Начало всенощного бдения на рождество. Рождественское всенощное бдение


Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Во многих храмах, но не везде, праздничное богослужение совершается ночью. Как встретить Рождество, чтобы не только ощутить праздничное настроение, но и пережить это событие вместе с Церковью - об этом рассказал в интервью наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов).

1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения .

Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в тот или иной праздникам. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня (исключение — дни, когда Сочельник приходится на субботу или воскресенье, как в этом году. В таком случае утром служится Божественная литургия текущего дня, а уже после нее — вечерня. — ). Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную службу, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский Сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по , литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Не суббота для человека, а человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык (рекомендуем найти в сети и скачать переводы псалмов . — Прим. редакции «Киевской Руси» ). Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Подготовила Юлия Коминко

Богослужение Рождества Христова: традиции, последовательность литургии, а также история праздника Рождества. Читайте подробнее на портале “Правмир”.

Традиции Рождества: богослужение Рождества Христова

Κοντάκιον. Ποίημα Ῥωμανοῦ τοῦ Μελῳδοῦ.

Ἡ Παρθένος σήμερον, τὸν ὑπερούσιον τίκτει, καὶ ἡ γῆ τὸ Σπήλαιον, τῷ ἀπροσίτω προσάγει. Ἄγγελοι μετὰ Ποιμένων δοξολογοῦσι. Μάγοι δὲ μετὰ ἀστέρος ὁδοιποροῦσι. Δι´ ἡμᾶς γὰρ ἐγεννήθη, Παιδίον νέον, ὁ πρὸ αἰώνων Θεός.

(E parfenos semeron ton uperousion tiktei, kai e ge to spelaion tw aprositw prosagei. Angeloi meta Poimenon doxologousi. Magoi de meta asteros oidoporousi. Di emas gar egennete Paidion neon, O pros aiwnwn Teos.)

Сегодня Дева рождает сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился юный Младенец – Предвечный Бог».

Кондак, творение Романа Сладкопевца

Рождество Христово – праздник, которому радуются люди во всем мире. Почему радуются? Только потому, что в этот день началась новая эра «от Рождества Христова», потому что украшена ёлка, потому что мы получаем подарки? Но какое отношение это событие, произошедшее 2000 лет назад, имеет к ныне живущим людям? Какие традиции отмечания Рождества.

Христос – Спаситель, но разве нас надо от чего-то спасать, разве нам угрожает какая-то опасность? И можем ли мы действительно встретиться с Богом? Как отвечает на эти вопросы литургическое предание Церкви, рассказывает Николай ДЕРЖАВИН, вот уже 20 лет комментирующий телетрансляции праздничных богослужений.

В чем смысл Рождества

Великий вселенский учитель называет Рождество Христово «началом всех праздников». «Кто назовет этот праздник матерью всех праздников, тот не погрешит… В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная , и . Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».

Рождение Христа – Мессии – Помазанника, Который спасет мир, было предсказано ветхозаветными пророками и ожидалось на протяжении веков. Это радостное событие совершилось более 2000 лет тому назад: Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском. Мы, христиане, ежегодно вновь и вновь переживаем эту радость, возвещенную Ангелами пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь», – сказано в Святом Евангелии.

Бог становится Человеком, чтобы человек стал Богом по благодати. Но, при этом Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается». Совершается то, что по-гречески именуется «кенозис», а по-славянски – «истощание» Сына Божия. И своей высшей точки оно достигает на Кресте. И все же, на Рождество мы радуемся, ибо знаем, какие богатые плоды принесло это истощание. Радуемся, ибо воссиял день начала нашего спасения, спасения от греха и смерти. А спасение от смерти и встреча с Богом – источником жизни – это самый большой повод для благодарения и радости.

Рождество и волхвы

По учению Церкви то, что «ради нас родился Младенец юный, предвечный Бог» является причиной радости для тех, кто любит Бога. Тем, что Бог восхотел родиться в образе человека, Он дал избавление от тления и смерти, «уврачевал раны Евы», «простил грехи», «дал бессмертие», «исполнил пророчества», «привлек падшего первозданного Адама», «заменил ложь на веру» в истину, «привел всех ко живоносному свету», как сказано в рождественской службе.

Итак, какое отношение это событие имеет к каждому из ныне живущих людей? Об этом Церковь говорит устами своих поэтов в церковной гимнографии. Главными и самыми часто воспеваемыми песнопениями в праздник являются . Тропари – краткие песнопения, прославляющие праздник, принадлежат к самому древнему виду церковных песнопений, с которых в глубокой древности начала свое развитие христианская гимнография. Тропарь Рождества мог быть создан уже в IV веке. По-русски текст этого песнопения звучит так: «Рождение Твое, Христе Боже наш, источило миру свет ведения: ибо те, кто служили звездам, звездой были научены кланяться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе» .

Кондак «Дева днесь» был написан святым Романом Сладкопевцем, и считается одной из вершин церковной поэзии. Кондаками в древности назывались пространные богословские поэмы, входившие в состав христианского богослужения. Но, с течением времени, их заменил другой жанр церковной гимнографии – канон. Кондаки же сохранились в богослужении в виде начальных строф прежних поэм (а также, дали начало гимн, во время которого не полагается сидеть, «неседальное пение»).

Познакомимся с текстом кондака: «Сегодня Дева рождает сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился юный Младенец – Предвечный Бог». Невидимый Бог воплотился и стал Человеком - вот о чем возвещает праздник Рождества Христова, праздник Боговоплощения.

Если мы обратим наше внимание на тексты песнопений, то заметим одну характерную особенность: частое повторение слов «днесь» и «ныне». Сегодня, сейчас «Дева Пресущественного рождает». Событие совершилось более 2000 лет тому назад, но то, что произошло тогда, имеет непосредственное отношение и к нам, живущим сегодня. Поэтому Церковь своими песнопениями и всем своим богослужением вводит нас в особую реальность. Мы становимся духовными участниками и свидетелями совершающихся перед нашим мысленным взором событий.

День Рождения Христа

Христиане с древности празднуют Рождество Христово. Как они это делали раньше? Современные литургисты считают, что Рождество Христово – один из древнейших христианских праздников, вместе с Благовещением и Пасхой. Оно празднуется ровно через 9 месяцев после Благовещения, 25 декабря по старому стилю. Первоначально оно соединялось с появившимся в III веке праздником Богоявления, и этот общий праздник по-другому назывался Праздник светов. Рождество отделилось от на Западе. В древнем римском календаре, датируемом 354 годом, под 25 декабря (или 8 календой января) написано: «День Рождения Христа в Вифлееме ».

Церковный устав называет Рождество «второй Пасхой» и отводит ему исключительное место среди дней литургического года. Это праздник двунадесятый , принадлежащий к разряду важнейших 12 христианских праздников. Обычно перед этими праздниками полагается один день предпразднества, перед Рождеством таких дней пять. Ради Рождества Христова отменяется пост, даже если праздник приходится на еженедельные постные дни – среду и пятницу. После праздника наступают « », которые продлятся до крещенского сочельника (18 января). Период святок с точки зрения богослужебного устава представляет собой как бы один день, радостный и ликующий. В святки, впрочем, как и во всякое иное время, а в эти праздничные дни – особенно, люди призываются «святить», освящать праздник добрыми делами.

Наша история знает немало примеров истинно христианского провождения святых Рождественских дней. В допетровской Руси благочестивые государи в самую ночь Рождества Христова посещали тюрьмы и освобождали раскаявшихся преступников, своими руками раздавали милостыню, но делали все это так, чтобы царская милость не предавалась огласке. Выходы государя из дворца в эти дни назывались «тайными».

Праздник Рождества Христова, пожалуй, как никакой другой, вызвал к жизни множество народных обычаев. Рождественские , славление Богомладенца, устройство вертепов – подобий и изображений Вифлеемской пещеры, – все это непременные признаки праздника, и замечательно, что многие из этих обычаев сегодня возрождаются.

Отблеск Вифлеемской звезды озарил и нашу светскую культуру. И сегодня особенно уместно вспомнить строки нашего замечательного писателя , который в своей книге «Лето Господне» глазами ребенка показал Рождественское утро в старой Москве: «Рождество… Чудится в этом слове крепкий морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне – Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите! – слышится хруст морозный. Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад – в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам, иней зарозовел, розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника – Рождество».

О славянском и русском языках в богослужении

Мы с вами будем неоднократно обращаться к богослужебным текстам, посвященным Рождеству Христову как в церковно-славянском, так и в русском варианте. И в связи с этим, хотелось бы сказать несколько слов о нашем . Всему миру известна красота православной иконописи, этого «богословия в красках», а наши храмы стали национальными символами гармонии и совершенства.

К этим шедеврам присоединяется и огромное поэтическое наследие – гимнография и Древней Руси. Особенной богословской глубиной, выразительностью языка отличаются произведения византийской религиозной поэзии: каноны, стихиры, тропари и кондаки. Действительно, восприятие их часто бывает затруднено языковым барьером. И в связи с этими трудностями у некоторых людей возникает вопрос: «А почему Церковь не отказывается от церковно-славянского языка, почему не переходит на русский?» Но самый простой путь не всегда бывает самым верным. Славянские тексты были сами переведены с греческого святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, но они освящены тысячелетней традицией славянской книжности.

Для решения же языковой проблемы не обязательно садиться за парту, достаточно регулярно посещать храм, участвовать в богослужениях. Ведь многие тексты, которые мы сегодня слышали, присутствуют в нашем богослужении постоянно. Постепенно, эти тексты станут для нас узнаваемыми. Тогда можно обращаться к переводам, прояснить непонятные слова и выражения. Тексты праздничных богослужений сегодня тоже вполне доступны. Они выходят отдельными изданиями, с параллельным текстом на русском языке. Было бы полезно и правильно, если бы наша подготовка к празднику (а большинство людей бывает в храмах в праздничные дни), включала в себя предварительное знакомство с богослужебными текстами и с их глубоким богословским содержанием. А начать можно с тех молитв, которые читаются ежедневно: с утреннего и вечернего правила.

Всенощное бдение

Как совершается Патриаршее рождественское богослужение?

Скажем несколько слов о порядке и последовательности его совершения в праздник Рождества на примере главной рождественской службы, совершаемой Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в в Москве. Патриаршее богослужение по форме немного отличается от обычного приходского, но по сути это одно и тоже богослужение, поэтому наш рассказ также применим к приходскому богослужению. Об этих отличиях мы скажем в тех местах, где они будут проявляться.

Богослужение Православной Церкви состоит из служб суточного круга: утрени, вечерни, повечерия, полунощницы, часов и Литургии . Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяется в так называемое « », то есть молитву, которая продолжается всю ночь. На практике такая молитва бывает всего два раза в год, на самые великие праздники – Рождество и Пасху. Всенощное бдение – это богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени. Свое название эти церковные службы получили по времени совершения. Но сегодня состав всенощного бдения меняется: место вечерни занимает великое повечерие – служба, которая совершается после вечерни, отсюда ее название.

По сложившейся за последние 20 лет традиции перед началом богослужения Патриарх, находящийся в алтаре, обращается с рождественским поздравлением к телезрителям.

Вот открываются завеса и святые врата, мы видим, как духовенство во главе с Патриархом выходит из алтаря на середину храма. Архидиакон со свечей выходит на амвон и возглашает «Благослови владыко ». Владыка благословляет собравшихся и возгласом «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков » начинается всенощное бдение.

Предстоятель, которому предшествует архидиакон или протодиакон со свечой совершает каждение праздничной иконы, которая находится в центре храма на аналое. Звучит молитва «Царю Небесный», обращенная к . Этой молитвой начинаются многие богослужебные последования Православной Церкви. Патриарх совершает каждение престола и алтаря. Это древняя форма богопочитания, существовавшая еще в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя в мир. Духовный смысл каждения раскрывают нам стихи из Псалтири: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою » – пусть молитва моя, подобно кадильному дыму, будет возноситься к небесам, а молитвенное воздеяние рук будет подобно жертве вечерней.

После возгласа следует ектенья и знаменитый гимн «С нами Бог ». В основу этого песнопения положено пророчество Исайи. Этот пророк, живший за 700 лет до Рождества Христова, возвестил будущее рождение Спасителя от Девы, пророчествовал о событиях Его земной жизни, а также о страданиях, которые Сын Божий должен будет принять ради спасения рода человеческого. Пророк, просвещенный Духом Святым, так ясно видел духовным зрением грядущие события Нового Завета, что его нередко называют «ветхозаветным Евангелистом». В конце повечерия поются тропарь и кондак Рождества.

В храме звучит песнопение, завершающее чинопоследование повечерия. Это песнь святого праведного Симеона Богоприимца, воспетая им при Младенца Иисуса, принесенного Девой Марией и праведным Иосифом в сороковой день по рождении в Иерусалимский храм для посвящения Богу, как того требовал обычай. Праведные Симеон и пророчица Анна являют собой пример последних праведников ветхозаветной эпохи, живших надеждой на пришествие в мир Мессии – Христа и на закате дней увидевших эту надежду осуществившейся. Текст песнопения взят из Евангелия. В русском переводе он звучит так: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля». Этот эпизод из Евангельского повествования – встреча Богомладенца в Иерусалимском храме, ввиду его особого значения празднуется Церковью как великий праздник. Он отмечается 15 февраля по новому стилю. А само событие, согласно Евангельской хронологии, произошло после поклонения пастырей Родившемуся Богомладенцу, но до того, как поклониться Ему пришли из далекой страны восточные мудрецы.

Люди доброй воли

Тем временем в храме начинается утреня. Она, конечно, должна совершаться утром, но, так как на Рождество Церковь молится Богу ночью, то она начинается около полуночи. В начале шестопсалмия поются знаменитые слова Ангельской песни, которые мы сегодня многократно услышим в самых разных песнопениях и в евангелии и в проповеди: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение.

Блаженный Феофилакт Болгарский, отец Церкви, живший в XII веке, так толкует это место евангелия от Луки: «Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: слава Богу, на земле теперь настал мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о Себе. Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И «в человеках благоволение», то есть упокоение Божие. Ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе».

Эти слова ангельской песни имеют интереснейшую судьбу в истории человечества. Дело в том, что в разных христианских традициях записи данных евангельских стихов, слово «благоволение» – добрая воля – использовалась в двух формах – в именительном, падеже и тогда слова означали, что благоволение Божие находится в людях, как мы только что читали. Но это слово может стоять в родительном падеже и тогда смысл немного меняется, получается «в человеках благоволения», или по-другому, в людях доброй, благой воли, находится мир. Это выражение «в людях доброй воли» стало крылатым. Его используют и христиане и не христиане, и даже люди далекие от религии.

После торжественного провозглашения и пения «Бог Господь и явися нам» начинается полиелей (в переводе – «многомилостие»). Свое название эта часть утрени получила от содержания псалмов 134 и 135, прославляющих милость Божию. Стихи из этих псалмов и исполняются хором во время полиелея: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Алилуйя. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Алилуйя.

Под сводами храма звучит величание – краткое песнопение, прославляющее празднуемое событие: «Величаем, величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии».

Патриарх Кирилл сходит с кафедры – особого возвышения на середине храма, где он находился с начала богослужения, чтобы совершить каждение иконы праздника.

Образ Рождества Христова, находящийся сейчас на аналое, особенный. В юбилейный год 2000-летия Рождества Христова он был привезен Святейшим Патриархом Алексием Вторым из Вифлеема – города, в котором родился Христос. Эта икона представляет собой точную копию образа, находящегося в пещере Рождества Христова.


Мы видим, как диакон входит в алтарь и берет с престола Евангелие. Хор исполняет степенну и степенный антифон . Эти песнопения входят в состав праздничной утрени. Они составлены в подражание т.н. «степенным псалмам» (Пс.119-133), которые во времена Ветхого Завета пели паломники на ступенях Иерусалимского храма. Антифоны – песнопения, исполняемые попеременно, в подражание неумолкающему ангельскому хору, который прославляет Творца, название, указывающее на способ исполнения песнопения (от греческого – «петь попеременно, чередуясь на два хора»).

Рождество для христианина - это гораздо больше чем наряженная елка и подарки. Этот день считается вторым по значимости после Пасхи, которую называют «Праздник праздников». Рождество Христово - это одновременно событие мирового масштаба, не теряющее важности несмотря на прошедшие века, и очень личный для каждого православного человека праздник. Ведь Христос родился для всех и для каждого.

Те, кто хорошо знаком с христианством, понимают, что воплощение Бога на земле - уникальное событие, которое приблизило человека к создателю. Праздник этот наполнен удивительной радостью и умиротворением, но при этом и некоторой грустью, потому что родился этот младенец для тяжелой миссии.

Поэтому главное в праздновании Рождества - это отнюдь не ломящийся яствами стол, хотя и это важная часть любого праздника, а рождественская служба.

Многих впервые приходящих на эту ночную службу волнуют вопросы, сколько длится рождественская Божественная литургия, что читается и поется на этой службе. Эта статья и предназначена ответить на подобные вопросы.

Из чего состоит рождественская служба?

Служба начинается поздно вечером в Сочельник, то есть 6 января. В 11 вечера начинается праздничное богослужение, которое длится до 3-4 часов утра. Из Всенощного бдения, часов и Божественной литургии Василия Великого и складывается рождественская служба. Литургия обычно совершается утром, но праздничные литургии происходят ночью, сразу после Всенощного бдения и часов. Так же происходит и на Пасху.

Всенощное бдение включает в себя утреню и повечерие. Не надо удивляться, что названия служб не соответствуют времени суток. В церкви существует суточный цикл богослужений, но на великие праздники утренняя и вечерняя служба объединяются во Всенощное бдение. Утреня совершается по чину великих праздников. На ней поется канон «Христос рождается…»

Собственно литургия длится не так уж и долго и завершает весь цикл праздничных богослужений. Скорее всего, люди, которые задают вопрос, сколько длится рождественская литургия в храме, имеют в виду рождественскую службу в целом. Ведь приходят молящиеся на всю ночь, а не под конец.

Текст рождественской литургии во многом аналогичен текстам литургий в обычные дни. Рождественскую отличают поющиеся на ней праздничные антифоны: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих».

Причастие на Рождество

Совершается на рождественской литургии и причастие. Для многих христиан очень радостным событием является не только присутствие на праздничных службах, но и Причастие на них.

Исповедь на этой службе происходит не во всех храмах, ведь она длительна и насыщенна, в храм приходит много людей, а в некоторых местах служат всего один или два священника.

Чаще всего исповедь перед рождественской литургией проводится заранее, за 1-2 дня. В некоторых храмах есть даже возможность два раза причаститься после одной исповеди. К примеру, исповедуют вечером 3 января, а причастие происходит на литургиях утром 4 и ночью 7. При этом важно прочитать оба раза Последование ко Святому Причащению.

Готовимся правильно

Как подготовиться к рождественской литургии? Сочельник проводится в строгом посте, голодать до первой звезды совсем не обязательно. Идет эта традиция с тех пор, когда вечерня начиналась после обеда, а после нее следовала литургия Василия Великого, которая оканчивалась уже в темное время. После нее и можно было вкушать пищу, и именно это означало «до первой звезды».

Так что гораздо важнее 6 января по возможности посетить храм, а не голодать. Противоположная традиция - приготовить в этот день 12 постных блюд - тоже не установлена церковью, и лучше провести этот день спокойно, молитвенно и сосредоточенно, а не в суете. Зато можно приготовить сочиво - блюдо из зерен пшеницы и меда. Лучшей подготовкой к рождественской литургии в храме будет чтение духовной литературы, изучение предстоящего богослужения. Это придаст сил на долгой службе, потому что все, что поется и читается, станет понятным.

А вот ставить свечки и прикладываться к иконам, когда храм переполнен, совсем не обязательно.

Символика праздника

Все рождественские традиции, которые позже перенеслись на празднование Нового года, имеют глубокий смысл. Например, елка - символ вечной жизни благодаря своей вечнозеленой хвое. На вершину ее надевается восьмиконечная звезда, обычно серебристая или золотая, которая напоминает о Вифлеемской. Это в советское время ее заменили пятиконечной и красной. В сочельник же принято ставить на подоконник горящую свечу - знак того, что мы ждем Христа, освещаем путь в зимней темноте.

Дары волхвов

На рождественской литургии читается отрывок из Евангелия о поклонении волхвов. Кстати, обычай дарить подарки на Рождество связан именно с этим эпизодом Священного Писания. Так же, как волхвы преподносили Младенцу Христу свои дары, так же и мы дарим подарки друг другу. Эти дары - золото, ладан и смирна (мирра) - символичны. Золото преподнесли Младенцу как Царю, ладан - как Богу, смирну - как Человеку, которому предстоит страдать и умереть, ведь это вещество применялось при бальзамировании погребаемых тел.

Символика подготовки к Рождеству

Чтобы еще глубже погрузиться в смысл праздника, вернемся немного назад. Предпразднство Рождества, то есть особые церковные службы, предваряющие праздник, длится со 2 января по 6 января. У других праздников предпразднство длится всего 1 день. И что интересно, церковные службы в период подготовки к Рождеству имеют параллель с текстами служб Страстной седмицы. Это напоминает нам о том, что Воплощение Спасителя - это первый шаг к Его искупительной миссии.

Более того, само рождение в виде беззащитного ребенка - огромный шаг Бога навстречу к людям, временный отказ от своей безграничной силы, как это называется в Богословии - кенозис (от греч. Снисхождение).

Родился Младенец не в царских палатах, а в яслях, Марии и Иосифу не нашлось даже в гостинице места. Не с добром встретил его мир. Преследования будущего Мессии начались с самого рождения. Царь Ирод, узнавший от волхвов о том, кто родился в Вифлееме, устроил избиение младенцев, потому что боялся, что новый Царь отнимет у него власть. Марии и Иосифу с младенцем удалось бежать в Египет.

Мир в душе

Никому было невдомек, что родился Иисус не для земной власти. «Царствие Мое не от мира сего» - говорил Спаситель. Царствие Небесное до конца времен так и не наступит на земле. Но мы можем открыть наши сердца Христу, и тогда Он будет царить в наших сердцах, и в них наступит мир. Ведь по словам Христа, «Царствие Божие внутри вас есть».

Стремиться к этому можно в любое время года и в любой период жизни, а православные праздники будут напоминать о самом главном - о Боге, о любви, о нашей собственной душе. Если Рождество Христово оставило в человеке именно такой след, значит, оно прошло для него не напрасно и он встретил его правильно независимо от того, соблюдал ли он какие-то традиции.

По большим праздникам, так называемым двунадесятым, каждый православный христианин старается побывать в храме и принять участие в торжественном богослужении.

Долгие ли службы в православных храмах?

В Рождественский Сочельник все ждут восхода звезды, ничего не едят, готовят 12 ритуальных кушаний, читают или слушают молитвы.

Выходной день, по календарю приходится на 7 января, а звезду, возвещающую приход в мир Спасителя, все ищут на небе вечером 6-го. В этом есть какой-то странный парадокс и некоторое неудобство.

Как быть, если хочется привести на праздничную службу ребёнка?

Когда ходят в церковь (на Рождество или какой-либо другой светлый праздник), то замечают, что все службы, хоть и долгие, но очень красивые и торжественные. Людей в храмах много, бывает душно, а ведь пойти хочется всей семьёй, с детьми. Если взрослый человек может сделать над собой усилие и принести Господу хотя бы такую жертву, то детям это не по силам. Да и нужно ли, чтобы у них от соблюдения православных традиций остались неприятные ощущения? Хорошие родители хотят, чтобы христианские праздники и посещение храмов для их детей стали самыми приятными днями. А если малышам приходится часами простаивать на ногах в толчее и густом скоплении народа?

Во время службы не принято ходить, разговаривать и заниматься посторонними делами. Нужно стоять, опустив голову и слушать церковные тексты. Кроме того, к посещению храма следует особым образом готовиться. Очень важно все правильно планировать и приучать детей к посещению церкви в большой праздник. Если вы видите, что ребёнок не выдерживает, тихонько выйдите с ним на улицу. Пусть не воспринимает посещение храма как неприятную обязанность. Он не настолько грешен, чтобы приносить такую тяжёлую жертву, которая и взрослым-то не всем по силам.

Главное, чтобы дети понимали, с какой целью и к Кому они приходят, когда идут в храм.

Посещение храмов невоцерковленными христианами

Невоцерковленные люди, когда ходят в церковь на Рождество, относятся к этому событию особенно трепетно. Многие даже отказывают себе в участии в христианском празднике, если накануне осквернили себя или предписывает запрет на посещение Обители Святого Духа. Многих останавливает страх осуждения за то, что они не знают текста молитв или не умеют правильно себя вести в церкви. Это ведь целая наука. А в большой праздник храмы заполняются самыми разными людьми, и можно не опасаться, что самые ревностные и фанатичные верующие их прогонят или осудят. Ни для кого ведь не секрет, что в обычные дни, когда в церкви мало людей, такое бывает.

Как узнать расписание богослужений

Если невоцерковленный человек спросит в храме: «Когда ходят в церковь на Рождество - 6 или 7 января?», - ему могут и не дать определённого ответа. Ведь те, кто служит в храме, в этот день присутствуют на всех службах. У них в это время других забот особенно много. Ведь надо и за свечным ящиком расторопно поворачиваться, и чистоту в Доме Божием поддерживать, да и других, чаще всего добровольных, обязанностей полно. Те люди, которые трудятся в храме, за свою работу зарплату не получают. Соответственно, требовать от них прихожане ничего не могут. Так что, если вам попадётся толковый и свободный человек, трудящийся в храме и таким способом приносящий свою жертву Богу, считайте, что вам повезло.

Если прийти в Храм накануне и поинтересоваться заранее о порядке богослужений, спросить, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7, то вам, опять-таки, могут не ответить, ведь обычно расписание появляется не более чем за несколько дней до праздника, а начинаются службы во всех храмах не одновременно.

В постсоветские времена действующих церквей было мало, и трудностей с тем, чтобы поучаствовать в праздничных службах было значительно больше, чем теперь, когда храмов, больших и малых, а также часовень стало так много, что не нужно ехать через весь город, чтобы отстоять праздничную обедню.

Что влияет на продолжительность службы?

От чего зависит начало торжественной службы? Например, от такого фактора, как таинство исповеди. Перед праздничными службами, дабы прихожане приступили к ним очищенными, священники проводят исповедь. Сколько людей будет в ней участвовать, и как долго будут каяться, предсказать невозможно. На продолжительность и время начала очередной службы влияет и количество причастников. Обычно, когда на Рождество ходят в церковь, стараются в этот день и исповедаться, и причаститься. Чтобы праздник принёс радость от приобщения к великому таинству, мир душе и благополучие семье, нужно готовиться к нему заранее.

Чтобы понять, когда на Рождество ходят в церковь, нужно узнать, какие службы в это время проводятся. Причём узнать это раз и навсегда невозможно, потому что праздник этот переходящий, и случиться он может в любой из дней недели.

Цвета Рождественских одеяний

В годовом круге самых главных христианских праздников существует определённая система и иерархия. Все они делятся на Господние, то есть более всего относящиеся к Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные его Пречистой Матери. Господние являются наиглавнейшими.

Сшитые из жёлтой парчи, украшенные золотой вышивкой и тесьмой, вызывают ассоциацию с властью и могуществом и символизируют Бога. Православные, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7 января, отмечают, что праздничное облачение священников окрашено в цвета Девы Марии, символизирующие чистоту и непорочность - белый и голубой. Хотя этот праздник Господний. Он является вторым по значимости. Первый - Пасха. Воскресенье Христово - главный праздник, а Рождество - самый большой по количеству дней, в течение которых проходят праздничные службы.

Самый длинный праздник

К великим праздникам церковь и весь православный народ готовятся задолго, принося жертву постами, очищая душу покаянием и молитвами. Радостное событие также не заканчивается в один день. После самых значительных дат отменяются посты, обязательные по средам и пятницам, разрешаются увеселительные мероприятия. Не случайно на это время всегда планируются свадьбы.

По количеству дней, когда чествуют великое событие, двунадесятые праздники также различаются. Рождество Иисуса Христа - самый длинный из всех. Каждое празднование делится на три этапа - предпраздненство, попраздненство и отдание. Всё вместе продолжается в течение почти двух недель.

Предпразднование Рождества длится пять дней. В церковь на Рождество ходят и в преддверии Великого события, и 6 числа, и 7-го, и всю следующую неделю. Попраздненство длится от одного дня до восьми, в зависимости от близости к постам или следующему празднику, и заканчивается отданием.

Это самая торжественная служба. На ней вспоминаются все самые значительные обстоятельства отмечаемого события.

Когда лучше ходить в храм - до или после восхода Вифлеемской звезды?

Ходят ли в церковь на Рождество после появления на небе звезды, возвестившей рождение Младенца Христа? Этот вопрос не имеет смысла. Конечно же ходят. Посещение храмов в дни Рождества - это как посещение близкой родственницы в роддоме, благополучно произведшей или собирающейся произвести на свет ребёнка. Если позволительно провести такую параллель.

Приход каждого из нас в храм - выражение благодарность Создателю за то, что в этот день Он подарил всем нам, всему человечеству, во спасение нас от смерти в геенне огненной Своего Единородного Сына. А на вопрос о том, ходят ли в церковь на Рождество до звезды, и если ходят, то в чём смысл посещения храма до рождения Богомладенца, можно ответить следующее.

Готовясь к любому празднику, мы выбираем себе нарядную одежду, делаем красивую причёску и т. д. Ожидая прихода на землю непорочного дитя (будущей жертвы за наши грехи), мы стараемся максимально очиститься от своих прегрешений, надеясь, что чем менее порочными мы будем, чем чище душой, тем меньше страданий испытает Спаситель в Своём земном воплощении.

Таким образом, вопрос "когда ходят в церковь на Рождество: 6 или 7-го" не может считаться существенным.

Господь сильнее, добрее и умнее, чем мы думаем

Безусловно, этот день окутан множеством тайн, суеверий и примет. В этом проявляется наша духовная незрелость. Господь видит душу каждого из нас в отдельности. И Он видит, пришли ли мы в храм для встречи и общения с Ним, или потому, что кто-то сказал, будто бы в этот день все желания посетивших церковь непременно исполняются. А может быть, это и в самом деле правда? Ведь милосердие Божие так велико!

Когда ходят в церковь на Рождество 6 января утром, то ничего не едят и не пьют до исповеди. Получив отпущение грехов и благословение ко Причастию, прихожане участвуют в великой вечерне и литургии святого Василия Великого. До причащения ничего в рот нельзя брать, даже воду. Если не причащаться в этот день, то до восхода первой звезды на небе разрешается пить только воду.

Напоследок заметим, что многие предписания оглашаются священником, окормляющим храм, по окончании проповеди. Нужно только внимательно слушать.

Празднование Рождества Христова (25 декабря) начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Время поста не представляет собой особого литургического периода, подобно Великому посту; Рождественский пост имеет скорее «аскетическую», чем «литургическую» природу. Однако, период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста – 15 ноября – ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!»

С этими словами что-то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всем строе церковной жизни. Мы как будто чувствуем где-то вдали первый свет самой великой радости из всех возможных – пришествия Бога в Свой мир! возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира. Далее, в два воскресенья перед Рождеством, вспоминает Праотцев и Отцев : пророков и святых Ветхого Завета, которые подготовили пришествие Христа, претворив историю в ожидание спасения и восстановления человечества Богом. Наконец, 20 декабря начинает предпразднство Рождества , литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой – потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве.

Навечерие

2) Вечерня и

3) Божественная литургия св. Василия Великого .

Появляясь в конце предпразднства и всего поста в целом, Часы соединяют в себе все темы праздника для того, чтобы торжественно возвестить их в последний раз. В специальных для каждого Часа псалмах, гимнах и библейских чтениях провозглашается радость и сила Христова пришествия. Это – последнее размышление о вселенском значении Рождества, о решающих и радикальных переменах, которые оно принесло всему творению.

Вечерня, которая обычно следует за часами, непосредственно начинает празднование, потому что, как мы знаем, литургический день начинается с вечера. Тон праздника задается пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений показывают, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой смысл, а центром Его прихода в мир была вся вселенная.

Литургия св. Василия Великого , которая следует за Вечерней, в прошлом была крещальной литургией, за которой катехумены (готовящиеся ко Крещению) принимали Крещение, Миропомазание и становились членами Церкви – Тела Христова. Двойная радость праздника – для новокрещеных и прочих членов Церкви – выражена в прокимне дня:

Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене , и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

В конце службы священник выносит на середину храма зажженную свечу и в окружении прихожан запевает тропарь и кондак праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш,

Возсия мирови свет разума.

В нем бо звездам служащии звездою учахуся

Тебе кланятися, Солнцу правды,

И Тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава Тебе!

Всенощное бдение и Литургия

Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос раждается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

Веселитеся, праведнии,

Небеса, радуйтеся,

Взыграйте, горы, Христу рождшуся!

Дева сидит, херувимом подобящися,

Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;

Пастырие Рожденному дивятся,

Волсви Владыце дары приносят,

Ангели воспевающе глаголют:

Непостижиме Господи, слава Тебе!

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

Попразднство

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы . Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Шесть дней попразднства продолжаются до 31 декабря и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.









2024 © sattarov.ru.