Вопрос: Сильные и слабые стороны Базарова. Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова (Тургенев И. С.)



Особенностью писательской деятельности И.С.Тургенева являлась чуткость восприятия происходящих вокруг событий и быстрая точная реакция на политические и социальные проблемы своего времени. Примером этого может служить роман «Отцы и дети», который является ответом автора новому мировоззрению – нигилизму. Поэтому центральной фигурой произведения становится молодой студент, отрицающий всю романтическую сторону жизни и презирающий любые поэтические порывы и движения души – Евгений Базаров.

Евгений не знатен и не богат.

Будучи сыном «Отставного уездного лекаря», он признаёт своё происхождение и не считает нужным ни стесняться его, ни кичиться им.На тот момент он первый герой в русской литературе, который со своего рода достоинством произносит фразу: «Мой дед землю пахал». Базаров не боится и не любит слухов, свободен от любого рода предрассудков и условностей, установленных обществом. Само по себе это похвально, ведь и сейчас многие люди стремятся освободиться от формальностей в пользу искренних чувств и естественных побуждений и действий. И делают это вполне осознано и намерено. Базаров же просто не умел соблюдать эти самые условности, не видел в них смысла, поэтому презирал их.

Планируя в будущем стать врачом, при этом не веря в медицину, Евгений является человеком интеллектуально очень развитым.

Он действительно умён и даже можно предположить: а не умней ли он остальных персонажей? Читатель часто застаёт его за книгой или за опытом. И в споре с Павлом Петровичем сдержанность и холодность, конечно, играют свою роль в создании впечатления о герое. Но главное то, что его аргументы действительно весомы и убедительны. Евгений знает себе цену, даже достаточно высокого мнения о себе, что делает его заносчивым и несколько надменным. Презрение к медицине, к любви, к искусству, ко всем людям, которые причастны к перечисленному выше, порождает презрение к обществу в целом. И хотя Евгению близко крестьянское сословие(он общается с простыми людьми, лечит их, помогает им), он всё же смотрит на них свысока и даже не как на людей вовсе. И как презрение к условностям вызван о неумением их соблюсти, так презрение к женщинам вызвано неумением с ними обходиться, а к обществу – совершенной неприспособленностью к жизни среди людей.

И.С Тургенев проводит героя –нигилиста через испытания любовью к другу, к женщине, к природе, к семье. Базаров, в свою очередь, просто не выдерживает ни одного и избегает всех уроков судьбы. Автору важно показать, что нельзя убивать в себе проявления человечности, а Евгений Базаров отрицал их. Для меня бесспорно сильной стороной Базарова является его интеллект и в некоторых ситуациях умение беспристрастно принимать решения. В остальном же он кажется мне слабым и глубоко несчастным человеком, лишённым лучших человеческих чувств.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-10-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сильные и слабые стороны Базарова

Ответы:

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных знаниях.Художественное произведение описывает события, происходящие в 1857 году, незадолго до отмены крепостного права. Правящие классы России отрицательно воспринимали нигилизм, считая, что он представляет опасность в социальном и культурном отношении.Автор романа без субъективизма показывает, что нигилизм Базарова представлен и сильными и слабыми сторонами. В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев открыто заявляет, что ему не чужды убеждения главного героя, он принимает и разделяет их почти все, за исключением взглядов на художества».Нигилизм критикует прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно, в романе описано, насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе.Автору неприятен стиль жизни старшего Кирсанова, ведущего аристократический образ жизни. У этого человека нет никакой благородной цели: он проживает свою жизнь без созидания, живет для себя, ничего не приумножая. Нигилист Базаров в разговоре с Павлом Петровичем говорит ему об этом, указывая на его бездействие, паразитическое существование. После выхода романа в свет, Тургенев напишет в одном из писем К. К. Случевскому о том, что его произведение – это отрицание дворянского сословия, как передового класса.Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Он трудиться в силу воспитания и для подтверждения своих взглядов. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека. Эту позицию также слабой не назовешь.Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как «искусство», «любовь», «природа». Исходя из его теории, нужно быть потребителем природных богатств. ПО его словам, природа – это всего лишь мастерская, а не храм.Базаров едко критикует пристрастие Николая Петровича к игре на виолончели. А автору приятны звуки прелестной музыки, он называет ее « сладостной». В строках романа звучит и очарование красотой русской природы. Его привлекает все: осиновый лесок в лучах заходящего солнца, неподвижное поле, небо в бледно – голубых тонах.Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов.Слова Базарова подтверждают то, что этот человек не имеет элементарного представления о культуре и традиционных нормах поведения, поэтому его поведение выглядит вызывающим. Это проявляется во всей полноте в имении Кирсановых. Герой не соблюдает правил в гостях, с опозданием приходит на завтрак, небрежно здоровается, быстро выпивает чай, продолжая зевать, не скрывая скуки, пренебрежения к хозяевам дома, резко их критикует.Автор не поддерживает своего героя в нарушении норм общественного поведения. Ему чужд вульгарный материализм Базарова, сводящий все к ощущениям. Этими взглядами герой руководствуется и в научной деятельности. Для него люди не имеют различий, они напоминают ему березы. Этим он отрицает психические особенности личности человека и проявления высшей нервной деятельности.Нигилист поражает своими циничными и потребительскими взглядами на женщин. Готовясь к поездке к Одинцовой, он называет ее в разговоре с Аркадием, «поживой». Базаров сам так считает, а, кроме того, навязывает эти мысли своему другу, указывая ему на цель - «толк» в отношениях. Ему чужды романтизм и те, кто уважает женщин и умеет ухаживать за ними.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

Читая роман «Отцы и дети», можно свалить в одну кучу всех присутствующих нигилистов. Аркадия из неё надо сразу убрать, так как он больше относится к эпохе «старичков-Кирсановых». Остаются Базаров, Ситников и Кукшина.

При разговоре о нигилизме вообще, по-моему, следует, различать две его разновидности. Начну со второй. Приближаясь с каждой страницей к концу тринадцатой главы, всё больше и больше растёт отвращение к Кукшиной и Ситникову. Тургеневу принадлежит заслуга в том числе и за изображение этих личностей. Таких людей во все переломные времена было много. Чтобы стать прогрессистом, достаточно только задрапироваться. Нахвататься умных фраз, исказить чужую мысль - вот удел «новых людей», впрочем, это так же легко и выгодно, как при Петре было легко и выгодно нарядиться европейцем. В это время полезен нигилизм - пожалуйста, достаточно надеть маску.

Теперь от общих фраз перейду к тексту. О чем говорят Кукшина и Ситников? Ни о чем. Она «роняет» вопросы, он её вторит, удовлетворяя своё себялюбие. Смотря на порядок вопросов Авдотьи Никитишны, невольно думаешь о том, что творится у нее в черепной коробке. О ветре, который, наверное, свободно гуляет в её голове и приносит то одну, то другую мыслишку, абсолютно не заботясь об их порядке. Впрочем, такое положение «прогрессистов» наиболее безопасно. Если раньше Ситников мог с удовольствием бить ямщиков, теперь он этого делать не станет - это не принято и я-де новый человек. Хорошо хоть так.

Почему носителем идей нигилизма является именно Базаров? Человек, способный отрицать нещадно всё, что для других прекрасно, часто вырабатывается в серой атмосфере трудовых будней. От сурового труда грубеют руки, манеры и сама личность. После утомительной работы необходим простой физический отдых. О высоком и прекрасном он забывает, привыкая смотреть на мечты как на блажь. Приходится думать только о насущном. Неразъяснённые сомнения, неопределённые отношения кажутся мелкими, ничтожными. И поневоле такой человек привыкает смотреть с отвращением на изнеженных барчуков, думающих о процветании общества и не ударивших для этого пальцем о палец. Связан с этим и облик Базарова. Тургенев просто взял его из одной из многих мастерских и привёл с красными руками, угрюмым взглядом и в фартуке прямо к читателю. Нигилизм сформировался здесь «в естественных условиях». Он натурален.

Любая философия обладает своими преимуществами и недостатками. Нигилизм - тоже философия, имеющая свои плюсы и минусы. Однако следует помнить, что преимущество является таковым только с одной точки зрения так же, как и недостаток может обернуться счастьем.

Одной из особенностей нигилизма является его практичность. В нем нет ничего лишнего, все подчинено единой цели. Для этого человеку приходится сжиматься в комок, убирать то, что мешает этому. Он идет к конечному пункту, где его всегда ждет успех. Прочь все сомнения, все лишние мысли! Ничто не должно мешать на пути. В ком-то живут две личности - одна думает и делает, другая её контролирует; кто-то вообще не может найти себя. Нигилист всегда един в себе. Он объединил мысль и дело, акт ума и акт воли.

С этим связан ещё один плюс нигилизма. Задуманное действие всегда совершается, и совершается с максимальным эффектом. Это не только приближает к цели, но и необходимо.

Сомнения всегда мешают. А вместе с ними и всё ненужные мысли и чувства. Они сбивают нигилиста с «пути истинного»: Базаров не видит красоты природы, не чувствует высокого полета поэзии. Он их не скрывает, чувства прочно атрофировались со временем. Конечно, это упрощает жизнь и не создает лишних проблем, но вместе с тем это обедняет душу.

Базарова можно понять. Без этого его нигилизм не существует в полной мере. И все-таки было бы лучше, если бы в нем присутствовали хоть какие-то чувства. Они наполняют человека огромной энергией, которую можно применить везде. Даже смотря с практической точки зрения, так лучше. Многие учёные совершали свои открытия, вдохновленные любовью и красотой.

Отношения с родителями у Базарова не сложились. Это тоже недостаток нигилизма, и с этим ничего поделать нельзя. Что может делать Евгений Васильевич в родном доме? Две вещи: прозябать за разговорами о френологии, Радемахере и прочей чепухе или ставить опыты.

Ни то, ни другое не получится. В первом случае Базарову пришлось бы отказаться от себя. Молодой, энергичный человек сбежал бы от постоянной болтовни родителей, таких любящих и таких надоедающих. Второй случай тоже не пройдет. Отец, стремясь быть ближе к сыну, будет сильно мешать ему. Как бы то ни было, разлуки и родительских страданий не избежать. И не стоит расстраивать отца и мать внезапным решением уехать после двух дней совместного пребывания душа в душу. Лучше уж и не приезжать вовсе.

Взаимоотношения Базарова и Одинцовой, вернее, его состояние до и после любви. До встречи с Анной Сергеевной Евгений Васильевич был нормальным, ничего не чувствующим нигилистом. После размолвки же он стал иначе относиться к миру. Он начал чувствовать. Любовь надломила его. Нигилизм силён, когда человек верит только в него. Невозможно делать это и чувствовать одновременно. Свидетельством этого является смерть Базарова. Надломленный нигилист уже не существует. Допустим, что Евгений Васильевич чувствовал и до любви к Одинцовой. В этом случае надлома, а следовательно, и смерти нет.

Однако Базаров умирает, а значит, вместе с ним умирает и нигилизм. Эта философия не прошла проверку - она несостоятельна и обречена на гибель. Что будет дальше, неизвестно.

12429 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Сильные и слабые стороны нигилизма

Смотрите также по произведению "Отцы и дети":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

  1. Личность Евгения Базарова.
  2. Проявления нигилизма Базарова.
  3. Достоинства и недостатки базаровского характера.

Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо - Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» образовано от латинского слова «пщИ», то есть «ничто», отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист - «человек, относящийся ко «всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру». А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?

Главное в жизни Евгения - изучение естественных наук. Поэтому даже на отдыхе в доме Кирсановых он постоянно проводит опыты, ведь для себя он выбрал профессию врача. Базаров - материалист, считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Он отрицает живопись, музыку, поэзию - все, что связано с духовным миром человека. Даже любовь Базаров объясняется лишь с физиологической точки зрения.

И в то же время герой Тургенева - умный и сильный человек, он не способен притворяться и лицемерить, готов в жарком споре отстаивать свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость в обществе, он понимает, что крепостничество в России себя изжило и необходимо что-то менять. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением говорит об аристократическом лоске Павла Петровича, и легко общается с крепостными, лечит их. Себя он считает выходцем из народа, несмотря на то, что его родители - небогатые дворяне. Евгений с гордостью заявляет: «Мой дед землю копал», и не стесняется этого.

Но в богатом аристократическом доме Кирсановых существуют свои «принципы». И старикам, воспитанным на них, сложно понять молодого бунтовщика-»ни-гилиста» Базарова. Павел Петрович считает его «гордецом, нахалом, циником, плебеем», Николай Петрович «побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия», сам же Аркадий не всегда разделяет убеждения своего друга, потому что сам - > романтик, любит природу, музыку. И Базаров подшучивает и иронизирует над всеми обитателями марьинской усадьбы.

Однако в своих убеждениях герой не всегда последователен. Отрицая возвышенные чувства, он сам оказывается в их сетях. Любовь к Анне Сергеевна Одинцовой заставила Базарова страдать и мучиться. Но героиня отвергла молодого «нигилиста», хотя у них и было много общего. И после пережитого герой начинает сомневаться в правильности своих убеждений.

Базаров ни с одним героем в романе не находит общего языка, никто не под-держивает его убеждений. Герой остается один, для него наступает переоценка цен-ностей. Размышляя о краткости человеческой жизни, он теряет веру в свои силы, свое будущее. Героя мучает вопрос: прав ли он в своих убеждениях, не ошибка ли его «нигилизм».

Я считаю, что в идейных взглядах Базарова есть и положительные и отрица-тельные стороны. Прогрессивным является то, что герой стремится к переустройству общества. В отличие от пустых речей Павла Петровича, Базаров не просто говорит, но и действует. Он изучает естественные науки, возможно, Евгений бы стал известным ученым: в XIX веке в области естественных наук было сделано много открытий, это двигало Россию вперед, к более прогрессивному обществу.

Мне нравится во взглядах Базарова и то, что он не боится общаться с простым народом. Если Павел Петрович лишь рассуждает о мужике, а сам при встрече с ним «нюхает одеколон», то Базарова это возмущает. Крепостничество возмущало не только Евгения, но и многих передовых людей того времени. Человек рождается свободным, и не должен жить в кабале, терпя унижения. Его бедность или богатство зависит от жизненных обстоятельств.

Однако многое в теории Базарова я не поддерживаю. Например, отрицание искусства и всего того, что связано с духовной жизнью человека. Разве можно не любить прекрасную музыку, не восхищаться стихами Пушкина, не черпать вдохно-вения от пробуждающейся весенней природы? Здесь я разделяю взгляды либералов-помещиков, особенно Николая Петровича. Материальное и духовное в человеке должно быть взаимосвязано, нужно уметь чувствовать прекрасное. Отрицая искусство, нигилист-Базаров не понимает, что прежде всего обделяет себя, собствен-ную душу. Немного романтики должно жить в каждом человеке. Также я считаю, что человек не может жить без любви, это тоже обедняет его. Возможно, не каждому в жизни суждено найти именно свою вторую половину, но люди, по-настоящему любящие друг друга, самые счастливые. Пример тому - родители Базарова, Катя Одинцова и Аркадий Кирсанов, даже Николай Петрович и Фенечка. И если человек ценит и любит свою семью, своих близких - разве это плохо?

И все же, несмотря на все свои недостатки, мне нравится герой Тургенева. Он честный, умный, доброжелательный, уверенный в себе человек. В романе Базаров постоянно помогает людям, он старается жить для других. В то же время он силь-ный, волевой, умеет отстаивать свои убеждения, замечательно владеет искусством спора. Я считаю, что такие люди, как Базаров, «нужны России».

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сильные и слабые стороны Базарова. Сильные стороны. Слабые стороны. Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме) есть и сила и слабость. Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме) есть и сила и слабость. Базарова отличает смелость критической мысли, отход от незыблемых авторитетов, критика государственной системы. Вызывают уважение его решительность, убежденность, смелость, готовность идти да конца. Взгляды Базарова представляют собой стройную и логическую систему. У него не существует никакой положительной программы («Мы расчищаем место, строить будут другие»). Хотя человека не может не волновать, что будет построено на развалинах. Отрицая то, что на самом деле заслуживает отрицания, Базаров замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию, музыку), поэтому вступает в конфликт с самой человеческой природой. В борьбе за новое (в спорах с Павлом Петровичем) Базаров спокоен, потому что уверен в своей правоте. Он не хочет спорить, презирает болтовню и бесполезные слова (тогда как его противник рвется в бой, волнуется, бледнеет, срывается на личные оскорбления, чувствует свое бессилие). Наделен острым критическим умом, но лишен широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он признает лишь естественные науки, которые просто и ясно объясняют все жизненные явления. До предела сужает всю красоту и многообразие жизни, природы, где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. В эпизоде смерти герой показан сильным, стойким, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он как бы очищается от всего наносного, избавляется от развязности и черствости. В финале перед нами титаническая личность. Эта титаническая, сильная, незаурядная личность не смогла в полной мере реализовать свои способности. Возникает чувство сожаления и жалости от того, что безрезультатно прошла жизнь яркого и одаренного человека из-за узости и односторонности нигилистических теорий.

Слайд 19 из презентации «Базаров – герой своего времени»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Базаров – герой своего времени.pptx» можно в zip-архиве размером 2517 КБ.

Скачать презентацию

Без темы

«М.Лермонтов «Герой нашего времени»» - «Бэла». Происхождение образа Печорина. Мануйлов. Спор о художественном методе романа. Жанр, стиль, композиция. Мануйлов и Удодов. Книга, которой суждено никогда не стареться. Роман Лермонтова. Григорий Александрович Печорин. Протест Печорина. «Фаталист». Образ Печорина в системе образов. «Герой нашего времени».

«Женские образы в «Герое нашего времени»» - Женщина. Роман «Герой нашего времени». Бэла. Любовь. Григорий Печорин. Судьба Печорина. Умер 27.07.1841 на дуэли. Дочь гор. Детские годы. Проблема любви. Время написания романа. Княжна Мери. Особое внимание. Михаил Юрьевич Лермонтов. Романтический образ. Вера. Женские образы. Рецензия.

«Лермонтов роман» - С какой целью автор использует такое необычное расположение частей? Какую жизнь ведёт поколение? Определи верную последовательность эпизодов. Судьба поколения 30х годов в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Бэла». После прочтения второй части: Михаил Юрьевич Лермонтов. Из записок офицера о Кавказе» «Фаталист» «Тамань».

«Образ героя нашего времени» - Образ главного героя. Основная идея произведения. Эпиграф. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» Почему автор так назвал своё произведение? Ценилась серая посредственность, в то время как любая живая мысль душилась. Михаил юрьевич лермонтов. Наша публика так еще молода и простодушна …» М.Ю. Лермонтов.

«Роман Лермонтова Герой нашего времени» - Моя душа испорчена светом…». Вопросы для обсуждения: Мэри. Составление таблицы по статье Белинского В.Г. Роман – исследование внутреннего мира героя. «Я сделался нравственным калекой… Печорин Трагическая фигура. Вернер циник. Грушницкий позер шут. Вера. Печорин. Личность Печорина сложна и противоречива.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных знаниях.

Художественное произведение описывает события, происходящие в 1857 году, незадолго до отмены крепостного права. Правящие классы России отрицательно воспринимали нигилизм, считая, что он представляет опасность в социальном и культурном отношении.

Автор романа без субъективизма показывает, что нигилизм Базарова представлен и сильными и слабыми сторонами. В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев открыто заявляет, что ему не чужды убеждения главного героя, он принимает и разделяет их почти все, за исключением взглядов на художества».

Нигилизм критикует прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно, в романе описано, насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе.

Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Он трудиться в силу воспитания и для подтверждения своих взглядов. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека. Эту позицию также слабой не назовешь.

Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как «искусство», «любовь», «природа». Исходя из его теории, нужно быть потребителем природных богатств. ПО его словам, природа – это всего лишь мастерская, а не храм.

Базаров едко критикует пристрастие Николая Петровича к игре на виолончели. А автору приятны звуки прелестной музыки, он называет ее « сладостной». В строках романа звучит и очарование красотой русской природы. Его привлекает все: осиновый лесок в лучах заходящего солнца, неподвижное поле, небо в бледно – голубых тонах.

Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов.

Слова Базарова подтверждают то, что этот человек не имеет элементарного представления о культуре и традиционных нормах поведения, поэтому его поведение выглядит вызывающим. Это проявляется во всей полноте в имении Кирсановых. Герой не соблюдает правил в гостях, с опозданием приходит на завтрак, небрежно здоровается, быстро выпивает чай, продолжая зевать, не скрывая скуки, пренебрежения к хозяевам дома, резко их критикует.

Автор не поддерживает своего героя в нарушении норм общественного поведения. Ему чужд вульгарный материализм Базарова, сводящий все к ощущениям. Этими взглядами герой руководствуется и в научной деятельности. Для него люди не имеют различий, они напоминают ему березы. Этим он отрицает психические особенности личности человека и проявления высшей нервной деятельности.

Нигилист поражает своими циничными и потребительскими взглядами на женщин. Готовясь к поездке к Одинцовой, он называет ее в разговоре с Аркадием, «поживой». Базаров сам так считает, а, кроме того, навязывает эти мысли своему другу, указывая ему на цель - «толк» в отношениях. Ему чужды романтизм и те, кто уважает женщин и умеет ухаживать за ними.

Понятия «брак», «семья» для Базарова это пустой звук, для него непонятны и не приемлемы проявления родственных чувств. Сам он, как сын, не считает нужным проведывать своих отца и мать, которых он не видел вот уже три года. О собственной семье и детях он даже не задумывается. Он выступает против вечных ценностей и этим делает свою жизнь бедной.

Роман Тургенева - это роман о противоречивости нигилизма как убеждения. Прогрессом можно назвать осуждение героем состояния в обществе, нищеты, бесправия, невежества народного, никчемности дворянского сословия. Но все же многие позиции Базарова вызывают возражение. Он много отрицает, но при этом ничего и не предлагает взамен. Он пытается разрушить устоявшееся положение вещей и только.









2024 © sattarov.ru.