Как жили горожане в средние века. Феномен средневековой культуры. Повседневная жизнь человека Средневековья. Факт: в городах был комендантский час


Сегодня я хочу показать вам насколько тяжело жилось нашим предкам в русской деревне 10-го века. Все дело в том, что в те годы средний возраст человека составлял примерно 40-45 лет, а мужчина считался взрослым уже в 14-15 лет и на тот момент мог даже обзавестись детьми. Смотрим и читаем далее, довольно интересно.

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.
Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.



Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.
Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.



Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?
Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.



Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще - набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.

При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.

БЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ЭПОХУ СРЕДЕВЕКОВЬЯ


Все средневековые жилища – от замка до самой убогой хижины – были тождественны в одном: они должны были скрыть, спрятать, защитить их владельца от внешних, враждебных сил. В отличие от античного (например, римского) строения, которое в определенном смысле было “открытым” домом, жилище средневекового человека должно было не только дать приют, но и скрыть его обитателей от любопытных непрошенных взоров. Именно поэтому оно подобно крепости или маленькому городу, было обнесено глухой стеной или забором, имело узкие окна, закрывавшиеся ставнями. Ибо, по выражению французского историка Э.Фараля, “быть увиденным в Средневековье означало потерять свободу”.До ХП в. городские дома мало чем отличались от сельских. И в этом не было ничего удивительного: большинство городских жителей составляли выходцы из деревень, которые принесли с собой и свои строительные навыки. Конечно тип и материал (из которого возводили дома) были разнообразны и зависели, в первую очередь, от состоятельности владельцев, их положения в обществе, богатства, а также местных условий. Вплоть до конца средних веков большая часть жилищ крестьян и простых ремесленников строилась из ивняка, обмазанного глиной, бревен и плохо отесанного камня. Встречались также полуземлянки, крытые соломой. Замки, дворцы, городские дома существенно менялись за период средних веков, но деревенское жилище, по сути дела, почти не изменилось с древности до ХХ в. Европейские феодалы (за исключением Южной Италии и с определенного времени Италии), как правило, селились вне городов. Те, кто имел возможность, возводили замки. Первые замки возникли в 1Х-Х вв. во Франции и на первых порах представляли собой деревянную, а затем каменную прямоугольную в плане башню – донжон, возводившуюся чаще всего на естественном либо насыпном искусственном холме, который окружали ров, вал и палисад. Донжон разделялся на несколько ярусов-этажей деревянными перекрытиями, нижний ярус мог быть забит балластом, жилище феодала и его семьи находилось на третьем этаже. Постепенно строительство замков усложнилось. Их начали возводить из камня, палисад сменила стена, укрепленная угловыми башнями с зубцами и бойницами. Далее находился сухой или наполненный водой ров, через который был перекинут подъемный мост.В ХП-ХШ вв. почти все европейские замки превратились в своего рода неприступные крепости и усложнились не только как фортификационное сооружение, но и стали включать, помимо донжона, целый ряд других построек, как-то: дом, замковую капеллу, дома ремесленников, тюрьму, колодец, “банальную” печь, всевозможные хозяйственные постройки. Такой замок очень напоминал эмбрион будущего города.

Дома в период Средневековья строились из разных материалов. Преобладание деревянного или каменного строительства в том или ином регионе зависело прежде всего от местных традиций и природно-географических условий. В Средиземноморье, где леса были достаточно рано уничтожены, кирпич и камень (а также гранитные блоки) служили строительным материалом чаще, чем на севере Европы, в Скандинавии, Англии, лесистых районах Франции и Германии. К северу от Луары во Франции, а также Германии и Англии дома первоначально были бревенчатыми. И лишь с Х1 в. их стали заменять жилища на каменном цоколе, на котором возвышались 2-3 этажа. Деревянные каркасы этих этажей заполнялись глиной с рубленой соломой, камнем. С течением времени (примерно с Х1У в.) в городах получило распространение каменное строительство; стали воздвигать жилища из камня и кирпича, что, безусловно, означало определенный прогресс средневекового строительства (Хотя следует признать, что к северу от Луары каменные дома горожан в Х1У в. были еще редкостью. И, как говорят исторические источники, в массе своей городские постройки были весьма невзрачны. Множество небольших городков до конца Средневековья продолжали оставаться деревянными). Вначале из камня строили церкви, затем стали возводить дома знати и отдельные муниципальные здания, а также жилища тех ремесленников, которые в своем производстве использовали печь и горн (например, пекарей, кузнецов, аптекарей). Уже в ХУв. во Флоренции дома из камня возобладали над деревянными. В это же время начал «одеваться камнем» Париж. В Лондоне кирпич стал употребляться в строительстве лишь в ХУ1 в. при Елизавете, но окончательно утвердился только после пожара 1666 г., уничтожившего третью часть города. До этого (в своем большинстве) городские и сельские постройки Англии возводились с использованием деревянного каркаса с глиняным наполнением. Впрочем, несмотря на успехи строительной техники, кварталы бедняков как и раньше строились из ивняка, глины и плохого дерева.

Из кровельных материалов наиболее употребительными были солома и тёс. Черепичные крыши (и гонт) появились только в позднее Средневековье, хотя и в это время не было недостатка в крышах, покрытых соломой (особенно в деревнях) и дранкой, которые представляли собой серьезную опасность из-за легкой воспламеняемости. По свидетельству источников (хроник и др. средневековых документов), магистраты ряда европейских городов во избежание пожаров обещали денежную помощь и компенсировали часть расходов тем горожанам, которые заменяли крышу своего дома с соломенной на черепичную. Опять-таки погорельцам оказывалась помощь лишь в тех случаях, когда их дома были покрыты черепичной, а не соломеной крышей. Но тем не менее крыши из черепицы (а также шифера) были очень дорогим удовольствием (не говоря уж о том, что они были слишком тяжелы для деревянного каркаса жилых строений) и даже на исходе Средневековья оставались редкостью. В силу дороговизны черепичные крыши были символом состоятельности владельца. Впрочем, дороговизна и престижность черепичных (а также шиферных) крыш толкали жителей средневековых городов на всевозможные подделки и имитации. Например, дранку и солому окрашивали в красный цвет. На одной из миниатюр ХУ в. средневековая Вена выглядела как сплошное «море» красных крыш, оказавшихся при ближайшем рассмотрении, как отмечает итальянский гуманист Сильвио Пикколомини, соломенными.

В Средиземноморье преобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп – с островерхими. Но и там, и здесь средневековый дом выходил на улицу торцом, имевшим более двух-трех окон и не имел нумерации; ее заменяли отличительные знаки: барельефы на религиозные сюжеты и скульптурные портреты владельцев (являвшиеся, кстати, своеобразным украшением фасада). Двери средневековых домов были окованы железом, окна нередко зарешечивались и закрывались плотными ставнями.

Земля в городской черте стоила очень дорого. Поэтому в средневековых городах (в отличие от античных) дом рос вверх и обычно состоял из нескольких этажей. Впрочем, городские дома разрастались вверх не только за счет этажности, но и за счет антресолей, консолей, мезонинов, чердаков. Комнаты и комнатушки лепились друг к другу в беспорядке; этажи образовывали выступы, так называемые эркеры или «фонари», нависавшие над улицей. Под лестницей возникали каморки, под крышей – чердаки, и в выемках (например, первого этажа) – чуланы. Кроме того, дом разрастался вниз - за счет полуподвалов, подвалов; и вглубь - за счет задних помещений и пристроек.

Комнаты даже одного этажа могли находиться на разных уровнях и соединяться между собой узкими лесенками, ступеньками, извилистыми коридорчиками. Дом рядового горожанина – ремесленника или купца – (помимо жилых помещений) включал в себя мастерскую или лавку. Он был местом, где работали. Тут же жили ученики, подмастерья, слуги. Таким образом, трудовая деятельность, и рабочее время еще не вычленились из домашнего, бытового времени и пространства. Мастерская или лавка размещалась, как правило, в нижнем этаже городского дома, здесь же хранилось сырье и инструменты. Если дом использовали как лавку, оконные ставни раздвигались на шарнирах: нижняя часть опускалась и служила прилавком; верхняя – поднималась и выполняла роль навеса.

Поработав в мастерской на первом этаже, хозяин мог подняться отдохнуть в жилое помещение на втором этаже. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни (если они были) обычно располагались на первом или в полуподвальном этаже. Во многих семьях они одновременно служили и столовой. Только в замках и монастырях пищу приготавливали в особом помещении. Внутри средневекового жилища (будь то замок знатного феодала, или дом простого горожанина) было сумрачно и не очень просторно, как могло показаться снаружи. Жилище, помимо столовой, состояло из нескольких комнат и спальни (даже у королей, кроме залов, была всего одна общая спальня.Кстати, само по себе это новое явление, присущее лишь Средневековью: в средневековом доме не было обособленной женской половины (гинекея), как в доме античном). Главным были не роскошные покои, а надежные стены. В домах простонародья (особенно деревенских) спальня не отделялась от столовой-кухни. Такой дом состоял, как правило, из одного жилого помещения (служившего одновременно горницей, спальней, кухни), к которому примыкали сарай, стойло для скота, закрома. Помещения для скота и хозяйственных нужд располагались под одной крышей с жилым (например, во многих районах Италии и Франции, Северной Германии) или обособлено от него (например, в Южной Германии, Австрии). При всем многообразии региональных вариантов деревенские дома были в целом грубее и проще, архаичнее и консервативнее городских.

Полы нижнего этажа рядового средневекового дома были земляными. Его покрывали в зависимости от времени года сеном (зимой) или свежей душистой травой (летом). Врачи поддерживали этот обычай. На верхних (втором и последующих) этажах полы были деревянными. Такой пол не только защищал от холода, но и давал “приют” бесчисленным насекомым. Паркет появился только в Х1У в., но был большой редкостью вплоть до ХУШ в. даже во дворцах. Со временем в состоятельных домах среднего и высокого достатка полы нижнего этажа стали покрывать каменными и керамическими плитками.

Что первое всплывает у вас в воображении при словах «средневековый город»? Наверняка это грязные улицы, наводнённые бродягами, трактиры с мерзкой безвкусной едой и ушлые торговцы, продающие низкосортные товары. Но всё было совсем не так.

Факт: трактирщики были богатыми людьми

В представлении большинства людей средневековый трактирщик - это здоровенный грубый мужик, подающий на стол кое-как приготовленную еду и берущий за это сущие гроши. Но, во-первых, около 10–20% владельцев трактиров в Средние века были женщинами. А во-вторых, городские трактирщики были состоятельными людьми.

В городских трактирах чаще всего останавливались государственные чиновники, торговцы и представители духовенства. А большинство из них были богатеями, охотно оставлявшими деньги за хороший сервис, например, за чистые кровати и уход за своими лошадьми. К тому же трактиры были центрами сплетен и торговли. Будучи всегда в курсе событий, трактирщики нередко становились ещё и владельцами различных предприятий и магазинов. А тех трактирщиков, кто обладал отличной репутацией, нередко избирали на какую-нибудь общественную должность.

Факт: в Средние века существовал фастфуд

Немногие горожане в Средневековье могли похвастаться тем, что в их доме есть печь. В то время они были очень опасными, и из-за них часто возникали пожары. Поэтому городские жители приносили подготовленные продукты в пекарни и просили разрешения воспользоваться печью. Но чаще всего они забегали в какую-нибудь пекарню, чтобы купить вафли, блины и пироги, которые можно съесть на ходу.

У средневековых пирогов было много начинки, а тесто выступало в роли контейнера для еды, обычно его не съедали. Примечательно, что магазины, торгующие фастфудом, оставались открытыми и после наступления темноты.

Миф: средневековая еда была пресной и невкусной

Даже крестьяне, живущие в деревнях, находили способы улучшить вкус своих простых овощных блюд и каш. Они добавляли в них душистые травы, выращенные на своём же огороде. А жители городов и вовсе не стеснялись пользоваться специями, особенно жители Лондона. В столицу Великобритании каждый день прибывали корабли, гружёные специями.

На городских рынках в Средние века можно было встретить знакомые нам имбирь, тмин, гвоздику и другие специи. Не был редкостью и рис, привозимый из Азии. Разумеется, стоили специи довольно дорого, но городские жители могли себе это позволить. А повара в пекарнях и трактирах соревновались друг с другом в умении пользоваться специями, чтобы привлечь покупателей. Правда, рассчитывать на ароматные вкусные блюда и сладкую выпечку могли только зажиточные горожане. Люди победнее покупали в пекарнях выпечку, подслащённую дешёвым мёдом, а не дорогим сахаром.


Разнообразие средневековой кухни. Автор Джакопо Чименти. 1625 год

Факт: в Средневековье существовал футбол

Какие виды средневекового спорта вы можете назвать? Наверняка скачки на лошадях, фехтование и стрельбу из лука. Но, оказывается, в те времена был чрезвычайно популярен футбол! Только тогда он назывался просто - мяч.

Правила средневекового футбола несколько отличались от современных. Толкать мяч можно было любой частью тела, в том числе и руками, а в футбольной команде было около 400 человек. Этой толпе разрешалось драться и пинаться, а матчи проводили не только на загородных полях, но и прямо на городских улицах. Часто соперниками в футболе становились люди разных профессий. Сражались между собой и дамы, незамужние против замужних. В XIV веке король Эдуард II попытался ввести запрет футбол, но у него ничего не вышло. С изменёнными правилами эта игра дошла до наших дней.

Факт: в городах был комендантский час

Преступность на улицах была главной проблемой средневековых городов. И её причина крылась в отсутствии полиции и разрешении носить оружие практически любому человеку. Но средневековые власти, пытаясь бороться хотя бы с ночной преступностью, сделали важный шаг - ввели комендантский час.

Начинался комендантский час незадолго до захода солнца. С возвещающим о нём звонком ворота в город закрывались, и никого не пускали и не выпускали. Все жители обязаны были разойтись по домам, а выпивох, засидевшихся в трактирах, владельцы выталкивали на улицу прямо в распростёртые объятия ночных надзирателей. Те были добровольцами и охотно отвозили нарушителей в каталажку. При этом они не трогали чернорабочих, работавших допоздна, и именитых горожан. Простых людей же могли запросто остановить, допросить и, если ответы не устраивали надзирателя, препроводить в городскую тюрьму. Без уважительной причины находиться на улице после захода солнца было запрещено.

Факт: за вход в город нужно было платить

В Средние века за вход в большие города нужно было внести определённую плату на воротах. Не платить за вход и выход из города могли только проживающие в нём горожане. С простых путешественников брали чисто символическую плату, если они не везли ничего на продажу. А вот с торговцев, приезжающих на ярмарки, деньги брали по полной. В каждом городе имелся список ставок, по которым торговцы обязаны были заплатить налог за тот или иной ввозимый товар.


«Пейзаж с римскими руинами». Автор: Поль Брилл, 1580 год

Факт: в Средневековье проституция была легальна

В Средние века взгляды людей на добрачные половые отношения были весьма пуританскими. Но вместе с этим во многих городах были вполне легальные бордели, существование которых объяснялось весьма просто. Считалось, что мужскую похоть нужно удовлетворять безопасным способом, чтобы защитить невинность честных дам.

Все владельцы борделей обязаны были предоставлять отчёт о своих прибылях и убытках в городской совет. А финансировались эти заведения не за счёт правительства или церкви, а за счёт богатых покровителей. При этом иногда бордели принадлежали высокопоставленным членам духовенства. Разумеется, это держалось в тайне от посетителей. В некоторых городах владелец борделя обязан был присягнуть мэру и служить только ему. А в Вене борделями могли владеть только женщины.

Миф: люди были зависимы от лордов

Жители деревень и правда были привязаны к земле, на которой они жили, и считались собственностью лордов. Но они всегда могли обратиться в суд, если с ними обращались плохо. Если всё было совсем худо, то крестьяне при должной удаче могли сбежать в город и стать свободными, прожив в нём больше года. А вот горожане были совершенно независимы.

Конечно, городские жители должны были соблюдать законы и платить налоги, особенно на землю. Последние, к слову, шли к лорду, на земле которого находился город. Но при этом жители подчинялись не лорду, а городскому совету, который сами же избирали.

Факт: средневековые гильдии были очень влиятельны

В Средние века, конечно же, существовали ушлые торговцы, пытающиеся впарить товар ненадлежащего вида. Но работали такие в основном на дешёвых рынках или в мелких лавочках. В серьёзных магазинах ситуация обстояла иначе.

Городские торговцы обязаны были состоять в гильдии. Это было выгодно обеим сторонам. Состоящие в гильдии всегда могли рассчитывать на медицинскую страховку и страхование жизни, а ещё на выплату пособия для многодетных семей или денежную помощь в сложной ситуации. Также гильдии финансировали строительство церквей и дошкольное образование и помогали мастерам найти учеников. В ответ члены гильдии обязывались помечать свои товары особым знаком и неукоснительно соблюдать установленные стандарты качества. А если покупатель был недоволен купленным товаром, то он мог пожаловаться в гильдию, и нерадивый мастер обязан был выплатить компенсацию.

Факт: в городах было меньше жителей, чем в деревнях

Средневековые города по сравнению с современными были очень маленькими, а число населения в них постоянно менялось. Например, во время ярмарок за счёт торговцев и путешественников оно увеличивалось в два-три раза. Но фактически в городах жило мало людей, и тому было несколько причин.

В городах, несмотря на комендантский час, всё-таки было небезопасно. К тому же земля в городе стоила очень дорого, а значит, не каждый мог позволить себе построить дом в черте города. Но главной причиной нежелания людей жить в городах в Средние века было то, что жизнь в них была по сути бесполезной. В те времена большинство людей занималось сельским хозяйством, и отправляться жить в город им было невыгодно. Так что в городах жили в основном богачи, ремесленники и торговцы. По примерным подсчётам только 12% людей в Средневековье были городскими жителями.

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. В раннем средневековье парная семья – родители с детьми – как самостоятельная обычно не воспринималась и включалась в более широкий круг родственников и всех, живших под одной крышей, в том числе и слуг.

С IХ в. для благословения новобрачных начинают привлекаться священники. В ХI в., не без церковного влияния, в качестве основной ячейки начинает восприниматься малая парная семья. С этого времени влияние церкви на семью усиливается, венчание в храме превращается в основной обряд ее создания, хотя обязательным оно стало только в ХIII в. Но и позднее сохранялось не освященное церковью сожительство, особенно в крестьянской среде, хотя дети от таких связей часто считались незаконнорожденными.

Чувства не были основой семьи, а ее дополнением. Суть брака церковь видела только в продолжении рода человеческого. Страсть осуждалась, ибо уводила от любви к Богу. Поэтому пылкое отношение мужа к своей жене квалифицировалось как грех, вид разврата.

В брак вступали рано. Согласно церковным правилам, жених должен был достигать 14 лет, невеста - 12. Выбор супругов, особенно таких малолетних, осуществляли родители исходя из экономических или престижных соображений.

Женщина в семье, как и в обществе, занимала приниженное положение, что во многом опиралось на церковное представление о ней как приманке сатаны, орудии соблазна и грехопадения, пришедшее из монастырей. Как самостоятельные личности женщины в средние века не воспринимались, в том числе и большинством их самих. Участие женщин в общественной жизни допускалось только через монашество. Аристократки в качестве настоятельниц могли добывать и реализовывать права на власть. Показательно, что адюльтер жены почти всегда считался поводом к разводу, а измена мужа – нет.

С другой стороны, развитие городской экономики позволило, в ряде случаев, повысить статус женщин. Постепенно в городах складывается набор женских профессий и занятий: ткачество, прядение, выпечка хлеба, пивоварение, управление трактирами. Однако дискуссия о грамоте для женщин продолжалась до конца средневековья (дома читать должны были мужчины).

Развитие семьи в средние века получило своеобразное отражение в изменениях оформления погребений . С V-VI вв. семья и дети исчезают с надгробий, как, впрочем, и сами надгмогильные изображения. Вновь надгробия появляются в ХI-ХII вв., но муж и жена захораниваются раздельно, дети вообще не изображаются. Совместные захоронения супругов отмечены с ХIV в. Тогда же появляются изображения детей, но без указания возраста и слов скорби. В ХVI в. появляются надписи о горе родителей, а изображения конкретного ребенка – лишь в ХVII в.

В условиях, когда чуть ли не большинство детей умирало в младенчестве, а почти половина женщин – при родах, когда эпидемии уничтожали всех подряд, когда редкая рана заживала и когда не зарубцовывался почти не один шрам, когда и сама жизнь, и церковь приучали постоянно думать о смерти, мысли о ней были будничными, привычными. До ХIII в. вообще считалось, что до второго пришествия Христа и Страшного Суда люди не умирают, а впадают в сон. Лишь с усложнением жизни, прежде всего, в городах, уже с ХII в. появляется страх перед смертью. А с ХIII в. представление о сне до Страшного Суда сменяется понятием Чистилища, в котором после смерти определяется, где пребывать душе, в раю или аду.

О развитии семьи свидетельствует история имен . Христианство ограничило выбор имен святцами (церковным календарем с именами святых, которые почитались церковью в тот или иной день). Имен в итоге стало меньше. Причем быстрее к этой традиции приобщалась знать, что выделяло ее среди остального населения. Но быстро появилось много одинаковых имен, что привело к возникновению фамилий, которые в Западной Европе произошли в ХII в. от прозвищ.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ. В средневековой Европе применялся солнечный календарь, возникший у древних земледельческих народов из потребности определять по солнцу начало полевых работ. В средние века европейцы использовали юлианский календарь . Но он был не совсем точным. Принятая в нем продолжительность среднего солнечного года превосходила истинную настолько, что за 128 лет накапливалась ошибка в 1 день. В результате сроки действительного весеннего равноденствия перестали совпадать с календарными. Это имело принципиальное значение для Пасхальных расчетов. Ошибку обнаружили в средние века, но лишь в ХVI в., когда ошибка составила уже 10 дней, при папе Григории ХIII создали комиссию по реформе календаря. В итоге появился новый, григорианский календарь , в котором ошибка в 1 день набегает за 3280 лет. Декретом папы вслед за 6 октября 1582 г. должно было следовать 15 октября. Но переход на новый календарь из-за рассмотренной консервативности людей затянулся даже в Западной Европе и на ХVII в.

На средние века приходится установление еще одного временнóго признака – христианской эры . Она была введена в 525 г. римским монахом Дионисием Малым, высчитавшим дату рождения Христа (753 г. от основания Рима). В документах понятие "христианская эра" стало употребляться с VII в. Но лишь с ХV в. все папские документы получили дату от Рождества Христова, а всеобщим это летосчисление стало только в ХVIII в.

Семидневная неделя в средние века была заимствована также от древних, от римлян, в средневековую Европу пришли и названия дней недели. Первое время христиане, как и иудеи, праздновали субботу как день, посвященный Богу. Но во II в. день отдыха был перенесен на день Солнца, а император Константин узаконил этот праздник. Каролинги сделали эту традицию обязательной по всей империи, объявив воскресенье днем отдыха и молитв.

Средневековый человек вообще был почти безразличен ко времени, что вызывалось общей рутиной жизни, ее однообразием, связью человека с природным ритмом. Время не ощущалось, его не берегли, хотя жили не долго, в среднем, до 30-35 лет. Считалось, что время – собственность Бога, человек над временем не властен.

Однако, при неторопливости, медлительности общества в целом, при медленном течении жизни, зависимой от природных циклов, люди быстро взрослели и быстро реализовывали свои способности: малая продолжительность жизни как бы спрессовывала время и к 25-30 годам люди много успевали. Особенно это относится к верхам общества: молодые короли, герцоги, епископы и т.д. Старость начиналась с современного зрелого возраста. Средневековым же миром правили молодые. Но церковное представление – все смертны – вело к недостатку жажды жизни.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ. Оно было таким же неторопливым, как и течение времени. За сутки обычно покрывали лишь несколько десятков километров. Столь неторопливо путешествовали не только из-за того, что не знали цену времени. В основном передвигались пешком, ибо на лошади было дорого. Часто аристократов, едущих верхом, сопровождали пешие слуги, т.е. преимущества в скорости у всадника не было. Но путешествие на лошади было комфортнее и отражало определенное социальное положение путника. Т.е. средняя скорость передвижения в средние века определялась скоростью пешехода и редко превышала 30 км.

В очень плохом состоянии были дороги. Прежде всего, они были узкими, более напоминая тропы. Зимой и в дожди они становились непроезжими. Лучше были дороги во Франции, благодаря введению королями и монастырями дорожной повинности. Мостов было мало, и отличались они непрочностью. Каменные мосты начали строить в ХIII в. Более удобными для передвижения были реки – "божьи дороги", как их тогда называли.

Вообще, средневековые дороги нельзя рассматривать с современной точки зрения. У них тогда были иные функции, ибо большинство людей передвигались пешком или верхом, что не требовало больших затрат на их твердое покрытие. Удобство при ходьбе и хороший обзор – вот все, что от них требовалось.

Мешала передвижению обстановка феодального произвола: таможенные пошлины, обязательные маршруты для купцов, которые определяли феодалы в своих владениях (путь нередко специально удлиняли для взимания дополнительных пошлин), плата за обязательный конвой, который должны были предоставлять феодалы. Хотя чаще они брали деньги за охрану и выдавали соответствующую грамоту. Но было бы неверно делать вывод о том, что дороги были почти всегда пустынными. Ездили много. Отсутствие надежной связи требовало личных контактов: буквально не слезали с седла многие короли. Часты были переезды феодалов из поместья в поместье: и для контроля, и для проедания запасов – легче было приезжать самими, чем перевозить продукты. Ездили купцы-коробейники из-за недостатка покупателей.

СВЯЗЬ. Описанное состояние путей сообщений приводило к тому, что на доставку писем уходили месяцы. Препятствием в развитии почтовой связи была и всеобщая неграмотность.

В ХII в. переписка становится более интенсивной, причем писали, в основном, любовные и религиозные письма. С ХIII в. распространилась и деловая переписка. Но надо заметить, что даже образованные люди чаще диктовали свои письма, ибо письмо было сложным и трудоемким делом. Почтовая служба была учреждена лишь в 1490 г. императором Фридрихом III Габсбургом.

ГИГИЕНА средневекового населения находилась на весьма низком уровне. Почти невозможно было стирать из-за отсутствия мыла, позднее – из-за его дороговизны. Большинство европейских народов не знали полотенец, носовых платков; до ХIII-ХIV вв. отсутствовало и нижнее белье. Посуда была общая, пили из общих кубков, пищу брали руками доставая ее из общего горшка.

Во многих городах по улицам бродили свиньи, валялись дохлые кошки, собаки. Даже в позднем средневековье почти не было водопроводов – вода часто была непригодной для питья. Там же, где все же были резервуары для воды, также часто плавали трупы кошек и крыс. Нечистоты из выгребных ям нередко попадали в соседние колодцы. Кладбища обычно находились около церквей, а так как церкви располагались, как правило, в центрах поселений, продукты разложения отравляли воздух и, особенно, землю с грунтовыми водами. Помои обычно выливали на улицу. Даже в ХVIII в. во Франции ночные горшки выливали за окна.

Но постепенно, особенно с развитием городов, начали приниматься меры по улучшению санитарного состояния. С ХII в. в Италии издаются эдикты о благоустройстве городов, и вводится контроль за продаваемыми продуктами. Тогда же в Англии и Германии появляются государственные врачи, базарные смотрители. Но возрождение гигиены (до античного уровня) началось в ХVI-ХVII вв., когда появились эпидемиологи.

ПИТАНИЕ тоже влияло на состояние здоровья. Средневековая пища была однообразной, лишь знать и богатые горожане могли разнообразить свое меню. Остальные испытывали, прежде всего, недостаток белков (мясо ели редко, обычно по праздникам). Почти не было сахара. Тростниковый сахар от арабов узнали с Х в. в Италии, но из-за дороговизны его использовали лишь аристократы, а остальные – как лекарство. Основной сладостью был мед. Мало использовали и растительное масло, распространенное только в Средиземноморье.

Недостаточную питательность компенсировали количеством. Особенно много ели хлеба. Овощей потребляли мало, что вело к нехватке витаминов. Употребление овощей и мяса увеличилось с ХIV в., что, кстати, вызвало рост спроса на соль, необходимую для хранения мяса и рыбы. Соль становится одним из основных продуктов торговли, в том числе и международной. С ХIV в. также вместо топленного свиного сала распространилось сливочное масло, что способствовало развитию молочного животноводства в странах побережья Северного моря. Тогда же стали разводить пресноводную рыбу в прудах, что обеспечивалось устойчивым спросом на скоромную рыбу по пятницам и в период поста. К этому времени христиане уже научились как-то сочетать верность вере и уже сложившиеся привычки к удобствам и комфорту.

Но пище не хватало остроты: недостаток пряностей заменяли соусами из чеснока и лука, уксусом и горчицей. Мясо обычно подавали в виде тушенки с приправами из кореньев, бобов, трав. Для лучшего усвоения обильную жирную пищу запивали большим количеством воды. Пили много, по полтора литра вина или пива на человека в день.

Вилок не было в ХIV в. они еще считали разнузданной роскошью. Ложками тоже пользовались мало. Наиболее популярными были ножи и собственные пальцы. Руки даже в знатных домах обычно вытирали о скатерть.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ в средневековую эпоху была развита слабо. Не только в сельской местности, но и во многих городах не было врачей. Редкие больницы, в которых нередко лежало по несколько больных на одной койке, обслуживались монахами и монахинями, не имевшими специальной медицинской подготовки.

Но все же медицина развивалась. С конца ХII в. появились частные больницы. Тогда же в городах стали основывать и больницы для "своих" бедных (то есть только для законных жителей данного города). С ХIV в. отмечены коммунальные больницы, но только для бюргеров, плативших специальный взнос. Иногда такие больницы владели землями и деревнями.

Научные исследования были развиты слабо. Латеранский собор 1139 г. запретил монастырским врачам делать операции, а в 1163 г. появился церковный рескрипт о запрете преподавания хирургии из-за ее вмешательства в Божьи тайны. Эти запреты способствовали появлению светских врачей.

В деле организации гражданской медицины много сделал император Фридрих II Штауфен Он поддержал Салернскую школу врачей (в Сицилии), дал ей Конституцию (Устав), согласно которой медицинское образование состояло из предварительного трехлетнего обучения общим наукам, затем пятилетнего изучения медицины по Гиппократу, и Галену и года работы под руководством опытного врача. В особом списке в Салерно регистрировались аптеки; частным лицам запрещалось изготавливать лекарства, любовные напитки и яды.

ДОСУГ, ЗРЕЛИЩА. Основным видом средневековых развлечений в Западной Европе были танцы , распространенные во всех слоях общества и связанные со светской инструментальной музыкой. С неистовыми, зажигательными плясками танцовщиц резко контрастировали танцы в высших слоях общества. Хотя в них, в основном, были те же элементы, но исполнялись они сдержаннее, в соответствии с этикетом. Отношение к танцам в обществе было различным. Моралисты не отличали танцовщиц от любострастных куртизанок: женщина, пустившаяся в пляс – заведомая бесстыдница. Сохранились многочисленные изображения, на которых танцующие женщины символизировали различные пороки и даже сопровождали грешников в ад. Непокрытые распущенные волосы и искусные прически клирики сравнивали с языками адского пламени и считали одним из средств дьявольского соблазна.

Но не только танцами славились жонглеры. Артисты были исполнителями, а часто и авторами всевозможных пародий: и на разные стороны тогдашней жизни, и на людей, как по их социальным группам (дворяне, клирики и т.д.), так и персонально. К тому же в условиях средневековой корпоративности бродячий образ жизни вызывал подозрение сам по себе. Тем более, что такое положение артистов исключало повседневный контроль за ними, что тоже противоречило тогдашним нормам жизни.

Среди развлечений видное место занимали игры . В ХIII в. в Париже и Новгороде была известна игра, похожая на хоккей – шар гоняли подобием клюшки. С того же времени известны санки с полозьями из лошадинных челюстей. Из них же – коньки, у которых с ХIII в. появились и металлические полозья. С ХIII/ХIV в. во Франции начали играть в кегли. Тогда появилась и игра в волан – с помощью дощечек перебрасывали шар с перьями. С ХIV в. в английской деревне появился футбол. С древности распространилась игра в кости. Ее популярность – в зависимости от случая, что вполне соответствовало средневековому миропониманию. Более изысканными стали появившиеся в ХV в. карты, в которых сохранился тот же принцип игры случая. Распространившиеся в ХI-ХIII вв. шахматы были игрой благородных.

Вообще-то, в средние века был дефицит развлечений. Низкий уровень образованности требовал развлечений простых, прежде всего – зрелищ , жажда которых – одна из важнейших потребностей средневекового человека. Жажда зрелищ делала популярными и публичные казни. Но интерес, порой нездоровый, к казням вызывался и общей грубостью нравов, меньшей, чем теперь, чувствительностью, что определялось более суровым бытом: холодом в жилищах, темными из-за слабого освещения ночами, повсеместной охотой не только забавы ради или добычи пищи, но и для защиты от хищников.

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. В раннем средневековье основным был труд земледельца. Но и он считался низким, занятием зависимых людей, сервов. Большинство ремесел в раннее средневековье считались "низкими". Вообще, докапиталистическим обществам было чуждо стремление к ежедневному труду, разве что для добычи хлеба насущного. Но не для накопления состояния. Для этого привычны были иные пути: придворная или военная служба, наследство, ростовщичество, алхимия. Поэтому купцов не любили: крестьяне не доверяли, знать завидовала.

Перелом в отношении к труду начался на грани Х/ХI вв., что было связано с подъемом городов и развитием самостоятельного ремесла. С появлением новых профессий постепенно сокращается число неугодных занятий – учитывалась их польза. Постепенно повышался престиж труда. И если раньше церковь рассматривала труд как покаяние за прегрешения, теперь складывается церковная концепция труда как средства самообеспечения и активного спасения души. Особенность городской ментальности – стало нестыдно богатеть. Богатый горожанин (мастер, купец) уже не принижен, как раньше. Он "делает себя сам", это способствовал преодолению в Европе традиционализма и архаики.

РОЛЬ И МЕСТО РЕЛИГИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. В Х-ХI вв. возрастает влияние монастырей на общество, но усилился и процесс обмирщения духовенства, ибо высший клир рекрутировался из феодальной среды, низший – из крестьян. С Х в. в Западной Европе распространилось трехчленное деление общества на "тех, кто молится, тех, кто воюет и тех, кто трудится". Духовенство в этой системе оказалось на первом месте.

Еще и в ХIII в. из-за неспособности к абстрактному мышлению, порожденной малограмотностью, миряне более усваивали эмоциональную сторону христианства. Религия оставалась для них на уровне ритуалов и жестов, видений и веры в чудеса. Восприятию теологических основ христианства мешала латынь. Церковь стремилась поддерживать и укреплять религиозность масс, большое внимание уделяла покаянию, которому регулярно должны были подвергаться все верующие. Для оценки их служили особые покаянные книги. В них были собраны типичные грехи и давались рекомендации священникам о наказаниях, которые надо было налагать за те или иные прегрешения.

ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ. В средние века слово закон употреблялось редко, чаще – право , права , правосудие . Часты были в юридических документах ссылки на обычай . Особенно ценились древние обычаи. Среди форм доказательств в раннем средневековье были распространены ордалии – судебные испытания, в ходе которых обвиняемый должен был доказывать свою невиновность в ходе ритуала – "Божьего суда", сохранявшегося до ХIII в.

С заменой судебных испытаний практикой дознания распространились пытки . С ХIII в. считалось, что у преступника слабая душа. Она не справится с телом. Поэтому надо мучить тело, чтобы выбить правду.

Среди наказаний – денежные штрафы (даже за убийства), позорные и телесные наказания, содержание в тюрьме на хлебе и воде (при отсутствии у осужденного денег). К распространенным наказаниям относилась и смертная казнь . Проводилась казнь по строгому ритуалу, который демонстрировал торжество закона. В ХIV-ХV вв. постепенно стала создаваться система уголовного сыска , что означало переход пресечения преступления от населения к государству.

С ХII в. распространяются идеи естественного права, источник которого – природа (наряду с Богом). Так начался отрыв правового сознания и от религии. В западноевропейское общество проникает представление о равенстве всех перед законом и естественным правом, которое может противостоять и собственному, личному праву: появляется осознание, чтобы другие признали твое право – нужен договор. К ХIV в. уже признается, что каждый должен иметь свое право , которое общепризнано. Отсюда, в сочетании с религиозными представлениями о нравственности, рождаются представления об общем порядке.

В ХIV в. происходит и полное возвращение к римскому праву. Понятие естественного права размежевало его с моралью, ибо в человеческой природе есть и пороки, большинство людей недостаточно добродетельны. Из-за испорченности они не могут жить по Божьему праву. Нравственная жизнь требует от них усилий. Поэтому для людей нужны гражданские (а не Божьи) законы. Отсюда и повышение в ХIV-ХV вв. роли судопроизводства и юристов.

С ХIV в. распространяется идея суверенности королевской власти – право издавать законы. Оскорбление короля считается государственным преступлением. Но это усилило зависимость подданных от королей. Для общественной пользы короли получают и права конфискации. То есть короли превращаются в носителей общего права. Новая монархическая доктрина ограничивала и частное право. Но идея народного суверенитета, хотя и ослабла, не умерла, сохранившись в городском самоуправлении. Возродилась и победила она в ходе буржуазных революций.

Крестьяне | Быт крестьян

Жилище

На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Открытый очаг медленно уступал место печи. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырём или кожей. Стекло использовалось лишь в церквях, у сеньоров и городских богачей. Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и когда топили, дым заполнял помещение. В студёную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом - в одной избушке.

Женились в деревнях обычно рано: брачным возрастом для девушек считалось часто 12 лет, для юношей 14 - 15 лет. Детей рождалось много, но даже в состоятельных семьях далеко не все доживали до совершеннолетия.

Питание

Неурожаи и голод - постоянные спутники Средневековья. Поэтому питание средневекового крестьянина никогда не было обильным. Обычной была двухразовая трапеза - утром и вечером. Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком. На юге Европы в еду добавляли оливковое масло, на севере - говяжий или свиной жир, сливочное масло было известно, но употреблялось весьма редко. Мяса в народе ели мало, говядина была совсем редкой, свинина употреблялась чаще, а в горных районах - баранина. Почти везде, но только по праздникам ели кур, уток, гусей. Употребляли довольно много рыбы, потому что 166 дней в году приходилось на посты, когда есть мясо было запрещено. Из сладостей был известен только мёд, сахар появился с Востока в XVIII веке, но был чрезвычайно дорог и считался не только редчайшим лакомством, но и лекарством.

В средневековой Европе много пили, на юге - вино, на севере - до XII века брагу, позднее, после того, как открыли применение растени. хмель - пиво. Следует отменить, что обильное употребление алкоголя объяснялось не только приверженностью к пьянству, но и необходимостью: обычная вода, которую не кипятили, ибо о болезнетворных микробах не было известно, вызывала желудочные заболевания. Спирт стал известен около 1000 года, но применялся только в медицине.

Постоянное недоедание компенсировалось сверхобильным угощением на праздниках, причём характер еды практически не менялся, готовили то же самое, что и каждый день (может быть, только давали больше мяса), но в больших количествах.

Одежда

До XII - XIII вв. одежда была удивительно однообразной. Слабо различались по виду и покрою одеяния простолюдинов и знати, даже, в определенной мере, мужские и женские, исключая, разумеется, качество тканей и наличием украшений. И мужчины, и женщины носили длинные, до колен, рубахи (такая рубаха называлась камиза), короткие штаны - брэ. Поверх камизы надевалась другая рубаха из более плотной ткани, спускавшаяся несколько ниже пояса - блио. В XII - XIII вв. распространяются длинные чулки - шоссы. У мужчин рукава блио были длиннее и шире, чем у женщин. Верхней одеждой являлся плащ - простой кусок ткани, накидывавшийся на плечи, или пенула - плащ с капюшоном. На ногах и мужчины, и женщины носили остроконечные полусапожки, любопытно, что они не разделялись на левые и правые.

В XII в. намечаются перемены в одежде. Появляются также различия в одежде знати, горожан и крестьян, что свидетельствует об обособлении сословий. Разграничение обозначается прежде всего цветом. Простонародье должно было носить одежды неярких цветов -- серого, чёрного, коричневого. Женское блио доходит до пола и нижняя часть его, от бёдер, делается из другой ткани, т.е. появляется нечто вроде юбки. Эти юбки у крестьянок, в отличие от знати, особенно длинными никогда не были.

На протяжении всего средневековья одежда крестьян оставалась домотканой.

В XIII в. на смену блио приходит обтягивающая шерстяная верхняя одежда - котта. С распространением земных ценностей появляется интерес к красоте тела, и новая одежда подчёркивает фигуру, особенно женщин. Тогда же, в XIII в. распространяются кружева, в том числе и в крестьянской среде.

Орудия труда

Среди крестьян были распространены сельскохозяйственные орудия труда. Это, прежде всего, соха и плуг. Соха чаще использовалась на легких почвах лесной полосы, где развитая корневая система не позволяла глубоко переворачивать землю. Плуг с железным лемехом, напротив, использовался на тяжелых почвах с относительно гладким рельефом. Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались различного вида бороны, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки. Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всей средневековой эпохи, поскольку знатные сеньоры стремились получать доходы от крестьянских хозяйств с минимальными затратами, а у крестьян просто не было денег для их совершенствования.









2024 © sattarov.ru.