Ассоциации, ассоциативное мышление. Словесные игры в ассоциации. Словари. Ассоциации


Задачи: развитие ассоциативного мышления.

Период смены: вторая половина основного периода.

Возраст детей: от 12 лет.

Продолжительность: от 30 минут.

Количество детей: весь отряд.

Место проведения: отрядное место.

Сначала вожатый объясняет значение слова ассоциация. Затем говорит: «Сейчас я загадаю одного из вас. А вы спрашиваете у меня с каким деревом, камнем, животным, растением и т.д. он у меня ассоциируется».

Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули называет слово- ассоциацию к сказанному предыдущим участником. Может быть задана тема для ассоциаций. Игра может быть переходом от одной темы к другой.

Вариант в слова

Правила игры просты. Участник говорит какую-нибудь фразу или слово, (желательно фразу) а следующий, кто сюда заглянул, должен сказать какую ассоциацию у тебя вызывает данная фраза. Опять фразой или словом.

  • 1-ый игрок: Офигительный крем для торта
  • 2-ой игрок: День рождения!
  • следующий игрок: День рождения - раз в году

И т.д. по кругу…

Играют 4 человека двое на двое. Игроки располагаются по кругу так, что двое, играющих вместе, находятся друг напротив друга. Один из игроков (Вася) задумывает слово (существительное, в ед. числе, в им. падеже, не являющееся именем или названием) и сообщает его (на ухо) следующему за ним по часовой стрелке игроку (Пете). Теперь в каждой команде один игрок знает слово, а другой нет. Цель каждого из игроков, знающих слово, состоит в том, что, называя ассоциации на эти слова, добиться того, чтобы другой игорок из его команды додумался до того, какое слово задумано, причем раньше, чем игрок из другой команды. Угадавшая команда получает очко, и теперь задумывать слово будет игрок, следующий после того, кто задумывал в этот раз. Отгадывание происходит так. Игрок, которому сказали слово (Петя), начинает первым. Он произносит вслух ассоциацию - существительное, в ед. числе, в им. падеже, не являющееся именем или названием, и не являющееся однокоренным с задуманным словом. (Если при назывании ассоциации игрок нарушает это правило, то его команда автоматически проигрывает очко, и задумывается новое слово уже следующим игроком). Другой игрок из его команды сообщает вслух свою версию. Если он угадал, игра заканчивается. Если же не угадал, то теперь Вася делает свой намек: он произносит вслух свою новую ассоциацию, а также может произнести какие-либо ассоциации на это слово из тех, которые уже упоминались (независимо от того, кто из называл - он сам, или игрок из другой команды). Эти ассоциации (в том числе новая) могут произноситься им в любом порядке, причем только по одному разу. После того, как этот игрок называет набор ассоциаций, другой игрок из его команды называет свою версию ответа. Если он угадал, игра заканчивается. Если он не угадал, то теперь опять Петя делает свой намек, потом опять Вася, потом Петя, потом Вася (т.е. всего 6 раз). Если к этому моменту слово не отгадано, то считается, что слово было трудным, ни одна из команд не получает очко, и загадывается новое слово уже следующим игроком (Петей). И, наконец, последнее важное правило. Когда игрок, знающий слово, называет набор ассоциаций, то теперь другой игрок из его команды должен назвать свою версию отгадываемого слова. Но пока он думает, отгадывающий игрок из другой команды имеет право без очереди назвать свой вариант ответа. Если при этом он угадывает слово, то его команда получает очко, но если он не угадывает, то его команда проигрывает очко. После этого задумывается новое слово (уже следующим игроком, как обычно).

Играющие выбирают кого-либо из присутствующих. Водящий должен угадать его. Для этого он задает вопросы: "Предположим, задуманный вами человек будет мебелью. Какой предмет он вам напоминает?" Анализируя ответы играющих, водящий пытается узнать, кто загадан.

Играющие делятся на две команды. Жеребьевкой определяется, какая команда ничинает игру. Первая команда выбирает игрока из команды противника и загадывает ему слово, пословицу, название фильма или песни (по выбору играющих определяется тематика игры), а выбранный участник должен пантомимой показать своей команде загаданное ему задание, чтобы его команда могла бы его разгадать. На отгадывание дается 1-3 минуты. Побеждает команда, которая отгадает больше заданий или большее число раз поставит противника в сложную ситуацию, когда тот не сможет отгадать задание.

По кругу. Первый шепчет слово на ухо второму, он говорит свою ассоциацию следующему.

Все садятся в круг, и кто-нибудь говорит на ухо своему соседу любое слово, тот должен моментально сказать на ухо следующему свою первую ассоциацию с эти словом, второй – третьему и т.д. пока слово не вернется к первому. Если из безобидной "люстры" у вас получалась "групповуха" – считайте, что игра удалась.

Проводить игру лучше всего в компании, где люди хорошо знают друг друга, и где о каждом уже успело сложиться определенное мнение. Игра проводится следующим образом. Все участники собираются вместе. Выбирается ведущий. Он молча загадывает одного человека из присутствующих. Задача остальных - узнать, кого выбрал ведущий. Все участники игры по очереди задают ведущему вопросы на ассоциации. Ведущий ненадолго задумывается и произносит свою ассоциацию. Участники игры внимательно слушают ответы и пытаются сложить все ассоциации в единый образ, это позволяет отгадать задуманную личность. Кто первый правильно вычислит выбранного человека, тот выигрывает и получает право стать ведущим в следующей игре. Под словом "ассоциация" понимается впечатление ведущего от данного человека, его личные ощущения, какой-то образ, который напоминает загаданного человека. Примером вопросов и ответов на ассоциации может стать следующий диалог:

С каким овощем или фруктом ассоциируется этот человек?

Со спелым мандарином.

С каким видом обуви ассоциируется этот человек?

С гусарскими сапогами со шпорами.

С каким цветом ассоциируется этот человек?

С оранжевым.

С каким типом или маркой машины ассоциируется этот человек?

С автобусом.

С каким животным ассоциируется этот человек?

Со слоном.

С какой музыкой ассоциируется этот человек?

С русской "попсой".

С каким настроением ассоциируется этот человек?

С веселым.

После таких ответов вы понимаете, что речь идет о ком-то задорном, с добродушным характером и широкой душой. Вы оглядываетесь вокруг в недоумении: "Кто бы это мог быть?" И тут вдруг раздается чей-то голос, называющий ваше имя. К вашему удивлению, ведущий говорит: "Это правильный ответ!"

Задачи: развитие ассоциативного мышления. Период смены: вторая половина основного периода. Возраст детей: от 12 лет. Продолжительность: от 30 минут. Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование:

Сначала вожатый объясняет значение слова ассоциация. Затем говорит: «Сейчас я загадаю одного из вас. А вы спрашиваете у меня с каким деревом, камнем, животным, растением и т.д. он у меня ассоциируется».

После того как дети отгадают загаданного ребёнка, ведущий меняется или ведущий загадывает другого ребёнка.

Цель игры: Необходимо по ассоциациям к загаданному слову угадать это слово Правила: Играющих должно быть четное число. Они садятся по кругу, при этом каждые два противоположных игрока становятся партнерами по команде. Теперь один из игроков (на первом этапе не важно какой) загадывает слово и говорит его слева сидящему соседу, причем тихо, чтобы никто не слышал. Тот передает это слово соответственно своему соседу слева и так далее, пока половина из игроков не будет знать этого слова втайне от другой пловины. Первая половина будет давать догадки, а вторая половина должно будет отгадывать слова. В каждой команде, таким образом, есть представители как одной, так и другой половины. Теперь игрок, который загадывал слово, должен произнести для своего партнера по команде первую догадку-ассоциацию в виде только одного слова. Тот в свою очередь дает на нее свое слово - отгадку-предположение также в виде одного слова. Как правило с первого раза слово угадано не бывает, ход передается следующей паре (по ходу слева). Идет аналогичный диалог. При назывании новых ассоциаций игрокам,которые знают слово изначально, можно пользоваться названными до этого ассоциациями всех игроков, чтобы помочь своим партнерам по команде. При угадывании слова выигравшей команде приписывается одно очко, и игра начинается сначала, только загадывает слово уже следующий человек, т.е. происходит смещение "активной" и "пассивной" половин ровно на одного человека. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Примечания: Хорошо развивает логику. Оптимальное количество игроков - 6. Очень удобно играть в купе электрички за бутылочкой пива.

Игру, как правило, проводят в кругу во время вечернего огонька, сбора отряда и т.д. выбирается человек, о котором будет идти речь. Участники должны придумать, с кем или с чем ассоциируется у них этот человек. Например, кем (или каким) окажется этот человек, если он вдруг станет:

Деревом Цветком Мебелью Животным Птицей Картиной Песней Рекой растением Временем года

Возможен вариант, когда каждого участника игры описывают в форме метафор: «колючий ёжик», «вечный двигатель» и т.д. Замечания6 игру можно несколько усложнить: выбрать водящего, попросить его на время покинуть пределы помещения или отрядного места. В это время все участники выбирают человека, о котором пойдёт речь. После этого приглашают водящего. Его задача – с помощью вопросов выяснить ассоциации игроков и назвать того, о ком они говорят. Если ведущий справился с задачей, то тот, кого он угадал, идёт «водить»

Выбирается один водящий и удаляется за пределы комнаты, за это время оставшаяся группа выбирает одного человека. Вернувшийся водящий начинает задавать группе вопросы типа «На какую погоду похож этот человек?» или «С каким животным этот человек у вас ассоциируется?». Цель игры – угадать человека. На это у водящего есть три попытки. Если он угадывает – загаданный становится водящим, а бывший водящий возвращается в группу.

Что понадобится: заранее подготовленные карточки.

Цель игры: от души посмеяться.

Правила: каждый из участников вытаскивает карточку, говорит «У меня в штанишках...» и зачитывает текст с карточки.

Подготовка ответов: нет ничего проще. Вам понадобится пачка газет и журналов, плотная бумага, ножницы, клей. Из плотной бумаги вырезаем одинакового размера карточки. Я использовала альбомные листы, разрезая их на четыре части. Теперь вырезаем из газет и журналов заголовки и клеим их на карточку. Самое забавное в этой игре то, что подходит практически любой заголовок. Не верите? Смотрите!

Пример игры:

  • «У меня в штанишках... Франция ввела налог»
  • «У меня в штанишках... Штрафы за ряд нарушений ПДД»
  • «У меня в штанишках... Боец смешанных единоборств»
  • «У меня в штанишках... Деятели культуры и искусства России»
  • «У меня в штанишках... Единое экономическое пространство»

Я порезала пару женских журналов и получила вот такую подборку ответов:

Эту игру можно адаптировать для праздника в офисе , просто заменив «У меня в штанишках...» на «Я работаю в [наименование компании]...» и подобрав, соответствующие заголовки в прессе.

  • «Я работаю в Сбербанке... Мы верим тем, кто высоко и далеко»
  • «Я работаю в Сбербанке... Опасные игры»
  • «Я работаю в Сбербанке... Дело мастера боится»
  • «Я работаю в Сбербанке... Минус пять сантиметров в талии. Быстро. Надежно.»

На одну новогоднюю вечеринку я это сделала по собственной инициативе, на вторую меня уже попросили подготовить это развлечение.

Ленивый вариант подготовки вопросов для игры «У меня в штанишках»: Вырезанные из газет и журналов заголовки просто скручиваем в трубочку или складываем до более-менее одинаковых размером и кидаем это всё в красивую коробку, например, из-под рафаэлло.

Игры для компании: Ассоциации

Выбирается жертва (ведущий) и отправляется в другое помещение. После этого игроки загадывают одного из играющих, в том числе, это может быть ведущий.

Ведущий приглашается обратно и начинает задавать вопросы всем присутствующим: "С чем (кем) у вас ассоциируется этот человек?" Затем анализирует ответы и с трёх попыток должен угадать того, кого загадали игроки.

Если игрок угадан, то он становится ведущим, если нет, ведущий идет на второй круг.

Пример ряда вопросов и ответов (на 1 играющего, т.е. меня):

  • город — Питер
  • животное — спаниэль
  • машина — кабриолет
  • цвет — чёрный
  • еда — мороженое
  • оружие убийства — финка
  • фильм — «Дом, который построил Свифт»
  • книга — «Мастер и Маргарита »

Ассоциации-2

Что понадобится: Лист бумаги и то, чем можно на нём писать.

Правила игры: Игроки по очереди пишут слово, которое у них ассоциируется с последним в цепочке.

Пример игры: Машина-масло-бутерброд...

МПС

Не подумайте, что это Министерство путей сообщения:)

Для игры необходимо, чтобы в компании был человек, который ни разу не играл в МПС. Он-то и выбирается в качестве «жертвы», т.е. ведущего.

«Жертву» отправляют в другое помещение и рассказывают всем несведущим правила игры. Затем «жерва» приглашается обратно и ей радостно сообщают правила игры :

  • МПС — это человек и он находится среди нас;
  • цель игры — выяснить как расшифровывается эта аббревиатура;
  • для этого ты можешь опрашивать нас всех. И лучше это делать, задавая один и тот же вопрос всем по очереди;
  • вопрос должен формулироваться таким образом, чтобы отвечающий мог ответить только «да» или «нет»;
  • мы обязуемся говорить только правду. Причем, все следят, чтобы это правило случайно не было нарушено.

И вот тут-то и начинается веселуха:) потому что МПС — это «мой правый сосед» . Т.е. каждый отвечает про своего правого соседа. «Жертва» недоумевает, как это один человек может быть и юношей и девушкой, носить очки и не носить их и т.д. Причём, все утрерждают, что говорят правду.

Конечно, на роль «жертвы» нужно выбирать человека сообразительного и с чувством юмора. Надеюсь, что других среди вас и нет. :)

Аукцион

Кстати, это отличная игра для праздничной вечеринки. Она поможет разыграть маленькие приятные подарки.

Что понадобится: некий предмет. Это может быть всё, что душе угодно: от обычной чайной ножки до произведения искусства.

Цель игры: выиграть аукцион и получить предмет с торгов.

Правила аукциона: в общем-то, те же, что и для обычного аукциона, только вместо денег ставка — это некоторое описание предмета или способа его использования.

Примеры игры:

Предмет: фигурный пряник

Возможные ставки:

  • он вкусный;
  • его можно повесить на елку;
  • он вреден для фигуры, дамы, я вас спасу!

Предмет: книга

Возможные ставки:

  • она интересная;
  • в ней можно прятать деньги;
  • её можно подсунуть под диван.

Секретная сказка

Что понадобится: ведущий с чувством юмора.

Правила игры: Жертве (он же ведущий) нужно угадать, загаданную компанией сказку. Жертва имеет право задавать вопросы по сюжету. Компания даёт ответы хором и только в виде: «Да», «Нет», «Неважно».

На самом деле никакая сказка не задумывается. А ответ строится по следующему принципу:

  • «ДА!» — если вопрос жертвы заканчивается на гласную;
  • «НЕТ!» — если на согласную;
  • «НЕВАЖНО!» — если вопрос заканчивается на «Ь» или «Й».

Пример игры:

  • Это сказка про животных?
  • Там есть принцесса?
  • Её спас рыцарь?
  • НЕВАЖНО
  • и т.д.

Игр с ассоциациями много, и все они очень простые и веселые — то, что нужно для компании друзей. В большинстве из них есть карточки со словами, которые нужно объяснять. В некоторых играх даже придумывать новые значения.

Почему одни ассоциации кажутся нам странными, тогда как другие абсолютно понятны и логичны? Все потому, что мы объединяем объекты по разным принципам: по сходству или, наоборот, контрасту, строим причинно-следственные связи и находим общее во времени или пространстве. Так, для кого-то самолет будет ассоциироваться с птицами, потому что он летает и у него есть крылья, а для кого-то с близнецами, потому что его придумали братья Райт. Кроме того, на взаимопонимание влияет наша эрудиция: ассоциативное мышление пользуется в первую очередь кладовыми нашей памяти.

Лучший способ понять на практике, как наше сознание строит связи между отдельными событиями, фактами и объектами — сыграть в одну из настольных игр с карточками на ассоциации.

Вам уже не 5 лет, чтобы в игры играть?

Если вы до сих пор считаете, что настольные игры созданы для детей, то вы, вероятно, никогда не играли в Эпоху империй или Игру престолов . Потому что не каждому взрослому под силу разобраться в их правилах, не сойти с ума и дойти до самого игрового процесса. К счастью, игры на ассоциации обычно очень просты: правила занимают не больше двух листов, быстро читаются и легко понимаются. При этом ассоциативные игры всегда очень позитивны, поэтому они нравятся всем — вне зависимости от возраста, вероисповедания и расовой принадлежности. В них с удовольствием играют дома и на корпоративах, берут с собой на дачу и в отпуск. Кстати о корпоративах: игры — это отличный вариант тимбилдинга, если вы понимаете, о чем идет речь.

Кое-что о пользе

Настольные игры на ассоциации развивают:

  • Воображение и творческие способности: они учат мыслить нестандартно, находя оригинальные решения. Ведь количество генерируемых идей напрямую зависит от того, насколько у вас широкий круг ассоциаций;
  • Аналитические способности , помогая находить связи между самыми разрозненными предметами;
  • Логические способности : в играх, где нужно отгадывать слова, например, очень важно проследить нить рассуждений.

Имаджинариум

Имаджинариум — это первая ассоциация к настольным играм на... ассоциации. А все потому, что она практически полностью построена на работе воображения. Здесь нужно загадывать ассоциации, выбирать под них картинки, а затем пытаться отгадать, где же карта автора фантазии. Игра развивает не только ассоциативное мышление, но так же помогает лучше узнать друг друга. Ведь через несколько ходов, вы уже будете знать, кто читал Стивена Кинга, а кто нет.

Активити

Активити — самая известная игра, в которой нужно объяснять друг другу слова тремя способами: рисовать, рассказывать и показывать. Способ зависит от того, на каком поле стоит ваша фишка. А куда она придет, напрямую зависит от вас: вы сначала решаете, какой сложности карточку со словами взять, и только потом ее объясняете, в случае успеха продвигаясь вперед. Это отличная игра для вечеринки, семейных посиделок или встречи с друзьями.

Экивоки

Экивоки развивают не только воображение, но и самые удивительные умения. Так после сотни партий вы сможете прочитать задом наперед любое слово с первой попытки. Даже синхрофазотрон. А все потому, что здесь куча способов объяснений слов — от рисунка до лепки из пластилина. И каждый ход все решает бросок кубика: берегитесь шестерки — самые безумные задания лежат именно в этой колоде

Элиас Вечеринка

Элиас Вечеринка — еще одна популярная игра, где нужно объяснять друг другу слова. Правда, показывать и рисовать не придется — только рассказывать. Зато вам вполне может попасться бонусное задание: вы готовы одновременно думать, говорить и скакать на одной ножке? А сможете объяснить несколько слов подряд, сохраняя на лице грозную мину? Да, количество имеет значение: чем больше карточек с заданиями ваша команда выполнит за минуту, тем дальше фишка продвинется вперед. А победит, конечно, тот, кто придет к финишу первым.

Бум

Любители читать светскую хронику автоматически получат преимущество в начале игры: ведь в игре Бум нужно объяснять друг другу знаменитостей. Делается это так: все делятся на команды по два человека, а из колоды набирается определенное количество карточек. Затем все по очереди рассказывают об известных личностях своим напарникам, не называя их имен. Задача — отгадать как можно больше за отведенное время. Когда карточки заканчивается, фиксируются результаты и начинается второй раунд. Теперь тех же персон нужно друг другу показывать. В третьем этапе для объяснения у вас будет возможность дать только подсказку — произнести одно, вызывающее ассоциацию, слово. Бум — это не только возможность весело провести время в компании, но и отличный способ узнать друг друга получше и подружиться.

Испорченный телефон

Нарисовать любое слово легко. Понять, что изображено тоже довольно просто: с этим способны справится сто из ста игроков. А вот чтобы эти ответы совпали, случается редко — только если к игре присоединяется группа профессиональных карикатуристов. Как вы уже поняли, в Испорченном телефоне нужно сначала рисовать загаданное слово, потом опознавать картину и писать свою версию, которую изобразит уже следующий игрок. Так шериф легко может стать грабителем банка, а девочка — мальчиком. Изучая цепочки рисунков и слов-ассоциаций к ним, вы точно будете улыбаться, а порой даже смеяться в голос.

Тик Так Бумм Вечеринка

Самое главное в игре Тик-так-бумм вечеринка — пластиковая бомба. Потому что она в любой момент может взорваться у вас в руках, и никто не знает, когда это произойдет. Поэтому выполнять все задания нужно очень быстро: вспоминать знаменитостей, придумывать слова или составлять из них анаграммы. Справившись, нужно перекинуть бомбу соседу — теперь его очередь волноваться. Тик-так-бумм — безумно увлекательная и очень веселая игра. Пластиковый снаряд издает очень достоверный звук взрыва, веселя всех вокруг, а случайно срабатывающий таймер добавляет в игру адреналина. Именно поэтому Тик-так-бумм — не просто игра в слова, а настоящая бомба любой вечеринки.

Абракадабра

>Сможете убедить друзей, что «ромайка» — это ямайский алкогольный напиток? А если каждый из них выдвинет свою, не менее убедительную версию? Как вы уже поняли, в Абракадабре нужно путем ассоциаций придумывать разным малоизвестным словам свои новые толкования. А затем голосовать за тот вариант, который кажется вам наиболее близким к правде. Кстати, на самом деле «ромайка» — это народный греческий танец. Правда, вряд ли кто-то в это поверит.

Крокодил Большая вечеринка

Крокодил — это игра, в которой нужно показывать друг другу слова, стараясь уложиться в минуту. В Большой вечеринке же вам нужно будет их не только показывать, но еще рисовать и объяснять. Только, в отличие от Активити и Экивоки, вы сами выбираете способ донесения мысли до напарника. Дополнительное веселье обеспечивают специальные карты «плюшек-ловушек»: они разными способами усложняют задание. Каждый ход вы можете взять подобную карточку, и если справитесь с объяснением слова, несмотря на препятствия, то она останется у вас. И вы сможете сыграть ее против команды-конкурента или использовать ее второе, облегчающее объяснение, свойство в свою пользу.

Игра в ассоциации до удивления увлекательная игра. Тут вам придётся делиться своими ассоциациями к изображениям на карточках и пытаться отгадать ассоциации соперников. У кого лучше развита фантазия, ассоциативное и абстрактное мышление, тот, определённо будет в лидерах.

Игра, которая развивает воображение, учит выражать свои мысли всего несколькими словами или рассказом, а может быть и показать жестами - это все Вам подскажет игровое поле. Ваш ход и Вы выбираете свою карточку, которую будете загадывать всем игрокам, всматриваетесь в нее и у Вас возникают какие-то идеи, ассоциации и теперь Вы все это должны объяснить, загадать. Угадают ли Вашу загаданную карточку? Так что от того, как Вы будете объяснять свою карточку и угадывать объяснения других игроков - зависит Ваша победа.

Комплектация:

  • игровое поле;
  • 72 карточки;
  • 36 карточек для голосования;
  • 6 фишек;
  • правила игры.
  • Отзывы к настольной игрe Ассоциации (разбуди свою фантазию)

    Анна

    Добрый вечер. Подскажите, а для детей 6 лет она очень сложная?

    Ответ: Добрый день, Анна! Возрастные ограничения по играм достаточно условны, все зависит от уровня развития Вашего ребенка. Суть игры заключается в придумывании ассоциаций к картинкам, для этого нужен хороший словарный запас и развитое ассоциативное мышление и фантазия. Справится Ваш ребенок с игрой или нет, решать только Вам.

    Екатерина

    Купила игру на пробу: не знаю, пойдет ли в нашей семье игра типа Диксит. К низкому качеству компонентов была готова, но расстроила меня упаковка:). Коробка большая (наверное хотели придать \"веса\" игре), но из тонкого картона, без целлофановой упаковки. При транспортировке она помялась, расплющилась и раскрылась.

  • Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных процессов.

    Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не найти.

    Многие взрослые страдают от того, что не могут быстро подобрать нужное слово. Способность быстро извлекать необходимые сведения из глубин памяти полезно развивать с детства. Особенно полезны игры на ассоциации для детей с разными формами нарушений развития. Мы приводим примеры игры на поиск ассоциаций. Надеемся, они покажут заинтересованным взрослым направления работы.

    Условно разделим их на 2 группы:

    1. игры на словесные ассоциации,
    2. игры на образные ассоциации.

    Игры на словесные ассоциации

    Ассоциации по контрасту (противоположности)

    Инструкция. Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению.

    1. Высокий/низкий.
    2. Далёкий/близкий.
    3. Толстый/тонкий (худой).
    4. Сладкий/кислый.
    5. Злой/добрый.
    6. Слабый/сильный.
    7. Хороший/плохой.
    8. Сырой/варёный.
    9. Длинный/короткий.
    10. Чёрный/белый.
    11. Тонуть/выплывать.
    12. Кричать/молчать.
    13. Бросать/ловить.

    Ассоциации по сходству (подобию)

    Инструкция. Я назову предмет, а ты назови, на что он похож.

    1. Арбуз/мяч.
    2. Голова/шар.
    3. Груша/треугольник.
    4. Солнце/одуванчик.
    5. Лампочка/груша.
    6. Горбы верблюда/горы.
    7. Заснеженное поле/белое покрывало.
    8. Фонтан/дождь.
    9. Земля/шар.
    10. Ботинки/ноги.
    11. Замёрзшая река/зеркало.
    12. Лужа/океан.
    13. Цветущий луг/ковёр.
    14. Небо/голубая чаша.
    15. Пушинки одуванчика/вертолёт.

    Ассоциации по смежности в пространстве/времени

    1. Зима/снегопад.
    2. Стол/стул
    3. Осень/листопад.
    4. Весна/цветение первоцветов (подснежников).

    Здесь можно искать как отдельные слова, так и цепочки слов. На одном из занятий по ориентировке во времени подготовишки получили задание назвать как можно больше «зимних» слов – ассоциаций к слову «зима». Список получился внушительный.

    Задачу усложняем соблюдением условия: называть то, что бывает только зимой.

    Ассоциации причины – следствия.

    1. День/светло.
    2. Дождь/лужи.
    3. Вода/мокрый.
    4. Гром/молния.
    5. Микробы/болезнь.
    6. Солнце/капель.
    7. Лампа/свет
    8. Капель/весна.
    9. Физкультура/здоровье.
    10. Солнце/свет, тепло, жизнь, загар.

    Это основные виды ассоциаций. Дополнительно к ассоциациям можно отнести:

    1. Обобщение: одуванчик/цветы, табуретка/мебель, простыня/постельное бельё, торшер/электроприборы, корова/домашние животные, яблоко/фрукты, морковка/овощи, банка/посуда.
    2. Подчинение: цветы/астры, мебель/лавка, посуда/тарелка, головные уборы/панама, животные/обезьяна, игрушки/самокат, транспорт/телега.
    3. Дополнение: тетрадь/ручка, палитра/краски, парта/ученик, суп/ложка, огород/картошка, мать/ребёнок, зубная паста/зубная щётка.
    4. Часть и целое: велосипед/колесо, чайник/носик, час/минуты, корова/рога, ботинок/подошва, дерево/корни, печь/труба, дом/крыша.

    Дополнительно практический материал для игр на ассоциации можно взять отсюда .

    Эта классификация для студентов, педагогов. Родителям, бабушкам-дедушкам сложно и нет желания разбираться, предлагаем несколько заданий (игр). Выполняя их с ребятами разного возраста (и школьниками в том числе) достаточно регулярно, можно добиться неплохих результатов.

    Начинать стоит с простого поиска ассоциаций, как описано в этой статье

    Игра «Хвостик к слову»

    Подобная игра на ассоциации для школьников и взрослых в интернете встречается под именем «связанные ассоциации». Мы адаптируем название к возрасту наших воспитанников, дополнительно внося образ. Как думаете, что могут представить себе дошколята старшего возраста? Мышку с хвостиком: чем больше слов, тем хвостик длиннее. Паровозик с вагонами: больше слов – длиннее состав. Бусы, хоровод….

    Ход игры такой. Выбираете предмет или явление и предлагаете детям назвать как можно больше связанных с темой слов. Желательно их записывать, чтобы потом установить связь слова и ассоциации. Если детей двое и более, вносим соревновательный момент: у кого хвостик длиннее.

    Пример: весна. Инструкция: назови все знакомые тебе слова, относящиеся к весне. Диалог:

    • Весна – подснежник.
    • Почему подснежник?
    • Потому что весной растут подснежники.

    Чем лучше навык поиска ассоциаций, тем сложнее слова можно предлагать. Скажем, исходное слово «отпуск». Наши северные дети знают в нём толк, ждут его, потому что отправятся в путешествие. Но «отпускных» ассоциаций у них немного. Играя с ребёнком (по очереди), введите новые слова: пассажир, попутчик, кондуктор и прочее.

    Игра «Какого слова не хватает»

    Инструкция. Я скажу два слова, а ты добавь к ним третье, чтобы стало понятно, как они связаны. Например, я скажу: вечер, еда. Как их связать? Вечером едят. Как называется еда вечером? Ужин. Значит третье слово будет «ужин». Получается цепочка: вечер, еда, ужин.

    1. Родственники, карандаш (письмо).
    2. Книга, вагон (чтение, забывчивость).
    3. Праздник, почта (открытка).
    4. Перо стихи (поэт).
    5. Огород, пашня (трактор).
    6. Масло, торт (крем).
    7. Бусы, хоровод (наряд, украшение).

    Если ребёнок затрудняется в придумывании предложений (что часто у речевиков, детей с другими нарушениями), третьим словом можно брать действие: кукла, девочка (играть).

    Игра «Что подходит?»

    Инструкция. Я назову слова, а ты скажи к каким другим словам они подходят.

    1. Лёгкий/пушистый.
    2. Светлый/деревянный.
    3. Разноцветный/душистый.
    4. Горький/полезный.
    5. Тёмный/горячий.
    6. Сладкий/молочный.
    7. Любимый/маленький.

    Игры на ассоциации пригодятся на детском празднике, в поездке, на отдыхе, словом, везде, где наметилась скука.







    

    2024 © sattarov.ru.