Сообщение разнообразие распространение значение растений. Разнообразие, распространение, значение растений. I. Организационное начало


Интегрированный урок № 5 Разнообразие, распространение, значение растений.

Цель : ознакомить учащихся с разнообразием, распространением и значением растений в природе и в жизни человека, с понятием «высшие и низшие растения».

Задачи:

- повысить познавательный интерес учащихся к изучению биологии

Воспитывать толерантность и бережное отношение к природе

Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Форма урока – изучение нового материала.

Вид используемых на уроке средств ИКТ – презентация.

Наглядные пособия – кроссворд, раздаточный материал.

Ход урока.

Внешняя интеграция

I.Актуализация знаний

Приветствие учащихся. Настало доброе утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойные и добрые, счастливые и ласковые. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните...

Позитивный настрой.

Учитель: Сегодня получила письмо с другой планеты.

Давайте я вам его прочитаю.

Эвристический прием :

Учитель: Чего не хватает жителям планеты Гринетта?

Учащиеся: Растений.

Учитель: Можно ли жить без растений.

Учащиеся: Нет.

Учитель: Ребята, а что вы знаете о растениях?

Учащиеся: что они выделяют кислород, украшают земля, топливо, строят дома, употребляют в пищу, лекарство.

Учитель: А для чего нужно изучать растения?

Учащиеся: Чтобы знать их строение, распространение, значение.

Учитель: какая тема нашего урока.

Учащиеся: Тема «Разнообразие, распространение, значение растений»

Учитель: Определить цель урока.

Учащиеся:

Кроссворд.

1.Полевой цветок народный, для гадания пригодный,

2.Вкусны - оближешь пальчики- Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю.

3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица

4.Вот печальная картина: затянула пруд весь

5. На Новый год ей каждый рад, хоть колюч её наряд!

6. Голубой лужок, голубой бережок, голубеет всё вдали - какие цветы зацвели?

7. Кудри в речку опустила
и о чем-то загрустила.

8. Кругло, да не арбуз,
С хвостом, да не мышь.

Соедините первые буквы кроссворда и получите слово: РАСТЕНИЯ

Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений в природе и в жизни человека .

III . Изучение нового материала.

Прием «Новизны»

Работа по учебнику стр. 88.

1. Разнообразие растений.

Различаются по размерам, по продолжительности жизни, по окраске.

2. Распространение растений на Земле.

1. группа - Перечислите растения, произрастающие на юге и севере нашей страны. Каков их внешний облик?

2 группа - Перечислите растения, произрастающие в пустыне? Чем они отличаются от растений нашей местности?

3 группа - Перечислите растения, растущие в Хакасии.

Вопрос: От чего зависит неравномерность распространения растений на планете:

Ответы учащихся.

А) от температуры воздуха

Б) от влажности

В)от количества осадков

Г) от климата

Д) от почвы

Работа в группах . Учащиеся в тексте учебника стр88-91 находят значение растений в природе и в жизни человека.

1 группа значение в природе.

Обогащают воздух в природе, поглощают углекислый газ

служат пищей животных, являются средой обитания для животных

служат убежищем для животных,

участвуют в образовании почвы

способствуют понижению температуры воздуха

снижают действие ветра и шума.

2 группа значение в жизни человека.

Служат пищей, сырьё для различных отраслей промышленности, приготовление лекарств, изготовление бумаги, изготовление одежды, украшают жизнь и приносят радость.

Как называется наука, которая изучает растения?

На какие группы делятся все растения?

Заполнение таблицы

Низшие

высшие

Водоросли,

мхи, лишайники,

Папоротники

Покрытосеменные

III . Закрепление.

Тест:

1. Наука, изучающая растения:

А) цитология

Б)микробиология

В)зоология

Г) ботаника

2. Для чего нужны растения животным:"

А) одежды

Б) сырьём для бумаги

В) лекарством

Г) источником пищи

3. Неравномерность распространения растений по земле зависит от:

А) отношения человека к растениям

Б) отношения животных к растениям

В) количества выпадаемых осадков

Г) расположению

4. Растения, привезённые из разных стран, могут ли расти в нашей местности, так как они:

А) зависят друг от друга

Б) влияют друг на друга

В) зависят от человека

Г) приспосабливаются к данным условиям

5. К низшим растениям, относятся:

А) ромашка

Б) мхи

В) водоросли

Г) ель

6. Невозможна жизнь на Земле без растений, так как:

А) готовят лекарство

Б) употребляют в пищу

В) являются источником кислорода

Г) украшают Землю

Взаимопроверка.

Рефлексия

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Сегодня я узнал…

Я научился...

У меня настроение…

Домашнее задание: Параграф 17, работа в рабочей тетради.
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Обучающие : познакомить с многообразием, распространением и значением растений, местами их обитания, значением в природе и жизни человека, сформировать понятие о высших и низших растениях и науке ботаника.
  • Развивающие : продолжить развивать умение выделять главное, работать с источниками информации, делать выводы, развитие творческих способностей.
  • Воспитательные : умение слушать и выступать перед аудиторией, экологическое воспитание.

Проблема: непонимание детьми ведущей роли растений в природе.

Проблемный вопрос: возможна ли жизнь на планете без растений.

Личностная значимость изучаемого для учащегося: растения красивы каждое по своему, растения важны, поэтому их нужно беречь.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационное начало. Тема и цель урока.
  2. Зачем изучать растения.
  3. Многообразие растений и их значение.
  4. Творческое задание (работа по группам).
  5. Наука ботаника. Низшие и высшие растения.
  6. Закрепление изученного материала – мини-тест.
  7. Домашнее задание. Рефлексия.

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

I. Организационное начало.

Тема блока «Царство растений»(8 уроков).

Что узнаем, чему научимся?

Тема и цель урока.

Эпиграф: «В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы».

II. Постановка проблемы .

Мы получили инопланетное письмо. Текст письма следующий:

Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая их зеленой превратилась в серую.

Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый шестиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Подозреваем, что без БКВ здесь не обошлось.

Ждем шифрованной информации о том, как нам восстановит свою планету. Что вы нам посоветуете.

Вопрос: чего не хватает жителям планеты Гринетты.

Проблемный вопрос: можно ли жить без растений?

III. Зачем нам изучать растения.

Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории.

Факты из истории.

  1. Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.
  2. Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко. На свадьбу царя Пелея были приглашены все кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида в разгар подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини Гера, Афродита и Афина стали спорить. Тогда пастух Парис отдал яблоко Афродите, в результате возникла вражда и война.
  3. Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский.

Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях.

Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств.

Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема. Символ России – лиственница. (гербарий)

Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений. Вспомните стихи о растениях.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок...
Р. Гамзатов.

Приведите примеры из литературы или истории.

IV. Многообразие растений на Земле, самое-самое.

Растений на Земле более 350 тыс. видов, от одноклеточных (под микроскопом), имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади, имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.

  • Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м)
  • Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм.
  • Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел
  • подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса.
  • Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм.
  • Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет.
  • Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре.

V. Физминутка. Упражнение «Цветы»

  1. Укрепление мышц и суставов кистей.
  2. Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.
  3. Воспитание любви к Родине.

Дети складывают ладони вместе, изображая цветок, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы веером: цветок распускается.

Подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки, выполнить 3-4 раза. Дышать глубоко, плечи расправить, медленно качать головой из стороны в сторону, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию. Качание головой улучшает мыслительную деятельность.

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.

VI. Мозговой штурм «Какое значение растения имеют для человека и в природе».

(информация из учебника стр. 52)

Для человека – значение.

  1. Кислород
  2. Лекарства
  3. Одежда
  4. Строительный материал
  5. Бумага
  6. Эстетическое
  7. Экологическое

Какое главное значение растений?

VII. Работа в группах: Оформить письмо-плакат для инопланетян. Время 7 мин.

Почему жители Грюнландии стали задыхаться?

Что им нужно взять на Земле?

Какое растение вы бы им посоветовали взять?

Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений.

Защита писем-плакатов.

VIII. Занимается изучением растений наука БОТАНИКА .

Ботане – зелень, трава.

Ц. Растения

Найти в учебнике чем отличаются низшие и высшие растения.

  • п/ц Низшие слоевище или таллом нет органов
  • п/ц Высшие – есть органы и ткани.

IX. Закрепление – Мини-тест.

Учащиеся при ответе на вопрос поднимают руку соответствующую правильному ответу. А – леваярука, Б – правая рука, С – обе руки.

  1. Наука изучающая растения
    1. Биология
    2. Ботаника
    3. Микология
  2. Органы и ткани есть у
    1. Низших растений
    2. Высших растений
    3. У всех растений
  3. Главное значение растений
    1. Являются пищей человеку
    2. Выделяют кислород
    3. Являются сырьем
  4. На земле существует растений
    1. Около миллиона видов
    2. Более 350 тыс.
    3. Около тысячи
  5. Какое растение является символом России
    1. Береза
    2. Лиственница

X. Рефлексия, Д/З

§11, стр. 53 творческое задание.

Источники информации:

  1. Пасечник Н.В. «Биология. Бактерии.Грибы. Растения», Дрофа, Москва, 2005.
  2. Акперова И.А. «Уроки биологии в 6 классе», Дрофа, 2005.
  3. П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский «Азбука здоровья. Физкультминутки», Амрита-Русь, Москва, 2006.
  4. ru.wikipedia.org

Разнообразие растений . Растения различаются по размерам. Есть среди них и микроскопические водоросли, и огромные деревья, возвышающиеся над землёй более чем на 100 м (рис. 54).

Рис. 54. Размеры растений

Различна также продолжительность их жизни. Можно встретить дубы, которым более тысячи лет. Но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней. Большинство растений обладают зелёной окраской (рис. 55), но некоторые не имеют её, например заразиха (рис. 56).

Рис. 55. Тысячелистник и гвоздика-травянка

Рис. 56. Заразиха

Где встречаются растения . Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Множество растений живёт в морях и океанах, озёрах, прудах и реках. Растут они в безводных пустынях и на топких болотах, высоко в горах и в глубоких ущельях. А как велико разнообразие растений на лугах, в степях и лесах! Их можно найти в тёплое время года даже в ледяных пустынях Арктики и Антарктики.

Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях.

Значение растений в природе . Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми, в свою очередь, питаются хищники.

Значение растений в жизни человека . Невозможно представить себе нашу жизнь без растений. Люди питаются растениями и продуктами их переработки, используют как сырьё для различных отраслей промышленности и для приготовления лекарств, как строительный материал и топливо. Из древесины делают бумагу, на которой печатают газеты, журналы, книги, школьные учебники.

Трудно перечислить всё, что получает человек от растений. Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырьё. Они украшают нашу жизнь, приносят радость.

Древний человек искал и собирал дикие съедобные и лекарственные растения (рис. 57). С переходом к оседлому образу жизни человек стал выращивать злаковые, плодово-ягодные, лекарственные, кормовые и технические культуры. Развитие земледелия потребовало новых знаний об отношении растений к среде, о свойствах различных культур и их сортов, о том, как следует обрабатывать почву и ухаживать за ней, чтобы получить хорошие урожаи, и т. п.

Учёные выводят новые высокоурожайные и устойчивые к болезням сорта культурных растений. Это помогает обеспечить население достаточным количеством разнообразных пищевых продуктов.

Рис. 57. Лекарственные растения

Вы знаете, что без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с лица Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить, а во многих регионах Земли воссоздать благоприятные для жизни растений природные условия - одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания.

Что изучает ботаника . Ботаника (от греческого слова «ботанэ» - зелень, трава, растение) - наука о растениях. Она изучает их жизнь, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.

Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы - низшие и высшие.

Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греческого слова «таллос» - зелёная ветвь). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.

У высших растений тело расчленено на органы - ли-стостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые построены из различных тканей.

Новые понятия

Ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Слоевище. Таллом

Вопросы

  1. Что изучает ботаника?
  2. Какое значение имеют растения в природе?
  3. Какое значение имеют растения в жизни человека?
  4. Почему нужно охранять растения?
  5. Какое участие ученики вашей школы принимают в работе по охране природы?
  6. В чём отличие низших растений от высших?

Подумайте

Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?

Задания

  1. Подготовьте рассказ о многообразии и среде обитания растений вашего региона.
  2. Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?
  3. Какие растения используют в озеленении вашего микрорайона, посёлка, села? Какие из них в какой период наиболее декоративны?

Знаете ли вы, что...

  • Более 500 видов растений, нуждающихся в охране, занесены в Красную книгу Российской Федерации.
  • В настоящее время человек выращивает около 2 тыс. видов культурных растений, наибольшие площади занимают такие ценные культуры, как пшеница, рис, кукуруза, картофель и др.

Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Рясковые – самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Внешне они не похожи на цветковые растения – тело их напоминает слоевище водорослей. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих вод, никто не подумает, что ряска – отдалённый родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев её цветения. Микроскопические соцветия рясок с 2 – 3 мужскими и одним женскими цветками видели лишь немногие ботаники.




Пальмы нам известны по экземплярам, растущим в кадках. В тропиках и субтропиках известно около 3 тыс. видов пальм, некоторые из них также важны, как в наших широтах злаки. Такова финиковая пальма Северной Африки и Аравии, кокосовая пальма тропических океанских побережий; пальмира, из сока которой делают пальмовое вино; южноазиатская сахарная пальма; саговая пальма (не путать с саговником!); масличная пальма и другие. Пальмам принадлежат немало «ботанических рекордов»; самые большие листья (свыше 25 м), самые большие соцветия (до 9м), самые большие плоды – костянки (у сейшельской пальмы до 18 кг, созревают они 7 – 10 лет).














Широко известны представитель порядка липовых. Кроме липы к порядку относят шоколадное дерево, из семян которого делают шоколад и какао; дерево кола (из его плодов изготавливают напитки «кока - кола» и «пепси - кола»); баобаб; представитель семейства мальвовых – хлопчатник, в плодах – коробочках которого содержатся масличные семена с длинными (до 60 см) волосками из чистой клетчатки. Более половины тканей, изготавливаемых во всём мире, - хлопчатобумажные.









Люди издавна как бы очеловечивали некоторые деревья: приписывали им разнообразные необычные свойства, слагали о них песни, стихи. На Руси особо почитали липу, относились к ней очень поэтически, но использовали и в хозяйстве. Без липы не мыслил жизни ни один крестьянин. Считают, что славяне почитают липу также, как арабы – пальму, а греки – оливковое дерево. Во многих местностях России из липовой коры приготавливали в старину в больших количествах лубки, мочало, лыко. Лубки для покрытия домов, обивки саней, на лукошки, короба. Мочало – для кулей, циновок, рогож, верёвок. Лыко – на плетение корзин и на лапти. Древесина липы ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких банях лёгкий, душистый, медком пахнет. Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у неё «поёт». Также липа идёт на изготовление посуды, например, хохломская роспись.





Хорошо известны растения порядка Губоцветные. Это обычно травы с четырёхгранным стеблем и цветками, напоминающими по форме пасть зверя. Многие губоцветные изобилуют ароматическими эфирными маслами, применяемыми в парфюмерии, пищевой промышленности и медицине (розмарин, мята, лаванда, шалфей, майоран, пустырник, мелисса).






Мелисса лекарственная – очень популярное растение, которое часто называют лимонной мятой. Высушенная трава пахнет лимоном сильнее, чем свежая. Это один из любимых пчёлами медоносов. С 1 га её посевов можно получить до 150 кг мёда, отличающегося приятным ароматом и тонким вкусом. Запах мелиссы привлекает пчёл и успокаивает их. Сейчас мелисса лекарственная входит в фармакапеи большинства стран и применяется как успокаивающее средство. Мелисса содержит до 0,33% эфирного масла, витамины В 1, В 2, С, разнообразные органические кислоты, ароматические соединения. Основным компонентом эфирного масла мелиссы является цитраль – вещество, от которого зависит лимонный запах.











2024 © sattarov.ru.