Целевой расход денежных средств. Целевое финансирование и его значение в бюджетных организациях


Основным документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют свою деятельность и, следовательно, организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Данный документ составляется ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.

Смета доходов и расходов представленная на проверку имеет следующую структуру:

1. Доходы:

1.1. Целевые поступления:

· Квартплата - коммунальные платежи - текущие платежи на покрытие индивидуальных расходов собственников квартир по коммунальным услугам;

1.2. Прибыль от предпринимательской деятельности:

· услуг по предоставлению площадей для размещения телекоммуникационного оборудования сетей связи;

· услуг по обеспечению функционирования оборудования линейных сооружений связи;

· услуги по предоставлению доступа в сети Интернет;

2. Расходы:

· расходы по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и эксплуатации многоквартирного дома;

· расходы на инвентарь и хозяйственные принадлежности;

· расходы на материалы;

· коммунальные услуги по содержанию общего имущества;

· приобретение основных средств (хозяйственное оборудование, оргтехника, компьютеры, конторская мебель и пр.);

2.2. Текущий ремонт общего имущества:

· текущий ремонт строительных конструкций здания;

· текущий ремонт инженерного оборудования;

2.3. Холодная вода (водоотведение и водопотребление), отопление.

· расходы по санитарному содержанию придомовой территории;.

2.6. Вывоз мусора

2.7. Переговорно-замковое устройство (ПЗУ)

2.8. Расчетно-кассовое обслуживание РКО

· оплата услуг банка;

2.9. Эксплуатация общедомовых приборов.

2.10. Обслуживание лифта.

2.11. Уборка мест общего пользования.

2.12.Электроэнергия общего пользования.

2.13. Коллективная антенна.

2.15. АУР ТСЖ:

· заработная плата обслуживающего персонала, выплачиваемая по трудовым и гражданско-правовым договорам. К обслуживающему персоналу относятся лица, осуществляющие техническое, административное и хозяйственное обслуживание многоквартирного дома;

· канцелярские и почтовые расходы;

· премии персоналу;

· представительские расходы;

· непредвиденные расходы.

Для учета средств целевого финансирования используется счет 86 "Целевое финансирование", на этом счете учитываются все поступления в некоммерческую организацию. См. Приложение №2 «Начисление квартплаты за 2011год» Что касается сумм доходов, полученных от предпринимательской деятельности, то они направлены на финансирование уставной деятельности некоммерческих организаций, и, следовательно, правомерным является их зачисление также на счет 86 «Целевое использование». Доходы от предпринимательской деятельности складываются из заключенных договоров с собственниками встроенных помещений на оказание им услуг по представлении им места (аренды) для размещения рекламы, предоставлению площадей для размещения телекоммуникационного оборудования сетей связи, по обеспечению функционирования оборудования линейных сооружений связи, по предоставлению доступа в сети Интернет, предоставления коммунальных услуг.

При осуществлении предпринимательской деятельности нами используется схема бухгалтерских проводок, применяемая в коммерческих организациях и эти суммы (суммы полученной прибыли) отнесены на счет 86 и включены в состав доходов, предназначенных для использования в основной деятельности. (Приложение 1 «ОСВ по счету 86»).


Похожая информация:

  1. B) банк, осуществляющий обслуживание держателей карт и расчеты с торговыми предприятиями за счет собственных средств

Учет расходов бюджетного предприятия, а также его доходы от основной и прочей деятельности относятся сегодня к наиболее сложным и спорным вопросам учета таких организаций. Целевое финансирование в этом отношении используется достаточно редко, поскольку на сегодняшний день отсутствует единая методика работы с таким счетом. Однако, несмотря на все сложности, именно такой счет является основным в вопросах получения прибыли и согласования затрат на основные фонды. Лишь в случае предоставления денежных средств на единственный проект в рамках одной программы можно говорить о том, что работать с таким счетом достаточно просто. Во всех остальных случаях целевое финансирование и его анализ требует от руководителя и главного бухгалтера предприятия тщательной подготовки и высокого квалификационного уровня.

Не меньше вопросов возникает и в системе правильного отражения операций при использовании денежных средств такого финансирования. Дело в том, что такое поступление средств на счет предприятия предусматривает использование финансов исключительно на те которые поставило перед предприятием государство. В противном случае высшие руководящие чины таких могут быть привлечены к уголовной ответственности за нецелевое использование государственных средств. По этой причине целевое финансирование предусматривает постоянный контроль за текущим денежным потоком, а также строгую отчетность о выполненной работе.

В рамках такого предоставления денежных средств для каждой некоммерческой организации открывается ряд счетов, отражающих тот или иной вид Обычно такие операции предусматривают:

  1. Получение и зачисление на счет денежных средств, выделенных бюджетом страны на те или иные цели.
  2. Списание расходов на содержание некоммерческой организации за счет поступивших средств.
  3. Перечисление денежных средств на выполнение определенного проекта или программы. На этом этапе и осуществляется непосредственное целевое финансирование.
  4. Приобретение основных средств за счет использования выделенных финансов, а также реализация поставленной перед предприятием задачи.
  5. Отражение по приобретаемым основным средствам.
  6. Возвращение средств целевого финансирования и отчетность по выполнению

Учет целевого финансирования предусматривает несколько способов его осуществления, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. В системе современного российского законодательства не предусмотрен четкий механизм его реализации, а также отсутствует нормативно обоснованный и грамотно разработанный подход. В идеале остаток по кредитному счету должен быть равен сумме дебетовых остатков, которые находятся на денежных счетах бюджетной организации. Однако на практике часто возникают такие ситуации, когда денежные средства от целевого финансирования еще не поступили, а организация уже несет фактические расходы по реализации государственной программы. Иногда даже могут возникать ситуации, при которых общая сумма расходов предприятия будет больше выделенных средств. В таком случае некоммерческой организации придется писать о выделении дополнительных целевых средств для реализации программы в полном объеме.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что целевое финансирование - это плановое выделение средств из государственного бюджета для какого-либо проекта или программы с целью повышения социально-экономического развития страны. К сожалению, в настоящее время наша страна не очень балует своих граждан различными программами, однако, хочется верить, что и мы когда-нибудь достигнем уровня развития западных стран.

Организация далее «Ассоциация» зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ как: Ассоциация общероссийских общественных организаций, ведет свою деятельность (ОКВЭД Код 92.6 - Деятельность в области спорта) на пожертвования инвесторов (582 ст. НК). До 31.12.14г., на УСН -доходы -6%.Перед проведением олимпиады в Сочи, на денежные средства «Ассоциации» построен и частично (1 этап строительства- 24.01.14г.) сдан в эксплуатацию «Олимпийский объект» (собственник – «Ассоциация»).При сдаче второго этапа, Ассоциация перешла на общий режим налогообложения (с 01.01.15г.).Для строительства, были привлечены как собственные денежные средства (пожертвование на уставную деятельность, целевые пожертвования на строительство «Олимпийского объекта»), так и взят кредит в банке (под залог объекта и земельных участков под объектом (земельные участки в аренде у государства на 49 лет).Из - за не выполнения своих обязательств по кредиту, Банком начат процесс отчуждения «Олимпийского объекта» у собственника.Вопрос: При переоформлении права собственности «Олимпийского объекта» на Банк, может ли ИФНС квалифицировать расходование «пожертвований» на строительство «Олимпийского объекта» как не целевое использование денежных средств, и если да, то какие налоговые последствия ожидают организацию.

В данном случае пожертвования использованы по целевому назначению. Тот факт, что объект будет отчужден из-за невыполнения обязательств, не может повлиять на признание использования денежных средств нецелевым.

Обоснование

Из книги Эльвиры Митюковой

Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение

3.1. Когда поступления не облагают налогом на прибыль

Налоговое законодательство называет две группы не облагаемых налогом средств: целевое финансирование и целевые поступления. Оба они должны быть:

  • получены безвозмездно;
  • использованы по целевому назначению и в срок;
  • потрачены на содержание некоммерческой организации или на ведение ее уставной деятельности;
  • учтены раздельно.

Если не выполняется хотя бы одно из данных условий, то с поступлений придется заплатить налог на прибыль. Об этом прямо говорится в письме Минфина России от 31.10.2005 № 03-03-04/4/74 . Рассмотрим основные из этих условий более подробно.

Целевое назначение

Что значит: поступления использованы по целевому назначению? Как быть, если средства используются одновременно и целевым, и нецелевым образом ? В этом случае налог начисляют только на ту часть денег, которая использована нецелевым образом.

Сложнее, если целевые средства потрачены на покупку имущества, которое будет использоваться в обоих видах деятельности НКО . Тогда, по мнению налоговых инспекторов, такие средства облагаются полностью налогом на прибыль.

В противном случае придется предоставить документы о целевом использовании средств. Если документы предоставлены, то позиция налогоплательщика обоснована. Поэтому, даже если организация использует целевое имущество, направленное на некоммерческую деятельность, еще и в предпринимательстве для достижения уставных целей, облагать его налогом на прибыль неправомерно.

Но эта позиция все же является весьма спорной, и налоговики с такими доводами могут не согласиться. Поэтому не исключено, что отстаивать свои права организации придется в судебном порядке.

Также спор может возникнуть, если НКО положит целевые деньги на депозит . Минфин сообщил по этому вопросу следующее. Размещение целевых средств на депозите не будет являться нецелевым использованием денег и, следовательно, не приведет к их обложению налогом на прибыль только при наличии следующих условий:

  • у НКО нет расходов по размещению временно свободных остатков целевых средств на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах, признаваемых в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Наличие расходов, направленных на получение дохода, является основным критерием отнесения деятельности к предпринимательской;
  • НКО имеет документальное обоснование целесообразности решения о размещении временно свободных остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах с точки зрения минимизации риска потери (обесценивания) соответствующих средств;
  • НКО имеет документальное обоснование целесообразности неполного использования целевых средств в том периоде, в котором они получены;
  • денежные средства с депозита будут потрачены на содержание некоммерческой организации или на ведение ее уставной деятельности по целевому назначению и в срок.

При этом целевые деньги налогом облагаться не будут. Подпадут под налогообложение только полученные проценты от размещения средств на депозите (см. письма Минфина России от 01.08.2013 № 03-03-06/4/30833 , от 29.07.2013 № 03-03-06/4/30025 , от 13.01.2014 № 03-11-06/2/262 (в части применения УСН) и др).

Срок использования

Также необходимо, чтобы целевые средства были потрачены в срок. Однако, если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности (см. письмо Минфина России от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26).

А как быть, если целевая программа охватывает несколько лет? Или целевые средства остались на конец года?

Неистраченные поступления не будут облагаться налогом на прибыль, если будут отражены в смете следующего года входящим остатком. Главное, чтобы по ним не истек срок их использования (см. письмо Минфина России от 26.06.2007 № 03-03-06/4/75).

Раздельный учет

Заметьте: целевые поступления признаются таковыми для целей налогового учета лишь при условии, что та некоммерческая организация, которая их получает, ведет раздельный учет, как самих целевых поступлений по программам, так и доходов и расходов по предпринимательской деятельности (если такая деятельность ведется). Подробнее о том, как это делать на счетах бухгалтерского учета, мы написали в разделе 2.2 «Особенности бухгалтерского учета НКО».

А что будет, если не вести раздельный учет?

В таком случае все средства, которые получает некоммерческая организация, налоговики посчитают внереализационными доходами и потребуют включить их в налогооблагаемую базу. Если целевые средства истрачены организацией не по назначению или не в срок, то они также увеличивают налогооблагаемую прибыль.

Дело в том, что для некоммерческих организаций, получающих средства целевого финансирования и целевые поступления, в соответствии сподп. 14 п. 1 и ст. 251 НК РФ установлена обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.

Можно ли при этом учитывать расходы для налогообложения?

Целевые финансирование и поступления - это средства, получен­ные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального на­значения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

К целевому финансированию относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.

Источниками целевого финансирования являются:

    в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

    в виде полученных грантов, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

    в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

    в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

    в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;

    в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Федерального фонда производственных инноваций;

    в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерные опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течении одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

    в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Следует отметить, что в соответствии НК РФ (2) не учитывается при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательстваРоссийской Федерации.

Таким образом, в целях налогового учета целевое финансирование, являясь доходом организации, не включается в налоговую базу.

Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 «Целевое финансирование», сальдо кредитовое отражает неиспользованные средства целевого назначения. Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование – по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Основная часть целевого финансирования приходится на государственную помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000.

В соответствии с данным ПБУ государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией – бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории:

    направляемые на финансирование капитальных вложений: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списывают на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов бюджетное финансирование списывается с доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;

    используемые для оплаты текущих расходов: сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывается на финансовый результат в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материалов и других МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются на финансовый результат.

ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:

1. по мере фактического получения бюджетных средств;

    при наличии следующих условий:

имеется уверенность в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены;

имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут получены.

Выполнение первого условия должно подтверждаться заключенными договорами, технико-экономическими обоснованиями, утвержденной проектно-сметной документацией и другой подобной документацией.

Подтверждением второго условия могут быть уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств, утвержденная бюджетная роспись и иные соответствующие документы.

При первом варианте принятия к учету бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в дебет счетов имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и других счетов) и кредит счета 86 «Целевое финансирование».

При втором варианте принятия к учету бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолжности по целевым бюджетным средствам и оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 55 и др.), счетов учета имущества (08, 10и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счета 86 «Целевое финансирование» в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита счета 08).

В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доход с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» в момент принятия к учету материально-производственных запасов (МПЗ), начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

Суммы, учтенные по кредиту счета 98, списывают в дебет данного счета с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по мере отпуска МПЗ на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.

Использование средств целевого финансирования отражают по дебету счета 86 и кредиту счетов:

20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;

98 «Доходы будущих периодов» - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

В связи с однородностью содержания, назначения и использования источники хозяйственных средств, учитываемые на счетах 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование», подлежат отражению в одном регистре – в журнале-ордере №12. В этом журнале организуется как синтетический, так и аналитический учет операций по этим счетам (аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления). Основанием для записи операций в журнале-ордере №12 служат справки бухгалтерии, выписки банка, отчеты кассира и др. Обороты по дебету предварительно собираются в листке-расшифровке из разных журналов-ордеров.

При журнально-ордерной форме учета по окончании отчетного периода на основе аналитических данных журналов-ордеров №12, 15 по счетам 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование» заполняется форма «Движение собственного капитала» годового отчета «Приложение к бухгалтерскому балансу организации».

На рис.3 показаны корреспонденции счетов возникающие при перечисленных операциях:

Списание денежных средств за счет целевого финансирования

С начальное - сумма неизрасходованных средств

Уменьшение на сумму затрат материалов, начисленной оплаты труда работникам и расходов на оплату выполненных работ и оказанных услуг

Увеличение за счет денежных средств, полученных от других организаций, учреждений и лиц

Расходы на содержание детских и культурно-просветительных учреждений

Причитающиеся к уплате взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях, платы за обучение и т.д.

Начисление средств целевого назначения унитарной организации

Использование средств полученных в виде инвестиций

Направление коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов, а также при поступлении безвозмездных средств имеющих целевой характер

Схема режима работысчета 86 «Целевое финансирование»

В рамках данного раздела особо следует остановиться на содержании целевых средств. К доходам, не облагаемым налогом на прибыль, относятся целевые средства. Целевые средства в целях налогообложения прибыли подразделяются на средства целевого финансирования и целевые поступления.

Средства целевого финансирования. Закрытый перечень средств целевого финансирования приведен в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

В частности, к ним относится имущество, полученное общественными объединениями в виде:

Грантов;

Инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

Средств дольщиков и (или) инвесторов, аккумулированных на счетах организации-застройщика;

Средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;

Средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

Средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;

Страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

Средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;

Средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

Все перечисленные средства целевого финансирования относятся к доходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли. Но существуют определенные условия, при несоблюдении которых средства целевого финансирования могут стать объектом налогообложения по налогу на прибыль.

Рассмотрим подробнее вопрос о налогообложении грантов.

К средствам целевого финансирования, согласно п. 14 ст. 251 НК РФ, относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования: в виде полученных грантов.

Под грантами понимаются денежные средства или иное имущество, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями.

Перечень таких организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. № 923 «О Перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов».

В этот список включены:

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.

Союз конфедераций промышленников Европейского экономического сообщества.

Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными независимых государств бывшего Советского Союза.

Международный фонд технологий и инвестиций.

Объединенный институт ядерных исследований.

Международное агентство по атомной энергии.

Фонд Карнеги "За международный мир", США.

Американский фонд гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза, США.

Американский совет по международному образованию.

Общество сохранения диких животных, США.

Национальное агентство космических исследований, США.

Русский общественный фонд Александра Солженицына, Швейцария.

Шведская королевская академия наук.

Всего около 80 организаций.

Гранты предоставляются на конкретные программы в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также научные исследования на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Согласно вышеизложенному, не являются объектом обложения налогом на прибыль гранты, полученные общественными объединениями для осуществления целевых программ, относящихся к их уставной деятельности, при условии их фактического использования на указанные цели.

С 1 января 2006 г. законодатель внес изменения в Налоговый кодекс РФ. Изменения в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, во-первых, устанавливают, что денежные средства или иное имущество, предоставленные иностранными физическими лицами, как гранты признаваться не могут (ранее грантами признавались полученные средства или имущество от любых физических лиц – как российских, так и иностранных).

Кроме этого, уточнены цели, на которые могут выделяться гранты. Новыми целями, на которые могут выделяться гранты, являются:

а) охрана здоровья населения (направления: СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез);

б) защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ;

в) социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Следовательно, с 1 января 2006 года средства или имущество, полученные от иностранных физических лиц, признаются как гранты. Для целей налогообложения прибыли они рассматриваются как безвозмездно полученное имущество, которое, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ, является внереализационным доходом и должно быть включено в налоговую базу на момент поступления на расчетный счет (для денежных средств) или на дату подписания акта приема-передачи имущества (для безвозмездно полученного имущества).

Соответственно, если денежные средства от иностранного физического лица поступили на расчетный счет (в отношении имущества - подписан акт приема-передачи) до 1 января 2006 года - они не включаются в налоговую базу, если после 1 января 2006 года - включаются.

Аналогично, поступившие до 1 января 2006 года денежные средства и имущество на указанные новые цели грантами еще не признаются и также, согласно п. 8 ст. 250 НК РФ, должны рассматриваться как внереализационные доходы и включаться в налоговую базу. В случае же получения этих средств после 1 января 2006 года они уже будут признаваться грантами (при условии, что они отвечают иным требованиям, установленным по отношению к грантам в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и не должны будут включаться в налоговую базу.

Организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования.В случае отсутствия учета указанные средства подлежат налогообложению с даты их получения.

Средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению, иначе они подлежат включению во внереализационные доходы организации.В целях налогообложения средства целевого финансирования включаются в состав внереализационных доходов в момент фактического использования не по целевому назначению.

Организация должна использовать поступившие средства. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, являются средствами целевого финансирования только при условии использования их в течение одного календарного года с момента их получения.









2024 © sattarov.ru.