Упражнения по теме причастный и деепричастный оборот. Причастный и деепричастный обороты(тренировочнные упражнения)


Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то желтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

И точно - кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.

В. Солоухин

1) Какова тема и главная мысль текста?

2) Определите его стиль, докажите. 3) Какие типы речи характерны для текста? 4) Какой образ создает автор, описывая грибы? 5) Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу? 6) Найдите предложение с деепричастием, запишите его. 7) Определите, какого вида деепричастие и как оно образовано. 8) Сделайте морфемный разбор деепричастия.

Упражнение 2.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Упражнение 3.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

Упражнение 4.

От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.

Построить, услышать, завить, растаять.

Упражнение 5.

Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Это полезно знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

Тест по теме "Деепричастие"

1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.

А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А ) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

4. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

А) 2;

Б) 3;

В) 4;

Г) 5.

5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

А ) увидев - деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись - деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая - деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь - деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?

Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.

А) не держась - деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Б) откинувшись - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

В) скрестив - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Г) проверяя - деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.

Чем отличаются причастный и деепричастный оборот? Упражнения по нахождению обособленных определений и обстоятельств представлены в статье. В ней же даются сведения о формах глагола.

Глагол и особые формы глагола

Глагол является в языке ведущей частью речи, которая сообщает о процессах и действиях, происходящих вокруг. Вместе с существительным он входит в грамматическую основу предложения: Мальчик плывет. Дом строится; а в глагольных односоставных предложениях самостоятельно составляет их предиктивную основу: Вижу! Посмотри. Было поздно. Ему звонят .

Если рассмотреть и деепричастным оборотом, то можно заметить, что в них содержится несколько слов, отражающих процесс, - причастий или деепричастий. И те и другие представляют собой глагольные формы, при этом причастие схоже с прилагательным, так как имеет такую же парадигму склонения и отвечает на вопросы прилагательных: какой? какое? и другие, а деепричастие - с наречием, так как тоже является и отвечает на основные вопросы наречий: как? каким образом?

Причастия образуются от основ глаголов с помощью суффиксов -ащ-,-ящ-, -ущ-,-ющ-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-: кричащий, смотрящий, несущий, пустующий, живший, шедший, определенный, указанный, спетый. Деепричастия - с помощью суффиксов -а-, -я-, -ючи, -учи-, -в-, -ши-, -вши-: крича, запевая, играючи, едучи, посмотрев, принесши, познакомившись.

Например: Заполонившая весь сад трава росла густо, не давая возможности вырасти культурным растениям. В данном предложении представлено четыре разных глагольных формы: росла - глагол прошедшего времени, женский род, вырасти - инфинитив, заполонившая - причастие, не давая - деепричастие. Можно заменить причастие прилагательным, а деепричастие - наречием: Зеленая трава росла густо, и возможности вырасти у культурных растений было немного. В предложении сохранился главный смысл, но утеряны дополнительные действия, которые отражали причастный и деепричастный оборот. Упражнения из таблицы ниже помогут научиться находить глагольные формы и отличать их друг от друга.

Упражнения на нахождение глагольных форм

Задание Текст задания
Из текста выпишите три причастия Была гроза, сопровождающаяся устрашающим громом и огненными молниями. Миша, как учил его дед, спрятался под кустарником, расположенным в низине. Вдруг послышался сильнейший раскат грома, а затем звук, напоминающий шипение змеи. Это молния попала в дерево в десяти шагах от домика лесничего.
Из текста выпишите все деепричастия Не отрывая глаз, Яша смотрел на зарю. Почему-то в это время суток ему всегда хотелось, стоя на мансарде и смотря вдаль, размышлять о вечном. То он задавался вопросом, почему птицы так красиво летают, то его волновал вопрос о происхождении Солнца, то задумывался о дальних странах, мечтая путешествовать.

Причастный оборот как обособленное определение

Причастным оборотом называется конструкция причастия с зависимым словом. Так, предложение: Цветущий сад был красив - без причастного оборота, а предложение: Цветущий на даче сад был красив - имеет причастный оборот, так как у причастия есть зависимое слово: цветущий (где?) на даче.

Построение причастных оборотов может быть разным, но данная синтаксическая единица обязательно представляет собой причастия с зависимыми словами.

Причастный оборот требует обособления, если стоит после главного слова: Грибы, набранные всей семьей, лежали теперь на скамье под сосной; если зависит от личного местоимения: Мечтающий о поездке в Конго, он оформлял визу - или имеет дополнительное уступительное или причинное значение: Уставшая от шумных посетителей, Лена еле добралась домой.

Ошибки при употреблении причастных оборотов

Употребляя в речи причастный оборот, ошибки можно допустить как пунктуационные, так и грамматические. встречаются при неверном определении границ синтаксической единицы, при невнимательном прочтении предложения с причастным оборотом и при отсутствии теоретических знаний об условиях его обособления.

При употреблении причастных оборотов связаны прежде всего с неуместным использованием причастного оборота в предложении и с неправильным согласованием причастия с главным словом. Например: Северный баскетбольный клуб приехал в родной город, удачно сыгравший на чемпионате. (Верный вариант: Северный баскетбольный клуб, удачно сыгравший на чемпионате, приехал в родной город ).

как обособленное обстоятельство

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастие и деепричастный оборот всегда обособляются. Их выделение запятыми не зависит от месторасположения относительно главного слова. К примеру: Они приехали, не предупредив. Галя, увидев красивый букет в его руках, сразу успокоилась. Слушая, Коля делал записи. Не требуют обособления лишь те деепричастия, которые входят в состав фразеологических оборотов: Спустя рукава он работал весь сезон. Ребенок прислушивался затаив дыхание - или перешли в наречия: Толя читал не торопясь. Он рассердился не шутя.

Причастный и деепричастный оборот: упражнения

В таблице ниже приведен ряд заданий на нахождение обособленных членов, выраженных причастным или деепричастным оборотом.

Задание Текст задания
Из текста выпишите обособленный деепричастный оборот Маша, перебирая подаренные ей открытки, вспомнила свой первый праздник. Это был ее седьмой день рождения. Мама напекла булочек и пирожков, чтобы Маша угостила своих одноклассников. Она была счастлива организовать чаепитие для всех ребят, которые встретили ее у порога школы с огромной корзиной фруктов.
Среди предложений найдите то, в котором есть причастный оборот.
  • Кот, который спугнул цыплят, спрятался под гнездом.
  • Рыбак, поймавший окуня, возвращался на берег.
  • Анна, моя соседка снизу, работала в санатории.
Из текста выпишите деепричастие и деепричастный оборот. Спрыгнув с высокого дерева, Паша побежал на пруд. Здесь он встретил своих друзей. Искупавшись, они стали рассказывать друг другу истории, произошедшие с ними за этот год.

Причастный и (упражнения из таблицы это подтверждают) вносят в предложения значение дополнительного действия. Они, являясь обособленными членами, лишь сопровождают основной процесс, заключенный в сказуемом.

Причастный и деепричастный обороты: примеры из литературы

Предложения с причастным и деепричастным оборотом нередко встречаются в художественных произведениях. "Океан, ходивший за стенами, был страшен", "Малый помолчал и, сбив кнутом прилипшего к лошади крупного овода, сумрачно ответил" (И. А. Бунин). "То с утра до утра шел не переставая мелкий... дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь..." (А. И. Куприн). "Покрытые инеем, они уходили в неясную, озаренную даль..." (В. Г. Короленко).

Тест по теме « Пунктуация при причастных и деепричастных оборотах» для 7 класса.

Ночные костры (1) светившиеся там и сям по лагерю (2) освещая фигуры сонных солдат (3) расположившихся около них (4) увеличивали темноту своим неярким багряным светом. (Л.Толстой)
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 3,4 4) 1,2
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лось выбежал на опушку (1) заросшую кустарником (2) и (3) не останавливаясь (4) направился к реке. (К.Паустовский)
    1,2 1,2,4 3,4 1,2,3,4
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он /Вронский/ остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты и пошёл в аллею (5) ведущую в сад. (Л.Толстой)
    1,2,3,4 1,2,3,4,5 3,4 1,4,5
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обдёрганные ветром (1) тучки ползли вяло (2) не обгоняя (3) тянувшихся по дороге (4) быков. (М.Шолохов)
    2 1,3,4 2.3 1,2,3,4
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Увидев поблизости копну сена (1) привалился к обдёрганному коровами подножию (2) наблюдая за вороной (3) летавшей по серому небу. (Е.Носов)
    1,3 2,3 1,2 1,2,3
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пройдя по дорожке (1) расчищенной от снега (2) она повернула к надворным строениям и (4) миновав их(5) через внутренний двор пошла далее. (Е.Салиас)
    1,2,4 1,2,3,4 ,5 3,4 1,2
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Она сделала паузу (1) и (2) собравших с мыслями (3) села за стол (4) покрытый скатертью. (Е.Крестовский)
    2,3,4 1,2,3 3,4 2,3
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Спускаясь в балку (1) капитан наклонился к крохотному водопаду (2) стекавшему с ледяной бахромы откоса (3) и стал пить воду (4) ощущая пресный вкус талого снега. (В.Кожевников)
    1,2,3 1,2,3,4 3,4 1,4
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3) поворачивая вправо (4) углублялась в лес. (К. Паустовский)
    1,2,3 3,4 1,2,3,4 1,2
10.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога (1) тянувшаяся к морю от далёкого города (2) осталась позади (3) а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море (4) не имеющее границ. (Я. Палкевич)
    1,2,3,4 1,2,4 3,4 1,2,3
3

В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.

Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.

  • Причастный оборот , как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Каков? Что делающий? Что сделавший? и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.

    Предложений с причастным оборотом примеры: Сидевший у окна мальчик отложил книгу и посмотрел на маму (мальчик (какой? что делавший?) сидевший у окна). Мебель, привезенную с дачи , мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи).

  • Деепричастный оборот обозначает дополнительное действие, отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? и в предложении относится к глаголу-сказуемому. Выполняет синтаксическую роль обособленного обстоятельства.

    Примеры употребления деепричастного оборота: Выполняя упражнение , ученик заметил опечатку в учебнике (заметил (что делая?) выполняя упражнение). Приготовив ужин , Катя решила немного отдохнуть (решила отдохнуть (что сделав?) приготовив ужин).

Обратите внимание! При образовании причастного оборота основным словом конструкции может быть только причастие, а деепричастного оборота – только деепричастие.

Обособление причастных оборотов

В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:

  • Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.

    Примеры: Дима поднял упавшую с вешалки шляпу. Студент перерисовал приведенную в учебнике схему.

  • После определяемого слова причастный оборот выделяется запятыми с двух сторон.

    Примеры: Дворник, сметавший листья все утро , ушел на обед. Картина, нарисованная в стиле модерн , висела над диваном.

Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает обстоятельственное значение.

Примеры: Перешедшие в другую группу , они еще не успели познакомиться. Переживающий за друга , мужчина каждый час звонил в больницу (звонил (почему? что делавший?) переживающий за друга).

Обособление деепричастных оборотов

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно – деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, не зависимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Примеры: Испугавшись грохота , котенок спрятался под диван. Бабушка готовила нам чай, расспрашивая о случившемся .

Деепричастный оборот не выделяется запятыми:

  • Если входит в состав фразеологического выражения Л(юди слушали гостя развесив уши ) ;
  • Если деепричастие перешло в наречие и его можно заменить синонимичным наречием (Они шли не спеша (медленно) ).
  • Если деепричастный оборот включает зависимое слово который или производные (Мы посетили лекцию, прослушав которую стали лучше разбираться в предмете).








2024 © sattarov.ru.