Сценарий праздничного гуляния «Гуляй, люди веселей, самовару – юбилей». Сценарий проведения фестиваля частушек Сценарий путешествие в мир частушки


Ольга Терентьева
Сценарий праздника «Задорная частушка»

Сценарий праздника «Задорная частушка »

Цели : обобщить знания детей о русском народном творчестве; создать атмосферу праздника ; привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Предварительная работа.

Цикл занятий по ознакомлению с народным творчеством и бытом; чтение русских народных сказок; заучивание потешек и песенок; драматизация потешек и сказок.

Действующие лица : Хозяйка, Баба Яга, дети в русских национальных костюмах.

Ход праздника

Зал украшен в русском стиле, хозяйка в национальном костюме, пьет чай из самовара. Стук в дверь. Входят гости.

Хозяйка. Просим в избу, красному гостю - красное место, милости просим. Вот вам хлеб-соль по-старинному обычаю. За хлебом и солью всякая шутка хороша. Где посветлее, там и веселее.

Вот и мое лукошко. Пустое оно, но, надеюсь, к концу нашей встречи наполнится частушками и прибаутками .

Праздник у нас в детском саду начинается, потому что здесь собрались лучшие певуны. Если вы приглядитесь, то сами в этом убедитесь.

Выходите, ребята, петь частушки !

1. Выходи частушки петь ,

Будем рядышком сидеть.

Хорошо на улице!

Ох, посмеются курицы.

2. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась ,

надо пляской помогать.

3. Кто сказал "Частушки вроде

В наши дни уже не в моде"?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

4. У частушки есть начало ,

У частушки есть конец .

Кто частушки наши слушал ,

Прямо скажем, молодец!

Хозяйка. И правда молодцы! Ребята, а вы знаете, что такое частушка ? Верно, частушка - это коротенькая шуточная, плясовая, озорная песенка. В ней можно рассказать о характере человека и даже о каком-то событии.

Выходят ребята.

1-й мальчик. Эй девчонки-хохотушки,

Запоем-ка мы частушки .

2-й мальчик. Девочки беляночки,

Где вы набелилися?

Две девочки. Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

1-й мальчик. Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь,

2-й мальчик. На лугу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Девочка. Говорят, я боевая, боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая, ну а я тогда в кого ж?

Хозяйка. Какие молодцы, ребята!

Как у наших у ворот собирается народ,

Собирается народ и ведет свой хоровод.

Хоровод «На горе-то калина»

Стук в дверь, появляется баба Яга.

Б. Яга. Услышала ваши веселые частушки , песни, очень мне понравились. Заслушалась я. И сама много знаю частушек , но никто меня не слышит в лесу. К вам вышла.

Хозяйка. Ну что ж, баба Яга, давай мы тебя послушаем.

Баба Яга поет : Посмотрите на меня-

Писана красавица,

Что прическа, что походка -

Всем ужасно нравится.

Я диету соблюдаю,

Уже не помню сколько лет :

Мухоморы ем на завтрак

И поганки на обед.

Хозяйка. Молодец, баба Яга! Ты и правда петь мастерица!

Баба Яга. А давайте с вами поиграем.

Игра «Плетень»

Хозяйка. А теперь, Кикимора, послушай наших девочек.

Все. Вы послушайте, мальчишки,

Мы частушки будем петь .

Только, чур, не обижаться,

Из-за шуток не реветь.

1. Попросили мы мальчишек

Показать нам грузовик,

а мальчишки, как мартышки,

Показали нам язык.

2. Саша - парень ничего,

Только он кусается,

Все собаки от него

Наутек бросаются.

3. Все, что Петя подобрал,

Он в карман пихает,

Если Петя погулял,

Дворник отдыхает.

4. Не умеет есть Андрюша,

Словно хрюшка чавкает,

Пришел пес его послушать-

Под окошком тявкает.

Все. Мы частушки вам пропели ,

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Хозяйка. Молодцы, девочки! А наши воспитатели знают тоже много частушек .

1. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги,

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

2. Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

баба ехала пешком

В ситцевой карете.

3. Хороши наши частушки ,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем -

Ставим точку с запятой.

Вот и наполнилась моя корзина частушками , а за это я вам подарю песню "Посею лебеду на берегу". А Баба Яга и воспитатели мне помогут.

Песня «Посею лебеду на берегу»

Мы тоже, хозяйка, тебе сюрприз приготовили.

Что же это? Танец? Песенка? Игра?

Выступление оркестра нам начать пора.

Игра на музыкальных инструментах

Баба Яга.

Ай да ребята, ай да молодцы!

Ай да красавицы!

Славный у нас получился праздник !

Пришла пора прощаться.

Да и угощаться! Получи леденец! Тут и празднику конец !


Сценарий «Частушки-хохотушки»
(Выходят ведущие)
1.Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие.
Гости дорогие - ребята удалые.
2.Девицы-красавицы,
Все вы нам так нравитесь!
1.Собирайтесь, собирайтесь!
Приходи на праздник к нам.
Будут песни, будут пляски,
Шум, веселье, смех и гам!
2.Уж мы словом не обидим,
Но пошутим мы сполна.
Конкурс песен и частушек
Спешит открыть Семёновна!
(Выходит Семёновна)
С.:Ждали, заждалися?
Вот я и пришла.
И частушек море
К вам я принесла.

Хотите их услышать?
Ну что же, я спою!
Но только вот тематику
Сейчас определю.
(Начинает петь частушки)
«Запою я вам частушки -
Тралялюшки-траляля,
И в округе все услышат.
Как поет Семёновна!

Как-то раз учитель Свете
Объяснял, что знанья - свет.
Света спать легла при свете,
Утром встала - знаний нет.

Всех смелей Андрей бежит
И съезжает с горки,
А за партой он дрожит,
Словно мышка в норке.

Дрессированных мартышек
Увидала Оля,
И теперь она мальчишек
Дрессирует в школе.

Галя сделала дела
Сегодня раньше срока:
Две косички заплела
Всего за 3 урока.

Признаю, что я не очень
В математике сильна -
Мама за меня решает
Все задачки дотемна.

Школа, школа ты моя,
Каменное здание.
Научила ты меня
Бегать на свидания.

Арифметику за Юлю
Делать бабушка взялась,
Потому что наша Юля
Нынче замуж собралась.

Я частушки вам пропела,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь прошу я вас,
Чтобы вы похлопали!»
Ох, и притомилася!
Напелась, наплясалася!
И прошу теперь я вас
Частушки спеть для всех для нас.
Мне нужны 2 команды, все желающие выходите. Название команд.
Ну, а теперь начинаем наш конкурс «Кто кого перепоёт».
Ох и молодцы ребята, много вы частушек знаете. Занимайте свои места.
Ребята, а вы знаете, что означает частушка?
Частушка – это припевка, коротушка – это самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гуляньях, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще - гармони. Под неё нередко и пляшут.
Чаще всего на частушку отвечают частушкой же:
Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.
Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:
На столе стоит
Каша манная,
А любовь наша
Обманная...
Другой возражает:
На столе стоит
Каша гречная,
А любовь наша
Бесконечная!
Ну, а мы продолжаем наши соревнования. И следующий конкурс называется «Сочини частушку».
Мне нужны 4 команды по 5 человек. Название команд.
Всем даются одинаковые задания. Я говорю какое-либо слово, с которым нужно сочинить частушку. На сочинение каждой частушки даётся 2 минуты. Та команда, которая не успела сочинить частушку, выбывает из конкурса. Задание понятно?
Итак, первое слово «чай».
Эх, чай, чай, уж ты кумушка встречай
Уж ты кумушка встречай, прибауткой привечай.
2. «рукавицы».
Довяжу я рукавицы
Нарумяненным девицам.
А вы спойте песню мне
Да поиграйте-ка в тепле.
3. «ушки»
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоём мы вам частушки
Очень замечательно.
4. «курица»
По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал –
Курица обидела.
5. «красавица»
Я надену платье бело,
Буду я красавица.
Пусть лентяи не подходят
Пока не исправятся.
6. «музыкант»
Мы ребята любим шутку:
Шутка делу не вредит.
Музыкант ни на минутку
Без работы не сидит.
Молодцы ребята, занимайте свои места.
Ну, а у меня для вас ещё один конкурс называется «Продолжи частушку».
Мне нужны самые смелые, самые активные ребята 5 человек. Кто желает испытать свои силы, выходите?
Итак, внимание задание, я начинаю петь частушку, ваша задача её продолжить.
Ах, была я молодая,Ах, была я резвая,И в окошко за гармошкойК гармонисту лезла я!
Нужно спину так держать, Чтобы ровненько стоять. Люди смотрят не дыша: Ох, осанка хороша!
У меня на сарафанеПетушки да петушкиВ целом мире нету крашеМоей милой бабушки!
Я на саночки сажусь,Смело с горочки качусь,Пусть от снега белая,Зато какая смелая!
Дети водят хоровод,Хлопают в ладоши.Здравствуй, здравствуй. Новый год! Ты такой хороший!
С.:Ох, ребята, молодцы,
Все таланты, спору нет,
Я повеселилась от души,
Так не смеялась много лет.

Спасибо вам за приглашенье,
За праздник ваш, а мне пора.
Домой хочу попасть ко свету,
Вам всем привет шлю я - Семёновна.
1.До свиданья, дорогая,
Ждём вновь в гости, приходи,
Да частушечек побольшеТы с собою захвати.

2.Ну что ж, пора прощаться,
Спасибо всем, пока, пока!
Не унывать, а улыбаться
Велит нам всем Семёновна!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маловасилёвская средняя общеобразовательная школа

«ПРАЗДНИК ЧАСТУШКИ»

конкурсная программа в рамках проведения недели музыки

(для 4 – 5 классов)

Подготовила и провела:

учитель музыки

Долгая Елена Геннадьевна .

Цель:

    знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.

Задачи:

    обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;

    воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;

    научиться исполнять частушки.

Оборудование:

    музыкальный инструмент

    костюмы

    музыкальный центр

    оформление

Ход программы:

Ведущий:

Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Слово же "частушка" употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.

Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.


Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь).

Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.

Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек.

В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.

    Представление команд.

    команда: название «Весельчаки»

Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!».

Визитная карточка команды:

Никогда на жизнь не ной,

Будь как мы: пляши и пой!

Веселись, честной народ,

Встречай праздник у ворот!

Приветствие соперникам:

Чтоб в игре вас обойти,

Мы сплотились вместе.

Мы уверены в себе

На процентов двести!

    команда: название команды «Озорные ребята»

Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушек ни ногой!»

Визитная карточка команды:

Мы – ребята озорные,

Любим песни петь, плясать.

Если только разойдёмся –

Никому нас не унять!

Приветствие соперникам:

Нос соперникам утрём

И во всём их обойдём!

А ещё в нагрузку

Ни дадим им спуску!

    Домашнее задание: исполнить танцевальные припевки, посвящённые «виновнице торжества» - частушке.

«Весельчаки».

Как нам Васю отучить

От дурной привычки?

Чтоб девчонок перестал

Дёргать за косички!

А давайте про него

Сочиним частушки.

У него от стыда

Покраснеют ушки!

Мы частушечки свои

Васе посвящаем.

Всё вам рассказать о нём

Честно обещаем.

Погодите, вот я вам,

Всем по шее как вот дам!

Только рот откройте,

Что-нибудь напойте!

(обидчик девочек грозит им).

Полюбуйтесь на него,

Кулаком он машет.

Посмотрите – кА, ведь нам

Ещё и угрожает!

На тебя мы уж, Василий

Мы найдём управу,

Чемпиона по дзюдо

Пригласим мы – Славу!

Мы девчонки боевые,

За себя уж постоим.

Драчуну или задире

Мы отпор всегда дадим!

«Озорные ребята».

На уроке пения

Всё без изменения:

Кто как хочет так поёт,

Слов никто не разберёт.

Громко тянет ноту Лена,

Я её перепою:

На полтона, чуть повыше,

Ноту выше я её возьму!

Головой качает Гендель

Нам с портрета на стене:

«Что же, дети, вы творите,

Слушать вас досадно мне!»

А Чайковский нам с портрета

Даже пальцем погрозил:

«Хорошо, что до потомком

Вот таких я не дожил!»

Математика и русский,

Физкультура, чтение.

И вдобавок ко всему

Музыка и пение!

Мы в частушках рассказали

Вам о том, как тут живём.

Согласитесь, что неплохо

Под гармошечку поём!

Ой, спасибо гармонисту,

Хорошо играл для нас.

Выражает благодарность

Ему весь наш классный класс!

    «Что мы знаем о частушке?»

Ответить на три вопроса, приготовлены карточки (время).

    Частушки - это … (коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием).

    Под какой инструмент исполнялись частушки? (Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки).

    Где появились частушки? (Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка).

    «Импровизация».

«Весельчаки».

Исполнить домашние заготовки «Задорные частушки». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

Ставьте ушки на макушки,

Мы поём для вас частушки

Лукавые, задорные,

Останетесь довольные!

Ох, ох, ох, ох!

Я посеяла горох.

У меня теперь вопрос:

Что же делать, чтобы рос?

Посадила я капусту

Вдоль забора густо-густо,

Но и тут не повезло –

Сорняком всё заросло!

Ох, беда, беда, беда!

По колено лебеда!

Урожай совсем мой плох.

Виноват во всём горох!

«Озорные ребята».

Исполнить домашние заготовки «Школьные страдания». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

В нашем классе на окошке

Расцвели цветы в горшочке,

Белый, красный, голубой –

Давай встретимся с тобой!

Ты за партою сидишь,

На меня и не глядишь.

Каков будет твой ответ:

Может, «да», а может «нет»?

Безразличный ловлю взгляд

И тому совсем не рад …

На окне цветут цветы,

«Нет!» - ответила мне ты.

    «Расскажи о себе с помощью частушки».

«Весельчаки»

Мы в учёбе первые,

Во всём всегда примерные.

Педагоги хвалят нас –

Весь наш дружный 5 класс.

Возникает вдруг проблема –

Не решаем сгоряча.

Все проблемы разбираем

Только вместе, сообща.

В нашем классе есть ребята

Умные, спортивные.

Как в учёбе, так и в жизни

Весёлые, активные!

Книголюбы, шахматисты,

Футболисты, пианисты –

Они в нашем классе есть,

Они – гордость наша, честь!

В небольших своих припевках

Рассказали, как живём.

Что допеть мы не успели,

В другой раз уж допоём!

«Озорные ребята».

Мы частушки пропоём,

В них расскажем обо всём.

Вместе с вами развлечёмся

И немного посмеёмся!

Мы – спортивные ребята.

Кто нам скажет, что не так?

На футбол мы ходим часто

И болеем за «Спартак».

У меня есть друг хороший,

Мы с ним не разлей вода.

Он поддержит и поможет,

Если вдруг случись беда.

Наш учитель – капитан,

Ну, а мы – матросы.

С ним решаем сообща

Насущные вопросы.

Все преграды одолеем,

Мели, рифы обойдём.

Мы с таким вот капитаном

Ни за что не пропадём!

    Подведение итогов.

Литература.

Квятковский А. П. Поэтический словарь.

Золотая коллекция. Русские озорные частушки.

Т. Лагутина. Народные частушки.

Интернет - страницы:

Собравшихся на вечер отдыха сотрудников можно развлечь конкурсной программой, которая заключается в выявлении из нескольких претендентов самого галантного мужчины, сумевшего набрать наибольшее количество очков в конкурсах. Жюри комплектуется из женщин. Кроме ведущего, в организации представления задействованы две «старушки-частушки» (это могут быть переодетые мужчины), которые не только исполняют свои нескончаемые частушки, но и помогают участникам выразительным кривляньем. Ведущий приветствует сотрудников, поздравляет женщин с праздником, а затем представляет участников конкурса и членов жюри. Появляются Старушки-частушки.

Ведущий.
Вот это да! Ни разу не слышал о таком колдовстве — чтобы человек не русским языком разговаривал, а частушками. А если, значит, вы злодея узнаете, то расколдуетесь?

Старушки-частушки кивают.

Ведущий.
А вы посмотрите хорошенько, среди наших мужчин его нет?

Старушки-частушки отрицательно мотают головами.

Ведущий.
Ну что ж, горю вашему помочь мы пока не можем, давайте хотя бы повеселимся в честь праздника и начнем наш конкурс для настоящих мужчин! Все вы, конечно же, говорите своим любимым ласковые слова, и каждый из вас знает их столько, что готов посоревноваться с соперниками. Задание, будет вам вот какое, называть по очереди ласковые слова для прекрасных дам. Тот, кто задержится с ответом более трех секунд, выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок. По окончании игры жюри присуждает победителю один балл.

Ведущий (вновь обращаясь к старушкам).
Бабушки-частушки, а вам ваши дедушки говорят ласковые слова?

Старушки-частушки отвечают все тем же способом — пением частушек.

1-я старушка.
Ой, пустите, дайте выйти,
Все, как есть, людям пропеть!
Мне, пока не слышат дети,
Надо высказать успеть!
Мой, бывало, приласкает
Так, что удивишься:
Дорогая, мол, не пей!
Ты уже двоишься!

2-я старушка.
Ну, а мой-то, лысый череп,
На артисток смотрит: «Ах!»
У меня размеры те же,
Разве что в других местах!

Ведущий.
Вот ведь как бывает! Ну, а мы продолжаем. Следующий конкурс покажет нам, много ли пользы от наших мужчин на кухне, когда жена просит помочь в приготовлении пищи.

Мужчинам по очереди завязывают глаза, и они должны на ощупь определить и назвать по пять предметов из числа предложенных (все предметы разложены перед ними на столе и накрыты скатертью для того, чтобы их не увидели заранее; нужно вынуть первый попавшийся предмет из-под скатерти и назвать его). Среди этих предметов — и кухонная утварь, и продукты: чеснокодавка, яйцерезка, скалка, шумовка, венчик, выемка для печенья, нож для мясорубки, консервный нож, воронка, картофелина, свекла, морковь, хрен, сыпучие продукты в закрытых баночках (надо открыть и определить): пшено, рис, гречка, сахар, соль, мука, сода, крахмал и т.д. Жюри начисляет баллы соответственно количеству правильных ответов.

Ведущий.
Бабушки дорогие, ну, а вы, наверное, тоже привлекаете своих дедушек к помощи по дому? Интересно, а что вы готовите им на обед? Картошка-то своя, с огорода?

1-я старушка.
Мы картошку удобряли
По четыре раза,
Ну, а ей все нипочем —
Выросла, зараза!

2-я старушка.
Я готовила по книжке,
А она закрылася…
Как теперь я угадаю,
Что за дрянь сварилася?!!

1-я старушка.
Карасей я второпях
Жарила немножко.
На тарелку положила —
Съели всю картошку!

2-я старушка.
Кошка слопала обед —
Я не разозлилася.
Заведу теперь другую,
Раз та отравилася!

Ведущий.
Вот тебе и раз. Что ж, с кем не бывает. А теперь, дорогие мужчины, мы посмотрим, как вы умеете подбирать своим дамам подарки.

Игра состоит в следующем: ведущий предлагает каждому из участников (по очереди) два подноса с разложенными на них веером записками. На одном из них — записки с названиями всевозможных подарков, на другом — со способами их применения. Игрок должен выбрать по одной записке с каждого подноса и объявить, что же он подарит своей даме и как она будет это использовать. Так как выбор случаен, получиться может любая чепуха. Жюри присуждает по одному очку за каждое «разумное» предложение (например, «подарю своей даме корыто — пусть стирает»), или, наоборот, за каждое наиболее остроумное заявление, что определяется смехом зрителей (например, «подарю корыто — пусть катается»). Вот как может выглядеть список «подарков», если они правильно состыкуются со своим значением:

Корыто — пусть стирает;
Цветы — пусть нюхает;
Нюхательный табак — пусть чихает;
Кастрюлю — пусть варит;
Конфеты — пусть ест;
Эпилятор — пусть мучается;
Велосипед — пусть катается;
Гвоздь — пусть прибьет;
Картину — пусть повесит;
Шляпу — пусть наденет на голову;
Бусы — пусть повесит на шею;
Пуговицы -- пусть пришивает;
Марки — пусть коллекционирует;
Огурцы — пусть солит;
Собачку — пусть кормит;
Утюг — пусть гладит;
Пилу — пусть пилит;
Носки — пусть носит.

Ведущий.
Ах, как это здорово: праздник, подарки, поздравления… Бабуленьки дорогие, а у вас было такое счастье когда-нибудь?

1-я старушка.
Как же, помню, было счастье:
Мой решенье принял сам —
Будет пить он только в праздник,
Да еще по банным дням!
Утром встанет да пройдется,
Сдвинет шапку набекрень;
Спросит: «Нынче, мать, не праздник?
Так устроим банный день!»

Ведущий.
А, так вы, значит, в бане культурно отдыхаете? Я уж подумал, что и просвета никакого не видите. А тут — народ, пересуды… Красота! Что новенького-то слышно?

2-я старушка.
Мне сказала давеча
В бане Манька Дутина,
Что колхоз «Путь Ленина»
Стал теперь «Лень Путина».

1-я старушка.
Белоснежка-то, слыхали? —
Семь мужей сменила.
Еле сохнуть успевают
В паспорте чернила!

Ведущий.
Да ну?! Вот куда надо ходить за новостями. Только ведь не все их верно передают — приукрашивают от себя, как обычно. Вот мы сейчас и посмотрим, как наши мужчины умеют передавать важные новости.

Мужчинам предлагается выбрать записку с заданием. Каждому из них достается отрывок известной сказки, который они должны изобразить с привлечением, если нужно, подручных материалов и болельщиков, но только молча. Жюри оценивает находчивость игроков и доходчивость выступления. Вот задания-отрывки, которые нужно инсценировать:

1. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
2. Колобок лежал-лежал на окошке, да и прыгнул: с окошка на стол, со стола на лавку, с лавки на пол, с пола на порог, с порога на крыльцо, с крыльца во двор, со двора на улицу — и покатился по дороге.
3. Ехали медведи на велосипеде,
Аза ними кот задом наперед.
Аза ним комарики на воздушном шарике…
Едут и смеются, пряники жуют.
4. Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик…
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет.
5. И пришла к Айболиту Лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришел к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала Зайчиха, и закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!»
6. Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
7. Принц понял, что люди просто спят. Он вошел в комнату с золочеными стенами и увидел девушку ослепительной красоты. Он опустился передней на колени и поцеловал… Принцесса тут же проснулась и влюбилась в него.
8. Вдруг часы стали бить полночь. Золушка побежала вниз по ступенькам и второпях потеряла одну из своих туфелек. Принц бросился вдогонку, но прекрасная незнакомка исчезла. Нашел он на ступеньках дворца одну лишь хрустальную туфельку.
9. Коза говорит волку: — Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму? Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму. Брюхо у него лопнуло, козлята оттуда выскочили, да и прыг к матери!
10.— Ладушки, ладушки!
— Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
11. Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

По одному очку получают те участники, чьи выступления зрители «разгадали» (сумели назвать сказку или стихотворение).

Ведущий (обращается к старушкам).
Бабуленьки, а уж вы-то, наверное, много сказок знаете, детям и внукам рассказываете… Как они, детки-то, не огорчают вас?

1-я старушка.
Завели детей ораву —
Грязных, бестолковых…
Отмывать их муж не хочет,
Хочет делать новых!

2-я старушка.
Молодежь теперь по моде.
Дочь пристала: мам, купи
Мне перчаточки без пальцев —
Ну, как папкины носки!

Ведущий.
Это точно, наряжаться они любят. Мужчины у нас сегодня тоже нарядные в честь праздника, пуговички блестящие… Интересно, а у кого их больше? А ну-ка, сосчитайте-ка, сколько у вас пуговиц! У кого больше всех — тому очко!

Ведущий.
А молодость-то свою, бабушки, помните?

1-я старушка.
Заикнулся мил про свадьбу,
Да и подавился…
Договаривай, бесстыдник,
Раз проговорился!

2-я старушка.
Накормила я милого
И шепчу: теперь ты мой…
Ну, а он мне: нет уж, на фиг!
Мой сама, а я — домой!

Ведущий.
Жалко мне вас, бабушки. И жизнь ваша вся наперекосяк, да еще и заколдовали… Ну ничего, на нашем празднике хоть развеетесь немного. А у нас еще один конкурс, последний. Наши джентльмены сейчас нарисуют для вас портрет идеального мужчины, чтобы вы хоть на картинке могли полюбоваться на него.

Каждый участник рисует то, что написано в выбранной им записке: кому-то попадется правый глаз, кому — то — левый, кому — голова, кому — нос, и т. д. Свежеиспеченный портрет сначала предъявляется членам жюри. Когда ведущий показывает его старушкам, их вдруг охватывает смешанное чувство восторга и ненависти: они узнают в нарисованном персонаже… заколдовавшего их злодея!

Старушки-частушки.
Это он! Ах, злодей! Погоди ужо, доберемся мы до тебя! Заставил на старости лет приплясывать, как молодых!

Ведущий.
Так что же, бабушки, колдовство исчезло? Ну, и слава Богу! Присаживайтесь за наш столик, сегодня же праздник! Выпьем за чудесное избавление от проклятия!

Мужчина — победитель конкурса — награждается сборником частушек. Заводные бабульки затевают танцы.

Цель: научить детей слышать живую речь, исполнять частушки.

Задачи:
1. Познакомить с понятием «частушка», основными их видами.
2. Рассмотреть основные виды частушек.
3. Воспитать любовь к родному языку, живому слову.

Оборудование: декорации имитирующие русскую избу: стол, покрытый вышитой скатертью, лавки, деревянные ложки, балалайка, музыка (фонограмма). Исполнители частушек и ведущие одеты в народные костюмы.

Ход мероприятия

2 ведущий: Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка». Грамматически это было полной аналогией таких народных названий жанра, как «сбирушка», «набирушка», «коротушка» и т. п.

1 ведущий: Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Частушка всегда в той или иной мере - поэтический экспромт. Импровизационный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах необрядовой народной лирики

2 ведущий: Екатерина II говорила: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Можно ли представить мир без шуток? Нам бы хотелось, чтобы Вы почувствовали красоту частушек, научились их слушать, петь. Поднимите руки, кто слышал частушки? Кто из Вас, их пел дома, в компании? Знаете ли Вы когда появилась частушка?

1 ведущий:
Выделяют несколько разновидностей русских народных частушек:
Лирические песни о любви - частушки, состоящие из четырех строк. Часто их поют на свадьбах. Особенной разновидностью этих частушек являются эротические, нескромные или озорные шутливые песенки.

Плясовые частушки - разновидность любовных припевок с особым ритмом для того, чтобы под них было удобно танцевать;

Страдальные частушки - пения о несчастливой любви. Как правило, они состоят из двух строк и поются более медленно, чем обычные частушки.

«Семеновна» - особый вид частушек, получивший свое название благодаря зачину «Семеновна». Семеновна - это яркий пример русской женщины - «бабы». Такие частушки состоят из двух строк и известны своим заунывным ритмом.

«Матаня» - разновидность любовных частушек, в которых так обращались к возлюбленной.

Политические частушки - более современный вид припевок, которые распространялись в качестве своеобразного протеста против советской пропаганды.

Юбилейные частушки - еще один современный вид народных песен, который используется для оригинального поздравления.

2 ведущий: Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Первым дал исторически объективную, положительную оценку нового песенного жанра Г. И. Успенский.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам.

Мы с подружкою гуляли,
Возле нашего пруда,
Нас лягушки напугали,
Не пойдем больше туда.

С неба звездочка упала
И разбилась на куски.
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.

1 ведущий: Главная сила частушек в личном характере чувств, которые они передают. Поразительна способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, торжествовать и негодовать, смеяться и плакать, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.

Чем ты, миленький, гордишься,
Красотой иль высотой?
Красотой меня не стоишь,
Высотой - так черт с тобой!

2 ведущий: Как свой собственный воспринимается юмор частушек. Исполняя их, человек предстает наблюдательным, веселым, умеющим отметить и запечатлеть комические стороны жизни.

Ходит милый по деревне
Ходит, улыбается.
Оказалось зубы вставил -
Рот не закрывается.

На горе стоит избушка,
Внучка с бабушкой живет.
Ох, и вредная старушка:
Внучке волю не дает.

1 ведущий: Привлекает в частушках гуманизм, доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут, поддержат как в радости, так и в горе.

Не судите меня бабы,
Я не подсудимая,
У меня на это есть
Мамонька родимая.

2 ведущий: Абсолютного одиночества героев в частушках нет. В них на равных предстали люди разных характеров, разного поведения и отношения к жизни. Как пример - крутенькие об отношении к сопернице. В них раскрывается широкая гамма чувств. Поэтому соперница именовалась еще «соперой», «лиходейкой», «грубиянкой», «супостаткой».

Супостаточка моя
В беленьком платочке.
Перед милым вертится
Как змея на кочке.

Ой, соперница моя,
Как лягушка без костей.
С моим милым постояла
Много было радостей.

Ты, сопера, запевай,
Но меня не задевай.
Если хочешь поругаться —
Поругаемся давай!

1 ведущий: Наверное, вы, дорогие гости, заметили, что при исполнении частушек хочется приплясывать, хлопать в ладоши. Это потому, что в ритме многих частушек есть общее с ритмом плясовых песен.

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.

2 ведущий: Исполнение таких песен сопровождается не только пляской, но и игрой на русских народных инструментах, которые всегда были с собой. Народ даже частушки сочинил про свои любимые инструменты.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.

1 ведущий: Кстати сказать, гармошки бывают разные: тальяночки, ливенки, черепашки, саратовские, венские, пензенские…и каждая звучит по-своему.

2 ведущий: Трагические времена в истории народа не уменьшили тяготения к частушечному жанру. В годы Великой Отечественной войны частушка продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. И это не просто красивые слова.

Это лето, в сорок первом,
Никогда не позабыть,
Привалило к сердцу камень -
Ни за что не отвалить.

Мы с миленочком пойдем
Воевать на парочку
Он пойдет за командира,
Я - за санитарочку.

Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут!
Куда руки, куда ноги
Наши пули разнесут!

Посадила я в саду
Черную смородину.
Воевать пойду с фашистом
За Советску Родину!

1 ведущий: На Донбассе особенно привлекают своей меткостью и жизненной актуальностью частушки, бытующие в рабочей, главным образом, шахтёрской среде. По ним лучше, чем по другим произведениям народной поэзии, можно судить об изменениях в народном сознании, вызванных новым социальным укладом и ростом духовной культуры людей.

Познакомилась я с парнем,
До чего же он востёр,
Я подумала - учитель,
Оказалось, что - шахтёр.

За любимого волнуюсь,
Признаюсь по честности,
Он работает в забое,
Я же - на поверхности.

Эх, шахта, забой
Под землёй нет солнца,
Буду лампочкой светить
Милому в оконце.

Мне, подруга, о любимом
Позаботиться пора,
Он работает в забое,
Даёт уголь «на гора».

На работе мой любимый,
И волнуюсь за него,
Но улыбками встречаю
Я шахтёра своего.

2 ведущий: В вашей жизни сейчас одной из важных задач является учеба. Вы много времени проводите в школе и ваши успехи и неудачи отражены в школьных частушках. Частушечники, просим вас!

Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?

На уборку как-то раз
Попросили весь наш класс.
Наши мальчики бредут
Как на каторгу идут.

Только начался урок,
Кристина шлет записочку:
«Очень вкусный пирожок
меняю на ирисочку».

У Вадима нет терпенья,
Он урок недоучил.
И за полстихотворенья
Полчетверки получил.

Мы немножко пошумели,
В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали: «тишина!» -
В школе треснула стена.

1 ведущий: Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

У бедняги депутата
Очень низкая зарплата,
А ему - ну позарез! -
Нужен третий "Мерседес"!

Доллар - папа, кризис - мама,
Снова можно деньги брать.
Хоть долгов уже немало,
Всё равно не отдавать.

2 ведущий: Частушки - выражение весёлого нрава народа, его ясного взгляда на жизнь. Было время когда частушки считали признаком упадка народного творчества, не замечали того мастерства с сложены эти короткие сильные стихи,- бойкие, стремительные, насмешливые.

1 ведущий: Частушки - часть фольклора, богатство нации, это памятник истории. Он может быть утрачен от небрежного обращения. Пусть не станете Вы фольклористами, но если в жизни будете изучать, беречь традиции, и это мероприятие заставит вас задуматься об этом, уже хорошо.

2 ведущий: И вот когда посиделки заканчивались или когда хотели закончить пляску, веселье, то тоже исполняли частушки такого плана.

Мы частушки петь кончаем
От души стараемся
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
А мы что вам не нравимся?

Возле речки, возле мосту
Две фиалочки цветут,
Без частушек прожить могут,
Да чего-то не живут!

И ночь сыра,
И трава в росе,
И спать пора,
И частушки все.

1 ведущий: В заключении скажем, что частушка переживает общерусскую судьбу жанра (Все участники встают, кланяются)

2 ведущий: Всем спасибо за участие!

Маркина Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы Новоазовская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2 г. Новоазовск Донецкая область

Чтобы скачать материал или !







2024 © sattarov.ru.