Воспитание в благочестии. Что значит быть благочестивым и довольным


Игорь ДОЛБНЯ (Спокен, Вашингтон)

С ранних времен в Церковь проникали люди, которым нужна была только слава и слушатели, проникали те, кто видел только финансовую выгоду.

Давайте вместе поразмышляем над 1 Посланием к Тимофею. Откроем 6 главу и прочитаем с 3 по 10 стих…

В этом тексте особое внимание хотелось бы обратить на стихи 6,7,8, в которых есть два ключевых слова: "благочестие" и "довольство".

Что обозначают эти слова?

В толковых словарях русского языка мы находим, что "благочестие" - это соблюдение предписаний религии, церкви. Это истинное Богопочитание. Это благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле. О благочестивом человеке сказано: поистине почитающий Бога, богобоязненный, строго соблюдающий закон, заповеди Господни.

Слово "довольный" означает: ограничивающий свои желания тем, что у человека есть. Получается, что я могу быть доволен тем, что в конце трудовой недели пришел в церковь; могу быть доволен тем, что всю неделю Господь благословлял мою семью. И я могу сказать "Слава Богу за все это прожитое время!", при этом оставаясь и благочестивым, и довольным.

Люди поврежденного ума

Теперь давайте мысленно вернемся в то время, когда апостол Павел пишет это свое послание. 1 и 2 послания к Тимофею обычно называют "пасторскими посланиями". Павел адресовал их ученику, который в то время находился в городе Ефес (1 Тим. 1:3). По характеру Тимофей был застенчивый, необщительный и не мог справляться с возмутителями порядка. Да и здоровье Тимофея было не совсем хорошим (1Тим. 5:23). В свое время он был постоянным спутником Павла — апостол очень любил его и скучал по нему. Исторические документы говорят, что после смерти Павла Тимофей взял на себя заботу об Ефесской церкви и впоследствии пострадал, как мученик.

Причина написания этого послания была в том, что, когда Павел отходил в Македонию, он оставил Тимофея в Ефесе. Он пишет ему письмо, в котором наставляет, что необходимо предпринимать далее. Благодаря служению апостола Павла церковь быстро увеличивалась. В течение нескольких лет в Малой Азии настолько возросло число христиан, что языческие храмы почти опустели. Из-за своего географического расположения и количества верующих во времена апостолов Ефес стал центром христианства, местом, где оно играло решающую роль.

Новообращенные христиане церковных зданий не имели. И поэтому тысячи верующих в Ефесе и его окрестностях собирались в различных домах. Это были домашние церкви. Каждая маленькая группа, или община, имела своего руководителя. Тимофей занимался тем, что посещал эти группы из новообращенных христиан, учил, как нужно поступать в церкви, боролся с нездоровым направлением в учении и в жизни верующих. Уже тогда в Церковь проникали люди, которым нужна была только слава и слушатели; проникали те, кто видел только финансовую выгоду.

Смотря на историю церкви в Ефесе, не перестаешь удивляться тому, что она, история, имеет свойство повторяться. Послание, которое Павел написал Тимофею много веков назад, и стихи, нами прочитанные, актуальны по-прежнему.

В 6-м стихе сказано: "Великое приобретение — быть благочестивым и довольным". Это — духовное богатство. Эти качества христианам присущи не просто сами по себе, а их необходимо приобретать, необходимо завоевывать, необходимо прилагать ежедневный труд, чтобы научиться быть благочестивым, научиться довольствоваться тем, что есть, хотя порой это бывает очень трудно.

Прочитанные три стиха находятся в середине отрывка. Первые же три говорят о людях, которые имеют ложное благочестие. Эти люди не следуют здравым словам. Они горды. Они утверждают, что обладают высшим знанием, на самом же деле не знают ничего. Как написал Павел, они не знают, о чем говорят. Тем не менее до безумия любят состязания в словопрениях. Слово "заражен" в 4 стихе буквально означает "больной". Они поднимают вопросы, которые не служат к духовному назиданию. Предметы их споров не имеют к учению Библии никакого отношения. В результате возникают зависть, распри, злоречие и лукавые подозрения. Американский социолог Джерард Ленски писал: "В их дискуссиях и словопрениях один начинает завидовать сноровке, приобретенной другим; ссоры разгораются по мере того, как они состязаются и противоречат друг другу; все чаще с губ срываются богохульства, то есть обвинения и угрозы, изложенные языком Библии".

Эти пустые споры разгораются из-за людей поврежденного, то есть больного, ума, думающих, что благочестие служит для прибытка. Учителями религии они стали потому, что сочли ее профессией, выгодной для себя. Священное Писание они толкуют так, как удобно воспринимать публике. Они говорят то, что хочет слышать народ. Самое святое из всех призваний превращают в бизнес, от которого и получают доход. Их желание — только обогащаться, обманывая и вводя в заблуждение окружающих. Они заявляют: "Ты можешь делать все, что хочешь, но придет время, и Господь возьмет тебя за руку и притянет в Царство Небесное".

Как нам бывает приятно слышать подобные слова! Наслаждайся жизнью, пей грех, но придет время, и Бог тебя спасет. Это же безумие! Они забыли, что Бог дал человеку свободу выбора: что ты выберешь, то в твоей жизни и произойдет. Хочешь грешить — греши, но знай: озеро огненное ждет тебя. Хочешь жить благочестиво, живи, и Господь будет с тобой. Видя все это, апостол Павел даже не советует, а приказывает "удаляться от таковых", сторониться нечестивых учителей.

Истинное благочестие заключается в здравом учении, то есть в том учении, которое несет духовное здоровье. Таким было учение Господа нашего Иисуса Христа. Здравостью пропитано все учение Нового Завета. Это и учение о благочестии, которое поощряет к благочестивому поведению, к соблюдению закона Божьего.

Корень всякого зла

Другая половина прочитанного нами отрывка говорит о людях, которые не умеют довольствоваться: им постоянно чего-то не хватает. В Писании не сказано о том, что деньги являются корнем всякого зла. Но в Библии ясно сказано об отношении к ним, о том, что сребролюбие, страсть к накоплению есть корень всякого зла: "Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Отк. 3:17).

Сребролюбие обычно обращается в ненасытную страсть.

Сребролюбие зиждется на иллюзии обеспеченности и безопасности, но безопасность нельзя купить за деньги.

Сребролюбие делает человека эгоистом.

Сребролюбие легко может привести человека на путь неправедного приобретения денег и, в конечном счете, уводит от Бога.

Довольство никогда не появится в результате обладания материальными благами, потому что чем больше мы имеем, тем больше нам хочется, тем больше нам «необходимо». Настоящее довольство приходит от нашего внутреннего, духовного, отношения к жизни.

Английский драматург Уильям Шекспир в пьесе "Генрих VI" описывает короля, ходящего по своей стране неузнанным. Король встречает двух лесников-егерей и заявляет им, что он — король. Один из них спрашивает: "Но если ты король, где же твоя корона?" И король отвечает величественно:

"Моя корона — в сердце, не на голове;

Она не украшена брильянтами и драгоценными камнями,

Ее нельзя узреть; имя ей — довольство;

Корона редко доставляет радость королям".

Христианство не защищает бедность. Бедность, постоянная нужда, когда еле сводишь концы с концами, — это не добродетель. Но христианство поощряет два направления: человек должен осознать, что материальные предметы не способны сделать его счастливым. Ведь чувство счастья — это всегда следствие наших личных отношений с Богом и с людьми. И второе: Богу угодно, чтобы человек устремлял свое внимание на непреходящее, то есть на то, что остается вечным. Все материальное останется здесь, на земле. И когда придет время ее покидать, мы ничего не возьмем с собой.

Испанцы выразили эту мысль в меткой поговорке: "У савана нет карманов". Саван - это широкий покров для покойника. Так вот, к нему, савану, люди не пришивают карманов. Умершему, когда он предстанет пред Богом, понадобятся только отношения с Богом, которые он построил с Ним во дни своей земной жизни.

Кто же достигает состояния довольства?

Лишь тот, кто перестал быть рабом вещей, кто осознал, что самым большим богатством являются его правильные отношения с Богом, а возможность иметь эти отношения нам дал Спаситель Иисус Христос. Таким человеком был евангелист-миссионер Василий Фетлер. В своей жизни он всегда смотрел на Бога, всегда стремился выполнить то поручение, которое дал ему Господь, а именно — евангелизировать. В молодости, когда Фетлер был управляющим большого бизнес-центра, Господь проговорил к нему. И с того времени он служил Богу. "Человеком спешащим" называли его друзья. В этой "спешке" не было ни суеты, ни малейшей доли самоугождения. "Господи, помоги мне сделать как можно больше добра в малый отрезок времени", — всю жизнь молился этот человек.

Подводя итог, можно сказать, что сочетание благочестия с довольством — действительно великое приобретение. В притче сказано: "Лучше немного при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть" (15:16-17).

Наше свидетельство об одном благочестии без довольства было бы однобоким. Довольство же без благочестия и вовсе не принадлежит к характерным чертам христианства. Но обладать истинным благочестием и одновременно быть удовлетворенным положением своих дел — к этому необходимо стремиться и прилагать все усилия. И только Господь может научить нас жить без ропота, и при этом довольствоваться тем, что мы имеем.

(по Платону, архиепископу Костромскому)

Принуждай себя вставать рано и в определенное время. Как только пробудишься, тотчас обрати свою мысль к Богу и, осенив себя крестным знамением, поблагодари Его за прошедшую ночь и за все Его милости к тебе. Попроси Его руководить твоими мыслями, чувствами и желаниями, чтобы все, что ты будешь говорить и делать, было угодно Ему.

Одеваясь, помни о присутствии Господа и Ангела-Хранителя. Проси Господа Иисуса Христа облечь тебя в ризу спасения.

Умывшись, приступи к утренней молитве. Преклонив колена, сосредоточенно, благоговейно и со смирением молись, как должно перед взором Всемогущего. Проси у Него веры, надежды и любви, а также сил спокойно принять все, что принесет тебе наступающий день – всякие трудности и неприятности. Проси, чтобы благословил твои труды и чтобы помог тебе совершить именно такое-то дело и избежать именно такого-то греха.

Если можешь, прочти что-нибудь из Библии, преимущественно из Нового Завета или Псалмов. Читай с намерением получить духовное озарение, склоняя свое сердце к умилению. Прочитав немного, размысли об этом, потом читай далее, внимая тому, что Господь внушает твоему сердцу.

Старайся хоть четверть часа посвящать духовным размышлениям об истинах веры и о том, что прочел душеполезного.

Всегда благодари Господа за то, что не дал тебе погибнуть в грехах, но заботится о тебе и всячески ведет к Царству Небесному.

Каждое утро настраивай себя так, будто только сейчас ты решил стать христианином и жить по заповедям Божиим.

Приступая к своим обязанностям, стремись все делать во славу Божию. Ни одного дела не начинай без молитвы, ибо то, что мы делаем без молитвы, оказывается потом или напрасным или вредным. Истинны слова Господни: “Без Меня не можете делать ничего.”

Подражай Спасителю, Который трудился, помогая Иосифу и Своей пречистой Матери. Среди трудов благодушествуй, надеясь на помощь Господа. Хорошо постоянно повторять молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.

Если твои труды совершаются успешно, то благодари Господа; если же неуспешно, то предай себя Его воле, ибо Он заботится о нас и все направляет к лучшему. Все трудное принимай, как епитимью за грехи – в духе послушания и смирения.

Перед едой помолись, чтобы Бог благословил пищу и питье, а после еды поблагодари Его и попроси не лишить тебя духовных благ. Хорошо вставать из-за стола несколько голодным. Во всем избегай излишества. По средам и пятницам постись по примеру древних христиан.

Не будь жадным: имея пищу и одежду, будь доволен этим, подражая Иисусу Христу, обнищавшему ради нас.

Старайся во всем угождать Господу Богу, чтобы совесть твоя ни в чем не укоряла тебя. Тщательно бодрствуй над своими чувствами, мыслями и сердечными движениями, помня, что Бог везде видит тебя.

Избегай даже самых малых грехов, чтобы не впасть в большие. Всякий помысел, удаляющий от тебя Господа, особенно нечистый помысел, немедленно изгоняй из сердца, как искру огня, попавшую на одежду. Если хочешь, чтобы тебя не тревожили худые помыслы, то со смирением принимай унижения от людей.

Не говори лишнего, помня, что за каждое слово мы дадим отчет Богу. Лучше слушать, чем говорить, ибо при многословии не избежать греха. Не любопытствуй о новостях, они развлекают дух. Никого не осуждай, но считай себя хуже всех. Кто осуждает другого, тот его грехи возлагает на себя. Лучше поскорби о согрешающем и помолись, чтобы Бог Своими путями исправил его. Если кто не слушается тебя, не вступай с ним в прения. Но если его поступок соблазняет других, тогда прими нужные меры, потому что общее благо важнее частного.

Никогда не спорь и не оправдывайся. Будь кроток, тих и смирен; все терпи по примеру Иисуса. Он не возложит на тебя креста, превышающего твои силы. Он же и поможет тебе нести крест.

Проси у Господа благодать исполнять как можно лучше Его святейшие заповеди, хотя бы они и казались трудными. Сделав доброе дело, не ожидай благодарности, но искушения, ибо любовь к Богу испытывается препятствиями. Не думай приобрести какую-нибудь добродетель без скорби. Среди искушений не отчаивайся, а обращайся к Богу краткими молитвами: “Господи, помоги … вразуми … не оставь … защити …” Господь попускает испытания, но Он же и дает силы преодолеть их.

Проси Бога, чтобы Он отнял у тебя все, питающее твое самолюбие – хотя бы это было и горько. Избегай суровости, мрачности, придирчивости, мнительности, подозрительности, лицемерия, соперничества. Со всеми будь искренен и прост в обращении. Со смирением принимай наставления от других, хотя бы ты был и умнее и опытнее.

Чего не хочешь себе, того не делай другому, а делай им то, чего желаешь себе. Если кто посетит тебя, будь с ним ласков, скромен, благоразумен, а иногда, смотря по обстоятельствам, – слеп и глух.

Во время расслабления или охлаждения не оставляй обычной молитвы и установленных добрых занятий. Все, что ты делаешь во имя Господа Иисуса, даже малое и несовершенное, становится делом благочестия.

Если желаешь обрести мир, то всего себя предай Богу. До тех пор ты не обретешь душевный мир, пока не успокоишься в Боге, любя лишь Его единого.

Время от времени уединяйся по примеру Иисуса – для молитвы и богомыслия. Размышляй о бесконечной любви Господа Иисуса Христа, о Его страданиях и смерти, о Его вокресении, о втором пришествии и страшном суде …

Как можно чаще ходи в храм. Почаще исповедуйся и причащайся Святых Таин. Поступая так, будешь пребывать в Боге, а это – величайшее благо. На исповеди откровенно и с сокрушением кайся во всем, ибо нераскаянный грех ведет к смерти.

Воскресные дни посвящай делам милосердия и любви, например: посещению больного, утешению скорбящего, спасению заблудившегося. Если кто поможет погибающему обратиться к Богу, тому будет великая награда и в этом и в будущем веке. Поощряй знакомых читать духовную литературу и участвовать в духовных беседах.

Господь Иисус Христос да будет твоим учителем во всем. Постоянно обращайся к Нему своим мысленным взором, спрашивай себя, как бы в данном случае поступил Он.

Перед сном искренне и тепло помолись, испытывай себя, в чем ты согрешил в течение дня. Надо всегда понуждать себя каяться с болью в сердце и со слезами, чтобы не повторять прежние грехи. Ложась, перекрестись, поцелуй крест и поручи себя Господу Богу – твоему Доброму Пастырю, размышляя, что, может быть, в эту ночь тебе придется предстать перед Ним.

Помни о любви Господа к тебе и сам люби Его всем сердцем, душой и разумом твоим.

Поступая так, ты достигнешь блаженной жизни в Царстве вечного света.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобой. Аминь.

Что такое церковное благочестие? В нашей статье мы поясним значение этого прекрасного слова во избежание неловких ситуаций в церковной среде и для наставления многим.

Благочестие - что это? Православное благочестие в семье

Не каждый современный человек понимает значение ряда церковных слов, составлявших основу лексикона наших предков. Увы, и простые слова - вера, надежда, любовь, чистота душевная, честность, - утратили свойственную им возвышенность, очень часто их не ценят, используя в контексте насмешки. Что говорит о целомудрии, благоговении, и благочестии…


Однако каждый воцерковленный человек приблизительно знает его значение и знаком с понятием благочестия. В нашей статье мы поясним значение этого прекрасного слова во избежание неловких ситуаций в церковной среде и для наставления многим.



Церковное благочестие в переводе

Благочестие - перевод прекрасного греческого слова «эвсебия», активно использующегося нашими единоверцами. Пояснить это слово можно через ряд синонимов - это почтение к родителям и начальникам, уважение и любовь к ближним. Но главное для благочестивого человека - должное отношение к Богу и Церкви, почитание святынь и икон, правильное поведение в храме. Это слово определяет жизнь человека, живущего церковной, православной жизнью.


Изначальное значение слова «Церковь» - собрание учеников Христа, христиан; в переводе - «собрание». Интересно, что первые христиане собирались зачастую не только в зданиях, важно, что они были вместе даже под открытым небом и могли совершать Таинства, молиться. Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм - одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей - например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.


Вот почему истинно благочестивый и воцерковленный человек постарается найти в Церкви круг общения, общину - именно к этому призывает нас Христос. Так люди поддерживают друг друга в добродетелях и добрых делах, помогают при необходимости, дарят радость - ведь и Господь дарует нам радость любви, радость созданного Им мира.



Книги о благочестии

Азбука Православной Церкви - это Евангелие, но каждый, не совсем понимающий слова Евангелия, может обратиться к толкованию Святых Отцов, например, святого Феофилакта Болгарского.
Православная литература об Исповеди - например, «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.
Руководства к духовной жизни - например, труда святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, а также современных старцев - игумена Никона (Воробьева) и Паисия Святогорца, афонского святого-чудотворца, хорошо знавшего проблемы современных людей.
«Практика современного благочестия» Николая Пестова - наиболее точно описывающая жизнь современного благочестивого человека книга. Ее автор - церковный богослов и историк, ученый, доктор химических наук, ушедший из жизни совсем недавно, в 1989 году. Этот человек вырастил троих детей, создал и сохранил благочестивую православную семью в безбожном советском государстве.



Как вести себя в храме благочестиво

Правильное крестное знамение совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами. Они символизируют силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого - Нераздельной Святой Троицы.


  • Вначале пальцы нужно прижать ко лбу, освящая тем самым свой ум и вспоминая о небе и своем предназначении тянуться к духовному, к Богу;

  • затем к животу (примерно на уровне талии), освящая внутренние органы и вспоминая о земной и смертной своей природе;

  • к правому и затем к левому плечу, освящая все тело и вспоминая Святого Духа как Осуществляющего единение всего сущего в Боге.

При входе в храм и целуя иконы в храме и дома крестятся трижды. Есть несколько вариантов молитвы во время осененения себя крестным знамением:


  • прикладывая пальцы ко лбу, говорить: «Во имя Отца»;

  • к животу: «И Сына»;

  • к плечам: «И Святого Духа. Аминь».

По другой традиции можно креститься три раза и перед каждым крестным знамением говорить следующие молитвы.


  • Перед первым: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного» (или: «Пресвятая Троица, слава Тебе» - то есть обращаться к Богу в Трех Лицах);

  • Затем: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»;

  • Наконец: «Все святые и Ангельские силы, молите Бога обо мне».

После крестного знамения обычно кланяются в пояс (достаточно легко наклониться).


Войдя в храм, приобретите в церковной лавке свечи, напишите записки о поминовении близких. Вы увидите перед иконами особые позолоченные подсвечники на много тонких свечей и несколько толстых. Они находятся перед большинством икон, а также около иконы, лежащей по центру храма на отдельном наклонном столике - аналое.
Первую свечу ставят именно на центральный подсвечник, говоря про себя: «Господи, благослови! Пресвятая Богородица, спаси нас!» - затем к другим иконам. После постановки свечи крестятся и кланяются на алтарь. Во время богослужений свечи лучше не ставить. Смотрите по ситуации, креститесь вместе с другими людьми, кланяйтесь. В храме особо никто за вами наблюдать не будет.



Благочестивая женщина в церкви

Как и в любое место - на работу, в театр, в музей - в храм нужно быть одетым уместно. Мы приходим к Небесному Царю, к святым, чтобы благоговейно поговорить с ними, помолиться. Во многих фирмах сегодня требуют офисный черно-белый дресс-код. Так и в храме принят дресс-код, впрочем, не очень строгий.


Общее правило для посещения храма - не стоит особо привлекать к себе внимание (чтобы не отвлекать от молитвы), однако нужно быть одетой аккуратно и красиво (чтобы соответствовать торжественности и чистоте храма). По сезону можно надеть и сарафан на бретельках, майку - только чтобы они не выглядели вызывающе.


Часто в храмах создаются молодежные общины, где ребята общаются друг с другом. Так создаются многие православные семьи. И не будет никакого греха в том, что молодые люди будут выглядеть стильно и мужественно, а девушки покажут свою красоту и женственность, немного воспользуются даже косметикой - ведь сегодня в обществе легкий макияж уже стал почти гигиенической процедурой, его наносят, чтобы просто выглядеть аккуратно.


Начнем от обратного - что лучше точно оставить дома.


  • Не стоит надевать мини-юбки и топы с глубоким декольте.

  • Не надевайте вещи обтягивающие вещи летом, особенно с анималистическим принятом (зебра, леопард).

  • Не надевайте вульгарных вещей.

  • Если в наряде есть один яркий цвет - остановитесь на нем, добавьте монохромных цветов. Не стоит сочетать в наряде несколько очень ярких вещей, даже если в итоге получается ультрамодный образ.

  • Не надевайте просвечивающие топы - кружевные блузки и в обычной жизни стоит прикрывать кардиганом, например.

  • Не стоит надевать топы с большими, привлекающими внимание надписями.

  • Не стоит надевать брюки, джинсы, идя на службу. Зайти в церковь в таком виде можно, но вот причащаться и молиться за богослужением лучше в юбке. В большинстве храмов сегодня можно взять на время юбки на завязках, так что не смущайтесь и заходите смело.
    Не создавайте… образ монашки! Правда, не стоит надевать на себя все самое темное, старое и закрытое. Сегодня женщина и особенно девушка в церкви, стоящая в такой наряде, вызывает вопросы, если только она не является трудницей монастыря и не вынуждена носить эту одежду по роду послушания (работы в обители).

Что нужно взять с собой в храм


  • В первую очередь - платок. Женщины в России традиционно покрывают голову. Здесь много вариантов: косынка, шарф, палантин (лучше тоже без броских надписей).

  • В церкви можно находиться и просто в головном уборе - шляпке, шапочке, берете.

  • Нательный крест.

Отметим, что совершенно ничего страшного в том, что вы по движению души зайдете в храм без платка или не будучи крещены, без нательного креста. Косынки и платки дают на время (они обычно вместе с юбками висят в церковной лавке или у дверей в храма - это бесплатно), а крестик вы можете приобрести, если крещены, самый недорогой, чтобы со временем купить, какой понравится. Если вы не крещены и хотите это сделать - узнайте в церковной лавке о времени Крещения и подготовке к нему.



Благочестивая семья

Семья - основа жизни каждого человека. Без поддержки родных, без мира в семье, наконец, без «второй половинки» наша жизнь кажется нестабильной, неполной. Однако, создав семью, нужно суметь ее сохранить. Взаимопонимание, забота и бережное отношение друг ко другу - залог любви на всю жизнь. Но и это еще не все. В современном мире, полном искушений, уверена в своем будущем может быть та молодая семья, которая возлагает упование на Бога: дав обещание друг другу и Господу в верности и взаимной поддержке, в будущем они всегда смогут напомнить друг другу об этом.


Православная семья начинается с Венчания. Это Таинство Церкви, которое скрепляет супружеский союз благословением Божиим. Это верное начало для долгой и счастливой семейной жизни, благословение на деторождение. Помните, что Венчание, пусть и является необычайно красивой внешней и даже модной церемонией, в первую очередь, священнодействие. Вы берете ответственность друг за друга перед Богом.


Можно венчаться и если вы прожили несколько лет в гражданском браке (именно так называется зарегистрированный в ЗАГСе брак). Если же вы просто жили вместе до Венчания и росписи, стоит покаяться в этом грехе в Таинстве Исповеди - секс до свадьбы называется блудом - и не совершать его более до Венчания.


Отметим, что современные священнослужители не считают, что главнейшей обязанностью семьи состоит деторождение.


Социальная концепция Русской Православной Церкви говорит, что контрацептивные средства, кроме абортивных, не являются греховными. Люди должны уметь и иметь материальную возможность растить и воспитывать детей, для этого нужно подготовиться к их рождению.


Важнейшей совместной обязанностью супругов, целью брака является совместное духовное развитие, совершенствование себя и другого в браке, реализация своих талантов и помощь в реализации талантов супруга. И, конечно, муж и жена делят вместе радости и скорби, то есть неоправданным является оставление в опасности, в тяжелой болезни, в бедности своего супруга или супруги.


По словам апостола Павла, жены должны повиноваться мужьям, а мужья заботиться о женах. Это значит, что жена должна доверять мужу принятие важных решений, а муж стараться создать комфорт душевный и материальный для жены. Супруги должны слушать и слышать друг друга, уметь находить компромиссы.


Верность друг другу - также естественная обязанность мужа и жены в православной семье. Отметим, что существует процедура церковного развода (не «развенчания»). Измена - один из случаев, когда Церковь позволяет развестись и даже вступить в другой церковный брак человеку, которому изменили. Другими поводами являются алкоголизм, наркомания, психические заболевания, насилие в семье.


Часто и верующему мужу или верующей жене удается воцерковить изначально не интересующуюся Церковью свою половинку - стоит только делиться своей радостью о Боге, не заставлять молиться подолгу, ходить в храм со своим супругом или супругой нечасто, но периодически.



Маска благочестия

Многие молодые женщины расстраиваются, когда с ними неприветливо обращаются церковные служительницы или бабушки-«завсегдатаи храма», пожилые прихожанки. Каждая из нас грешница, у каждой - свой жизненный опыт и душевные раны.


Если к вам обратились грубо, сделали замечание по одежде, скажите, что вы читали о том, как одеваться православной женщине, и стараетесь по мере сил соответствовать. При особо неприятном обращении, предложите подойти вместе к священнику и разрешить спор. Священников точно не стоит стесняться - батюшки, за редкими исключениями, адекватные, современные, добрые и внимательные люди.


Особенно некрасиво, когда считающие себя воцерковленными верующие люди говорят: «Этот ребенок (мужчина, девушка) не умеет вести себя в церкви (не так одет, не так крестится) - он одержим», то есть в него вселился бес.


Если вы пока неуверенно себя чувствуете в церкви - просто не обращайте внимания. Если же вы можете, старайтесь мягко увещевать таких людей: все мы несовершенны.


Слово «ханженство», то есть показное благочестие было известно во все века. Люди грешны, и многие, будучи не в состоянии получить уважение вне храма, в церкви пытаются чувствовать себя опытными, «мастерами» за счет других, пока невоцерковленных. Если вы замечали за собой или за другими, что человек одевается особым образом, все время хочет говорить тихим «смиренным» голосом, но осуждает других, не помогает, часто раздражается - такому человек, увы, стоит последить за собой. Недавно стала широко известна фраза самого Святейшего Патриарха Кирилла, ответившего на вопрос женщины о цвете одежды, что цвет гардероба не имеет никакого отношения ни к благообразию, ни к Православию в общем. Предстоятель Церкви имел ввиду, что, надев черное или темное платье, святой не станешь. Даже святая блаженная Ксения Петербургская носила красную кофточку и зеленую юбку - и эти яркие цвета не помешали ей стать великой праведницей.


Да хранит и бережет вас Господь от греха и дарует духовное зрение!


Недавно зашел у меня разговор с сотрудниками о темах для следующего номера нашего журнала, и предложена была в числе прочих такая: «Внешние проявления благочестия - подлинного и ложного». Сначала я по инерции было согласился, что да, дескать, стоит лишний раз об этом поговорить. Потом решил все же свериться с автором идеи - а одинаково ли мы понимаем, о чем идет речь. Выяснилось, что думали мы примерно об одном и том же. Например, о храмах, на дверях которых висят объявления: «Женщинам в брюках и без платков вход воспрещен». Или о «шиканье» уже в легенду превратившихся «бабушек» на молоденькую девушку, в чрезмерно короткой юбке зашедшей в церковь. Или о людях, которые так истово крестятся в храме и так низко и сосредоточено кланяются, что и службы самой не слышат, и, упади кто рядом в обморок, не заметят, не говорю уже, не помогут.

И я тоже уже готов был согласиться: с примерами такими сталкиваться, конечно, приходилось, слов нет, и сколько раз! Только вот...

Только вот лично мне кажется, что эта проблема больше в прошлом или постепенно отходит туда. А в настоящем куда актуальней другая. , о которых речь, внешних то есть, стало настолько меньше, что уже об этом впору задуматься, а не о том лишь, подлинные они или ложные. Да и то - кто, кроме Господа, в подлинности и ложности разберется и верно рассудит?

Было время, когда для православной девушки нормой казались юбка до пят и платок, надвинутый на лоб, а для молодого человека - засаленные нечесаные волосы и всклокоченная борода. Время, когда, входя в храм, правилом было трижды в пояс поклониться, а оказавшись среди людей, подкрепляющихся пищей, всем бодро пожелать: «Ангела за трапезой!» и услышать в ответ такое же бодрое и жизнерадостное «Невидимо предстоит!». И после этого придирчиво исследовать упаковку с печеньем на предмет того, есть ли в нем яичный порошок или маргарин или что-то еще, чего нельзя в среду-пятницу-пост и чего не заметил благословивший трапезу священник. Была пора, когда на исповеди человек со слезами каялся в том, что поторопился при чтении правила или по болезни не все свои обычные поклоны положил.

Да, нередко приходилось доказывать, что не столь важна форма, сколь содержание, что случайно съеденный пряник с яичным порошком или пирог с сухим молоком вкупе с ароматизатором, «идентичным натуральному», это не самый ужасный грех, не предательство по отношению к Богу и своей вере, что куда страшней такие гнездящиеся в сердце и то и дело высовывающиеся наружу змеи, как лицемерие, коварство, злоба, зависть... И казалось, что это вправду очень плохо: такое фарисейское «отцеживание комара и проглатывание верблюда». Но вот сегодня... Сегодня комарами уже мало кто занимается, а с верблюдами ситуация тем не менее не исправилась.

Я не спорю: и сейчас можно встретить определенное число людей, для которых буква неизмеримо выше и значимей духа: потому хотя бы, что дух не увидишь и руками не ощупаешь, а буква - такая зримая и читаемая. Иногда это служит свидетельством новоначалия, младенчества в жизни церковной, иногда же, напротив, является признаком укоснения в подобном взгляде на христианство, причем чаще всего уже вполне сознательного. Ведь жизнь по букве куда проще, здесь не требуется «дать кровь», чтобы «принять Дух», а тем паче нет нужды отдавать Богу все свое сердце.

И все же: нынче немного, и чем дальше, тем меньше. А между тем, сами по себе они не то, что не плохи, они просто необходимы. Конечно, «телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно», как говорит апостол Павел (1Тим.4:8), однако общий принцип христианского подвига таков: вначале деяние, потом вИдение, на первых порах делание более телесное, и затем уже в большей степени душевное. Одно неразрывно связано с другим: где найдешь святого, который никак внешне своего благочестия не проявлял? Если только в лике Христа ради юродивых. Но вряд ли мы к этому лику себя причисляем.

На протяжении целого ряда лет то и дело можно было слышать: «Платок на голове не главное. И короткая юбка не беда! Если пришел в гости постом, ешь, что дают, не обижай хозяев: любовь выше поста! Не можешь молиться внимательно, молись лучше покороче, но собранней. Стесняешься, проходя мимо храма, перекреститься, обратись к Богу мысленно». И - вот удивительно! Похоже, именно эти советы и им подобные оказались в большей мере, чем какие бы то ни было другие, востребованы и исполнены. Впрочем, чего уж удивительного... Куда проще «сотворить послушание», когда тебе говорят: «не понуждай себя, не трудись», нежели в случае, если требуют противоположного.

А между тем свобода - удел совершенных, мы же, немощные и грешные, нуждаемся в законе, в том числе и в «законе внешнего благочестия». С чего прежде начиналось, помимо наставлений о смысле и содержании жизни иноческой, пребывание новоначального послушника в монастыре? С преподания ему целого свода правил . У святителя Игнатия (Брянчанинова) - уж насколько он был чужд всякого формализма и фарисейства! - целая глава об этом в «Приношении современному монашеству». Преподобный Паисий Величковский, опытнейший наставник делания не внешнего, а внутреннего, как-то раз увидел идущего по двору не в меру разбитного послушника, размахивающего при ходьбе руками, и тотчас вызвал к себе для разбирательства старца, которому тот был поручен, чтобы сделать ему строгий выговор. И не надо думать, что это лишь к иноческому чину отношение имеет. Не к иноческому чину, а к общему для всех нас новоначалию. Есть «внешнее», наполненное внутренним смыслом, носящее характер сложившейся традиции, и пренебрегать им нельзя, ни к чему хорошему это не приведет.

Суть не в том, что ходить надо по струнке и руки по швам держать, взор обязательно устремлять либо горе, либо, наоборот, до лу, подолом юбки пол подметать, на шее четки вместо галстука носить. Это, на самом деле, и не благочестия проявление, а чудачества. Нет. Суть в другом.

Ну, например, тот же пост. Считается сегодня признаком «духовной культуры», «мудрости», «зрелости» разрешать себя от него - не по болезни, а по случаю прихода гостей или в гости, праздника на работе и т.п. Если же кто-то не хочет этого делать, но держится по силе устава, то рискует со стороны своих же собратий - православных - нарваться на критику: «Фарисей!».

И креститься с глубокими поясными поклонами, войдя в храм сегодня как-то не модно - не в интенсивности поклонов ведь благочестие заключается! И на священника, который рискует девушке подсказать (не приказать, нет!), что лучше бы не в джинсах в храм (да и вообще) ходить, а в юбке, все чаще смотрят как на ничего в подлинном христианстве и жизни духовной не понимающего ретрограда.

Зачем так отмахиваться от внешнего, которое не является определяющим само по себе, но формирует, тем не менее, определенное направление нашей жизни, влияет на наш настрой, а самое главное - смиряет? Ведь в борьбе против ложно понимаемого «фарисейства» можно далеко зайти, пытаясь максимально «деформализовать» свою христианскую жизнь.

Вот, скажем, обязательно ли при благословении целовать руку священника? Конечно же, нет. И разумный пастырь никогда не будет с усилием толкать свою десницу к устам испрашивающего благословения человека (мне даже книжка как-то раз попалась по пастырскому этикету, в которой говорилось, в частности, о том, что ни в коем случае так поступать нельзя). Но ведь в этом целовании сколько всего заключено! И благоговение перед священным саном и благодатью Божией, священников совершающей, и почтение перед тем, кого Господь поставил пасти словесное Свое стадо, и смирение опять же, столь требуемое, столь необходимое. Перестань это делать, - и рано или поздно возникнет соблазн похлопать священника по плечу - не просто как равного, а как младшего. И происходит это сплошь да рядом, может, не всегда в буквальном смысле, но происходит.

Та же дилемма - юбка или джинсы, те самые, которые вроде бы не мешают спасению. Или платок… Это вопрос послушания Церкви, простоты детского, не прекословящего мудрования и снова - смирения… Можно сотню доводов привести в пользу того, что «все это на самом деле неважно», а можно - принять то, что для Церкви всегда было нормой, правилом, и смириться.

И это касается не только мирян, но и нас, священников. Скажем, вопрос о духовном платье и волосах. Можно ли стричься коротко или брить бороду, можно ли ходить в светской одежде? Имеет ли этот вопрос какое-то отношение к нашему внутреннему миру? Известна ведь поговорка: «Борода как у Авраама...» и далее - про хама. А все-таки имеет.

Есть традиционный образ священника, который подчеркивает его определенную инаковость. Инаковость не как то, что сообщает пастырю особое достоинство, важность, а как то, что, с одной стороны, делает его всегда узнаваемым для тех, кто имеет в нем нужду, а с другой, заставляет его самого помнить о том, кто он, не забываться, не «смешиваться» с имеющими все же немного иной закон и правила жизни мирянами. И если священник отступает от этого образа, становится «непохожим» на пастыря внешне, то за редким исключением это бывает обусловлено именно желанием «не бросаться в глаза, быть как все» - с разными целями, редко с богоугодными.

Сюда же отчасти можно отнести и разговоры о нужности-ненужности поста перед Причастием и исповеди перед ним же. Вроде бы «и так, и так на самом деле можно». Можно, только результат разный. Потому что в одном случае Причастию предшествует определенный подвиг - воздержания и самоиспытания, а в другом нет.

Вообще, какую традицию, сложившуюся на протяжении многих поколений жизни церковной, ни возьми, однозначно можно сказать: отход от нее в сторону «большей мягкости», «большей легкости», «большей демократичности» не будет вполне безопасным. Особенно - в наше время, время всеобщей расслабленности, когда мы так легко освобождаемся от того, что кажется нам неудобным, прощаем себе свои недостатки, оправдываем собственные страсти и грехи. Мне кажется, что нам, наоборот, стоило бы сейчас быть к себе потребовательней и построже, пока мы не растеряли окончательно того, что у нас есть. Вреда от этой строгости не будет, только польза…

…Впрочем, ключевое здесь - «строгость к себе», а не к окружающим. В сущности, и отталкивает, и от Церкви отгоняет чья-то жесткость не по отношению к себе, а по отношению к другим, тем, кто к ней не готов и, более того, смысла ее не понимает. Более того, опыт свидетельствует о том, что строгий к себе человек чаще всего милостив и терпелив к окружающим его. Ни от кого ничего не требует, но просто являет собой пример того, как можно и как должно. Пример благочестия. Внутреннего и внешнего, связанных друг с другом неразрывно.

Современная практика православного благочестия. Том 2 Пестов Николай Евграфович

Глава 4 Примеры жизни христиан в миру

Примеры жизни христиан в миру

…Жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками.

Каковы должны быть основы жизни христиан, остающихся в миру, но решившихся и здесь идти неколеблющимися стопами вслед за Христом?

Образцы жизни в миру для христиан мы можем брать из жизни ветхозаветных праведников, из первой христианской Церкви до возникновения монашества и из жизни прославленных Церковью святых из мирян и подобных им подвижников благочестия.

В жизни праотцев еврейского народа как будто бы нет ничего выдающегося. Они жили обычной жизнью семьянина, и мы не видим у них подвигов поста, усиленной молитвы и бдений.

Однако Священное Писание прославляет их. И прославляет их между прочим за то, что, живя в среде развращенных язычников-иноплеменников и среди соблазнов, они не теряли своей веры в Единого Бога и сохраняли себя не оскверненными от мирского порока.

Это было нелегко. Апостол Петр так говорит про жизнь Лота в Содоме: «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил - ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет. 2, 7–8).

В связи с этим архиеп. Арсений (Чудовской) так пишет в своем дневнике:

«Добрые христиане часто жалуются на трудность жизни в миру среди соблазнов, пороков, развращения и суеты. Но знаешь ли ты, христианин, что тебе скорбями и подвигами надлежит войти в Царство Небесное? Вдали от мира тебе нужны для спасения пост, коленопреклонения, постоянное бодрствование над собой; в миру же, если ты не приражаешься к соблазнам, терпишь и страдаешь от окружающего тебя развратного мира, ты являешься своего рода мучеником, и знай, что каждая твоя слеза, каждый твой вздох, испускаемый от притеснения развращенного мира, стоит многих подвигов и постов. Мученики за Христа претерпевали видимые гонения, страдания и утеснения от мучителей, а ты, живя среди развращенного мира, тоже терпишь утеснения; но только не телесные, а нравственные… И ты также мученик!!!»

Очевидно, что и для современных христиан, живущих в среде развращенного мира и атеистов, должна служить утешением мысль, что одно уже сохранение своей веры и сбережение себя от царящего вокруг порока будет оценено Богом как известное духовное достижение.

Из быта семьи праотца еврейского народа Авраама кроме гостеприимства мы должны поучиться взаимному отношению Авраама и Сарры.

Ап. Петр пишет: «Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином» (1 Пет. 3, 5–6).

Глубокое взаимное уважение и взаимное наименование супругов «господин» и «госпожа» были и в семье первых христиан, как это видно из жизнеописания свв. мучеников Адриана и Натальи (память 26 августа старого стиля).

Для живущих в миру образцом горения духа и вместе с тем обособленности от жизни мира должна являться Церковь I века, основанная апостолами и описанная в Деяниях апостолов и их посланиях.

Что отличало жизнь этих христиан? Все дела свои они сопровождали молитвой. Перед начинаниями или путешествиями они к молитве присоединяли пост. У христиан первой иерусалимской общины все имущество было общее - богатых не было, так как все владевшие имениями продавали их, а деньги отдавали апостолам, т. е. вносили их в общину.

Между отдельными общинами была живая связь, и нужда одной общины вызывала всегда приношения и помощь других общин.

Как известно, первые христиане имели длительные ночные богослужения и причащались каждый день. Они имели общую трапезу, которая следовала вслед за богослужением. Все находились в строгом послушании апостолам или поставленным от них пресвитерам.

Жизнь их была обособлена от не веровавших во Христа и, как пишется в Деяниях, «никто не смел пристать к ним»(5, 13) . По существу это был монастырь в миру, объединивший всех христиан вместе с их семьями.

Быт первой христианской семьи складывался под непосредственным влиянием апостолов и в особенности апостола Павла. Последний рекомендовал христианам «жить тихо, делать свое дело и работать своими руками» (1 Фес. 4, 11).

Эта тихость жизни выражалась прежде всего в замкнутости жизни христианских общин, в отсутствии тесной связи (кроме внешне необходимой) с окружающим развращенным языческим миром.

Об этом неоднократно говорится в апостольских посланиях.

В качестве примера быта первого периода христианства можно взять семью св. Григория Богослова. По рассказам последнего, его мать Нонна никогда не обменивалась пожатием рук с языческою женщиной и не садилась за стол для вкушения пищи с язычниками.

Патриархальные семьи первых христиан жили замкнутой жизнью из опасения вредного влияния на детей окружающего мира.

Так, например, св. Филарет Милостивый так воспитывал свою внучку, ставшую впоследствии императрицей (женой Константинопольского императора Константина IV Порфирородного), что мог сказать про нее послам императора: «До вас она не видела никого постороннего».

Конечно, подобная степень замкнутости невозможна в социальных условиях современного быта. Вместе с тем замкнутость имеет смысл лишь в том случае, если в семье господствует истинное благочестие и имеется свой круг духовно близких людей, с которыми семья живет в тесном общении.

Иначе молодое поколение семьи стало бы тяготиться замкнутостью и последняя ожесточила бы детей и восстановила бы их против родителей.

Но как в монастырях наивысших духовных ступеней достигают уединенники и затворники, так и из числа христианских семей лишь те процветут духовно, которые сумели изолировать себя от тесного соприкосновения с окружающим их развращенным миром и создать для себя круг близких высокодуховных людей.

Черты замкнутости быта перешли от первых христиан и Византии в быт старой русской православной семьи.

Христианам первых веков Церковь запрещала участие в языческих пиршествах.

Христиане обычно уклонялись также от участия в общественных развлечениях - от посещения театров, цирка и т. п.

«Можно жить в миру, но только не на юру, а жить тихо», - говорил старец о. Амвросий.

И вряд ли нужны особые доказательства той истины, что там, где «пространен путь», осуждаемый Господом(Мф. 7, 13) , где смех, где шум развлечений и рассеянная жизнь, там не будет сосредоточенной молитвы иподвига «несения креста», там не будет веяния Духа Святого Божия.

Жития новозаветных святых также дают нам, правда, немногочисленные, но яркие образы угодников Божиих, не покидавших мир.

Выше уже рассказывалось про двух александрийских замужних женщин, добродетелям которых был послан учиться св. Великий Макарий Египетский (см. ч. 3-ю).

Несколько примеров мирян, угождавших Богу, имеется в жизнеописании также египетского подвижника IV века Пафнутия, о котором писал епископ Палладий, автор «Лавсаика» (а также церковные писатели и историки первых веков Руфин, Созонт и Никифор).

После периода продолжительного подвижничества в пустыне Пафнутий стал молить Бога открыть ему, кому он подобен из мужей, известных по своей святости.

В ответ на его молитву ему явился ангел и сообщил, что он подобен живущему в городе флейтисту.

Пафнутий отправился в город, нашел известного ему флейтиста и стал расспрашивать о его жизни.

Флейтист сообщил ему, что он был ранее разбойником и на его душе много грехов. Лишь о двух добрых делах стал рассказывать флейтист. Однажды он спас от разбойников и привел в селение одну христианскую девушку.

В другой раз он в пустыне нашел одну голодную женщину и накормил ее. Узнав, что она бедствует из-за того, что муж находится в тюрьме за долги, а сыновья проданы, он выкупил мужа и детей ее.

После этого случая Пафнутий стал вести еще более суровую жизнь в пустыне. Спустя несколько лет он опять стал просить Бога открыть ему, кому из святых он подобен.

Снова был получен ответ от Бога, что он подобен старшине ближайшего селения. Пафнутий тотчас же отправился к нему.

Старшина принял Пафнутия с великим радушием, обмыл ему ноги и предложил трапезу. Пафнутий рассказал старшине о том, что добродетели его оцениваются Богом выше многих подвижников и монахов и просил рассказать о себе.

Старшина отвечал, что он человек грешный и недостоин и имени монаха. На настойчивые же просьбы Пафнутия старшина рассказал о себе следующее:

«У меня жена и три сына. После их рождения мы живем с женой в воздержании вот уже тридцать лет. Когда приходит в селение странник, я принимаю его к себе прежде других поселян. Отправляя странника, я снабжаю его всем необходимым для пути.

Если узнаю про какого-либо бедного и несчастного, то стараюсь помочь ему и утешить. Берегусь чужого и не допускаю своего скота до чужих пастбищ. Никто не может сказать чего-либо недоброго про моих сыновей.

Не было в селении вражды, которую я не примирил бы. Не допускал богатого притеснять бедного. Поля свои предоставлял другим, пользуясь лишь остатками после них. Я никого не огорчал и не осуждал».

Вернувшись в пустыню, Пафнутий еще более стал поститься и подвизаться в подвигах. Затем в третий раз он стал молить Бога открыть ему, кому он подобен. Снова получил ответ, что теперь он подобен одному александрийскому купцу, который сейчас подходит к его келье.

Пафнутий тотчас же вышел навстречу гостю. Это был богатый купец, который нес Пафнутию вместе сосвоими сыновьями десять мешков овощей. Он был известен тем, что весь свой доход от торговли раздавал бедным и монахам.

По совету Пафнутия все трое мужей, описанных выше, закончили свою жизнь в иноческом чине. Пафнутию была открыта та светлая участь, которую они наследовали в Небесном Царстве.

В этом примере важно уяснить, почему флейтист, бывший разбойник, стоял выше по добродетели строгого подвижника и какое достоинство имели добродетели этих трех мирян.

Два своих первых добрых дела флейтист совершил, будучи еще разбойником. Чтобы спасти девушку, ему надо было пойти на ссору с товарищами и озлобить их против себя, что, конечно, явилось трудным делом и требовало большого мужества.

Во втором деле ему пришлось израсходовать большие деньги, чтобы выкупить должника и его детей, и потратить, может быть, все свои сбережения. Это потребовало от разбойника, вероятно, внутренней борьбы.

По существу, флейтист совершил и третье великое дело: он порвал с разбойниками - своими товарищами - и стал добывать свое пропитание честным путем. Для этого он также должен был вынести внутреннюю борьбу. В этом случае он уподобился «блудному сыну» из евангельской притчи, и исполнились слова Господа: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»(Лк. 15, 7).

Второй из мирян - старшина селения - являет собой уже совершенного христианина, тщательно выполняющего заповеди Христовы начиная с милосердия, и проводит жизнь в воздержании.

Достичь этого в миру много труднее, чем спасаться в пустыне, где нет соблазнов, где перед глазами примеры ревности других братий и имеются высокодуховные руководители.

Третий из мирян - александрийский купец - возвышается над старшиной тем, что служит Богу не только сам, но со своими сыновьями, и благотворит не случайно посетившим его странникам (как старшина), а тем, кто наиболее дорог и близок Богу - монахам и пустынникам. Для этого он сам с сыновьями идет в пустыню, чтобы послужить им. Здесь он наиболее совершенно исполнил заповедь о милосердии, так как, по словам апостола Павла: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере»(Гал. 6, 10) . А при служении «праведнику» обещается и «награда праведника»(Мф. 10, 41–42).

Вот еще образец святого мирянина, ранее уже упоминавшегося, - св. Филарета Милостивого (память 1 декабря), всю свою жизнь посвятившего делам милосердия и точному исполнению заповеди «Просящему у тебя дай» (Мф. 5, 42).

До того как стать зятем императора, св. Филарет отдал нуждающимся и свою последнюю пару волов, и те запасы зерна, которые сам взял в долг для прокормления семьи.

Замечателен образ святой мирянки - жены муромского воеводы, матери четырнадцати детей св. Иулиании Лазаревской, жившей в XVI веке (память 2 января).

Подобно святым женам первой Церкви, она умела соединить в своей жизни заботу о семье и детях и широкую благотворительность с подвигом усиленной молитвы и поста. Последние она начала еще в девическом возрасте и постепенно усиливала их в течение своей жизни, посвящая ночи молитве. На молитву она вставала по ночам даже тогда, когда бывала больна.

Также с ранних лет она проявляла заботу о бедных сиротах и больных. До выхода замуж она все свое время посвящала тому, чтобы шить для них одежды, или продавала свои вышивания для раздачи денег неимущим.

Она никогда не пользовалась услугами слуг, даже не допускала, чтобы кто-либо подал ей воды для омовения рук. Особенное внимание она уделяла тому, чтобы в семье и между слугами не было ссор и брани, и когда была необходимость, брала вину на себя, лишь бы водворить в семье мир. При проступках слуг она старалась покрыть их вину, не говоря о ней свекру и свекрови. Когда же не хватало ее умения и сил справиться со слугами и водворить в доме тишину, она горячо молилась Божией Матери и св. Николаю, прося их помощи.

Сила духа св. Иулиании в особенности проявилась в тяжелые годины - во время голода 1570–1572 гг. она усилила свои милостыни и не доедала сама, чтобы раздать более хлеба. Когда кончились в ее доме запасы зерна, она велела слугам собирать лебеду и кору вяза и из них готовила хлеб, которым питала семью и который раздавала нищим.

Последние говорили: «У других мы получаем хлеб из одной муки, но ни у кого он не был так сладок, как у этой вдовы». Так видимо для всех помогал Господь верной рабе Своей в ее добрых делах.

А вот еще несколько примеров из жизни древней христианской Руси.

Владимир Мономах имел обыкновение молиться по ночам с земными поклонами и говорил, что этим человек побеждает диавола и очищается от грехов, совершенных в течение дня. Вставал он обычно до восхода солнца.

Князь Андрей Боголюбский по ночам ходил в церковь, зажигал свечи, повергался пред иконами и плакал о грехах своих.

Князь Димитрий Донской в посты причащался каждую неделю. Он тайно носил власяницу.

К числу праведников из мирян следует отнести и доктора Гааза. Его жизнь, его труды и все его мысли были посвящены обездоленным и несчастным. В особенности много он сделал для узников. До него заключенные носили очень тяжелые кандалы, и при отправке пешком в Сибирь их сковывали партиями. Он добился замены тяжелых кандал на легкие и отмены сковывания.

Самым любимым его делом было посещать тюрьмы, утешать и помогать заключенным. Заключенных он учил верить в Бога, молиться и раздавал им тысячами Евангелие и религиозные книжки. Часто он пешком сам провожал ссыльных на несколько верст от Москвы.

В начале его деятельности в России он был богат - имел фабрику, имение под Москвой и ездил в карете из шестерки лошадей. В течение своей жизни он продал и фабрику и имение, ездил уже на пролетке, а все свои деньги истратил на арестантов и бедных. Почти все свое жалование он также отдавал арестантам, и поэтому умер в нищете и был похоронен за счет казны.

Всех своих неимущих пациентов он не только лечил бесплатно, но, посещая их, сам помогал им материально. Сила его любви к несчастным и горение его сердца были таковы, что перед его заботами о заключенных склонялись все, начиная от митрополита Филарета Московского до императора Николая I, выпускавшего из тюрьмы престарелых заключенных по просьбам доктора Гааза.

Ниже приводятся примеры благочестивых христианских семей, почти современных нам.

Старец о. Алексий Мечев так рассказывал о семье своих родителей:

«У моей матери было шесть человек детей, а жили мы в двух комнатах. Когда умер вдовый муж ее сестры, она не задумываясь взяла себе еще пять человек сирот и стала относиться к ним даже лучше, чем к нам. Эта любовь, этот пример на всю жизнь на меня подействовали.

После, когда отец поступил на службу и имел большую квартиру, все-таки у нас всегда было полно народу - братья, сватья и многие другие. И все всегда находили приют, шли и знали, что будут успокоены, всегда принимались с радостью. Оканчивая курс учения, я не имел отдельной комнаты: приходилось ночью вставать, чтобы заниматься.

Все это дало мне хороший пример на всю жизнь. Жизнь с народом, в народе - моя душа, я счастлив здесь. Не могу видеть, когда кто плачет, у кого какое горе, стрелой летишь туда, хочется с ними вместе плакать. Всем этим я обязан моей матери».

Другим примером является семья уездного сибирского судьи, описанная в 1-й части «Откровенных рассказов странника».

В обычае этой семьи было принимать в свой дом странников, кормить их, снабжать всем необходимым и давать им ночлег. При этом и муж и жена старались лично услужить странникам, включительно до омовения их ног. Пришлых странников муж встречал христианским целованием.

На свои средства они содержали нищеприемницу, где всегда жило до десяти человек увечных и больных. По воскресеньям и праздникам они устраивали обед для нищих. Обычно за столом всегда обедали с ними и их слуги. Дети были приучены к тому, чтобы приводить в дом странников и нищих.

Много полезного может дать и чтение жизнеописаний зарубежных подвижников благочестия.

К ним относятся, например, жизнеописания таких великих людей, как бельгийского священника Домана де Весслера - друга прокаженных; английского благотворителя Георга Мюллера, посвятившего всю жизнь строительству многочисленных сиротских домов; итальянского священника Дона-Боско - отца нищих, вдов и сирот.

Нужно упомянуть также о Варваре Джонсон, дом которой около Нью-Йорка служил убежищем и пристанищем многочисленных нищих, несчастных и больных; о Жанне Жузан, стараниями которой во Франции было организовано общество, устроившее 217 богаделен и призревшее 25 000 бедных, калек и больных.

Если у иноков основным средством спасения считаются молитва и всяческое воздержание, то для мирянина, как видно из вышеприведенных примеров, этим будут более всего служение ближним и дела благотворительности.

Значение их таково, что св. Иоанн Златоуст сказал, что не столько нищие имеют необходимость в богатых, сколько богатые (миряне) нуждаются в нищих.

Господь говорит: «Блаженнее давать, нежели принимать»(Деян. 20, 35) . При этом иногда принятие даров не только не обогащает мирянина, но даже опасно. Это видно из следующего рассказа.

Один монах имел брата-мирянина, бедняка, и все, что вырабатывал, отдавал брату. Но этот беднел тем более, чем более подавал ему монах.

Видя это, монах пошел к некоему старцу и рассказал ему о случившемся.

Старец отвечал: «Если хочешь послушать меня, более ничего не давай ему, но скажи ему: "Брат, когда у меня было, я давал тебе, теперь же ты трудись и что выработаешь, отдавай мне". Все, что он ни принесет тебе, принимай от него и передавай какому-либо страннику или нуждающемуся старцу, прося, чтобы они помолились о нем».

Монах поступил по этому наставлению. Когда пришел к нему брат-мирянин, то он сделал так, как заповедано было ему старцем, и мирянин ушел от него печальный.

Но вот, по прошествии некоторого времени, он приходит и приносит из сада несколько овощей. Монах, приняв их, отдал старцам, прося их, чтобы помолились за брата его.

Несколько времени спустя мирянин принес овощей и три хлеба. Монах, приняв их, поступил, как и в первый раз. В третий раз мирянин принес ему уже много съестного припаса, и вина, и рыбы. Монах, увидев это, удивился и сказал брату-мирянину: «Не имеешь ли нужду в нескольких хлебах?» Тот отвечал: «Нет, Владыко, прежде, когда я брал у тебя что-либо, то оно входило как огонь в дом мой и пожирало его; ныне же, когда не принимаю от тебя ничего, имею все с избытком и Бог благословил меня».

Образ жизни святых и подвижников благочестия из мирян может некоторым показаться странным и идущим вразрез с принятыми ныне обычаями. Но для христиан недаром было сказано апостолом Павлом: «Будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).

И пусть в духовном покое живут в миру и радуются о Господе такие «безумные» миряне, не идущие вслед за окружающим их миром.

Они некогда услышат обращенные к ним слова Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 34–36).

Из книги Иисус Христос - конец религии автора Шнепель Эрих

Из книги Свидетельства о умерших, о бессмертии души и о загробной жизни автора Знаменский Георгий Александрович

Примеры из жизни людей, умерших внезапною смертию В Киево-Печерской лавре были два инока, священник Тит и диакон Евагрий. Несколько лет они жили между собою так дружелюбно, что прочие братия дивились их единодушию… Но враг рода человеческого искони сеет плевелы посреди

Из книги О таинстве причащения автора

7. Примеры из жизни святых, доказывающие, что в таинстве евхаристии под видом хлеба преподается Истинное Тело Христово и под видом вина Истинная Кровь Господня. I. В житии святителя Григория Двоеслова, папы римского, рассказывается о знаменательном чуде, которое

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Возможно ли спасение при жизни в миру одной? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряБог хочет «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2: 4). Для этого нужна правая вера и решимость исполнить все Божественные заповеди. «Я есмь дверь:

Из книги Путь отцов автора Иосифович Фудель Сергей

Приложение. О ЖИЗНИ В МИРУ Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.Мф. XVIII, 20Как читать Отцов подвижников нам, мирским людям, и как их учение может войти в нашу жизнь?Возможность достижения меры древних Отцов в их физическом подвиге, в этой внешней стороне

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Глава XI Общий взгляд на век апостольский. Мужи апостольские. Богослужение, таинства. Образ жизни первых христиан. Ереси С Иоанном Богословом кончился первый век христианства – век апостольский. Все очевидцы Слова Жизни почили о Господе, но оставили учеников, которым

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Глава XI Общий взгляд на век апостольский. Мужи апостольские. Богослужение, таинства. Образ жизни первых христиан. Ереси С Иоанном Богословом кончился первый век христианства - век апостольский. Все очевидцы Слова Жизни почили о Господе, но оставили учеников, которым

Из книги Духовные беседы автора Египетский Преподобный Макарий

Беседа 17. О духовном помазании и славе христиан и о том, что без Христа невозможно спастись или соделаться причастником вечной жизни 1. Совершенные христиане, сподобившиеся войти в меру совершенства и соделаться приближенными Царю, всегда посвящают себя в дар кресту

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Глава XIX. Павел в Ефесе, крещение учеников Иоанновых (1-7). Отделение христиан от иудеев (8-10). Чудеса Павла и их влияние (11-20). Планы Павла относительно дальнейшего путешествия (21-22). Мятеж в Ефесе против христиан (23-40) 1 "Прошедши верхние страны..." - страны нагорные, лежавшие выше

Из книги Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси автора Верещагина Александра Владимировна

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 1-е. Св. священномученик Анфим (О необходимости для христиан во всех состояниях жизни строго держаться правды и поступать согласно долгу своего звания) I. Св. священномученик Анфим, память коего совершается ныне, был избран в епископы своего отечественного города

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (Примеры уклонения христиан от закона христианской любви и необходимость жить по духу ее) I. Что сказать вам, братия, в нынешний праздник? Любимый ученик Господа, св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, память которого

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Поучение 1-е. Преп. Алипий Столпник (Уроки из его жизни: а) нет разумного основания бояться так называемых «нечистых мест» б) кладбище – весьма назидательный учитель для христиан) I. Преп. Алипий, память коего совершается ныне, проводил свою святую, уединенную жизнь на одном

Из книги Церковно-исторические повествования автора Лебедев Алексей Петрович

LI Жизнь первенствующих христиан. Чистота и святость семейной жизни. Положение женщин и детей. Рабы и господа. Любовь к ближним Вера первенствующих христиан не была лишь внешним исповеданием, а проникала своей животворящей силой во всю жизнь их, делая их «святыми и

Из книги автора

Поучительные черты домашней и семейной жизни древних христиан Смысл слов христианского писателя II века, что христиане ни в чем не отличались от нехристиан. - Молитва: как понимали учение о непрестанной молитве? - Дневная и ночная молитва, определенные часы для молитвы,









2024 © sattarov.ru.