Хрисипп - учебный центр - корпоративное обучение - семинары и бизнес тренинги продаж, управление персоналом, тренинги. Самые странные смерти философов в истории


Хрисипп/ Chrysippos

Хрисипп - древнегреческий философ, «второй основатель» стоицизма (после Зенона из Китиона) и его главный систематизатор, глава школы стоиков после смерти Клеанфа (232 до н. э.). Автор более 700 работ (сохранились только фрагменты), около половины из которых посвящена проблемам логики. Разрабатывал логику высказываний, установил двузначности принцип, легший затем в основу классической логики, и др.

Он создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.

Согласно легенде, Хрисипп угостил своего осла вином, а затем умер от смеха, наблюдая, как тот пытается есть инжир.

Диоген Лаэртский говорил о нем: «Он отличался большим дарованием и всесторонней остротой ума;… Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу. Содержания у него было в избытке, но стиль был неровный. А трудолюбием он превзошел всех и каждого - это видно из его сочинений, число которых свыше 705. Впрочем, он умножал свои сочинения тем, что по нескольку раз обрабатывал одно и то же, писал обо всем, что попадется, многократно поправлял сам себя и подкреплял себя множеством выписок: так, в одном сочинении он переписал почти целиком «Медею» Еврипида, и недаром какой-то его читатель на вопрос, что у него за книга, ответил: «Медея»Хрисиппа!»

Кто-то его попрекнул, что он не ходит слушать Аристона, как все. «Если бы я делал, как все, я не был бы философом»,- ответил Хрисипп.

Хрисипп - философ «не как все»

Хрисипп - (ок. 280/277- ок. 208/204 до н.э.) - древнегреческий философ, крупнейший представитель Ранней Стои, ученик и преемник Клеанфа.

Будучи по происхождению финикийцем, Хрисипп учился в Афинах у стоика Клеанфа, а также у академиков Аркесилая и Лакида. Был чрезвычайно работоспособен - писал «по 500 строк в день» (поэтому сочинения Хрисиппа изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем). От многочисленных сочинений Хрисиппа сохранилось лишь ок. 1000 фрагментов (изданы во «Фрагментах ранних стоиков», тт. 2-3), утрачена даже часть каталога его сочинений - у Диогена Лаэртия упомянуто лишь 161 название из 700.

Хрисиппу принадлежит заслуга упорядочения и систематизации школьной стоической доктрины и защита стоической догматики в полемике с платониками-академиками. Практически он стал вторым основателем Стои: «если бы не было Хрисиппа, не было бы и Стои» (Diog.L. VII 183).

Хрисипп предложил порядок изложения учения не «логика, физика, этика», а «логика, этика, физика», считая целесообразным в конце курса обратиться к вопросам теологии (физика и теология стоиков находятся в одной предметной области). Внес существенные уточнения в гносеологию (учение о чувственном «впечатлении», «общих представлениях»). Формальная логика Стои была практически полностью разработана Хрисиппом как наука о соотношении «мыслимых предметностей» (лектон), а также об условиях истинности умозаключений. Считается, что логическая система Хрисиппа представляет собой вариант логики пропозиций, первой в истории европейской логики.

Основные новации Хрисиппа в области физики - учение о причинности (деление на основные и вспомогательные, различие между «необходимостью» и «судьбой») и реформа психологии (считал все импульсы производными от разума и полностью отождествил их с суждениями). Рационализм в психологии был призван подчеркнуть автономию субъекта в принятии своих решений. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы неразумных импульсов, и стал объектом критики в Средней Стое.

ХРИСИПП

ХРИСИПП

(Chrisippos) из Сол (ок. 280/277 - ок. 208/204 до н.э.) - крупнейший представитель раннего стоицизма, ученик и преемник Клеанфа. По скудным сведениям, X. уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа, академиков Аркесилая и Лакида. Обладал поразительной широтой интересов и работоспособностью - писал «по 500 строк в день» (поэтому сочинения X. изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем). Сохранилось 161 сочинений X. (логические и часть этических).
X. принял школу у Клеанфа в тот , когда она обрела влияние и вместе с ним критиков. На долю X. выпала двуединая задача: переосмыслить школьное учение и придать ему законченную форму. Природный дар позволил X. упорядочить почти все разделы стоицизма и создать нормативную догматику. Практически X. стал вторым основателем Стои.
X. предложил наряду с традиционной оригинальную схему построения догматики: логика - - , считая, видимо, целесообразным заканчивать богопознанием. В гносеологии X. отказался понимать «впечатление» «вещественно» и пассивно, предпочитая определять его как « души», свидетельствующее об известной активности познающего субъекта; попутно он упорядочил классификацию «эмпирических общих представлений». Формальная (часть « », трактующая об «обозначаемом») была разработана X. как о соотношении «мыслимых предметностей», корреспондирующих определенным денотатам (фактам или ситуациям), а также о формах и формальных условиях истинности высказываний и умозаключений. Созданная по образцу аристотелевской силлогистики, логика X. имела, однако, принципиально иную - установить между смыслами, не состоящими в родо-видовых отношениях. «Чистые смыслы» делятся на неполные (субъект , или предикат) и полные; подкласс полных «лектон» составляют простые высказывания, из которых (соответственно различным типам логических связок) образуются сложные. Логику X. принято считать первой логикой высказываний в европейской . Хотя X. к проблеме модальности было инспирировано мегарскими логиками, он сохранял оригинальную позицию: выступает как «квазивозможное», а все высказывания в конечном счете рассматриваются как необходимые.
Основные новации X. в области физики - учение о причинности и психологии, имевшие этическое приложение. Функциональная причин на основные и вспомогательные (с учетом «безличности» события или участия разумного субъекта), свидетельствующая о знакомстве с «Физикой» Аристотеля, имела целью сохранить в цепи мировой причинности для свободного произвола субъекта. Вероятно, с той же целью X. ввел терминологическое между «необходимостью» и «судьбой». В психологии X., в отличие от Зенона, считал импульсы (включая страсти) чистыми функциями разума и полностью отождествлял их с суждениями, стремясь подчеркнуть, что решения зависят исключительно от субъекта. Предельный этой теории затруднял природы противоразумных импульсов и стал объектом критики в Средней стое.
В области этики X. выступил как систематизатор и автор космодицеи, направленной на моральной автономии субъекта. Благо и должны выступать для субъекта только как нравственного целеполагания; они не являются свойством космической причинности, зависят только от решения субъекта и безусловно вменимы. Однако X. не удалось решить поставленную им же самим проблему: нравственная была без колебаний принесена в жертву всекосмическому монизму.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ХРИСИПП

(род . 281/278 – . 208/205 до Р. X., Солы или Таре, в Каликии)

древнегреч. ; возглавлял школу в Стое, а также считался ее вторым основателем; создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ХРИСИПП

(Χρύσιππος) (ок. 280 – 208/205 до н.э.) – др.-греч. философ, третий (после Зенона и Клеанфа) архонт школы стоиков. По антич. источникам, автор более 700 работ, из к-рых сохранились только фрагменты. Хотя по ряду проблем (детерминизм , случайное, провидение, роль логики) взгляды X. не совпадали со взглядами основателей стоицизма, он известен гл. обр. как его систематизатор. Диоген Лаэртский приводит древнюю поговорку: "Если бы не было Хрисиппа, не было бы Стои" (Diog. L. VII 7, 183). С именем X. связаны в стоицизме осн. представления об отношении логического и физического, о познании. Около половины его работ посвящено логике. До нас дошли фрагменты из его соч. "Логич. исследования". X. разрабатывал логику высказываний (см. Древнегреческая логика). От X. идут попытки синтеза идей Гераклита и Аристотеля, а также значит. часть терминологии стоиков.

X. впервые установил двузначности, легший затем в основу т.н. классич. математики и логики, в к-рых ограничиваются лишь двумя значениями истинности высказываний: "истинно" и "ложно". X. сделал первые шаги на пути аксиоматич. трактовки логики, выделив пять специальных недоказуемых силлогизмов (см. К. Prantl, Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, Lpz., 1855, S. 473–74). Модальная логика Х. базируется на категориях: "возможно", "невозможно", "необходимо", "не-необходимо". В понимании первой из указанных категорий X. отступил от Аристотеля, за что впоследствии подвергся острой критике перипатетика Александра Афродизийского. X. владел техникой определения одних логич. постоянных через другие; так, он, напр., следующим образом определял дизъюнкцию "первого" и "второго" (порядковые числительные употреблялись им в качестве переменных для высказываний): "первое" или "второе" имеет место только в том случае, если из отрицания первого следует второе, а из отрицания второго следует первое (Bochenski Ι. Μ., Ancient formal logic, Amst., 1951, p. 92).

Соч.: Fragmenta Stoicorum veterum, coll. J. Arnim, v. 2 – Chrysippi fragmenta logica et physica.Lpz., 1923; v. 3 – Chrysippi fragmenta moralia, Lpz., 1923.

Лит.: Darjes I. G., Via ad veritatem, caput V – Logica Stoicorum, Jenae, 1764, S. 239–51; Petersen Сh. P., Philosophiae Chrysippeae fundamenta, Hamb., 1827; Вaguet F., De Chrysippi vita, doctrina et reliquiis, Lovanin, 1882]; Brehier E. F., Chrysippe et l"ancien stoïcisme, P., 1951; Cicero M. T., De natura deorum, ed. A. Stanley Pease, liber 1–2, Camb.,1955–58 (см. указат., кн. 2); Becker О., Zwei Untersuchungen zur antiken Logik, Wiesbaden, 1957, S. 27–49; Sambursky S., Physics of the stoics, L., 1959.

В. Зубов. Москва. M. Петров. Ростов-на-Дону.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ХРИСИПП

ХРИСИПП (Χρύσιππος) из Сол (ок. 280/277, Солы, М. Азия - ок. 208/204 до н. э. Афины) - третий схоларх и крупнейший представитель Ранней Стой, ученик и преемник Клеанфа. По скудным сведениям, уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа (с которым быстро разошелся по целому ряду вопросов), а впоследствии (вероятно, в 240 -е гг.) - академиков Аркесилая и Лакида; после смерти Клеанфа возглавил школу. Обладал поразительной широтой интересов и работоспособностью - писал “по 500 строк в день” (поэтому сочинения его изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем - SVF II 1). Большая часть каталога сочинений Хрисиппа у Диогена Лаэртия (который должен был содержать свыше 705 названий) утрачена, сохранилось 161 название (логические и часть этических сочинений: “Логические положения”, “Диалектические определения”, “Этические положения” и др.). Среди сочинений, известных по другим источникам (в основном физических и этических), наиболее важны: “О сущности”, “О природе”, “О пустоте”, “О движении”, “О богах”, “О промысле”, “О душе”, “О благе”, “О справедливости”, “О конечной цели”, а также “О страстях”, “Логические исследования” и др.

Хрисипп принял школу у Клеанфа в тот момент, когда она обрела влияние и вместе с ним критиков - преимущественно академических. На его долю выпала двуединая задача: критически переосмыслить школьное учение и придать ему законченную форму Природный дар систематика позволил Хрисиппу упорядочить практически все разделы стоицизма и создать нормативную догматику: основная доксографических материалов отражает то раннестоической доктрины, в которое она была приведена Хрисиппом. Это в свою очередь позволяет рассматривать его учение как экстраполяционный , с которым следует соотносить учения прочих стоиков (в т. ч. средних и поздних). Практически Хрисипп стал вторым основателем Стой: по словам Карнеада, крупнейшего академического стоиков, “если бы не было Хрисиппа, не было бы и Портика” (Diog. L. IV 62; MI 183). Заметное у Зенона и Клеанфа влияние кинической и ионийской традиции сменилось у Хрисиппа предпочтением платонических и особенно перипатетических элементов.

Хрисипп предложил наряду с традиционной оригинальную схему построения догматики: логика -этика-физика, считая, видимо, целесообразным заканчивать научение богопознанием (SVF II 42 ел.). В гносеологии он отказался понимать “впечатление” “вещественно” и пассивно (как это делали Зенон и Клеанф), предпочитая определять его как “изменение души”, свидетельствующее об известной активности познающего субъекта (56); попутно он упорядочил классификацию “эмпирических общих представлений” (έννοια, - 33). Формальная логика (часть “диалектики”, трактующая об “обозначаемом”) была практически полностью разработана Хрисиппом как наука о соотношении “мыслимых предметностей” (λεκτά), корреспондирующих определенным денонатам (фактам или ситуациям) (166 ел.), а также о формах и формальных условиях истинности высказываний и умозаключений. Созданная по образцу аристотелевской силлогистики логика Хрисиппа имела, однако, приципиально иную цель - установить зависимость (изоморфную причинно-следственным связям в физическом мире) между смыслами, не состоящими в родовидовых отношениях. “Чистые смыслы” делятся на неполные (субъект или предикат) и полные; подкласс полных “лектон” составляют простые высказывания (“определенные”, “неопределенные” и “средние”), из которых (соответственно различным типам логических связок) образуются сложные (конъюнктивные, дизъюнктивные и импликативные - последние имеют особое ), в свою очередь терминами силлогизмов (это обстоятельство позволяет считать логику Хрисиппа первой “логикой пропозиций” в европейской традиции). Для анализа силлогизмов Хрисипп разработал процедуру сведения сложных силлогизмов к пяти “элементарным” (207 ел.) и поставил проблему эквивалентности сложных высказываний. Хотя внимание Хрисиппа к проблеме модальности было инспирировано мегарскими логиками, он сохранял оригинальную позицию: возможное выступает как “квазивозможное”, а все высказывания в конечном счете могут быть представлены как необходимые (283 ел.). Основные новации Хрисиппа в области физики - учение о причинности и реформа психологии, имевшие этическое приложение. Функциональная классификация причин на основные и вспомогательные (с учетом “безличности” события или участия разумного субъекта), свидетельствующая о знакомстве с “Физикой” (II 194 b 16 ел.) Аристотеля, имела целью сохранить в цепи мировой причинности место для свободного произвола субъекта. Вероятно, с той же целью Хрисипп ввел терминологическое различие между “необходимостью” (ανάγκη) и “судьбой” (ειμαρμένη) (925 ел.). В психологии Хрисипп, в отличие от Зенона, считал импульсы (включая страсти) чистыми функциями разума и полностью отождествлял их с суждениями (III 377; 461), стремясь подчеркнуть, что решения зависят исключительно от субъекта. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы противоразумных импульсов и стал объектом критики в Средней Стое. В области этики Хрисипп выступил как универсальный систематизатор и автор космодицеи, направленной на обоснование моральной автономии субъекта. Благо и зло должны выступать для субъекта только как объект нравственного целеполагания; они не являются свойством космической причинности, зависят только от решения субъекта и безусловно вменимы (SVF II 982 ел.). Однако Хрисиппу не удалось решить поставленную им же самим проблему: нравственная автономия была без колебаний принесена в жертву всекосмическоу монизму.

Фрагм.: SVF II-III; логические фрг.: Hülser K.-H. Die Fragmente zur Dialektik der Stoiker, Bd. I-IV. Stuttg., 1987-88. Лит.: BréhierÉ. Chrysippe et l"ancien stoïcisme, 2 éd. P., 1951; GouldJ. B. The Philosophy ofChrysippus. Leiden-N. Y., 1970; Crisippo. II catalog degli scritti e i frammenti dei papiri, a cura di M. Baldassari. Como, 1985; Couloubaritsis L. La psychologie chez Chrysippe.- Aspects de la Philosophie Hellénistique. Neuf Exposés suivis de Discussions. Entretiens préparés et présidés par H. Flashar et 0. Gigon. àndoeuvres-Gen., 1986, p. 99-146 (Entretiens sur l"Antiquité Classique, XXXII); Tieleman T. Galen and Chrysippus. Argument and Refutation in the De Placitis Books II-III. Utrecht, 1992; Bobven S. Chrysippus" modal logic and its relation to Philo and Diodorus.- Dialektiker und Stoiker. Zur Logik der Stoa und ihrer Vorläufer, hrsg. K. Dцring, T. Ebert. Stuttg., 1993, S. 63-84.

Дабы не разглагольствовать сверх меры со вступительной частью, замечу, что сегодня речь пойдет об известном поэте Гомере, драматурге Эсхиле, жреце из грецкой мифологии Калханте, философе Хрисиппе и лингвисте Филите Косском.

В наши дни не существует достоверного документа, который бы мог подтвердить или оправдать легенды об их необычных кончинах.

Имя: Гомер
Причина смерти: загадка

Если о дате рождения, периоде жизни и оценках творчества Гомера постоянно спорят тысячи историков, то о месте смерти нам поведали аж два античных хрониста. И «отец истории» - Геродот (V век до н.э.) , и грецкий картограф-фрилансер Павсаний (II век н.э.) сошлись на мысли, что автор «Илиады» встретил свою смерть на острове Иос.

Если верить легендам (а именно на них построена вся сегодняшняя информация), Гомер в старости, будучи обитателем вышеупомянутого острова, прогуливался по берегу моря и наблюдал за играми детей рыбаков.

Имя Гомера на древнегреческом

Завидев, что мелюзга начала активно носится вокруг и демонстрировать друг другу свои находки, поэт спросил у детишек, что это они там такое поймали.

В ответ те загадали загадку: «У нас есть то, что мы не нашли, а что мы нашли, мы выкинули» .

Поэт настолько крепко задумался, что поскользнулся в грязи и упал, - но так и не смог разгадать, что имели в виду мальчишки.
Бытует мнение, что спустя несколько дней он умер не от ушиба, а от горя, опечаленный, что прежняя острота ума покинула его.

В своих допущениях Гомер грешил на ответ «рыбу», ведь логично же, что дети рыбаков на берегу поймали рыбу. Но вот никак детская загадка не подходила под ответ старого поэта.
На самом же деле, слова детишек означали, что сидя на берегу, они ловили у себя вшей: обнаруженных насекомых выкидывали, а ненайденные вши оставались на них.

Так дети рыбаков оказались мудрее Гомера, который в своих поэмах изображал их не особо смекалистыми.

А ведь Дельфийский оракул предупреждал его, когда Гомер спрашивал о месте своего рождения:
«Остров Иос - земля твоей матери, и она получит тебя мёртвого, но опасайся загадок, что загадывают дети».

Имя: Эсхил
Причина смерти: черепаха

Эсхил был выходцем из аристократической семьи, а его родственники освоили все возможные среды обитания: от военного дела, до политики и драматургии. Собственно, сам Эсхил считается выдающимся драматургом и отцом европейской трагедии.
За свою блистательную карьеру он сумел сыскать уважения жителей Афин и заручится симпатией сицилийцев.

Под конец своей жизни Эсхил уехал на Сицилию, планируя достойно встретить там свою старость, заняться написанием новых работ и немножечко погастролировать с теми трудами, что оказались успешными среди афинян.

Его последний день жизни планировал быть очень солнечным и потому Эслих вышел на открытый воздух подальше от городской суеты. Но вдоволь насладиться чудным днем драматург не успел.
Бытует мнение, что оракул предсказал ему смерть от обрушения дома и потому он избегал городов.

Смерть Эсхила. 1596год.

Не слишком высоко в небесах, мимо пролетал орел, мертвой хваткой сжимая в когтях свою будущую добычу - черепашку. В один прекрасный миг орла привлекла сияющая лысина успешного театрала, что с высоты небес была похожа на камень. Недолго думая, орел прицелился и сбросил свой будущий ужин на предполагаемый камень, в надежде, что тот разобьет панцирь черепахи.

Как вы могли догадаться, панцирь оказался крепче «камня» и Эсхил встретил Харона из-за травмы головы.

Имя: Калхант
Причина смерти: огорчение

Калхант был жрецом, прорицателем и советником греков в ходе Троянской войны. Именно он предсказал, дату окончания Троянской войны, посоветовал Агамемнону, предводителю греков, принести в жертву свою дочь перед отплытием, заверил, что Троя не падет без Ахиллеса и одним первых залез в троянского коня.

После окончания войны он, по пути домой, встретил другого известного прорицателя - Мопса, и они решили посоревноваться в мудрости, задавая друг другу каверзные вопросы.

«В этом месте росла дикая смоковница (инжир), и, когда Калхант задал вопрос: «Сколько смокв приносит это дерево?» - Мопс ответил: «Десять тысяч, да еще один медимн (медимн - древнегреческий способ мера сыпучих веществ), и еще сверх того одну смокву». Так оказалось и на самом деле. Но когда Мопс спросил у Калханта о беременной свинье, сколько поросят у нее в утробе и когда она опоросится, тот ответил: «Восемь». Тогда Мопс улыбнулся и сказал: «Калхант далек от подлинного искусства прорицания; я же, являясь сыном [бога] Аполлона и [пророчицы] Манто, обладаю в высшей степени зоркостью точного пророчествования. Поэтому я утверждаю, что в утробе у свиньи не восемь, как сказал Калхант, а девять поросят и все они самцы. Завтра свинья безотлагательно опоросится в шестом часу». Когда все предсказанное Мопсом действительно сбылось, Калхант от огорчения умер и был похоронен у мыса Нотия».

Имя: Хрисипп
Причина смерти: отличная шутка или плохое вино

Будучи выходцем с не особо знатной семьи финикийцев, Хрисипп ещё в молодости перебрался в Афины и занялся тем, чем повально увлекалась молодежь - спортом и философией.

Его специализацией был бег (возможно, он даже участвовал в соревнованиях) и стоицизм. Собственно, в последнем он преуспел и запомнился миру как философ, а не бегун.

Хрисипп

Две возможные версии смерти Хрисиппа позже описал Диоген.

  1. После занятий со своими учениками, один из тех самых учеников позвал своего преподавателя немного расслабиться и выпить вина на жертвенном пиру. Там Хрисипп хлебнул немного неразбавленного вина, почувствовал сильное головокружение и помер на пятый день.
    Разбавляли вино водой греки не только из желания уменьшить его опьяняющие свойства, но и потому, что некоторые их вина были слишком сладкими, ароматизированными и густыми. Их практически невозможно было пить в чистом виде.
  2. Прогуливаясь по городу, Хрисипп увидел как осёл за обе щеки уминает его смокву, а хозяйка зверя ничего с этим не делала. Он, будучи истинным мыслителем, отнесся к этому философски и пошутил, что теперь надо дать ослу чистого вина промыть глотку. К сожалению, Хрисипп недооценил силу своего остроумия и, закатившись смехом из-за собственной шутки, испустил дух.

Имя: Филит Косский
Причина смерти: парадокс лжеца

Филит - греческий поэт, филолог и грамматик, составитель словаря непонятных и устаревших слов. Смерть Александра Македонского и начало беспрерывных конфликтов среди его полководцев заставили Филита присоединится к Птолемею.

Не-не, не тот, который римский астроном. Речь о Птолемее, правителе Египта.

Впоследствии он переехал жить при дворе Птолемеев в Александрии и воспитывал царского наследника.
Последние годы он провел на родном острове Кос в обществе поэтов Арата, Феокрита и Гермесианакта. Про Филита рассказывали, что он был настолько худым, что ему приходилось привязывать к обуви свинцовые подошвы, чтобы его не сдул сильный ветер. Эти качества ученого проявились и в том, как он умер.

Филит Косский

На Косе он сильно подсел на мегарскую философскую школу, которая уделяет много внимания всяческим парадоксам.
Согласно преданию, которое древнегреческий писатель Афиней цитирует в своей книге «Пир мудрецов», Филит зачах от бессонницы, озадаченности и тревоги потому, что слишком усердно исследовал так называемый парадокс лжеца.

Если кто-то говорит: «Я лгу», истинно или ложно это высказывание?

Размышления над парадоксом избавили Филита сна, питания и покоя. Вскоре и без того хилый философ погиб от истощения.
Его товарищ Гермесианакт писал, что жители Коса воздвигли ему памятник под платановым деревом, а ученики заказали бронзовую статую на могилу своего наставника.

Хрисипп (Chryssipus, 280-207 гг. до н.э)
Саймон Критчли, профессор философии в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, написал книгу под названием «Книга мертвых философов».
Он рассказывает различные истории о смертях философов, некоторые из них поистине замечательны и необычны. Критчли пишет, что зачастую, главное произведение философа - это его собственная необычная смерть.

Мраморный бюст Хрисиппа, Лувр.
Хрисипп известен как один из величайших стоиков в истории и своей необычной смертью. Он умер во время 143-й Олимпиады в возрасте 73 лет.
Есть две версии его смерти и обе связаны с алкоголем.
Первая: Хрисипп выпил неразбавленного вина и на пятый день умер от головокружения.
Вторая: Хрисипп умер от приступа смеха.
Заметив, что осел съел его инжир, вместо того, чтобы злиться на него, он крикнул старухе: «Теперь дайте заднице напиток из чистого вина, чтобы вымыть смоквы». Ему стало настолько смешно, он упал на землю в приступе хохота, который его и убил.

Римская копия эллинистического бюста Хрисиппа.
Жюльен Оффре де Ламетри (1709-1751 годы)

Жюльен Оффре де Ламетри - известный врач и философ-материалист.
Он умер из-за того, что съел слишком много трюфельного паштета на обеде у французского посла Тирконнеля.
По другой версии, паштет был отравлен и дело не в его количестве, существует еще одна версия - смерть наступила от аппендицита, так как философ не обратился за помощью.

Гераклит (535-475 годы до н.э.)

Гераклит
Гераклит греческий философ-стоик, известен, как один из основателей диалектики, а так же своим отказом от общества, которое он начал презирать.
Жизнь закончил в уединении, питался только травами, умер от водянки, предварительно попросив измазать себя навозом, считал, что это поможет излечиться.

Гераклит (с лицом и в стиле Микеланджело) сидит отдельно от других философов в Афинской школе Рафаэля.
Есть две версии его смерти. В первой он утонул в жидких коровьих фекалиях. Во второй - он лег на солнце, навоз полностью высох, и он умер от перегрева.

Диоген (около 420-323 года до н.э.)

Статуя Диогена в Синопе, Турция.
Есть много необычных анекдотов, написанных о Диогене, таких как жизнь в бочке, рукоблудие в театре и употребление огромного количества лука. Однако самое замечательное в нем - это то, что он не боялся властей. Он был единственным, кто насмехался над Александром Великим и остался жив.

Диоген хотел быть похороненным лицом вниз.

Диоген
Он дожил до 90 лет, и его смерть была окружена тайной. Однако есть две наиболее вероятные теории. Он либо умер от съеденного сырого осьминога, либо решил совершить самоубийство.

270 год до н.э. Поэт Philetas (Philetas of Cos) умер от бессонницы, пытаясь вывести парадокс Лиара.

207 до н. э. Греческий философ Хрисипп (Chrysippus) умер от смеха, наблюдая как его пьяный осёл пытается есть инжир.

121 год до н.э. Гай Гракх (Gaius Gracchus), римский военачальник, согласно Плутарху, во времена древних греков и римлян, был убит за награду золотом в вес его головы. Один из участников сговора в его убийстве, Septimuleius, обезглавил Гаия, очистил его череп от мозгов и заполнил полость черепа расплавленным свинцом. Как только свинец затвердел, голова была доставлена в римский сенат и взвешена. Septimuleius получил золото весом семнадцать фунтов.

260 год до н. э. Римский император Валериан (Valerian), после поражения в бою был захвачен персами, затем использовался в качестве подножия у ног царя Шапура I (Shapur I). После длительного унижения таким способом, он предложил огромный выкуп за его освобождение. В ответ Шапур влил ему в глотку расплавленное золото. Затем он снял с несчастного Валериана кожу и напихал его чучело соломой и навозом, и поставил всем на обозрение в персидском храме. И только после поражения Персии в их последней войны с Римом три с половиной столетия спустя его останки были захоронены..

668 год. Constans II в Византийской империи был убит в бане (Daphne baths) евнухом, Андреасом. Он разбил ему голову мраморной мыльницой.

1277 год. Папа Иоанн XXI погиб в развалившемся здании своей научной лаборатории.

1327 год. Эдуард II после поражения был казнён. Ему вставили в анус кусок раскалённого железа.

1478 год. Джордж Плантагенет (George Plantagenet), герцог Кларенса был казнен. Его утопили в бочке столового вина.

1514 год. Дьёрдь Дожа (Gyorgy Dozsa), предводитель крестьянского восстания в Венгрии был заживо зажарен на раскалённым добела металлическом стуле. Его единомышленников заставили съесть его мясо.

1559 год. Король Франции Генрих II был убит в рыцарском поединке, когда его забрало, закрытое мягкой решёткой из золота пробило копьё, вошло в его глаз и проникло в мозг.

1573 год.Матья Губек (Matija Gubec), руководитель крестьянского восстания в Королевстве Хорватия был коронован короной из раскалённого железа.

1671 год. Франсуа Ватель, повар Людовика XIV совершил самоубийство из-за стыда, потому что поздно получил рыбу заказанную к королевскому столу. Его тело было обнаружено его помощником, которого послали сообщить о прибытии заказа.

1791 или 1793 год. Франтишек Котзвара (Frantisek Kotzwara) бас-гитарист и композитор скончался от удушья занимаясь сексом с проституткой.

1834 год. Дэвид Дуглас, шотландский ботаник, упал в яму-ловушку вместе с гонящимся за ним быком. Бык забодал его до смерти и скорее всего растоптал.

1850 год. Закари Тейлор (Zachary Taylor), двенадцатый президент Соединённых Штатов, после церемонии в особо жаркий день 4 июля, съел слишком много мороженого. Затем он заболел несварением желудка и скончался пять дней спустя, после всего лишь 16 месяцев пребывания в должности. Многие говорили что его возможно отравили, но после эксгумирования в 1991 году доктора постановили что он не был отравлен.

1884 год. Аллан Пинкертон (Allan Pinkerton), детектив, умер от гангрены после того как прикусил свой язык споткнувшись на тротуаре.

1899 год. Президент Франции Феликс Фор (Felix Faure) умер от инсульта во время минета в своём кабинете.
1911 год. Джек Дэниэл, основатель виски Jack Daniel, скончался от заражения крови, через шесть лет после получения травмы ноги, когда он в гневе на то, что забыл комбинацию кода к сейфу, пнул его ногой.

1916 год. Григорий Распутин, утонул в проруби подо льдом. Хотя детали его убийства являются спорными, его якобы утопили в проруби после того, как он был отравлен, избит, кастрирован, и получил несколько огнестрельных ранений в голову, лёгкие и печень. Странно, но умер он именно от того, что задохнулся под водой.

1927 год. Парри - Томас (J.G. Parry-Thomas) английский автогонщик, был обезглавлен цепью слетевшей со своей же машины. Он пытался побить свой собственный рекорд прошлого года. Несмотря на то, что он был уже мёртв, ему всё равно удалось установить новый рекорд - 171 миль в час.

1927 год. Исадора Дункан (Isadora Duncan), танцовщица, умерла от случайного удушья и сломанной шеи, когда её платок попал в колесо автомобиля, на котором она ехала.

1928 год. Александр Богданов, врач России, скончался после одного из его опытов, в которых кровь студентов, больных малярией и туберкулёзом была перелита ему.

1941 год. Шервуд Андерсон, писатель, проглотил зубочистку на вечеринке, а затем скончался от воспаления брюшины.

1943 год. “Lady be Good”, бомбардировщик ВВС США сбился с курса и приземлился в Ливийской пустыне. Мумифицированные останки его экипажа, которые выжили неделю без воды, были найдены в 1960 году.

1943 год. Критик Александр Вуллкотт (Alexander Woollcott) умер от сердечного приступа обсуждая Адольфа Гитлера.

1944 год. Химик и изобретатель Томас Мидгли (Thomas Midgley, Jr.), случайно задушил сам себя в своей же конструкции механической кровати.

1960 год. Известный баритон Леонард Уоррен (Leonard Warren) умер прямо на сцене в Нью-Йорке от инсульта во время исполнения La forza del destino. Последними его слова ми были: “Morir? Tremenda cosa.” (“Умереть? Большая почесть.”)

1978 год. Георгий Марков, болгарский диссидент, был отравлен в Лондоне неизвестным, выстреливший в него из зонтика специальной маленькой пулей-шариком, полным ядом - рицином.

1978 год. Клод Франсуа (Claude Francois), французский поп певец умер от электрического удара, когда он попытался поменять лампочку, стоя в наполненной ванной.

1981 год. 25-летняя женщина из Нидерландов, обучающаяся в Париже, Рене Хартевельт, была убита и съедена одноклассником, Issei Sagawa, после того как он пригласил ее на обед. Убийцу выслали обратно в Японию, после чего он был освобождён из-под стражи.

1993 год. Брендон Ли, сын Брюса Ли был убит во время сьёмок фильма Ворон (The Crow). Никто не знал что вместо холостых патронов, в пистолете был один настоящий.

2003 год. Брандон Ведас (Brandon Vedas) умер от передозировки наркотиков, на глазах у всех. Во время интернет-чата его смерть транслировалась на веб-камеры в прямом эфире.

2003 год. Тимоти Тредвелл, американский зоолог, проживший на Аляске наедине вместе с медведями тринадцать лет, был заживо сьеден одним из косматых, видимо будучи в плохом настроении.

2005 год. 28-и летний кореец, фанат видео игр Lee Seung Seop упал и умер в Интернет Кафе отыграв в Starcraft 50 часов без остановки.

2006 год. Стив Ирвин, телевизионная звезда и любитель природы-натуралист бесстрашный охотник на крокодилов, случайно умер, после того как его кольнул скат своим хвостом.

2006 год. Александр Литвиненко, бывший шпион КГБ, который занимался расследованием убийства российского журналиста Анны Политковской, был отравлен полонием - 210, чрезвычайно редким радиоактивным материалом.

2007 год. Дженнифер Страндже (Jennifer Strange), 28-летняя женщина из Сакраменто, умерла от интоксикации водой, пытаясь завоевать Nintendo Wii в конкурсе местной радиостанции. На конкурсе нужно было выпить больше всех воды и при этом не ходить в туалет по маленькому.









2024 © sattarov.ru.