лирике Тютчева мотивы соединения частного с общим, сопоставление души и космоса (в стихотворении "Тени сизые смесились…" можно увидеть такую строчку: "Все во мне и я во всем").

    Тютчев – прежде всего, лирик, причем романтико-философского направления. Он принципиально не допускал социальности в своих стихотворениях, и потому так много внимания уделяется в них размышлениям о "вечных вопросах". Основой его лирики можно считать понимание мира как сочетания гармонии и хаоса. Из этой системы (гармония-хаос) можно выделить мотив жизни и смерти, в частности, очень интересовал поэта вопрос о бессмертии. По Тютчеву, бессмертие даровано лишь богам, "бессмертье их чуждо труда и тревоги" ("Два голоса"), смертным же суждена борьба. Лишь тот из смертных, "кто посетил сей мир в его минуты роковые", кто стал свидетелем "высоких зрелищ", может быть допущен в божественный совет и стать бессмертным ("Цицерон").

    Что же останется после них, борцов, на земле? О людской памяти Тютчев умалчивает, но делает акцент на том, что природа равнодушна абсолютно ко всем (что является важным мотивом философской лирики Тютчева).

    Природа знает не знает о былом,

    Ей чужды наши призрачные годы,

    И перед ней мы смутно сознаем

    Себя самих – лишь грезою природы.

    ("От жизни той, что бушевала здесь…")

    Вообще о природе у Тютчева стоит сказать отдельно. В каждом из стихотворений она присутствует в том или ином виде, но, в основном, является не пассивным пейзажем, а живой, действующей силой. Часто сила эта направлена против человека (или, как говорилось выше, равнодушна к нему). Тютчев указывает на беспомощность человека перед природой:

    Пред стихийной вражьей силой

    Молча, руки опустя,

    Человек стоит уныло,

    Беспомощное дитя.

    ("Пожары")

    Для природы буйство – нормальное состояние, человеку же оно несет смерть. Примечательно то, что в вышеуказанном стихотворении человек стоит "молча, руки опустя", - это доказывает, что он ничего не может, стихия природы ему неподвластна, а то, с чем человек справиться не может, для него – хаос. Поэтому, даже когда природа сама по себе гармонична, есть "созвучье полное в природе" ("Певучесть есть в морских волнах…"), он оказывается с природой не в ладу.

    Но природу Тютчева рассматривает и с другой стороны. По его мнению, ее явления, движения, происходящие в ней, как ничто другое подходят для выражения собственных чувств (нельзя не заметить в таком понимании отношений человека с природой типичного принципа романтизма).

    Так, в любовной лирике можно отметить следующую особенность: Тютчев видит сходство между некоторыми моментами в жизни и какими-то событиями в природе. Например, встреча с бывшей возлюбленной, пробудившая прежние чувства, уподоблена у Тютчева дням поздней осени, "когда повеет вдруг весною" ("КБ"). Характерно для Тютчева и полное отождествление природных явлений (в том числе – времени суток) с тем или иным чувством или чем-то, имеющим отношение к человеку в целом. В стихотворении "Последняя любовь" поэт приравнивает "любовь последнюю" к "заре вечерней", в стихотворении "Я очи знал…" видит в очах "волшебную, страстную ночь". Кроме того, тютчевская любовная лирика примечательна тем, что в ней тоже просвечивает мотив гармонии и хаоса. О первой уже было сказано (чувства, страсти порождают жизнь), а хаос – в разрушительности страстей, как, например, в стихотворении "О, как убийственно мы любим…".

    В гармонии или хаосе, человек обречен на одиночество, что, впрочем, не гнетет его. У Тютчева присутствует популярный мотив "человек и общество", но противопоставление это принимает не привычный социальный смысл. Непонимание у Тютчева обусловлено тем, что "чужая душа потемки", чувства другого, по мнению поэта, нельзя увидеть. Причина одна: "Мысль изреченная есть ложь" (эта идея перефразирована многими поэтами-романтиками, как, например, Жуковским: "И лишь молчание понятно говорит"). Эта строка – из стихотворения "Silentium!", ставшего своеобразным гимном одиночеству.

    Как сердцу высказать себя?

    Другому как понять тебя?

    Поймет ли он, чем ты живешь?

    Тютчев пропагандирует молчание, замыкание на себе, в своем роде эгоцентризм. По его мнению, человек должен уметь "жить в себе самом":

    Есть целый мир в душе твоей

    Таинственно-волшебных дум, –

    И этот внутренний мир противопоставлен внешнему, "наружному шуму". Думается, это стихотворение можно сопоставить, в целом, с особенностью творчества Тютчева: поэт, как уже отмечалось, принципиально не обращал внимания в своих стихотворениях на социальные темы, во-первых, а во-вторых, писал он для себя, и ему было не важно, читают его или нет. Вероятно, поэтому его стихотворения столь глубоки и наполнены философскими рассуждениями.

    Философская лирика Тютчева - одна из вершин русской философской поэзии.В его творчестве высокая поэзия соединяется с философским мировоззрением. Глубина и сила его лучших произведений сравнима с поэзией Пушкина.

    «Герой» многих произведений Тютчева - человеческий разум, жаждущий познания.

    Тютчева отличало не только живое и верное изображение природы, но и ее глубокое философское постижение. Природа интересовала его в своих стихийных и космических проявлениях - в грозу, в ночи, в буре, в весеннем наплыве и цветении, в грозных порывах ветра, свете солнца или при лунном сиянии.

    Символом чистоты и истины в стихах Тютчева является небо. Без этой атмосферы высоты и вечности нет тютчевской поэзии. Он сам говорит об этом в стихотворении «Поэзия»:

    Среди громов, среди огней,

    Среди клокочущих страстей,

    В стихийном, пламенном раздоре,

    Она с небес слетает к нам -

    Небесная к земным сынам…

    Картины мира, нарисованные Тютчевым, как правило, лишены строгих и точных примет времени и места действия. Это характерно для философской поэзии вообще - она носит внебытовой характер. Так, тютчевская ночь грандиозна, величественна и трагедийна. Она оставляет человека наедине с самим собой и со страшными загадками мироздания:

    …И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами,

    И нет преград меж ей и нами -

    Вот отчего нам ночь страшна!

    Лирическим сюжетом стихотворения «Фонтан» становится томление разума, стремящегося к мгновенному прозрению и осознающего ограниченность своих возможностей:

    О смертной мысли водомет,

    О водомет неистощимый!

    Какой закон непостижимый

    Тебя стремит, тебя мятет?

    Как жадно к небу рвешься ты!

    Но длань незримо-роковая,

    Твой луч упорный преломляя,

    Сверкает в брызгах с высоты.

    Иногда поэт словно бы устает от собственной сосредоточенности на глубинах познания. В стихотворении «Нет, моего к тебе пристрастья…» Тютчев освобождается от груза дум, от сложной духовной жизни и возвращается к земной жизни с ее простыми радостями:

    Бродить без дела и без цели И ненароком, на лету,

    Набресть на свежий дух синели

    Или на светлую мечту…

    Тютчев осознает, что перевод философских идей на язык поэзии необыкновенно сложен, ибо это - переход в другое измерение, где мысль подчинена образу, рифме, ритму. Об этой сложности поэт говорит в стихотворении «Silentium!»:

    …Как сердцу высказать себя?

    Другому как понять тебя?

    Поймет ли он, чем ты живешь?

    Мысль изреченная есть ложь.

    Это стихотворение - еще и о человеческой разобщенности, о невозможности до конца объяснить себя даже близкому по духу человеку.

    В своей философской лирике Тютчев не просто размышляет. Он в волнении и муках произносит свое вещее слово, совершает открытия, переживает взлеты и падения. Поэт заражает нас своим чувством и своей мыслью. И мы ощущаем волнение Тютчева, страстность его раздумий, постигаем беспокойную мудрость его стихов:

    О вещая душа моя!

    О сердце, полное тревоги,

    О, как ты бьешься на пороге

    Как бы двойного бытия!..







    

    2024 © sattarov.ru.