Психологические приемы привлечения внимания. Технологии привлечения внимания аудитории


Способы привлечения внимания

Одной из задач вступления является привлечение внимания слушателей, пробуждение их интереса к дальнейшей речи.

Давайте рассмотрим пять надежных способов привлечения внимания аудитории в самом начале выступления, которыми можно пользоваться и в других обстоятельствах.

Скажите что-то, что вызовет потрясение

Это дает великолепные результаты, особенно если аудитория индифферентна, апатична и мало интересуется темой выступления. Чтобы понять, каким должно быть ваше высказывание, вспомните заголовки газет, публикующих известия о сенсациях. Это сработает, как разорвавшаяся бомба, а слушатели поймут, что во время вашего выступления может произойти что-то важное. Можно использовать также утверждения, содержащие заведомые преувеличения.

Момент изумления

Извлеките преимущество из информации, родившейся в контексте вашего доклада или места проведения мероприятия, воспользуйтесь приемом преувеличения и превратите эту информацию в момент изумления. Преимущество этого способа в том, что он способен расшевелить аудиторию, а если слушатели не среагируют, то вам не будет стыдно. Тот факт, что этот момент имеет место во время выступления, означает, что слушатели не обязаны смеяться, как в случае шутки. Если они засмеются, прекрасно; ваш результат превзошел ожидания. Если слушатели не засмеются, то вы продолжите свою речь как ни в чем ни бывало.

Интересная история

Как правило, людям нравится слушать занимательные истории. Это простая и крайне действенная тактика: начать с хорошей истории. Люди начинают интересоваться рассказчиком. А затем вы переходите к теме выступления и получаете внимательную аудиторию, слушающую ваше выступление. Однако тщательно подбирайте историю, которая должна быть не только интересной, но и иметь непосредственное отношение к текущей теме. История, рассказанная просто ради нее самой, никак не связанная с регламентом, может вызвать раздражение и даже протест аудитории. Избегайте также широко известных историй, которые постоянно рассказывают консультанты и ораторы, поскольку это может вызвать потерю интереса у слушателей и ослабить воздействие вашего выступления.

Рефлексия

Воспользуйтесь рефлексией – идеей или утверждением, являющимся результатом глубоких и тщательных размышлений; это может побудить слушателей к поиску ответов. Желательно, чтобы эти размышления были прямо или косвенно связаны с вашим выступлением, чтобы обеспечить взаимосвязь всей информации. Пока аудитория будет думать о том, как отреагировать на плоды ваших раздумий, вы продемонстрируете их связь с темой, и люди будут вовлечены в ваши рассуждения.

Польза для слушателей

Аудитория настроена слушать внимательно, если чувствует, что сможет получить от выступления что-то полезное для себя. Если люди ощутят элемент выгоды, безопасности, престижа или профессионального роста или, например, смогут подтвердить свои философские убеждения, они отнесутся к вашему выступлению с вниманием и интересом. Всегда думайте о пользе для слушателей и говорите об этой пользе в самом начале выступления. Это прекрасный способ завоевать всеобщее внимание и интерес.

Другие хорошие способы начать выступление

Сослаться на какое-нибудь событие

Это один из самых распространенных и подходящих способов начать речь. Вы можете упомянуть событие, ради которого люди собрались в этом месте, включив, таким образом, всех присутствующих в свое послание. Вы можете также напомнить причину встречи, обстоятельства, сопутствующие событию, людей, проводящих мероприятие, или сделать некоторые комментарии, четко описывающие происходящее, используя это в качестве вступления.

Бывший президент Бразилии Жаниу Куадрос, произнося одну из лучших речей за всю свою карьеру, для того чтобы начать ее, воспользовался методом отсылки к событию: «Мы, правительство, вооруженные силы и огромное количество собравшихся, пришли сегодня сюда, чтобы салютовать тебе, флаг нашей Родины! Размышляя о тебе, мы вспоминаем нашу историю, удивительную последовательность жертв, мечтаний, разочарований и возрожденной веры, героических подвигов и плодотворного труда…»

Дайте определение термину, идее, философии или ситуации

Хороший способ начать речь – дать определения, в которых прямо говорится то, что вы хотите уточнить, или привести аналогии, облегчающие это уточнение.

Подытоживая все вышесказанное, ниже я хочу перечислить хорошие способы построения вводной части.

Вести себя так, чтобы это вызывало восхищение.

Отдать должное достоинствам вашего оппонента.

Похвалить аудиторию.

Пообещать быть кратким.

Продемонстрировать знание своего предмета.

Рассказать интересную историю.

Четко продемонстрировать полезность и релевантность темы.

Вовремя пошутить.

Сказать что-то, что вызовет потрясение.

Предложить поразмышлять.

Проявить нейтральность в противоречивых пунктах выступления.

Используйте любые другие способы, которые можно адаптировать к ситуации, в которой вы окажетесь.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Из книги Уроки обольщения автора Незовибатько Игорь

Урок 6 ИСКУССТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ Как женщины привлекают мужчин?Мы уже говорили, что будет лучше, если первый сигнал, с которого начинается знакомство, пошлет именно женщина. Мужчина, приняв ясный сигнал о вашей готовности к контакту, фокусирует свое дотоле рассеянное

Из книги Ты - богиня! Как сводить мужчин с ума автора Форлео Мари

Часть 2. Восемь секретов привлечения мужчин Доверяйте тому тихому внутреннему голосу, который говорит: «Это может сработать, и я это попробую». Диана Мэричайлд,

Из книги Занимательная физика отношений автора Гагин Тимур Владимирович

Часть вторая Всемирное тяготение Паттерны привлечения

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Паттерны привлечения внимания Как известно, званый гость впятеро дороже напросившегося.Когда мы писали эту книгу, заметили, что модель поиска партнера для отношений мало чем отличается от модели поиска клиентов, которая называется «Он сам пришел». Как и любой другой

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Глава IV Простые способы улучшения памяти и внимания Мы воспринимаем способность запоминать, как нечто само собой разумеющееся, пока однажды не обнаружим, что стали забывать информацию, которую раньше никогда не забывали. Это нормально. Когда у вас вылетело имя из памяти,

Из книги Стервология. Технологии счастья и успеха в карьере и любви автора Шацкая Евгения

Из книги Большая книга стервы. Полное пособие по стервологии автора Шацкая Евгения

Из книги Библия стервы. Краткий курс автора Шацкая Евгения

Из книги Язык жестов в любви автора Пиз Алан

Технология поиска объекта и привлечения внимания Те немногие путешественники, которые вернулись из этой страны живыми, оставили для своих последователей ряд ценных указаний, как то: а) по возможности избегайте свисающих вниз лиан, на одном конце которых имеются

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Процесс привлечения внимания Ухаживание – это предсказуемый пятишаговый процесс. Каждый проходит этот путь, как только встречает привлекательного человека.1. Зрительный контакт. Женщина осматривается и видит привлекательного мужчину. Она ждет, пока он ее заметит,

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

Заставить чувствовать вину ради привлечения внимания Некоторым людям всегда не хватает внимания и времени, которое вы им уделяете.Даже если вы считаете, что отказ полностью оправдан, опытный манипулятор всегда может найти способ заставить вас почувствовать вину за это.

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Из книги автора

Эксперимент без привлечения псевдопациентов После завершения первого этапа исследования Розенхан отправился в клинику исследовательского центра, где знали о его эксперименте с участием псевдопациентов. Там он сообщил, что в ближайшие три месяца в их больницу

Из книги автора

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Практико-значимая работа по теме

« Технологии привлечения внимания аудитории »

Содержание

Введение

    1. Общие технологии привлечения внимания аудитории

    Глава 2.

    1. Практические технологии привлечения внимания.

Заключение

Список литературы и Интернет-источников.

Введение

Современный этап развития образования характеризуется активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. Сегодня педагог – это профессионал, который обладает определенными профессиональными навыками, владеет образовательными технологиями, без которых сегодня государство не видит образование и современного учителя.

В.В. Путин заметил, что «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это - прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это - умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».

Эффективное решение данной задачи, опираясь на Федеральный Государственный стандарт общего образования, невозможно без осмысленной реализации педагогами в образовательном процессе школы современных педагогических технологий.

Технология привлечения внимания аудитории является основополагающей в профессиональной деятельности педагога. Задача учителя, как и любого оратора – привлечь и удержать внимание аудитории на протяжении всего своего выступления. Хороший оратор грамотно и логично излагает мысли, обладает харизмой и интересным, «цепляющим» слогом. Этому можно научиться, практикуя различные способы привлечения внимания аудитории.

Цель работы : рассмотреть различные технологии привлечения внимания аудитории .

Задачи :

    рассмотреть теоретические источники по теме работы ;

    дать общую характеристику понятия внимания;

    определить виды технологий привлечения внимания аудитории;

    совершенствовать методы привлечения внимания аудитории.

Объект: образовательный процесс.

Предмет : использование технологий привлечения внимания аудитории.

Глава 1. Внимание. Общие технологии привлечения внимания

1.1 Внимание. Свойства внимания. Виды внимания

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Основными характеристиками внимания являются:

    устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче;

    к онцентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятии, предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент;

    сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем;

    распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно;

    переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость);

    предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.;

    объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды.

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание .

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и практически недоступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать. Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Если же направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, то речь идет о непроизвольном внимании . Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких-то достижений.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание.

Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание .

2.2. Общие технологии привлечения внимания аудитории

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. Технологии привлечения внимания аудитории определяются мастерством оратора.

Опытный оратор точно знает, как привлечь внимание аудитории - у него есть только одна минута, чтобы вызвать ее интерес, и если он потратит это время на приветствия, шутки, ненужные извинения, благодарности или какие-нибудь нейтральные слова, аудитория потеряет с ним эмоциональную связь. Опытные ораторы предлагают свои рекомендации для начинающих ораторов по привлечению внимания слушателей:

    рассказ увлекательной истории - это всем нравится. В детстве - это сказки и детские страшилки, позже - книги, кинофильмы и театр. Рекомендуют приводить примеры из собственной жизни или о практическом применении излагаемого материала. Чем больше полезного узнают слушатели, тем сильнее будет их интерес.

    Пусть он не потребует ответа, но заставит аудиторию верить в правоту оратора, его компетентность. Если сумеете, задавайте не один, а три вопроса, на которые большинство аудитории ответит “да”. Старинная техника “три да” автоматически переводит в зону доверия слушателей.

    приведение некоторого количества “цепляющих” фактов. Пример - вопрос: «Должно ли образование быть бесплатным?». Мало кто может не заинтересоваться такой острой и важной темой.

    использование подходящей цитаты. Авторитет придаст веса и Вашим словам.

    грамотная визуализация содержания. Слайды с небольшим количеством текста легко читаемы, корректные визуальные данные хорошо выделяются мозгом из потока информации, проще понимаются и запоминаются. Особо следует представить в виде понятных графиков, схем и диаграмм.

    показ специально подготовленного небольшого видео. Это увеличивает отклик, добавляя эмоций и драматизма, позволяет представлять данные в динамике. Как правило, видеопредставление любых данных производит большее впечатление - правильные объем и звуковые акценты дают усиленный эффект.

Планируя выступление перед аудиторией необходимо учитывать жестикуляцию, позы: не скрещивать ноги, не ставить их вместе (лучше ставить ноги на ширину плеч); с ледить, чтобы колени были всегда выпрямлены, плечи расслаблены; сместить центр тяжести немного вперед, держать спину прямой; жестикулируя, держать руки выше линии пояса. Рекомендуется: избегать мелких, нефункциональных движений руками; не стоять весь отведенное для лекции время на одном месте, двигаться по сцене или аудитории; не прятать ладони рук, демонстрировать их в жестикуляции; не подходить слишком близко к слушателям.

Важным моментом в привлечении внимания аудитории является умение отвечать на вопросы. Опытные ораторы рекомендуют:

    отвечая на вопрос, отвечать всем, а не только тому, кто задал вопрос;

    управлять процессом поступления вопросов и самостоятельно указывать, кому предоставляете слово для вопроса;

    ответ на вопрос должен быть кратким и не становиться лекцией;

    слушать вопрос до конца, даже если заранее знаете, что отвечать;

    полезно, выслушав вопрос, поблагодарить и немного подумать;

    если Вам непонятно, не стесняться уточнять, что имеет в виду слушатель, который задал вопрос;

    не начинать ответа на вопрос со слов "нет" или "Вы не правы";

    если предполагаете наличие тяжелых вопросов со стороны аудитории, предложите слушателям задавать такие острые вопросы;

    если вопросы закончились или Вы не получили ни одного вопроса, сначала целесообразно дать ответ на тот вопрос, который чаще всего ставят другие слушатели;

    при подготовке к выступлению предположить, какие вопросы могут быть поставлены на лекции, и подготовить ответы на них;

    ответы на вопросы аудитории в публичном выступлении - не экзамен, если Вы не готовы отвечать - целесообразно говорить об этом прямо.

Если начинающий оратор освоит технологии привлечения внимания аудитории и сможет удерживать его на протяжении всего выступления, то он сможет удерживать .

Глава 2. Практические технологии привлечения внимания

2.1 Практические технологии привлечения внимания

У каждого человека в жизни возникают ситуации, когда ему необходимо выступить перед аудиторией. У многих людей публичные выступления составляют часть профессиональных обязанностей. Одна из задач учителя – привлечение и удержание внимания аудитории на протяжении всего выступления. Аудитория учителя разнообразна – это и учащиеся, и родители, и коллеги, и общественность. В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих приемов привлечения внимания:

1. Логическое построение речи. Для того чтобы сохранить максимальное внимание слушателей слежу за тем, чтобы речь была последовательной, обоснованной, непротиворечивой.

2. Вовлечение слушателей в процесс выступления. Мне часто помогают удержать внимание аудитории вопросы, адресуемые слушателям, заставляющие задуматься, внимательно следить за моей речью, самим поискать решения предложенной задачи .

3. Новизна. Если в моем выступлении не содержится никаких новых данных, интерес слушателей может снижаться.

4. Доступность изложения мыслей. Излишняя насыщенность речи специфическими терминами и сложными фразами снижает внимание к выступлению, поэтому стараюсь излагать материал доступным и понятным широкому кругу слушателей языком.

5. Выразительность речи. Усилить внимание аудитории мне помогает использование различных наглядных пособий, образность и выразительность речи: изменение интонации голоса, меткие выражения, оригинальные сравнения. В выступлениях нередко использую истории из собственного опыта, примеры из книг, фильмов. При необходимости повышаю голос, особенно в начале фразы, что не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на слушателей.

6. Акцент на интересах аудитории. Стремлюсь к доверительному общению с аудиторией, пониманию проблем слушателей, что вызывает их отклик, затрагивает чувства и интересы.

7. Непринужденная манера изложения. Стараюсь при выступлении быть естественной, убежденной в словах, вкладывать в свою речь неподдельные эмоции.

8. Темп речи. Слежу, чтобы моя речь не была слишком быстрой или чересчур медленной, умеренный темп с небольшими паузами.

9. Зрительный контакт. Стремлюсь к поддержанию зрительного контакта с аудиторией, что помогает быстро сориентироваться и вернуть внимание слушателей с помощью одного из вышеперечисленных приемов. Установление зрительного контакта широко использую в любом общении. Считается, что пристальный взгляд на человека привлекает его внимание.

10. Время выступления. В зависимости от темы выступления подбираю оптимальное время для его изложения. Закончить свою речь лучше на минуту раньше, чем на минуту позже.

Для привлечения внимания аудитории также часто использую такие приемы как прием «переформулировки», прием «провокации», прием «гиперболы», прием «прогноза» и прием «трехходовки».

Прием «переформулировки» - высказанная ранее мысль переформулируется по-новому, иными словами и выражениями. Это очень важно, когда речь идет о сложных или очень значимых вопросах. Так например, при отказе собеседника ответить на поставленный вопрос не настаиваю на ответе, а переформулирую вопрос.

Прием «провокации» состоит в вызове реакции несогласия с излагаемой информацией. Неверная информация способствует появлению желания ее исправить, уточнить.

Прием «гиперболы» - сознательное преувеличение с целью заострения внимания слушателя. Но в дальнейшем четко излагаю свою позицию по затронутой проблеме.

Прием «прогноза» - предлагаю прогнозы ожидаемых событий, основываясь на реальных фактах.

Прием «трехходовки» - применяю, когда аудитория выходит из-под контроля. Выполняется в следующем порядке: проговаривается состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»; проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован»; после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» - материала должно быть минимум на треть больше того, который, по расчетам, необходим для выступления. Я всегда знаю и готова рассказать больше, но в выступлении себя сознательно ограничиваю, рассказываю только часть того, что знаю. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать - вы будете заряжены позитивно».

Главная аудитория учителя – его ученики, которые способны удерживать внимание в течение урока, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Состояние внимания учащихся на уроке - важнейшее условие продуктивности их познавательной деятельности. Поэтому педагог должен хорошо знать особенности внимания учащихся, его характеристики, условия возникновения и изменения. Это позволяет выбрать необходимый режим управления вниманием во время урока.

Ведь умение привлечь внимание учащихся во время урока - одна из важнейших особенностей профессии учителя.

Заключение

Из психологии известно, что внимание людей капризно и непостоянно. Само оно сконцентрировано не будет и хороший оратор обязан грамотно им управлять. Важно делать это тонко и незаметно для аудитории. У хорошего оратора никакие приемы не бросаются в глаза.

В данной работе рассмотрены теоретические источники по теме «Технологии привлечения внимания аудитории», дана общая характеристика понятия «внимание», определены виды технологий привлечения внимания аудитории и изложены практические технологии привлечения внимания аудитории.

Учитывая все вышеприведенные принципы внимания и средства его привлечения, можно добиться высокой эффективности в педагогической работе. Ведь умение привлекать внимание аудитории характеризует педагогическое мастерство, а к этому должен стремиться каждый педагог.

Список литературы

    Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов./Под ред. А.А. Радугина.-М.: Центр, 1997.

    Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять па людей, выступая публично. - Издательство: СЛК ISBN : 985 - 6165 - 16 - 4, 1997.

    Михальская А.К. Основы риторики. М: Просвещение, 1996.

    Стернин И.А. Деловое общение. - Воронеж: «Истоки», 2009.

    Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011.

    Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика.- М.: Дело, 2003.

    Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года, Москва, Кремль

    Борщов А. Как привлечь внимание аудитории с первых слов. (дата обращения 9.03.2016)

    Десять способов удержать внимание аудитории во время выступления. (дата обращения 9.03.2016) 16.03.2016 )

    1. Шипунов С.А. Язык жестов (невербальное общение с аудиторией) (дата обращения 09.03.2016)

Задача любого оратора – привлечь и удержать внимание аудитории на протяжении всего своего выступления. Помимо грамотного и логичного изложения мыслей, хороший оратор должен обладать харизмой и интересным, «цепляющим» слогом. Этому можно научиться, практикуя надежные способы привлечения и удержания внимания аудитории.

Способы и приемы

Всегда помните: в течение первых 7 секунд, как вы заговорили, слушатели решают, нарвитесь вы им или нет. Это самый важный момент. Следующие 30 секунд аудитория оценивает вашу речь: интересна ли она, познавательна или нет. Вывод: от первой минуты зависит все выступление. Если сразу не удалось завоевать зал, потом «встряхнуть» его будет сложно.

  1. Начните с интригующего, «пробуждающего» вступления. Это может быть история, притча, новая шутка (бородатый анекдот выдает занудного рассказчика), имеющая отношение к общей теме ли раскрывающая суть доклада. Затем переходите к начальной (вступительной) части самой речи.
  2. Расскажите о плане выступления. Слушатель должен знать, о чем конкретно пойдет речь. Есть что-то отвлекло человека, он сможет включиться в выступление в любой момент. Хорошо если вы заготовите программки для каждого слушателя с тезисным планом доклада.
  3. Напомните о необходимости вести конспект. Это само собой разумеющееся, но так вы будете иметь возможность выделять и подчеркивать важные моменты речи.
  4. Задавайте вопросы. Это могут быть:
    • риторические вопросы ко всем слушателям;
    • риторические вопросы к конкретному человеку (хорошо, если в этот момент вы обратитесь к нему по имени).

    Позвольте аудитории некоторое время (10-15 сек) обсудить вопрос, подискутировать. Это расшевелит, заставить включиться слушателя. Почаще делайте аудиторию активными участниками процесса.

  5. Используйте наглядный материал. Дидактический (брошюры, буклеты, раздаточный материал), фото-видеоряд. Это не должно быть основной частью выступления. Используйте эти средства в качестве вспомогательных приемов. Просмотр видео – не более 5-7 минут. Видеоматериал должен быть интересным, с умеренным звуком, без технических неполадок. Это требует дополнительной подготовки.
  6. Разбавьте монолог интересными отступлениями, близкими к теме. Задача: возбудить интерес, любопытство. У слушателей должно возникнуть смешанное, парадоксальное чувство. Например, «Нет большего разочарования, как осуществленная мечта. Как вы понимаете это высказывание?
  7. Поведайте о примерах из своего личного опыта. Так вы станете ближе к аудитории и оживите их собственные воспоминания.
  8. Добавьте в монолог цитаты известных людей. Старайтесь включать в речь высказывания, которые не у всех на слуху, не особо известные слова всем известных людей.
  9. Во время общения со слушателями, старайтесь двигаться. Ходите туда – сюда, приближайтесь ближе к залу. Насыщайте речь жестами . Это позволит держать внимание аудитории на вашей личности. Обращаясь к кому-то конкретно, сделайте пару шагов в его сторону, подойдите поближе.
  10. Окрасьте речь эмоционально. Делайте внезапные паузы (1-2 сек), повышайте и понижайте тон голоса, добавляйте жестикуляцию. Этот прием хорошо действует, т. к. у аудитории возрастает любопытство, интерес, включается внимание.

Ошибки во время выступления

  1. Избыточное количество шуток. 1-2 забавных историй вполне достаточно.
  2. Если вы обладаете монотонным тихим голосом – возьмите уроки риторики. Отрабатывайте живую красноречивую речь.
  3. Излагайте мысли четко, просто, понятно, лаконично. Несколько раз прочитайте заготовки выступления. Проверьте, логична ли выстроена структура доклада. Хорошо, если вы сначала «выступите» перед друзьями, близкими, порепетируйте.
  4. Не допускайте в докладе неконкретных конструкций. Абстракция в суждениях мало кому понятна и интересна. Все данные – в цифрах, факты – обоснованы.
  5. Если вы заметно нервничаете, перед выходом к публике постарайтесь наедине с собой несколько раз представить свое выступление. Этот прием переживания стресса в спокойной обстановке действует на эмоциональное состояние как расслабление. Помните:

Что бы происходил правильный процесс получения и восприятия всей информации, а так же, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться, нужно правильно .

Для того, что бы контролировать внимание партнера, нужно учиться использовать приемы контролирования ситуации. Это сложный и увлекательный процесс, когда вы овладеете всеми способами контролирования, то внимание собеседника будет привлечено, только к вам.

Под управлением внимания понимают активация всех чувств восприятия человека, путем воздействия на человека невербальными способами общения.

Внимание собеседника можно привлечь, если начать разговор с интересующей его проблемы или темы, это бесспорно, самый действенный способ.

Но помимо того, что вы говорите, вы должны учитывать, как вы это говорите. Что бы привлечь внимание собеседника, ваша речь должна быть эмоционально окрашена, яркой и экспрессивной. А если ваша речь будет не яркой, вялой и безразличной, то внимание собеседника вам не добиться.

Главное средство, которое поможет донести всю необходимую информацию до собеседника – это ваш голос. Главное, что бы он был особенный, эмоционально окрашенный. Ведь человек, который впервые слышит ваш голос, внутри для себя его записывает и сохраняет, а потом когда он слышит ваш голос вновь – он его узнает. Именно поэтому, что бы привлечь внимание собеседника , он должен сразу ему запомниться как живой и яркий. Мямле ни когда не стать хорошим оратором, запомните это. Так как тихий и неуверенный голос, оказывает плохое воздействие на внимание собеседника и может стать даже не приятным.

И порой, для вашего оппонента бывает намного важнее то, как вы говорите, какие при этом используете обороты и как эмоционально окрашиваете свою речь, чем то, какое вы несете содержание.


Итак, мы предлагаем вам опробовать, 12 приемов привлечь внимание собеседника:

1. Нейтральная фраза. Ученые доказали, что если начать разговор с фразы, которая не несет смыслового напряжения, будет намного лучше. Тогда внимание собеседника будет привлечено только к вам, ведь таким приемом вы заинтересуете его;

2. Начать разговор с повышенного тона. Громкая речь всегда привлекает внимание, но важно, что бы вы понимали: громкая речь отличается от крика. Недопустимо строить весь разговор на повышенном тоне, это скажет вашему собеседнику о том, что вы не уверенны и боитесь его. Но использование повышенного тона в начале разговора, привлечет внимание собеседника. Так же можно выделять требуемую (важную для вас) фразу громким тоном, таким образом, вы незаметно сделаете акцент на данной информации;

3. Завлечение слушателя. Суть данного приема состоит в том, что вы начиная свое общение произносите главную фразу очень тихо. А потом перейти на более громкий тон, такая контрастная подача поможет сделать управление вниманием собеседника еще проще. Главное помнить, что такой прием может сработать только в том случае, если вы полностью уверены в своих словах.

4. Зрительный контакт. Установка зрительного контакта добавит вашему разговору, важности между вами и оппонентом. Этим приемом пользуются ведущие лидеры, так как знают о его эффективности. Суть приема заключается в том, что лектор обводит собравшуюся аудиторию взглядом и устанавливает с каким – либо человеком и всю лекцию читает именно ему.

Помимо общения с глазу на глаз, этот прием можно применять и при массовых сборах. Он будет так же эффективен. Так как глядя своему собеседнику в глаза, вы сосредотачиваете его внимание на себе, а так же используя этот прием, вы можете контролировать и продолжительность этого внимания.

5. Акцентирование. Этот прием применяется в тех случаях, когда нужно вам к определенной фразе именно в этот момент. Акцентирование может носить как прямой, так и косвенный подтекст. Прямое акцентирование заключается в выделении нужной фразы стоп – словами, например: «обратите внимание» или «Особенно, это» и другие. А косвенная акцентировка, заключается в том, что вы выделяете нужную фразу голосом.

6. Выбор темпа речи. Внимание собеседника постоянно переключается, и управление вниманием происходит следующим образом. Оратор должен исключить в своей речи монотонные и замедленные тона. Так как такая речь, способствует отвлечению внимания от вас. Даже если ваша информация, то скучный и нудный темп заставляет отвлечься от вас и вашей речи.

Чтобы привлечь внимание собеседника , нужно постоянно контролировать темп своей речи, а так же громкость подачи информации. Ведь говоря громче или тише, а так же меня темп речи, вы заставляете своего собеседника слушать вас внимательно. Так как если он отвлечется, то потеряет нить беседы.

7. Прием применения пауз. Используя паузы, вы незаметно для него подготавливаете его восприятие к нужной вам информации. Применение тактических пауз очень полезно в следующих случаях:

Используя паузу, вы фокусируете внимание оппонента на себе, так как он заинтересованно ждет от вас, что же вы расскажите. В этот момент можно говорить самую важную по значимости информацию;
Помимо применения паузы, можно использовать совместно тактический прием повышения или понижения голоса. Это придаст вашей информации еще большее значение, и собеседник будет лучше вас слушать;
Использование коротких пауз, схоже с использованием знаков препинаний. Как и в написанном тексте, знаки препинания – паузы, дают нам возможность понять материал. Таким образом, вы лучше доносите суть сказанного вами;
Так же применение паузы даст вам возможность перейти к новой части беседы. А собеседник сможет перестроиться от одной информации на другую и значит лучше ее усвоить и понять.

8. Переформулировка. Этот прием, отлично заставляет сконцентрироваться вашего собеседника, так как его суть заключается в том, что вы высказываете свою же ранее сказанную мысль другими словами. Особенно важен это прием, если вы желаете донести важную для вас информации и хотите, что бы ваш оппонент ее точно понял и усвоил.

Если же ваша беседа носит вопросно–ответную форму, то этот прием позволит точно получить ответ, на интересующий вас вопрос.

9. Провокация. Если вы выдаете провокационную информацию, то ваш собеседник обязательно захочет вам возразить и, конечно же, будет внимательно вас слушать.

10. Гипербола. Не стесняйтесь приукрасить или преувеличить выдаваемую вами информацию. Ваш оппонент, обратит внимание, и потом вы обязаны заострить внимание на вашей позиции.

11. Выдвигание прогноза. Если вы уверены в том, что делаете, то вы обязаны предоставлять свои прогнозы.

12. Трехходовка. Если ваш оппонент агрессивно настроен, то тогда нужно действовать по следующим пунктам:

Дайте понять, что вы понимаете его состояние и вам очень жаль;
расскажите, что чувствуете сейчас вы, что вы расстроены и подавлены;
выждите небольшую паузу, а потом предложите успокоиться всем вам и вместе искать путь решения конфликта и сложившейся ситуации.

Запомните, что управлением вниманием вашего оппонента, не простая задача, но если вы в совершенстве овладеете всеми приемами, то сможете управлять кем угодно. Так как именно вы будите контролировать, что видит и слышит ваш собеседник.

Существуют специальные приемы, позволяющие поддерживать внимание аудитории на достаточно высоком уровне. Назовем наиболее распространенные.

    Вопросно-ответный ход. Задайте вопрос и сами ответьте на него, выдвиньте возможные сомнения и возражения, выясните их и придите к определенным выводам.

    Перейдите от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

    Задайте вопрос одному из слушателей, например: «У вас, я вижу, иная точка зрения?».

    Подойдите ближе к слушателям, сократите дистанции между говорящим и слушателями, поменяйте позицию.

    Создайте проблемную ситуацию, выдвиньте гипотезу, которую докажете вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.). Предложите слушателям ситуацию, вызывающую вопрос: «Почему?», этим стимулируете их познавательную активность.

    Используйте прием новизны информации, гипотез, и вы заставите аудиторию предполагать, размышлять.

    Сделайте опору на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

    Покажите практическую значимости информации.

    Используйте юмор: это позволяет быстро завоевать аудиторию.

    Ненадолго отступите от темы: это дает возможность слушателям «отдохнуть».

    Замедлите темп произнесения речи и одновременно ослабьте силу голоса: это привлечёт внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

    Используйте наглядные пособия (таблицы, схемы, макеты, слайды и др.).

    Используйте доказательство «от противного».

Готовясь к выступлению, продумайте, какие из приемов привлечения внимания, как и в какое время, вы будете использовать.

Доказательство. Тезис в доказательстве

Подготовка к выступлению обязательно включает продумывание способов доказательства. Чтобы слушатели поверили в справедливость наших идей, её надо доказать, то есть подобрать аргументы.

Структура аргументации

Тезис

Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3

Пример 1 Пример 2 Пример 3

Вывод

Когда вы приступаете к аргументации, начните с формулировки тезиса , то есть мысли, которую и надо доказать.

Аргументы логические и психологические

Аргументы (доводы) – это мысли, суждения, приводимые для подтверждения тезиса. В качестве подкрепления аргументов могут использоваться факты, ссылки на авторитетные источники, примеры из жизни, литературы и т.д.

Начиная работу над доводами, сформулируйте два или три утверждения, которые в сумме доказывают справедливость тезиса. После этого подберите к ним иллюстрации – конкретные примеры, подкрепляющие аргумент.

Надо помнить, что аргументация основана на логических доводах, однако она обязательно должна подкрепляться психологическими, то есть не только опираться на соответствие реальной жизни и иметь четкую с точки зрения логики форму, но и влиять на чувства слушателя.

Аргументы

Логические

Психологические

Влияют на разум, убеждают через сферу рационального:

    факты, не вызывающие сомнения;

    выводы науки (в том числе и научные аксиомы);

    статистические данные;

    законы природы;

    положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов;

    данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов и др.

Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального:

    личная уверенность или неуверенность пишущего или говорящего;

    статистические данные, если они вызывают своей внушительностью и значимостью определённые эмоции;

    примеры, вызывающие эмоции;

    показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис;

  • прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.









2024 © sattarov.ru.