Строгание древесины. Строгание. Для того, чтобы придать заготовке из древесины нужную форму и размер, а также получить ровную поверхность, выполняют операцию строгание. Она. Строгание заготовок из древесины
Муниципальное казенное
«Лицей № 1»
Конспект урока по технологии
5 класс
Тема занятия: Строгание древесины
подготовил
Емельянов Олег Борисович,
учитель технологии
г. Шадринск, 2013
План конспект.
Тема занятия: Строгание древесины
Цель занятия:
1. Обучающая: Дать учащимся начальное представление о технологии строгания заготовок из древесины.
2. Воспитывающая: Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
3. Развивающая: Развивать координацию движений при выполнении столярных операций.
Оснащение занятия:
1. Материально-техническое оснащение:
Инструменты: столярная ножовка (16 шт.), столярный угольник (16 шт.), линейка (16 шт.), рубанок (16 шт.), шило (16 шт.), сверло 10 мм (2 шт.), карандаш (16 шт.), рашпиль (16 шт.), лобзик (16 шт.), шлифовальная колодка (16 шт.).
Оборудование: сверлильный станок (2 шт.) столярный верстак (16 шт.), подкладная доска (2 шт.), выпиловочный столик (16 шт.).
Материалы: Брусок (береза) 15х40х320мм (16 шт.).
2. Дидактическое оснащение: Презентация: «Строгание древесины», технологическая карта изготовления рукоятка, критерии оценки практической работы.
3. Методическое оснащение: План-конспект занятия, Казакевич, В.М. Технология. Технический труд. 5 класс [Текст]: метод. пособие / В.М. Казакевича. – М.: Дрофа, 2005. – 127 с.
Место проведения: учебная мастерская
Тип занятия: комбинированный
Структура занятия:
1. Организационный момент – 1 – 2 мин.
2. Актуализация знаний – 3 мин.
3. Изложение нового материала – 15 – 20 мин.
3.1. Строгание заготовок из древесины.
3.2. Виды строгальных инструментов.
3.3. Устройство рубанка, фуганка и шерхебеля.
3.4. Приемы строгания рубанком.
3.5. Закрепление.
4. Практическая работа – 45 – 50 мин.
4.1. Вводный инструктаж. Правила безопасной работы при строгании древесины.
5. Подведение итогов занятия – 5 мин.
6. Уборка рабочих мест – 3 – 5 мин.
ИТОГО: 80 мин.
Оформление доски
Тема занятия
Строгание древесины
Ход занятия:
Организационный момент.
Учитель отмечает присутствующих по журналу. Учитель сообщает тему и цель занятия.
2. Актуализация знаний.
1. Какие инструменты применяются для пиления древесины. (Столярная ножовка, выкружная пила, лучковая пила)
2. Из каких частей состоит ножовка? (Ручка, полотно)
3. Как различают ножовки с различной формой зуба? (Для поперечного, продольного и смешанного пиления.)
4. Какая ножовка применяется для продольного пиления? (Для продольного пиления нужно выбрать пилу с наклонным профилем зуба)
5. Для каких целей используют стусло? (Стусло используют для точного пиления заготовок поперек волокон под различными углами 30°, 45°, 90°)
Выслушав ответы обучающихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.
3. Изложение нового материала.
Более подготовленным обучающимся учитель предлагает выступить с докладом о видах столярных строгальных инструментов.
Методические рекомендации: Затем учащимся сообщают, что им предстоит ознакомиться с новой операцией обработки древесины - строганием. Оно применяется для придания изделиям необходимой формы, размеров и требуемого качества поверхности. Учащимся предлагают привести примеры использования строгания при изготовлении различных изделий. Технические сведения об этой операции целесообразно излагать постепенно. Так, на этом занятии можно ознакомить обучающихся с устройством рубанка и с приемами работы этим инструментом, па последующих - с другими строгальными инструментами, их наладкой, с механизацией строгальных работ на деревообрабатывающих предприятиях и т.п.
Пиломатериалы или заготовки из древесины после распиловки имеют шероховатости, риски, покоробленности и другие дефекты, которые устраняют путем строгания. В процессе строгания заготовке придают нужную форму и размеры.
Строгание – процесс, обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей с помощью стругов.
На Руси все виды инструментов, применяемых для строгания древесины, называли стругами или стружками. В настоящее время на мебельных и деревообрабатывающих производствах существует ручное и профильное строгание, а также строгание с помощью электрических инструментов и на строгальных станках. Эту работу выполняют плотники, столяры, станочники строгальных станков.
Ручное строгание выполняют деревянными и металлическими рубанками. Деревянные рубанки делятся на две группы: рубанок с одинарным ножом применяют для предварительного строгания, рубанок с двойным ножом – для чистового.
Рубанок металлический с одинарным ножом состоит из передней ручки, колодки, прижима, упорного стрежня, прижимного винта, ножа, задней ручки. Учитель при объяснении опирается на презентацию
Деревянный рубанок с одинарным ножом состоит из колодки, ручки- рожка, летка, деревянного клина, ножа.
Деревянный рубанок с двойным ножом состоит из колодки, летка, ножа, стружколома, винта (крепление стружколома), клина, рожка, упора, подошвы. Учитель при объяснении опирается на презентацию
Среди деревянных рубанков выделяют шерхебель и рубанок – фуганок. Шерхебель – применяется для чернового строгания заготовок. Фуганок – ручной инструмент для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок. Фуганком строгают (фугуют), как правило, после обработки поверхности рубанком, чтобы сделать её более гладкой. Это достигается благодаря большой длине колодки рубанка – более 600 мм.
Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачивается в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.
Методические рекомендации: Перед тем как объяснить и продемонстрировать приемы строгания, учителю рекомендуется рассказать о строгании древесины вдоль и поперек волокон, о торцевании, пояснить, что при строгании вдоль волокон затрачивается небольшое усилие, получается менее шероховатая поверхность.
Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположено над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1...0,3 мм у рубанка.
Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны.
Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце - на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.
Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.
Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности. Проверка и контроль качества строгания. Строганные поверхности заготовки – пласти, кромки и торцы проверяют с помощью контрольно-измерительных инструментов.
Правильность выстроганной пласти проверяют «на просвет» линейкой. Правильно выстроганная пласть лицевой пластью или лицевой стороной. На ней столяр или плотник проводит карандашом волнистую линию. Это означает, что лицевая пласть при дальнейшей работе будет базовой.
Методические рекомендации: Учитывая, что учащимся трудно сразу освоить строгание, рекомендуется предложить им тренировочные упражнения. Во время этих упражнений учитель обходит рабочие места, следит за правильным выполнением приемов работы, соблюдением правил безопасности труда, помогает тем, кто испытывает затруднения. После того как пятиклассники усвоят навыки строгания, можно разрешить им приступить к практической работе по изготовлению изделия.
Закрепление:
1. Какими инструментами осуществляется строгание поверхностей заготовок? (Рубанок с одинарным ножом, рубанок с двойным ножом, шерхебель, фуганок, калевка, галтель и др.)
2. Для каких целей используют шерхебель? (Для чернового строгания)
3. Для каких целей используют рубанок с двойным ножом? (Для чистового строгания)
4. Для чего применяют фуганок? (Для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок )
5. Перечислите основные части рубанка? (Передняя ручка, колодка, прижим, упорный стрежень, прижимной винт, нож, задняя ручка )
6. Какие инструменты применяют для профильного строгания? (Калевки, фальцгобель, зензубель, галтель, горбачи и др. )
4. Практическая работа учащихся.
4.1. Вводный инструктаж.
Методические рекомендации: Перед выполнением практической работы учитель объясняет ее содержание на образце, показывает, какие поверхности следует зачищать рашпилем и шлифовальной шкуркой, дает рекомендации по зачистке кромок деталей. Перед тем как приступить к выполнению практической работы учитель объясняет обучающимся критерии оценки практической работы.
Правила безопасной работы при строгании древесины:
Проверь надежность крепления заготовки на верстаке.
Работу выполняй исправным, хорошо заточенным и правильно налаженным инструментом.
Леток от стружки очищай деревянной палочкой (щепкой).
Не проверяй качество строгания рукой. Ты можешь занозить руку.
Струги храни на ребре (боку), лезвием от себя.
Не оставляй струги на краю верстака.
Используй инструменты строго по назначению.
Выполняй только ту работу, которую поручил учитель.
По окончании работы убери рабочее место.
4.2. Изготовление рукоятки и текущий инструктаж.
Изготовление изделия в соответствии с технологической картой .
Для менее подготовленных обучающихся учитель предлагает изготовить бруски для подкладной доски.
Методические рекомендации: Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приемов, соблюдением правил безопасности труда и т.д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.
5. Подведение итогов занятия.
Учитель анализирует характерные ошибки и их причины. Сообщает оценки работы каждого учащегося. Оценки учитель выставляет, опираясь на критерии оценки практической работы .
После того как окончена распиловка, доску или брусок нужно острогать до гладкости, снять шероховатости с пиленой поверхности. Эта операция называется фугованием и выполняется на фуговальном станке или электрорубанком, а вручную -- одним из представителей семейства рубанков. Простейший рубанок имеет деревянный корпус с ручкой, нож и деревянный клин для фиксации ножа.
Современный металлический рубанок имеет приспособления, позволяющие легко регулировать и выпуск лезвия ножа, от которого зависит толшина снимаемой стружки, и угол наклона ножа к плоскости строгания, и ширину щели для стружки, и параллельность лезвия ножа плоскости доски.
Начинают строгание шерхебелем, который позволяет снять толстый слой древесины, причем может строгать вдоль и поперек благодаря овальной форме лезвия.
Рубанок с одиночным ножом выравнивает неровную поверхность после распиловки или шерхебеля, а с двойным (двойной рубанок) -- хорош для чистового строгания, строгания торцов, задиристых и свилеватых участков. В таком рубанке второй нож, стружколом, предотвращает задиры, отщепы и отколы.
Для зачистки задиров используют шлифтик, у него коротенький корпус и увеличенный угол резания, что обеспечивает тонкую стружку.
Цинубель предназначен для образования бороздок и ворсистой поверхности дерева (для склеивания), поэтому у него угол резания очень велик (80°), а лезвие имеет форму гребенки.
Если в корпус цинубеля вставить обычный нож, то его можно использовать как шлифтик.
Для строгания торцов используется торцовый рубанок, у которого лезвие ножа развернуто под углом к направлению строгания.
Зензубель предназначен для выборки четверти. Нож у этого рубанка имеет две режущие грани -- нижнюю и боковую -- и боковое отверстие для выпуска стружки. Как и у торцового рубанка, нижнее лезвие ножа развернуто к плоскости резания под углом, что улучшает качество резания.
Механическое строгание древесины осуществляется с помощью ручных электрорубанков и специальных станков. Ручные электрорубанки применяются для строгания бревен, брусьев, досок, полов и различных заготовок столярных изделий а также в тех случаях, когда обрабатываемый предмет не представляется возможным поднести к стационарному строгальному инструменту.
При любом строгании, особенно при черновом, когда снимается толстый слой дерева, необходимо определить направление волокон, чтобы не строгать взадор. Определяют это осмотром (волокна должны выходить на поверхность в направлении движения инструмента, т. е. от столяра) либо пробным строганием, если волокна невидны.
При строгании взадор шерхебелем могут получиться отщепы столь глубокие, что заготовка будет испорчена. Черновое строгание выполняют при больших припусках (до 5 мм) шерхебелем, при малых (1 - 2 мм) -рубанком с одним ножом. Шерхебелем строгают наискось к продольной оси доски или бруса. Выпуск ножа 2-2,5 мм. В широких досках при переходе за линию сердцевины, а также в косослойных половина доски может оказаться с иным выходом волокон, поэтому следует либо перевернуть доску, либо строгать на себя. При наличии сучков, около которых волокна всегда образуют завиток, выпуск ножа должен быть минимальным, а сам нож очень острым, иначе могут появиться глубокие выколы и отщепы, из-за которых придется снова снимать толстый слой дерева по всей поверхности. Не рекомендуется строгать шерхебелем узкие бруски и кромки, так как здесь трудно заметить границы, и брусок будет перестроган.
Сушка древесины
Предназначенная для работ древесина должна быть высушена до 10 -- 16% влажности. Сухая древесина лучше обрабатывается.
Сушка древесины является очень важной технологической частью всего процесса обработки и изготовления различных изделий из древесины, потому что именно от сушки зависит, какое будет дерево, как оно будет выглядеть и как будет обрабатываться.
Чем грамотнее древесина будет высушена, тем меньше должно быть трещин. Древесина должна быть высушена очень хорошо, для чего может понадобиться достаточно много времени, зато уже готовое изделие будет менее подвержено растрескиванию и рассыханию.
Сушка может производиться несколькими. Атмосферная сушка или сушка на вольном воздухе, отличается простотой и доступностью, но дерево, расположенное под навесом, защищающим его от дождя и прямых солнечных лучей, сохнет очень медленно -- от нескольких месяцев до нескольких лет. Летом древесина сохнет лучше, чем весной, осенью и зимой. Но если лето дождливое, она не только плохо сохнет, но может покрыться плесенью и даже загнить. При благоприятной погоде древесину можно высушить до воздушного состояния 12 -- 18 % влажности.
Стволы деревьев мягких лиственных пород окоряют, то есть снимают с них кору, и укладывают на стеллажи. Иногда со стороны торцов оставляют полоски коры. Такие же кольца через равные промежутки оставляют в середине. Со стволов деревьев твёрдых пород, например яблони, клёна, кору не снимают совсем. Чтобы древесина не растрескивалась из-за неравномерного высыхания, торцы стволов закрашивают или забеливают. Замазки, закрывающие поры древесины, составляют из смеси олифы и извести-пушонки или древесной смолы и мела. При сушке небольших стволов торцы замазывают толстым слоем густой масляной краски.
Вываривание в масле и олифе небольших кусков твёрдой древесины не только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони, самшита, груши, и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном хлопковом, древесном (олифковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно шлифуется и полируется.
Вываривание древесины в солёной воде также предупреждает её растрескивание. К тому же соль надёжно защищает древесину от проникновения в неё гнилостных микробов. В деревообрабатывающих мастерских леспромхозов, выпускающих корыта и другую долблёную посуду, готовые изделия из липы, осины и ивы проваривают в 25-процентном растворе поваренной соли.
Небольшие заготовки из твёрдой и мягкой древесины можно обработать и в домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают доверху солёной водой из расчёта 4 - 5 столовых ложек поваренной соли на литр воды. Древесину варят на медленном огне в течении двух-трёх часов, затем вынимают из солёной воды и сушат при комнатной температуре.
Зарывание древесины в стружки -- широко известный и надёжный способ сушки древесины, применяемый токарями и резчиками по дереву Сырые токарные детали токарь тут же зарывает в стружки, полученные при их точении или заранее заготовленные. Резчик по дереву зарывает в стружки неоконченную резную доску или скульптуру. Они равномерно высыхают вместе со стружками. Эта мера избавляет изделие от коробления и появления трещин, особенно при продолжительном перерыве в работе.
Мастера-древоделы всегда были неистощимы на выдумку, особенно когда нужно было получить добротный материал. Приметив, что даже в лютые морозы внутри навозной кучи постоянно сохраняется довольно высокая температура, они стали зарывать в неё дубовые кряжи. Весной кряжи обмывали и в проточной воде и сушили под навесом на открытом воздухе.
Камерная сушка широко применяется на деревообрабатывающих предприятиях. В специальных сушильных камерах древесину обрабатывают перегретым паром и топочным газом. Высушенная в камерах древесина имеет комнатносухую влажность 8-12 % и идёт на столярные, токарные и резные работы. От трёх суток до недели требуется, чтобы высушить древесину мягких пород, например, сосну, липу или ель. От двух недель до месяца должна сохнуть в камере твёрдая древесина дуба, бука или вяза. Но при камерной сушке появление трещин не исключено. Поэтому учёные постоянно ищут более совершенные и быстрые способы сушки древесины.
В последние годы были созданы сушильные камеры, работающие на токах высокой частоты. В таких камерах между двумя латунными сетками-электродами помещается древесина. К электродам подаётся ток от высокочастотного генератора. В электрическом поле древесина сушится почти в 20 раз быстрее, чем в паровой камере. Таким способом сушат ценную древесину твёрдых пород.
Следует сказать и ещё об одном оригинальном способе сушки древесины -- сушке на цементном полу, основанном на способности бетона интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол. В течение дня каждую заготовку переворачивают так, чтобы попеременно то одна, то другая её грань прилегала к цементному полу.
Успешная сушка древесины во многом зависела от величины и формы заготовки, наличия или отсутствия заболони. Мастер, хорошо знающий строение, физико-механические свойства дерева, с помощью топора, пилы, сверла и стамесок мог по своему усмотрению направить процесс сушки в нужное русло.
Хорошо известно, что особенно трудно сушить брёвна, кряжи и пиломатериалы, имеющие внутри сердцевину. Как правило, при сушке они растрескиваются почти до самой сердцевины. Брёвна многих рублёных строений бывают обычно испещрены многочисленными трещинами. Однако всё же можно встретить бревенчатые срубы, на которых нет сколько-нибудь заметных трещин.
Как удалось плотникам так хорошо высушить брёвна? Оказывается, трещины на брёвнах всё-таки есть, только они скрыты от нашего глаза. На каждое бревно приходится по одной крупной трещине, но они искусно замаскированы внутри бревенчатого сруба. Перед сушкой вдоль каждого бревна плотник делал топором зарубку. Глубина зарубки равнялась примерно одной трети расстояния от поверхности бревна до сердцевины. После высыхания древесины на месте зарубки образовывалась одна глубокая трещина, а остальные участки бревна оставались гладкими. Одна большая трещина как бы вбирала в себя десятки более мелких, концентрируя усадку в зоне зарубки. Укладывая брёвна в срубе, плотники располагали их трещинами вниз. По этому же принципу древоделы Индии сушат древесину самшита, как известно, очень твёрдую и склонную к сильному растрескиванию. Самшитовый чурбак распиливают до сердцевины, благодаря чему усадка при сушке всегда концентрируется в зоне пропила.
Известно, что колотая древесина высыхает быстро и без трещин. Если бревно или кряж расколоть пополам, то получится пластина (половинник). Половинник высыхает значительно быстрее, чем кряж, не только потому, что его масса становится в два раза меньше, но и в основном оттого, что к перерезанным годичным слоям открывается доступ воздуха. Если половинник сушится неравномерно, то от сердцевины может пойти глубокая трещина. Расколов половинник пополам, получают четвертину (по старинному "четвертак"). В отличие от пластины, четвертина очень редко образует при усыхании трещины.
Свойства колотой древесины хорошо знали и умело использовали мастера-резчики из Троице-Сергиевого посада Московской губернии. Они раскалывали липовый кряж в зависимости от его толщины на четыре или восемь частей через сердцевину. Возможно, этот технический приём, возникший при необходимости избежать растрескивания древесины, в какой-то мере подсказал пластическое решение многих резных игрушек.
Довольно сложно сушить твёрдую древесину, имеющую ядро. При высыхании она сильно растрескивается. Глубокие трещины доходят почти до сердцевины. Сильному растрескиванию подвержена, например, древесина свежесрубленной яблони. Но даже ствол засохшей яблони -- сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. У яблони светлая заболонь и тёмное ядро. Мастера особо ценят ядро. Древесина ядра более твердая и сухая, а поры её заполнены особым консервирующим веществом. Заболонь, наоборот, рыхлая и сильно насыщена влагой. При высыхании кряжа растрескивается в первую очередь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стёсывают топором и смазывают пастой торцы. После удаления заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.
Много хлопот доставляет сырая древесина скульпторам, которым чаще всего приходится иметь дело с кряжами довольно внушительных размеров. Чтобы не зависеть от капризного непостоянства древесины в кряжах, некоторые скульпторы склеивают из предварительно просушенных брусков необходимые по размерам и конфигурации блоки. Клееные блоки не поддаются короблению и растрескиванию, но нарушение естественного направления древесных слоёв, образующих текстурный рисунок, часто пагубно отражается на художественном достоинстве скульптуры. В скульптуре, выполненной из целого кряжа, а не из клееного блока, текстура, наоборот, подчёркивает форму и делает её более выразительной.
Мастера приметили, что если у кряжа удалить сердцевину, то появление трещин можно избежать почти полностью. В заготовке вдоль сердцевины просверливают отверстие диаметром около 5 сантиметров. При высыхании влага одновременно и равномерно удаляется не только из верхних, но и их внутренних слоёв кряжа. Завершив работу над скульптурой. отверстия забивают деревянными пробками.
Сушка древесины в лесу прямо на корню производилась весной и летом. Вокруг ствола дерева, предназначенного для рубки, снимали широкое кольцо коры. Влага из почвы переставала поступать в крону. Листья и хвоя вбирали в себя оставшуюся в стволе влагу, которая испарялась одновременно с засыханием. Дерево с подсохшим стволом валили, обрубали сучья, а затем раскряжёвывали, то есть распиливали на брёвна. В наше время таким способом заготовители подсушивают сосну перед сплавом по реке. Подсушка деревьев на корню увеличивает плавучесть сплавляемой древесины, а значит, и уменьшает её потери в пути.
Весной, когда молодая листва набирала на деревьях полную силу, богородские мастера ехали в лес заготавливать липовую древесину для резных игрушек. У сваленной липы обрубали сучья и снимали кору со ствола примерно на две трети длины всего дерева. Верхнюю часть дерева с сучьями, ветвями и листьями (крону) оставляли нетронутой. Соображения были очень простыми. У спиленного дерева листва вянет не сразу, а продолжает долгое время бороться за жизнь, словно мощными насосами втягивая в себя живительную влагу, находящуюся в стволе дерева. За две недели этот естественный насос выкачивал из ствола столько влаги, что на удаление её при обычной сушке на открытом воздухе потребовалось бы несколько месяцев. По истечении двух недель ствол липы распиливали на кряжи длиной до полутора метров. Окорённые и подсохшие липовые кряжи, так называемые лутошки, привозили домой и досушивали на дворе под навесом, уложив их на возвышающийся над землёй настил. К осени липовая древесина была уже вполне пригодна для всевозможных резных работ. Часть древесины пускали в дело, а остальную продолжали досушивать на вольном воздухе.
Сушка древесины запариванием применялась народными мастерами ещё в далёком прошлом, с тех пор как была изобретена русская печь, которая стала прототипом современной сушильной камеры.
Если по каким-либо причинам заготовить древесину с весны не удавалось, её в короткий срок высушивали в русских печах. Запаривали древесину в больших чугунах. В чугун укладывали сырую древесину, а на дно наливали немного воды. Затем чугун накрывали крышкой и ставили в протопленную печь. Чтобы жар не уходил из печи, её закрывали заслонкой. Утром древесину вынимали из чугуна и досушивали при комнатной температуре.
Применяли и другой, более простой способ сушки древесины. После очередной топки из русской печи выгребали золу и чисто подметали пол, на который на попа ставили деревянные заготовки. Плотно закрыв заслонку, дерево выдерживали в печи до утра. К утру древесина хорошо просыхала и одновременно приобретала красивую окраску. Белая в сыром виде липа после запаривания окрашивалась в золотистый цвет, а древесина ольхи -- в светло-шоколадный.
Сушка брёвен в вертикальном положении на сухой земле известна в южных областях нашей страны. Например, узбекские резчики сушили древесину под навесом на открытом воздухе. Брёвна, предназначенные для сушки, ставили вертикально, чтобы нижний торец упирался в сухую почву. Влага, находящаяся в брёвнах, постепенно опускалась вдоль волокон по капиллярам вниз и сухая земля жадно впитывала её.
Сушка древесины в земле и речном песке. Из ствола свежесрубленного дерева вытёсывают вначале грубую заготовку. Затем её зарывают в землю где-нибудь под навесом, чтобы дождь не мог увлажнить почву. В земле дерево выдерживают несколько лет, но чаще бывает достаточно всего одного года. Через определённый срок заготовку вырывают из земли и досушивают в помещении. Срок досушки определяется состоянием древесины. Цвет древесины, характер звука, издаваемого заготовкой при лёгком постукивании по ней костяшкой пальцев, дают опытному мастеру точную информацию о готовности древесины к дальнейшей обработке.
Мелкие заготовки твёрдой древесины можно высушить довольно быстро искусственным путём в речном песке. Одновременно они приобретают золотисто-коричневую окраску.
Интересного декоративного эффекта можно добиться при сушке уже готовых резных изделий. В чугун насыпают слой чистого речного песка. Сверху кладут заготовки, которые, в свою очередь, засыпают новым слоем сухого песка. Таким образом, чугун заполняют доверху, следя за тем, чтобы заготовки не касались его стенок. Загруженный чугун без крышки ставят на печь. Чем ближе он стоит к горящим дровам, тем быстрее пойдёт сушка. Но при этом возникает опасность, что древесина начнёт через некоторое время тлеть. В то же время, если чугун стоит слишком далеко от огня, дерево будет сохнуть медленно. Оптимальное расстояние от огня до чугуна определяют опытным путём. По мере высыхания древесины на участках, обращённых в сторону огня, постепенно возникает золотистая подпалина. Она плавно переходит в естественный цвет, который имеет древесная заготовка с противоположной стороны. Часто именно такого эффекта добиваются, декорируя готовые резные изделия. Но если нужно получить равномерную окраску, чугун время от времени поворачивают вокруг своей оси, подставляя то один, то другой его бок к огню. Если же хотят получить чистую высохшую древесину (без подпала), чугун с песком и заготовками ставят в печь после протопки на ночь. Сушить древесину в песке можно и на плите или костре, используя вместо чугуна банки, старые кастрюли, вёдра.
Из письменных источников известно, что древнегреческие скульпторы сушили древесину ценных пород зарыванием в сухую рожь. Сушка древесины в зерне была хорошо известна на Руси. Деревянную заготовку зарывали в зерно ближе к весне. За несколько недель зерно вбирало в себя из древесины всю "лесную влагу". Подготовленную таким образом древесину выдерживали при комнатной температуре, а затем смело пускали в дело, не опасаясь появления трещин. Считалось, что сушка сырой древесины в зерне за несколько недель до посева благотворно влияет на качество посевного материала. Напоённое живительной влагой зерно словно пробуждалось от зимней спячки и быстрее прорастало, оказавшись в земле.
При долблении сквозных отверстий под заготовку кладут подкладку (дощечку), чтобы не повредить крышку верстака. Часть заготовки с размеченным на ней отверстием должна находиться на крышке верстака. При долблении нужно стать лицом к верстаку, напротив заготовки, корпус держать прямо, слегка наклонив голову вперед. Ступню левой ноги располагают перпендикулярно крышке верстака. Правой ногой делают полшага назад и ставят ступню под углом 70-80° к левой (рис. справа, б ). Долото берут в левую руку, киянку - в правую. Ширина долота должна соответствовать ширине отверстия. Долото держат за ручку на расстоянии 15-20 мм от ее верхнего конца, а киянку - на расстоянии 20-30 мм от нижнего конца. Последовательности долбления сквозных и несквозных отверстий различны. Несквозные отверстия размечают и долбят с одной стороны. Долбление же сквозных отверстий может проводиться либо только с одной стороны, либо с двух: сначала с одной стороны заготовки (до половины), а затем, повернув ее на 180°, с другой. Такой метод долбления (встречный) применяют при обработке толстых заготовок. Полученные отверстия зачищают стамесками. Стамесками срезают фаски, строгают и зачищают заготовки (рис. ниже). При выполнении этих работ стамеску берут левой рукой за рабочую часть, а правой за ручку. Правая рука сообщает инструменту направление движения, а левая регулирует направление и толщину стружки.
Резание древесины стамеской: а - строгание; б - срезание фаски на торце; в - срезание фаски вдоль волокон; г - зачистка шипа. Контроль качества долбления осуществляют различными контрольно-измерительными инструментами. Глубину несквозных отверстий измеряют штангенциркулем. Длину и ширину отверстий проверяют масштабными линейками и штангенциркулями, но наибольшую точность контроля и экономию времени дает использование шаблонов. При долблении и резании во избежание травматизма следует придерживаться следующих правил. Работать можно только инструментом, режущая часть которого надежно закреплена в ручке и правильно заточена. Движение стамески должно осуществляться в направлении от себя. ЗАПРЕЩАЕТСЯ упирать обрабатываемый материал в любой участок тела. Передавать режущий инструмент разрешается только ручкой вперед. ЗАПРЕЩАЕТСЯ класть инструмент на край стола, чтобы избежать ранение ног падающим инструментом. Инструкционная карта. Долбление и зачистка прямоугольных отверстий.
Наименование и последовательность выполнения операций | Рекомендации по выполнению операций и самоконтролю | Эскиз |
Долбление несквозных отверстий: | ||
1. Установить долото поперёк волокон у правой стороны размеченной заготовки | Фаска долота должна быть обращена внутрь размеченного отверстия, а долото установлено, отступив на 1-2 мм от размеченной риски; угол между обрабатываемой заготовкой и передней гранью долота должен составлять 90º | |
2. Лёгкими ударами киянки по торцу ручки углубить долото в древесину. Вынуть лезвие долота из образовавшегося углубления | После ударов киянкой лезвие долота перережет волокна древесины и углубится на 3-5 мм (при большей глубине ухудшается качество обрабатываемого отверстия), лёгкими покачиваниями поперек волокон вынуть долото из древесины | |
3. Установить долото, расположив лезвие перпендикулярно волокнам древесины с левой стороны размеченного отверстия; перерезать волокна и вынуть долото | Фаска долота должна быть обращена внутрь размеченного отверстия, отступив на 1-2 мм от линии разметки; слегка ударяя киянкой по ручке долота͵ его лезвие вводят в древесину на 3-5 мм | |
4. Подрезать древесину вдоль волокон | Фаска стамески должна быть обращена внутрь размеченного отверстия; нажимая правой рукой на ручку стамески, её лезвие вводят в древесину на 3-5 мм, вынув стамеску из древесины, ее устанавливают на новом месте и опять перерезают древесину по линии разметки и т.д. | |
5. Установить фаску долота перпендикулярно волокнам древесины на расстоянии 15-20 мм от первой зарубки (правой, см. эскиз), ударяя по ручке киянкой, а затем, покачивая долото, вынуть древесину и, таким образом, продолжить долбление до середины размеченного отверстия | Фаска долота должна быть установлена к середине размеченного отверстия. Толщина срезаемой стружки должна составлять 2-3 мм. Порезанная часть древесины вынимается, используя долото в качестве рычага | |
6. Установить фаску долота перпендикулярно волокнам древесины на расстоянии 15-20 мм от второй зарубки (левой). Подрезать волокна и вынуть стружку. Срезать долотом оставшуюся часть древесины, используемую в качестве опоры долота на 5-м и 6-м этапах обработки. Для получения гнезда определенной глубины крайне важно выполнить те же операции, что и при снятии первой стружки | Фаска долота должна быть установлена к средней (невырезанной) части размеченного отверстия; толщина срезаемой стружки не более 2-3 мм. Подрезанную часть древесины вынимают, используя долото в качестве рычага. Установить долото на дно гнезда и, легко ударяя киянкой по ручке, срезать серединку, вынуть стружку. Толщина стружки должна быть увеличена до 5-10 мм Помните! Срезание более толстой стружки ускоряет выполнение операции долбления, но ухудшает качество поверхности стенок отверстия | |
Зачистка гнезда стамеской: | ||
1. Взять стамеску правой рукой за ручку, а левой за рабочую часть | Правая рука сообщает инструменту прямолинейное движение, а левая регулирует направление и толщину стружки | |
2. Зачистить стенки гнезда | При резании стамеской, обращенной к поверхности резания плоскостью полотна, задний угол между плоскостью полотна и поверхностью резания должен быть 0-3º; сообщая рабочее движение стамеске, зачистить гнездо Помните! Резание значительно облегчается, а поверхность получается чище, в случае если стамеску двигать под небольшим углом к направлению волокон | |
3. Зачистить дно гнезда | Установить стамеску фаской к поверхности обработки; задний угол между фаской и поверхностью должен составлять 3-5º; зачистить поверхность. Толщина срезаемой стружки при черновой обработке 2-3 мм, при окончательной зачистке 0,5-1 мм; выдолбленное и зачищенное гнездо не должно быть суженным книзу, так как конец шипа, попадая в зауженную часть, будет сжиматься и выдавливаться обратно |
Для того чтобы изделие приняло необходимую форму, имело ровные, гладкие поверхности, его нужно обстрогать.
Строгают заготовки специальными строгальными инструментами - стругами. Среди стругов наиболее распространены шерхебель, рубанок и фуганок (рис. 99).
Рис. 99. Виды стругов: а - шерхебель; б - рубанок; в - фуганок
Струги состоят из деревянной или металлической колодки, ножа, клина и ручки (рис. 100).
Рис. 100. Устройство рубанка: 1 - колодка; 2 - нож; 3 - клин; 4 - ручка
Заготовку крепят на верстаке, зажимая между упором и клином обрабатываемой поверхностью кверху. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны (рис. 101).
Рис. 101. Строгание рубанком
Шерхебель служит для первичного, более грубого строгания поверхностей, а рубанок - для окончательного, чистового (слово «шерхебель» - немецкого происхождения и означает «струг для грубого срезания»).
Режущая кромка у шерхебеля (рис. 102) - дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка - прямая.
Рис. 102. Ножи: а - шерхебеля; б - рубанка и фуганка; в - рубанка и фуганка со стружколомателем (1 - нож; 2 - стружколоматель; 3 - болт; 4 - режущая кромка ножа)
Фуганок намного длиннее рубанка. Строгая фуганком, получают ровные, плоские поверхности на длинных заготовках.
Рубанок ставят на обрабатываемую поверхность и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть колодки, а в конце - на заднюю. При обратном движении рубанка его поднимают над обрабатываемой поверхностью. Так постепенно состругивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой и заготовка не достигнет нужной толщины.
Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то заготовку следует строгать в обратном направлении.
Правила безопасной работы
- Надежно закрепляйте заготовку при строгании.
- Работайте только рубанком с хорошо заточенным ножом.
- Нельзя проверять руками остроту лезвия.
- Очищайте строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.
- Инструменты для строгания класть на верстак можно только на бок.
Практическая работа № 29
Строгание деревянных заготовок шерхебелем и рубанком
Порядок выполнения работы
- Ознакомьтесь с устройством шерхебеля, рубанка и фуганка.
- Закрепите заготовку на верстаке.
- Прострогайте пласти и кромки заготовки, оцените качество строганых поверхностей.
Новые понятия
Строгание древесины, струги (шерхебель, рубанок, фуганок), режущая кромка.
Контрольные вопросы
- Каково назначение стругов? Чем они различаются?
- От чего зависит толщина срезаемой стружки при строгании?
- Объясните, как работает стружколоматель.
- Что произойдет, если стружка не будет надламываться?
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
5 класс « »»
Выполнил:
Кузьмин Сергей Ильич,
Учитель
МБОУ СОШ №6 г. Озёры
Пояснительная записка.
Представленный мной конспект соответствует требованиям Федерального образовательного стандарта. За основу взят деятельностный подход в обучении.
Материал состоит из конспекта урока. Данный урок проходит в рамках учебного курса технологии « Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» .
Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная.
Цели урока:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие: развивать творческую активность обучающихся и навыки самооценки.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД: умение строить выражать свои проблемы.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, анализ
Учащиеся владеют
регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (вопросительных) слов; преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;
познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
Личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и оценке результатов труда.
Планируемые результаты:
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Для подготовки учащихся к восприятию нового материала, активизации их умственной деятельности в качестве мотивационного начала урока и актуализации опорных знаний организованно целенаправленное повторение ранее пройденного материала в форме фронтальной работы с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний. Рядом вопросов и учебных задач обучающиеся были подведены к формулированию цели урока. Акцент урока был поставлен на самостоятельную индивидуальную работу детей. Где каждый ребенок к концу урока должен придти к результату, изготовить клинышек для верстака.
Для самооценки учащихся на этапе рефлексии, я использовал ряд вопросов. Дети должны были оценить свою работу и работу одноклассников. Какие были допущены ошибки или нарушения. Что получилось, и что нет, объяснить почему.
В конце урока дано домашнее задание, которое поможет расширить знания по данной теме. Таким образом, урок построен на деятельной основе с использованием приёмов моделирования решения задач в реальной жизни, носит практический характер, и обеспечивает развитие познавательной деятельности и решения поставленных учебных задач.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к предмету.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 5 класс
Тема урока: « Строгание заготовок из древесины »
1. Цель урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по указанной теме.
Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.
Развивающие: развивать творческую активность учащихся и навыки самооценки.
Формировать УУД:
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, анализ ировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
2. Задачи:
1. Раскрыть понятия «строгание», «рубанок», «шерхебель», «рабочая поза» .
2. Раскрыть технологию процесса строгания заготовок из древесины.
3. Уметь готовить инструмент к работе, осуществлять наладку.
4. Осуществлять визуальный контроль качества изделия.
5. Соблюдение правил безопасного труда.
6. Делать выводы, обобщать.
3. Ожидаемые результаты:
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
4.Тип урока: Комбинированный урок.
5.Технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, дифференцированного подхода в обучении.
6.Ооборудование: столярный верстак, карандаш, линейка, рубанок, шерхебель.
7. Объект работы: клинышек для верстака.
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Строгание заготовок из древесины»
Основное содержаниеМетоды
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые образовательные результаты
предметные
УУД:
РегулятивныеПознавательные; Коммуникативные
личностные
Организационный момент мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли вы готовы к уроку? Сегодня мы будем изучать еще один способ обработки древесины и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал и изготовить изделие. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.
Словесный
Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.
Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.
Приветствуют учителя.
Регулятивные:
Самоконтроль учебной деятельности
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам
Обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию,
умеют мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности».
Мотивация к учебной деятельности
Мы уже познакомились с некоторыми столярными операциями. Перечистите их. Сегодня мы будем знакомиться еще с одной.
Проблемный вопрос:
Демонстрирую две одинаковых по размерам доски. Одна остругана, другая имеет шероховатую пиленую поверхность. Вопрос. Давайте сравним две заготовки?
Чем она обработана?
Кто догадался о чём идет речь? С какой операцией мы сегодня будем знакомиться?
Словесный
(беседа), наглядный,
практический
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.
Предлагает обучающимся рассказать, что они уже знают об обработке древесины.
Обращается к классу с вопросами.
Слушают учителя; Определяют тему урока;
Участвуют в постановке познавательной цели урока.
Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.
Регулятивные:
определяют цели и задачи урок);
Коммуникативные :
участвуют в формировании атмосферы исследования и сотворчества
Познавательные: работают с таблицей
Учебно-познавательная деятельность .
Чтобы получить ровную поверхность детали её строгают. При строгании с поверхности заготовки снимается тонкий слой древесины – стружка. Для ручной обработки заготовок из древесины строганием мы будем использовать рубанок и шерхебель. Давайте сравним два инструмента. В чем различия. Шерхебель служит для предварительного (чернового) строгания заготовок. Рубанок предназначен для окончательного (чистового) строгания заготовок.
Объясняю устройство рубанка. Особенности крепления ножа. Демонстрирую наладку рубанков с креплением ножа клином и винтом.
Словесный
(беседа), наглядный,
практический
Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выяснения различия между стругами и понять их назначение.
Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
Делают вывод о применении стругов.
Осуществляют сравнение инструментов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Знают отличие рубанка от шерхебеля, в каких случаях их применять. Знают устройство стругов.
Познавательные:
Формулирование проблемы, поиск путей решения;
Информационный поиск;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;
Построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование;
Контроль;
Оценка и самооценка.
Коммуникативные:
Изложение собственных мыслей и идей, диалог, умение вести дискуссию.
Проявлять познавательный интерес. Понимать: свою успешность при изучении темы.
Уважительное отношение к другому человеку, его мнению .
Самостоятельная работа. Инструктаж.
Перед строганием заготовку устанавливают в на верстаке. Как это сделать? Рубанок ставят подошвой на заготовку и начинают строгание. Для того, чтобы строганная поверхность получилась гладкой и ровной. Надо закрепить заготовку так, чтобы направление волокон древесины совпадало с направлением движения рубанка при строгании. В начале строгания нажимают сильнее левой рукой на переднюю часть рубанка, а в конце движения – правой рукой на заднюю часть. Если леток забился стружкой, то её надо вытащить вверх из летка или прочистить щепкой. Качество остроганной поверхности проверяют линейкой, прикладывая её в разных положениях.
Наглядный,
практический
Раздает заготовки. Предлагает закрепить её на верстаке. Контролирует. Демонстрирует хватку инструмента, рабочую позу, процесс строгания. Контроль строганных поверхностей. Подгонка клинышка к верстаку.
Устанавливают заготовки на верстаки. Готовят инструмент к работе. Строгают, контролируют остроганные поверхности, подгоняют в отверстия верстака.
Индивидуальная деятельность.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера на основе метода рефлексивной деятельности
Ответственное отношение к выполнению учебных задач.
Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока
Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь?
Словесный
Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это может быть тест.
Что вызвало интерес?
Что показалось трудным? Какие ошибки были допущены?
Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.
Регулятивные:
Участие в подведении итогов урока; выработка критериев оценивания работы.
Самооценка.
Познавательные:
Контроль и оценка способов своей деятельности
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственную работу
Самооценка на основе критериев успешности; Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
Следование моральным нормам и этическим требованиям
Знать материал параграфа § 13 из учебника;
Творческое д/з (какой еще существует для строгания древесины).
Оценивают свои возможности при выборе д/з.
Записывают д/з в дневник.
Список использованной литературы
1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Технология: Технический труд. 5кл.: учебник/под ред. В.М. Казакевича, Г.А.Молевой.-2-е изд.,стериотип. – М.:Дрофа,2014.-192 с.:ил.
3. Тишенко А. Т., Симоненко В. Д. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» – 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012
Использованные материалы и Интернет-ресурсы