Что такое рай как объяснить ребенку. «Мама, а что такое Ад? Детские капризы ведут в ад


Как рассказать ребенку о жестоком мире ветхого завета, чтобы не травмировать его детскую психику? Как объяснить, что Бог не жесток, а милосерден? Стоит ли пугать детей вечными адскими муками за непослушание?

Ветхий завет

С самого начала мы знакомим детей с любящим Богом, говорим о том, что Бог как солнышко, озаряет все вокруг своей любовью. И вдруг перед детьми появляются страницы Ветхого завета, с египетскими казнями, наказанием иудеев, всемирным потопом. Истории Ветхого завета полны кровопролитий. Ветхий человек сам по себе жестокосерден и очень грешен, за что собственно Бог и наказывает его. Однако и сам Бог в Ветхом Завете может показаться ребенку карателем, истребляющим целые народы и уничтожающим города. На самом деле это не так. Кажущаяся жестокость Господа — эта жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником? Первая мера – пресечь всякое общение. Так и Бог, долго терпит «выходки» своего любимого ребенка, ждет покаяния, многократно прощает, и только потом уже наказывает. И не просто в педагогических целях, а для взращивания нового поколения, готового принять в будущем Иисуса Христа и перейти с ним в Новый завет.

По словам иеромонаха Адриана (Пашина):

«Но для того, чтобы грубый, жестоковыйный, как он называется Библии, иудейский народ, слушал Бога, он должен быть полностью отделен от всех остальных народов, погрязших в язычестве».

Поэтому, прежде всего, стоит объяснить детям, за что собственно гневается Бог, и что его кары – справедливая мера за поступки ветхозаветных людей.

Справедливость Бога выражается в том, что Он щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи. Яхве – Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей до третьего и четвертого рода ().

По мысли православного богослова В. Лосского, «история человечества после грехопадения – это история длительного кораблекрушения с ожиданием спасения… Падший человек находится в состоянии мучительной пассивности, сначала это ничем неистребимая щемящая тоска по раю, а затем – все более сознательное ожидание спасения». Ветхий Завет – это, по слову св. отцов, детоводитель, т. е. воспитатель рода человеческого, который премудро приготовил его к Пришествию в мир Иисуса Христа и принятия Его, как Спасителя мира.

Детские капризы ведут в ад?

Протоиерей Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии (Москва) :

«Подчас верующие родители пугают маленьких детей бесами, мытарствами, адскими мучениями, будучи уверенными, что это и есть христианское воспитание. Касается это и некоторых педагогов воскресных школ, и, увы, даже некоторых священников. По-моему, это больше, чем ошибка, это преступление.

Вообще, всему свое время. Говорить о бесах, об аде с дошкольниками (а порой и с младшими школьниками) я категорически не советую. Рассказывая им о христианской вере, нужно вести речь о Христе, о любви и радости, о победе - над грехом, над смертью. Это, кстати, касается и детских молитв. Задача родителя и педагога - создать особые условия для детской молитвенной практики. Нужно исключить из нее молитвы, где упоминаются адские муки, бесы и тому подобное.

А если уж у детей появляются такие вопросы (что вполне вероятно, невозможно же создать для них полностью стерильную среду, все равно где-то от кого-то услышат), то отвечать нужно обдуманно. Прежде всего им надо говорить, что Христос всегда рядом, что Он всегда защитит от всякого зла, если Его об этом попросить. Акцент должен делаться не на существовании бесов и ада, а на том, что христианин имеет мощную защиту. И ни в коем случае не пугать!». И далее: «но если взрослые действуют неправильно, если пугают детей, то у тех в результате может сформироваться чувство вины по отношению к родителям, бабушкам-дедушкам, учителям, и они с этим чувством вины справиться не в состоянии, оно давит на них, порождает повышенную тревожность, а повышенная тревожность создает негативный эмоциональный фон.

Переживать его длительное время очень трудно, и детская психика начинает защищаться. А именно: ребенок сознательно выбирает себе предметы страхов и считает их источниками своей тревоги и чувства вины. Например, он думает: если я обидел маму, то бесы в аду будут меня терзать крючьями и жечь огнем. Или: если я кого-нибудь обманул, то по ночам ко мне будет приходить дьявол и мучить. То есть это попытка ребенка как-то рационализировать свое тревожное состояние, как-то объяснить себе, что с ним происходит и почему. Таков зачастую механизм зарождения детских страхов».

Пугать детей адскими муками за неубранные игрушки и демонами за плохое поведение, конечно, нельзя. Так же, как и лукавить, что все послушные дети попадут в рай. Говоря об аде и рае, нужно сказать, что рай – это место вечной радости с Богом, ангелами и святыми. А ад – место без Бога, от чего там мрак и тоска. Это место не для людей, а для падших ангелов, демонов. А люди на протяжении своей жизни всегда делают выбор, с кем им быть, с Богом, или с его противником. Так что ад над нами никакой силы не имеет, если мы сами его не выбираем своими злыми делами. В любом случае акцентировать внимание детей необходимо на любви Божией и его безграничной милости к нам.

Протоиерей Илия Зубрий, настоятель храма Иоанна Богослова в с. Богословское-Могильцы:
«Чтобы не напугать образом ада, родители должны понимать, что ребенку важно с детства чувствовать, знать, что его очень любят. Отношения с Отцом Небесным вырастающий человек очень во многом ориентирует на отношения с земными родителями. Не случайно Господь выделяет среди других заповедей заповедь о почитании родителей так, что обещает за нее благоденствие и долгожительство. Потому что невозможно построить отношения с Отцом Небесным, не построив их с отцом земным. Поэтому когда ребенок растет и его наказывают, но он знает и видит, что это делают с любовью, если родители не живут для себя, а своим примером показывают, что такое жертвенная настоящая любовь, то он растет в радости, мире и покое. И если сказать ему, что Бог это любовь, это будет ему понятно. Акцентировать надо на том, что Господь это тот, кто ищет возможность помиловать человека, а не ищет повода для того, чтобы его наказать».

ЖИВОЕ СЛОВО


РАЙ И АД

Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка (Киров)):

– Честно скажу, ни разу ни один ребёнок меня не спросил об этом, и это меня беспокоит. Что же всё-таки ему ответить, если вопрос прозвучит? В старших классах нашей Вятской православной гимназии мы с ребятами обсуждаем, что такое рай и ад, читаем вторую книгу Бытия, где говорится о том, как жили наши прародители до грехопадения. И через это узнаём не только о том рае на земле, который был и которого нет, но и то, что рай – это состояние человеческой души, источник счастья, а определяется оно послушанием Богу.

Мы не только имеем начатки ада и рая в своей душе, но опытно постигаем уже в земной жизни, что они собой представляют. Пребывающий в послушании испытывает блаженство, которое невозможно ни с чем сравнить; ни одна сладость, ни одно развлечение не могут дать нам того счастья, того мира в душе, которые мы испытываем при богообщении. А начаток ада – жизнь по страстям, по грехам, которая наполняет пустотой, разочарованием, мучениями, страданиями, потерей смысла жизни, страшным одиночеством. Это настолько невыносимо, что человек, оказавшись в таком состоянии, хочет покончить с собой.

Говоря о рае и аде, мы обсуждаем не столько посмертное состояние души человека, о котором нам мало известно, – мы выбираем не между идеями, но между опытно постигнутой радостью рая и опытно прочувствованной горечью ада. Чем меньше ребёнок, тем образней ему нужно об этом рассказать. Лучше всего пересказать свидетельства о рае и аде, оставленные нашими святыми. Ответ ни в коем случае не должен быть теоретическим. Теорию дети не воспринимают. Например, если прочитаешь ребёнку что-то из Евангелия, обязательно нужно сопроводить это рассказом из жизни какого-то человека. Когда учителя расспрашивают ребят, что они усвоили из проповеди отца Сергия, то есть меня, оказывается, что дети прочно запоминают Священное Писание, когда евангельский смысл преломился в действиях конкретных людей, в конкретной ситуации.

Про рай я бы рассказал, опираясь на житие святого Андрея, Христа ради юродивого, как он был в райском саду, видел и ощущал то, что составляет суть райской жизни. Что касается ада, то о нём лучше всего рассказать, опираясь на притчу о Лазаре и богаче. Акцент при этом нужно делать не на том, почему одни идут после смерти туда, а другие – сюда, а нужно попытаться вместе с детьми понять, почему одни люди выбирают путь, который ведёт их в Царствие Небесное, а другие идут к погибели. Тем, кто отказался от Бога, рай не нужен, он для них невыносим. Вот этот вопрос выбора по-настоящему важен, дать понятие о нём – цель воспитания.

Игумен Рафаил (Беловолов) (г. Воркута, Республика Коми):

– Ребёнку нужно объяснять на понятных примерах. Сказать, например: «Помнишь, твоя добрая бабушка умерла, которая так тебя любила? Тебе было грустно, когда её не стало. Но там, у Бога, все живы, и вы ещё встретитесь, если ты будешь этого достоин!»

Мы очень мало знаем о посмертной участи человека. Апостол Павел говорил: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор. 2, 9). И ещё он свидетельствовал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12, 2-5).

Так же и большинство из нас не может похвалиться, что имеет ясное представление о том, что нас ждёт за гробом. Но выдумывать на этот счёт ничего не стоит, нужно быть очень деликатным в этом вопросе. Вот некоторые рассказывают о сковородках, на которых жарятся грешники, а дети слышат и начинают думать, что христианское учение состоит из подобных сказочек. Допускается и другая ошибка. Одна мать всё время пугала сына адом, говорила, что если он не будет её слушаться, плохо будет учиться, то попадёт в ад; если будет редко ходить в храм, то гореть ему в геенне, и так далее. В конце концов сын ответил: «Мама, какой мне смысл ходить в храм, если я всё равно попаду в ад?»

Что Господь сказал разбойнику? Обнадёжил, утешил, обрадовал. Не запугивать нужно ребёнка, а так его направить, чтобы он сам стремился к радости, к раю. Царство Небесное начинается на земле. И ад тоже. Нередко ребёнок даже из православной семьи видит споры, скандалы родителей, и это умерщвляет в нём веру. И совсем другое дело, когда в семье царит любовь, когда дети видят воочию частицу рая и начинают стремиться к тому, чтобы обрести его во всей полноте. Недаром семью называют иногда таинством рая.

Протоиерей Василий Вольский (г. Полярные Зори, Мурманская обл.):

– При объяснении нужно избегать фантазий, например, средневековых латинских представлений об аде, когда грубо-материально изображались мучения. Кто-то сказал, что ад и муки каждый представляет как желает, но каковы они есть, никто не знает. В Священном Писании сказано, что там царят плач и скрежет зубовный. Одного этого достаточно для понимания, что ад – не то место, где нам хотелось бы провести вечность.

В разговоре с ребёнком можно несколько более образно сказать, что это такое место, где, наверное, очень холодно и темно, но самое страшное – тебя там никто не будет любить, там нет любви, и длиться это будет бесконечно. Рай же – место, где царит радость. И здесь можно спросить ребёнка, какие самые приятные, чудесные места он знал в своей жизни. Сказать, например: «Вот мы на природу в лес ездили, помнишь, как там было красиво, как нам было там хорошо? Так вот вся эта красота, эти счастливые минуты – лишь напоминание о рае, лишь отблеск той красоты, что нас ждёт в Царстве Небесном.

В последнее время читаю творения святого Иоанна Златоуста. Говорится у него и о нашей загробной участи. Что если бы не было геенны, мы были бы хуже и вряд ли бы совершили что доброе. Увы, так устроен человек – нередко именно страх перед адом в душе и адом за гробом заставляет его творить добрые дела, мешает творить злые. Некоторые, впрочем, настолько привыкли жить в духовных потёмках, что иного существования не представляют. Ко мне иногда приходят, просят отпеть человека, который всю жизнь был враждебен Церкви. Но зачем устраивать этот театр? Ведь это лицемерие – в чине отпевания мы молим Бога о том, что, если кто не сотворил добрых дел, Господи, вмени ему то, что он до последнего веровал, называем усопших христолюбцами. Но если покойный ни во что не веровал, чем ему поможешь? Да, нужно молиться и за таких, но отпевать их как христолюбцев – это просто обман.

И на вопрос, почему Господь всех подряд не пускает в Царство Небесное, ответ очень прост. Господь никому не воспрещает приходить к Нему, но для богоборца рай будет адом. Здесь он и пяти минут за всю жизнь не нашёл на то, чтобы воздать хвалу Господу, как же он станет прославлять Бога в раю, вместе с ангелами? Насильно ведь никто заставлять не станет. Кто в этом мире был живым мертвецом, тот и в загробном им останется. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл это состояние отсутствием жизни при сохранении жизни.

А профессор Алексей Ильич Осипов описывает ситуацию, когда простой сельский учитель спас богатого человека. Тот замерзал где-то в пустынной местности, а учитель его обнаружил, помог. И когда спасённый позвал его на пир в честь случившегося, учитель страшно растерялся за столом. Он не умел пользоваться столовыми приборами, а потом и вовсе выпил воду из сосуда, предназначенного для мытья рук. И конечно, чувствовал себя за столом ужасно. Но кто знает – может быть, столь же ужасно почувствует себя в Царстве Небесном этот богач, если он привык повелевать, а не пребывать в послушании, если царство мира его полностью удовлетворяло и ничего другого ему не нужно. Хорошо в раю будет только любящим Бога, потому что они обретут Того, Кого всю жизнь искали. Иные же, как преподобный Серафим Саровский, уже в этой жизни становятся гражданами Царства Небесного.

Однажды я стала свидетелем небольшого диалога мамы и ребёнка лет четырёх:

– Мама, а что такое АД? – спросил малыш свою любимую маму о слове, которое он услышал, очевидно, в разговоре взрослых.

– Ад – это страшный огонь! Аллах отправит туда всех, кто Его не слушается, не выполняет Его приказы и не любит Пророка Мухаммада, саллиаллаху алейхи ва саллям, – сказала как отрезала мама в ответ своему сынишке.

– Мама, а что, Аллах плохой? – заключил ребёнок.

Мама мальчика немного опешила. Как можно было сделать такой вывод о Творце Всего Сущего? О Самом Добром, Милостивом и Милосердном? Может быть, что-то было сказано не так? Надо исправлять ситуацию. Но как? Что сказать?

А мальчик тем временем съёжился от объяснения мамы, о чём-то задумался и умчался в своих мыслях куда-то далеко-далеко, не проявляя интереса к дальнейшему разговору…

О знании нужном и своевременном

Поставив себя на место четырёхлетнего ребёнка, даже я как-то съёжилась от подобного объяснения, и мне стало страшно и неуютно. А надо ли так ребёнку объяснять, что такое Ад? И в таком ли возрасте рассказывать детям об Аде, Шайтане, грехах? Несомненно, все мы должны знать эти понятия и опасаться наказания Всевышнего Творца. Но как и когда вводить эти понятия в сознание малыша?

Воспитываясь в исламской семье, ребёнок постоянно слышит слова «Аллах», «Рай», «Ад» и т. д., и в один из дней он обязательно спросит: «А что это?» Ребёнок сам вам подскажет, когда он готов узнать что-то новое. Как этот малыш, который решил узнать, что такое «Ад». Ведь для ребёнка весь мир является недоступной таинственностью. Он желает знать всё.

И даже о Боге. Если бы ребёнок не слышал от взрослых о Боге, он бы инстинктивно искал своей мыслью центр и сосредоточие мира. Особенно интенсивно этот процесс происходит в возрасте 6–7 лет, иногда и ранее. Именно в этом возрасте малыш готов узнать очень и очень многое, до этого совсем абстрактное и непонятное. Научно доказано, что именно в старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает «пытать» родителей вопросами на тему жизни и смерти, таинстве рождения. Всё это вполне нормально и связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием чада.

Такие вопросы возникают в любой семье: религиозно соблюдающей или далёкой от выполнения канонических норм. Хотя, по личным наблюдениям, в первых семьях подобные вопросы возникают немного раньше, да и сами родители в более раннем возрасте начинают знакомить своих детей с основами религии.

Любой ребёнок не может обойтись без религиозных образов, и если взрослый не будет давать ему образы религии, ребёнок сам их создаст. Чем богаче религия образами, тем она доступнее и ближе к детской душе, тем более глубоко воздействие на неё религии.

Но! Существует большая ошибка воспитания. Нельзя слишком рано интеллектуализировать некоторые религиозные переживания, то есть сообщать ребёнку идеи, до которых не доросло ещё в своём развитии детское сердце. Он ещё нуждается в образах, но до идей ещё не дорос.

Тем более не надо начинать знакомить ребёнка с Творцом с «отрицательных» религиозных образов и понятий, с того, что может напугать малыша и оттолкнуть его от Всевышнего. Любой ребёнок не любит наказаний, боится их.

Подумайте, любит ли сын отца, который постоянно угрожает, бьёт, унижает, оскорбляет? Да, он может быть, послушным, покорным и молчаливым. Но вот любит ли сын по-настоящему такого родителя? Скорее он его боится и в глубине души ненавидит. И от этого он несчастен.

А иной сын подрастёт и не станет такого терпеть – он найдёт способ взбунтоваться и скорее покинуть ненавистное родительское гнездо!

Нельзя ребёнка, чистого и незасоренного лишними знаниями, привлекать к прекрасному путём угроз и страхов. Это вызовет в нём протест и нежелание искренне любить и искренне трепетать перед Всевышним Творцом!

Начните с любви!

Так с чего же начать? Начните с любви. Сформируйте любовь в сознании ребёнка к своему Создателю. Расскажите о тех дарах, которые Он нам дал, покажите Его подарки для него, поведайте о Его прощении, бесконечном прощении, даже после нашего ослушания. Расскажите о Рае. – И лишь потом, только потом можно сказать о наказании – только после того, как малыш полюбит всем сердцем своего Творца и не захочет поступить так, как не понравится Ему!

Не забывайте о той интонации, которую вы используете при общении со своим малышом, объясняя такие сложные вещи, как Загробный мир, Рай и Ад, рождение и смерть. Именно её в большей степени и запомнят подросшие дети. Ведь именно посредством эмоциональной окраски при поднесении информации о религии взрослые прививают своим детям своё эмоциональное восприятие объясняемой темы. Не запугивайте излишне Богом своих детей! Не закрывайте путь интереса и познавательных вопросов, иначе ребёнок может больше не подойти к вам за разъяснениями и новыми знаниями.

О страхе. Когда?

Но мы всё-таки должны опасаться гнева Всевышнего, бояться Его наказания; мы просим Аллаха уберечь нас от Ада и одарить нас Своей милостью. Именно поэтому говорить монотонно и излишне спокойно, наверное, на эти темы нельзя. Если же мы будем так делать, то ребёнок может начать относиться к своей религии, как востоковеды относятся к Исламу: методично и сухо.

Поэтому, вероятно, подробные рассказы про Ад лучше оставить на период после шести-семи лет, когда происходит интенсивная интеллектуализация всех психических функций ребёнка. В семь лет у малыша возникают новые темы в общении с взрослыми, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребёнка и семьи. Юному человеку становится интересно обсуждать темы планет, космического пространства, узнавать о жизни в других странах, затрагивать морально-этические вопросы, а также интересоваться происхождением жизни. На седьмом году расширяются сферы интересов, он стремится найти своё место в «широком мире». Дети, с одной стороны, часто обращаются к родителям за информацией, делают их своими экспертами. С другой стороны, стремятся к собственному анализу происходящих явлений, начинают долго рассуждать, причём в присутствии взрослого, тем самым проверяя правильность своих рассуждений. В этом возрасте особенно проявляется интерес ребёнка к истории семьи, семейным связям; дети задают вопросы о дальних родственниках, о детстве родителей, бабушек, дедушек. С интересом рассматривают фотографии, семейные реликвии, то есть стремятся найти своё место в широкой сети семейных связей.

Если же в ярких красках рассказывать про Ад, наказания Всевышнего слишком маленьким и неподготовленным детям, то ребёнок будет переполнен страхами. Ведь хорошо известно, что дошкольный возраст – это бурный период страхов темноты, выдуманных сказочных героев, пожаров, войны, смерти родителей и т. д.

В связи с этим вспоминается сюжет из фильма «Королёк – птичка певчая», когда маленькие дети из далёкого села традиционно играли в неестественную для детей игру в похороны. Они слишком реалистично воспринимали свою игру, в которой было много страха и не было главного – любви ко Всевышнему, умения любить жизнь и быть благодарными Всевышнему за все Его дары человечеству!

Если же ваш ребёнок настаивает на том, чтобы в его четыре года вы рассказали о том, что такое Ад, то давайте информацию дозированно, адаптируйте её для детской психики. Расскажите ребёнку об этом доступным языком, в соответствии с его уровнем понимания. И не забывайте начать рассказ с любви нашего Господа к Его рабам!

Юлия Замалетдинова , канд. псих. наук,

гл. редактор детского журнала «Светлячок и его друзья »

Поучительная сказка для детей школьного возраста

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию авторскую сказку из литературного цикла «Поучительные сказки» для детей от 9 до 15 лет.
Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям воскресных школ, учителям начальных классов общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, родителям и творческим людям.


Лычангина Любовь Владимировна, преподаватель воскресной школы при Храме святых Новомучеников и Исповедников Российских Алданского округа Якутской и Ленской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Цель: воспитание нравственных качеств детей посредством литературного слова.
Задачи: дать детям понятие об истинных ценностях в жизни человека; воспитывать нравственные качества-сострадание, милосердие, человеколюбие, добродушие, уважение и любовь к ближнему.

Сказка про Рай и Ад

Ты вглубь себя внимательно смотри:
И Рай, и Ад у каждого внутри!

Жила-была на свете одна очень гордая и богатая барыня.
В услужении у неё работала юная прелестная девушка, добрейшая душа, беззащитная перед высокомерием и грубостью своей престарелой хозяйки. Несмотря на то, что жизнь у неё была несладкая, девушка была весёлого и добродушного нрава, за что все в деревне её любили, а злющая барыня ещё больше ненавидела.

Однажды к ним в деревню забрёл старец. Попросил он у богатой хозяйки ночлега, немного еды и водицы, на что та ему равнодушно ответила: «Ступай себе своей дорогой. Бог подаст.»
В ответ старик задал барыне странный вопрос, который немало её смутил: «Скажи мне, добрая женщина, каким ты себе представляешь Рай?»

Подумала-подумала старуха, да и сказала: «Есть у меня слабость к жареным колбаскам...Страсть как люблю их! Каждый день бы вкушала!»- и мечтательно закатив глаза, стала даже причмокивать языком от вожделения…
"Есть у меня любимая книжка, только лишь дочитаю до конца, как сразу же начинаю читать заново!"
"А ещё очень роскошь я люблю…Дома у меня шторы из золотой парчи и хрустальные люстры…
Вот кабы всё это со мной в Раю оказалось…»
Вдруг барыня осеклась, сама себе удивившись: чего это она разоткровенничалась перед незнакомым человеком? Вдруг разбойник какой…
«Ну ступай уже, зубы мне не заговаривай и не гневи меня, не то собак на тебя спущу!» - прикрикнула она на любопытного незнакомца.

Странник откланялся. Но он был слишком слаб от голода и жажды, чтобы двигаться дальше. Только до дуба за забором добрался, да и присел под ним, тяжело дыша.
А юная служанка тут как тут: «Возьми батюшка, молока кружку да хлеба краюшку, подкрепи силы, а вечером, как стемнеет, я тебя в сени сведу, там и заночуешь…»

«Добрая ты душа, спасибо тебе за хлеб да за соль, а от ночлега откажусь, пожалуй! Надо путь-дорогу продолжать…
А скажи мне, милое дитя, что ты хотела бы видеть в Раю?»
Девушка была рада общению с таким приятным человеком, благо, барыня погрузилась в послеобеденный сон.
Она недолго думала, что ответить: «Я, Батюшка, хотела бы быть подле Бога!»
Хитрая улыбка осветила мудрое лицо старца.

Проснулась барыня рано утром. Солнце ослепительно светило в окна, потому что с вечера кто-то из прислуги забыл задёрнуть парчовые золотые шторы, от солнечного света хрустальная люстра сверкала тысячами весёлых огоньков, подвески люстры радостно позванивали от лёгкого дуновения ветерка; аромат жареных колбасок, доносящийся из кухни, приятно щекотал ноздри. Но у барыни было дурное настроение, у неё всегда было такое состояние души, когда ничего не в радость.

Желая отвлечься чтением книги, она прочла страницу, на которой та была раскрыта.
Как пролетел день, барыня даже и не заметила.

На другое утро она вновь проснулась от яркого солнечного света, перезвона люстры, и запаха жареной колбасы. Когда старуха взяла в руки книгу, то с удивлением увидела, что она открыта на той же странице, что и вчера, хотя она точно помнила, что переложила закладку на следующую страницу. Из-за этого странного события желание читать у капризной богачки моментально пропало. Настроение у неё стало хуже некуда…

На третий день всё в точности повторилось.

Желая прогуляться по саду, богачка открыла дверь своей комнаты, а когда из неё вышла, то обомлела от изумления… Комната её оказалась и не комнатой вовсе, а каютой огромного корабля, никакого сада не было и в помине, вместо него – просторная палуба, аккуратно и чисто вымытая, но совершенно безлюдная.

Когда барыня совершила прогулку по палубе, она убедилась в том, что на этом роскошном корабле она путешествует в полном одиночестве. От этого ей стало жутковато и даже страшно.

А жизнь на корабле потекла по-прежнему однообразно...

Так прошло 40 дней. Терпеть такое существование стало уже совершенно невозможно. Каждое утро барыня просыпалась от ставшего ей противным яркого солнечного света, от бликов люстры появлялась рябь в глазах, звон подвесок вызывал сильнейшую мигрень, а от запаха жареной колбасы начинались приступы сильнейшей тошноты. Некогда любимая книга, ежедневно открытая невидимой рукой на одной и той же странице, вызывала к себе отвращение.

И вдруг внезапно женщина поняла, что это - Тот Свет… Поняла, что земная жизнь её уже окончена… В тот же миг она почему-то вспомнила свою несчастную служанку, которую всё время унижала, обижала и даже била, вспомнила, как не лечила её, когда та тяжело заболела, и как не единой слезинки не пролила, когда закончилась молодая жизнь её горемычной прислужницы.

И запоздалое раскаяние зашевелилось в душе у старухи…

Грешная женщина была уже совершенно измучена однообразной, унылой и поэтому несчастной жизнью, она тоскливо бродила по палубе корабля и вдруг набрела на лестницу, которая раньше ей никогда не попадалась на глаза.

Старая барыня поднялась до самой крайней ступени лестницы и заглянула наверх…. Но эта вторая палуба корабля оказалась самым настоящим небом! Ослепительный свет ударил её по глазам, он был настолько ярок, что грешница едва не лишилась зрения. Когда старые глаза немного пообвыклись с лучезарным светом, она с изумлением увидела Бога, который восседал на белоснежно-золотом троне, а рядом с ним, по правую его руку, сидела её собственная служанка. От обоих исходило неземное сияние, воздух был наполнен чудесным ароматом, тихо звучала красивая музыка, и явственно чувствовалась бесконечная любовь этой юной и чистой девушки к Создателю. И эта любовь была взаимна!

«А ведь это же и есть Рай!» - осознав вдруг истину, в отчаяньи воскликнула старуха.
И вот только тут она поняла, что сама она всё это время живёт в Аду.
Но изменить уже ничего невозможно…
Ад бесконечен. Век сменяет век…
Бойся своих желаний, человек!

Тихим субботним вечером Колька попал в рай. Встретили его радушно. Проводили до самых ворот, в проводники дали молодого, начинающего ангела в белых одеждах и с золотыми волосами.
Сначала ангел повел его к гардеробщику. Кольке, теперь уже Николаю, выдали одежду голубого цвета.
- Потом получишь еще что-нибудь, если захочешь.
Они с ангелом спустились по мраморным ступенькам вниз. Николай оказался в маленьком городке, утопающем в зелени - в кустах заливались соловьи, цвели розы, жасмин, фиалки, из дымки яблоневого цвета выглядывали черепичные крыши. Едва касаясь земли ногами, пробежали девушки в розовых одеждах, вслед за ними прошли двое, оживленно разговаривая о чем-то.
Ангел тронул Николая за рукав:
- Я должен показать вам дом, где вы будете жить.
Они пошли пешком по уютным чистым улочкам, больше похожим на деревенские. Идти было легко - видимо, законы физики на рай не распространялись. Так что минут через пять по земному времени они уже подходили к одноэтажному маленькому домику с голубятней и вишневым садом.
- Это мой дом?!
- Да. Вам должно понравиться. Мы учли все ваши вкусы. Даже соседей подобрали согласно вашему психологическому складу: один из них, например, заядлый шахматист, другой в прошлом фанат группы "Раммштайн", правда, сейчас его вкусы несколько изменились, но мы подумали, что вы найдете общий язык. С остальными вы познакомитесь сами.
Ангел посмотрел в свою записную книжку: - О, извините, меня вызывают.
Он уже собрался раствориться в воздухе...
- Постойте, я хотел спросить.
- Слушаю, - ангел вежливо прекратил исчезать.
- А как узнать, что можно, а чего нельзя делать? - спросил Николай.
Ангел снисходительно улыбнулся на вопрос новичка:
- Делать можно все, что угодно.
- А как же яблоки? Здесь, наверное, есть запретная яблоня.
- Нет, ее пересадили в безопасное место. Ешьте яблоки сколько угодно, никто вам слова не скажет. Правда, насколько я знаю, вы предпочитаете вишни.
Николай, улыбаясь, закивал головой.
- Да не волнуйтесь вы, - успокоил его ангел, - вечером я еще приду. По уставу я должен вас навещать каждый день в течение недели, чтобы помочь на первых порах.

* * *
Постепенно Николай обживался в раю. Работу ему дали непыльную: он стал водителем облака. С утра он получал назначение, - над каким местом земного шара нужно зависнуть, чтобы обеспечить легкий теплый дождик. Единственная трудность состояла в том, чтобы не дать облаку растаять. Сначала получалось не очень складно, и Николаю часто приходилось делать запрос на новое облако. Но вскоре Николай научился сохранять облако и даже защитил диссертацию по новым методам работы с дождевыми облаками в полевых условиях.
По вечерам он отдыхал с друзьями. Соседи действительно оказались очень интересными людьми, особенно бывший любитель группы "Раммштайн". Он работал водителем грозовой тучи и теперь отдавал предпочтение музыке Бетховена, потому что находил в ней много общего со своей работой.
Когда хотелось интеллектуальных занятий, Николай шел к соседу- шахматисту.
На голубятню лазил с соседкой Машенькой - девочкой десяти лет с рыжими хвостиками.
Он даже начал встречаться с милой девушкой Наташей, которая работала луговым ангелом - разбрасывала семена, которые всходили на земле ромашками и васильками. Отношения складывались самые нежные. Их не портили даже чисто научные споры. Например, что важнее: посадить ромашку или полить ее легким теплым дождиком, чтобы не завяла. Николай полагал, что важнее посадить цветочек, иначе его все равно не будет, а Наташа почему-то считала, что полить цветок важнее, как будто сама работала на облаке.
Однажды Николай и Наташа гуляли по райскому парку.
- Знаешь, - вдруг остановился Николай, - а мне жалко тех, кто попал в ад.
- Почему? - Наташа тоже остановилась и удивленно посмотрела на него.
- Ну, понимаешь ли, мы вот живем в райских садах, все у нас есть; нам хорошо. А как же они живут! Испытывают муки, лишения. Голодают, наверное, а умереть от голода не могут. Черти их жарят на медленном огне. А они все-таки люди. Вот и жалко их.
- Жалко, конечно. Но что поделаешь - заслужили, - Наташа вздохнула, - их же еще на земле предупреждали, что будет, если они не исправятся.
- Да, ты права. Их предупреждали, - Николай улыбнулся. - Пойдем в кино?
Остаток вечера они провели весело, но ночью, оставшись один, Николай снова задумался.
"Может, их плохо предупредили, не рассказали всего. Вот я, например, тоже так и не знаю, как живут люди в аду. Но могу себе представить".
С такими мыслями он заснул. Всю ночь его мучили кошмары и не оставлял вопрос: как же можно предупредить людей?
Утром, словно по заказу, явился ангел. Николай спешил на работу, но ангел остановил его:
- Не торопись. Пойдем со мной.
Николай удивился, но не подал виду. Вместе с ангелом он вышел на улицу. Ярко светило солнце, вишни в его саду уже краснели сочными бочками. Люди шли по своим делам, улыбались и приветствовали Николая и его провожатого улыбками. Напевая песенку, промчалась Машенька с ведерком, полным семян.
Они вышли за городок и по тропинке через поле с манной небесной вышли к большому белому зданию о двенадцати колоннах. На здании золотыми буквами было написано: "Школа ангелов".
Здесь они остановились, и его вожатый сказал:
- Ты хотел помочь людям, предупредить их о Геенне Огненной, о мучениях ада.
- Может, это запрещено? - Николай виновато посмотрел на ангела.
- Нет-нет. Конечно же, не запрещено, а даже поощряется, - ангел успокоительно похлопал его крылом по плечу. - Но все дело в том, что предупреждения, откровения, знамения - ответственное дело, и для этого нужна специальная подготовка. Вот почему я привел тебя сюда. Если ты по-прежнему хочешь этого, будешь учиться, сдашь экзамен и получишь новую работу - станешь ангелом. Это очень трудная и почетная работа. Ну как, ты хочешь этого?
Николай подумал некоторое время и твердо произнес: - Да.

* * *
- Сегодня ваш последний урок, - неспеша говорил архангел.- Вот уже год, как вы слушаете мои скучные лекции и зубрите законы и правила Человеколюбия. Но самым важным будет именно сегодняшний урок. На экзамене я спрошу, что для себя извлек из него каждый из вас. Кстати, повторяю еще раз, экзамен завтра. Принимаю в течение всего дня. Те, кто не сдаст экзамен, - надеюсь, таких не будет,- сможет сдать его через год, заново прослушав весь курс лекций.
Ну а сейчас каждый из вас будет вручен опеке ангелов-хранителей, которые были вашими наставниками на первых порах. Именно они дадут вам последний урок.
Аудитория зашумела, складывая тетрадки. Все вышли во двор. Перед Николаем возник его ангел и с добродушной улыбкой спросил:
- Ну как, готов к экзамену?
- Вообще-то немного волнуюсь, а так - готов.
- Прекрасно. Я знаю, что не ошибся в тебе. Ладно, теперь о главном. Сегодня у нас запланировано посещение ада. Ты должен намазаться этой мазью, чтобы остаться незамеченным его обитателями,- ангел протянул Николаю маленькую баночку с золотистым веществом.
Вскоре они вышли из рая и начали спускаться вниз по горной тропинке. Спускаться пришлось долго, потом они поднимались по крутому склону и опять спускались. Наконец путники достигли ворот ада.
- Когда войдем туда - ни звука. Все вопросы - потом, - предупредил ангел.
Николай согласно кивнул, и они вместе вошли в ворота, спустились по мраморным ступенькам вниз.
Перед ними лежал маленький городок, утопающий в зелени - в кустах заливались соловьи, цвели розы, жасмин, фиалки, из дымки яблоневого цвета выглядывали черепичные крыши...
Николай удивленно взглянул на ангела, но тот лишь сделал знак: "Молчи" - и указал в сторону. К ним приближалась группа людей: они шли молча и сердито смотрели друг на друга.
Целый день Николай осматривал городок, но так и не увидел ни одного довольного лица. Хмурые, мрачные толпы только пачкали своим видом окружавшую их красоту. Облака, водимые ими, проливали на землю занудные, бесплодные дожди. Семена ромашек, достигая земли, превращались в колючки. Вверенные их заботам яблони и вишни не плодоносили.
Лишь за воротами Николай смог свободно вздохнуть. Несколько минут он стоял молча, а потом спросил ангела:
- Эти люди очень несчастны, но в чем же состоит их наказание, ведь они живут в тех же условиях, что и мы - в раю?!
Ангел задумчиво посмотрел на него и ответил:
- Они мучаются сознанием того, что в раю - лучше.









2024 © sattarov.ru.