Художественное своеобразие лирики Н. Гумилева. Сочинение «Своеобразие лирики Николая Гумилёва


В начале 1910-х гг. Гумилев стал основателем новой литературной школы – акмеизма. Во многом принципы акмеизма родились в результате теоретического осмысления Гумилевым собственной поэтической практики. Более того, как показала недолгая история этого течения, из крупных поэтов только Гумилев и оказался «настоящим» акмеистом (помимо дореволюционной лирики принципы акмеизма воплотились в стихотворениях предпоследнего сборника поэта «Шатер»).

Однако даже на фоне брюсовской лирической героики позиция раннего Гумилева отличалась особой энергией. Для его лирического героя нет пропасти между действительностью и мечтой. Будто споря со своим царскосельским учителем, сделавшим слово «невозможно» музыкальным ключом лирики, Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты, причудливых грез, вольной фантазии. Его ранняя лирика лишена нот трагизма, столь свойственных поэзии И. Анненского, А. Блока, А. Белого. Более того, Гумилеву присуща сдержанность в проявлении любых эмоций: сугубо личный, исповедальный тон он оценивает в это время как неврастению. Лирическое переживание в его поэтическом мире непременно объективируется, настроение передается зрительными образами, упорядоченными в стройную «живописную» композицию.

Ключевыми в акмеизме оказались категории автономии, равновесия, конкретности. «Место действия» лирических произведений акмеистов – земная жизнь, источник событийности – деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты. Поэт верит в созидательную силу слова, в котором ценит не летучесть, а постоянство семантических качеств. В стихотворениях сборника «Чужое небо» (вершина гумилевского акмеизма) – умеренность экспрессии, словесная дисциплина, равновесие чувства и образа, содержания и формы.

Символисты исходили из идеи слитности разных сторон и граней жизни, принцип сплошных соответствий подразумевал малоценность единичного, отдельного. По отношению к конкретным проявлениям реальности как бы намеренно культивировалась оптическая дальнозоркость: окружающее лирического героя «земное» пространство становилось бегло прорисованным, намеренно размытым фоном, на который проецировались «космические» интуиции. Гумилев и поэты его поколения гораздо больше доверяли чувственному восприятию, прежде всего зрительному. Эволюция раннего Гумилева – постепенное закрепление именно этого стилевого качества: использование визуальных свойств образа, реабилитация единичной вещи, важной не только в качестве знака душевных движений или метафизических прозрений, но и (а порой и в первую очередь) в качестве красочного компонента общей декорации.

Поэтика поздней лирики Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Его стихи наполняются чувством тревоги, эсхатологическими видениями, ощущениями экзистенциального трагизма. Пафос покорения и оптимистических дерзаний сменяется позицией трагического стоицизма, мужественного неприятия. Чувственно воспринимаемые образы в его стихотворениях преображаются смелыми метафорами, неожиданными сравнениями. Часто стихотворная композиция строится на развертывании ключевой метафоры, которая к финалу перерастает в символ. Поэт не довольствуется теперь красочной предметностью описаний, прозревает жизнь гораздо глубже ее наружных примет. Поздняя лирика Гумилева по своему тону и глубинному содержанию значительно ближе символизму, чем акмеизму.

Н. С. Гумилев начал свой путь в литературе в период расцвета символистской поэзии. Его первое стихотворение было опубликовано в 1902 г., а первый сборник стихов «Путь конквистадоров» вышел в свет в 1905 г. Неудивительно, что в его ранней лирике (кроме первого сборника к раннему периоду творчества относят следующие два) весьма ощутима зависимость от символизма. Интересно, что будущий акмеист следует в своем творчестве не за хронологически ближайшим себе поколением младосимволистов, а ориентируется на поэтическую практику старших символистов, прежде всего К. Бальмонта и В. Брюсова. От первого в ранних стихах Гумилева – декоративность пейзажей и общая тяга к броским внешним эффектам, со вторым начинающего поэта сближала апология сильной личности, опора на твердые качества характера.

От пышной риторики и декоративной цветистости первых сборников Гумилев постепенно переходит к эпиграмматической строгости и четкости, к сбалансированности лиризма и эпической описательности. «Его стихи бедны эмоциональным и музыкальным содержанием; он редко говорит о переживаниях интимных и личных; избегает лирики любви и лирики природы, слишком индивидуальных признаний и слишком тяжелого самоуглубления, – писал в 1916 г. В. Жирмунский. – Для выражения своего настроения поэт создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им характер полуэпический – балладную форму. Искание образов и форм, по своей силе и яркости соответствующих его мироощущению, влечет Гумилева к изображению экзотических стран, где в красочных и пестрых видениях находит зрительное, объективное воплощение его греза. Муза Гумилева – это «муза дальних странствий»

Прогулки в старшей группе на год по фгос Прогулки в старшей группе на год по фгос Картотека прогулок в старшей группе на лето Воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида поселка Октя...

Письма героев как средство их характеристики в произведениях отечественной литературы... Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений XIX века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристик...

Русский поэт-акмеист, критик, переводчик, путешественник, человек, возвысивший слово над «низкой жизнью» - все это сочеталось в одной личности Николая Гумилева. Еще одно яркое имя в «летописи» Серебряного века русской литературы. Его школа акмеизма пришла на смену литературного течения символизма. Акмеисты, в отличие от символистов, не стремились в заоблачные дали, а искали вдохновения в реальной жизни. Вот только реальность в их воображении была во многом усугублена, отображена в ярких красках их видения мира.

Любовная лирика поэта в основном пессимистична. Отношения между мужчиной и женщиной для Гумилева – это всегда не просто. Мотив непонимания друг друга влюбленными звучит в стихах достаточно часто. Во многом такое отношение к любви у поэта было связано с конкретной женщиной – Анной Ахматовой. Их непростые отношения дарили и радость, и боль одновременно. Интересно, что Гумилев называл Ахматову «мой враждующий друг».

Гумилев страстно любил путешествия, особенно по экзотическим местам. Созерцание необычной природы вдохновляло его на написание произведений. Но такая лирика имеет не просто описательный характер, но и философский. Поэт подымает проблему естественной гармонии мира и часто агрессивной человеческой цивилизации. А в стихотворении «Жираф» красота экзотического животного контрастирует с обыденностью, скукой города. Можно сказать, что для автора красота естественного мира была спасением от серости будней.

Темы произведений автора были довольно разнообразны, но одной темы он сторонился – политической. Поэтому кажется злой иронией то, что Гумилев был репрессирован властью. Возможно, его «молчание» было истолковано как своеобразный протест.

Со всех мест на земле больше всего манила Гумилева Африка. О ней он грезил с детства, зачитываясь историями в книгах. Как подтверждение - многие события в его произведениях происходят на территории этой страны. Герои автора – заморские красавицы, волшебники и огромное количество африканских животных. А себя он зачислял в ряды отважных конкистадоров.

Об Африке Гумилев знал не только по книгам. Три раза был он в стране своих грез. Анализируя произведения, связанные с Африкой, становится понятно, что автор не просто наслаждался красотой природы, но и проводил кропотливую научную работу по изучению жизни на этом континенте, например, традиций некоторых племен.

Но не исключительно Африка представляла интерес для Гумилева. Есть целый цикл произведений о восточных странах. Восточная культура манила поэта чистотой и гармонией, а экзотическая природа красотой. Таким образом, поэт достигал своей цели – синтеза эстетизма и духовности. Часто в творчестве Гумилева возникают буддистские мотивы. Есть основания полагать, что эта философия была близкой поэту, особенно учение о сансаре – круговороте душ.

Творческое наследие Гумилева включает в себя и балладные произведения. Жанр баллады по своей сути предполагает романтизм. То есть, события из ряда вон выходящие с яркими героями. Гумилев стремился уйти от заурядности жизни, поэтому его произведения овеяны романтикой.

Литература Серебряного века вмещает в себя огромную галерею талантливых авторов, среди которых Николай Гумилев. В его произведениях мы видим необычный экзотический мир, в котором есть и красота, и гармония.

Анна Ахматова в стихотворении “Он любил” писала:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
В лирическом герое этого стихотворения легко узнается поэтический профиль Николая Гумилева. Если вы были внимательными и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилева присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные “музой дальних странствий”. Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников “Романтические цветы”, “Жемчуга”, “Чужое небо” и др. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок. Отголоски африканских впечатлений слышны и в поздних стихотворениях автора с философской, религиозной и социальной проблематикой. Так, в книге стихов “Шатер” экзотика из внешней декоративности незаметно перетекает во внутреннюю лирическую тему. В центре поэтического мира Гумилева – образ независимой и свободной личности. Лирический герой поэта не пассивный созерцатель жизни, а волевая и дерзкая натура, которой чужды серость и обыденность существования. В стихотворении “Старый конквистадор” герой-воин не отступает даже перед лицом смерти. Изнемогая от голода и усталости, он не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем: “Как всегда, был дерзок и спокоен И не знал ни ужаса, ни злости…”. Риск, испытания, приключения – смысл жизни романтического героя Николая Гумилева. Его душа стремится ко всему необыкновенному, прекрасному, изысканному. Так романтика подвига, приключений, преклонение перед отважными завоевателями новых земель звучит в небольшом цикле “Капитаны”: “Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернет паруса”. Мужественная интонация, волевое начало являются доминирующими в лирике Гумилева.
Особенности акмеистической поэзии ярко отразились в лирике Николая Степановича Гумилева. Многоцветная декоративность, живописность композиции, повествовательность описания, стремление к “вещности” образа, предметная детализация, совершенство формы – все это подтверждает принадлежность стихотворений Гумилева к акмеизму.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Н. С. Гумилев начал свой путь в литературе в период расцвета символистской поэзии. Его первое стихотворение было опубликовано в 1902 г., а первый сборник стихов “Путь конквистадоров” вышел в свет в 1905 г. Неудивительно, что в его ранней лирике (кроме Read More ......
  2. Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает Read More ......
  3. Творчество, личность и судьба Николая Степановича Гумилева вызывают в наше время особый интерес. Его стихи привлекали еще при жизни поэта своей новизной, смелостью, яркостью образов. На мой взгляд, каждый из героев Гумилева характеризуется мужеством и силой духа. Гумилев на протяжении Read More ......
  4. Поэт Николай Степанович Гумилев. “Угрюмый и упрямый зодчий”. Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, все его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России. Но как же можно гово­рить “русский” Read More ......
  5. Николай Гумилев в своей ранней поэзии выстраивал своеобразную “египетскую пирамиду”, к которой не так-то легко подступиться. У начала этой пирамиды лежит один из самой ранней его поэзии сборник стихотворений под названием “Путь конквистадоров”. Сильное начало, мужественная интонация отличают его. После Read More ......
  6. Роль поэзии в жизни ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два лагеря: на тех, кто считает поэзию Read More ......
  7. Есть Бог, есть мир – они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Н. Гумилев Лирика русского поэта Николая Гумилева – одно из самых сильных и Read More ......
  8. Многие десятилетия мы питались лишь слухами о судьбе Николая Гумилева, о его жизни, и уж тем более об обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт сотрясалась под натиском шторма. Старая нянька увидела в этом своеобразный знак, сказав, Read More ......
Своеобразие лирики Николая Гумилева

Поэт Николай Степанович Гумилев. «Угрюмый и упрямый зодчий». Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, всё его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России. Но как же можно гово-рить «русский» о поэте, которого почти сразу назвали иностранцем? А что касается революционной эпохи, то она сразу обернулась для поэта траги-чески: в 1921 г. Гумилев был расстрелян.

Слава пришла к Гумилеву задолго до смерти, его узнали как автора нескольких книг, и он уже при жизни был знаменитым русским поэтом.

Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева разнообразны. Стихи его первых сборников — «песни битв». Так появилось самое главное начало, характеризующее романтизм Гумилева, — начало действенности позиции героя, активности, неприятие серости, обыденности существования, воли. Это начало уже никогда не уйдет из его поэзии.

В 1902 г. в «Тифлисском листке» появилось первое стихотворение гим-назиста Гумилева «Я в лес бежал из городов…»:

Я в лес бежал из городов, В пустыню от людей бежал… Теперь молиться я готов, Рыдать, как прежде не рыдал.

Но бежал герой Гумилева не просто в лес из «неволи душных горо-дов». Романтический «лес» Гумилева — это особая условная страна, стра-на только его мечты. Такая, как в сборнике «Пути конквистадоров». Кон-квистадор — это человек, открывающий новый, необычный, романтиче-ский мир:

И если нет полдневных слов звездам, Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую.

Таков романтический герой Гумилева. Мечта героев Гумилева не про-сто бесплотность и отвлеченность, это не только отлет от настоящего, но и полет в будущее. «Людям настоящего», обреченным «быть тяжелыми ка-меньями для грядущих поколений», противостоит обращение к «людям будущего»:

Но вы не люди, вы живете, Стрелой мечты вонзаясь в твердь.

Восток и больше всего Африка были мечтой поэта. Гумилев поэт в своих стихах об Африке, ярко, празднично воспринимая мир, оставаясь романтиком и мечтателем, был уже и профессионалом-исследователем. В поэме «Мик» рассказывается о бесстрашном мальчике, который еще маленьким был взят в плен. В этой поэме утверждается право человека на независимость, право на борьбу. В поэме очень ярко показана природа Африки, ее экзотика.

С годами мир романтической поэзии Гумилева продолжал оставаться романтическим, но не современным. И он это ощущал:

И понял, что я заблудился навеки В слепых переходах пространств и времен, А где-то струятся родимые реки, К которым мне путь навсегда запрещен.

Но Николай Гумилев — истинно русский поэт. К России обращены проникновенные строки лучшего сборника его стихов «Огненный столп» (1921):

О Русь, волшебница суровая, Повсюду ты свое возьмешь. Бежать? Но разве любишь новое Иль без тебя да проживешь?

Нет, не проживет поэт без России, потому что «…золотое сердце Рос-сии мирно бьется в груди моей». Русь действительно брала «свое»: в творче-стве поэта появляются вот такие мотивы и образы: «Детство», «Городок», «Андрей Рублев». Материал с сайта

О расцвете родной земли, о расцвете родной страны мечтал поэт. В по-ру рождения нового мира Гумилев мучился ощущением рождения нового, «шестого» человеческого чувства и пытался сложить грандиозную карти-ну бытия и осмыслить связь времен и пространств.

В современном читательском сознании Николай Гумилев таков, каким он представил себя в стихотворении «Мои читатели»:

Я не оскорбляю их неврастенией, Не унижаю душевной теплотой, Не надоедаю многозначительными намеками На содержимое выеденного яйца, Но когда вокруг свищут пули, Когда волны ломают борта, Я учу их, как не бояться, Не бояться и делать, что надо.

Может быть, именно поэтому велико влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX в.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • особенность поэзии гумилева
  • основные мотивы лирики гумилева
  • мир образов в лирике н.с. гумилева
  • моим читателям гумилев анализ
  • мотивы поэзии гумилева

Сочинение

Анна Ахматова в стихотворении «Он любил» писала:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.

В лирическом герое этого стихотворения легко узнаётся поэтический профиль Николая Гумилёва. Если вы были внимательными и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилёва присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные «музой дальних странствий». Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо» и др. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок. Отголоски африканских впечатлений слышны и в поздних стихотворениях автора с философской, религиозной и социальной проблематикой. Так, в книге стихов «Шатёр» экзотика из внешней декоративности незаметно перетекает во внутреннюю лирическую тему.В центре поэтического мира Гумилёва - образ независимой и свободной личности. Лирический герой поэта не пассивный созерцатель жизни, а волевая и дерзкая натура, которой чужды серость и обыденность существования. В стихотворении «Старый конквистадор» герой-воин не отступает даже перед лицом смерти. Изнемогая от голода и усталости, он не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем: «Как всегда, был дерзок и спокоен // И не знал ни ужаса, ни злости…». Риск, испытания, приключения - смысл жизни романтического героя Николая Гумилёва. Его душа стремится ко всему необыкновенному, прекрасному, изысканному. Так романтика подвига, приключений, преклонение перед отважными завоевателями новых земель звучит в небольшом цикле «Капитаны»: «Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернёт паруса». Мужественная интонация, волевое начало являются доминирующими в лирике Гумилёва.

Особенности акмеистической поэзии ярко отразились в лирике Николая Степановича Гумилёва. Многоцветная декоративность, живописность композиции, повествовательность описания, стремление к «вещности» образа, предметная детализация, совершенство формы - всё это подтверждает принадлежность стихотворений Гумилёва к акмеизму.









2024 © sattarov.ru.