На какой день обычно хоронят. Можно ли беременным на похороны? Магические обряды с покойниками


Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.

Смерть - самая скрытая часть человеческой жизни. Люди рождаются, живут, потом приходит время смерти. Со смертью связано много тайн, иначе не может быть, ведь она находится за гранью осознанного. Уход человека в иной мир - тяжелое время для родных и близких, и последнее, что можно сделать - это проводить ныне усопшего в последний путь. В любой религии есть свои ритуалы и обряды похорон, особые традиции захоронения и поверья, которые существенно выделяют её среди других вер.

Проводы в последний путь

В древние времена существовал определенный список лиц , которых нельзя было хоронить на кладбище:

  • самоубийцы;
  • утопленники;
  • убийцы;
  • актёры.

Человека другого вероисповедания необходимо хоронить по его традициям. Если человек раньше был крещённый , а перед смертью принял другую веру, то хоронят по традициям настоящей религии. Некоторые религии подразумевают, что при отказе от истинной веры, необходимо вернуться. Таким образом, грехи будут прощены Всевышним.

Самоубийство считается большим грехом и большинство религий отказываются отпевать самоубиенного.

В Киевской Руси существовало поверье, что утопление является позорной смертью. Людям, которые увидели свой конец в реке, пророчили стать водными существами в другой жизни. Их, как и самоубийц, утопленников, убийц и актёров, хоронили за пределами кладбища.

В современном общество в большей степени отошло от старых поверий. Захоронение усопших происходит исключительно на кладбище и с памятником. Отдельной категорией по-прежнему считаются некрещёные. Хоронят их на кладбищах, но отпевание не проводят.

Православные традиции похорон

У православных в ритуалах чётко прослеживается взаимосвязь с языческой культурой. В день смерти необходимо закрыть все зеркала в квартире чёрной материей, бумагой или другим непрозрачным материалом.

В доме не должна звучать музыка. Это проявление скорби и уважения к покойному, так как душа ещё находится рядом, поэтому её не нужно тревожить.

От церковных служителей можно узнать, что душа на земле держится 3 дня, а после уже отправляется изучать загробный мир, вплоть до 9. Отсюда и ритуал, что хоронить тело необходимо на 3 день. В квартире необходимо держать иконку, а также стакан воды , если дух умершего захочет попить.

Прощание с усопшим

Если человек умирает в больнице, его тело сначала везут в морг, где составляют протокол осмотра и установления смерти, но прощание с успопшим все равно происходит дома.

В современном обществе не сильно акцентируют внимание на некоторых традициях. В мегаполисах не оставляют умершего на 3 дня в квартире, хотя такой обычай сохранился в небольших городах и сёлах.

А вот традиции прощания не подверглись большим изменениям. В день похорон, перед самим процессом, собираются близкие и родственники, которые желают попрощаться. Гроб обычно оставляют открытым, чтобы люди могли последний раз увидеть человека.

Исключения бывают, когда лицо и тело человека не имеет целостного вида, то есть собрано по частям. В таких случаях, используют закрытый гроб, дабы не шокировать близких.

Гроб, его ещё считают «домом покойника», необходимо выбирать тщательно. Размеры зависят от роста и комплекции человека. Последний «дом» должен быть удобным , а также иметь гармоничный вид.

В прошлом веке была традиция фотографировать умершего, но в XXI веке популярность таких фотографий резко уменьшилась. Технически развитое общество способно запомнить моменты и с живым человеком, в то же время, в XIX веке такая возможность была ограничена. Необходимо было выжидать момента в одной позе, поэтому фотографии с похорон были ценными.

В «дом» покойника кладут ценные для него вещи: чем он любил пользоваться, украшения и просто часто используемые предметы. Современный мир, что окутан электроникой, часто кладёт в гроб мобильные телефоны.

Одежда и приметы

Одежду необходимо подбирать согласно ритуалу. Считается, что покойник должен быть чистым, переходя в другой мир. Для этого его одевают во всё чистое, по возможности, новое. На ноги обувают тапочки, что подходят по размеру. Умерший должен чувствовать себя комфортно, отправившись в загробный мир.

Незамужних женщин часто хоронят в свадебных платьях. Только необходимо покупать новое, ибо если надеть платье ещё живого человека, то это негативно отразится на его здоровье. Девушек одевают в платья светлых тонов.

Молодым парням подбирают костюм с белой рубашкой. На палец надевают кольцо .

Бабушку хоронят в платье. А для дедушки подбирают костюм. Пожилым людям надевают любую удобную обувь.

Приметы, связанные со смертью , бывают с положительными и негативными последствиями.

Похоронный ритуал

Гроб выносят на улицу или в церковь, где умершего будут оплакивать. Перед этим выносят венки и фото покойного. Если есть, то медали и ордена . На стульях, где стоял гроб, необходимо провести время сидя.

Некоторые отвозят гроб в церковь, где проходит отпевание. В воскресенье, если оно попадает на Пасху, отпевают особым образом. Большинство людей заказывают священника в место, где будет проходить прощание. Вокруг тела собираются близкие, держа в руках свечи, а священник читает молитву. После прочтения молитвы, свечи задувают, а люди ходят вокруг гроба.

Существует заочный вид отпевания в нескольких случаях:

  1. Если человек военный и похоронен в братской могиле.
  2. Нет возможностей отпеть (обычно происходит в сёлах, где нет церквей).
  3. Погибшие в катастрофах.
  4. Если не получилось вовремя отпеть.

Процедура погребения

Перед процедурой погребения, покойника можно увидеть последний раз. В этот момент, по христианским традициям, прощаются с умершим. Священник зачитывает все достижения человека, а близкие прощаются и целуют покойника.

Гроб опускают в могилу на полотенцах. В некоторых случаях вместе с покойником отправляют свечи и монеты. Каждый человек кидает горсть земли, а после читает молитву про себя, чтобы душа человека обрела покой.

Что готовят на поминки

В день похорон, после погребения, все отправляются на поминки. Заранее необходимо организовать поминальный зал и обсудить еду.

Обязательным блюдом является кутья. На первое подают русские щи или другие разновидности супа. Хлеб должен находиться на столе. На второе используют различные каши. В дополнение к ним подают мясо или рыбу. Из напитков ставят водку для мужчин и вино для женщин. На третье используют компот и мучные изделия. Каждому из присутствующих дают выпечку и конфеты в дорогу, дабы помянул умершего.

Поминки необходимо сделать на 9 и 40 день. В это время заказывают молитву в церкви.

Правильно похоронить христианина необходимо, для того чтобы его душа нашла покой в загробном мире.

Смерть – это естественный процесс, через который предстоит пройти каждому человеку. Во всех культурах существуют определенные ритуальные действия, направленные на проводы покойного. Как проходит обряд похорон у русских? Внимательно разберемся в процедуре.

Что это такое

У всех народов существовали определенные традиции прощания с человеком. Различия погребения связаны с религиозными и национальными обычаями. Тело отдавали какой-либо из стихий:

  • земле (захоронение в склеп, могилу);
  • огню (кремация);
  • воздуху (подвешивание останков);
  • воде.

Сейчас можно встретить комбинированные ритуалы, которые совмещают в себе несколько обрядов. Покойника хоронили в естественном состоянии или подгибали конечности. Современные традиции отдают предпочтение земному погребению.

Во многих культурах смерть – это переход из одного мира в другой. Чтобы не помешать усопшему, надо соблюдать определенные ритуальные действия. Некоторым народам запрещалось плакать и горевать при прощании. Другим наоборот необходимо было максимально проявлять свою скорбь.

Христианство оказало огромное влияние на многие культуры. Особенность религии в том, что она не разрушала полностью старые обычаи, а незаметно подстраивалась. Похоронные обряды в православии сохранили отголоски древних языческих верований.

Как эволюционировало погребение

Традиционный ритуал намного длиннее того, что происходит сейчас. Он начинался с того момента, как показались первые признаки смерти. Знания о таинстве утратили, а современное погребение сократили.

Еще в 19 веке русские крестьяне готовились к уходу заранее. Считалось хорошим тоном, если гроб человек делал самостоятельно. Его ставят на чердаке и наполняют зерном. В день похорон злаки высыпали птицам.

Одежду для последнего наряда так же шили загодя. Существовала специальная методика, которая позволяла сотворить убранство без единого узла и пуговиц. Женщины готовили «приданое» как себе, так и супругу. В узелок завязывали все необходимые атрибуты для смерти.

В 20 веке начинается активная борьба с православием, поэтому ритуал максимально приземляется и упрощается. Разрушение веры в загробный мир сделало обряд скучным и постным. Исчезло сакральное значение всех действий, а осталось банальное погребение мертвого тела.

Проводы

Похороны — это такое событие, что случится с каждым человеком. Если провести все действия по правилам, то умершему будет легче покинуть дом. Разберем основные аспекты.

В этот этап надо подготовить тело к таинству. Для омовения останков приглашали людей, не связанных кровными узами. Усопшего моют теплой водой, читая молитвы «Господи, помилуй» или «Трисвятое». Помните, что для процедуры подходят только представители пола покойника.

Для похорон у русских принято использовать чистую, новую одежду. Нельзя брать чужие наряды, особенно родственников. В этом случае покойник «заберет» человека с собой. Наших предков одевали в лучшее убранство. Холостых принято было наряжать, как на свадьбу.

Тело укладывали на стол и накрывали саваном – белым покрывалом. Перед тем, как переложить усопшего в гроб, останки и «деревянный дом» окропляли освященной водой. Под голову устанавливали подушку, а на лоб – «венчик». Помните о том, что глаза обязаны быть закрыты, а губы сомкнуты.

Руки сложены крестообразно – правая поверх левой. Чтоб зафиксировать конечности, их связывали специальными путами, которые перед погребением освобождали. Обязательно надевали крестик, а на грудь клали икону: для мужчин Спасителя, а для женщин Богородицу. Пока в помещении находится усопший, в доме горит лампадка или свеча у изголовья.

Суеверия пока покойник дома

Похоронные обряды русских плотно обросли приметами. Какие существуют правила поведения до того, как гроб вынесут из помещения? Есть много моментов, о которых не стоит забывать.

Есть суеверие, что нельзя оставлять покойника одного в комнате. Все предметы, связанные со смертью, являются желаемым артефактом для колдунов. Находящиеся поблизости следят, чтобы ничего не пропало или не подложили в гроб.

Плохой приметой были открытые глаза мертвеца. Считается, что тот человек, на которого упадет взгляд, вскоре умрет. Внимательно осматривают тело, не допуская даже малейшей щели между веками.

Старые люди говорят, что если умерший человек случайно заглянет в зеркало, то он будет пленен, и уйти без помощи знающего человека уже не сможет.

Пока гроб стоит в помещении, нельзя заметать, иначе можно «вымести» всех живущих в доме. После того, как останки увезли на кладбище, остается человека, который занимается уборкой. Чтобы выгнать смерть, тщательно моют пол и выбрасывают веник, ведро и тряпку.

Предметы мебели, на которых стоял саркофаг с умершим, потом переворачивают ножками вверх. Установить его в нормальном состоянии можно только спустя сорок дней. Чтобы дух не тревожил жильцов, в деревнях разбивали табуретки и сжигали на костре.

Вынос

Традиции на русских похоронах требовали, чтобы гроб стоял в центре комнаты. Отпевание назначается в период между полднем и заходом солнца. Любые погребальные мероприятия вечером у православных запрещены. В жилище закрывали зеркала и останавливали часы. Часто на окнах вывешивали полотенца, на которых отдыхала душа.

Чтобы покойник никого не забрал из родственников, надо выносить ногами вперед. Наши предки верили, что такая манипуляция заставит умершего забыть дорогу домой. При перемещении гроба, необходимо стараться не задеть им дверь или стены. На севере России после того, как усопший покинет дом, под угол здания клали камень. Такой оберег защищал всех близких от скорой смерти.

Вынос покойника – это важная процедура, сопровождающаяся эмоциональным состоянием родных. Общество осуждало тех, кто не плакал на похоронах или недостаточно горевал. При этом матерям запрещено было проливать слезы за умершими детками. Считалось, что после смерти они превращались в ангелов, поэтому нельзя было грустить.

У славянских народов традиции запрещали оставлять умерших одних. Всегда рядом сидел кто-то из друзей, соседей или знакомых людей. Считается, что душа очень уязвима в первые три дня, поэтому максимально оказывали поддержку – произносили молитвы из Псалтыри или приглашали специальных чтецов.

Шествие

К похоронам в православии относились очень трепетно, поэтому процессия сопровождалась рыданиями родных. Во главе шел мужчина, который нес на погребальном полотенце распятие или икону. По церковным правилам, гроб с останками обязаны нести кровные родственники и друзья. Но укрепились суеверия о том, что действие доверяли исключительно посторонним людям.

С языческих времен остались страхи перед смертью, поэтому старались не прикасаться руками к атрибутам похорон. Крышку и саркофаг переносили в перчатках или на специальных полотнищах. Зимой на кладбище привозили на санях. Сейчас такую миссию выполняют катафалки.

Первому человеку, с которым процессия встречалась по пути, надо было дать завернутый в полотенце хлеб. Это древний ритуал символизировал свидание мира живых и обиталища мертвых. «Путник» обязан был помолиться о душе покойного.

До кладбища или церкви останавливаться шествию было запрещено. Единственными исключениями могли стать только места, дорогие умершему. Считалось, чем более уважаемым был покойник, тем дольше носили гроб.

Приметы похоронной процессии

После того, как гроб вынесли из дома, существовали определенные суеверия. Если траурный ход шел мимо окон, то наши предки старались разбудить всех спящих. Считалось, что покойный забирал с собой любого человек, пребывающего в дреме.

Обряд похорон у православных запрещал смотреть на процессию через стекло. Согласно приметам, душа находилась рядом и могла обидеться на такое некультурное поведение. Наказанием наглецу становились болезни и быстрая смерть. Старики советовали не пялиться в окно и на мертвеца, а отвести взор, осенить себя крестным знамением.

Нельзя переходить дорогу перед траурным шествием. Если человек умер от несчастного случая или хвори, то неприятность «перескакивала» на нарушителя табу. Лучше переждать процессию в стороне, чем получить негативный удар по ауре.

Когда мертвеца выносят из дома, старики не советовали заглядывать в окна. Неосторожное движение головой притянет смерть в эти жилища. Чтобы родственники покойного не умерли, во время процессии нельзя оборачиваться назад.

Панихида

Церковная служба по усопшему проводилась перед захоронением. Ее можно осуществлять как в храме, так и дома. Священник читает молитвы и псалмы, помогающие успокоить душу и адаптировать ее для нового мира. В текстах образно рассказывают о земном пути человека и его жизненных мытарствах. В конце упоминают о небесном проведении и великой любви к людям.

Зачем нужна панихида? Когда дух выходит из тела, вокруг него собираются бесы и пытаются утащить в ад. Именно в этот момент нужна максимальная помощь церкви, а действие ритуала облегчает переход. В течение трех дней после смерти душа будет находиться в местах, где о ней молятся.

Светская панихида – это церемония прощания у гроба, которая предшествует погребению. Гражданский обряд не несет никакого религиозного подтекста, хотя часто проходит в присутствии батюшки. Каких-либо серьезных требований к ритуалу нет, поэтому он проводится по сложившимся традициям или воле покойника.

Похоронные приметы - суеверия, традиции, ритуалы

Православные похороны. Обряд похорон

5 ВИДОВ ПОХОРОН В РАЗНЫХ СТРАНАХ | Де-Факто

Погребение

Похоронные обряды у христиан совершаются до тех пор, пока солнце не начнет садиться за горизонт. Осталось языческое верование, что дневное светило забирает с собой и душу покойного. Если близкие не успеют закопать гроб до этого периода, то вслед за усопшим уйдет кто-то из родственников.

Прощаясь с умершим, надо целовать его в венчик на лбу. Разрешается плакать и причитать. Священник произносит молитвы. Крышку прибивают гвоздями и тело аккуратно опускают в яму. Сакральным действием является горсть почвы, брошенная в могилу со словами: «Земля пухом».

В яме гроб располагают лицом к востоку. В ногах устанавливают крест, обращенный к западу. Согласно верованиям, «взор» умершего должен падать на христианский символ. Древние традиции требовали, чтобы на могиле был только деревянный памятник, изготовленный вручную родственниками. Современные каменные плиты не соответствуют народным верованиям.

Иногда на кладбище проводили ритуал выкупа земли. Присутствующие брали мелкие монеты и бросали в яму. Это осколки языческих обрядов, которые дошли до наших времен. Православные традиции исключают любые нехристианские обычаи.

Возвращаясь с кладбища, было важно не принести с собой частицу мира мертвых. С обуви тщательно струшивали землю, а контактирующие с покойником мылись в бане. Нельзя для похорон у русских христиан приглашать оркестр. Запрещено совершать погребение на Рождество или Пасху.

Приметы на кладбище

Вырытая не по размерам могила – это верная примета смерти одного из членов семьи. Такое же значение имеет забытая дома крышка или траурные венки. Помните о том, что заколачивать гроб нужно исключительно на месте захоронения. Смерть заберет не только человека, нарушившего запрет, но и семью усопшего.

Детям и беременным запрещали присутствовать на похоронах. У малышей нет естественной энергетической защиты, поэтому возможна негативная атака со стороны злых сил. Женщины на сносях могли получить сильную порчу, которая перейдет по наследству крохе. Первому встречному полагалась пища «на помин».

Уже на кладбище входят через калитку, а усопшего провозят через главные ворота. На обратной дороге можно выбрать любой путь. Помните о том, что впереди покойника тоже не идут. Вначале проносят гроб, а потом подходят живые.

Когда забивают гвозди в крышку, необходимо следить, чтобы тень человека не попала на саркофаг или могилу. Старые люди обращали внимание, чтобы на мертвеце не было колец, а пуговицы расстегивали. Перед опусканием в яму обязательно развязывают узелок, скрепляющий путы. Если забыть это сделать, то кто-то из близких умрет.

Если внутренняя сила отталкивает человека от покойника, то не стоит насиловать себя и целовать ушедшего в венчик. Живые часто боятся мертвецов, поэтому не могут пересилить страхи. Кстати, в древности можно было избавиться от боязни обычным прикосновением к ноге усопшего.

Поминки

Согласно обрядам, после погребения организовывают скромный стол для копателей ямы. Обязательными блюдами являются кутья, блины, а остальное уже по желанию родственников. Алкоголь не был необходимым продуктом, поэтому его наличие обсуждали заранее. На холмике оставляли хлеб или печенье для птиц, которые считались душами умерших.

Проводили поминки в день похорон, через 9 и 40 суток после смерти. Наши предки верили, что ангелы приносили душу умершего в дом, где ее ждали. В этот период надо было пойти на кладбище, чтобы отведать пищи вместе с почившим. Немного оставляли на могиле, а также раздавали людям.

Поминальный обряд собирал за одним столом родственников, друзей и убогих. Считалось, что пока дух путешествует по земле, он испытывает те же потребности, что и живые. Для него отводилось специальное место под образами и ставили отдельный прибор. В тарелку клали ложку кутьи, а стакан с напитком накрывали куском хлеба.

Христианские традиции запрещали людям употребление алкоголя. Хмельное питье – это пережиток языческих тризн. Избыток спиртного наводит человека на грешные мысли, мешая душе усопшего переходу в иной мир.

Нельзя проводить церемонию в будние дни Великого поста. Мероприятие переносят на ближайшие субботу или воскресенье. После поминок принято было раздавать милостыню. Сейчас эта процедура трансформировалась в обряд дарения печенья и конфет.

Приметы после похорон

Правила гласят, что после кладбища нельзя было ходить в гости. Считалось, что человек несет в себе частицу смерти, поэтому возможна трагедия в этом доме. Покидая погост, предки не рекомендовали оглядываться.

Во время поминок ставят изображение ушедшего, а возле него – стакан с напитком и хлеб. Любой, кто выпьет или съест пищу мертвого, скоро умрет. Это же касается и животных. Чтобы предоставить несчастье, жидкость выливали вне дома, а продукт закапывали или сжигали.

После того, как приезжали с кладбища, люди всегда согревали руки живым (открытым) огнем или мыли в горячей воде. Принято было зажигать свечи и держать над ними конечности. Пламя сжигает всю негативную энергию, которая находится в местах смерти.

На поминках запрещено горевать и сильно плакать. Предки верили, что человек отправляется в лучший мир, а в слезах близких может утонуть. Нельзя напиваться на траурном обеде. Такой необдуманный поступок накладывает на род проклятье алкоголизма. Первый блин, ложку кутьи и кисель отдают усопшему.

Уже дома наливают стакан с водой, который накрывают сверху хлебом и посыпают солью. Предмет стоит в течение сорока дней, после чего все выливают и закапывают вне дома. Следует следить, чтобы никто случайно не разлил жидкость или не забрал продукты.

Трапеза на девятый день

Православные традиции требуют от родственников, чтобы они собирались за одним столом спустя 9 суток после смерти. Ритуал перешел от языческих предков и прочно укрепился в православии. Зачем нужен этот обряд?

Считается, что с девятого по сороковой день душа блуждает по мытарствам – преградам в виде грехов. Помощниками со злом выступают добрые ангелы. Только после прохождения «экзамена» человек может предстать перед Богом для получения окончательного приговора.

Близкие усопшего создают соответствующую атмосферу в помещении, где будет проходить поминовение. Выделяют отдельное место, на которое можно поставить стакан с водой, хлеб и зажечь свечу. С утра в храме заказывают молебен и раздают милостыню за упокой.

За столом собираются не только кровные родственники, друзья, но и коллеги. Чем больше будет людей, тем легче душе. Согласно традиции, на поминки никого не приглашают. Приходят только те, кто считает важным вспомнить об умершем. Но если боятся, что кто-то забудет о дате, то разрешается за несколько дней до события напомнить.

Обязательными блюдами являются компот, кутья или любая каша. Именно они становятся тем связующим звеном, который соединяет потерянного близкого и окружающих. Помните о том, что собрались не просто поесть. В этот день вспоминают лучшие моменты из жизни покойника.

Особенности сорока дней

Завершает похоронные обряды важный ритуал. Согласно поверьям, душа в течение 40 суток после смерти еще находится на земле. За это время она проходит через мытарства и подготавливается к переходу в иной мир. Последняя грань, после которой человек попадает в рай или ад.

Христианские обычаи рекомендуют близким в этот день собраться вместе за одним столом. Ритуал поминок – это проводы усопшего, поэтому важно правильно подготовиться к действию. Заранее заказывают молебен за упокой и дают милостыню нищим. С утра отправляются с цветами на кладбище: на могилке зажигают освященную свечу и оставляют сладости на холмике.

Помните о том, что мероприятие – это не способ для встречи с родственниками или знакомыми. На трапезе запрещены песни, веселье и употребление спиртных напитков. Обязательным блюдом на столе являются кутья и блинчики, разрешены овощные салаты и рыбные яства. В доме выделяют место для покойного, располагая стакан с водой и кусок хлеба.

Застолье начинается с минуты молчания. Каждый из собравшихся произносит доброе слово об усопшем. Важно сдерживать эмоции и не плакать: близкий человек находится последний день на земле, поэтому не надо омрачать его пребывание.

Важные мелочи для родственников

Смерть – это горе для близких людей, которое выбивает из привычной жизни. Этим часто пользуются колдуны для свершения магических ритуалов. Чтобы избежать подобных ошибок, разберем наиболее вероятные действия.

Ничего нельзя класть в гроб, особенно это касается чужих вещей, фотографий, денег. Закопанный в землю предмет «позовет» хозяина за собой. Это очень страшное колдовство, которое бьет как по владельцу, так и по конечному исполнителю.

Около саркофага часто расстилают полотенце. Помните о том, что запрещено наступать на него: все, что связано с похоронным ритуалом, надо опустить в могилу или сжечь. Исключением являются освященные иконы. Православные традиции запрещают уничтожение святынь, но и дома их хранить нельзя. Рекомендуем отнести образы в храм.

Путы, омывальная вода и предметы гигиены – это самые сильные магические артефакты. Каждый колдун охотится за подобными вещами и старается любыми способами добыть. Веревки закапывают вместе с гробом, а жидкость выливают далеко от дома. Расческу и мыло, которыми очищали тело, оставляют в могиле.

Особенности жизни после похорон

Православные правила требовали от близких придерживаться траура. В этот период нежелательны любые увеселительные мероприятия, в том числе телевизор и социальные сети. Чаще всего соблюдают девятидневный срок, а уже потом можно переходить к привычной жизни.

Черная одежда – это не обязательный атрибут. Церковь не рекомендует ломать голову над нарядами. Лучше уделить время молитве и поминанию умершему. Наши предки жертвовали деньги на колокол, каждый звук которого отмаливал грехи покойному.

Можно ли после похорон делать свадьбу? Часто к событию готовятся в течение нескольких месяцев. Если эмоциональное состояние пары позволяет совершать церемонию, то мероприятие не отменяют. В православии разрешают венчание до сорокового дня после смерти.

Существует суеверие, что после похорон нельзя мыться и стричься в течение срока траура. Примета является отголоском языческих верований, а церковь не считает нужным следовать таким требованием. В этот период ставят свечи за упокой в храме и раздают нищим милостыню.

В течение 40 дней нельзя ничего делать с вещами покойного. Исключением является кровать, на котором человек умер – ее выбрасывают или сжигают. По окончании траура, одежду раздают на память близким людям или беднякам. Нежелательно продавать или менять на что-то другое.

Мы разобрались, как проходят похороны у русских. Древние языческие традиции так тесно переплетены с православием, что сложно определить, что правильно, а что – суеверие. Наши рекомендации помогут соблюсти тонкости последнего ритуала.

Протоиерей Игорь Фомин

Православные похороны - важное событие в жизни верующих людей. О смысле христианских похорон, их значении для души человека и православных традициях “Фоме” рассказал протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО.

Для христиан смерть - не конец всему, а переход к вечной жизни. Потому похороны - не тяжелое прощание с человеком, которого больше никогда не будет, а проводы в иной мир, который ждет каждого из нас после смерти. Во время похорон главное для нас - молитва о душе почившего человека.

В Символе веры - молитве, в которой рассказывается, во что же верят православные христиане, - есть слова: «Чаю воскресения мертвых» . То есть уповаю и жду воскресения мертвых.

Важно и то, что наша вера много внимания уделяет не только душе, но и телу христианина, потому что тело - храм души. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (Апостол Павел , 1-е послание к Коринфянам : 6, 19).

Тело христианина освящается Причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. И главное, мы верим, что мертвое и истлевшее со временем тело христианина снова оживет после Всеобщего Воскресения мертвых: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 15:53). Поэтому для христиан важно и приготовление тела к погребению.

Если человек умер дома и есть такая возможность, его омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» .

Сразу после смерти над телом почившего читают «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Если человек умер вне дома (в больнице или еще где-то), после чего его тело оказалось сразу в морге, можно читать молитвы дома. Затем тело привозят в храм, где священник совершает над ним Чин отпевания. И уже после отпевания гроб с телом почившего предают земле.

После погребения принято устраивать поминки. Но это уже не церковная традиция, а наша человеческая потребность собраться вместе и помянуть почившего близкого человека добрым словом. Важно понимать, что поминки должны проходить тихо и благоговейно.

Отпевание и погребение принято совершать на третий день после смерти (при этом первым днем считается сам день смерти, независимо от времени кончины).

При особых обстоятельствах - войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях - разрешается погребение и раньше этого срока. В современной практике из-за особенностей работы государственных и медицинских организаций часто приходится проводить похороны позже третьего дня. В этом нет ничего страшного, и на посмертную судьбу умершего это никак не влияет. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

Как одеться на православные похороны?

Специальной одежды для похорон в нашей церковной традиции нет. Ни цвета, ни стиль не регламентированы.

Одежда должна быть скромная, чистая, аккуратная.

Как организовать православные похороны?

В современном мире православные похороны организуются следующим образом.

После смерти человека его родственники или друзья заботятся о месте захоронения и параллельно договариваются в храме об отпевании. Ритуальные службы могут предложить вам помочь договориться и об отпевании. Но лучше, конечно, отпевать человека в том храме, куда ходил почивший, чтобы оповестить как можно больше прихожан, которые знали его и хотят прийти помолиться о его душе, проводить его в последний путь. Если же он не был постоянным прихожанином одного храма, то отпевать лучше там, где есть знакомый вам священник. Также можно отпевать человека в храме на кладбище, в морге или пригласив священника к вам домой.

Как правильно похоронить православного?

Чтобы правильно похоронить православного христианина, нужно в первую очередь договориться со священником об отпевании. Отпевание - это заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь скончавшегося человека. Во время отпевания мы молимся о человеке, просим о прощение его грехов и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном.

Отпевание совершается, как правило, в храме перед погребением на кладбище. Заочное отпевание благословляется Церковью только в исключительных случаях.

Перед отпеванием на тело человека должен быть обязательно надет нательный крест, в руки вкладывается икона (Христа, Богородицы или небесного покровителя) или Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия). Покойного одевают в чистые одежды, часто светлые, что символизируют радость воскресения и будущей встречи с Богом. Тело покрывают до пояса специальным погребальным покрывалом с изображением креста, святых и надписей с молитвами (можно приобрести в церковной лавке или магазине ритуальных услуг), или же просто белой простыней. Этот покров символизирует, что верующий человек находится под покровом Бога. На лоб надевается бумажный венчик с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (его также можно найти в церковной лавке). Венчик символизирует нашу надежду на то, что усопший обретет венец вечной жизни. Каждый усопший христианин для Церкви - воин, одержавший победу на поле битвы со страданиями и искушениями, которые выпали на его жизнь.

Все выше перечисленное можно сделать уже в храме, после того, как тело покойного привезли из морга. Или попросить позаботиться об этом работников морга.

Гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю; то есть ногами на восток, головой к западу. По церковным правилам, вопреки распространенным суевериям, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Этим мы выражаем свою заботу и почтение.

Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: у головы, ног и по обеим сторонам гроба; вместе они изображают крест.

Во время отпевания присутствующие стоят со свечами. Их свет - символ жизни и победы над мраком смерти. Так же, как и всякая свеча в храме, свеча в нашей руке на отпевании - символ теплой молитвы за умершего. Кроме того эти свечи напоминают о тех свечах, которые держат все люди в храме в Пасхальную ночь, радуясь Воскресению Христову.

Когда отпевание завершается, священник прочитывает над покойным разрешительную молитву, в которой молится о прощении человеку его грехов (разрешение - это прощение, освобождение). Грехов, в которых он раскаялся, и грехов, которые забыл. Это не относится к грехам, в которых человек намеренно не каялся.

После все участвующие в отпевании подходят ко гробу прощаться, просят у усопшего прощение, целуют венчик на лбу и икону на груди. Затем тело полностью закрывается покрывалом. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.

После отпевания гроб с телом умершего провожают на кладбище, опускают в могилу и предают земле.

Если есть возможность пригласить священника с собой на кладбище, то служиться лития - еще одна поминальная служба. После ее окончания священник сыплет крестообразно землю на гроб со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней ». Если священник не едет на кладбище, то родные родные сами на кладбище крестообразно посыпают гроб землей, освященной после отпевания.

После погребения, по традиции, родные и близкие почившего собираются вместе на поминальную трапезу. Во время трапезы все вспоминают добрые дела почившего, не столько для того, чтобы сказать, какой он был замечательный человек, а более для того, чтобы лишний раз напомнить друг другу, каким, вообще, должен быть человек. Чтобы мы могли подражать лучшему, что есть в наших ближних.

Что нельзя делать после похорон?

После похорон нельзя вести себя недостойно, в том числе по отношению к памяти почившего. Нельзя предаваться унынию, как это ни странно звучит. Стоит сосредоточить весь свой ум и свое страдающее сердце на помощи почившему, чтобы помочь ему перейти из жизни временной в жизнь вечную. Какой может быть помощь почившему? Молитва. Добрые дела в память о нем.

Как хоронят самоубийц?

Самоубийц хоронят без церковного отпевания. Самый дорогой дар, данный человеку, - жизнь - самоубийца как бы бросает в лицо Богу и говорит: «Возьми, мне это не нужно…» Именно поэтому в Православной Церкви не отпевают и церковно не поминают самоубийц.

Раньше людей, покончивших жизнь самоубийством, хоронили за оградой церковного кладбища. Сейчас таких строгих правил нет.

Но никто не запрещает нам поминать самоубийцу в домашней молитве.

Как хоронят пьяниц? Как хоронят наркоманов?

Пьяниц и наркоманов хоронят по обычному чину, если они не покончили с собой.

Алкоголизм и наркомания - болезни, и мы можем сказать, что люди, страдающие ими, погибают по безумию, и это сумасшествие не добровольное - это недуг.

Кто может нести гроб?

Гроб может нести любой человек. У Иоанна Златоуста есть такое слово об умерших, где он говорит о том, что гроб должны нести близкие сродники (то есть родные) почившего, чтобы тем самым в последний раз послужить ему. Очень важно помнить эти слова святого, потому что в народных суевериях распространено ошибочное мнение, что родные не должны нести гроб.

Можно ли беременным на похороны?

Безусловно, можно. Нет никаких препятствий тому, чтобы беременная женщина приходила на похороны родного или близкого человека. То, что это может как-то отразиться на ребенке, - суеверия, не стоящие внимания христианина.

Можно ли краситься на похороны?

Что касается косметики, она на похоронах должна быть умеренной. Не яркой, ни в коем случае не вызывающей и не соблазняющей. Если женщина не может обходиться без макияжа, она может «накраситься», идя на похороны, но макияж должен быть максимально незаметным и деликатным.


Можно ли фотографировать на похоронах?

Да, такая народная традиция существует. Но, по-моему, лучше все-таки оставлять в памяти то, каким человек был при жизни. Излишнее рвение в попытках сфотографировать похороны неуместно по этическим соображениям.

Можно ли поминать до похорон?

Да, уже с первого мгновения после смерти человека его можно поминать в молитвах, в добрых делах.

Кроме того уместно было бы, не дожидаясь сорокового дня после смерти человека, начать раздавать его вещи нуждающимся. Так уже с первых дней вы привлечете других людей к молитве за дорогого вам человека.

Можно ли отпевать после похорон?

Бывают исключительные случаи, когда нет возможности совершить чин отпевания до похорон - над телом усопшего. Тогда, действительно, можно прийти в храм (желательно тот, где почивший был прихожанином) вместе со всеми, кому дорог усопший, и совершить заочный чин отпевания. Если на то, конечно, будет благословение священника.

Можно ли здороваться на похоронах?

Да, конечно, на похоронах можно здороваться друг с другом. Желать друг другу здравия уместно всегда, в том числе и когда мы провожаем близкого нам человека в последний путь.

Можно ли бриться перед похоронами? Можно ли стричься после похорон?

Безусловно, можно. Элементы нашего ухода за собой не имеют никакого отношения к похоронам.

Можно ли стирать после похорон? Можно ли убирать квартиру после похорон?

Да, вести домашнее хозяйство необходимо, чтобы в доме было чисто, аккуратно, достойно. Конечно, никто не будет корить вас, если вы не сможете отдавать много сил и внимания чистоте в сложный для вас период, это далеко не главное в подобные моменты. Но никаких церковных запретов на уборку и стирку не существует.

Как проститься с умершим?

Во время отпевания (в храме или когда священник приходит к вам в дом или в морг, где находится тело усопшего) священник обязательно положит на лоб почившего венчик, поставит иконку к его рукам и в определенный момент совершения чина отпевания призовет всех прощаться с телом. В эту минуту будет уместным подойти, поклониться умершему, тем самым испрашивая прощения у него и отдавая ему последние почести, поцеловать иконочку, которая находится во гробе, и поцеловать венчик на лбу почившего.

Если у вас по каким-то причинам нет сил приблизиться к телу умершего, можете ограничиться поклоном ему, выразить так свое почтение его памяти.

Можно ли детям на похороны?

Безусловно, детям можно приходить на похороны. Бояться, что это как-то негативно на них повлияет, не нужно.

Дети воспринимают смерть совершенно нормально - как определенный этап жизни человека. Их не надо специально ограждать от этого события. Но, как и во всем другом, с детьми надо общаться, беседовать. Рассказать им, что такое смерть, когда она наступает в жизни человека, зачем нужно отпевание и почему все собираются на похороны.

Можно ли после похорон смотреть телевизор? Читать газеты, слушать музыку?

Ни до похорон, ни после развлечения не приветствуются. Конечно, церковного запрета на такое времяпрепровождение нет, но, подумайте сами, уместно ли смотреть телесериал или читать светскую хронику в журнале в такие минуты? Лучше уделить время молитве об усопшем и добрым делам в память о нем.

Что нужно делать после похорон? Какие молитвы читать после похорон?

Есть так называемое правило чтения Псалтири по усопшим. Это древняя и замечательная традиция. Каждый день после смерти человека читается по одной кафизме из Псалтири, с добавлением молитвы об умершем.

После похорон надо занять себя богоугодными делами в честь и память почившего. Это будет лучшим занятием для человека, который хочет помочь своему почившему ближнему.

Очень часто отсутствие понимания смысла православных обрядов и традиций приводит к тому, что люди, вместо того, чтобы помогать душе умершего близкого, начинают верить во всякие суеверия и соблюдать обычаи, которые не имеют никакого отношения к христианству. В этой статье мы расскажем вам о том, как следует хоронить человека в соответствии с православными традициями.

ПОДГОТОВКА К ПОХОРОНАМ

Если тело усопшего до похорон будет находиться дома

  • Тело омывают тёплой водой, при этом читая «Трисвятое» * или «Господи, помилуй».
  • После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды.
  • Потом тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом – саваном.
  • Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляется святой водой.
  • Покойного полагают в гроб лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками.
  • Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая рука поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают уже перед самым внесением тела в храм).
  • На усопшего обязательно надевается нательный крестик.
  • Затем умершего покрывают особым освящённым покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке).
  • Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • Когда тело омыто и одето, то также возжигается лампада или свеча, которая должна гореть до тех пор, пока в доме находится покойный.
  • В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено).
  • На лоб умершего возлагают венчик, являющийся символом соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец.
  • Гроб обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.
  • Желательно сразу после смерти человека заказать в храме или монастыре Сорокоуст****- поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. (В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий (см. ссылку 5) . При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения.

Если человек умер не дома, и тела его в доме нет

  • После того как выполнены все формальности и тело забрали в морг надо начинать читать в красном углу перед иконами канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**, а затем и читать Псалтырь по усопшему. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • На следующий день необходимо отвезти в морг чистые и, по возможности, новые одежды, другие необходимые вещи (более подробно можно прочитать тут «Что необходимо делать, когда умер человек » ), а также нательный крест (если не было на покойном), погребальный крест в руки и икону: для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке где уже все освящено).
  • Необходимо попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
  • В первый же день после смерти нужно обязательно позаботиться и о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу заказать в храме или монастыре Сорокоуст**** При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения. Но не следует забывать заказывать Сорокоуст**** и по истечении 40 дней.

ПОХОРОНЫ

  • Если похороны начинаются из дома , то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего ещё раз прочитывается «Последование по исходе души»***. Если ритуал начинается от морга , то можно прочитать «Последование по исходе души»*** перед началом ритуала в любом месте (в храме, у морга).
  • Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперёд. Провожающие поют «Трисвятое»*.
  • По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям . Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идёт впереди гроба как духовный пастырь.
  • В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба вновь поётся «Трисвятое»*. Все провожающие бросают в могилу по горсти земли. По возможности, необходимо избегать кремации (Подробнее об этом в статье «Об отношении православия к кремации и возможности воскресения тел » ).
  • Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.
  • Нельзя для похорон православного христианина приглашать оркестр .
  • Погребение не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

ОТПЕВАНИЕ

  • На третий день по кончине (на практике, из-за различных обстоятельств, это может быть любой другой день) умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Это чинопоследование не совершается только в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.
  • Отпевание совершается ради умершего только один раз, в отличие от панихид (см. ссылку 6) и литий (см. ссылку 7) , которые могут совершаться многократно.
  • Отпевание не совершается при погребении некрещеных (т.е. тех, кто не принадлежит к Церкви), инославных (людей неправославной веры).
  • Церковь также не отпевает крещеных, но отрекшихся от веры. В этом случае родные и близкие сами должны молиться за них в домашних молитвах, подавать ради них милостыню, (Подробнее об этом в статье «Как сделать «банковский перевод» на тот свет, чтобы помочь душе близкого» ) каяться на исповеди, что не содействовали их обращению к вере.
  • Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев (например, при невменяемости того, кто покончил с собой), но и то лишь по благословению правящего архиерея (см. ссылку 8) .
  • Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.
  • При совершении чина отпевания родные и близкие должны стоять у гроба с зажженными свечами и усиленно молиться вместе со священником о душе усопшего.
  • После возглашения «Вечной памяти» священник читает над усопшим разрешительную молитву. Этой молитвой прощаются бывшие на умершем клятвы и грехи, в которых он покаялся на исповеди (или забыл покаяться по забывчивости или неведению). Но те грехи, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не раскаивался на исповеди), разрешительной молитвой не прощаются. Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.
  • После этого провожающие, потушив свечи, обходят гроб с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.
  • С пением «Трисвятого)»* гроб выносят из храма лицом к выходу (ногами вперёд).
  • Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. После него родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землёй крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребён, то землёю с панихидного стола крестообразно посыпается его могила. (Если захоронение урны производится в колумбарий, то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина, но не кладут (не рассыпают) ее в ячейке колумбария).

ПОМИНКИ

  • После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу – это, своего рода, христианская милостыня для собравшихся.
  • Такая трапеза может устраиваться на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (тезоименитство, именины).
  • На поминальном столе категорически не должно быть спиртного. Употребление спиртного на поминках — вредит душам умерших людей. Это — отголосок языческих тризн.
  • Если поминки совершаются в постные дни (см. ссылку 9) , то и пища должна быть постной.
  • В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперёд) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших, а также совершаются панихиды.
  • Поминальные дни, выпадающие на Светлую седмицу (см. ссылку 10) и на понедельник второй пасхальной седмицы переносятся на Радоницу. (см. ссылку 11)
  • Важно в дни поминовения усопших и в течение 40 дней усиленно раздавать милостыню нищим и нуждающимся во имя души усопшего. Хорошо также раздавать вещи покойного нуждающимся. Но и после истечения 40 дней не стоит прекращать это богоугодное дело, которое очень помогает душе усопшего.

Подробнее о значении и смысле поминок можно прочитать в интервью «Веселые поминки или Как мы вредим душам умерших».

1. Полный текст этой молитвы : Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

2. «Последование по исходе души от тела» . Специальная молитва, которую обычно читают сразу после смерти, предназначена для такого исключительного случая. Последование имеет исключительный строй, отличный от панихиды.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон. В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо усиленно в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона . Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

3. Последование по исходе души от тела могут читать не только священники, но и миряне. Для чтения мирянами существует .

4. Сорокоуст — ежедневное молитвенное поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий.

5. Литурги́я (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») - главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Литургия – прообраз Тайной Вечери.

Совершается в крупных храмах ежедневно, в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 7-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия.

6. Панихида — заупокойное богослужение установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то­го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихи­ды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух­нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца. Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни. Это очень помогает душам усопших и утешает молящихся. В храмах панихиды служатся обычно в субботу после Литургии.

7. Лития (от греч. «усердная молитва») — в православном богослужении часть всенощного бдения. Ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время в другом месте. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. (). Очень хорошо прочитывать литию и молиться при посещении кладбища.

8. Отпевание самоубийц проводится только по благословению (разрешению) правящего архиерея (епископа). Для того чтобы получить это благословение, необходимо после самоубийства срочно обратиться в епархиальное управление (в областном центре) с прошением разрешить отпевание (и церковное поминовение). Для этого надо предоставить в епархиальное управление необходимые документы (справки из психоневрологического диспансера, наркодиспансера, больницы, поликлиники и.т.п.) и свидетельства (психолога, психиатра, соседей, педагогов и.т.п.), которые могли бы объяснить свершившееся самоубийство невменяемостью, психическим заболеванием самоубийцы, аффектом во время совершения суицида и пр. смягчающими факторами. Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др. Но родственники знают, если самоубийца совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Ведь даже если епископ, введенный в заблуждение, даст разрешение, то Бога обмануть нельзя. Он точно знает, что было на сердце у самоубийцы и тех людей, которые вводили в заблуждение священноначалие. Гораздо лучше в этом случае не обманывать, а усиленно молиться, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, поститься, а также делать все, что может принести его душе утешение.

9. Постными днями являются дни постов, а также среды и пятницы. Пост — воздержание тела от пищи животного происхождения, а также и от перенасыщения и услаждения постной пищей (надо учитывать, что постные дни бывают разными по строгости поста. Информацию о строгости поста можно получить из Церковного календаря. Пост – это время воздержания души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Пост есть средство борьбы со страстями и стяжание добродетелей.

10. Светлой Седмицей называются 7 дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, а также земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

11. Радоница — специально установленный Церковью день поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой недели, которая следует за Светлой седмицей. День установлен, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, где похоронены близкие, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

В подготовке настоящего материала были использованы следующие издания:

  1. «В путь всея земли. Отпевание, погребение и поминовение усопших», издание Сретенского монастыря г. Москвы.
  2. «Последний путь всея земли. Вопросы и ответы об обряде погребения», издание Данилова монастыря г.Москвы.
  3. «Православное поминовение усопших» под редакцией Мельникова В.Г.
  4. «Чем мы можем помочь умершим. Учение о посмертной судьбе. Православный обряд погребения. Молитвы об упокоении», издание общества

span style=»text-decoration: underline;»Подробнее о значении и смысле поминок можно прочитать в









2024 © sattarov.ru.