Презентация к уроку по обществознанию (6 класс) на тему: Презентация. Человек славен добрыми делами


Глава III. Нравственные основы жизни

Вернёмся к нашим главным вопросам: что такое добро и кого называют добрым? Мы выскажем свою точку зрения, а ты можешь согласиться с ней или предложить свой ответ.

Когда мы говорим «добро», то имеем в виду всё хорошее, всё полезное, всё, что помогает жить и защищает жизнь.

Почему заплакал Принц? Очевидно, потому, что почувствовал угрызения совести. А почему он решил помогать людям? Возможно, потому, что у него появилось прекрасное чувство сострадания к несчастным жителям его города.

Это, наверное, самое главное. Важно, конечно, проявить сочувствие, но ещё важнее сделать доброе дело, помочь, выручить, порой даже рискуя собой. И от этого становится, как говорят, тепло на сердце. Ведь Ласточка рисковала, согласившись помочь людям. Она ведь могла замёрзнуть, а доброе дело согрело её.

Добрым называют человека, который...

Стоп. Давайте ещё подумаем.

Главное правило доброго человека

На свете много разных правил. Есть правила русского языка, есть правила дорожного движения, есть правила игры в футбол и т. д.

А что ты знаешь о морали? Мораль - это правила доброго поведения. Моральных правил тоже много, и все они очень важны для нас. Но есть среди них самое главное, которое называют золотым правилом морали (нравственности).

Почему его называют золотым? Потому, что это правило кратко и точно отвечает на главный для каждого из нас вопрос: как следует относиться к другим людям? Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. Лучше не скажешь!

А как ты хочешь, чтобы относились к тебе? Ответ напрашивается сам собой: хорошо, по-доброму. Ибо какой нормальный человек пожелает себе плохого?

Золотое правило требует от нас доброго отношения к другому человеку. Это самое дорогое, самое ценное из всех отношений, которые складываются между людьми.

Золотое правило действует всегда. Потому что во все времена человеку бывает приятно, тепло, уютно, когда он встречает доброе отношение к себе. Счастливы бывают оба - и тот, к кому по-доброму отнеслись, и тот, кто поступил по-доброму, т. е. морально. Наверное, поэтому главное правило морали называют золотым.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Возникло золотое правило морали давным-давно. Рассказывают, что к китайскому мудрецу Конфуцию, который жил более двух тысяч лет назад, пришёл ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Это и было золотое правило.

Существует также древнееврейский рассказ о нетерпеливом молодом человеке. Он просил умных людей изложить ему содержание священных книг так коротко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И один знаменитый учёный сказал ему: «Не делай никому того, чего не хочешь, что было бы сделано тебе». И это тоже было золотое правило.

А в начале нашей эры оно прозвучало из уст Иисуса Христа: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Так золотое правило вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Достаётся не дёшево Счастье трудных дорог... Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? (Л. Татьяничева) ?

Человек славен своими делами

План урока: 1. Что такое добро. Кого называют добрым. 2. Доброе - значит хорошее. Чувства и дела. 3. Главное правило доброго человека. 4. Притча о блудном сыне. Домашнее задание: Параграф № 11 – читать и пересказывать. Вопросы и задания на стр. 91. Задание № 3 (рубрика «В классе и дома») – подготовить сообщение.

1. «От добра добра не ищут». 2. «Кто добро творит, тому Бог отплатит». 3. «Худо тому, кто добра не делает никому». 4. «Час в добре побудешь, всё горе забудешь». 5. «Многого желать - добра не видать». 6. «За худом пойдёшь, добра не найдёшь». 7. «В ком добра нет, в том и правды мало». 8. «Бедного обижать - себе добра не желать». 9. «Доброе имя дороже богатства». ? О чём эти пословицы? (Раскройте их смысл.)

Что такое добро? Добро - это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу. (Толковый словарь) ? Назовите слова - ассоциации к слову «добро».

«добрый день » « в добрый путь » « всем известна доброта этого че­ловека» « будьте добры » « доброго вам здоровья » « добрый кусок пирога » « добрая погода » « добрый молодец» ? О каких проявлениях добра идёт речь в этих в ыражениях? -приветствие -напутствие -черта характера -обращение -пожелание -размер чего-либо -состояние природы -характеристика человека

Прочитайте фрагмент сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» (стр. 86-87, учебник) и ответьте на вопросы: Почему Принц плакал, ведь его же называли счастливым? Почему Принц решил помогать людям? Чем жертвовала Лас­точка, решившись помогать Принцу? От чего Ласточке стало тепло, несмотря на то что приближалась зима? Какие добрые чувства вы можете назвать?

Заполните таблицу Добрые чувства Добрые дела любовь, сочувствие, сострадание, благодарность, сердечность, доброжелательность, симпатия

Какого человека мы называем добрым? ? Прочитайте текст учебника на стр. 87-88 об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове и ответьте на вопросы: Можно ли назвать А. Д. Сахарова добрым человеком? Почему его назвали Совестью Народа?

Прочитайте «Притчу о блудном сыне» из Евангелия от Луки (стр. 91, учебника).

Рассмотрите картину Рембрандта ван Рейна (стр. 90) и ответьте на вопросы: Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?

Какими правилами должен руководствоваться добрый человек? Мор а ль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Золотое правило морали: Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.

С чего начинается до­брота? Запишите в тетрадях «Три правила заботы о близких»

Интернет-ресурсы http://fotoshops.org/uploads/taginator/Dec-2012/kalendar-fon-dlya-prezentacij.jpg - тетрадный лист в клетку Девочка и мальчик в верхней части слайда – взяты из векторного клипакта, как его получить, можно узнать тут « Small children in the vector » http://ec.l.thumbs.canstockphoto.com/canstock16404819.jpg - девочка для гиперссылки http://us.cdn4.123rf.com/168nwm/yayayoy/yayayoy1207/yayayoy120700014/14596006-%D0%A1%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8.jpg – мальчик для гиперссылки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек славен добрыми делами" урок обществознания 6 класс

Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова "Человек славен добрыми делами" с презентацией и приложениями...

Человек славен добрыми делами

План - конспект урока по оществознанию в 6 классе.1.Цель урока: Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального созн...

Человек славен добрыми делами. Обществознание. 6 класс

Базовый учебник: Боголоюбова Л.Н. Обществознание. 6 класс (Просвещение, 2008 г.)Цель урока (краткое описание): подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым....

Если человек совершает плохой поступок, то у него на душе становится тяжело. Когда человек попробует снять камень с души, ему становится легче. Добро помогает тебе и другим, оно приносит счастье.

Я думаю, что совесть заставляет делать доброе дело. Добро живет в каждом, его просто нужно разбудить в себе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Человек славен добрыми делами»

когда ты кому-то помогаешь. Если человек совершает плохой поступок, то у него на душе становится тяжело. Когда человек попробует снять камень с души, ему становится легче. Добро помогает тебе и другим, оно приносит счастье. Я думаю, что совесть заставляет делать доброе дело. Добро живет в каждом, его просто нужно разбудить в себе. Добро – это:

Добрыми могут быть Чувства: Любовь Сочувствие Милосердие Сострадание Благодарность Симпатия

Правила доброты: 1. Будь приветлив, вежлив. 2. Будь внимателен к людям. 3. Делай добрые дела. 4. Не отвечай злом на зло. 5. Прощай другим их ошибки. 6 . Жалей других, а не себя. 7. Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.

Слова с корнем «добро» Доброта Добродушный Добропорядочный Добросовестный Добронравный Добросердечный Доброжелательный Добродетельный Доброго здоровья Добрый день

Пословицы: Доброе слово и кошке приятно. При солнышке тепло, при матери добро. Слово не воробей, вылетит, не поймаешь. Доброе слово лечит, а злое калечит.

" Доброта". Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек славен добрыми делами" урок обществознания 6 класс

Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова "Человек славен добрыми делами" с презентацией и приложениями...

Человек славен добрыми делами

План - конспект урока по оществознанию в 6 классе.1.Цель урока: Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального созн...

Человек славен добрыми делами. Обществознание. 6 класс

Базовый учебник: Боголоюбова Л.Н. Обществознание. 6 класс (Просвещение, 2008 г.)Цель урока (краткое описание): подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым....

Говорят, что человек славен добрыми делами, и это действительно так. Нет другого способа заслужить уважение среди людей, кроме добрых поступков. Так случается иногда, что человек очень хорошо умеет общаться, умеет понравиться собеседнику, очаровать чувством юмора. Но время проходит, и замечаешь, что слова у этого человека расходятся с делом, и тогда уважение к такому человеку пропадает. Бывает и по-другому… ничем человек внешне не выделяется, а все равно его с ним все хотят дружить.

В прошлом году появился у нас в классе новенький, Коля Грищенко. Маленького роста, стеснительный мальчик. Девочкам такие не нравятся, мальчикам с ним тоже было скучно, он был тихий и молчаливый. Учился тоже плохо, на тройки. Ничем не примечательный персонаж, в общем. Но со временем стало известно, что наш Коля очень любит всякую живность. Он подкармливает бездомных собак и кошек, дома у них живут три кота и даже голубь со сломанным крылом. Коля даже умудряется пристраивать в хорошие руки бездомных котят и щенков, хотя сейчас мало кто берет животных с улицы, все хотят породистых и ухоженных питомцев.

Когда в классе об этом узнали, Коля на время стал героем в классе. То есть раньше его даже особо не замечали, теперь же всем стало интересно, зачем это ему нужно. Некоторые мальчики начали над Колей шутить, говорить, что он «мать Тереза», и все в таком роде. Но большинство моих одноклассников Колю зауважали, потому что и правда человек что-то делает для других. Не просто себе живет в свое удовольствие, как большинство из нас, а старается быть полезным миру.

Нельзя сказать, что Коля сразу прославился, но многих из нас его поступки заставили задуматься. Многие раньше вообще не замечали этих кошек и собак, не считали это проблемой. Несколько человек тоже стали подкармливать бездомных животных по Колиному примеру. Вообще мне кажется, что мы все стали немножко добрее и человечнее, и все благодаря Коле.

Даже на этом маленьком примере видно, что поступки говорят громче слов. Одно маленькое доброе дело может неожиданно принести заметные плоды. Лично меня восхищает Колина скромность. О его питомцах в классе узнали совершенно случайно, он никому не рассказывал и не считает, что делает что-то особенное. Мы привыкли хвастаться друг перед другом новыми смартфонами, но хвастаться тут особо нечем, по большому счету. А человек бескорыстно делает что-то для других и не видит в этом ничего особенного. Мне кажется, если мы все будем бескорыстно совершать добрые поступки, как Коля, мир станет немного добрее.

    • Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась […]
    • С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
    • Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
  • Цели урока:

    На доступном возрасте уровню подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.

    Образовательная:

    Сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правиле морали».

    Развивающая:

    Развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

    Воспитательная:

    Воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных примерах доброту отношений между людьми.

    Оборудование:

    М/ф «Кот Леопольд», В.И.Даль «Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», Словарь синонимов,

    1. Оргмомент.

    Просмотр отрывка из м/ф.

    Ребята, вашему вниманию был предложен отрывок из известного м/ф «Кот Леопольд».Вы его внимательно посмотрели и скажите о чем у нас сегодня на уроке пойдет речь.

    - (о добре, доброте)

    А что означают эти слова. Значение этих слов искал в словарях Ваня Морозов.Давайте послушаем его ответ.

    Толкование слов учеником

    В.И.Даль

    Добро-в духовном значении- благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина.

    С.И.Ожегов

    Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

    (слайд №1)

    Подберите синонимы и однокоренные слова к этим понятиям.

    -(, добродушие, добросердечие, благо, человечность-)

    (слайд №2)

    В какие словосочетании входят эти слова?

    (добрый человек, добрые дела, добрые поступки, доброе лицо, добрая душа, добрые мысли, доброе сердце)

    (слайд №3)

    А какое из названных вы считаете самым важным?

    Как мы можем узнать,что этот человек добрый, что у него доброе сердце? (по делам, поступкам)

    Ответить на вопрос, какие дела и чувства называют добрыми, мы постараемся на нашем уроке, тема которого «Человек славен добрыми делами»

    (слайд №4)

    Запишите тему в тетрадь

    (название темы крепится к доске)

    Накапливая жизненный опыт, русский народ сложил много пословиц о добре. Группа ребят сделала дома подборку пословиц и поговорок на данную тему. Давайте послушаем их.

    От добра худа не бывает.

    Лихо помнится, а добро не забудется.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    За добро злом не платят.

    Учись доброму- дурное на ум не пойдет.

    (слайд №5)

    Попытайтесь объяснить смысл этих пословиц.

    Вы опять подтвердили, что доброта человека измеряется его добрыми делами и поступками.

    А теперь, на конкретном примере мы попытаемся выяснить, что такое добрый поступок, как проявляется добро в жизни.

    Для этого давайте прочитаем отрывок из сказки О.Уайльда «Счастливый принц» и ответим на вопрос –В чем главная идея данной сказки?

    Итак, какова же главная идея- признание ласточки и ответ Принца-«Это потому, что ты сделала доброе дело».

    Вывод:Добро это (учащиеся продолжают фразу) когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим.

    Значит, добро это – помощь, жалость и т.д.

    Как мы видим на примере сказки доброте сопутствуют такие чувства как любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, (бескорыстие), помощь, жалость, (прощение) (слайд №6, «Добро= любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, бескорыстие, помощь, жалость, прощение»но на экран не выводить).

    А трудно ли быть добрым? Все ли могут быть добрыми?

    Что для этого надо сделать? На этот вопрос нам даст ответ _Иванова Оля..

    (чтение стих-я «Стать добрым волшебником…»)

    Как мы видим, добрым быть, оказывается, достаточно просто.Просто надо помочь тому, кто нуждается в добре сочувствии. Добро сделать легко, но в то же время и трудно. На уроках литературы вы недавно прочитали произведение, в котором говорится о доброте одного человека к другому. Что это за произведение? О чьем добром поступке в нем идет речь? Почему он добрый?

    Мы познакомились с примерами добрых дел из произведений х/л, м/ф,х/ф, сказок. А в жизни тоже есть люди, которые совершают такие добрые дела ради благополучия других людей. Дома вы подберете примеры проявления добрых дел из различных источников. Варианты заданий находятся у вас у каждого в распечатке.

    Д/з 1. «Галерея добрых дел» -подобрать картинки с изображением добрых поступков.

    1. Найти примеры добрых дел, поступков в газетах журналах, художественной литературе.
    2. Написать мини-сочинение «Доброта вокруг меня».

    Итак, добрым называют человека, который………(уч-ся дополняют предложения)

    Сейчас мы покажем вам сценку о добром Незнайке и, может быть, вы внесете какие-то дополнения в свой ответ.

    (сценка)

    (ответы с дополнениями Истинные добрые дела –это бескорыстные дела, которые люди совершают из хороших побуждений. А если есть истинная доброта, то есть и ложная доброта.

    На примерах из нашей жизни давайте поговорим об истинной и ложной доброте. Вам предложены примеры с различными поступками –определите, какие, на ваш взгляд относятся к истинной доброте, какие к ложной. Запишите их по группам в тетрадь и объясните свое решение и подберите собственный пример доброты (можно из х/л)

    Одноклассник дал списать домашнюю работу

    Бабушка заступилась за внука, который сломал игрушку

    Урок обществознания в 6 А кл на тему «Человек славен добрыми делами»

    Шестиклассник во время перемены заступился за первоклассницу, которую обидел его друг

    (обсуждая, прикрепить магнитами на доску)

    Мы с вами привели примеры добрых поступков, но в жизни иногда человек совершает и необдуманные плохие поступки, огорчая тем самым своих родных и близких. А они продолжают любить их и общаться с ними, как и прежде.

    На стр. 196 дана репродукция картины Рембрандта Ван Рейна «Возвращение блудного сына». Посмотрите на нее внимательно и скажите, можем ли мы с первого взгляда ответить как отражена тема доброты на данной картине? А почему, как вы думаете, отец простил своего сына? Да, он любит его, он старше и мудрее его. И ваши родители тоже всегда прощают вам все ваши шалости и обиды. Значит, доброта это-..

    (ответы уч-ся Доброта всегда связана с умением прощать )

    Как вы, наверное, догадались, человек, стоящий на коленях перед стариком, это и есть блудный сын. Слово «блудный» означает «заблудший, сбившийся с пути»

    Посмотрите внимательно на картину и скажите, какие чувства, кроме радости встречи испытывают отец и сын?

    Безусловно, его сын испытывает радость встречи. Но, вместе с тем, его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит его простить, готов исправиться, загладить свою вину.

    Отец жалеет сына, его сердце полно страдания, он готов забыть его поступок и простить его.

    Не просто о добрых поступках мы говорили сегодня, а о том, что тема добра волнует всех людей, а поэты, писатели и художники в своих произведениях рассказывают о добре, чтобы люди не забывали о нем помнили, думали. Ведь добро это (слайд №6)

    Вывод: Вот все это и есть добрые чувства и они открывают путь к добрым делам.

    Сегодня на уроке мы с вами убедились, что люди стараются сделать добро для других и это добро обязательно к ним вернется. Ведь если человек совершает добрые поступки, то окружающие тоже к нему относятся по- доброму. А это и есть золотое правило.а почему это правило называют золотым? Да потому, что оно драгоценно, ведь золото драгоценный металл, от добрых дел становится светлее, добро разливается, как солнечным свет, добрые дела долго сохраняются в памяти. И хочется, чтобы в нашей жизни таких солнечных, золотых дней было как можно больше.

    В жизни по-разному можно жить-

    Можно в беде, а можно и в радости,

    Вовремя есть, вовремя пить,

    Вовремя делать гадости.

    А можно так:

    На рассвете встать-

    И, помышляя о чуде,

    Рукой обожженною солнце достать

    И подарить его людям.

    (Уч-ся раздают изображения солнышек гостям под музыку из м/ф)

    Пусть любовь и доброта согревают нас всех, как эти солнышки.

    И все вам мое пожелание:

    Не прячьте доброты своей,

    Откройте сердце всем наружу.

    Тем, что имеете, щедрей

    Делитесь, распахните душу .

    Дарите только теплоту:

    Ребенку, женщине и другу,

    И отодвиньте пустоту.

    Жизнь все вернет сполна по кругу.

    К вам возвратятся свет, любовь,

    Мечта и счастье к вам вернется.

    И нежной лаской вновь и вновь

    В вас чья то радость отзовется.

    Наш урок окончен,

    Приложение № 1 (отрывок из сказки)

    Приложение № 2 (сценка ‘Незнайка и его друзья’)

    « На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Был он очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

    Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

    Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка забеспокоилась и уже собралась улетать, когда поняла, что это слезы Принца.

    Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый!- спросила она.

    Когда я был жив,- ответил Принц, -я не знал, что такое слезы. Я жил во дворце, куда человеческому горю вход воспрещен. .Вокруг дворца была возведена стена, и я не разу не догадался спросить, что происходит за нею. Я танцевал и развлекался с друзьями. «Счастливый Принц»- так величали меня приближенные. И действительно, я был счастлив, если только в наслаждении счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце у меня теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

    И вдруг попросил:

    Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

    Мне надо скорее улетать, идет зима,- ответила Ласточка.

    Останься хоть на одну ночь, помоги мне,- опять попросил Принц.

    Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда возвратилась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно.

    Это потому, что ты сделала доброе дело,- объяснил Принц.

    (Оскар Уайльд «Счастливый Принц»)

    1. Почему плакал Принц, ведь его же называли счастливым?
    2. Почему Принц решил помогать людям?
    3. Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу?
    4. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

    Приложение №2 («Приключения Незнайки и его друзей»)

    Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

    Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь, мы все должны помогать друг другу.

    (Подходят Сиропчик и Пончик)

    Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил доктором стать. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

    Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

    Незнайка(замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.

    Пилюлькин: Стой! Стой!

    Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело пропало даром!

    Кнопочка: А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

    Незнайка: Как это- не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти.Моя это шапка что ли. Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от ландышей?

    Кнопочка: А для чего же ты их собирал?

    Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

    Кнопочка: Вот видишь- а говоришь бескорыстно.

    Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

    Кнопочка: Ты должен совершать их так, из добрых побуждений.

    С. В. Алимова, МБОУ "Судогодская ООШ", г. Судогда, Владимирская область







    

    2024 © sattarov.ru.