Бог воды с головой крокодила. Себек — Египетский бог воды


Еще на заре зарождения человеческой истории сформировалась одна из самых древних религий мира. По просуществовавшей значительно больший промежуток времени, нежели христианство, в роли божества выступали птицы или животные, с которыми было связано множество легенд.

На протяжении многих веков пантеон египетских богов постоянно менялся, кого-то забывали, а другие фигуры выходили на первый план. Современных ученых интересует старейшая религия, управлявшая многими сторонами жизни людей.

Священная река

В Древнем Нил всегда почиталась как священная, ведь она позволила сформироваться обществу. На ее берегах строились гробницы и храмы, а в водах, которые питали поля, могущественные жрецы проводили таинственные ритуалы. Простые жители боготворили реку и боялись ее разрушительной силы, поэтому неудивительно, что бог Себек в Древнем Египте играл особую роль.

Крокодилообразный бог

Покровитель обитателей Нила и защитник рыбаков имел необычный облик: сначала его изображали в виде крокодила, а позднее очеловечили. Как утверждают исследователи, мифический образ в религию пришел из древних верований и занял главенствующее место в божественном пантеоне.

Опасный крокодил, который олицетворял собой природные силы, всегда был угрозой для жизни человека, и население старалось сделать все, чтобы договориться с ним. Известен факт обожествления хищников на северо-востоке Африки, когда племена объявляли зубастых животных своими родственниками. Так и возник египетский бог Себек, дух которого вселялся в крокодилов Нила.

Особое почитание аллигаторов

Во многих городах древнейшей мировой цивилизации держали предварительно выловленного в реке. Особенно почитали хищника в некоторых областях Древнего Египта, например, в Файюмском оазисе, где в честь бога были построены храмы и вырыты священные озера, в которых жили крокодилы. Рептилий украшали драгоценностями, золотом и серебром, а их естественная смерть не являлась проблемой для жителей: из хищника делали мумию и погребали в саркофагах, как и людей. Существовали даже специальные жрецы, которые помещали тело аллигатора на носилки и бальзамировали его.

После смерти одного священного крокодила находился новый, олицетворявший дух бога, правда, никто не знает, по каким критериям отбирали рептилию, на которую молились люди.

Ученых удивила необычная археологическая находка вблизи одного поселения: в некрополе были обнаружены более двух тысяч мумий крокодилов, забальзамированных, завернутых в папирусы и похороненных с особыми почестями.

Святость крокодила и его жертв

Интересны верования египтян, считавших, что святость крокодила распространяется и на его жертвы. Еще Геродот писал о том, как трупы пострадавших от свирепых животных бальзамировали, богато одевали и хоронили в гробницах. Касаться погибших никто не имел права, кроме жрецов, которые погребали мертвых. Тело человека, убитого крокодилом, становилось священным.

Свидетельства о человеческих жертвоприношениях отсутствуют

В романе И. Ефремова «Таис Афинская» есть описание того, как главная героиня, принесенная в жертву, с испугом ожидает нападения крокодила. Правда, многие исследователи считают это литературным вымыслом, ведь хищников кормили хлебом, мясом животных и вином, а не человечиной, и никаких свидетельств о кровавых жертвоприношениях не было найдено.

Египтяне, желающие, чтобы им покровительствовал бог Себек, пили из озера, где жил аллигатор, и кормили его различными деликатесами.

Загадочная родословная

Как известно, в можно проследить родословную каждого божества, а вот сделать это с Себеком крайне сложно. История его происхождения очень загадочна, и существуют несколько вариантов, о которых не перестают спорить исследователи.

Многие ученые склоняются к версии, что бог Себек представлял собой поколение самых древних божеств: покровитель речной живности был рожден первичным океаном (Нуном). Однако есть и теории относительно того, что он являлся потомком покровителя всех фараонов - Ра, с которым Себек никак не мог соперничать по степени своего влияния.

Солнцепоклонники и почитатели крокодилов

Огромная рептилия вызывала не только священный страх, но и сильное отвращение, и достоверно известно, что не все египтяне становились крокодилопоклонниками. В стране существовала интересная ситуация, когда богобоязненные люди из-за своего негативного отношения к аллигатору не могли поклоняться божеству с лицом хищника.

Различия во взглядах создали уникальную ситуацию, при которой египтяне делились на две группы: для одних главным являлся бог Себек, а другие свято почитали воплощение солнца - создателя мира Ра. Фараон XII династии даже возвел огромный храм в Файюме, который посвящался покровителю рыбной ловли. Там же обнаружили и мумии животных. А о популярности божества говорили найденные письма, начинавшиеся словами: «Пусть тебя хранит Себек». Бог Египта защищал людей, почитавших его, и дарил необходимое изобилие землевладельцам.

А вот жители древнего города Дендеры на западном берегу Нила ненавидели аллигаторов, истребляли их и враждовали с теми, кто поклонялся хищнику.

Культ бога

Расцвет культа бога пришелся на то время, когда правила XII династия фараонов, и цари подчеркивали почитание Себека тем, что добавляли его имя к своему (Себекхотеп, Нефрусебек). Постепенно покровителя водной стихии стали считать воплощением Амона-Ра. Как поясняют ученые, поклонники солнца все-таки победили тех, кто обожествлял рептилию.

Бог Себек, принимавший обличье крокодила, всегда помогал простым египтянам. Его голова была увенчана сверкающей, словно солнце, короной, что говорило о высоком положении защитника рыбаков. В найденных папирусах ее восхваляли и считали главным оружием против всех недругов.

Многоликий Себек - бог воды

Любопытно, что в разных мифах божество считали добрым и одновременно опасным. В легенде об Осирисе - царе загробного мира - именно крокодил выносит тело сына Геба. Египетский бог Себек помогал Ра бороться с мраком и делал это успешно. По другим преданиям, он был в свите злобного Сета-разрушителя, сеющего смерть и хаос. Известен миф о вступившем в схватку со всемогущим Ра.

Частенько бог Себек, фото изваяний которого удивляют необычным внешним видом, отождествлялся с Мином, отвечавшим за хороший урожай. Считалось, что разлившийся Нил «оплодотворяет» землю, и именно в этот период из отложенных яиц вылуплялись маленькие крокодильчики. Это обстоятельство связывало представления о хорошем урожае с аллигатором.

Себек являлся и настоящим изобретателем, подарившим людям рыбацкую сеть. Кроме того, жители считали, что бог помогает душам мертвых попасть к Осирису. А найденная запись, в которой мужчина просил помощи в завоевании женщины, свидетельствует об управлении бога многими сторонами жизни египтян. Его называли тем, кто слышит молитвы, и надо сказать, что таким титулом из всего пантеона был удостоен один Себек.

Бог Египта имел жену - Себекет, которую изображали в виде властной женщины с головой льва. Центром ее культа являлся Файюмский оазис, где почитали великую госпожу.

Река Нил неспроста почиталась в Древнем Египте как священная: ведь именно она позволяла сформироваться высокоразвитому обществу на этой в целом бедной земле. Великая река была символом жизни и силы для древних египтян и поэтому в их мифологии отражено то значение, которое они придавали Священному Нилу – ее боготворили и боялись одновременно. Поэтому возник целый пантеон нильских божеств. Особую роль здесь играл древнеегипетский бог Себек – покровитель всей речной живности и защитник рыбаков, бог плодородия и неконтролируемой водной стихии.

Это весьма колоритное божество имело облик человека с крокодильей головой. Изначально, правда, его изображали просто в виде крокодила, но затем «очеловечили»: как полагают исследователи, этот мифический персонаж пришел из более древних верований тотемического типа и занял особое место в пантеоне богов. Для древних египтян, живущих на побережье Нила, крокодилы представляли реальную опасность. Даже сегодня, когда мы уже хорошо знакомы с повадками этого пресмыкающегося, в Африке каждый год сотни людей погибают от нападений крокодилов. В древние времена ситуация была еще более грозной, и потому люди представляли крокодила воплощением сил природы, с которыми необходимо считаться и договариваться.

Жители северо-восточной части Африки пытались наладить отношения с этими силами природы с помощью магических средств: они объявили зубастых хищников своими родственниками или покровителями, стали всячески их обожествлять и поклоняться им. Так и появился древнеегипетский бог Себек, дух которого, согласно представлениям египтян, вселялся в нильских крокодилов.

Подробные описания культа Себека до нас не дошли, однако сохранились сведения о том, что каждый город считал необходимым содержать священного крокодила, которого специально отлавливали в реке. Вполне вероятно, что такая божественная рептилия менялась каждый год: только в одном месте почитания Себека нашли 2 тысячи мумий крокодилов, которые были забальзамированы и похоронены по особому обряду.

Каждый египетский бог имел свою родословную, но в случае с Себеком она неясна: не установлено, был ли он потомком верховного бога Ра или же представлял поколение более древних божеств. Многие исследователи придерживаются как раз второй версии, опираясь на то, что изначально Себека изображали в виде обычного крокодила.

Позиция Себека в пантеоне египетский божеств и его восприятие египтянами были скорее амбивалентными. Бог-крокодил не был столь почитаем, как верховные боги (Ра, Осирис, Гор) и не мог тягаться с ними по степени влияния. Но у него была и своя «компания» речных божеств. Например, Хапи – его почитали в некоторых областях Древнего Египта и считали ответственным за разлив Нила. Это было событие, от которого зависело формирование плодородной полосы вдоль побережья реки. Хапи, в отличие от древнеегипетского бога Себека, был человекоподобен, и ему были присущи типичные для культа плодородия внешние признаки: внешность гермафродита (мощные мускулы и женская грудь), тучные формы и гипертрофированные детородные органы.

Интересно и то, что в местах, где существовал культ Хапи, с Себека снимали функции управляющего разливом реки. Он превращался в стихийное божество, не терпящее никакого контроля. Характер Себека соответствовал темпераментному нраву священной реки. А вот в тех районах, где Хапи не считали влиятельным божеством или его вообще не было, Себек воспринимался как единовластный хозяин Нила. В определенный период истории Древнего Египта Себек стал весьма популярен и некоторые фараоны даже брали себе тронное имя, которое было посвящено богу-крокодилу – «Себекхотеп», то есть «Себек доволен».

Храм в Ком Омбо был построен при Птолемеях с 180 по 47 гг. до нашей эры, однако, возможно, он имеет и более древние корни. Расположился храм на правом берегу Нила в 40 километрах севернее Асуана. Обычно его посещают туристы, которые в обязательном порядке останавливаются тут, путешествуя по Нилу на теплоходе.

Себек - бог, изображаемый с головой крокодила, считается богом-создателем и защитником от злых сил. Его женой (по одной из версий) считается Хатхор - богиня любви и красоты, а сыном - Хонсу - бог луны и мудрости. Правда, Хатхор считается и женой Гора. Главным местом поклонения Себеку считается Фаюмское озеро на севере Египта, где находился город Крокодиполь (Шедит), но от него практически ничего не осталось, кроме нескольких тысяч мумий крокодилов. Поэтому храм Себека, да еще и в Верхнем Египте, он единственный, а потому уникален.

Однако уникальность храма Ком Омбо не заканчивается на этом, это двойной храм, правая сторона которого посвящена богу Гору, то есть богу солнца и неба, одному из главных богов в египетском пантеоне. Как и в случае с Себеком, место в храме нашлось и его жене, и его сыну. По некоторым мифам Гор и Себек - братья, что объясняет такое наполнение храма.

После постройки храма о нем почти ничего не известно, после распространения в Египте христианства его какое-то время использовали копты, но затем он был окончательно заброшен. Так как храм находился вблизи от Нила, река во время разливов разрушила ворота храма и часть фасада. А в 1893 году его случайно обнаружил французский археолог, храм был по самую крышу занесен песком.


С другой стороны храма все еще приличного размера бархан


Справа остатки ворот


На переднем плане все, что осталось от пилона

На всякий случай даю вам рисунок плана храма

От двора с колоннами по периметру остались только основания колонн


Вход в храм, как видно, двойной - слева для Себека, справа для Гора

Как видно на плане и по первым фото фасада храма - храм достаточно сильно разрушен, для Египта это достаточно плохая сохранность, хотя центральные залы, потеряв крышу, все-таки, более или менее сохранились. Но что сохранилось точно хорошо - это рисунки и изображения на стенах, некоторые вырезаны будто вчера.


Вход в часть храма Себека


Угол Гора


Себек

Основная часть надписей на стенах рассказывает о богах, а в некоторых частях идет перечисление того, что было пожертвовано святилищу


Коридор справа


Гипостильный зал


Слева от изображения богини Сехмет находится календарь, в кадр попал только небольшой кусочек, а так там целая стена


Календарь


На некоторых частях крама, в основном потолочных балках, остались следы оригинальной цветной росписи


Вестибюль перед алтарной частью


Вид с конца храма

В конце храма находились, как я понимаю, два алтарных камня. До наших дней сохранился только один. Расположен он в части Себека

В самом конце храма находится ряд небольших помещений, закрытых железной решеткой, но туда можно заглянуть

Как и положено египетским храмам, по внешнему периметру их огораживала стена, здесь на стенах храма хорошо сохранились рельефы


Проход слева от храма


Проход за храмом


Звезда. Похожими украшали своды гробниц в пирамидах за 2.5 тысячи лет до постройки этого храма


Проход справа от храма

Слева от основного задния храма и за храмом активно ведутся какие-то раскопки, но, если за храмом на холме походить нельзя, то на площадке слева можно. Тут есть маленький храм Себека (развалины), а также два нилометра.

Нилометры играли важную функцию в жизни древних египтян, во-первых, глубокая яма четко показывала уровень воды в реке, а во-вторых, исходя из этого взимались налоги - засуха - меньше, разлив - больше.

Еще один нилометр, похоже, был и у входа в комплекс

Назначение этих сооружений (ступеней) и небольшого домика позади него неизвестно, некоторые считают, что это источник воды, другие считают, что здесь жили священные животные, то есть, крокодилы.


Храм, вид слева

Справа от храма у небольшого храма Хатхор была найдена голова римского императора Марка Аврелия и статуя без головы


Мини-храм Хатхор


Вид на на храм справа

Из интересных рисунков в храма можно отметить изображение хирургических инструментов, но я, к сожалению, не обратил на них внимания

Но в мою коллекцию интересных изображений попал вот этот зверь - смесь пчелы, кошки и козы

На фото видно, что в храме дежурит несколько полицейских и смотрителей. Но тот редкий случай, когда конкретно нам они не пытались впарить свои услуги гида.

Как и все другие объекты в Египте, храм открыт до заката. Цена билета - 80 египетских фунтов, для студентов 40 фунтов. В стоимость билета входит и музей Собека, это небольшой зал, где выставлены мумия крокодилов и ряд ритуальных принадлежностей. Цена съемки тут - 50 фунтов, но никто особо не следит.

В Новое царство проживание тотемных животных при храмах было частой традицией. В случае с крокодилами они жили при храмах всю жизнь, о них заботились и хорошо кормили, а когда они умирали, их мумифицировали и хоронили. Крокодилы из этого музея были найдены в храме Хатхор при основном храме, а также в некрополе El-Shatb неподалеку


Бронзовая статуэтка Себека


Приспособления для мумификации крокодилов


Мумии крокодилов


Мумии крокодилов - макет


Крокодильи яйца

На набережной теплоходы с туристами ждут толпы торговцев. Меня один активно пытался развести на покупку. Предложил футболку за 5 фунтов (30 центов), цена отличная, думал прибарахлиться, сказал, какой размер нужен и ушел смотреть храм. На выходе продавец меня ждал, только теперь он за майку хотел 200 фунтов (12 долларов). А про 5 фунтов он сознался, что типа британских фунтов. Такой себе развод для простачков в надежде на то, что, типа, я оценю его старания и все равно куплю. В итоге последняя цена, которую он мне предлагал, была, по-моему - 80 фунтов - 5 долларов. Можно купить, если она тебе нужна, но мне была не нужна.


Круизный теплоход пришвартован у берега


Набережная перед храмом

Если будете останавливаться в Асуане, то для проживания рекомендую небольшой отель в нубийском стиле

Крокодил был священным животным бога воды и разлива Нила Себека (греч. Сухос). Изображалось это божество в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Считалось, что Себек дает плодородие и изобилие. Два главных центра культа Себека находились в Фаюме и Сумену, южнее Фив. В Шедите , главном городе оазиса Фаюм, он считался главным богом, по причине чего греки дали этому городу название Крокодилопль. В разных местах оазиса поклонялись разным ипостасям Себека. В Фаюме он считался демиургом и был объектом почитания: "Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила...". В нем видели благодетельную силу и обращались к нему с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире.

Свидетелем поклонения богу Себеку был Геродот. Вот, как описывает он культ крокодила в Древнем Египте: "Если какого-нибудь египтянина или (что все равно) чужеземца утащит крокодил или он утонет в реке, то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога [реки] Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек существо". Уже в "Текстах пирамид" Себек упоминается как сын Нейт, древней богини, фетишем которой были две перекрещенные стрелы. Считалось, что будучи богиней воды и моря, Нейт рожала бога-крокодила Себека во время разлива Нила.Она часто изображалась кормящей грудью 2-х маленьких крокодильчиков. Нейт была связана с заупокойным культом, являясь главой «дома бальзамирования» и вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах.

Имя Себека входит в качестве компонента в теофорные имена фараонов XIII династии. Особой благосклонностью его культ пользовался у царей XII династии, в частности у фараона Аменемхата III, Птолемеев и римских императоров. В Риме господствовало поверье, что тот, кто намажется крокодильим жиром, может спокойно плыть между крокодилами и что крокодилова кожа на воротах двора защищает от вреда. наносимого градом. В отличие от многих других египетских божеств Себек не имел триады и в религиозных текстах фигурирует один. В демотических текстах из Фаюма появляется богиня, сопутствующая Себеку, - Себекет. Ее имя является формой женского рода имени Себек. Изображалась она в антропоморфном виде или в виде женщины с головой льва.

В качестве доброго, благожелательного бога Себек выступает помощником бога Ра в его борьбе с силами мрака. Таким же он является в мифе об Осирисе. По одному из вариантов мифа именно крокодил выносит на себе тело утонувшего Осираса. Крокодилы, считавшиеся его воплощениями, мумифицировались после смерти. Однако в других местах Древнего Египта Себек считался опасным водным хищником и включался в свиту злого бога Сета, считаясь враждебным и Ра, и Осирису. Гигантский крокодил Мага, как существо связанное с водной стихией и первобытным хаосом, выступает противником солнечного Ра. В "Папирусе Харриса" читаем: "Назад, Мага, сын Сета! /Да не будешь ты управлять своим хвостом! / Да не будешь ты схватывать своими руками! / Да не откроешь ты своей пасти!/ Станет вода дыханием пламени пред тобою, / И пальцы семьдесят семи богов да будут в твоем глазу". Сам Сет превращается в гигантского крокодила, охраняющего два Ока Уаджет. Анубису удается завладеть ими, приняв облик крылатого змея с ножами вместо перьев, и захоронить в другом месте. Они прорастают, став виноградными лозами. На рельефах храма в городе Эдфу (егип. Бехдет) в Верхнем Египте, куда был перенесен культ Гора, он изображен стоящим на ладье впереди Ра, в руках у него гарпун, которым он поражает крокодила. В "Поучении Мерикара" в строках 130-134 о Ра сказано следующее: Он создал небо и землю... он устранил крокодила из вод".

Повелитель вод Себек отождествлялся с Мином, богом плодородия, «производителем урожая». Воды разлива "оплодотворяли " землю и способствовали произрастанию урожая. С началом разлива вылуплялись из отложенных яиц крокодильчики, и это обстоятельство связывало крокодила с плодородием, с представлениями об обильном урожае, с предсказанием размера наступающего разлива. Отмечая почет, которым пользуется у египтян крокодил, Плутарх приводит предание о том, что место, где самка крокодила откладывает яйца, отмечает предел разлива Нила: "Они кладут шестьдесят яиц, столько же дней высиживают их, и столько же лет живут самые долголетние крокодилы, а это число - первое из тех, кто занимается небесными светилами". Здесь великий философ имеет в виду период в 60 лет, называвшийся в древности Великим Годом, потому что через каждые 60 лет происходили "встречи" Юпитера с Сатурном. Завершение разлива Нила и появление черной земли в древнейшие времена происходили при нахождении Солнца в знаке Скорпиона. "В классической астрологии знак Скорпиона - водный. Вода же - символ жизни", а крокодил живет в воде. "Египетский иероглиф, обозначающий черное, представлял собой кончик крокодильего хвоста. И не потому, что он на самом деле черного цвета; просто глаза крокодила олицетворяли восход Солнца, а его хвост - заход или темноту". В те древнейшие времена бог солнца воплощался в образе крокодила - Себека-Ра.

Для древнейших жителей нашей планеты свойственно обожествление сил природы и животных. Последних наделяли святостью, им поклонялись, принося подношения и жертвы. Не исключением был и Древний Египет. В этом государстве божественными особенностями наделялись не только милые и безобидные животные, но и гады, имеющие устрашающий вид и представляющих смертельную опасность. Речь идет о крокодилах.

Исторические сведения давно подтвердили важнейшую роль Нила в жизни египтян. Существование реки, протянувшейся подобно живительной нити с севера на юг, дало возможность расселиться по ее берегам древним народам, от разливов вод Нила зависела их жизнь. Регулярные наводнения делали прилегающие к реке поля плодородными, что обеспечивало жителей хорошим урожаем и гарантировало отсутствие голода. Для прогнозирования урожая, египтяне наблюдали за подъемом уровня воды в Ниле с помощью сооруженных ими ниломеров.

Зависимость от сил природы вызывала у людей поклонение перед их могуществом, стремление заслужить расположение богов – покровителей Нила и его обитателей. Самые большие и необычные существа, долго живущие в Ниле, – крокодилы – считались его хранителями и хозяевами реки. По их поведению египтяне могли определить время наводнения.

Поклонение Себеку

Египетская цивилизация обладала широким пантеоном богов. Немаловажное место в этом ряду занимал бог Себек. Его изображали в виде человека с головой крокодила, увенчанной пышной короной. Себек был повелителем реки-кормилицы, властителем движения ее вод, и олицетворял вечность.

На территории Древнего Египта в долине Файюм существовал город Шедит, впоследствии названый пришедшими туда греками Крокодилополем. Место, расположенное в плодородной долине вокруг озера Мерида, было центром поклонения Себеку. Крокодилы же считались живым воплощением бога.

Недалеко от Шедита фараоном Аменемхетом III был построен целый комплекс, посвященный крокодилам. Помимо традиционного возведения пирамиды, правителем было приказано соорудить священное строение, похожее на лабиринт – для проживания в нем сына Себека – земного представителя бога – крокодила. Территория постройки не сохранилась, имеются только остатки руин. Как сообщает Геродот, площадь лабиринта составляла около 70 тыс. кв. метров, в нем насчитывалось несколько уровней, множество комнат, где мог расхаживать избранный жрецами крокодил – сын Себека.

Служение избранному крокодилу

Для осуществления достойной жизни к крокодилу приставлялись жрецы, приносившие еду угощения. После смерти «хозяина лабиринта» все те же жрецы мумифицировали тело усопшего животного и выбирали следующего крокодила.

Если человек погибал от речного хищника, это считалось большой удачей: он получал покровительство бога и после бальзамирования удостаивался быть похороненным в священной могиле.

До сего дня район долины Файюм полностью не изучен. В перспективе мы сможем узнать, правда ли существовал лабиринт в Крокодилополе или же это просто содержательный миф. О поклонении богу-крокодилу по всему Египту свидетельствует и храм Себека в городе Ком-Омбо, неподалеку от которого найдено целое погребение с мумиями крокодилов.









2024 © sattarov.ru.