Автор произведения наталья боярская дочь. Нравственные проблемы в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь


«Наталья боярская дочь», произведение Карамзина — это яркий пример нового течения, которое использовали писатели конца девятнадцатого века, в том числе и Карамзин. Новым течением является сентиментализм и если до этого использовался классицизм, где изображался достойный гражданин своей Родины, его долг, честь, то теперь изображается внутренний мир человека, его чувства, переживания и тому примером есть работа Карамзина «Наталья, боярская дочь.

произведение карамзина наталья боярская дочь

О чем данное произведение? Конечно же, о любви, самой настоящей. О том чувстве, которое хотят испытать все, о котором все мечтают и Наталья — главная героиня, узнала, что такое любовь, что такое любить. Это произведение поведает нам историю любви дочери Матвея Андреева Натальи и сына боярина Любославского Алексея.

Наталья настолько сильно полюбила Алексея, что даже решилась на бегство из дома. Она уходит от отца, лишь бы быть рядом с мужем. Но и об отце никогда не забывала, поэтому их человек всегда приносил весточки об отце Натальи. Силу большой любви мы видим не только, когда Наталья уходит из дома за мужем, но и когда героиня отправляется в боевой поход с Алексеем, ведь без него немыслима была ее жизнь.

Завершается произведение хорошим окончанием, ведь Алексея прощает государь, как и прощает отец Натальи. Супруги едут в Москву и там счастливо живут.

В работе Карамзина «Наталья, боярская дочь» несколько главных героев. Можно выделить и Матвея, отца Натальи, который был честным и благородным. Можно выделить и няню, которая заменила мать Наталье, и Алексея — возлюбленного Натальи, но все-таки, главная героиня — это Наталья, не зря же автор ее именем назвал свою работу. Наталья — образец настоящей русской женщины, которая умеет любить, заботиться о ближних. Ее мир, как внутренний, так и внешний, прекрасен. Она скромная, и при этом сильная духом. Наталья — это образец преданности и верности, идеальны образ жены, возлюбленной и дочери.

Цели урока:

  • кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Карамзина;
  • рассмотреть историческую основу повести “Наталья, боярская дочь”;
  • дать понятие о сентиментализме как литературном направлении;
  • развивать навыки выразительного чтения, анализа эпизодов;
  • воспитывать интерес к творчеству писателя-сентименталиста Н.М.Карамзина.

Формы работы и методические приемы: рассказ учителя, выступления учеников (индивидуальная исследовательская работа), выразительное чтение, элементы анализа текста (коллективная работа).

Оборудование : портрет Н.М. Карамзина, презентация по творчеству писателя.

Ход урока

I. 1. Организационный момент.

2. Актуализация - опрос домашнего задания.

II. Изучение нового материала. Повесть Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”.

1. Постановка целей и задач урока.

2. Вступительное слово учителя о Н.М. Карамзине (1766-1826).

/Работа с презентацией по творчеству писателя./

Николай Михайлович Карамзин родился 1(12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте 3-х лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 г. Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П. Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение 2-х лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьезной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почетную и уважаемую.

Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму - сентиментализм, который, обращая главное внимание на изображение мира души, противопоставлял богатству кармана богатство чувств. Время требовало от литературы понимания “языка сердца”, умения говорить на этом языке. Мысль Карамзина о том, что надо “писать, как говорят, и говорить, как пишут”, сохранила свое значение и в наше время. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

3. Сообщение ученика “Н.М. Карамзин - реформатор русского литературного языка”.

4. Слово учителя о сентиментализме. Словарная работа.

Слово “сентиментализм” происходит от английского sentimental – чувствительный и французского sentiment – чувство. Это литературное течение в европейской литературе конца 18 - начала 19 веков. Друг Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”. Сентименталисты, в отличие от приверженцев классицизма, отдавали приоритет чувствам, а не разуму, воспевали простого человека, с его богатым внутренним миром, переживаниями, чувством собственного достоинства. Отсюда и эмоциональный характер повествования в произведениях этого лит. направления. Сентиментализм выступил против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. Для этого течения характерно стремление изобразить психологию человека, жизнь его души.

Литература сентиментализма обращена к повседневности, к частной жизни людей. Поэтому жанры, характерные для сентиментализма - элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), дневник, путешествие, повесть, - во многом имитируют непосредственные переживания человека, записи, продиктованные непосредственным движением сердца.

Одной из характерных черт русского сентиментализма является идиллическое изображение деревни, крестьянства. Идеальной, нравственно чистой изображается жизнь простых людей на лоне природы. В связи с этим особую роль в произведениях сентиментализма играет пейзаж. Человек должен жить в согласии, в гармонии с природой, следовать естественным желаниям, черпать в природе умиротворение. Контрастом выступает город - средоточие зла, неестественной жизни, пустой суеты.

В некоторых произведениях сентиментализма звучит протест против социальной несправедливости, против унижения “маленького человека”. Внимание сентименталистов к психологии человека сыграло большую положительную роль в развитии русской литературы.

5. Историческая основа повести “Наталья, боярская дочь”.

Историческое прошлое всегда интересовало Карамзина. В течение 20 лет он работал над многотомной “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков.

Главный исторический труд Карамзина - “История государства Российского”. Но история государства состоит из истории отдельных людей, великих и обычных, выдающихся и неприметных. Повести “Наталья, боярская дочь” и “Марфа-посадница” рассказывают о русской старине, о людях, таких, какими их представлял писатель.

Мы знаем, что повесть создана в эпоху правления Екатерины II, но прочитав ее, мы переносимся в эпоху правления царя Алексея Михайловича, в Москву XVII века. Важно помнить, что не только для нас, но и для самого писателя это глубокая древность, “древние патриархальные времена”.

6. Сообщение ученика о царствовании Алексея Михайловича Романова. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Алексей Михайлович Романов, родившийся 19 марта 1629 года, вступил на престол в возрасте 16 лет, после смерти отца Михаила. Он был сторонником идей благочестия и морального совершенствования, ревностно соблюдал посты. Фактическое управление страной в начале его правления осуществлял воспитатель и опекун, боярин Морозов. Нужно сказать, что в окружении царя, прозванного Тишайшим, были люди не только знатные. Отдавалось должное и тем, кто был наделен способностями (Морозов, Ордин-Нащокин).

Составленное в начале правления царя Алексея Романова Соборное уложение (1649 г.) позволило заложить законодательную базу российского общества. Продолжилась практика привлечения военных специалистов из других государств в российскую армию. Значение Боярской думы и Земских соборов постепенно свелось к нулю. Но набрала силу Ближняя дума, в которую входили только приближенные Алексея. Одним из наиболее заметных событий правления царя Алексея Михайловича Романова стал раскол церкви. В противостоянии с патриархом Никоном окончательно был закреплен приоритет царской власти над церковной.

Внешняя политика Алексея Михайловича ознаменовалась практически непрерывными войнами. Границы государства расширились за счет земель Дальнего Востока и Восточной Сибири. Внутренняя – массовыми социальными выступлениями. Это война Степана Разина, бунты (Медный и Соляной).

Биография Алексея Михайловича Романова сообщает о том, что царь был дважды женат и имел 16 детей. 13 – от первой жены Марии Милославской, 3 – от Натальи Нарышкиной. Впоследствии трое его сыновей занимали Российский престол.

Умер царь 11 февраля 1676 года, в 47 лет. Как полагают, одной из причин ранней смерти была излишняя полнота. Даже по мнению бояр царь Алексей считался весьма тучным человеком.

(Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. /http://historynotes.ru/car-aleksey-mihaylovich-romanov/)

7. Сообщение ученика “Краткий сюжет повести “Наталья, боярская дочь”.

Объективность для настоящего ученого - превыше всего, поэтому сама история определяет повести Карамзина краткое содержание. Наталья, боярская дочь, живет с отцом, боярином Матвеем Андреевым. (Он – обладатель “благополучной” части биографии прообраза.) Боярин Матвей – в фаворе у царя и уважаем людьми, богат, деятелен, справедлив. Вдовец. Усладой его души является единственная дочь, красавица Наталья. Она уже на выданье. Ее воспитала няня. Жизнь девушки протекает в довольно узком русле, регламентированным сводом правил ведения домашнего хозяйства – “Домостроем”. Однако повзрослевшая девушка всем своим существом ощущает потребность любить, ей уже узко жить в рамках “Домостроя”, соединяющего воедино христианские нормы и бытовые рекомендации XVI века. В храме на обедне она видит молодого человека, чей взгляд пробуждает в ней страсть. После вторичной встречи с ним няня организует молодым свидание. При встрече Алексей убеждает Наталью в необходимости следовать за ним и жениться без благословения отца. Так оно и случилось. Когда няня и девушка увидели около лесного жилища Алексея вооруженных людей, то испугались, посчитав их разбойниками. Но Алексей успокоил их, рассказав историю опалы его рода. Тайно поженившись, они жили счастливо. Далее - о том, что вассалы ратными делами доказывали свою лояльность царям, и свидетельствует краткое содержание. “Наталья, боярская дочь” в канву своего повествования вводит тему войны и служения. Молодой человек узнал о начале войны с литовцами. Алексей принял твердое решение: доблестью заслужить милость царя и прощение рода. Жене Наталье он предложил на время вернуться к отцу. Но девушка, переодевшись в воинское платье, сказала, что и на войне будет с ним, называя себя его младшим братом. Война закончилась победой. В боях неоспоримы были воинские заслуги Алексея. Сам царь наградил героя, но наивысшей наградой для Алексея стало прекращение опалы. Узнав же, что Наталья, как простой солдат, сражалась плечо к плечу с любимым, царь умилился, да и отец благословил их брак. Боярин прожил до глубокой старости вместе с дружной семьей Алексея и Натальи, богатой детьми. От лица автора повествования, который услышал эту историю от прабабушки, Карамзин в конце рассказа свидетельствует, что сам видел огромный камень над могилой Алексея и Натальи.

Невозможно переоценить влияние на литературу и историю Николая Михайловича Карамзина. Выдающийся ученый и литературовед навечно воздвиг себе «памятник нерукотворный» своим выдающимся трудом «История государства Российского». Напомним, что именно благодаря этому человеку в нашу речь вошли слова, о которых вы, дорогие читатели, вероятно думаете, что они исконно русские: «влюбленность», «впечатление», «трогательный», «эстетический», «моральный», «будущность», «сцена».

Не более чем как анонс представим для этой повести Карамзина краткое содержание. «Наталья, боярская дочь», впрочем, заслуживает того, чтобы ее прочитали.

Прообразы персонажей повести

Одновременно документальным и ярким восприятием истории Отечества отличается писатель Николай Михайлович Карамзин. «Наталья, боярская дочь» - краткое и емкое художественное повествование, документально отображающее эпоху. Являясь глубоким знатоком фольклора, автор не писал свои произведения языком древнерусского эпоса, как было традиционно заведено. Хотя всегда четко обозначал исторические корни произведения. Для характерен документализм: историческая справка об эпохе всегда дополняет краткое содержание.

«Наталья, боярская дочь» имеет гносеологический источник, связанный с биографией боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Натальи Кирилловны Нарышкиной (матери Петра I). Его биография действительно драматична, сначала - блестящая карьера (боярин стал правой рукой царя Алексея Михайловича). После смерти сюзерена Артамона Сергеевича оболгали бояре-конкуренты, и он попал в опалу (при царевиче Эта яркая и трагическая биография разделена Карамзиным на две части: до опалы и после нее. В частности, мытарства с малолетним сыном Андреем преобразованы Карамзиным в горестную историю скрывающегося молодого боярина Алексея Любославского.

Сюжет повести

Объективность для настоящего ученого - превыше всего, поэтому сама история определяет повести Карамзина краткое содержание. Наталья, боярская дочь, живет с отцом, боярином Матвеем Андреевым. (Он - обладатель «благополучной» части биографии прообраза.) Боярин Матвей - в фаворе у царя и уважаем людьми, богат, деятелен, справедлив. Вдовец. Усладой его души является единственная дочь, красавица Наталья.

Она уже на выданье. Ее воспитала няня. Жизнь девушки протекает в довольно узком русле, регламентированным сводом правил ведения домашнего хозяйства - «Домостроем». Однако повзрослевшая девушка всем своим существом ощущает потребность любить, ей уже узко жить в рамках «Домостроя», соединяющего воедино христианские нормы и бытовые рекомендации XVI века.

В храме на обедне она видит молодого человека, чей взгляд пробуждает в ней страсть. После вторичной встречи с ним няня организует молодым свидание. При встрече Алексей убеждает Наталью в необходимости следовать за ним и жениться без благословения отца. Так оно и случилось.

Когда няня и девушка увидели около лесного жилища Алексея вооруженных людей, то испугались, посчитав их разбойниками. Но Алексей успокоил их, рассказав историю опалы его рода. Тайно поженившись, они жили счастливо.

Далее - о том, что вассалы ратными делами доказывали свою лояльность царям, и свидетельствует краткое содержание. «Наталья, боярская дочь» в канву своего повествования вводит тему войны и служения. Молодой человек узнал о начале войны с литовцами. Алексей принял твердое решение: доблестью заслужить милость царя и прощение рода. Жене Наталье он предложил на время вернуться к отцу. Но девушка, переодевшись в воинское платье, сказала, что и на войне будет с ним, называя себя его младшим братом.

Война закончилась победой. В боях неоспоримы были воинские заслуги Алексея. Сам царь наградил героя, но наивысшей наградой для Алексея стало прекращение опалы. Узнав же, что Наталья, как простой солдат, сражалась плечо к плечу с любимым, царь умилился, да и отец благословил их брак. Боярин прожил до глубокой старости вместе с дружной семьей Алексея и Натальи, богатой детьми. От лица автора повествования, который услышал эту историю от прабабушки, Карамзин в конце рассказа свидетельствует, что сам видел огромный камень над могилой Алексея и Натальи.

Вывод

По своим убеждениям Николай Михайлович Карамзин - консерватор. Но консерватор своеобразный, в оппозиции ко всему, что приходило в Россию извне. Он искренне считал путь развития Отечества особым, не западным. Историк идеализировал допетровскую эпоху. Именно этот ход мыслей, дорогие читатели, вы можете уловить, прочитав повесть «Наталья, боярская дочь». Краткое содержание его - удивительно гармонично, автор остроумен, читать интересно, в повести много тонкой иронии.

К сожалению, в реальной жизни не всегда все заканчивается хэппи-эндом. Когда взошедший на престол Петр I своею милостью признал невиновность боярина Артамона Сергеевича Матвеева, возвысил и вызвал того к себе, как раз тогда начался стрелецкий бунт. Боярина, пытающегося умиротворить назревающее восстание, смутьяны буквально разорвали на части прямо перед окнами царского дворца. Эта жестокая сцена глубоко впечатлила человека, впоследствии «прорубившего окно в Европу».

Главные герои повести — боярская дочь Наталья и Алексей Любославский.

Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость, сражаясь с вра-гами. И боярин Матвей, и царь не помнили зла, когда Наталья и Алексей им открылись, а признали их заслуги и право жить вме-сте по любви.

Алексей доверил Наталье тайну, что он сын оклеветанного и несправедливо осуждённого боярина Любославского, бежавшего за пределы Отечества. Алексей не был уверен, что царь отнесётся к нему снисходительно, и поэтому жил отшельником и никому не рассказывал, кто он такой.

Влюблённым помогла няня Натальи, соблазнившаяся подар-ками от Алексея, а также старый священник, согласившийся, ни-чего не спрашивая, тайно их обвенчать. Без их помощи у моло-дых людей ничего бы не получилось.

Наталья была очень красивой восемнадцатилетней девушкой, дочерью боярина Матвея. Она была честной, доброй и простодуш-ной. Она любила природу, с огромным уважением относилась к своему отцу. Воспитание девушек в то время было такое, что она не умела даже читать и писать. Конечно, для Алексея она не могла стать человеком, с которым можно обсуждать вопросы политики или развития государства (а ясно, что Алексей в этом нуждался, будучи жертвой политической борьбы и оказавшись в одиночест-ве). Но она могла умиротворить его, дать ощущение собственной ценности, принять со всеми его сомнениями, как бы сгладить ост-рые углы. Её преданность проявилась в том, что даже на войну она отправилась вместе с ним. Это, а также то, что она убежала из до-ма, говорит о большой решительности и силе характера. Наверное, участие в военных действиях сделало её твёрже и мудрее. Материал с сайта

Алексей был сыном репрессированного боярина, бежавшего в своё время из страны и после смерти отца на свой страх и риск тайно вернувшегося обратно. Это говорит о большой любви к ро-дине и смелости. Он сразу почувствовал незаурядность Натальи и проявил большую настойчивость, чтобы добиться своего. Он ис-кал случая отличиться так, чтобы с полным правом предстать пе-ред глазами царя, и участие его в войне этому способствовало. Наверное, он был очень порывистым и энергичным человеком, не любил бездействовать и искренне выполнял свой долг так, как он его понимал. Кроме этого он был талантливым рисовальщиком, что для человека его ранга было совсем нетипично.

И Алексей, и Наталья были очень эмоциональны, и многие поступки совершали под влиянием эмоций. Но их эмоции были благородны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

/ / / Нравственные проблемы в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»

В повести « » Карамзин Н.М. поднимает многие нравственные проблемы, которые затрагивали тогдашнее общество. Одной из них была проблема человеческой чести.

Наиболее полно вопрос чести раскрывается на примере образа Алексея, который был возлюбленным . История Алексея не проста. Так, его отец, будучи оклеветанным, был изгнан из Москвы. Он был вынужден скитаться по многим народам и в конечном итоге умер в забытие. Алексей также был вынужден проживать вдали от родины. Всю свою жизнь он мечтал восстановить честь своей семьи.

Судьба предоставила ему такой шанс. После тайного венчания с Натальей, молодые проживали в лесной избушке. И вот в один из дней к ним пришла весть о начале войны с литовцами. Алексей, не думаю ни минуты, отправляется на войну. Именно в бою он мечтает доказать свою верность царю и родной земле.

Русские войска одержали победу над врагом, а Алексей принес к ногам царя знамя покоренных литовцев. В тот момент русский царь уже знал, что отца Алексея оклеветали. Он прощает парня и восстанавливает честь семьи Любославских. Кроме того, Алексей сознался в еще одном преступлении. В том, что он, без ведома отца, увез Наталью из родительского дома.

Увидев в Алексее честного и достойного человека, царь благословил их брак. Да и отец Натальи не был против, приняв молодого человека в свою семью.

В конце произведения мы узнаем, что и Наталья прожили долгую и счастливую жизнь. Они доказали свою преданность царю, за что были награждены царской милостью.

В повести «Наталья, боярская дочь» автор заключил очень важную для себя мысль – вера и служение своему царю является главным залогом счастливой жизни. В главном герое Карамзин показал нам «послушного» человека, который помнит и уважает традиции своего народа, любит свою семью и государство. Именно поэтому такой человек заслуживает счастья.









2024 © sattarov.ru.