В чем состоял завет бога с авраамом. Роберт Рейберн. Завет с Авраамом. Проблемы в семье


Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени при посредстве рассеченных животных. Во время напавшего на Аврама глубокого сна Господь открыл ему дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12-16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Из страны порабощения они возвратятся опять в обетованную землю, которая будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.6). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя.

Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять. Господь явился Авраму в пятый раз и сказал: «... Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1-2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета, Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». Но удивительно другое: Господь называет Себя Богом Авраама: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму. Ханаанская земля отдается в вечное владение Аврааму и его потомкам. Видимым знаком этого завета по повелению Господа должно быть обрезание, которое необходимо совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения. Прообразовательное значение обрезания состояло в том, что оно указывало на новозаветное таинство Крещения.

Обращаясь далее к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». Но при этих словах вера Авраама поколебалась: он «пал... на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: ...неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16-17). Господь же ответил ему: «именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19).

В тот же день Авраам в знак союза с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Значение понятий «Ветхий Завет», «Библия»
Библия - слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». Она была названа так, потому что содержит в себе много книг. Библия - это собрание книг, на

Священное Писание как одна из форм Священного Предания
«Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные

Происхождение мира и грехопадение прародителей
Библейское повествование о творении мира и человека Священная Библия на первых своих страницах (Быт. 1-2 гл.) сообщает нам тайну пр

Грехопадение прародителей и его последствия, понятие о первородном грехе, обетование о Спасителе (Быт. 3.15)
Но также в раю людям явился и искуситель - в виде змея, который «был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3.1). В это время Ева находилась возле дерева познания добра и зла. Змей обратил

Начало Истории падшего человечества. всемирный потоп.завет Бога с Ноем
Духовно-нравственное состояние допотопного человечества. Каин и Авель. Каиниты и сифиты. «Адам познал Еву, жену свою; и она зача

Всемирный потоп
Тем не менее, зло стало быстро распространяться в мире; не избежали его и потомки Сифа. Они стали смешиваться с потомками Каина и повторять их злодеяния. «И увидел Господь [Бог], что велико разв

Завет Бога с Ноем
Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: «И благословил Бог Ноя и сыновего, и сказал им: плоди

Сыновья Ноя. История Хама. Благословение Сима и Иафета
После потопа опять началась обыденная жизнь с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих сыновей. Но слаб человек в борьбе с грехом, да

Вавилонское столпотворение и рассеяние народов
Но люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, люди стали переселяться в Сена

Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю
Чтобы отдалить праведника от идолопоклоннической среды, Господь повелевает Фарре с Аврамом и их родственниками переселиться с юга Месопотамии, из города Ура Халдейского, в Палестину, землю Ханаанск

Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры
После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Однажды, Господь явился Аврааму с двумя Ангелами в образе человеческом. В знойный д

Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу
Наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них на стоянке в Вирсавии родился давно о

Исав и Иаков. Покупка первородства у Исава и хитрость Иакова
Исаак был единственным наследником всех обетований Божиих, которые были даны его отцу Аврааму и были повторены Богом ему самому (Быт. 26.3-5,24). Исааку было шестьдесят лет, когда жена его Ревекка

Лестница Иакова
Исав воспылал гневом и грозил убить Иакова, но, щадя любимого отца, он решил исполнить свою угрозу после его смерти. Ревекка, опасаясь за жизнь Иакова, сказала ему: «Исав, брат твой, грозит убит

Женитьба Иакова. Его возвращение домой. Встреча с Исавом
Поселившись у своего дяди Лавана, Иаков семь лет работал на него, чтобы взять в жены дочь Лавана - Рахиль. Однако Лаван, воспользовавшись восточным обычаем, по которому невеста во время заключения

История Иосифа. Благословение Иакова
Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его. Однажды братья пасли ста

Призвание Моисея
Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды он пас овец у подножия горы

Казни египетские
На границе Египта Моисей встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. Когда они пришли в землю Гесем, то, прежде всего, соб

Праздник Пасхи
Наступил весенний месяц Авив (месяц колосьев, впоследствии названный Нисаном). «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяце

Дарование Синайского законодательства
В первый день третьего месяца после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив горы Синай. Моисей взошел на гору, чтобы вознести благодарственную молитву Богу Авраама, Иса

Золотой телец
Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение, что показывает их духовную слабость и маловерие, ничем не отличающие евреев от других племен. «Когда народ увидел, что

У границ Ханаана. Посылка соглядателей. Сорокалетнее путешествие в пустыни
Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облак

Завоевание Земли обетованной
Через сорок лет странствий по пустыне израильтяне подошли к границе Земли обетованной. Из всех, кто 40 лет назад вышел из пустыни, только двое дожили до этого момента и вошли в Землю обетованную –

Чудесный переход через реку Иордан
После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» (Н

Падение Иерихона
Перед тем, как начать военные действия, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным меч

Битва у Гаваона
В период завоевания Земли Обетованной чудесная помощь Божия проявилась также в битве с объединенными силами хананеев у Гаваона. Разгорелся страшный бой, наголову разбитые хананеи в панике бежали, о

Религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина, наказания Божии, дарование судей
После смерти Моисея и Иисуса Навина не нашлось среди израильтян человека, равного им по значению. Израильские племена рассеялись по Ханаану, мирным путем или с оружием в руках занимая предназначенн

Самсон
Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, национальное единство их стало слабеть, и они вскоре попали под власть филистимлян. Закаленные в боях воины, закованные в железо, которое мало

Самуил
Подростком мать привела Самуила в Силом и отдала первосвященнику Илию для служения Господу. Самуил остался жить при Скинии и воспитывался здесь под руководством первосвященника. Он был добрым и бла

Первый царь - Саул
Однажды Господь сказал Самуилу: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян

Царствование Давида
Самуил болезненно переносил разрыв с Саулом и долго скорбел о нем. Однажды явился ему Господь и сказал, чтобы он отправился в Вифлеем, в дом Иессея и помазал Его Сына Давида на царство. Когда Самуи

Соломон - мудрый судья и правитель
В момент вступления на престол Соломону было всего двадцать лет, но он оказался энергичным и мудрым правителем. Начав правление с усердной молитвы к Богу, он получил от Бога великий дар мудрости и

История и падение Северного царства, появление самарян
Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в двух горо

История и падение Южного Царства
Южное царство, в которое входили только два колена – Вениаминово и Иудино, было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На его территории находился Иерусалим – цент

Пророк Илия
Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных с

Пророк Елисей
Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась,

Пророк Иона
Вскоре после Елисея в Израильском царстве явился новый пророк по имени Иона. В это время за Евфратом быстро возвышалось и крепло могущественное Ассирийское царство, которое было во враждебных отнош

Пророк Исаия
Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия. Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и

Пророк Иеремия
Пророк Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века до н.э. К пророческому служению он был призван в ранней молодости. В продолжение сорока лет он нес

Вавилонский плен
Вавилон в это время был величайшим и богатейшим городом мира. Попав в водоворот вавилонской жизни, некоторые евреи привыкли к ней и забыли о своей родине. Но для большинства народа память об Иеруса

Пророк Иезекииль
Иезекииль был пророком и священником. Свою молодость он провел в Иудее. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он в 597 году до н.э., за одиннадцать лет до разрушения Иерусалима, был уведен в пле

Пророк Даниил
Другим великим пророком, жившим во время вавилонского плена и поддерживавшим веру в Истинного Бога среди иудейского народа, был Даниил, который происходил из царского рода и еще мальчиком отведен б

Друзья пророка Даниила в печи вавилонской
Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил – подверглись тяжелому испытанию веры. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открыти

Падение Вавилонского царства. Возвращение из плена
После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. В 539 году до н.э. пало царство Вавилонское. На его развалинах новый царь Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. За неполные

Сооружение второго храма
Повседневная жизнь в разрушенном Иерусалиме была чрезвычайно тяжелой. Репатриантам пришлось прежде всего позаботиться о кровле над головой и очистить улицы города от развалин. Вот почему жертвенник

Деятельность священника Ездры
С момента восстановления храма прошло сорок три года. В Вавилоне жил тогда иудейский ученый священник по имени Ездра. Люди, приезжавшие из Иерусалима, привезли ему тревожные вести о том, что иудеи

Деятельность Неемии
Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа, но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще явл

Период греческого владычества
Царство Персидское клонилось к своему закату, а в это время на политическую арену выступило Македонское царство, во главе с его знаменитым царем и полководцем Александром, прозванным Македонским (п

Иудея под властью царей сирийских. Антиох IV Епифан
Недовольные политикой очередного египетского царя, иудеи помогли сирийскому царю Антиоху Великому овладеть Иерусалимом. Но если сам Антиох Великий покровительствовал иудеям, последующие сирийские ц

Период римского владычества
Римляне, завоевав весь мир, овладели также и еврейским народом. Римский полководец Помпей ввел свои легионы в Иудею и в 63 году до н.э. взял Иерусалим и увел в плен иудейского царя Аристовуля. С эт

Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя
Вавилонский плен, явившийся Божиим наказанием за все беззакония и идолопоклонство, которым бесстыдно предавался избранный народ, послужил для него важным уроком, заставившим его глубоко задуматься

Фарисеи
Наибольшее значение в религиозной жизни евреев имела секта фарисеев. Самое слово фарисей (перушим) значит «обособленный» или «отдельный». Члены этой секты считали себя особо избранными, лучшими пре

Саддукеи
Противниками фарисеев были саддукеи, получившие название от своего вождя Садока. Саддукеи более походили на политическую партию, чем на религиозную секту. Выражаясь современным языком, эту

Иудейские рассеяния
Вавилонский плен, кроме того, что он послужил духовному возрождению евреев, имел еще и другое, более важное и глубокое значение для всего человечества. До него избранный народ жил более или менее о

Состояние языческого мира
Это необычайное взаимообщение народов в составе Римской империи имело влияние религиозно-нравственное состояние языческого мира. В Риме пришли в столкновение между собой всевозможные языческие куль

История праведного Иова
Истинная религия и благочестие не ограничивались тесным кругом избранного рода. Отдельные праведники жили и в других местах древнего мира. Таким праведником был Иов, жизнь которого описыва

Обетования Божии Адаму и Еве, Аврааму
Страшно было наказание наших прародителей за преступление заповеди Божией; но как милосердный Отец, Бог не оставил Своих согрешивших чад без утешения, и тогда же дал им обетование, которое светлой

Исаия и другие пророки
По мере религиозно-нравственного падения народа, все явственнее и громче повторились ему обетования о Спасителе. В это время один за другим выступают пророки, которые и словом, и делом предсказываю

Ветхозаветные прообразы
Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его лиц и обрядов, говорит, что все это служило «тению» или предъизображением новозаветных лиц и событий (Евр. 10.1). Значение предъизображ

Пасхальный Агнец
Ветхозаветная Пасха (Исх.12) является прообразом новозаветной Пасхи, а ветхозаветный агнец – прообразом новозаветного Агнца, Господа Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является жертвой Бо

Медный змий
За ропот на Бога и Моисея во время странствий по пустыне избранный народ постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерло много людей. Израиль

Ноев Ковчег
Ковчег, в котором патриарх Ной спасся от вод всемирного потопа (Быт. 6-8), предъизображает Пресвятую Деву. Много лет строился ковчег, и род человеческий долго приготовлялся к принятию Спасителя и р

Жезл Ааронов
Чудо с жезлом Аарона относится к периоду сорокалетнего странствования израильского народа по пустыне. Жезл Арона был положен в ковчег завета вместе с жезлами всех колен израилевых после бунта Корея

) во всяком случае видно, что жертвоприношение Исаака происходило тогда, когда он уже успел подрасти настолько, что был в состоянии нести потребное количество дров для костра, следовательно, имел не менее 12–15 лет от роду.

Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

Митрополит Филарет различает два рода искушений: искушение во зле, или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке, и искушение в добре, или направление, даваемое действующему в нем началу добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для достижения победы и славы; первое – не от Бога, но есть следствие оставления Богом (); второе – от Бога, и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять «и благодать на благодать» (). «Не для того искушал Бог Авраама, – говорит еще блаженный Феодорит, – чтобы самому узнать, чего не знал; но чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха». Подобный взгляд на искушение, как на проявление божественной любви и на повод к развитию и укреплению добродетели, проводится и во многих других местах Библии (; ; ; ; ; и др.).

. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака;

Исаак называется «единственным» сыном Авраама, потому что он единственный сын от Сарры, законной жены Авраама, и еще больше потому, что единственно на нем, как сыне обетования, покоились все божественные благословения о будущей славной судьбе потомства Авраама. И вот этой-то единственной опоре всех заветных дум престарелого патриарха теперь и грозит жертвенное заклание!

пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Слово «Мориа» по переводу с еврейского означает: «усмотрение Иеговы», и можно думать, что, давая Аврааму повеление идти согласно Его божественному внушению, Господь не указывал ему какой-либо определенной местности, уже в то время носившей название Мориа, а просто повелел ему идти в ту землю, куда Он поведет его, другими словами – в землю божественного усмотрения. Такой страной, как оказалось впоследствии, послужила одна из гор, лежавшая от Вирсавии на расстоянии трехдневного пути () и получившая, в память этого события, название горы Мориа. По свидетельству кн. Паралипоменон, позднее на этой самой горе был воздвигнут храм Соломона ().

Авраам дает сильнейшее доказательство своей глубокой веры и полного послушания

. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о которой сказал ему Бог.

Тяжелую ночь провел патриарх Авраам, получивши откровение о жертвоприношении своего единственного, возлюбленного сына! Но сила веры и послушание Богу восторжествовали над всеми прочими чувствами Авраама: его, как объясняет Апостол Павел, озарила мысль, что Бог, чудесно даровавший Исааку жизнь от престарелых родителей, «силен и из мертвых его воздвигнуть» (ср. ; ). И вот лишь только забрезжило утро, как Авраам уже спешил исполнить божественную волю!

. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

В справедливом опасении за то, что слуги Авраама, не привыкшие к человеческим жертвам, помешают ему исполнить божественное повеление, Авраам оставляет их у подножия горы и обещает вскоре вместе с сыном возвратиться к ним. В этом обещании нельзя видеть обмана, хотя бы допущенного и с благой целью, а следует понимать их, как доказательство этой веры Авраама, что Бог не допустит погибели Исаака, а снова возвратит его к жизни.

. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего;

Любопытная подробность, еще более усиливающая прообразовательное сходство жертвоприношения Исаака с великой Голгофской жертвой, идя на которую Господь наш Иисус Христос сам должен был понести Свой крест ().

. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

Весь этот диалог отца с сыном исполнен глубокой преданности Богу. Скрывая от Исаака, что именно он-то и намечен служить жертвой, Авраам невольно пророчествует, так как указывает, что жертвенного агнца Бог изберет Себе сам, что впоследствии, действительно, и оправдалось (). В самой речи Авраама об агнце заключается прообразовательное указание на великого Агнца, закланного от сложения мира, т.е. на Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в искупительную жертву за всех нас.

. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова

Этот жертвенник, по всей вероятности, представлял небольшую груду камней, набранных там же, наверху горы.

и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

Из всех подробностей данного повествования ясно видно, что Исаак совершенно добровольно и беспрекословно подчинился божественному повелению. Хотя он и был уже в таком возрасте, когда мог оказать сопротивление своему престарелому отцу, но оказывает ему самое трогательное повиновение: послушание сына здесь равняется вере отца и оба они проявляют великое геройство духа. Если же Авраам все же, как мы видим, находит нужным предварительно связать Исаака, то он делает это или в предупреждение каких-либо невольных его движений, при виде занесенного ножа, или, что еще вероятнее, в силу общего жертвенного обычая.

Ему является Ангел и останавливает его руку

. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

В тот самый момент, когда Авраам уже занес было свою руку для заклания сына, он внезапно был остановлен таинственным голосом с неба, шедшим от лица Ангела Господнего, Который уже являлся ему неоднократно и раньше () и в Котором вероятнее всего должно видеть самого Господа Бога, как это подтверждается и данным контекстом речи ().

. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога

Выражение человекообразное, – передающее собою ту мысль, что теперь Авраам дал самое блестящее доказательство своей глубокой веры и своего полного послушания, т.е. достиг той высоты духовно-нравственного совершенства, после которой становится уже психологически невозможной в нем какая-либо перемена к худшему.

и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

Выражение, почти буквально повторенное Апостолом Павлом в отношении Бога Отца, принесшего в жертву за грех людей Своего единородного Сына ().

. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

По особому божественному произволению случилось так, что близ места жертвы оказался овен, запутавшийся своими рогами в чаще кустарника какой-то горной породы, которую наш славянский текст называет "савек" ; видя в этом неожиданном совпадении особое божественное указание, Авраам и приносит этого овна в жертву, вместо своего сына Исаака.

Место жертвоприношения получает наименование Иегова-ире

. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире . Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

Славянский текст дает перевод последних двух слов: «Господь виде» . Большинство комментаторов видят здесь повторение того, что было сказано Авраамом раньше (8 ст. «Бог узрит себе овча во всесожжение» в славянском тексте) и что теперь так точно оправдалось. Переименовывать же ту или другую местность в память известного, совершившегося на ней события, было в широком распространении в библейской древности ( и др.). А то обстоятельство, что в еврейском тексте в совершенно тождественных двух фразах 8 и 14 ст. употребляются различные слова для обозначения Господа, Элогим и Иегова, дает сильное возражение для борьбы с рационалистической критикой библейского текста. Что касается второй половины 14 ст., то они представляют собой своего рода пословицу, сложившуюся на основании данного факта и употреблявшуюся при аналогичных же случаях, т.е. когда все человеческие средства будут уже исчерпаны и останется только надежда на чудесную божественную помощь, наподобие той, какую явил Бог Аврааму с Исааком в самый последний решительный для них момент.

Авраам получает божественное благословение

. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]

Лучшее объяснение этих слов дано в послании Апостола Павла к Евреям, где апостол обстоятельно доказывает, что эта божественная клятва есть человекообразное выражение мысли о безусловной непреложности божественных обетований (). Примеры подобных клятв можно находить и во многих др. местах Библии (; ; ; ; ; и др.).

. то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Это заключительное и последнее в жизни Авраама божественное обетование отличается особенной торжественностью и силой. Подобно тому, как Авраам готовностью принести в жертву Исаака обнаружил высшую степень послушания и преданности Богу, и Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения, подтверждая и усугубляя ранее данные ему обетования о многочисленности и славе его потомства. При этом в слове 18 ст. об единственном и исключительным семени, через которое имеют благословиться все народы земли большинство толкователей, вслед за Апостолом Павлом, видят указание на великое Семя жены, имеющее стереть главу змия, т.е. на Христа, Сына Божия (

Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила;

от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову;

и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху.

Когда, в силу божественного повеления, Авраам некогда двинулся из Ура Халдейского по пути в Харран и вообще в Сирию и Палестину, то он порвал все связи и отношения с оставшимся у него на родине родством. И вот вдруг, почти уже под конец своей жизни, он получает неожиданное известие о семье своего брата Нахора, разросшейся до 12 сынов (8 от законной жены и 4 от наложницы).

О некоторых из них или точнее о потомстве их, можно находить некоторые указания и в самой Библии: так, первенец Нахора – Уц, по-видимому, дал свое имя стране Уц, лежавшей в северо-восточной Аравии, из которой происходил Иов (), имя Вуз упоминается в качестве названия одного из аравийских племен, живших между Деданом и Феманом () и в некотором соседстве с родиной Иова, ибо оттуда происходит один из его друзей – Елиуй (). Под Кеседом многие, вслед за Иеронимом, склонны видеть родоначальника «халдеев» («kesed» или «kasdim»), живших на севере Месопотамии, по соседству с Сузой и Егамом, наконец, некоторое указание на Мааху усматривают в маахитах, о которых, как об одном из хананейских племен, пограничных с Месопотамией, говорится во Второзаконии и в кн. Иисуса Навина (, ).

Его значимость подкрепляется многократными упо­минаниями. Шесть раз Бог говорил об этом завете при жизни Авраама, а затем возобновил его с Исааком и Иаковом. Павел разъясняет его смысл в Посланиях к Римлянам, Галатам и Ев­реям. Помимо этого, есть множество указаний на этот завет в других многочисленных отрывках Писания.

Завет с Богом это, несомненно, особая тема в жизни Авраама, о которой говорится в главах 12-25 Книги Бытия. Последние стихи одиннадцатой главы Книги Бытия рассказывают о том, что Авра­ам со своей семьей оставил родной город, Ур Халдейский, чтобы идти в Ханаан. Автор предваряет свою историю сообщением о том, что Сарра, жена Авраама, была бесплодной.

Уже в это время Авраам следовал призыву Бога (Деян. 7:2).

2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
(Деян.7:2)

По неизвестным нам причинам эта семья остановилась в Харране, который расположен на территории современной Сирии, и оставалась там до смерти отца Авраама. В Харране Бог по­вторил Свой призыв (12:1-3), и на этот раз призыв содержал первую часть завета.

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
(Быт.12:1-3)

Бог обещал Аврааму благословить его, возвеличить его имя, произвести от него великий народ, благословить благословляющих его и проклясть проклинающих его.

Бог доба­вил, что в Аврааме благословятся все народы земли.

Эти обе­щания были обусловлены тем, что Авраам должен был оставить семью и родину, чтобы отправиться в землю, которую укажет Бог. В дальнейшем Бог продолжил общение с Авраа­мом, раскрывая Свои обещания и ожидаемые результаты.

Долгий путь

Путешествие из Харрана в Ханаан было долгим и опасным, но Авраам не питал никаких сомнений. Он отправился в путь, как только Бог закончил говорить с ним. «И пошел Аврам, как сказал ему Господь». Мы не знаем всех подробностей этого путешествия. Возможно, таким образом Бог говорит нам, что Он и Авраам не считали дорогу чем-то значимым и достойным упоминания. Важным было то, что Авраам оставил Харран и пришел в Ханаан.

Аврааму пришлось оставить семью и друзей; это было необходимо, чтобы он, по желанию Бога, обрел необходимую веру. Семья этого человека по-прежнему поклонялась идолам и не отказывалась от них еще много лет. Когда внук Авраама Иаков вернулся в Харран, чтобы взять жену из рода Авраама, его жена Рахиль украла идолов своего отца (Быт. 31:19).

19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.
(Быт.31:19)

Когда Авраам прибыл в Ханаан, Бог явился ему и вновь подтвердил завет. На этот раз Бог прибавил обещание о том, что земля, в которую пришел Авраам, будет отдана его по­томкам (12:7).

Павел утверждает, что Авраам, покидая роди­ну, не знал, куда он направлялся.

8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
(Евр.11:8)

Остаток своей жизни он провел в Ханаане и там же был похоронен. Более того, он жил в Ханаане как странник, в шатрах, перемещаясь в поисках пастбищ для своего стада или скрываясь от хананеев, не желавших соседствовать с ним.

Павел толкует кочевой образ жизни Авраама как символ его ожиданий лучшего отечества, то есть, небес, которые были его настоящим домом.


13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
(Евр.11:12-16)

Можно предположить, что вначале у Авраама не было полного понимания Божьего завета. Однако со временем он достиг великих высот как в вере, так и в знании.

Это аналогично тому пути, который христианин начинает как младенец во Христе и, как можно надеяться, заканчивает во всей полноте Христовой.

13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
(Еф.4:13)

Авраам оступился однажды, когда при­шел с Саррой в Египет.

10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.
20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.
(Быт.12:10-20)

В Ханаане начался голод, и Авраам повел свою семью в Египет (предвестие того, что сделают его потомки по времена Иакова). По дороге в Египет Авраам начал опасаться, что егип­тяне могут убить его, чтобы завладеть Саррой, которая была очень красивой женщиной. Он убедил Сарру представиться его сестрой. И действительно, фараон узнал о Сарре и захотел взять ее в жены. Когда он привел ее во дворец, Бог послал напасти на царский дом, и фараон быстро понял, что было их причиной. Царь разгневался, что нетрудно понять, но вернул Сарру и дал Аврааму богатые дары, с тем, чтобы тот оставил страну. К тому времени Авраам был состоятельным человеком; теперь он стал по-настоящему богатым (13:2).

Несомненно, Авраам впоследствии размышлял об этом случае. Возможно, однажды он шлепнул себя по лбу и сказал: «Конечно! Ведь Бог сказал, что Он благословит благословляю­щих меня и проклянет проклинающих меня. Я должен был догадаться, что Он не позволит убить меня и забрать у меня жену».

Глубокая вера образуется благодаря сочетанию жизненного опыта и молитвенного отношения к нему.

Укрепленная вера Авраама проявляется в действии по его возвращении из Египта. Он и его племянник Лот разбогатели, и их стада стали настолько большими, что они уже не могли со­седствовать в той части южного Ханаана, который теперь назы­вают пустыней Негев. Авраам великодушно дал своему пле­мяннику возможность выбора пастбищных земель. Лот, забо­тясь о собственных интересах, выбрал хорошо орошаемые до­лины реки Иордан, недалеко от великих и нечестивых городов Содома и Гоморры.

Однажды четыре царя с востока пошли войной против Содома и Гоморры, попутно захватив Лота и его семью. Авра­ам посчитал нападение на Лота нападением на самого себя, со­брал войско из друзей и верных слуг и отправился выручать Лота. Большую трудность представляла даже погоня за уходя­щими царями, - Аврааму пришлось пройти около трехсот ки­лометров, прежде чем он настиг их у Дамаска. Авраам напал на них ночью, нанес им полное поражение, освободил пленников и вернул все захваченное имущество.

Эта победа наверняка была особенно приятной для Авра­ама. Она вновь показала намерение Бога благословлять и хра­нить его. Если бы Авраам не доверял Богу, то его погоня за четырьмя царями, окруженными опытными воинами, была бы самоубийством.

Возможно, эта победа была приятной и по другим причинам. Эти цари были из той самой земли, которую оставил Авраам, чтобы прийти в Ханаан. Исследователи считают, что Кедорлаомер, царь Елама, был тем самым монархом, под властью которого Авраам жил в Уре Халдейском. Род Авраама был хорошо известен, поэтому, вероятно, царь знал, или ему сообщили, кого он захватил в лице Лота. Это был вызов, на который Авраам дал достойный ответ.

Приливы и отливы веры

Иногда самым большим испытанием для веры становится не критическая ситуация, а повседневная рутина.

Можно предположить, что именно это произошло с Авраамом. Бог, конечно, благословил его богатством, но что же произошло с обещанием сделать из семени Авраама великий народ? Прошло уже много времени в Ханаане, но Сарра была по-прежнему бесплодной. Их биологические часы неумолимо отсчитывали время. Аврааму было около 85 лет, а Сарра была всего на десять лет моложе.

После сражения с царями Бог явился Аврааму в видении и сказал:

«Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика» (15:1).

Ответ Авраама, который может показаться резким, вероятно, указывает на то, что занимало все его мысли.

«Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска».

Если у Авраама не будет детей, то его наследником станет главный управляющий.

Бог заверил Авраама, что его наследником будет не Ели­езер, но ребенок, рожденный от семени Авраама. Бог говорил с Авраамом, убеждая его в том, что Он не забыл обещание, и что оно будет исполнено. Несомненно, это помогло на некоторое время снять беспокойство Авраама и Сарры.

Но часы продолжали отсчитывать время, а ребенка по-прежнему не было. Поэтому Сарра решила помочь Богу выполнить Его обещание (16:1-2). Она дала Аврааму в жены свою служанку Агарь со словами: «Может быть, я буду иметь детей от нее». Этот поступок вызывает у нас неприятие, но такая практика была довольно распространенной на востоке. Законы некоторых народов требовали того, чтобы бесплодная жена обеспечивала себе замену.

Несмотря на благие намерения, которые может иметь человек, не следует переходить за рамки того, что говорит Бог. Ничего хорошего у Сарры не получилось. Она хотела избавиться от позора бездетности, но вместо этого принесла в свой дом презрение.

Агарь стала презирать свою хозяйку, потому что смогла дать Аврааму то, чего не могла сделать Сарра.

Проблемы в семье

Напряженность между Саррой и Агарью достигла такого уровня, что это отразилось на отношениях между Саррой и Ав­раамом (16:5). Сарра настолько жестко обходилась с Агарью, что та убежала. В видении ангел велел Агари вернуться к госпоже и обещал, что потомки ее ребенка станут великим народом.

Агарь родила сына, которого Авраам назвал Измаилом. Авраам любил Измаила и с радостью сделал бы его своим наследником. Однако Бог не изменил Своего решения.

Прошло тринадцать лет, во время которых, как можно предположить, Авраам утратил былую стойкость веры. Бог явил­ся ему, чтобы вновь подтвердить завет (глава 17). На этот раз Бог дал Аврааму знамение завета.

Следует помнить, что в свое время знамение своего завета с Богом получил Ной.

Символом завета с Авраамом стало обрезание. Именно в этот раз Бог из­менил имя патриарха с «Аврама», что означало «вознесенный отец», на «Авраама» со значением «отец народов» или «отец множества». Имя его жены было изменено с «Сары» на «Сар­ру». Первое имя означало «моя княгиня»; второе - «княгиня». Смысл этого в том, что Сарре предстояло стать княгиней для народов, а не только для Авраама.

Когда Бог сказал, что Сарра станет матерью народов, Авраам рассмеялся и мысленно посчитал эту идею нелепой (17:17). Он просил Бога, чтобы его наследником мог стать Измаил. Однако Бог отверг Измаила как обещанное семя, через которого должны , и напомнил о Своем изначальном обещании.

Нам понятно, какому испытанию подверглась вера Авраама. Ему было 99 лет; Павел говорит, что его тело было «омертвелым», и Авраам это знал.

12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
(Евр.11:12)

Сарра также уже вышла из возраста дето­рождения.

Отступление в повествовании

В определенный момент в повествование об Аврааме вклинивается отступление, рассказывающее о разрушении Содома и Гоморры и несчастьях Лота (главы 18 и 19). В этом отступлении говорится об образовании двух народов, которые будут тесно связаны с Израилем на протяжении столетий.

Авраам просил Бога не истреблять Содом и Гоморру. Вероятно, он опасался, что в пламени огня погибнут некоторые члены семьи Лота. Но среди множества жителей этих городов не нашлось даже десяти праведников, ради которых Бог согласился пощадить Содом и Гоморру.

Бог послал ангелов, чтобы предупредить Лота, но его зятья отказались выйти из города, восприняв все это как шутку.

14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
(Быт.19:14)

Даже его жена оглянулась назад и превратилась в соляной столп. Какой ужасный конец для человека, которому для жизни в этих городах были даны прекрасные стартовые возможности!

Но на этом история Лота не закончилась. Со своими незамужними дочерьми он начал жить в пещере на Мертвом море. Несомненно, они пребывали в удрученном состоянии, и этим девушкам, привыкшим к городской жизни, вряд ли нравилось жить в пещере.

Надо отдать им должное - они проявили максимум изобретательности. Они дважды напоили своего отца, так что он не отдавал себе отчета в своих поступках, и забеременели от него.

Сын старшей дочери стал родоначальником Моава (моавитян), а сын младшей - аммонитян. При чтении Библии стоит обращать внимание на взаимоотношения этих народов с Израилем.

Дитя обетования

Совершенно неожиданно в Книге Бытия появляется следующее утверждение:

«И призрел Господь на Сарру, как ска­зал; и сделал Господь Сарре, как говорил» (21:1)

Сарра зачала и родила Аврааму ребенка «в старости его». Они назвали сына Исааком.

Хотя Библия сообщает об этом довольно сдержанно, нет сомнений в том, что ребенка приняли со всей радостью и любовью, которые на протяжении многих лет ждали своего часа. Однако рождение Исаака пробудило давнее соперничество между Саррой и Агарью, и на этот раз в нем был замешан Измаил.

Дети довольно быстро улавливают настроение своих родителей, и Измаил, которому к этому времени уже исполнилось семнадцать лет, стал дразнить Исаака в тот день, когда Авраам праздновал его отлучение от груди. Исааку было около трех лет; в те времена детей отлучали от груди позднее, чем теперь. Сарра заметила насмешки и разозлилась.

Она вновь потребовала выгнать Агарь и Измаила из дома. Измаил стал достаточно взрослым, чтобы вместе с матерью выжить в пустынной местности, поэтому Бог сказал Аврааму не беспоко­иться и отпустить их.

Павел объясняет духовный смысл истории об этих двух женщинах и их сыновьях в Послании к Галатам 4:21-31.

21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26 а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам.
27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
(Гал.4:21-31)

Конечно, долгожданное исполнение обещания Бога о рождении Исаака полностью возродило и укрепило веру Авра­ама. Однако самое большое испытание было еще впереди.

«Принеси его во всесожжение»

«Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (22:2).

Бог сказал это так, чтобы Авраам четко знал, о ком идет речь. У него был еще один сын, Измаил, который уже не жил с ним в одном доме. При этом Авраам имел возможность убедиться в том, что его любовь к Исааку была хорошо известна: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь».

Как Авраам ответит на это?

На следующий день, ранним утром, Авраам отправился в путь на север, взяв с собой Исаака и двух слуг. То, что он рано вышел из дома, говорит не о его желании принести сына в жертву. Напротив, он хотел исполнить трудную задачу, чтобы она поскорее осталась в прошлом.

На третий день пути в отдалении они увидели гору. Считается, что впоследствии на этой горе стоял храм.

Авраам велел слугам остаться с ослом, пока «я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». В этих словах подразумевается следующее. Авраам верил в то, что он приведет Исаака назад после поклонения; он не рассчитывал на то, что Бог остановит принесение Исаака в жертву.

Павел объясняет (Евр. 11:19), что Авраам верил в способность Бога воскресить Исаака из мертвых.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
(Евр.11:19)

Авраам считал, что ему придется пойти до конца и заколоть своего сына. Несмотря на то, что Авраам был готов принести Исаака в жертву, он по-прежнему верил в то, что именно Исаак будет его наследником обетования.

Вера дает человеку возможность поступать правильно, даже если при этом он не до конца понимает Бо­жий замысел.

По пути на гору Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?».

Исаак был вдумчивым ребенком; в тот момент ему, вероятно, было около десяти лет. Склонность к размышлениям (см. 24:63) подсказала ему, что происходило нечто странное, и, возможно, он даже догадался, что сейчас произойдет.

Отец ответил ему: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой».

Восприимчивый ребенок тонко чувствует поведение родителей. Вероятно, непривычная серьезность, отсутствие разговоров, задумчивые взгляды со стороны отца и скрытность относительно цели этого путешествия помогли Исааку заподозрить неладное.

Придя на гору, Авраам незамедлительно принялся за дело. Он возвел жертвенник и положил на него дрова; затем он связал Исаака и возложил его на жертвенник.

Что в такой ситуации можно сказать своему сыну? Что Исаак говорил своему отцу? Плакал ли он? Можно задать еще много подобных вопросов. К счастью, автор упустил эти подробности. Мы знаем лишь то, что для Авраама это было невероятное проявление веры.

Когда Авраам занес нож, чтобы отнять жизнь Исаака, ангел Господень воззвал к нему:

«Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что бо­ишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твое­го, для Меня»

В этот момент Авраам увидел барана, рога которого запутались в зарослях кустарника. Он освободил Исаака и принес барана в жертву вместо сына.

Почему Богу потребовалось такое испытание Авраама? Хотя ангел сказал: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога», мы не думаем, что это испытание было только для Бога.

Подобно всем Его деяниям, оно было на пользу каждого вовлеченного в него человека.

Исаак был возвышен в своей юности. Оказавшись на жертвеннике не за свои грехи, он стал символом Иису­са Христа.

Авраам утвердился в своей вере. Зачастую мы не знаем, как мы встретим испытания. Авраам получил возможность заслужить титул «отец верных», и он использовал эту возможность.

16 Итак по вере, чтобы [было] по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
(Рим.4:16)

Возможно, самое замечательное благословение этой истории было предназначено для людей, которые жили и живут позднее, включая нас. Отец, приносящий своего сына в жертву, дал людям возможность подготовиться к тому, что истинный Отец человечества отдаст Своего возлюбленного Сына в жертву за человека.

Если бы иудеи поняли этот символичный урок во всей его полноте, то смерть Иисуса на кресте не была бы для них камнем преткновения.

23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
(1Кор.1:23)

Смерть Сарры и Авраама

Наполненная событиями жизнь Сарры и Авраама подходила к концу. Они стали людьми веры, которую требовал Бог. Они дали миру семя, в котором благословятся все народы. Они так никогда и не вернулись в Месопотамию, даже на короткое время, что, возможно, символизирует христиан, которые оставляют мир ради Царства Божьего и не оглядываются назад.

Через несколько лет после почти состоявшегося жерт­воприношения Исаака возлюбленная жена Авраама умерла в возрасте 127 лет (23:1). Авраам купил поле для погребения недалеко от Хеврона у хеттеянина по имени Ефрон. Очевидно, это поле располагалось в долине, и на одном его конце, к которому примыкала возвышенность, находилась пещера. Эта пещера при Махпеле стала гробницей Сарры и, впоследствии, нескольких патриархов.

После смерти Сарры Авраам поручил слуге найти жену для Исаака из числа его родственников. К этому времени он четко представлял себе, что у Бога был особый замысел в отношении Исаака. Он знал, что родословная еврейского народа и Мессии должна сохраняться в чистоте. Кроме того, ему сообщили, что его брат Нахор и его жена Милка были благословле­ны сыновьями и дочерьми (22:20-24). Итак, Авраам отправил в Харран своего слугу, чтобы сосватать жену для Исаака.

Этот слуга был хеттеянином, но, очевидно, он уверовал в единого Бога, потому что он молился Господу об успехе своего предприятия, и Бог даровал ему удачу. У колодца при въезде в Харран он встретил молодую женщину по имени Ревекка. Красивая и умная девушка оказалась внучкой Нахора. После довольно продолжительных переговоров между слугой Авраама, с одной стороны, и Вафуилом, отцом Ревекки, и ее братом Лаваном, с другой стороны, право окончательного решения предоставили Ревекке. Ее спросили: «Пойдешь ли с этим человеком?», и она ответила: «Пойду».

В тот вечер, когда караван верблюдов привез Ревекку и ее кормилицу, данную ей в услужение отцом, в пристанище семьи Авраама в Ханаане, Исаак гулял в поле, размышляя и оплакивая смерть матери. Он увидел караван, а Ревекка увидела его. Она спустилась с верблюда и накрылась покрывалом. Исаак отвел ее в шатер, который прежде занимала его мать, и это было особой честью. Ревекка стала женой Исаака; его лю­бовь к ней стала утешением для него после смерти матери.

Хотя в Библии сказано, что Авраам был «стар и в летах преклонных» (24:1), очевидно, что омоложение, данное Богом его телу и сделавшее возможным рождение Исаака, произвело длительный эффект.

Он взял другую жену по имени Хеттура, которая родила ему еще шестерых сыновей. Эти дети, родившиеся на закате жизни Авраама, несомненно, приносили ему много радости, но все основные события его жизни уже закончились.

Имена этих сыновей названы в родословных, например, в 1 Книге Паралипоменон, но, помимо этого, о них ничего неизвестно.

«И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнию, и приложился к народу своему» (25:8).

Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил погребли его в пещере при Махпеле, рядом с его любимой Саррой.

Подведение итогов

Завет Бога с Авраамом обещал ему и его потомкам великие благословения. Многие обещания исполнились при жизни Авраама, например, богатство, покровительство Бога и наследник. Другие обещания претворились в жизнь позднее, когда его потомки стали великим народом, обрели собственную землю и приняли закон из руки и от сердца Бога.

Этот завет по-прежнему действует. Некоторые его положения исполнились только в христианскую эпоху. Обещание о том, что в Аврааме будут благословлены «все племена земные», исполнилось только тогда, когда Иисус, придя в этот мир, умер за грехи всех людей и призвал верующих из всех народов в Свое царство.

Теперь, когда этот завет исполнился полностью, его обетования касаются только духовных и вечных ценностей, а не материальных и преходящих благ.

Царство не ограничено географическими рамками; оно — духовное; оно — для всех.

Покровительство, которое нам дает Бог, защищает нас не от хананеев, но от нашего реального врага, — дьявола. Наши благословения это вечное богатство, а не земные сокровища, и наш дом это небеса, а не Ханаан.

Даже символ завета изменился, и обрезание плоти превратилось в обрезание сердца.

28 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
(Рим.2:28,29)

Все истинные верующие это дети Авраама, потому что он есть отец верных. Истинный завет с Авраамом, задуманный Богом от начала и явленный в Новом Завете, стал заветом для каждого человека, который принимает его по вере.

Как ни славна была победа Аврама, но она могла повлечь за собой мщение со стороны потерпевшего поражение царя, и потому теперь Аврам более чем когда-либо нуждался в поддержке. И сказал Господь Авраму: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика » (Быт. 15.1). В ответ на жалобу Аврама о том, что он до сих пор бездетен, Господь обещал ему рождение наследника и повторил обетование о многочисленном потомстве. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков » (Быт. 5.5). И «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность » (Быт. 15.6). Вновь подчеркивается вера Аврама и теснейшая связь веры с праведностью, что позволило потом апостолу Павлу говорить об Аврааме как об отце всех верующих, которым, как и Аврааму, вменилась праведность по вере в пришедшего Спасителя (см. Рим., гл. 4).

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени через рассечение животных. В это время напал на Аврама глубокий сон, и во сне Господь открыл праведнику дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12–16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Но из страны порабощения они возвратятся опять сюда, в свою землю, которую Бог дает им и которая по обетованию Божию будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.18). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя в знак заключения завета.

Но прошло более двадцати лет, Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, а наследник у Аврама еще не родился. И тогда Господь вновь обратился к Авраму и подтвердил их завет: «…Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1–2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих народов, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». И ему и его потомкам отдается ханаанская земля в вечное владение. Но, более того, Господь обещает Аврааму быть его Богом: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму.

Завет состоял, в первую очередь, из обетований Божиих, но от Авраама и его потомков также требовалось нечто, что стало бы видимым знаком этого завета, напоминанием о заключении завета с Богом. Этим знаком по повелению Господа стало обрезание, которое необходимо было совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения, в том числе над детьми слуг и рабов, которые, живя среди народа Авраама, также принимают участие в завете. Обрезание имеет важное прообразовательное значение, указывая на таинство Крещения, которое также вводит человека в завет с Богом, но только уже завет Новый.

Обращаясь вновь к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». При этих словах Авраам «пал… на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе:…неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16–17). По словам прп. Ефрема Сирина, «Авраам посмеялся, не потому что усомнился… Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость; тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ними. Посему-то и говорит ему Бог: воистинну, се Сарра жена твоя родит тебе сына ». И имя было определено для сына Авраама – Исаак, что с еврейского языка как раз и означает «он воссмеется, возрадуется», указывая на радость родителей по поводу рождения Исаака. И с ним также Господь обещает поставить завет: «и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19). Более того, было указано точное время рождения Исаака – ровно через год после этого обетования (Быт. 17.21).

В тот же день Авраам в знак завета с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

Итак, первый завет, который мы рассмотрим подробно, это завет Бога с Авраамом - прародителем еврейского народа, первым из так называемых «патриархов». Первоначальный вариант имени этого человека – Аврам, но после того, как Бог призывает Аврама, Он изменяет его имя на «Авраам» (мы будем использовать второй вариант). Давайте прочитаем 12 главу Бытие, стихи 1-7 . Здесь Бог даёт Аврааму обещания. Читая, обращайте внимание на то, что Бог обещает Аврааму.

«1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе ; 2 и Я произведу от тебя великий народ , и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные . 4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. 5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. 6 И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. 7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему» Быт. 12:1-7.

Вопрос: какие обещания Бог дает Аврааму? Когда Бог впервые обратился к Аврааму, тот находился в городе Ур в древнем Вавилоне. Затем он перешел в город Харан, и Господь призвал его идти в землю, которая впоследствии станет Палестиной, местом обитания еврейского народа. Бог избрал Авраама среди других жителей Вавилона, и этот выбор объясняется не особыми заслугами Авраама, но Божьим желанием. Понятие избрания будет прослеживаться на протяжении Писания, поэтому нам следует обратить на него внимание. Бог не только обещал дать Аврааму землю, но и произвести от него народ и благословить Авраама и его потомков, а также через него – все народы земли. Но Бог не только дает Аврааму обещания, Он также заключает с ним завет, который требует определенных действий от обеих сторон. В Быт. 15 мы читаем о том, как Авраам интересуется у Бога, как Бог собирается произвести от него, бездетного, великий народ. В ответ Бог объявляет о желании заключить с ним завет. Давайте прочитаем всю 15 главу и разберемся, о чем здесь идет речь.

«1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. 2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. 3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. 4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. 5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. 6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. 7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. 8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? 9 [Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. 10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. 11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. 12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. 13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, 15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; 16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. 17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными]. 18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: 19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, 20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, 21 Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев» Быт. 15:1-19.



Вопрос: обратите внимание на ст. 6. Что значит «вменил в праведность»? Что подразумевается под «верой» в данном случае? Здесь мы снова встречаемся со словом «праведность». Здесь становится ясно, что это правильное положение перед Богом, которое человеку дает Сам Бог. Далее в Библии это понятие будет раскрываться все полнее и полнее. «Вменить » значит «присвоить, засчитать на чей-то счет». Об этом процессе мы будем подробнее говорить, когда подойдем к Новому Завету. Под «верой » подразумевается доверие словам (или обещаниям) Бога, см. ближайший контекст. Понятие веры также является одним из самых важных в Библии. Оно будет уточняться на протяжении библейского повествования. Вопрос: какое видение получает во сне Авраам и о чем оно? О каком народе идет речь? Бог обещает произвести от Авраама народ, которым, как мы знаем, стал еврейский народ. Бог предсказывает Аврааму в видении о том, что произойдет с этим народом в будущем.

Пойдем дальше. Мы видим, что Бог подтверждает Свое обещание заветом, который Он заключает с Авраамом. Вопрос: в чем смысл ст. 9 и 10? Завет скрепляется кровью жертвенных животных, которые рассекаются пополам в знак того, что у завета есть две стороны. В чем же суть этого завета с Авраамом? Об условиях завета говорится в Быт. 17 . Давайте бегло прочитаем про себя Быт. 17. Итак, с одной стороны, Бог будет Богом Авраама и его потомков, Он даст им во владение землю и произведёт от Авраама многие народы. С другой стороны, Авраам и его потомки должны исполнять завет, т.е. сохранять верность Богу, а также скрепить их принятие условий завета при помощи видимого обряда обрезания (См. 17:23 ). Итак, в Быт. 12 говорится о Божьих обещаниях, в 15 главе говорится о заключении завета с Авраамом, а в Быт. 17 излагаются условия этого завета.

Давайте рассмотрим ещё одно событие из жизни Авраама. Это событие записано в Быт. 22 и происходит после рождения обещанного сына Исаака. Кстати, перед тем, как дождаться обещанного Богом Исаака, Авраам попробовал ускорить исполнение Божьего обещания: он и его жена Сарра взяли дело в свои руки, и Сарра подослала к нему свою служанку Агарь, от которой у Авраама родился сын Исмаил, который впоследствии, кстати, стал прародителем арабов. Кроме того, Авраам дважды лгал, выставляя Сарру своей сестрой перед врагами, чем ставил под угрозу исполнение Божьего обещания. Но Бог показал Аврааму, что Он Сам определяет время исполнения Своего обещания и что обещанного сына Аврааму родит Сарра, как вскоре и произошло.

Итак, в 22 главе Бог повелевает Аврааму принести в жертву своего сына Исаака. Прочитайте Быт. 22:2. Зачем Он это делает, спросите вы? Интересно, что принесение в жертву детей было распространённым идолопоклонническим обрядом на древнем Востоке. В языческих ритуалах в честь Бога Молоха дети бросались в огонь. Но Бог Библии хочет показать, что Он не таков и не желает этого. С одной стороны, Бог испытывает Веру Авраама. Способен ли Авраам доверять Богу как минимум так же, как язычники, которые готовы приносить в жертву идолам своих детей? См. Быт. 22:16-18. С другой стороны, Бог показывает Аврааму, что таким образом Ему не угодить. Бог Сам, как сказал Авраам (Быт. 22:8 ), усматривает Свою жертву. См. Быт. 22:13.

В дальнейшем Авраам будет грешить против Бога, его сын Исаак будет проявлять слабохарактерность. Внук Авраама, сын Исаака, Иаков, через которого будет идти обещанная Богом линия потомства, окажется плутом и обманщиком (о чем, собственно, свидетельствует его имя). У Иакова будет двенадцать сыновей, один из которых будет спать с наложницей своего отца, а второй вступит в половую связь со своей невесткой. А десять из его сыновей сговорятся между собой из зависти продать в рабство одиннадцатого. Но через этого одиннадцатого Бог избавит их от смерти. Вот такие вот «патриархи»! Но Бог не стирает их с лица земли. Он поклялся быть верным Своему завету с Авраамом. Через поколения Бог остаётся верным Своему обещанию. Как Он и обещал, Он произведёт от Авраама народ, который не уничтожит, но сохранит, и который Он введёт в обетованную землю. И, в конце концов, из этого народа произойдёт Тот, через Кого благословятся все народы земли, как было обещано Аврааму.

Заключение

Вся мировая история имеет отношение к обещаниям, данным Богом Аврааму. Наивысший и полный смысл истории раскрывается в личности Иисуса Христа, потомка Авраама, в лице которого Бог исполнил обещания, данные Аврааму. В результате размышлений над отрывками и понятиями этого занятия мы должны уже предвкушать то, как все сюжетные линии Божьей истории, идущей от сотворения и от призвания Авраама, приведут нас впоследствии к Иисусу Христу. Авраам будет сделан для нас примером веры в Бога: Он поверил в то, что Бог исполнит Свои обещания, несмотря на обстоятельства (напр., Рим. 4:1-25 ). Он поверил в грядущего Спасителя, о Котором он знал лишь смутно. Кроме того, завет с Авраамом, как и другие заветы в Библии, указывают на Новый Завет, который Бог заключает с человеком в одностороннем порядке, т.е. Сам обязуется выполнить условия Завета в лице Иисуса Христа. Бог обеспечивает Жертву, которая бесконечно превосходит по ценности жертву, которую Он обеспечил для Авраама в Быт. 22.









2024 © sattarov.ru.