Важнейшим органом после боярской думы была. Боярская Дума: состав, функции, роль в политической жизни России. Боярская Дума
1) в Киевском государстве совет при князе членов столбовой дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве конца XV - начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе); имел законосовещательный характер.
Отличное определение
Неполное определение ↓
БОЯРСКАЯ ДУМА
совет крупнейших феодалов при великом князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве. В период феодальной раздробленности этот совет не представлял собой постоянно действовавшего учреждения и не имел определенного состава и компетенции. В конце 15 в. совет при князе становится постоянным органом со строго определенными функциями и получает особое название «Боярская дума». Б. д. решала совместно с князем (позднее царем) все основные вопросы законодательства, управления, суда, внешней политики. Б. д. была высшей судебной инстанцией. Она рассматривала политические преступления, преступления по должности, местнические споры (см. Местничество) и являлась высшей апелляционной инстанцией в отношении решений приказов (см.). Законы издавались «с государева докладу и со всех бояр приговору». Руководил заседаниями Б. д. царь, а в его отсутствие – уполномоченный им боярин.
Обладая значительной властью, Б. д. не представляла учреждения с самостоятельной компетенцией. Обычно решения Б. д. обсуждались и выносились совместно с царем (ранее великим князем) или подготовлялись Думой и утверждались им. Царь же мог принять решение и без участия Б. д. Но в периоды междуцарствий Б. д. приобретала огромное значение – она становилась единственным постоянным органом власти.
Первоначально в Б. д. входили исключительно представители крупной землевладельческой знати – бояре и окольничьи. С начала 15 в. бояре вводились (назначались) в Б. д. великим князем и потому назывались «введенными». Великий князь фактически обязан был принимать советы Б. д., выражавшей мнение наиболее влиятельной группы его вассалов, обладавших огромными земельными владениями и значительными военными отрядами, имевших право отъезда (право отказа от службы своему сеньору – князю – и перехода на службу к другому князю).
По мере роста численности и расширения политических прав дворянства (см.) в Б. д. включаются и представители дворянских фамилий. При Иване Грозном устанавливается особый чин «думный дворянин», что являлось одним из ударов по старинному боярству. Тогда же вводится в Б. д. и бюрократический элемент – думные дьяки, что также ущемляло интересы аристократических фамилий, но отвечало стремлениям дворянства. С ростом политического влияния дворян московские великие князья, опираясь на них, постепенно ликвидировали право отъезда бояр, что ослабило значение Б. д. Сильно подорвала роль боярства, а следовательно, и Б. д. опричнина (см.). В 17 в. значение боярской аристократии в Б. д. падает. Ее решительно вытесняют люди неродовитые, выходцы из дворянства, стоящие за неограниченную царскую власть. Так, в конце. 17 в. менее половины членов Думы составляли представители старых боярских фамилий, бывших в Б. д. при прежней династии. Неуклонно увеличивался численный состав Б. д. Соответственно изменялась компетенция Б. д. и ее политическое значение.
В 17 в. установилась практика обсуждения важнейших вопросов в т. н. Ближней (или Тайной) думе, состоявшей из небольшой группы самых доверенных и близких к царю лиц. Во второй половине 17 в. цари все реже и реже созывают Б. д. Ее место уже при царе Алексее Михайловиче (1645–76 гг.) начинает занимать Ближняя дума («Комната»).
В конце 17 в. из состава Б. д. выделилось особое учреждение – Расправная палата, сначала решавшая гл. обр. судебные дела, а затем постепенно превратившаяся в орган, заменявший в ряде случаев Б. д. Так как состав Расправной палаты определялся исключительно усмотрением царя, то это еще более подрывало значение Б. д.
По мере развития абсолютизма (см.) власть Б. д. уменьшалась и ее политическое значение падало. В начале царствования Петра I важнейшие дела, находившиеся в ведении Б. д., были переданы новым учреждениям, а сама Б. д. превратилась в исполнительный орган при государе, т. н. Ближнюю канцелярию, или «консилию министров», – совещание лиц, заведовавших различными приказами. Окончательно Б. д. была ликвидирована в 1711 г. с созданием Петром I Сената (см.).
Отличное определение
Неполное определение ↓
Становление органов власти Российского государства. При Иване III начал складываться централизованный аппарат управления. Бояре московского государя — это князья присоединенных земель. Уезды — это княжества, которые управлялись наместниками из Москвы. Кормленщики — это наместники, которые за управление уездами получали корм - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.
Боярская дума.
Боярская дума состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничие - два высших чина в государстве). Боярская дума имела совещательные функции о «делах земли». С середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы.
Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя. Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.
При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал . Современники связывали его появление с женитьбой в 1472 году Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог - дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога.
Судебник Ивана Ш.
В 1497 г. был принят новый свод законов Российского государства - Судебник Ивана III . Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны.
Причины создания судебника . Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Усиление власти великого князя, возрастание влияния боярства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта.
Например, статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое » - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.
Русская церковь при Иване III
После избрания митрополитом рязанского епископа Ионы в 1448 году русская церковь стала независимой (автокефальной). В то время как на западных землях Руси. вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского , в Киеве был поставлен свой митрополит. Русскaя прaвoслaвнaя церкoвь рaспaлaсь нa две сaмoстoятельные митрoпoлии - Мoскoвскую и Киевскую. Их oбъединение прoизoйдет пoсле вoссoединения Укрaины с Рoссией.
Внутрицеркoвнaя бoрьбa былa связaнa с пoявлением ересей . В XIV в. в Нoвгoрoде вoзниклa ересь стригольникoв . Нa гoлoве принимaемoгo в мoнaхи выстригaлись крестooбрaзнo вoлoсы. Стригoльники пoлaгaли, чтo верa стaнет крепче, если oнa будет oпирaться нa рaзум.
В кoнце XV в. в Нoвгoрoде, a зaтем в Мoскве рaспрoстрaнилaсь ересь жидовствующих (ее зaчинaтелем считaли еврейскoгo купцa). Еретики oтрицaли влaсть священникoв и требoвaли рaвенствa всех людей. Этo oзнaчaлo, чтo мoнaстыри не имеют прaвa влaдеть землей и крестьянaми.
Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне ) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами .
Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.
Конспект урока по Истории России «Боярская дума. Судебник 1497 года».
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в., сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств («княжата»), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями. При Василии III в думу входят уже великие или введеные дьяки (позже они стали называться думными дьяками), а также представители московского дворянства - думные дворяне. В конце XV-начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начали играть неродовитые, но грамотные чиновники - дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний велико княжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы, Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.
Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской).
В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно стояли бояре. Фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее большинство общегосударственных приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей, Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского. Во главе важнейших приказов - Посольского, Разрядного и Поместного - традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными секретарями Боярской думы.
Во время крупных военных походов родовитые бояре пользовались преимущественным правом на замещение высших командных постов в армии. Во главе полков в крупнейших походах стояли знатнейшие бояре Мстиславские, Шуйские, Трубецкие, Голицыны и другие. Следует, правда, отметить, что в XVI-XVII вв. должностные назначения не всегда соответствовали чиновному положению служилого человека. Но цвет княжеско-боярской аристократии сосредоточивался, прежде всего, именно в Думе, в высшем ее боярском чине. В крупных походах большой полк обычно возглавлял первый думный боярин конце XVI-начале XVII в. это были князья Мстиславские). Формально он вы как главнокомандующий армией. Но военная власть первого боярина и воеводы могла существенно ограничиваться. Во время государевых походов с царем выступал его двор (царская гвардия), во главе которого стояли дворовые воеводы, обычно из числа наиболее приближенных к особе государя лиц, его фаворитов. Уже в 1680-х гг. звание дворового воеводы прочно закрепляется в титулатуре Бориса Годунова. Главный воевода (первый воевода большого полка) обязан был держать совет и промышлять ратным делом вместе с дворовым воеводой», т.е. признавалась власть в армии обоих воевод.
Боярская дума на рубеже веков имела отнюдь не парадное значение. Это был действительный, в полном смысле слова высший правительственный орган государства. Если Годуновы и их советники и оказывали решающее влияние на важнейшие вопросы придворной жизни, то они ни в коем случае не подменяли собой управленческие функции Думы в целом. Правительственное значение Боярской думы в конце XVI-начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона 6 .
Боярская дума была высшим советом при князе, а с 1547 г. - при царе. Конкретной даты учреждения Боярской думы нет, однако первые упоминания о ней датируются 10-м в. - с . Боярская дума, как и Земский собор, являлась совещательным органом. Ее функции были неотделимы от функций правителя. Она олицетворяла собой высшую исполнительную и судебную власть.
В состав Боярской думы входили не только бояре, но и окольничьи. В Киевской Руси 9-11-го вв. Боярская дума была совещанием между князьями и дружинниками, иногда присутствовали бояре и местная родоплеменная знать, а в 11-м в. уже полностью состояла из бояр. В 12-13-м вв. политическое значение Боярской думы сильно выросло из-за роста землевладения бояр, их привилегий, и уменьшения значения княжеской власти в некоторых княжествах.
В Боярская дума была советом великого князя с его вассалами, имевших некое политическое влияние. В конце 15-го в. в момент образования русского централизованного государства при Боярская дума стала постоянным совещательным органом верховной власти. Ближе к 16-му в. в состав Боярской думы стали входить дети бояр, повысилось влияние носителей княжеской фамилии. В начале 17-го в. Боярская дума предприняла попытки ослабить власть царя при помощи «крестоцеловальной записи», взятой у Василия Шуйского в 1606 г.
Полагал, что отличительной чертой государственного устройства России в 17-м в. было наличие самодержавия боярской аристократии с Боярской думой. С момента начала правления
По мере того как происходило усиление царской власти, снижалось значение Боярской думы. В течение XVI в. между Боярской думой и великокняжеской властью шла острая борьба за приоритет, за право участвовать в управлении, ограничивать самовластье единодержавного монарха. Править единовластно, без Думы, пытался Василий III. Особенно сильные опалы и казни члены Боярской думы и вообще родовитое боярство пережили при Иване Грозном. Не случайно потом, во время Смуты, набравшая силу Боярская дума брала с избираемых царей крестоцеловальные записи («письма»), «чтобы им быти не жестокими и не опальчивыми и мыслити о всяких делах с бояры и с думными людьми сообща, а без ведома их тайно и явно никаких дел неделати». Такую «крестоцеловальную грамоту» подписал, например, Василий Шуйский. В 1549 г. была учреждена «Избранная рада» («Ближняя Дума») из особо приближенных лиц. Она представляла собой совещательный орган царя по всем вопросам управления государством, т.е. выполняла функции Боярской Думы. Тем не менее опричнина не уничтожила Боярскую думу как высший орган государственной власти, не поколебала местничества, закреплявшего привилегии знати.
После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы временно возросла. В 1610 г. в результате борьбы между различными группировками боярства последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе, государством фактически управляли семь влиятельных бояр («семибоярщина»).
При первых Романовых правление царя без Думы и Думы без царя считалось явлением ненормальным. Решения правительства определялись формулой «царь указал, бояре приговорили». Боярская дума стала важной составной частью сословно-представительной монархии как постоянно действующий высший государственный орган и как верхняя палата Земского собора. Членство в ней давалось за особые заслуги перед государством и являлось пожизненным. Боярская дума включала введенных бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Получение думного чина зависело от воли государя. Высокородные князья могли сразу получить высший чин - боярина, менее знатные начинали с окольничего, прочие, из «худородных» служилыхлю-дей, получали чин думного дворянина, введенный для них при Василии III. Первоначально в XV в. численность думы была около 20 человек, к концу XVII в. она разрослась, достигнув при Федоре Алексеевиче 167 человек.
Права Боярской думы определялись обычным правом. В компетенцию Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроля административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений - приказов и органов местного управления. Как орган верховной власти она обладала правом назначения центральных и местных начальников (воевод, судей, приказных чинов и др.). Боярская дума руководила приказами и другими органами управления, разрешала дела особой трудности, которые по тем или иным причинам не могли быть решены в приказах, активно участвовала в решении внешнеполитических вопросов. Участие Думы в делах такого рода выразилось в учреждении постоянной «Ответной палаты» при Думе. Чины посольского приказа не могли сами вести переговоры с иностранными послами, с послами «в ответех бывают бояре» - два, один или два окольничих и думный посольский дьяк. В Боярской думе сосредоточивались судебные дела (по Докладу и по апелляции). Для ведения текущих судебных дел при думе из ее членов была учреждена в XVII в. расправная палата. Дума иногда действовала в качестве суда первой инстанции в отношении своих членов, иногда ей поручались наиболее важные дела по политическим преступлениям. Она обладала законодательной инициативой, имела право принимать и утверждать законы. Статья 98 Судебника 1550 г. указывает: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати». Уложение 1649 г. своими законодательными источниками признало государевы указы и боярские приговоры.