Срочный ремонт трубы при протечке воды. Прорвало трубу? Ремонт металлических и полипропиленовых труб своими руками Ремонт металлической трубы


К атегория: Ремонт трубопроводной сети

Ремонт стальных трубопроводов

Ремонт с помощью болта. На стальных трубах в результате точечной коррозии могут возникать свищи. Ремонт здесь может быть следующий: перекрыв поступление воды на данный участок трубопровода, свищ расширяют с помощью керна или сверла. Затем с помощью метчика нарезают резьбу и ввинчивают в подготовленное отверстие болт.

Клеевое бандажное соединение. Поврежденные участки можно устранить путем наложения клеевого бандажного соединения. Основа такого соедине-ния - стеклоткань, пропитанная эпоксидным клеем. Клеевой бандаж позволяет соединять трубы (стык в стык). Технология ремонта следующая: режут стеклоткань на ленты. Длина и ширина ленты зависят от диаметра трубопровода и размера повреждения трубы. В любом случае длина ленты должна позволить сделать шесть слоев намотки на трубу (стык труб), а ширина ленты должна быть больше диаметра трубы на 30-40% (пример - диаметр трубы 20 мм, ширина ленты 28 мм). Чтобы края стеклоткани не образовывали бахрому, кромки разрезов пропитывают клеем БФ-2. Затем пропитывают ленту эпоксидным клеем. С помощью шпателя приготовленный клей наносят ровным слоем на одну сторону ленты. При этом шпатель слегка прижимают, чтобы клей проникал в стеклоткань.

Склеивание труб. Поверхности трубы (соединяемых труб) перед склеиванием очищают от грязи и Ржавчины. Это делается с помощью металлической Щетки, шлифовальной бумаги, а где необходимо - зачищают и напильником. Подготовленную поверх-0сть и торцы труб протереть ацетоном или бензином, после чего дать просохнуть не менее 15 мин.

Рис. 1. Основные способы устранения повреждений: а - бандаж с листовой резиной; б - клеевой бандаж (стеклоткань в - раструбная вставка; г - в косой стык: 1 -труба; 2 - стеклоткая 3 - резина листовая; 4 - металлический бандаж; к - слой нанесен» клея: 5 - поврежденный участок; б - вставка; 7 - раструбы; 8 — оТР монтированный участок; 9 - заготовка; 10 - струбцина; 11 - муфта

Намотку осуществляют с необходимым натягом без перекосов. Середина ленты должна рас-олагаться над местом повреждения или стыка. Сверху бандажное соединение стягивается металлической лентой. Трубы в зафиксированном состоянии должны находиться до полного затвердевания клеевого бандажа. Если это происходит при окружающей температуре 20-25” С, то затвердевание наступит спустя 2 суток, а при температуре от 5- 15° С - не менее 4 суток.
Необходимо избегать попадания эпоксидного клея на кожу. Если это произошло, попавший на кожу клей снимают смоченной ацетоном ватой, а затем промывают это место водой с мылом.

Требования к резьбе. Соединение стальных труб обычно осуществляется с помощью резьбы, выполненной нарезкой или накаткой. Резьбу накаткой выполняют только на тонкостенных трубах.

Резьба на трубах должна быть чистой. Нарезка с сорванной или неполной резьбой общей длиной более 10% в пределах рабочей части не допускается. Резьбовые соединения могут быть различные. Для санитарно-технических систем принято использовать цилиндрическую трубную резьбу.

При нарезании болтов, гаек, шпилек применяют метрическую резьбу, измеренную в мм и обозначенную М-6, М-8, М-10 и т. д.

Основные элементы резьбы: – шаг резьбы - расстояние между вершинами ли основаниями двух смежных витков; – глубина резьбы - расстояние от вершины.

При фланцевом соединении, которое применяется при установке арматуры с фланцами, а также при присоединении трубопроводов к различному обору, дованию, отверстия во фланцах под болты сверлятся с ровными краями. Между фланцами для уплотнения соединения устанавливают прокладку. Вид прокладочного материала зависит от транспортируемой среды. При температуре среды до 100° С применяют асбестовый картон, проваренный в олифе, толщиной 3-б мм или техническую резину, а при температуре среды свыше 100° С - паронит толщиной 2-3 мм. Для газопроводов используют прокладки из масло-бензостойкой резины толщиной 2-5 мм, если нет других указаний в проекте. Головки болтов следует расположить с одной стороны соединения. Чтобы обеспечить равномерное уплотнение прокладки и исключить перекос фланцевого соединения, гайки затянуть постепенно и равномерно в крестообразном порядке. Концы болтов после окончания затяжки не должны выступать из гайки более чем на 0,5 диаметра болта. При сборке фланцевого соединения применяют шайбы. Резьбу болтов перед их установкой промазывают графитом, замешанном на минеральном масле.

Канализационные, отопительные, а также водопроводные системы большинства квартир и частных домов в основном состоят из стальных и чугунных водопроводных труб. Всем известно, что и сталь, и чугун - сплавы на основе железа, которые с течением времени поддаются коррозии. Поэтому иногда возникают ситуации, связанные с протеканием труб из-за повреждений такого рода. В других случаях трубы могут дать течь в результате механического воздействия или неправильной эксплуатации. Такие ситуации подстерегают и владельцев трубопроводов, смонтированных на основе труб из пластика.

Если прорвало трубу, не стоит поддаваться панике, достаточно знать простейшие способы устранения таких неисправностей.

Ремонт трубопроводов из стали и чугуна

В любом трубопроводе возможно появление протечек на прямых участках, на стыках труб одинакового или различного диаметра, а также в местах присоединения магистрали к оборудованию.

Чугунные трубы

Как правило, чугунными трубами выполнен монтаж системы канализации. Такие трубопроводы находятся под небольшим давлением, поэтому протечки такого типа устранить довольно просто.

Бандаж

Одним из самых быстрых способов является наложение бандажа из цементного раствора и бинта. Ремонт трубы своими руками проводят в следующем порядке:

  • размешивают цемент с водой до получения однородной массы с консистенцией густой сметаны;
  • пропитывают бинт в этом растворе;
  • оборачивают бинтом проблемный участок несколько раз. При этом каждый новый виток должен на четверть перекрывать предыдущий;
  • процедуру повторяют, добиваясь 3-4 слоев бандажа.

По истечении суток канализацией можно пользоваться снова. Такой раствор создает очень прочное соединение, поэтому этот способ можно применить и для стальных водопроводных труб. Не стоит только использовать его в местах резьбовых соединений, разобрать которые после полного схватывания состава будет проблематично. Комбинацию бинт-цемент можно заменить эпоксидным клеем и стеклотканью, в таком случае нужна тщательная подготовка поверхности.

Монтажный скотч

Бандаж можно наложить и с помощью монтажного скотча или полосы из мягкой резины, которые с натягом оборачивают вокруг трубы. Резину дополнительно фиксируют хомутами или проволокой. У данного способа есть и существенный минус - невозможность наложения бандажа в случае плотного прилегания трубы к стене. При таком ее расположении, можно наложить заплатку или сделать зачеканку трещины.

Заплатка

Наложением заплатки можно отремонтировать любую трубу, включая пластиковую. Для устранения протекания из участка трубопровода сливают воду. Далее очищают место протекания от старой краски и ржавчины. Выполнять очистку можно металлической щеткой и наждачной бумагой. Затем дефектный участок сушат и обезжиривают. Далее накладывают на проблемное место эпоксидную смолу и заплатку из стеклоткани. Следят, чтобы клей пропитал материал заплатки, а затем придают ей эстетичный вид. При необходимости место ремонта укрепляют, дополнительно обмотав его сверху монтажной лентой. По прошествии 24 часов трубопровод готов к работе.

Битумная набивка

В местах соединения труб из чугуна большого диаметра (как правило, стояк) протечки тоже не являются редкостью. Для ремонта трубы своими руками необходимо извлечь фрагменты старой набивки, а затем установить новую, из прядей асбеста, пропитанных битумом. Сверху набивку закрывают с помощью цементного раствора, также армированного асбестовой прядью.

Зачеканка

Данным способом можно ремонтировать трещины, возникающие в чугунных трубах. Суть его заключается в забивании свинцовых конусов в образовавшуюся щель. Свинец, являясь очень мягким металлом, расплющивается во все стороны, заполняя собой мельчайшие пустоты в трубе. Таким образом протекание прекращается.

Ремонт стальных труб

На прямых участках труб место порыва можно отремонтировать, наложив заплатку или бандаж, аналогично случаям с чугунными трубами. Однако ввиду того, что обычно стальными трубами выполняются напорные магистрали, более эффективными и надежными являются следующие способы.

Саморез или болт

При возникновении на участке трубы свища небольшого диаметра (до 4мм), можно воспользоваться саморезом, с усилием ввернув его в место порыва. При отверстии от 5мм и больше ремонт трубы своими руками необходимо выполнять с соблюдением таких шагов:

  • слить воду из магистрали;
  • засверлить место течи для выравнивания краев;
  • нарезать метчиком резьбу в просверленном отверстии;
  • установить на болт нужного размера резиновую прокладку;
  • ввернуть метиз в трубу, зажав место протечки.

Тщательно отремонтированный с помощью болта участок может функционировать длительное время.

Применение хомутов

Небольшой диаметр стальных водопроводов позволяет выполнять ремонт металлической трубы своими руками как с помощью зажимов, выпускаемых промышленностью в виде ремонтных комплектов, так и хомутами, изготовленными собственноручно.

Установка такого приспособления довольно проста: на место утечки накладывают резиновое уплотнение, устанавливают на него сам зажим и затягивают с помощью крепежа из комплекта поставки.

При отсутствии заводского зажима можно воспользоваться несколькими хомутами для гибких шлангов нужного диаметра и полосой мягкой резины.

Непрямолинейные, а также участки стыков труб разных диаметров тоже можно отремонтировать с помощью хомутов. Иногда заводской зажим получается установить только с перекосом. Главное, чтобы он надежно устранил протекание. Покупной зажим можно заменить держателем для труб нужного размера. При его применении важно вырезать резиновое уплотнение с запасом в 1-2см.

Хорошие самодельные хомуты нужной ширины можно сделать и самостоятельно, используя полосу листовой жести нужного размера и просверлив по ее краям отверстия для установки стяжного болта.

Аварийный клей

Самый технологичный способ ремонта - наложение бандажа, изготовленного с применением специального металлополимера. Этот материал представляет собой двухкомпонентную полимерную смолу, армированную металлической пылью. Такой состав можно накладывать даже на влажные участки, важно только чтобы трубопровод не находился под сильным давлением. Оборачивать трубу необходимо с достаточным нахлестом каждого витка. После полного схватывания смолы, трубопровод можно продолжать эксплуатировать.

Полипропиленовые трубы

Напорный водопровод из полипропиленовых труб может дать течь в двух случаях - при неправильно проведенном монтаже или механическом повреждении. Для устранения протечки можно применить большинство вышеописанных способов, или же при проведении ремонта использовать специфику данного материала.

Пайка

В случае, когда прорвало трубу из полипропилена, берут отрезок такого же материала, оставшийся после монтажа и нагревают до начала плавления. Дефектный участок трубы также аккуратно разогревают до мягкого состояния. Затем заплавляют трещину, нанеся состав необходимой толщины. При этом важно не деформировать участок трубы, нагрев его сверх меры.

Соединение встык

Если нужно соединить обломки полипропиленовых труб, можно воспользоваться термоусадочными свойствами обычной пластиковой бутылки. Для проведения ремонта, на части трубы наносят эпоксидный, полиуретановый, или термоклей. Затем обломки устанавливают в «рукав», вырезанный из бутылки. При нагревании места ремонта феном, «рукав» плотно сожмет участок, ввариваясь в тело трубы. Тем самым будет обеспечена прочность и герметичность соединения.

Если вы владеете паяльным аппаратом, знайте, что ремонт полипропиленовых труб своими руками с помощью вышеописанных методов займет у вас ровно столько же времени, сколько и полная замена дефектного участка. Только в этом случае вы будете иметь стопроцентную уверенность в результате. Так стоит ли тратить время на ремонт, если под рукой имеется паяльный аппарат и пара стыковых муфт?

Необходимо помнить, что большинство описанных способов являются временной мерой, поэтому для проведения капитального ремонта нужно обратиться к специалистам.

Если возникла необходимость найти организацию по ремонту труб отопления, вы попали по нужному адресу. «Центр бытовых услуг» специализируется в сфере ремонта труб водопровода и отопления.

Наличие огромного разнообразия труб на рынке сантехники, начиная с полипропиленовых и заканчивая медными, привели к тому, что возникла необходимость найти способ осуществлять ремонт труб различных материалов и диаметров. В то время как одни поломки незначительны и могут быть отремонтированы быстро, ремонт труб спрятанных в стене в труднодоступном месте, может требовать больших усилий и не мало времени, а ремонт труб канализации и вообще может быть не возможен.

Во многих случаях возможен, но один из самых неудобных и трудоёмких. И всё-таки, в большинстве случаев металлические трубы это далёкое прошлое и может потребоваться полный ремонт ванных и туалета с заменой труб.

Самый лучший выбор для качественной работы отопления. И ремонт медных труб осуществить гораздо легче, чем ремонт труб из метала. В этом случае доступна, например, пайка трубы специализированным сварочным аппаратом.

Хотя качество самих труб может быть весьма высоким, их ремонт наиболее сложный, особенно если говорить про ремонт трубы под ванной. Сложность обусловлена особенностью устройства паяльного инструмента для трубы.

Из пластика возможен лишь с помощью частичной их замены. Если же труба повреждена слишком сильно, то её придётся менять целиком.

Это удел сантехников старой школы. Хотя подобный ремонт в принципе возможен, всё же чугунные трубы лучше заменить на современные.

Ремонт трубы теплого пола и других металлопластиковых и полиэтиленовых труб похож по своей. Пробой сверлом или случайный прорыв в месте перегиба можно починить специальными деталями.Особую сложность может составить ремонт металлопластиковой трубы в стене.

К счастью количество вызова мастеров по ремонту можно сократить до минимума. В первую очередь, будьте осторожны, когда сверлите отверстия в ванной комнате, в непосредственной близости от труб. Используйте фильтры грубой очистки и жесткости воды. Даже этот минимум правил сведёт необходимый ремонт труб к минимуму.

Поломка трубопровода возникает вследствие механического изнашивания. На него воздействуют эрозийные, тепловые, коррозийные нагрузки, поэтому время от времени возникает необходимость в его ремонте.

Правила и способы проведения ремонтных работ отличаются в зависимости от типа сети, материала изготовления труб.

Cодержание статьи

Типы поломок систем водоснабжения

Частичный ремонт труб – оптимальный момент для их полной замены. Среди основных поломок системы водоснабжения выделяют:

  • перерывы в подаче воды (могут быть кратковременными или длительными);
  • полная потеря воды в сети;
  • низкое давление в трубопроводе;
  • посторонние, нехарактерные ;
  • образование конденсата на трубопроводной магистрали;
  • механическое засорение труб;
  • выход элементов сети из строя.

Понижение давления – распространенная проблема, которая приводит к исчезновению воды в кранах. В результате жильцы многоэтажных домов вообще ее не получают.

Чтобы измерить давление применяется манометр. При низких показателях, в первую очередь, следует открыть на разных участках сети трубопровода: в колодцах и на входе в систему.

Под неисправностью оборудования подразумевают выход из строя арматуры, водомерного узла, а также наносной установки.

При подозрении на поломку арматуры, стоит проверить все ее типы: , запорную, водоразборную и регулирующую.

Чтобы убедиться в поломке наноса, также применяют манометр. Его устанавливают на участке входа водопровода в здание и после наноса. Если разница в показателях очевидная, насос сломан.

Какие трубы используются для ремонта трубопровода?

Существует несколько типов труб, которые используются для ремонта сети водоснабжения (т.е. для замены поврежденных участков):

  • полипропиленовые;
  • металлопластиковые;
  • полиэтиленовые;
  • металлические (чугунные).

Полипропиленовые изделия обладают такими преимуществами:

  • герметичность и надежностью соединения;
  • сохранение эксплуатационных характеристик на протяжении всего срока службы;
  • устойчивость к коррозии, образованию отложений и влиянию химических соединений;
  • простой монтаж, ценовая доступность монтажных элементов.

Новая течь на трубе – сигнал к неотлагательному ремонту

Металлопластиковые изделия представляют собой трехслойный «пирог» – между двумя пластинами пластика находится металлический слой. Они пригодны для локального ремонта на небольших участках.

Выделяются следующими достоинствами:

  • ценовая доступность труб;
  • простой монтаж;
  • устойчивость труб к появлению коррозийных процессов, влиянию химических веществ.

Однако, металлопластиковые трубы обладают более низкими показателями надежности крепления, нежели пластиковые трубы. Возможна потеря плотности соединения при нагревании трубы, что приводит к . Для монтажа системы из мателлопластика применяются фитинги.

Полиэтиленовые изделия применяются только для обустройства наружных сетей водоснабжения. Среди преимуществ: простой монтаж при помощи фитингов, долговечность и ценовая доступность. Так как они не устойчивы к высоким температурам, применяются исключительно для сети подачи холодной воды.

Металлические изделия давно отошли на второй план. К их негативным сторонам относят сложность монтажа, дороговизну и податливость коррозийным процессам.

Как устранить протечку водопровода?

Течь – самый частый тип поломки, который возникает на разных участках водопроводной магистрали, на промышленных объектах или домашних магистралях.

Перед тем, как выполнить ремонт водопровода, следует перекрыть воду . После фиксации прорыва, нужно высушить рабочую поверхность. Только затем можно приступать к его устранению.

Выделяют такие мероприятия, к которым можно прибегнуть при течи:

  1. Применение эпоксидного клея или герметика. На металлической поверхности, в радиусе до 5 см вокруг прорыва следует снять ржавчину, а затем нанести герметик. Эпоксидный состав требует использования бандажа. Запуск воды возможен через 12 часов.
  2. Монтаж временного, резинового бандажа. После установки, его нужно зафиксировать при помощи проволоки.
  3. Использование фланца. Способ относится к временному, но позволяет устранить течь на длительный срок. Благодаря резиновой, износостойкой поверхности, его можно применять многократно.
  4. Безрезьбовой метод устранения течи. Предусматривает монтаж трубы большего диаметра на место поврежденного участка. В месте прорыва делается разрез, участок обрабатываются клеем и на его место монтируется труба, которая будет играть роль хомута.

Ремонт металлического трубопровода

Ремонт металлического водопровода предусматривает несколько методов:

  • «дедовский» при помощи цемента и ткани;
  • при помощи асбеста и цемента;
  • при помощи хомута с резиновой прокладкой.

Первый метод заделки металлических труб считается временным. Перед началом работ необходимо развести цемент до жидкого состояния и пропитать им лоскуток ткани.

Такой бандаж помещается на поврежденный отрезок на ширину по плюс 20 см в каждую сторону от места прорыва.

Новый запуск сети водоснабжения может производиться не раньше, чем через сутки после временного ремонта. Метод нельзя применять на стыках труб.

При ремонте трубопровода асбест играет роль армирования. При отсутствии материала его можно заменить стеклотканью.

Ширина заплатки из цементно-асбестового раствора не должна быть меньше ширины ремонтируемого отрезка.

Перед его нанесением труба очищается от любых веществ: краски, грязи, жира и т.д. Лента из стеклоткани после установки на поверхность закрепляется металлическим обручем.

Хомут можно монтировать на рабочую трубу. Перекрытие сетей водоснабжения не требуется. Перед монтажом изделия необходимо развести его ушки так, чтобы оно беспрепятственно охватило трубу.

Резиновая прокладка ложиться ровно на прорыв. Между ушками должно оставаться около трех сантиметров.

Ремонт течи на металлическом трубопроводе своими руками (видео)

Ремонт сетей пластикового трубопровода

Ремонт пластиковой сети водоснабжения выполняется путем замены поврежденного отрезка на новый. Для полипропиленовых труб применяется пайка, для металлопластиковых изделий – вставки на резьбе.

В некоторых случаях применяется кустарная сварка, то есть, место прорыва заклеивается расплавленным пластиком. Чтобы разогреть место пайки, применяется открытое пламя или раскаленный металл. Важно, не повредить пластиковую поверхность трубы.

Соединяя отрезки разных диаметров, можно обойтись без пайки. Вместо нее . Необходимо обработать отрезок меньшего диаметра и смазать клеевым раствором. Если требуется, можно намотать стеклоткань.

Обработанный отрезок помещается в изделие большего диаметра. В месте соединения нужно выполнить обжим бандажом. Если выполняется ремонт труб, работающих под давлением, то механическое прижатие обязательно.

Следует помнить, что вялотекущий клей со временем разрушается и теряет свои соединительные свойства.

Бывает, что пластиковая труба сетей водоснабжения теряет форму. Не всегда деформация ее поверхности указывает на повреждение. Если не удается выровнять трубу, помятый отрезок стоит заменить.

Также замене подлежит участок, если на нем просматриваются царапины глубиной более 10% от общей толщины стенки.

Профилактика поломки водопровода – важная составляющая эксплуатации сетей. Следует регулярно осматривать трубы на наличие поломки, следить за давлением в их полости.

Анализ публикаций и патентный поиск по способам ремонта поврежденных магистральных и распределительных трубопро-водов позволил все существующие способы укрупненно разде-лить по технологическим признакам и применяемому оборудова-нию на следующие четыре группы:

  1. Способы ремонта, связанные с полной заменой дефектного участка трубопровода новым трубопроводом.
  2. Способы ремонта, которые предусматривают герметизацию поврежденного участка трубы снаружи.
  3. Способы ремонта, в которых герметизация осуществляется изнутри трубопровода.
  4. Способы ремонта по так называемому типу «труба в тру-бе», в которых в поврежденный участок трубопровода вставля-ется новая труба меньшего диаметра.

Первая группа способов ремонта является до настоящего времени традиционной технологией. Учитывая, что ремонт, свя-занный с заменой поврежденного участка новой трубой, доста-точно дорогой, его целесообразность вытекает из наличия круп-ных дефектов трубопровода, или его полного износа. Рассмат-риваемые способы проще реализуются для открытых трубопро-водов. Здесь основной трудностью является отсечение продукта перекачки на дефектном участке и удаление его остатков из зон сварки. В случаях подземных трубопроводов в основном требуется полное вскрытие поврежденного участка, что значительно увеличивает трудоемкость способов, особенно в труднодоступ-ных местах.

Существуют технологии замены дефектного участка трубо-провода новым трубопроводом без вскрытия. Суть этих техноло-гий заключается в том, что старая труба разрушается с помощью специальных приспособлений, и ее измельченные сегменты либо удаляются, либо вдавливаются в грунт коническим расширите-лем, освобождая тем самым проход для укладывания новой трубы. Разрушение изношенных труб производят двумя способа-ми - динамическим и статическим. Динамический способ осу-ществляется с помощью пневмопробойника, перемещающегося внутри старого трубопровода. Статический способ разрушения трубопроводов осуществляется с помощью режущего рабочего органа, выполненного либо в виде конусной головки, снабженной плоским ножом из высокопрочной стали, либо в виде роликового ножа (фрезы) с расширителем. Привод режущего рабочего органа осуществляется с помощью специального оборудования. В настоящее время оборудование для бестраншейного ремонта и замены трубопроводов изготавливается более чем двад-цатью зарубежными фирмами. В России серийного изготовле-ния такого оборудования нет. На Одесском заводе строительно--отделочных машин изготавливают комплексы типа МПС-01, МПС-01-01 для замены труб диаметром 150-250 мм.

Как можно заметить, данные технологии достаточно сложны они требуют сложных и дорогих механизмов для разрушения старой трубы и приспособлений для их проталкивания. Дефект-ный участок трубопровода должен быть ветхим для его полного и беспрепятственного удаления и, кроме того, не очень искрив-ленным и протяженным.

При ремонте подводных трубопроводов трудоемкость рас-сматриваемых способов, относящихся к первой группе, еще бо-лее возрастает, что связано не только с освобождением дефект-ного участка трубопровода от грунта, но и часто с его подъемом над уровнем воды.

Решить проблему массового ремонта магистральных трубо-проводов с коррозионными и другими повреждениями, ориенти-руясь только на технологию электродуговой сварки с заменой поврежденных участков в масштабах России за короткий срок практически невозможно и экономически не эффективно. Даже при наличии труб и финансовых средств на реконструкцию за-мена всех изношенных трубопроводов в стране займет десятки лет. К тому же, с точки зрения трудо- и материалоемкости, а также технологичности, использование электродуговой сварки не всегда целесообразно, поэтому она применима преимуще-ственно при реконструкции.

Несмотря на отмеченные недостатки, рассматриваемая техно-логия является вполне приемлемой и эффективной для экстрен-ного ремонта трубопроводов, у которых имеется доступ к по-врежденным участкам для их удаления и замены.

Для устранения локальных и незначительных коррозионных, эрозионных и других дефектов широкое распространение по-лучили способы восстановления трубопроводов снаружи. По сравнению с предыдущей группой эти способы являются менее дорогостоящими и требуют меньшего времени для их осуществления. Однако недостаток, связанный с вскрытием подземных трубопроводов остается. Герметизация снаружи может осуществляться различными методами в зависимости от диаметра трубопровода и материала, из которого он изготовлен, а также от состава и параметров транспортируемой среды.

Хорошо известны в качестве временной, но быстрой меры по ликвидации утечки жидкости или газа из металлических или пластмассовых труб методы с применением металлических хомутов, муфт, и других прижимных устройств. В качестве уплотнителя используют пластичные металлы, резиновые уплотнения, липкую синтетическую ленту, глиняный пластырь. При наличии мелких трещин ремонт может быть произведен с применением сварки (для газопроводов - с отключением подачи газа и со-блюдением соответствующих правил безопасности). В качестве заплаты могут быть применены полумуфты, которые между со-бой сваривают продольными швами, а с трубопроводом - коль-цевыми, или муфты со сквозными отверстиями для приварки к трубе. В некоторых случаях вокруг дефекта конструируется об-шивка и в полость между ней и трубопроводом нагнетается за-твердевающий полимерный материал. При этом роль муфты иг-рает термоусадочная лента.

Среди множества способов ремонта трубопроводов снаружи, относящихся по предложенной классификации ко 2-й группе, лидирующее место занял способ устранения дефектов по техно-логии «холодной» сварки с применением полимерных компо-зитных материалов. На основе результатов многолетних иссле-дований и полигонных испытаний ООО «Газнадзор» были опробованы различные материалы, определены эффективные технологии, разработаны конструкции с гарантийным сроком эксплуатации до 20 лет для ремонта трубопроводов и оборудования нефтяной и газовой промышленности методом «холодной» сварки. Совместно со специализированными институтами ООО «Газнадзор» разработал ведомственную руководящую докумен-тацию, которая была утверждена Газпромом и введена в дей-ствие с 1 октября 2000 года. В соответствии с технологической картой ремонта проводится подготовка поверхности участка тру-бы с дефектом, восстанавливается геометрия трубы с использо-ванием полимерного композитного материала (ПКМ). Затем на него с помощью ПКМ-адгезива накладывается стекло-полимер- ная композиционная лента (СПКЛ), имеющая память диаметра трубы и прочностные свойства боле высокие, чем у металла. Установка и закрепление ленты осуществляется на газопроводе только при снижении давления не менее чем на 30 % от рабочего и без прекращения эксплуатации газопровода. Снижение давле-ния регламентируется нормативно-техническими требованиями в целях обеспечения безопасности ремонта, а также для включе-ния в работу ремонтной конструкции. Для достижения необхо-димой адгезии, уложенная на дефект СПКЛ с помощью шабло-на, соответствующего кривизне наружной поверхности трубы, закрепляется различными прижимными приспособлениями, обе-спечивающими необходимое усилие.

Описанные способы относятся к открытым способам, которые в случаях ремонта сетевых газопроводов в городах, населенных пунктах или вблизи них требуют вскрытия дорожного полотна, газонов, сноса зеленых насаждений, закрытия городских маги-стралей, с последующей рекультивацией и восстановлением нарушенного благоустройства. Как следствие, возникает нару-шение привычного ритма жизни в районах, прилегающих к ме-сту производства работ. Таким образом, рассмотренная группа способов ремонта из-за значительных затрат является неэконо-мичной.

Способы ремонта трубопроводов изнутри относятся к бес-траншейным. Герметизация может осуществляться разными ме-тодами. Известны устройства для ремонта, позволяющие вво-дить в восстанавливаемую трубу кольцевые облицовочные вкла-дыши, специальные втулки, уплотнители в виде гибкого пла-стыря, с нанесенным на его поверхность быстро затвердевающим составом с повышенной адгезионной способностью или в виде шлангообразной фольги.

Наибольшее количество способов в 3-й группе - это способы, в которых герметизация трубопровода производится путем нане-сения на его внутреннюю поверхность защитного восстанавли-вающего покрытия. Такое покрытие получают следующим обра-зом. После предварительной очистки и сушки в дефектный уча-сток трубопровода нагнетается затвердевающий материал, а за-тем через него протягивают формователь, который вытесняет излишки материала, а на внутренней поверхности трубы образу-ется со временем затвердевающий равномерный защитный слои этого материала. В ряде случаев материал защитного покрытия размещают на поверхности эластичной оболочки, которую вво-дят в поврежденную зону трубопровода и раздувают. Материал при этом прижимается к внутренней поверхности трубопровода. После отверждения материала эластичная оболочка удаляется.

В случаях ремонта рассматриваемыми способами трубопрово-дов больших диаметров предлагаются специальные устройства для нанесения покрытий на внутреннюю поверхность труб. Эти устройства содержат транспортный модуль, механизмы выдавливания полимерной наполнительной смеси, механизмы ее радиальной подачи и нанесения на внутреннюю поверхность, нагре-вательные элементы для полимеризации.

Несмотря на основное преимущество данных способов, за-ключающееся в ремонте без вскрытия трубопровода, они имеют следующие недостатки, ограничивающие их применение, осо-бенно при ремонте газопроводов, где требуются высокая надеж-ность и качество.

  • Необходимость применения сложного оборудования.
  • Необходимость попадания полимерного материала в нужное место и обеспечение полноценного и надежного контакта.
  • Прочность полимерного защитного покрытия в случаях вы-сокого давления и существенных дефектов, а также большой изношенности трубы может оказаться недостаточной.
  • Невозможность контроля качества ремонтных работ по хо-ду их выполнения.
  • Невозможность качественного ремонта трубопроводов, про-ложенных в грунтах с повышенной влажностью, а также под-водных трубопроводов.

Способы ремонта трубопроводов по типу «труба в трубе» от-носятся к относительно дешевым и быстрым бестраншейным технологиям, и эти преимущества часто перевешивают их глав-ный недостаток - уменьшение проходного сечения трубопро-вода.

Использование металлических труб в качестве ремонтных из-за их большой изгибной жесткости возможно только в случаях, когда изношенный участок трубопровода является практически прямолинейным, а также имеется пространство для образования шахтных стволов необходимой длины для ввода ремонтных труб. В силу отмеченных ограничений ремонт с применением металлических труб выполняется преимущественно на трубопроводах большого диаметра. С увеличением длины ремонтируемо-го участка трубопровода, даже если он имеет небольшую кривизну, растет усилие, необходимое для протягивания ремонтных труб. С целью уменьшения этого усилия применяются центри-рующие направляющие роликовые элементы. Опорные элементы предлагается располагать на поверхности ремонтной трубы по винтовой линии, и при приложении осевого усилия к трубе ей обходимо придавать вращательное движение. В некоторых случаях для облегчения монтажа ремонтируемый участок трубопровода заполняется водой, а новая труба, поддерживаемая специальной плавучей трубой, или понтонами, вводится на плаву. После прокладки вода из трубопровода удаляется. В качестве тягового устройства обычно применяются лебедка и трос, протягиваемый через ремонтируемый трубопровод со второго вскры-того его конца. Вместо этого традиционного метода перемещения секций ремонтных труб можно осуществлять давлением, подава-емым во внутрь этих секций, передний конец которых временно закрывается заглушкой.

Применение пластмассовых, в частности, полиэтиленовых труб для ремонта рассматриваемым способом расширяет его возможности, так как такие трубы по сравнению с металличе-скими обладают большей гибкостью и меньшим весом, а значит позволяют ремонтировать более протяженные и имеющие доста-точно большую кривизну трубопроводы. Однако, если вопрос получения необходимой гибкости пластмассовой трубы решается за счет уменьшения толщины стенки, то возникают проблемы, связанные с потерей прочности как на истирание при протягива-нии в ремонтируемый трубопровод, так и прочности при нагру-жении внутренним давлением. В этом заключаются основные недостатки применения пластмассовых труб. Предотвратить ис-тирание ремонтной трубы о стенки изношенного, покрытого коррозией трубопровода невозможно, а для обеспечения прочно-сти при перекачке среды под давлением необходима дополни-тельная непростая технологическая операция по заполнению межтрубного пространства тампонажным материалом, например, пеноцементом.

Существуют так называемые «чулочные технологии» ремон-та, которые отнесены к 4-й группе, так как они связаны с протя-гиванием внутрь ремонтируемого трубопровода специальных рукавов, называемых иногда чулками. По результату, однако, эти способы близки к способам герметизации трубопроводов из-нутри различными полимерными составами.

В качестве чулка используют, например, синтетический рукав с нанесенным на его наружной поверхности клеем. После про-таскивания рукава его прижимают к внутренней стенке трубо-провода специальными раскатчиками или подачей внутрь дав-ления.

В других способах в качестве защитного покрытия предлага-ются комбинированные рукава из композитных материалов. Эти рукава вводятся в трубопровод. Затем непосредственно в них или во вспомогательный рукав подается под давлением подогре-тая газообразная или жидкая среда. Прижатый к внутренней поверхности трубы комбинированный рукав полимеризируется и образует герметичную защитную пленку. Вспомогательный ру-кав удаляется.

Достаточно близкой к «чулочной» является технология «U-лайнер», при которой внутрь предварительно очищенного ремонтируемого трубопровода протягивается U-образная (может быть и другой формы) в поперечном сечении пластиковая, чаще всего полиэтиленовая плеть с последующим ее распрямлением с помощью теплоносителя определенной температуры и образованием нового цельного пластикового трубопровода.

Преимущество, выделяющее «чулочные технологии» и технологии «U-лайнер» среди способов 4-й группы, заключается в том, что практически сохраняется проходное сечение трубопро-вода. но они не лишены недостатков, перечисленных в отноше-нии способов 3-й группы. Кроме того, добавляется еще один, уже указанный для пластмассовых труб, недостаток - возмож-ность повреждения рукава или пластмассовой трубы о стенки изношенного трубопровода при протягивании. И этот недостаток проявляется тем больше, чем больше кривизна дефектного участка трубопровода и чем больше его длина.

Заслуживают внимания способы ремонта криволинейных трубопроводов, в которых в качестве ремонтной трубы исполь-зуются гофрированные трубы. Гофрированные трубы или рука-ва имеют малую изгибную жесткость, поэтому их можно протя-гивать (проталкивать) в. дефектные участки сильно изогнутых трубопроводов, содержащих даже отводы и колена. Причина, ограничивающая применение гофрированных труб, та же, что для пластмассовых труб - их малая прочность. Здесь имеется в виду не только прочность на нагрузку от давления, но и контактная прочность, а также прочность на растяжение, необходимые при протягивании в ремонтируемую трубу. Этот недостаток устраня-ется путем их снабжения наружной проволочной оплеткой.

Описанные способы ремонта всех четырех групп, за исклю-чением способов ремонта 2-й группы, для незначительных по-вреждений требуют обязательной остановки перекачки транспор-тируемого продукта. В то же время существует достаточно много ситуаций, когда, не смотря на обнаруженный дефект или сквоз-ное повреждение трубопровода, остановка перекачки невозмож-на из-за возникновения значительных проблем технологического и социального характера (металлургическая, стекольная про-мышленность, нефтехимия, система охлаждения реакторов атом-ных электростанций, питание отопительных котельных в зимнее время и т.п.).

Существуют способы ремонта повреждений трубопроводов без остановки перекачки с использованием методов «холодной врезки» и монтажа байпасной линии.

Способ аварийного ремонта трубопровода без остановки перекачки включает два основных этапа (рисунок ниже):

1. Аварийное перекрытие поврежденного участка трубопро-вода.

Схема ремонтных работ с монтажом байпасной линии

а - установка перекрывающих устройств для отсечения поврежденного участка от основной магистрали; б - монтаж байпаса; в - удаление поврежденного участка и замена его новым; г - демонтаж перекрывающих устройств и ввод в действие трубопровода

2. Прокладка и врезка временной байпасной линии для не- прекращаемой перекачки.

Основные же восстановительные работы по замене участка трубы выполняются в обычном ритме, что способствует повыше-нию качества монтажных работ. Одновременно с началом ава-рийно-восстановительных работ по вскрытию участка трубопро-вода, сбору и откачке вытекающего нефтепродукта с обеих сто-рон удаляемой секции трубопровода (без его опорожнения) устанавливают перекрывающие устройства для отсечения поврежденного участка от основной магистрали, для чего выпол-няются два вида сложных и ответственных операций:

  1. Вырезка отверстий в трубопроводе.
  2. Ввод через них перекрывающих устройств.

Для этого в месте ввода перекрывающих устройств к трубо-проводу привариваются два патрубка или разрезных тройника, во фланцах которых имеются специальные пазы для установ-ки заглушек после окончания ремонтных работ. К патрубкам присоединяют специальную запорную арматуру, к которой мон-тируют механизм для вырезки отверстия. Конструкция меха-низма позволяет вырезать отверстия в трубопроводе, находя-щемся под давлением перекачиваемого продукта. Сверление отверстий производят цилиндрической трубчатой фрезой с тор-цевой рабочей частью. Фрезу необходимо устанавливать очень точно по оси предполагаемого отверстия, а раму крепят к фланцу.

Фрезерный шпиндель снабжен специальным устройством, которое удерживает вырезанный кусок металла и позволяет его извлечь. Вращательное движение фрезы и ее подача обеспечи-ваются встроенным в рамку пневмо- или гидроприводом. После вырезки отверстий механизм демонтируют, арматуру закры-вают и на его место устанавливают приспособление для ввода перекрывающих устройств. Перекрывающее устройство пред-ставляет собой заглушку в форме ребристого конуса, смонтиро-ванную на тягах, и позволяет удерживать рабочее давление жидкости в трубопроводе.

После вырезки отверстий в трубопроводе и демонтажа свер-лильного устройства к запорной арматуре подсоединяют байпас, по которому и направляется поток перекачиваемого продукта. Поврежденный участок удаляют и заменяют новым, затем пере-крывающие устройства демонтируют, патрубки заглушают спе-циальными сегментными заглушками, запорную арматуру на обводной линии перекрывают, и поток нефтепродукта направляется по основному трубопроводу.

С целью соблюдения требований техники безопасности и противопожарных норм при проведении монтажных работ про-водят герметизацию полости трубопровода различными гермети-зирующими устройствами.

Наиболее широко применяемые в газораспределительных си-стемах низкого давления так называемые «глиняные пробки» представляют собой шамотную глину, зафасованную в эластич-ные матерчатые мешки и утрамбованную в полость трубопрово-да. Длина пробки зависит от характера местности, качества гли-ны, времени года, диаметра трубопровода и т.д., но должна со-ставлять не менее двух диаметров трубы и гарантировать без-опасность огневых работ, выполняемых вручную. Набивку и трамбование глиняной пробки обычно производят вручную. Для герметизации полости трубопровода, кроме глиняных пробок, создание которых является весьма трудоемкой и малопроизводи-тельной операцией, применяют и другие способы, принцип дей-ствия которых основан на введении внутрь трубопровода раз-личных шаров, пробок, скребков и иных механических раздели-телей, используемых при замене участков нефтепроводов в пла-новом порядке.

При утечке нефти или газа велика вероятность дальнейшего развития повреждения, трещин, негативного развития аварии, что может привести к недопустимому прекращению перекачки по поврежденному участку трубопровода, в связи с чем вопрос сокращения времени перекрытия поврежденного трубопровода и строительства временной обводной линии является весьма акту-альным.

Вырезка отверстий с помощью торцевой трубчатой фрезы должна производиться на малых оборотах с тем, чтобы не про-изошел перегрев зубьев фрезы, их заклинивание или поломка, в связи с чем на этом технологическом этапе нет резерва для со-кращения времени аварийного ремонта трубопровода.

Таким образом, только за счет уменьшения времени монтажа временной обводной линии возможно уменьшение общего време-ни локализации и ликвидации аварийной ситуации без останов-ки перекачки, возникшей на трубопроводе.

Необходимо также попытаться улучшить первый технологи-ческий этап - аварийное перекрытие поврежденного участка трубопровода с возможностью дальнейшего проведения ремонт-ных работ в обычном режиме.

Необходимо разработать технические средства и технологию быстрой ликвидации аварии и восстановления перекачки бес-траншейным методом по типу «труба в трубе», а также без оста-новки перекачки транспортируемого продукта.

Исследование существующих способов ремонта подземных трубопроводов выявило, что достаточно хорошо разработаны и с успехом применяются для ремонта трубопроводов технологии, предусматривающие вскрытие и ремонт дефектных участков с остановкой перекачки. Но эти технологии достаточно дорогие и не во всех случаях возможны.

При необходимости ремонта трубопроводов в стесненных условиях при нахождении мест повреждений под болотами, транспортными магистралями и другими препятствиями наибо-лее эффективными являются методы ремонта по типу «труба в трубе».

Применение «холодной врезки» с одновременным строитель-ством байпасной линии не решает вопрос сокращения сроков восстановления поврежденного трубопровода, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с прекраще-нием подачи энергоресурсов на объекты производственной и со-циальной сферы деятельности человека, имеющие непрерывный характер.

Решение задач повышения точности и эффективности мето-дов определения мест утечек, образования сужений и закупорок, создания эффективных и быстрых технологий ремонта трубо-проводов методом «труба в трубе», а также без остановки пе-рекачки позволило бы значительно сократить сроки ремонта, потери транспортируемых углеводородов, снизить загрязнение окружающей среды, что очень актуально.









2024 © sattarov.ru.