Когда не нужна запятая в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении: правила, примеры


Сложносочиненным называют предложение, которое в своем составе имеет независимые части, связанные друг с другом Составляющие имеют, как правило, равное семантическое и грамматическое значение. Между ними может стоять запятая, точка с запятой или тире. Знаки препинания в сложносочиненном предложении - одна из самых сложных тем пунктуации.

Соединительные союзы

Какие ставятся в Это зависит от контекста. И для того, чтобы ответить на этот непростой вопрос, прежде всего необходимо понять, какую конструкцию имеет подобная единица языка. Если она состоит из двух или более простых предложение, то это сложносочиненное предложение. При этом его части имеют друг с другом смысловую связь, а разделяют их знаки препинания. В сложносочиненном предложении в большинстве случаев это запятые. Ставятся они при наличии одного из соединительных союзов (и, да). Примеры:

  • Осенняя листва горела на солнце оттенками зеленого, красного и желтого, и в этом ярком многоцветии так странно смотрелся пустынный и унылый берег реки.
  • Оглянитесь, и вы сможете увидеть столько нового и интересного.
  • Елена говорила шепотом, да и мать ее тоже старалась не шуметь.

Противительные союзы

Эти служебные части необходимы для объединения и связи однородных членов предложения. Они создают между ними смысловое противопоставление, подчеркивают различие или несоответствие. И перед такими словами всегда стоят знаки препинания. В сложносочиненном предложении - при наличии противительных союзов - составляющие части разделены запятой. Примеры:

  • У Ивана Петровича от усталости ныло все тело, но находиться в интересной компании и слушать любимую музыку было так приятно.
  • Надо наконец-то вывезти всю эту старую мебель на помойку, да другие дела совсем не оставляют времени на домашние хлопоты.
  • Коллеги относились к новой учительнице истории неприязненно, ученики же любили ее всем сердцем.
  • Материальная зависимость от кого бы то ни было не в ее принципах, зато работа и отдельная квартира создают ощущение свободы.
  • Родителям придется предпринять меры, а не то его однажды исключат из школы за такую успеваемость.

Помимо таких служебных частей речи, как но, же, зато, да, а не то , к противительным относятся также союзы а, однако, а то.

Разделительные союзы

Знаки препинания в сложносочиненном предложении ставятся перед такими служебными частями речи, как или, либо, то…то, или…или, ли...или, не то…не то. При наличии двойного разделительного союза запятая всегда ставится перед второй его составляющей. Примеры:

  • Успокойся, или худо будет.
  • Он то замолкал, то снова начинал говорить.
  • Нужно что-то сделать, или он погибнет!
  • Серьезные ли у него намерения были, или он снова играл - было непонятно.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения при наличии двойного союза ставятся перед второй его составляющей.

Присоединительные союзы

К ним относятся союзы да, притом, также, тоже. Перед одним из них должна непременно стоять запятая. Примеры:

  • Она ему нравилась все больше и больше, он тоже, казалось, был ей неравнодушен.
  • Внешность этого человека производила довольно удручающее впечатление, голос его также был неприятен.

Пояснительные союзы

Как видно уже из названия, эти слова призваны пояснять, уточнять. Союзы этого вида - а именно, то есть. Перед ними всегда должна стоять запятая. Примеры:

  • После этого страшного события количество жильцов сократилось, а именно - остался лишь господин с безучастным выражением лица и две старушки, которые едва ли могли что-то слышать.
  • Время было выбрано для разговора подходящее, то есть было тихо, спокойно и не стоило опасаться прихода незваных гостей.

В каких случаях не ставятся знаки препинания?

В сложносочиненных предложениях, примеры которых приведены ниже, отсутствует запятая. В каждом из них есть соединительный союз. Но части предложения объединены второстепенным членом, а потому знака препинания не требуется. Примеры:

  • Вскоре после прибытия поезда городок наводнили туристы и праздно бродили по его улицам до позднего вечера.
  • У его матери огромные добрые глаза орехового цвета и мягкие льняные волосы.
  • К тому времени издательство опубликовало несколько детских книг и два сборника стихов.

Однако в том случае, если члены предложения объединены второстепенным членом, но союз повторяется, запятая ставится. Примеры:

  • В такую морозную зимнюю ночь и волк не бродит, и медведь не появляется из своей берлоги.
  • В солнечную безветренную погоду и работать не хочется, и песчаный пляж все манит и отвлекает от дел.

как общая часть

Общим может быть не только второстепенный член. В его роли иногда выступает и придаточное предложение. И, разумеется, в таком случае также не ставится запятая. Примеры:

  • Уже рассвело и на автобусной остановке собирались люди, когда он только возвращался домой.
  • Когда гостью провожали домой, на улице было совсем темно и только лунный свет озарял путь.
  • Когда он вышел на сцену, сердце его сильно билось и заметно дрожали руки.

Вопросительное предложение

Следует знать, что запятые перед соединительным союзом ставятся далеко не всегда. В отдельных случаях не требуются знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Примеры:

  • Кто он такой и почему пришел без предварительного звонка?
  • Как они сюда попали и что им нужно?
  • В котором часу состоится собрание и что именно на нем будут обсуждать?
  • Магомед придет к горе или горе следует направиться к Магомеду?

В каждом из вышеприведенных примеров предложение состоит из двух вопросительных основ. Части объединены вопросительной интонацией. А потому знаки препинания в сложносочиненном предложении такого типа не требуются.

Аналогично предыдущим примерам знаки препинания между частями сложносочиненного предложения не требуются в следующих фразах:

  • Уволить всех сотрудников и новых нанимать только после моего одобрения!
  • Как он смешон и как нелепы его выходки! (Восклицательное предложение.)
  • Стали искать следы преступления, но, как всегда, ничего не нашли (неопределенно-личное предложение).

Следует знать, что при повторении соединительного союза между безличными частями предложения ставится запятая. Пример: И дождик, и ветер, и мгла.

Точка с запятой

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения - это не всегда запятые. Если части сложной конструкции являются распространенными предложениями и имеют внутри себя также запятые, разделяют их точка с запятой. Примеры:

  • Все это он сам придумал, потому как решительно не помнил о том, что ему грезилось прошлой ночью; но когда мать, тронутая этим рассказом, принялась успокаивать и утешать его, он чуть было не расплакался.
  • Ей стало невыносимо грустно в тот момент, когда они виделись в последний раз; однако все же что-то похожее на облегчение появилось в ее душе.
  • Он говорил с ней ласково, держал за руку, и счастье светилось в его глазах; а она воспринимала все как должное, поскольку привыкла к восторженным взглядам и давно перестала их ценить.

Запятая с точкой ставится чаще перед такими союзами, как но, однако, да и, зато . И только в редких случаях - перед а. Примеры:

  • Пять лет велись эти странные работы над возведением здания; но то ли климат был неподходящим, то ли материал некачественный, только никак не продвигалось дело выше фундамента.
  • Учился он хорошо, хотя был не особенно усидчив; он никогда не о чем всерьез не печалился; однако находило на него время от времени какое-то дикое неудержимое упрямство.
  • Пьянство и безалаберность были распространены среди жителей этой деревеньки; зато многие необходимые качества были редкими для здешних обитателей: трудолюбие, честность, дружелюбие.

Правила постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях могут допускать наличие точки с запятой перед союзами да и и . Но лишь в тех редких случаях, когда этот знак стоит между двумя предложениями, которые без него были бы разделены точкой. Пример:

  • Вскоре весь парк, согретый лучами весеннего солнца, ожил, и капельки росы, как бриллианты, засверкали на тюльпанах; и старый, уже несколько запущенный парк казался в этот день по-праздничному нарядным.

Тире

Все вышеперечисленные предложения являются примерами применения правил, которые должен знать ученик средней школы. Одна из тем, которым уделяется на уроках русского языка особое внимание, - это «Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 9 класс - важный этап в школьной программе, когда полученные ранее знания обобщаются и закрепляются. Тире в сложносочиненных предложениях - более глубокая тема. Стоит привести хотя бы несколько примеров использования этого знака препинания.

Ставится он в тех случаях, если во второй части предложения присутствует резкое противопоставление или присоединение. Примеры:

  • Охотник бросил что-то в пылающий огонь - и тотчас все вокруг озарилось.
  • Он спешил туда, бежал что есть мочи - а там не было ни души.

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, необходимо определить состав его частей. И если их всего две, и каждая из них односоставная номинативная, между ними следует ставить тире. Примеры:

  • Еще одно мгновение - и он падет к ее ногам.
  • Десять лет такого существования - и человеческая душа разбита.

Разделение предложения на две смысловые части

Иногда в одной длинной фразе заключается описание двух явлений или действий. В таких случаях предложение делится на две смысловые части с помощью тире. Пример:

  • В горах, если столкнешь с огромной высоты небольшой камень, он заденет в полете другой, затем третий, и они повлекут за собой десятки, а там и сотни - и вот страшная каменная лавина стремительно рушится вниз.

Но тире может разделять и простые конструкции: «Стоит только сказать доброе слово - и человек спасен».

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении - темы, которые освоить можно только с помощью практических упражнений. Правила быстрее запоминаются, если воспользоваться различными схемами. И хотя орфография и пунктуация - разделы гуманитарной науки, стоит создавать несложные графические изображения. Особенно, если речь идет о таком теме, как «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях».

Таблица (союзы и знаки препинания в сложносочиненных предложениях)

Ниже приведена таблица, в которой содержатся основные правила использования запятой, точки с запятой и тире между частями Также указаны союзы, которые соответствуют тому или иному знаку препинания.

Знаки препинания не трубуются Запятая Точка с запятой Тире
Перед союзами и, да , если части предложения имеют общий элемент (второстепенный член предложения, придаточная часть, вводное слово, частица) и, да, тоже, также, притом
Части предложения распространены Во второй части присутсвует присоединение или противопоставление
Предложение состоит из частей, каждая из которых является вопросительным, побудительным, восклицательным или неопределенно-личным предложением Между простыми предложениями, перед союзами а, однако, же, не то, притом Одна или две части являются номинативными предложениями
Предложение состоит из частей, включающих в себя синонимичные слова Между простыми предложениями, перед союзами или, либо Предложение распадается на смысловые части
Между простыми предложениями, перед союзами а именно, то есть Предложение состоит из коротких конструкций

Из всего вышесказанного следует сделать вывод: чтобы правльно расставить знаки препинания, необходимо определить тип предложения, выделить его грамматические основы, а затем понять, к какому виду союзов относятся служебные части речи, связывающие части этого предложения.

1. Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми , если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да, ни... ни ), противительные (союзы а, но, да, однако, же, зато, а то ), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то ), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже ) и пояснительные (союзы а именно, то есть ).

Например: Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей (Чив.); Недоразумение было налицо, и повинен в нем был, конечно, Иван Николаевич (Булг.); На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна (Булг.); В Кара-Бугазе есть соль, но нет угля, нефти... (Пауст.); Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом (Булг.); Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли на дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на мысль, что Михаил Ильич серьезно болен (Ч.); Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить (Ч.); Быков плохо понимал, почему Васильев отказался от поездки, да и мало интересовали летчика личные планы поручика (Саян.).

Союзы ли... или в сложносочиненном предложении приравниваются к повторяющимся союзам, и поэтому запятая перед или ставится, в отличие от употребления этого же союза при однородных членах в простом предложении, где сочетание ли... или не образует повторяющихся союзов, вследствие чего запятая перед или не ставится.

Сравните: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (Л.); Сохранился ли еще в ее памяти любовный образ прекрасного моряка, или ее внимание к умершему и к его семье было дружеской благодарностью за прошлое счастье (Купр.); – Видит ли он это или не видит (Г.).

2. В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях:

1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.

Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела;

Если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой.

Например: Ромашов знал отлично, что Шурочки нет в этой светлой, точно праздничной группе, но , когда он глядел туда, – всякий раз что-то сладко ныло у него около сердца, и хотелось часто дышать от странного, беспричинного волнения (Купр.);

2) если части сложносочиненного предложения объединены общим вводным словом, имеют общий обособленный член или объединяются пояснительным значением по отношению к третьей части – поясняемой ими.

Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить; Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Вскоре мы оказались перед ущельем: внизу шумела вода и слышалось падение камней; Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);

3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные или безличные предложения однородного состава.

Например: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); С деревьев капало и вокруг пахло листвой.

Однако если номинативных предложений больше чем два и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения.

Например: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом и дальняя дорога (Сим.).

Запятая ставится и в случае, если сказуемые безличных предложений не однородны по своему составу.

Например: Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко (О. Б.);

4) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей здесь оказывается единая интонация, в побудительных предложениях могут быть и общие частицы.

Например: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица; объединяющим элементом может быть и союз: Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Зато наметились бутоны рябины и расцветает сирень (Пришв.).

3. В сложносочиненном предложении может стоять точка с запятой , если его части значительно распространены и имеют внутри запятые.

Например: Ужас сердце чует в этот краткий миг, который делит гул громовый на удары; а они гремят, и тучи разрываются, бросая золотые стрелы, молний из рядов своих на землю. (М. Г.) Мне это показалось парадоксом, и не сразу я понял смысл его слов; но он такой: за Кильдинским королем культурная страна, тысячи таких же, воспитавшихся в гражданской свободе, тяжком труде в горах, таких же одиноких, но невидимо связанных между собой королей. (Пришв.) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Каз.)

4. Между частями сложносочиненного предложения может стоять тире , если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, резкого противопоставления или представляет собой неожиданное присоединение по отношению к первой части.

Например: Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту (Ток.); Они посидят рядком на завалинке, покурят, поговорят о том, о сем – и быть по сему (Крут.); Сначала я старался не зачерпнуть воды или грязи в туфли, но оступился раз, оступился другой – и стало все равно (Сол.); Раз-другой прошел он по селу – и все к нему привыкли (Крут.); Быть может, он даст денег, правительство разрешит – и монастырь вновь воскреснет (Пришв.); По дубу перейдем ручей – и на болото (Пришв.); Спроси – и не скажу (Пришв.); Вначале так боишься пропускать даром минуты: ты знаешь, что время ограничено, задержат тебя по-пустому – и ты навсегда пропустишь (Пришв.); Он упорно избегал оставаться с ней наедине – то таскал за собой Пику, то жаловался на нездоровье (Фад.); Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло – и за решеткой явилось бледное пятно (Пришв.); Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению (Пришв.).

5. В сложносочиненном предложении может быть запятая и тире как единый знак препинания.

Например: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, – и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.); Еще один поворот дороги, – и она потянулась к мосту (Наб.).

Такое разделение частей сложносочиненного предложения можно считать несколько устаревшим: во-первых, из-за излишнего нагромождения знаков препинания, особенно если предложение недостаточно распространено, не осложнено внутренними выделениями; во-вторых, если части предложения распространены, то такой знак нечетко передает взаимоотношения частей, особенно если внутри имеется тире.

Употребление запятой и тире как единого знака препинания нельзя смешивать с сочетанием запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании.

Например: Он, по старой привычке, заразился было этим чувством, но скоро понял, что пожару он только обрадовался, обрадовался развлечению, тому, что прибегут к нему, потащат его из риги на траву, понял и то, что пожар далеко и что ничего этого не будет, – он опять почувствовал равнодушие, опять лег (Бун.); Чувствовалось под неприятно слабеющими ногами, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом валит набок, расступается, – и пол все глубже уходит из-под ног (Бун.); Кто знает, сколько времени придется пробыть в тайге, – и все время за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.).

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

ПОРЯДОК РАЗБОРА

1. Определите тип предложения:
а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
б) по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное);
в) по отношению к высказыванию (утвердительное или отрицательное).
2. Выделите предикативные конструкции.

3. Определите тип синтаксической связи, укажите тип союза:
а) по значению (соединительный, противительный, пояснительный);
б) по структуре (простой, составной);
в) по функции (одиночный, повторяющийся).

4. Объясните постановку знаков препинания.

5. Проведите разбор частей сложного предложения (по образцу простого предложения).

6. Составьте схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА

Я пожал им руки с улыбкой, и они охотно стали расссазывать о себе. (М.Пришвин.)

1.
а) Предложение повествовательное;
б) невосклицательное;
в) утвердительное.

2. Предложение сложносочиненное, в нем две предикативные основы: Я пожал им руки с улыбкой и Они охотно стали рассказывать о себе.

3. Предикативные конструкции, они связаны сочинительным союзом и :
а) соединительным;
б) простым;
в) одиночным.

4. В конце повествовательного предложения стоит точка; перед союзом и ставится запятая.

5. Предложение Я пожал им руки с улыбкой - двусоставное: подле-жащее я пожал - простое глагольное, выражено предикативной формой глагола; распространенное: косвенное дополнение им и прямое дополнение руки , а также обстоятельство образа действия с улыбкой относятся к сказуемому пожал ; полное.

Предложение Они охотно стали рассказывать о себе - двусоставное: подлежащее они выражено местоименным существительным; сказуемое стали рассказывать - составное глагольное, выражено инфинитивом полнозначного глагола рассказывать и вспомогательным глаголом стали ; распространенное: о себе - косвенное дополнение, а также обстоятельство образа действия охотно относятся к сказуемому стали рассказывать ; полное.

Cтраница 1 из 2

Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»

Союз «и» может соединять, во-первых , однородные члены предложения, во-вторых , простые предложения в составе сложного.

Чтобы правильно поставить запятую перед союзом «и», необходимо отличать структуру сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными сказуемыми или подлежащими. Поэтому сначала напомним определения простого и сложносочинённого предложений.

Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли . (союз «и» одиночный)

Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)

К сожалению, разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения , знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные , приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.

Поэтому мы предлагаем вам еще один путь усвоения данной пунктограммы, который был обозначен Николенковой Н.В.: идти от "внешних" признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов «и» . Мы считаем, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.

Перейдите на вторую страницу по этой теме

1. ЗАПЯТАЯ в сложносочинённом предложении

В сложносочинённом предложении его части соединяются союзами и, да (= и или но), а, но, однако, зато, а то, не то, или, либо, также, тоже и др. Перед ними или между повторяющимися союзами (ни … ни; ли … ли; то … то; не то … не то и др.) ставится запятая . Прекрасен мудрый путь зерна, и солнца вечный свет прекрасен. Внизу за рекой тянулись луга, а по взгорью подымался лес. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка.

Не ставится запятая перед союзом и , если он соединяет:

  • два вопросительных предложения. Кто это такие и что им надобно?
  • два побудительных предложения. Да будет свято имя героя и память о нём сохранится в веках!
  • два восклицательных предложения. Как красиво в этих местах и как хорошо здесь отдыхать!
  • два назывных предложения. Чужие скалы и мокрый снег, летевший навстречу машине.

Не ставится запятая перед союзами и, да (= и), или, либо , если простые предложения имеют:

  • общее вводное слово. По-видимому , он был в большом затруднении и в его собачьей душе совершалась какая-то борьба.
  • общий второстепенный член. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт. НО: У гуся и крылья растопырены, и клюв раскрыт. (повторяющиеся союзы)
  • общее придаточное предложение. Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце, пока она не стала такой крепкой.
  • общее поясняемое предложение, связанное бессоюзной связью с остальной частью сложного предложения. Произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому.

2. ТОЧКА с ЗАПЯТОЙ в сложносочинённом предложении

Точка с запятой ставится перед союзами но, однако, всё же, тем не менее (реже перед и, да = и), если хотя бы одна часть сложного предложения значительно распространена или имеет в своём составе запятые.

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…

3. ТИРЕ в сложносочинённом предложении

Тире ставится (чаще перед союзом и, реже перед а, но ), если необходимо показать быструю смену событий, следствие или противопоставление. Немножко счастья - и человек сразу же становится лучше, добрее. Как будто надо было радоваться - но радости не было.









2024 © sattarov.ru.