Исследовательская работа по фразеологии "нам палец в рот не клади". Исследовательская работа по фразеологии "нам палец в рот не клади" Пальца в рот не клади составить предложение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мухрановская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ш.А.Гизатова» Илекского района Оренбургской области

Районный фестиваль-конкурс проектных и исследовательских работ «Юность. Наука. Третье тысячелетие».

Предметный цикл: филология

Тема: «Нам палец в рот не клади» ( Ф разеологизмы в речи преподавателей и учащихся школы)

Работу выполнила:

Чихириникова Людмила,

Ученица 8 класса

Руководитель:

Дубинина Евгения Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Мухраново- 2016

I . Введение. Обоснование выбора темы стр. 3

II . Результаты первичного социологического опроса по проблеме стр. 4

III . Источники фразеологизмов стр. 6

IV . Особенности речевого поведения участников образовательного процесса в сфере использования фразеологических единиц стр. 8

V . Соматические фразеологизм. стр. 9

VI . Диалектный фразеологизм стр. 12

VII . Вывод стр. 13

VI . Список использованной литературы стр. 14

Приложение 1.Фразеологизмы, связанные с историческими событиями стр. 15

Приложение 2. стр. 16

Приложение 3. стр. 17

Приложение 4. Анкетирование «Путешествие по себе» стр. 18

    Введение.

Обоснование выбора темы.

Проект «Нам палец в рот не клади» – это работа о фразеологизмах в русском языке. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной, более яркой и экспрессивной. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.

Современные подростки, пришедшие на смену библиоманам, открывшие галерею видеоманов, отличаются скудной, бедной и примитивной речью. Поэтому вопрос изучения фразеологизмов считаю на сегодняшний день одним из актуальных: именно изучение фразеологического пласта русской лексикологии способствует решению вопросов нравственного, патриотического, эстетического характера, так как происхождение многих фразеологизмов тесно связано с развитием истории языка, нашего народа, его бытом, верованиями.

Понимание смысла фразеологизмов облегчает восприятие литературных произведений А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина и др.

Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял фразеологизмы. Но не всегда мы задумываемся над тем, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. Какова степень владения фразеологическим пластом русского языка?

Для того, чтобы дать ответ на эти вопросы, я решила провести исследование на стыке социологии и лингвистики и выявить «фразеологические штрихи» речевого портрета учителя и ученика.

Объектом исследования стала устная речь учителей и учащихся, а также материалы анкетирования учительского и ученического состава МБОУ «Мухрановская ООШ им.Ш.А.Гизатова» .

Объект исследования: употребляемые учителями школы идиоматические выражения.

Предмет исследования: особенности восприятия идиоматических выражений современными школьниками, а также уровень использования их в устной речи учителей и учащихся.

Цель проекта:

Изучение фразеологизмов, которые используют наши учителя в своей работе и выяснение понимания их учащимися 6 – 9 классов

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

    изучить теоретические вопросы темы (понятие, история изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов);

    выбрать вид фразеологизмов, которые будем изучать подробно;

    провести анкетирование среди учителей на тему: «Какие фразеологизмы вы чаще всего используете в работе с детьми?» и выбрать самые «популярные»;

    провести опрос среди учащихся 6 – 9 классов, как они понимают самые «популярные» фразеологизмы;

    Рассказать о происхождении, значении и употреблении некоторых фразеологизмов.

Методы исследования: Для решения поставленных задач использован социометрический опрос и интервьюирование; сбор и систематизация материалов, анализ и интерпретация полученных данных, а также анкетирование и метод включенного наблюдения.

Новизну проведенного исследования вижу в том, что сделана попытка пронаблюдать изнутри и представить социолингвистическое описание «фразеологических штрихов» речевого портрета учителя и современного школьника-подростка как социально-возрастной группы.

Я выбрала именно эту тему, потому что я хочу доказать, как важно употребление фразеологизмов в нашей речи, как велика роль фразеологизмов.

Количество устойчивых сочетаний слов (фразеологических оборотов) в русском языке исчисляется тысячами. Изучением их занимается интереснейший раздел лингвистической науки – фразеология. К сожалению, в школьной программе на знакомство с ней отведено слишком мало времени. Возможно, поэтому учащиеся школ не всегда понимают значение того или иного фразеологизма, хотя, как я полагаю, по фразеологизмам можно даже историю изучать.

II . Результаты первичного социологического опроса по проблеме

Многие фразеологические обороты запечатлели исторические события различных эпох, отразили отношение народов к «делам давно минувших дней». Какие же ассоциации возникают у моих ровесников в связи с некоторыми «историческими» фразеологизмами?

Я предложила своим сверстникам отдельные фразеологизмы, с которыми они, возможно, знакомились на уроках истории, литературы. Среди них такие, как «жена декабриста», «как Мамай прошел», «как швед под Полтавой», «Тяжела же ты, шапка Мономаха», «прорубить окно в Европу», «Потемкинские деревни», «вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «Троянский конь».

Эти же фразеологизмы были предложены и учителям . (Приложение 1). И вот какая картина получилась (Рисунок 1):

Рисунок 1 – определение лексического значения исторических фразеологизмов учителями и учащимися.

Кто такие «жены декабристов» и о ком говорят: «жена декабриста», знают только 56% учащихся.

Мамаево побоище проассоциировали с разгромом русскими в 1380 году в Куликовской битве войска татарского хана Мамая лишь 25% опрошенных учащихся.

В каком случае можно употреблять фразеологизм «Потемкинские деревни», смогли ответить только 3% учащихся и 80% учителей.

Фраза «Как швед под Полтавой» также вызвала трудности для учащихся – только 20% респондентов смогли четко сформулировать ситуацию, когда возможно употребить данный фразеологизм и точно связали его с историческим событием 1709 года – крупнейшим событием генерального сражения Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армии Карла XII

Фразу «Прорубить окно в Европу» - 65% опрошенных связали с ролью Петербурга для России, а остальные приводили «авторские версии», например, «достичь большого прогресса», были даже интересные интерпретации этого фразеологизма, связанные с настоящим положением дел на российско-западном рынке. Остальные участники опроса затруднились с ответами.

Фразеологизм «Троянский конь» с захватом Трои обманным путем связали 6%, остальные респонденты предлагали версии, имеющие отношение к современности – «троянский вирус» и т.д.

Наибольшие трудности в историческом плане вызвали выражения «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и «Тяжела же ты, шапка Мономаха».

Проанализировав эти данные, я решила «глубже окунуться» в данную тему и посмотреть, какое место занимает «Фразеология» в курсе предмета «Русский язык», как много места отводится этому явлению при анализе произведений на уроках литературы и как часто учителя и сами учащиеся используют устойчивые сочетания в обычной своей речи.

    Источники фразеологизмов

Фразеология – один из интереснейших разделов лингвистической науки. К сожалению, в школьной программе на знакомство с ней отведено слишком мало времени. Хотя, как известно, фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М.В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразеры», «идиоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Название этого раздела произошло от греческого фразис (phrases ) - выражение + логос (logos ) – учение. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Устойчивые сочетания в предложении являются одним членом предложения. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы. Н-р: синонимичные фразеологизмы: « на краю света» - «куда ворон костей не заносил» , антонимичные фразеологизмы: «возносить до небес» - «втаптывать в грязь».

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, н-р: « золотые руки» , « бить баклуши» ; отношение к другим людям, н-р: « закадычный друг» , « медвежья услуга» , личные достоинства и недостатки, н-р: « не теряет головы», «водить за нос».

Фразеологизмы различаются по активному («убить двух зайцев», «кусать локти», «козел отпущения») и пассивному («наводить тень на плетень», «посыпать пеплом голову») употреблению.

Среди фразеологизмов выделяются фразеологизмы – неологизмы. («пудрить мозги», «поставить на счетчик», «тянуть одеяло на себя»). Так некоторые жаргонные обороты становятся хорошо известными в разных социальных группах носителей русского языка и получают даже дальнейшее развитие в литературном языке: например, оборот «сесть на иглу», попадая из речи наркоманов на страницы газет, «обрастает» производными: «Область села на дотационную иглу; Нельзя всё время сидеть на игле инвестиций» .

Фразеологизмы могут быть профессиональные («войти в роль», «с иголочки») и диалектные («не солоно хлебавши», «не мытьём, так катаньем»).

В русском языке есть и такие слова, которые образованы дословным переводом из иностранных языков: « поставить точку над ” I “» – из французского, «синий чулок» – из английского и т.д.

Многие известные нам фразеологизмы – это части пословиц и поговорок , которые сейчас почти не употребляются в полном виде. Перечислим несколько пословиц и поговорок, выделяя в них ту часть, которая хорошо известна и сегодня: «Мокрая курица, а тоже петушится»; «Не все коту масленица, будет и Великий пост»; «От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут»; «Хлопот полон рот, а перекусить нечего». Знакомая всем пословица «Береги честь смолоду», которую А. С. Пушкин поставил эпиграфом к повести «Капитанская дочка», является частью выражения «Береги платье снову, а честь смолоду».

Важным признаком фразеологизмов является метафоричность, образность. Фразеологизм рождается в языке не для называния предметов, признаков, действий, а для образно – эмоциональной их характеристики. Образуются фразеологизмы в результате метафорического переноса, переосмысления значений свободных словосочетаний. Например, фразеологическая единица «сматывать удочки» в значении поспешно уходить, отходить откуда – либо появилась в языке на основе метафорического переноса свободного словосочетания сматывать удочки в значении собирать рыболовные снасти, уходя с рыбной ловли. Важность образности фразеологизмов заключается в том, что именно этот признак лежит в основе всех остальных их выразительных качеств: эмоциональности, оценочности, экспрессивности. Эмоциональность фразеологии – это способность фразеологизма не только называть предмет, явление, но и выразить определённое чувство говорящего или пишущего («балалайка бесструнная» – очень болтливый человек, пустомеля).

Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли. Овладение фразеологией является необходимым условием глубокого овладения языком, его тайнами и богатством. И чем раньше школьники начнут постигать секреты родного языка, тем быстрее и глубже смогут им овладеть и постигнуть национальную культуру.

Золотым фондом русской фразеологии являются крылатые слова, то есть меткие выражения, широко используемые в нашей речи. Некоторый из них родились в текстах известных литературных произведений, потом вошли в общенародный язык.

На уроках литературы изучая произведения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, мы обязательно «исследуем» языковую сторону произведения.

Я, обратившись к сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина, нашла в них двадцать три фразеологизма:

- «Дикий помещик» - «держать камень за пазухой», «ни пяди не уступить», «стоять на своем»;

- «Премудрый пескарь» - « некуда носу высунуть», «ума палата», «гляди в оба», «сон в руку ступай», «за семь вёрст киселя хлебать»;

- «Самоотверженный заяц» - «стоит на часах»;

- «Медведь на воеводстве» - «к одному знаменателю приводить», «не на шутку рассердиться»;

- «Карась-идеалист»- «нам ко двору», «держи карман шире», «смерть в глаза видели»;

- «Либерал»- «хлещет через край»;

- «Орёл-меценат» -«глазами хлопать»;

- «Вяленая вобла» -« моя изба с краю», «на бобах разводить», «с Макаром, телят не гоняющим, познакомиться»;

-«Недреманое око» - «с сумой по миру пущу», «дурак на дураке сидит, дураком погоняет»;

-«Ворон-челобитчик»- «стать в тупик»;

- «Путём-дорогою» - «на всё наплевать».

Анализируя произведения художественной литературы или публицистики, я пришла к выводу: фразеологические обороты выступают в авторской речи как одно из средств, делающих речь более разнообразной, живописной, выразительной, а в речи персонажей – как одно из средств их языково-стилистической характеристики . К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков.

IV . Особенности речевого поведения участников образовательного процесса в сфере использования фразеологических единиц

Анкетирование учителей школы на предмет использования фразеологизмов.

С целью использования фразеологизмов в речи учителей мы организовали наблюдение и провели письменный опрос педагогов (Приложение 2) - в исследовании приняли участие 10 человек. По результатам наблюдения и опроса мы выяснили, что учителя активно употребляют в своей речи фразеологизмы. Интересным фактом для нас стало то, что чаще педагоги используют фразеологизмы с отрицательной оценкой. (Рисунок 2)

Рисунок 2. - Процентное соотношение фразеологизмов, используемых учителями

Проанализировав ответы учителей, я выбрала 15 самых «популярных» фразеологизмов: «кот наплакал», «брать себя в руки», «встать не с той ноги», «гора с плеч свалилась», «сидеть, как на иголках», «как угорелый», «уши вянут», «когда рак на горе свистнет», «морочить голову», «зарубить на носу», «глаза на лоб лезут», « крокодиловы слёзы», «как об стенку горох», «открывать Америку», «заблудиться в трех соснах» и др.

V . Соматические фразеологизмы

Анкетирование учеников школы на предмет использования фразеологизмов.

Письменный опрос учащихся 6 – 9 классов показал, что учащиеся 8-9 классов не все помнят, что такое фразеологизм, хотя все отвечают, что они им нужны и они ими пользуются в своей речи.

В ходе изучения теоретических вопросов я выяснила, что в русской фразеологии есть слова – символы, которые отражают то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире. Поэтому выделяют три наиболее распространённые группы фразеологизмов. Самая многочисленная, а, значит, и самая употребляемая, из них – соматические фразеологизмы, т.е. такие сочетания, в которые входят слова, означающие части тела.

Учащимся для объяснения были предложены самые лёгкие, распространённые фразеологизмы, употребляемые учителями: «сидеть, как на иголках», «как угорелый», «уши вянут», «когда рак на горе свистнет», «морочить голову», «зарубить на носу», «глаза на лоб лезут», « крокодиловы слёзы», «как об стенку горох», «открывать Америку», «заблудиться в трех соснах» , «стоит поперёк горла», «как снег на голову», «потерять голову», «выйти из себя», «встать с левой ноги», «выйти сухим из воды», «заблудиться в трёх соснах», «семь пятниц на неделе» (Приложение 3).

Проанализировав работы, я обнаружила, что мои сверстники плохо знают толкование даже самых распространённых фразеологизмов. Ребятами были даны такие ответы: «уши вянут» - замерзают, «стоит поперёк горла» - не может проглотить; «глаза на лоб лезут» - глаза щиплет, «заблудиться в трёх соснах» - заблудиться в лесу; «выйти сухим из воды» - не искупаться; «семь пятниц на неделе» - семь раз в неделю.

Особая группа фразеологизмов характеризует человека в определённом состоянии, в определённые моменты жизни. Довольно активно во фразеологии участвуют слова, называющие органы чувств (ухо, глаз, нос).

Я предлагаю своим сверстникам поработать именно с этими устойчивыми сочетаниями, так называемыми соматическими сочетаниями (Такие фразеологические единицы, в состав которых входят слова, называющие части тела, органов человека или животного, т.е. анатомические термины. Они относятся к наиболее древнему пласту фразеологизмов).

Учащимся 6 – 9 классов я предлагаю «провести путешествие по себе» - дать толкование отдельных фразеологических оборотов (Приложение 4) и вспомнить другие устойчивые сочетания на заданную тему. И начнем, естественно, с головы.

Слово голова в переносном смысле обозначает ум, рассудок, поэтому о глупом человеке скажут, что он без головы, а про сообразительного - с головой.

Голова бывает какая-то - например, садовая (у растяпы), дырявая (у того, кто вечно всё забывает), тяжёлая (это когда она болит и напрочь отказывается соображать), забубённая (если человеку на всё наплевать, море ему по колено и сам чёрт не брат). Голова может что-то делать - идти кругом или пухнуть ( если дел так много, что не знаешь, за какое взяться), вскружиться (обычно это происходит с тем человеком, которого перехвалили, - в этом случае он теряет способность трезво мыслить и оценивать свои поступки).

Можно производить действия и над головой - чьей-то или своей собственной. Если кто-то голову вешает, значит, дела его плохи, и он отчаялся вконец. Ломают обычно свою голову над чем-нибудь сложным, неразрешимым, головоломным. Можно голову и вовсе потерять, если лишиться способности соображать. В крайнем случае, можно дать голову на отсечение, если вам никак не хотят верить.

Чужую голову обычно забивают всяким вздором, или дурят, мылят (часто вместе с шеей, делая строгий выговор), срывают или снимают (наказывая гораздо строже, чем в предыдущем случае). Если наказание предвидится заранее, то можно предупредить несчастного, сказав ему максимально строго: "Не сносить тебе головы!"

Если у кого-то в голове не хватает винтиков или нет царя (попросту человек слегка глуповат), если голова и вовсе пуста и в ней гуляет один ветер (так говорят про легкомысленного человека), то ему нужно срочно позаботиться о её наполнении. Лучше всего для этого подойдут мысли. В голову мысли могут приходить, взбредать, лезть - в зависимости от их качества. Если их станет слишком много и они будут беспрестанно вертеться в голове, можно попытаться - их выкинуть из головы (если они не очень втемяшились в голову, то это может получиться).

Голова - это место, которое чаще всего принимает на себя удары судьбы. Неожиданное известие падает как снег на голову. Когда внезапно происходит что-то неприятное, то человек выглядит так, будто его обухом по голове ударили. Бывают и совсем безвыходные ситуации, тогда хоть головой об стену бейся!

Интересно, что во фразеологизмах слово нос практически никак не выявляет своего основного значения. Нос - орган обоняния, однако в устойчивых словосочетаниях с носом связывается, прежде всего, представление о чём-то небольшом, коротком. Помните сказку про Колобка? Когда Лисице нужно было, чтобы Колобок попал в сферу её досягаемости, стал ближе, она просит его сесть к ней на нос. Эта идея близости лежит в основе таких фразеологизмов, как нос к носу, на носу (так говорят о чём-то, что вот-вот должно наступить), под самым носом или из-под самого носа, с гульки нос (гулька - это голубь, клюв у голубя маленький), не видеть дальше собственно го носа, говорить поднос.

Нос воротят, когда что-либо не нравится, вешают (вместе с головой), если сильно расстраиваются, приходят в отчаяние, задирают, когда неоправданно чем-нибудь гордятся, похваляются. Если кого-то просят не совать свой нос не в своё дело, то таким образом ему хотят показать, что он чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует.

Нос весьма удобен, чтобы за него водить (когда так говорят, то имеют в виду, что обладателя этого носа, обманывают, дурачат), чтобы его утирать (если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утёрли нос). Чтобы лучше запомнить какую-либо информацию, её нужно зарубить на носу.

Язык - ещё одно часто встречающееся во фразеологизмах слово. Это понятно: язык чрезвычайно важен для человека, с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе, прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык.

Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его, В тяжёлых случаях можно болтуну язык и укоротить.

Любители болтать чешут языком попусту. Но бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.

Бывает, что человека никак не удаётся втянуть в беседу. Сидит себе, молчит - как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него ещё развяжется?

Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если всё-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул! Как будто чёрт дёрнул сказать!»

Таким образом, мы пришли к выводу, что учащиеся 6 – 9 классов все-таки знают распространённые фразеологизмы, но не всегда дают правильное толкование их значений и практически не употребляют их в речи, не говоря уже о редких и книжных фразеологических единицах.

VI . Диалектный фразеологизм

Возможно, это моё открытие. Но опрашивая своих сверстников, анкетируя учителей, прислушиваясь к разговору своих соседей, я нашла для себя ещё один фразеологизм (уж позвольте мне так его называть).

«Какими курмышами ты ходишь?», - услышала я от бабушки-соседки, когда пришла домой с другого конца улицы. Учитель на уроке, ожидая от ученика четкого ответа на поставленный вопрос и не дождавшись его, говорит: «Не ходи курмышами, отвечай конкретно на вопрос».

Я заинтересовалась этим сочетанием и нашла, что корни его уходят в соседний регион, в Самарскую область. Именно там это выражение употребляют в том значении, какое я услышала от соседки и от учителя, а именно в значении отдаленного района , частного сектора, заброшенного глухого места, закоулков , по которым страшно пройти в темное время суток. Учитель, говоря «не ходи курмышами», требовал от отвечающего конкретного ответа на поставленный вопрос.

VII . Вывод

Изучение русской фразеологии, вводит нас в лабораторию народа-языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают ее писатели, которые видят в русской фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности. Картинность и образность речи авторов, которое создается с помощью использования фразеологизмов, действует на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем, если бы речь была безобразной, чисто логической. Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры. Поэтому мы должны уделять немаловажное внимание изучению слов такого раздела языкознания как фразеология.

В результате своего исследования, надеюсь, я доказала, что в научном отношении изучение фразеологии важно для познания самого языка. Изучение фразеологизмов помогает лучше познать их значение, строение и уместность употребления в речи. Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним.

Самое главное – я узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не слышали. Поистине, велик и могуч наш русский язык!

Познакомилась с источниками фразеологизмов русского языка. Узнала историю происхождения многих фразеологизмов.

Работала с фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами. разнообразие фразеологических словарей.

В результате работы над проектом появилась накопительная папка, в которой хранятся собранные мной фразеологизмы, в основном это малоизвестные. Я надеюсь, что многие учащиеся усвоили значение понятия «фразеологизм».

Пришла к неоспоримому выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

VIII . Список использованной литературы

1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / Отв. ред. В.П. Вомперский; Ил. А.Б. Маркевича. – М.: Правда, 1986. – 768 с.

2. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. для внеклассного чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус. яз.). Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976. – 224 с.

4. Зачёсова Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям // Школьные технологии. – 2006. - № 5. – С.105 – 111.

5.Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц.- М.: Астрель: АСТ, 2008.

6.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.

http :// www . bookvoed . ru / view _ images . php ? code =444538& tip =1

http :// www . elhoschool . ru / russki / frazeol . htm

http :// edu . tltsu . ru / sites / sites _ content / site 1065/ html / media 6815/11. jpg

http :// iliustracija . lt / wp - content / gallery / erika / brevno _ v _ glazu 2. jpg

http :// frazbook . ru / wp - content / gallery / illyustracii - k - frazeologizmam / bit _ chelom . jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фразеологизмы, связанные с историческими событиями

(анкета для учителей и учащихся)

Укажите, с какими историческими событиями, знакомыми Вам по курсу истории, связаны следующие фразеологизмы.

    Жена декабриста: _____________________________________________

    Как Мамай прошел: _______________________________________________

    Потемкинские деревни:___________________________________________

____________________________________________________________________ .

    Как швед под Полтавой: __________________________________________

____________________________________________________________________ .

    Прорубить окно в Европу: _________________________________________

____________________________________________________________________ .

    Троянский конь: ______________________________________________

____________________________________________________________________.

    Вот тебе, бабушка, и Юрьев день: __________________________________

___________________________________________________________________ .

    Тяжела ты, шапка Мономаха: ______________________________________

___________________________________________________________________ .

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкетирование учителей школы на предмет использования фразеологизмов

Уважаемые учителя, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

    Как Вы понимаете значение предложенных фразеологизмов (ответ запишите словом или словосочетанием)

Как кот наплакал-

Брать себя в руки-

Встать не с той ноги-

Гора с плеч свалилась-

Сидеть, как на иголках-

Нестись как угорелый-

Уши вянут-

Когда рак на горе свистнет-

Морочить голову-

Зарубить на носу-

Глаза на лоб лезут-

Лить крокодиловы слёзы-

Как об стенку горох-

Открывать Америку-

Заблудиться в трех соснах-

Водить за нос-

Тянуть кота за хвост-

Бить баклуши-

Язык без костей-

В карман за словом не полезет-

Как с гуся вода-

Заруби себе на носу-

Как снег на голову-

Как кошка с собакой-

Сколько душе угодно-

Вывести на чистую воду-

Семи пядей во лбу-

Пожелать ни пуха ни пера-

Висеть на волоске-

Ждать с моря погоды-

Мастер на все руки-

По горячим следам-

Хватать звезды с неба-

Чужими руками жар загребать-

Трудиться в поте лица-

Медвежья услуга-

Топорная работа-

С легким сердцем-

Убить двух зайцев-

Как курица лапой-

За обе щеки-

Входить во вкус-

Встать не с той ноги-

Жить припеваючи-

Вылететь в трубу-

Без царя в голове-

Как сыр в масле кататься-

Мерить на свой аршин-

Точить лясы-

Снять стружку-

На ловца и зверь бежит-

    Какие из фразеологизмов Вы чаще других используете в речи? Отметьте, пожалуйста, знаком – V .

    Какие ещё фразеологизмы Вы используете в общении, на уроках, во внеурочное время? Запишите, пожалуйста.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкетирование учеников школы на предмет использования фразеологизмов

Уважаемые ребята, объясните, пожалуйста, как Вы понимаете значение предложенных фразеологизмов (ответ запишите словом или словосочетанием)

Сидеть, как на иголках -

Нестись как угорелый -

уши вянут -

Когда рак на горе свистнет -

Морочить голову -

Зарубить себе на носу -

Глаза на лоб лезут -

Лить крокодиловы слёзы -

Как об стенку горох -

Открывать Америку -

Заблудиться в трех соснах -

С тоит поперёк горла -

Как снег на голову -

Потерять голову -

Выйти из себя -

Встать с левой ноги -

Выйти сухим из воды -

Заблудиться в трёх соснах -

Семь пятниц на неделе -

Вставлять палки в колеса –

Сесть в калошу –

И ухом не ведет –

Без сучка без задоринки –

Делать из мухи слона –

Ждать с моря погоды –

Играть с огнем –

Легок на помине –

Поймать на слове –

Взять себя в руки –

Положить в долгий ящик –

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкетирование «Путешествие по себе»

    Вспомните фразеологизмы со словом ГОЛОВА.

Фразеологизм

Значение фразеологизма

Д ать голову на отсечение

Не сносить тебе головы!

В голове не хватает винтиков

Г уляет ветер в голове

В темяшить в голову

Х оть головой об стену бейся!

    Вспомните фразеологизмы со словом НОС.

    Объясните значение следующих фразеологизмов:

Фразеологизм

Значение фразеологизма

И з-под самого носа

С гульки нос

Д альше собственно го носа

Нос воротят

С овать свой нос не в своё дело

З арубить на носу

    Вспомните фразеологизмы со словом ЯЗЫК.

    Объясните значение следующих фразеологизмов:

Фразеологизм

Значение фразеологизма

Я зык без костей

Р аспускать язык

Чесать языком

Я зык хорошо подвешен

Я зык проглотить

Ч ёрт дёрнул за язык

кому . Прост. Экспрес. Хитёр, догадлив; себе на уме; способен воспользоваться оплошностью другого. Чувствовался умный человек и практический работник. Первая мысль скользнула: «Делец. Пальца в рот ему не клади» (Д. Фурманов. Мятеж).

  • - 1. ПА/ЛЕЦ <ПА/ЛЬЦА> О ПА/ЛЕЦ НЕ УДА/РИТЬ кто Абсолютно ничего не делать. Имеется в виду, что лицо, группа лиц бездельничает, не принимает никакого участия в каком-л. деле из-за нежелания или неумения работать...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - пальца <палец> в рот не клади Разг. Только в указ. ф. Кто-либо таков, что постоит за себя, сумеет воспользоваться оплошностью, излишней доверчивостью, промахом другого...

    Учебный фразеологический словарь

  • - См....
  • - ПА́ЛЕ-, -льца,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Ср. Общество ваше хотя и дозволенное и цели его вполне одобрительны, но пальца ему в рот не клади... Салтыков. Мелочи жизни. Девушки. 2. Ср. Оказалось, что люди они все-таки себе на уме, такие люди, что. Салтыков...
  • - Смирен, смирен, а не суй перста в рот См. в рот пальца не клади...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Въ ротъ пальца не клади. Ср. Общество ваше хотя и дозволенное и цѣли его вполнѣ одобрительны, но пальца ему въ ротъ не клади... Салтыковъ. Мелочи жизни. Дѣвушки. 2...
  • - Пальца въ ротъ не клади. Смиренъ, смиренъ, а не суй перста въ ротъ. См. В рот пальца не клади...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Разг. Экспрес. Совсем ничего не сделать, оставаясь безучастным в каком-либо деле. - Ты же в хозяйстве и пальцем о палец не ударишь! Какой ты мне помощник! Воды и то не принесёшь...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - см. Времена шатки, береги шапки...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ОПЛОШНОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - С худой головой не суйся в чад! См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Народн., Волг., Волог., Новг., Перм., Печор., Пск. То же, что палец о палец не ударить. Жиг. 1969, 221; НОС 7, 90; СВГ 6, 121; Мокиенко 1990, 64; Подюков 1989, 92; СРГНП 1, 326; Сл. Акчим. 4, 8; СПП 2001, 59...
  • - кому. Разг. О человеке, который не упустит случая воспользоваться оплошностью других. ФСРЯ, 308; ДП, 477; Мокиенко 1990, 26, 93; БМС 1998, 429...

    Большой словарь русских поговорок

"Палец (пальца) в рот не клади" в книгах

Глава 255 «Пред слепым не клади претыкания» (ваикра, 19:14)

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Глава 255 «Пред слепым не клади претыкания» (ваикра, 19:14) Если не брать отъявленных садистов, предписание книги Ваикра не ставить преград на пути слепого кажется наиболее легкой для соблюдения заповедью Торы. Эта мицва так узка и специальна, что мудрецы Талмуда видели за

13. НАШЕМУ НАРОДУ ПАЛЕЦ В РОТ НЕ КЛАДИ…

Из книги Из записок районного опера автора Куземко В

13. НАШЕМУ НАРОДУ ПАЛЕЦ В РОТ НЕ КЛАДИ… Сижу я однажды в своём кабинете, строчу отказной материал на вонючую заяву гражданки Брум - Стрельской о якобы похищенном у неё из квартиры неизвестными лицами стареньком магнитофоне «Маяк». Дескать, согласно собранным мною

Сосание пальца

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Сосание пальца Врачи считают, что в первые два-три года жизни сосание ребенком пальца нормально и обычно безвредно и не должно быть предметом особой тревоги. Однако в некоторых случаях длительное сосание пальца может повлиять на форму верхних зубов.Хотя многие дети в той

Сосание пальца

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Сосание пальца Большой палец очень просто находит путь в ротик младенца и часто остается там… не на один год. Сосание пальца – удовольствие для малышей, но эта привычка беспокоит окружающих и дантистов. Что же делать бедному ребенку, пристрастившемуся к сосанию пальца?

Порча от клади

автора Степанова Наталья Ивановна

Порча от клади Давайте разберемся, что это за порча, как ее делают и как отделывают. Кладь для постели делают по злобной цели – на разлад для семейной пары, чтобы развести. Для молодоженов – чтоб испортить счастливую долю. Берут семь волчьих ягод, которые срывают в четный

От клади съестной

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

От клади съестной Порча – кладь – в еде куда более опасна, и, отделывая ее, мастер сильно хворает. Обычно запекают в тесте наговоренную соль кусочком. Скатывая шарик из теста с солью, наговаривают, подкладывают в выпечку (хлеб, пироги) и запекают. Затем угощают того, кого

255. «Пред слепым не клади претыкания» (Ваикра, 19:14)

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

255. «Пред слепым не клади претыкания» (Ваикра, 19:14) Если не брать отъявленных садистов, предписание книги Ваикра не ставить преград на пути слепого кажется наиболее легкой для соблюдения заповедью Торы. Эта мицва так узка и специальна, что мудрецы Талмуда видели за ней

6. Существуют ли какие-то ограничения по вещам, провозимым в ручной клади?

6. Существуют ли какие-то ограничения по вещам, провозимым в ручной клади? Да, существуют, причём это отнюдь не закидон RyanAir, а правила, установленные для всех пассажирских авиаперевозок в Европе! Прежде всего, вам необходимо ознакомиться с перечнем предметов, запрещённых

1. Как быть, если вес или размер ручной клади немного превышает установленные нормы?

Из книги RyanAir: что это такое и с чем его летят? автора

1. Как быть, если вес или размер ручной клади немного превышает установленные нормы? На этот случай у любителей бюджетных путешествий имеется целый список хитростей: Самое простое - надеть на себя максимальное количество одежды, которую после посадки в самолёт можно

Из книги Программист-фанатик автора Фаулер Чед

Совет 9 Не клади все свои яйца в чужую корзину Во времена, когда я руководил группой разработки приложений, я поинтересовался у одного из своих подчиненных: «Что ты думаешь о своей карьере? Кем бы ты хотел стать?» Его ответ меня ужасно разочаровал: «Я хочу быть

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 11.19. Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа 1. Провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном, морском, внутреннем водном или железнодорожном транспорте –влечет наложение административного штрафа в размере одной второй

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 11. 19. Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа 1. Провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном, морском, внутреннем водном или железнодорожном транспорте –влечет наложение административного штрафа в размере одной второй

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 11.19. Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа 1. Провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном, морском, внутреннем водном или железнодорожном транспорте -влечет наложение административного штрафа в размере ста

Девочка-палец-в-рот-не-клади

Из книги 50 знаменитых скандалов автора Скляренко Валентина Марковна

Девочка-палец-в-рот-не-клади Кортни ЛавПо хипповской воле отца, издателя и биографа группы «Greatful Dead» Хэнка Харрисона, и с согласия матери, психотерапевта Линды Кэролл, их новорожденная дочь была наречена Любовью - Кортни Лав (Courtney Love). Но если бы родитель знал,

6. Просто клади кирпичи: новостной текст

Из книги Ремесло автора Бершидский Леонид Давидович

6. Просто клади кирпичи: новостной текст На этом месте в традиционном учебнике могла бы быть глава про классическую «перевернутую пирамиду»: самая важная информация - в первом абзаце: Кто? Что сделал? Где? Когда? Почему? Как? Потом - прочая, менее важная информация, детали,

Палец в рот не клади пальца <палец> в рот не клади Разг. Только в указ. ф. Кто-либо таков, что постоит за себя, сумеет воспользоваться оплошностью, излишней доверчивостью, промахом другого. Пальца в рот не клади кому? приятелю, сестре, ему…

Брат тоже, пальца в рот ему не клади: строгий старик, крутой старик. (А. Чехов.)

Они на меня прямо набросились… Да я не такой, мне пальца в рот не клади, не дамся. (И. Ильф и Е. Петров.)

Чудаковатым прикидывается… На самом же деле, видать, продувной. Такому в рот палец не клади. (Ф. Наседкин.)

(?) Первоначально: о строптивой лошади, которая могла укусить, когда ей в рот вкладывали удила.

Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ . Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский . 1997 .

Синонимы :

Смотреть что такое "палец в рот не клади" в других словарях:

    палец в рот не клади - шаромыжник, на мякине не проведешь, пройда, доставала, проныра, пройдоха, жучок, протобестия, ловкач, продувная бестия, пальца в рот не клади, ухо парень, химик, сачок, выжига, фокусник, штукарь, хитрый как лиса, хитрожопый, прохиндей, ловчила,… … Словарь синонимов

    Палец (пальца) в рот не клади - кому. Прост. Экспрес. Хитёр, догадлив; себе на уме; способен воспользоваться оплошностью другого. Чувствовался умный человек и практический работник. Первая мысль скользнула: «Делец. Пальца в рот ему не клади» (Д. Фурманов. Мятеж) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    пальца в рот не клади - См. опасный … Словарь синонимов

    Пальца <палец> в рот не клади Разг. Только в указ. ф. Кто либо таков, что постоит за себя, сумеет воспользоваться оплошностью, излишней доверчивостью, промахом другого. Пальца в рот не клади кому? приятелю, сестре, ему… Брат тоже, пальца в… … Учебный фразеологический словарь

    ПАЛЕЦ - пальца, м. 1. Одна из пяти подвижных конечных частей кисти руки или ступни ноги у человека. Большой палец. Указательный палец. Средний палец. Безымянный палец. В палец толщиной. По пальцам пересчитать можно кого–что (говорят при указании на малое … Толковый словарь Ушакова

    палец - Перст. . .. высосать из пальца, обвертеть дело вокруг пальца, пальца в рот не клади, пальцем не двинуть, пальцем не пошевелить, пальцем не трогать, попасть пальцем в небо, проскочить промеж пальцев, смотреть сквозь пальцы... Словарь русских… … Словарь синонимов

    ПАЛЕЦ - ПАЛЕЦ, льца, муж. 1. Одна из отделённых друг от друга подвижных конечностей кисти или стопы (у животных лапы). Пальцы руки, ноги. Большой п. Указательный, безымянный, средний п. (на руке). Пальцы ломать (в волнении сжимать себе пальцы до хруста в … Толковый словарь Ожегова

    ПАЛЕЦ - Вдовий (золотой) палец. Арх. Безымянный палец руки. АОС 3, 69; СРНГ 11, 332. Гнуть под свой палец. Арх. Делать что л. по своему, действовать в своих интересах. АОС 9, 166. Двадцать первый палец. Разг. Шутл. Мужской половой орган. Флг., 236; VSEA … Большой словарь русских поговорок

    палец - Пальца в рот не клади кому (разг.) о человеке, с к рым надо быть осторожнее, к рый не упустит случая использовать в своих интересах оплошность, доверчивость, слабость другого. Такой шустрый, ему пальца в рот не клади. Сквозь пальцы… … Фразеологический словарь русского языка

    палец - сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? пальца, чем? пальцу, (вижу) что? палец, чем? пальцем, о чём? о пальце; мн. что? пальцы, (нет) чего? пальцев, чему? пальцам, (вижу) что? пальцы, чем? пальцами, о чём? о пальцах 1. Пальцы это… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Котёнок по имени Гав , Остер Григорий Бенционович. Сказки Г. Остера для малышей - это добрые истории про самых беззащитных существ, которых нужно беречь и не обижать. А как иначе научиться сочувствовать тем, кто нуждается в помощи? В книгу…








2024 © sattarov.ru.